Правовое регулирование бизнеса это

Белоус, А. Р. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации / А. Р. Белоус. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68016/ (дата обращения: 24.05.2023).

Данная статья посвящена вопросам правового регулирования предпринимательской деятельности. Изучено соотношение норм публичного и частного права, задеты вопросы проблем правовой регламентации предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматели, Гражданский Кодекс РФ.

This article is devoted to the issues of legal regulation of business activity. The correlation of public and private law norms was studied, and questions were asked about the problems of legal regulation of business activity.

Keywords: business activity, entrepreneurs, Civil Code of the Russian Federation.

Предпринимательское право — отрасль права, комплекс правовых норм, которые регулируют соединение частных и общественных интересов при организации и ведении предпринимательской деятельности. Основной целью науки предпринимательского права является совершенствование и улучшение всей отрасли, всех областей ее применения. В качестве основы предпринимательского права выступает гражданское законодательство, содержащее большую часть норм частного права. Предпринимательская деятельность также регулируется нормами различных законодательств: административного, земельного, трудового, налогового, финансового, уголовного и другими, норма которых включают в себя понятия публичного права.

Видеоурок 5. Правовые основы предпринимательской деятельности. Обществознание 11 класс

Во времена СССР представления о предпринимательстве были размыты, в сфере торгового права они предпринимательское право принимало незначительное участие. В советский период главенствовало публичное право, заменившее полностью частноправовые начала, поэтому ставился вопрос о существовании института частного права как такового.

Активно развивалось направление хозяйственного права, которое, по мнению его сподвижников, должно было оказать объединительный эффект на процессы регулирования разных имущественных отношений, имеющих связь с вмешательством в экономические процессы со стороны государства. По сути, сторонники идеи отказывались полностью от разделения права на частное и публичное, что становилось причиной потери ориентиров в сфере правового регулирования общественных отношений.

Мы убеждены, что деление права на публичное и частное — это необходимость. Граждане государства, становясь участниками правовых отношений, вне зависимости от типа правового договора, нацелены на определенные блага (мена, услуга и т. д.). Предпринимательское благо — получение прибыли.

Предприниматели, являются физическими лицами, поэтому право имеет исключительно частноправовой характер [3, с.54]. При этом граждан, которые не имеют статуса предпринимателя, невозможно привлечь к уголовной или административной ответственности за получение благ или прибыли, а предпринимателей можно. Иными словами, предприниматели находятся под контролем государственных служб и ведомств, что свидетельствует о публично-правовом характере права.

Кодекс предпринимателя. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Вполне очевидно, что комплексное правовое регулирование производится на основе законодательных решений, но подобное не способно дать точного представления о двух разных строях отношений публичных и частных, и отраслях права, которые им соответствуют. Правовое регулирование, базирующееся на комплексных нормативных актах, в которых прописаны нормы частного и публичного права, не способно изменить базы, реализующей традиционное разделение права на частное и публичное. Создание ограничений для частных свобод — это необходимость для государства, что и реализуется при описании отношений в государственных комплексных нормативных актах. Но в каждом из подобных актов можно найти разделение на частноправовые и публично-правовые нормы.

В сравнении с отраслью права, которая включает в себя однородные правовые нормы, законодательная сфера имеет комплексный характер, потому что нормативные акты, которые ее формируют, состоят из норм различных правовых отраслей. В некоторых ситуациях нормативные акты включают в себя нормы единственной правовой отрасли, в других — нормы нескольких. К примеру, в ГК можно выделить огромное количество норм частного права, а УК — публичного, как и в административном кодексе. В большинстве своем, в нормативных актах не прослеживается преимуществ со стороны определенных правовых отраслей. Поэтому сложно найти четкое разделение норм в отношении предпринимательской сферы.

Законодательство построено на основе существующих практических интересов, поэтому состоит из норм, которые различны по отраслевому характеру [5, с.77]. Это необходимо для учета объективно существующих связей между различными общественными отношениями и их полного комплексного регулирования. Служебная роль принимаемых актов и само предназначение законодательно в этом и заключается.

