В период поста на упаковках появляются надписи «постный продукт», а в кафе и ресторанах вводят специальное постное меню.
Что же это такое — забота о верующих или очередная маркетинговая уловка? Давайте разбираться.
Бизнес наращивает продажи постных продуктов. В Великий пост традиционно растут продажи растительной пищи. Постящиеся отказываются от продуктов животного происхождения: мясной, молочной продукции и яиц.
Одновременно покупатели обращаются к растительным заменителям привычных продуктов.
В 2022 году продажи миндального молока на фоне Великого поста подскочили на 75%, кокосового — на 65%. Это коснулось даже алкоголя, от которого отказываются многие постящиеся.
Постные блюда предлагают даже бургерные и стейк-хаусы, делая котлеты из растительного мяса.
Владельцы кафе и ресторанов признают, что Великий пост в том числе дает возможности для продвижения. Новые блюда позволяют лишний раз напомнить о себе в соцсетях, а эксперименты шеф-поваров могут привлечь внимание СМИ.
Великий пост ценят и сами кулинары. Он дает им возможность добавить в меню блюда, которые в обычное время могли остаться незамеченными.
Бизнес пользуется уловками, но это не всегда плохо.
С одной стороны, некоторые маркетологи считают, что «постные» продукты и меню — это просто уловка предпринимателей. Черный хлеб, орехи и овощи остаются постными целый год, но получают маркировку только в Великий пост. Это придает им уникальности, а значит позволяет поднять цены, отмечают специалисты. При этом регламент производства постных продуктов нигде не прописан, поэтому продавцы могут ставить такую маркировку на любые товары.
С другой стороны, бизнес зарабатывает на постной пище не от хорошей жизни. В Великий пост покупают меньше мяса, яиц и молочной продукции, и эти потери нужно как-то компенсировать. В том числе поэтому предприниматели расклеивают этикетки «постный продукт» и оборудуют специализированные отделы в магазинах.
В любом случае с помощью таких «уловок» бизнес помогает постящимся ориентироваться и быстрее находить подходящие продукты. Закономерно, что предприниматели получают вознаграждение за то, что делают жизнь 14 млн россиян легче.
Конечно, эта ситуация неоднозначная. Но остаётся надеяться на добропорядочность предпринимателей, которые в большей степени принесут пользу постящимся, а не поставят во главу угла лишь свою наживу.
Источник: dzen.ru
Бизнес-ниша: лавка-пекарня для вегетарианцев и сыроедов
Сыроедение, вегетарианство, веганство – системы питания, чья идеология основана на определенных ограничениях и пользе для здоровья, стали довольно популярным в России явлением. Не остались в стороне от тренда и предприниматели – во многих регионах возникли небольшие предприятия, выпускающие продукцию для сыроедов, вегетарианцев и веганов. Одна из таких компаний – самарская лавка-пекарня «Зерно». Относительно нестандартный для Самары формат фуд-бизнеса запустили Максим Объедков и Юлия Кузнецова.
Максим Объедков, Юлия Кузнецова – сооснователи и идеологи лавки-пекарни «Зерно» (Самара). До этого проекта Максим работал шеф-поваром в чайном клубе «Чайковский» и был основателем первого в Самаре заведения вегетарианской кухни «VegGo»; Юлия работала в сферах копирайтинга, журналистики и PR. В 2012 году Максим и Юлия вместе с друзьями Денисом Гавриловым и Григорием Волковым основали продовольственную артель «Русская печь», специализировавшуюся на приготовлении заквасочного хлеба по исконно-русским рецептам. На основе артели в январе 2015 года был запущен проект «Зерно».
Юлия Кузнецова.
Как появилось «Зерно»
Юлия: Мы знали друг друга, общались. Максим разрабатывал вегетарианское меню ресторана «Чайковский». Я занималась выпечкой на заказ. Училась всему сама, на дому. Первый опыт был в съемной квартире — очень понравилось. Буквально спала на мешках с мукой. Училась делать закваску. Получилась с третьего раза.
Потом часть раздала – слишком много вышло. Постепенно научилась печь хлеб по старинным русским рецептам. Бездрожжевой хлеб делается долго – приготовление проходит в три этапа. Руки привыкли, и я стала проводить мастер-классы: в общей сложности их посетило около 70 человек.
В какой-то момент Максим и я в своей деятельности уперлись в потолок: хотелось сделать так, чтобы хобби приносило хорошие деньги и стало бизнесом. Максим предложил объединиться – и поехали. Решили открывать изначально не кафе, а только пекарню. Если такая кухня приживется – будет иметь смысл развиваться дальше. Мы хотели начать заниматься правильным, полезным для всех делом, которое бы приносило благо, формировало культуру питания.
Удачно сняли помещение в здании неработающего завода. Площадь максимально подходящая: здесь изначально пространство планировалось под столовую. Даже оборудование было, которое, правда, мы выкатывали своими силами. Затем сделали ремонт. После отправились за техникой и инвентарем.
Максим: Повезло с поставщиками, которые были готовы отдать все за более чем умеренную цену в связи с ликвидацией. Их закрытие стало для нас спасением.
Сейчас у нас есть хорошая промышленная электрическая печь, несколько холодильников, морозильные шкафы, много столов, полок, стеллажей — для хранения сырья и готовой продукции. Огромная мясорубка и овощерезка. Очень много посуды, инструменты. Для выездных мероприятий закупили бойлеры и термосы.
