Разовый платеж в бюджет, который власти рассчитывают получить от бизнеса, могут оформить в Налоговом кодексе как сбор со всех компаний, кроме нефтегазовых, со средней прибылью за 2021–2022 годы выше 1 млрд рублей. Планка по прибыли сузит круг плательщиков — средний бизнес редко получает такие прибыли
Разовый платеж бизнеса в бюджет могут включить в Налоговый кодекс как сбор. Его планируют распространить на компании со средней прибылью за последние два года более 1 млрд рублей, но возможны и другие условия для выплаты в бюджет, сообщает РБК со ссылкой на собеседника, знакомого с ходом обсуждений, и источник, близкий к одному из ведомств-участников консультаций.
Формула расчета взноса для компаний пока не утверждена, она обсуждается, но одно из условий для отбора плательщиков — среднее значение чистой или доналоговой прибыли за 2021 и 2022 годы более 1 млрд рублей, сказал собеседник, близкий к ведомству, участвующему в переговорах. Другой источник подтвердил, что сейчас обсуждается вариант с распространением платежа на бизнес с прибылью от 1 млрд рублей. По его словам, дискутируется, какой именно показатель брать за основу: чистую или доналоговую прибыль, и расчетный период: среднее значение прибыли за два года или только 2022 год.
Материал по теме
Собеседники издания рассказали, что на переговорах речь идет о возможности отразить выплату бизнеса в Налоговом кодексе как сбор. Источник в РСПП подтвердил эти планы. Он уточнил, что в Налоговом кодексе собираются установить «сбор, носящий универсальный характер, — его должны будут уплатить все, кроме субъектов МСП». Добровольность платежа выражается консолидированным согласием на его уплату со стороны ведущих бизнес-объединений, сказал источник РБК, близкий к одному из участвующих в переговорах ведомств.
Глава Минфина Антон Силуанов ранее сообщал, что из-под взноса выведут нефтегазовые компании: «Газпром» в 2023–2025 годах выплатит по 50 млрд рублей дополнительного НДПИ, а нефтяной сектор — около 600 млрд рублей за счет изменения порядка учета нефтяных котировок Urals для налоговых целей и корректировки демпфера по бензину и дизельному топливу. По словам Силуанова, посредством взноса власти рассчитывают собрать около 300 млрд рублей. Аналогичный размер взноса назвал близкий к одному из участвующих в переговорах ведомств источник РБК. Собеседник в РСПП сказал, что в рабочем порядке обсуждается сумма 250 млрд рублей.
Материал по теме
В Налоговом кодексе под сбором подразумевается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц. Его уплата выступает одним из условий совершения властями юридически значимых действий, а именно выдачи прав или лицензий. Советник BGP Litigation Денис Савин отметил, что закрепление платежа в Налоговом кодексе в виде сбора означает, что он будет обязательным для налогоплательщиков, подпадающих под выбранные критерии.
В Налоговом кодексе может быть прописана добровольность взноса через формулировку «вправе». Ранее таким путем власти решили проблему учета курсовых разниц по налогу на прибыль: поправки в кодекс гласили, что компании вправе отказаться от ежемесячного признания в расходах отрицательных курсовых разниц, возникших в 2022 году, по валютным обязательствам или депозитам, не прекращенным по состоянию на 31 декабря 2022 года. Поправка могла сопровождаться неформальными договоренностями с определенными компаниями о фактической помощи региональным бюджетам, допускали эксперты.
Материал по теме
По словам источника РБК, единовременный взнос от крупного бизнеса может зачисляться напрямую в доходы бюджета — через резервный фонд правительства или даже в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Эти средства могут быть направлены на социальные и инфраструктурные проекты, отмечал ранее глава Минфина. Директор группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Дмитрий Куликов отмечает, что практически зачисление сбора в доходы напрямую — вариант, допускающий более простое использование средств. 2023 год спланирован с использованием средств ФНБ для финансирования расходов бюджета и есть некий операционный потолок его использования, напомнил эксперт.
Планка по прибыли 1 млрд рублей сужает круг плательщиков взноса до крупного бизнеса — средний бизнес очень редко зарабатывает такую прибыль, отметил заместитель председателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. По его оценке, предприниматели скептичны в отношении «добровольного» разового взноса. Глава РСПП Александр Шохин ранее говорил, что крупный бизнес счел идею добровольной выплаты в бюджет нереализуемой. По его словам, вклад на пополнение казны называется налогами, «именно это является наиболее сбалансированным решением сегодня», но РСПП в целом является противником увеличения налоговой нагрузки.