Читайте также:  Бизнес консультирование как вид психологической помощи

Предназначение законодательства — правовое регулирование предпринимательской деятельности в государстве. Специфика регулирования в системе законодательства России воплощается в соответствующих статьях и главах ГК, а также в конкретных нормативных актах. В обоих случаях правила, призванные регулировать предпринимательскую деятельность, соотносятся с общественными правилами частного права.

Если нормативный акт не относится к закону, то он считается подзаконным. Сейчас просматривается тенденция к уменьшению удельного веса существующих подзаконных нормативных актов и повышения влияния роли и количества принимаемых законов в регулировании разных отраслей общественной жизни, в том числе и предпринимательской. Предпринимательский статус и его возможность также ранее определялись не законодательством, а индивидуальным усмотрением органов исполнительной власти.

В действующем законодательстве требуется детальная регламентация работы органов публичной власти, четкая фиксация их полномочий и компетенций, ответственности. Но сейчас их власть ограничивается простым принципом: «можно то, что допускает закон». Если говорить о сфере предпринимательства как об отрасли частной жизни, то нужно сразу отказаться от подробного правового регулирования, от перечневых методик предоставления прав, а сразу переходить к способу признания прав предпринимателей по принципу: «можно все, за исключением того, что запрещает закон».

Предприниматели должны иметь права принимать различные решения, не противоречащие действующим законам [1, с.105]. Локальная разработка норм должна стать область предпринимательского самоуправления. Просматриваемая тенденция состоит в ее расширении и последующем сужении отрасли централизованного регулирования, в добавлении в нормативные акты органов власти. В федеральном законодательстве должны прописывать общие, необходимые требования к предпринимательской деятельности.

Предприниматели имеют достаточные свободны при определении содержания локальных нормативных актов, но при этом обязаны принимать во внимание императивные законодательные требования, действующей вне зависимости от их включения в локальные регламенты. Это относится, к примеру, к вопросам, соответствующим исключительной компетенции общих собраний акционерных обществ, размерам резервных фондов и уставных капиталов компаний. При создании локальных регламентов в качестве базы должны выступать уставы, нормы, которые разрабатываются методическими центрами, и рекомендательные положения, которые являются источниками коммерческого права.

Поэтому мы определяем, что РФ правовое регулирование предпринимательской деятельности не способно нести определенного, детального характера, потому что предпринимательский статус и контроль, распространяемый на него, рассчитан в большей степени на публичное нормирование, чем на частное в отношениях с иными участниками отрасли и государственными органами. Поэтому требуется более четкое определение прав, обязанностей и ограничений для предпринимателей, не отсылочных норм, способных регулировать ведение предпринимательской деятельности.

Распространено мнение, что правовое регулирование сферы предпринимательства пребывает в неудовлетворительном состоянии. Вполне понятно, что правовое регулирование здесь должно быть рассмотрено в широком смысле, как воздействие государственной власти, государственного аппарата на сферу предпринимательства. Сюда можно отнести подзаконное и законодательное регулирование, правоприменительную сферу, формирование деловой практики и стандартов делового оборота.

По множеству внешних признаком можно понять, что состояние этой области деятельности далеко от идеального. Сравнительно малую правовую ценность имеют множество важных понятий: недопустимость злоупотребления правом при ведении хозяйственной деятельности, добросовестность поведения участников правовых и гражданских отношений, устойчивость условий подписанных договоров, признание существования конкурентной среды в качестве основной движущей силы экономического развития, деловая репутация, положительный имидж организации, защита авторского права и т. д.

Можно выделить множество причин всему этому, а с некоторыми надо и разобраться.

Важным отрицательным фактором являются очевидные минусы действующего законодательства и законодательной деятельности (в общем смысле, учитывая и выпуск подзаконных актов).

Существует понятие «презумпции не регулирования». Здесь подразумевается подход, когда общественные отношения подвергнуты законодательному правовому регулированию. В противном случае, отсутствие регулирования причинить объективный и вполне прогнозируемый вред гражданам и общественной жизни в целом.