Затраты на запуск
Юлия: открытие пекарни нам обошлось в очень вменяемые деньги — около 300 тысяч рублей. Если бы не удача – ушло бы порядка 800 тысяч. Инвесторов не привлекали: вложили личные сбережения, часть денег заняли у знакомых.
Деньги мы вложили в проект не одномоментно. Постепенно докупали какие-то необходимые вещи от прибыли с мероприятий. Сейчас мы можем спокойно сказать, что пекарня укомплектована.
В ассортиментной линейке пекарни «Зерно» — различные виды бездрожжевого хлеба, постные вегетарианские пироги и коврижки, различная этно-выпечка (самосы, лепешки-паратха и т.д.), блюда индийской кухни.
Основной штат сотрудников в «Зерне» – два человека, это я и Максим. На выездные мероприятия приглашаем людей дополнительно. Также у нас есть фриланс-сотрудник, который удаленно готовит хлеб на родниковой воде по специальной технологии в огромной печи. Такую выпечку мы распространяем через магазины. Стоит она, конечно, дороже привычной буханки в магазине.
Максим: Юля у нас пекарь, а я – повар-универсал.
Сыроедческий слоеный ореховый торт.
Аудитория
Юлия: наша целевая аудитория – взрослые люди — от 25 до 60 лет, задумывающиеся о здоровом питании. Количество желающих попробовать сыроедческие блюда постоянно увеличивается. Постепенно к нам присоединяются и мясоеды, потому что им нравится вкус блюд, несмотря на отсутствие многих привычных им ингредиентов. Мясоеды чаще всего выбирают сладости.
Людей, которые ограничивают потребление мяса, тоже все больше. Мне кажется, что это связано с популяризацией данного направления питания. Реклама о нас распространяется по принципу «сарафанного радио».
Максим: Еще мы ориентированы на тех, кто занимается йогой, увлекается вегетарианством или голоданием. Их количество тоже постоянно растет.
«Производство окупилось за лето»
Юлия: Своей стационарной точки у нас на данный момент нет. Есть несколько магазинов, куда мы привозим свою продукцию. И еще мы принимаем участие в различных фестивалях в Самарской области — «Протока», «Барабаны мира», «Ресторанный день» и т.д.
Этим летом мы в качестве эксперимента ставили шатер на набережной. Поняли, что идея удачная. Вскоре появится своя сеть кондитерских и кафе. Но начнем с витрины в торговом центре, где люди смогут попробовать продукцию и постепенно привыкнут к тому, что сыроедение – это нормально. Если идея будет удачной – откроем несколько точек.
Сейчас мы работаем в данном направлении, ищем подходящее место.
Некоторые цены на продукцию пекарни «Зерно»: пшеничный бездрожжевой хлеб с чесноком и итальянскими травами (1000 гр.) – 120 рублей; ржаной бездрожжевой хлеб с кориандром и тмином (1200 гр.) – 180 рублей; круглый заливной пирог с цукини, томатами и брынзой – 600 рублей; медовый рулетик с орехами, корицей и фиником (95 гр.) – 180 рублей; сыроедческий ореховый торт (225 гр) – 200 рублей.
Занимаемся и кейтерингом. Например, 14 ноября ожидается сыроедческая свадьба. В меню будут входить горячие лепешки с тремя соусами на выбор, сыроедческие бутерброды с перцем, два вида салата. Из напитков: пунш и безалкогольный глинтвейн. Работаем из расчета 1000–1200 рублей на человека.
Максим: Производство окупилось за лето. Мы часто были на фестивалях, где хорошо заработали. Поначалу не хватало рук и профессионализма в плане представления бизнес-процессов. Концепции работы пекарни мы не создавали – не считали, что это важно и нужно. За прошедшее время мы уже поняли, что без понимания каких-то бизнес-процессов открывать свое заведение не имеет смысла, поэтому активно ходим на различные бизнес-тренинги, учимся создавать концепты.
Сейчас у нас цель – выйти на стабильную прибыль. Будет сделан упор и на PR: планируем продвигать группу «ВКонтакте» для того, чтобы повышать количество индивидуальных заказов. Ну и попробуем там напоминать о себе регулярно, приобретать постоянных клиентов.
Бездрожжевой хлеб из цельнозерновой и гречневой муки.
Источник: biz360.ru
Отчет: Бизнес неплохо зарабатывает на постных продуктах
Согласно статистическим выкладкам, потребление постных продуктов в период Великого поста в России значительно увеличивается, что позволяет бизнесу зарабатывать на халяльных и кошерных категориях. Миллионы верующих стараются изменить свои пищевые привычки, сосредотачиваясь на постных товарах.
ВЦИОМ говорит о 10% граждан России, которые планируют держать пост, хотя на самом деле полный отказ от традиционных продуктов поддерживают только 4% россиян. Согласно данным «Российской газеты», каждый год потребление постной продукции, реализуемой через сети ритейлеров, возрастает на 10%.
За первые 6 месяцев 2017 года продажи постных майонезов выросли на 17%, что связано с Великим постом. Халяльные продукты питания имеют стабильный спрос, поэтому и производители стараются удовлетворить потребности примерно 20 млн мусульман, проживающих в России. Объем мирового рынка халяльных продуктов достиг оборота в $2,1 трлн.
Источник: dni24.com