Источник: www.forbes.ru
Роль крупного бизнеса в экономике России
Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
Данная цель предопределила следующие задачи:
— дать определение понятию крупного бизнеса;
— определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
Введение………………………………………………………………………. 3
1. Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
2. Критерии выделения крупного бизнеса…………………………. 11
3. Виды организаций крупного бизнеса……………………………. 13
4. Влияние крупного бизнеса на экономику России………………. 18
Заключение……………………………………………………………………24
Список использованной литературы……………………………………….25
Работа содержит 1 файл
Курсовая работа на тему:
Роль крупного бизнеса в экономике России
- Понятие крупного бизнеса……………………………………………5
- Критерии выделения крупного бизнеса…………………………. 11
- Виды организаций крупного бизнеса……………………………. 13
- Влияние крупного бизнеса на экономику России………………. 18
Список использованной литературы……………………………………….25
Современную рыночную экономику отличает многообразие форм
бизнеса. При этом ее успешное существование обеспечивается за счет оптимального сочетания различных типов фирм и использования ими своих преимуществ.
Данная работа посвящена исследованию роли крупного бизнеса в экономике России, определению критериев, видов присущих ему и рассмотрению влияния крупного бизнеса на экономику страны.
Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего следующими обстоятельствами. Крупные компании составляют основу экономического потенциала любого государства. Занимая небольшую долю в общей численности компаний, они создают большую часть национального богатства страны.
Следует отметить, что роль крупных предприятий в народном хозяйстве оценивается в экономической теории неоднозначно. Одни ученые считают, что крупная фирма является сегодня ядром экономики любого государства и именно ею предопределяются основные направления и пропорции экономического развития.
Согласно противоположной точке зрения, недостатки крупных фирм перевешивают имеющиеся достоинства и наносят тем самым большой вред экономике в целом.
До недавнего времени в отечественной литературе неоправданно преувеличивалась роль крупных предприятий, якобы во всех случаях способных наиболее эффективно по сравнению с другими фирмами осуществлять производственную деятельность. С началом реформ время былого восхваления крупных предприятий в нашей стране сменилось крайне негативным отношением к ним, как к наследию советского периода. Российские крупные фирмы стали отождествляться с монополистами, а их деятельность восприниматься, в основном, в качестве тормоза процесса реформирования. Однако вскоре выяснилось, что именно крупная промышленность образует наиболее значимую часть экономического потенциала России, с утратой которого страна не сможет выйти из экономического кризиса и осуществлять дальнейший рост и развитие.
Поэтому именно сейчас возникла необходимость выяснить истинное место крупного бизнеса в современной российской экономике, а также определить, насколько хорошо приспособлены крупные фирмы к конкретным условиям отечественного рынка.
Объектом исследования являются крупный бизнес в России.
Предметом исследования выступает роль крупного бизнеса в экономике России.
Цель исследования. На основании обобщения исследований отечественных и зарубежных экономистов определить истинное место крупного бизнеса в экономике России. Выявить его достоинства и недостатки в современных российских условиях.
Данная цель предопределила следующие задачи:
— дать определение понятию крупн ого бизнеса;
— определить критерии определения и виды организаций крупного бизнеса;
— рассмотреть влияние крупного бизнеса на экономику России.
- Понятие крупного бизнеса
Для того чтобы дать определени е понятию крупного бизнеса снача ла необходимо рассмотреть понятие бизнеса.
Бизнес — это экономическая деятельность, осуществляемая как за счет собственных, так и взятых в заем средств под свою ответственность и поручителя, с целью организовать свое предприятие для получения прибыли, направленное на цели увеличения капитала и прибыли, используемую как в личных целях, так и на расширение предприятия. В системе определений типов субъектов бизнеса, различающихся между собой по количественным признакам, наряду с малыми предприятиями (мелким бизнесом) выделяются крупный и средний бизнес.
Переходим к рассмотрению особенностей и характеристик крупного бизнеса.
Крупный бизнес1 — объединение предприятий вокруг некоторой товарной группы, технологической цепочки или общей группы собственников и высших менеджеров. Его главной особенностью является способность изменять экономические институты определенного сектора экономики, национального или даже мирового хозяйства, оказывать воздействие на социально-экономическую среду. Главным количественным показателем крупного бизнеса является объем реализации товаров и услуг (оборот), поскольку размер прибыли и рыночной капитализации во многом зависит от принятой системы учета или поведения игроков фондового рынка.
Функции крупного бизнеса. Главным элементом капиталистического хозяйства, носителем эволюционного процесса в экономике является устойчивость рыночной экономики и ее основных составляющих: цен, структуры производства. На них сегодня производится большая часть приводимой массой продукции. Именно благодаря большим предприятиям идет развитие бизнеса, в основе которого лежат механизмы снижения издержек производства. Крупные фирмы являются носителями НТП, они накапливают, а затем внедряют методы рационального предпринимательства.
Можно выделить четыре основные, фундаментальные причины, стимулирующие рост крупных компаний.
Первая — стремление к получению экономии на масштабе производства (технологическая экономия). Она образуется при увеличении объема выпуска данной продукции за счет сокращения издержек на ее единицу. Это сокращение достигается изменением характера используемых ресурсов, что проявляется в усилении специализации применяемого труда, введения автоматического оборудования, в том числе автоматических сборочных линий и др. Укрупнение предприятия способствует развитию концентрации производства на крупных предприятиях, образованию многозаводских и отраслевых монополий.
Вторая причина — стремление к экономии на масштабе сферы деятельности (другой термин — экономия на разнообразии производственной продукции и рынков сбыта). Это вид экономии, названный английским экономистом Е. Пенроуз экономией на росте, образуется благодаря несбалансированности роста фирмы, на которой постоянно возникают новые неиспользуемые в данный момент времени производственные и финансовые ресурсы.
Экономия от использования этих ресурсов и становится стимулом к расширению сферы деятельности фирмы. Она зависит от специфического набора производственных ресурсов, которыми располагает фирма, поэтому большинство фирм стремится к проникновению в те области, в которых технологические и рыночные факторы являются общими с основным производством фирмы. Благодаря экономии на масштабе сферы деятельности образовались крупные многопродуктовые, многоотраслевые и многонациональные компании. Инструментами их формирования являлись вертикальная интеграция, диверсификация и интернационализация с ее высшей формой — глобализацией.
Третий стимул роста корпораций — экономия на трансакционных расходах. Эти расходы связаны с осуществлением рыночных договорных отношений и возникают тогда, когда происходит переход товара или услуги от одной технологически обособленной структуры к другой, то есть когда имеет место транзакция — сделка, операция, контракт, договор. Трансакционные расходы — это расходы на функционирование рыночной системы. Сокращение этих потерь достигается за счет ограничения объема рыночных отношений с помощью вертикальной интеграции, диверсификации и интернационализации.
Кроме того — большинство современных крупных фирм — это международные компании, работающие на глобальных рынках, что позволяет им использовать преимущества относительно дешевых ресурсов мировой экономики, размещая разные стадии производства в различных странах. С наибольшей наглядностью эти свойства крупного бизнеса проявились в деятельности современных транснациональных корпораций. Последние благодаря огромной концентрации ресурсов и централизации финансовых и материальных потоков внутри корпорации способны сами создавать для себя эффективную рыночную и социальную инфраструктуру. Приходя в менее развитые страны, транснациональные корпорации сами создают коммуникации, формируют модель поведения работников и потребителей, активно воздействуют на внутренне и международное законодательство.
Наряду с конкурентными преимуществами крупный бизнес имеет и слабые стороны. Рост фирмы часто сопровождается снижением эффективности ее управления. Очень часто крупные фирмы имеют возможность регулировать спрос и цены на свою продукцию, что снижает стимулы к росту эффективности, и делает крупный бизнес негибким. Эти особенности крупных фирм создают возможности для устойчивого развития бизнеса в средних и мелких размерах.
Сильные и слабые стороны крупного бизнеса Таблица 1
Сильные стороны крупного бизнеса
Слабые стороны крупного бизнеса
Способность активно изменять внешнюю среду предпринимательства
Снижение стимулов к росту эффективности производ ства
Возможности создавать и накапливать достиж ения НТП и процедуры и правила рационального бизнеса
Возможность для ограничения доступа других фирм к достижениям НТП и рационального бизнеса
Экономия на издержках производства
Источник: www.stud24.ru