Из действующих законов понятие «презумпции не регулирования» давно ушло. Многие ведомства стараются доказать необходимость собственного существования с помощью всеобщей регламентации общественных отношений в сфере прав и обязанностей. Это реализуется с помощью издания регламентов, указов, приказов, технических инструкций, пояснений, постановлений и т. д. По сути, самым простым способом правового регулирования является наложение запретов. Говоря по-простому: «если не знаешь, как правильно сделать, запрети».

Читайте также:  Продажа мяса для собак как бизнес

Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ

Понятие предпринимательской деятельности установлено нормами Гражданского кодекса РФ. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность как физического, так и юридического лица, которая ведется с целью систематического получения прибыли, на свой страх и риск, от своего имени, под собственную ответственность имущественного характера.

В России формируется свободный рынок товаров и услуг, работ, который и представляет собой сферу предпринимательской деятельности. Определение предпринимательской деятельности включает в себя 6 основных признаков:

  • Самостоятельность характера.
  • Осуществление на свой страх и риск, в том числе под собственную ответственность своим имуществом.
  • Основная цель – получение прибыли, все остальные цели являются побочными.
  • Источником прибыли являются доходы от производства и продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг.
  • Получение прибыли носит систематический характер.
  • Для ведения деятельности требуется государственная регистрация.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Если хотя бы один из первых пяти признаков отсутствует, то и предпринимательская деятельность как таковая отсутствует. Шестой признак является формальным. Однако деятельность может быть признана предпринимательской и без ее официальной регистрации. Граждане. которые осуществляют свои сделки, не являясь предпринимателями, не вправе ссылаться на свой статус предпринимателя, если они таковыми не являются.

Предпринимателю необходимо знание правовых основ ведения предпринимательской деятельности, в том числе порядка государственной регистрации индивидуального предпринимателя, для того, чтобы не допустить нарушений закона и не получить штраф. В некоторых случаях возможна регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей лиц, которые не способны самостоятельно осуществлять подобную деятельность (недееспособные). В таких случаях регистрацию предпринимателя можно обжаловать в суде, так как по закону она является недействительной. Кроме того, если при создании юридического лица допускаются нарушения, которые носят неустранимый характер, то юридическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, также может быть ликвидировано.

«Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Рисунок 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Законодательное регулирование предпринимательской деятельности

Деятельность предпринимателей регламентируется отраслями как частного, так и публичного права. К частному праву относятся гражданское, трудовое и т.п., а к публичному – административное, финансовое, уголовное и т.п. В настоящее время предпринимательская деятельность регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Конституция РФ.
  • ГК РФ. Так, часть 1 содержит понятие предпринимательской деятельности гражданина, характеризует ее специфику.
  • КоАП РФ. Содержит основные правонарушения в сфере предпринимательской деятельности. Например, ст. 14.16 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной продукции.
  • УК РФ. Содержит составы преступлений, которые регламентируют вопросы незаконной предпринимательской деятельности.
  • Налоговый кодекс РФ. Предусматривает положения о налогах и сборах, которые выплачиваются предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
  • ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 2007 г. №209-ФЗ. Содержит информацию о нормативно-правовом регулировании предпринимательской деятельности. В законе упоминаются понятия малого и среднего предпринимательства, меры по поддержке бизнеса, социального предпринимательства и т.д. Кроме того, закон предусматривает порядок выдачи патентов, льготы по кредитам, резервирование товаров и услуг и т.п.
  • Указ Президента РФ от 1996 г. №491, регламентирующий первоочередные меры по поддержке малого предпринимательства РФ. Данный указ действует и в настоящее время.
  • Международное законодательство и международные договоры, общепризнанные принципы международного права. Многие их них также содержат нормы о предпринимательской деятельности субъектов, в том числе и тогда, когда осуществляется взаимодействие с зарубежными партнерами. Например, Договор о Евразийском экономическом союзе, Венская конвенция о праве международных договоров, обычаи ИНКОТЕРМС регламентируют не которые вопросы осуществления предпринимательской деятельности.
  • Иные нормативно-правовые акты.
Читайте также:  Каким бизнесом занимаются террористы кроме терактов

В развитии торгового права значительную роль также играет Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), образованная Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. ЮНСИТРАЛ подготовила множество документов, касающихся вопросов международной торговли.

ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»

Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях должны быть зарегистрированы в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. В реестре указываются такие данные, как наименование предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения предпринимателя, категория субъекта и т.п.

Согласно данному закону, предприниматели преследуют следующие цели:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ.
  • Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов предпринимательской деятельности, их конкурентоспособности.
  • Оказание содействия субъектами предпринимательства.
  • Увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, с этой целью предпринимательская деятельность поощряется различными способами, в том числе инвестициями.
  • Обеспечение занятости населения за счет развития предпринимательской деятельности, в том числе путем создания рабочих мест.

Источник: spravochnick.ru

Правовое регулирование предпринимательской деятельности: особенности и структура

Правовое регулирование предпринимательской деятельности обладает своими специфическими чертами, главной из которых является то, что здесь происходит пересечение как частных, так и общественно-государственных интересов и средств. При этом стоит особенно подчеркнуть, что в отношении частных интересов чаще всего в качестве основного инструмента регулирования применяется договор, а в отношении общественно-государственных интересов – публично-правовые средства.
Стоит отметить, что правовое регулирование предпринимательства и гражданско-правовой договор находятся в неразрывной связи друг с другом. С точки зрения частного права договор представляет собой основной инструмент взаимодействия между физическими лицами. Однако параллельно с этим договор является важнейшим институтом, с помощью которого органы государственной власти осуществляют правовое регулирование предпринимательской деятельности. Ведь практически каждое соглашение, как между физическими лицами, так и между организациями, строится в соответствии с тем или иным «типовым соглашением», утверждаемым федеральным, региональным или местным органом власти. Государство в этом случае как бы санкционирует те или иные предпринимательские отношения.

Помимо договоров, которые все-таки в большей степени относятся к ведению именно частного права, предпринимательские отношения в ряде сфер подразумевают применение и средств, относящихся к так называемому публичному праву. Примером этого может послужить тот факт, что любая крупная сделка может быть заключена обществом с ограниченной ответственностью только в том случае, если на это получено согласие общего собрания членов данного общества. Государство в этом случае берет на себя не только обязанности по созданию типовых договоров, но и контролирующие функции по надзору за правильностью проведения той или иной процедуры.

Таким образом, правовое регулирование предпринимательства подразумевает тесное взаимодействие частной и публичной сфер. С одной стороны, оно, прежде всего, является основой для взаимодействия между гражданами, а также между гражданами и организациями и учреждениями по поводу производства и обмена материальных благ, а с другой — главным регулятором этой сферы являются правовые нормы, созданные или санкционированные государством.

Во-первых, это регулирование касается отношений, непосредственно связанных с юридическим оформлением предпринимательства. Эти отношения всецело базируются на конституционном праве граждан осуществлять на свой страх и риск предпринимательскую деятельность, беря на себя все риски и обязанности по ее правильному ведению и оформлению.

Во-вторых, правовое регулирование предпринимательской деятельности охватывает отношения, непосредственно касающиеся самого предпринимательства. Здесь, как уже указывалось выше, имеет место синтез частного и общественно-государственного регулирования. При этом государство не только контролирует правильность и законность осуществления тех или иных сделок, но и с помощью налогов, процентных ставок и других инструментов, само оказывает непосредственное влияние на развитие бизнеса в стране.

В-третьих, важной составляющей любой предпринимательской деятельности является потребитель, поэтому правовое регулирование в обязательном порядке должно охватывать и эту группу субъектов. Здесь также можно выделить как непосредственное взаимодействие предприниматель–потребитель, так и вмешательство государства как важнейшего контролирующего органа в случае возникновения правовых споров.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин