Преимущества бизнеса при гчп

Государственно-частное партнерство — сотрудничество публичного и частного партнеров, юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов партнеров и распределении рисков между ними.

ГЧП призвано стимулировать привлечение частного бизнеса в развитие общественной инфраструктуры. Альтернативой ГЧП обычно является реализация проекта за счет бюджетных средств, т.е. в форме классического государственного контракта.

В России применяются две формы ГЧП: концессионное соглашение и соглашение о ГЧП.

Концессионное соглашение предполагает создание или реконструкцию объектов в государственную собственность. В этом случае финансирование проекта, как правило, осуществляется частным партнером (концессионером), за счет чего концессионер получает возможность эксплуатировать объект на условиях льготной аренды, собирая доход в свою пользу. По истечении срока действия соглашения объект передается государству.

В случае высокой социальной значимости объекта (например, объекта здравоохранения) финансирование может осуществляться совместно с публичным партнером (концедентом), либо предусматривается выплата компенсации понесенных затрат на создание объекта концессионеру из бюджета в форме субсидий. В этом случае деятельность концессионера обременяется дополнительными условиями, например, устанавливается минимальный объем медицинских услуг, оказываемых населению в рамках системы обязательного медицинского страхования. Субсидии могут предусматриваться также для компенсации эксплуатационных затрат и недополученного минимального гарантированного дохода (МГД).

#PROГЧП — что такое ГЧП, законодательство и «башкирское дело»

Финансовая модель для проектов концессии разрабатывается в соответствии с общепринятой практикой моделирования для оценки эффективности проекта с точки зрения частного инвестора. Финансовая модель служит для обсуждения условий соглашения: минимальной величины инвестиций, срока действия соглашения, величины и графика выплаты субсидий из бюджета, размера минимального гарантированного дохода и других условий для обеспечения экономической эффективности проекта, а, значит, и его привлекательности для частного инвестора.

В случае участия государства в финансировании проекта на инвестиционной стадии или в форме компенсации понесенных затрат финансовая модель, как правило, должна включать раздел оценки бюджетной эффективности.

Ключевым отличием соглашения о ГЧП от концессионного соглашения является частное право собственности на создаваемый объект. После ввода объекта в эксплуатацию объект оформляется в частную собственность совместного предприятия или частного партнера, в отличие от концессионного соглашения, где после ввода в эксплуатацию объекта частный партнер получает только право владения и пользования объектом.

В отличие от концессионного законодательства, задающего довольно широкие рамки для заключения соглашений, законодательство о ГЧП прописано гораздо жестче. В частности, обязательным условием является предварительная оценка эффективности проекта и его сравнительного преимущества в отношении государственного контракта. Финансовая модель разрабатывается строго в соответствии с «Методикой оценки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства и определения их сравнительного преимущества», утвержденной Приказом Министерства экономического развития РФ № 894 от 30 ноября 2015 г.

Риски и возможности бизнеса при ГЧП / Интервью (24.11.20)

Требования к созданию модели проекта в целом стандартны, и программа «Альт-Инвест 8» им полностью соответствует. Оценка эффективности проекта для частного партнера рассчитывается также классически, с учетом всех поступлений, включая субсидии, и затрат частного партнера. Основным критерием принятия проекта является положительное значение NPV.

Специфической частью модели является оценка сравнительного преимущества проекта ГЧП по отношению к реализации государственного контракта, т.е. сравнивается, с учетом всех вложений и поступлений, что выгоднее для публичного партнера – реализация проекта ГЧП на указанных в модели условиях или реализация точно такого же проекта полностью за счет бюджетных средств и управлением объектом государством.

Методика содержит подробные указания, какие именно денежные потоки должны быть включены при расчете интегрального показателя – коэффициента сравнительного преимущества. Формулу упрощенно можно представить так:

Коэффициент должен быть положительным.

Методика указывает, что при расчете расходов публичного партнера при реализации госконтракта проект должен выглядеть точно так же, как если бы им управлял частный партнер. В частности, если планируется оказание платных услуг населению, то выручка от их оказания должна уменьшать расходы публичного партнера, как если бы публичный партнер так же хорошо продавал бы платные услуги, как частный партнер.

Читайте также:  Инсайдер в бизнесе это

И тогда возникает любопытный момент – чем больше выручка от платных услуг предусмотрена в проекте, тем эффективнее проект для частного партнера, и тем выгоднее реализация государственного контракта для публичного партнера. Т.е. в этом случае возникает противоречие ключевых показателей проекта, и оба они при соблюдении критериев оказываются близкими к нулю, что делает проект весьма чувствительным к изменению любых факторов.

Поскольку пока практика заключения соглашений о ГЧП достаточно мала, в силу их жесткого регулирования и относительно малого преимущества по сравнению с концессией, это противоречие показателей практически не принимается во внимание. Однако законодательством о ГЧП предусмотрено соблюдение начальных критериев на протяжении всего срока соглашения, в том числе NPV и Kvfm, при этом методика определения этих показателей в течение жизни проекта не определена. В случае возникновения спорной ситуации подобные «дырки» могут сыграть не в пользу частного партнера, вплоть до расторжения соглашения. И в этом отношении концессионные соглашения, в которых подобные требования отсутствуют, выглядят более надежными.

Спорные же ситуации заложены в самой природе таких соглашений, и мы уже можем наблюдать это в ситуации с ЗСД в Петербурге.

Суть возникновения спорной ситуации – в наличии гарантий со стороны публичного партнера в получении частным партнером минимально гарантированного дохода (МГД). Одним из главных преимуществ частного партнера в проектах ГЧП является гарантия определенного уровня выручки — если продажи в проекте оказались меньше запланированного, недополученный доход выплачивается из бюджета, что снимает основной риск любого инвестиционного проекта – риск недополучения доходов от продаж.

И, поскольку заранее сказать, какие именно продажи будут в том или ином периоде, нельзя, величина субсидий может оказаться сюрпризом для бюджета. А если проектов достаточно много, то и эффект неопределенности возрастает. Эти субсидии, именно в силу их неопределенности, «за балансом», т.е. они не включаются заранее в бюджет и требуют дополнительных согласований на уровне законодательной власти. При слишком большой сумме и ограниченных возможностях бюджета как раз и возникают споры и желание как-нибудь сократить выплаты, а, следовательно, и попытки пересмотра заключенных ранее соглашений вплоть до их расторжения.

Этот момент следует также учитывать участникам финансирования проектов ГЧП – банкам и другим финансовым структурам – при определении рисков проекта. Обычно государственные гарантии воспринимаются как очень надежные, однако с ростом числа проектов ГЧП и нарастанием обязательств публичного партнера ситуация может обостриться, а выплаты снизиться.

Источник: www.alt-invest.ru

Преимущества бизнеса при гчп

В Министерстве экономического развития Российской Федерации подвели итоги рейтинга регионов по уровню развития государственно-частного партнерства (ГЧП) за 2021 год. Позиция в рейтинге складывалась из трех факторов: оценки результатов реализации проектов ГЧП в 2021 году, аналогичной оценки за предшествующие годы, а также оценки работы органов власти, их открытости для инвесторов и готовности оказывать поддержку проектам ГЧП.

В пятерку субъектов лидеров по уровню развития ГЧП вошли Московская область (уровень развития ГЧП 78,9 баллов), Москва (61,3 баллов), Республика Карелия (36 баллов), Мурманская область (23,7 баллов) и город Санкт-Петербург (22,6 баллов).

Северная столица обладает большим опытом реализации проектов государственно-частного партнерства и занимает пятое место в Рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства за 2021 год.

В рейтинге регионов по уровню развития государственно-частного партнерства за 2021 год

В результате многолетнего партнёрства Правительства Санкт-Петербурга и частного бизнеса реализованы такие крупные инфраструктурные проекты как:

  • развитие территории аэропорта «Пулково»
  • строительство и эксплуатация Западного скоростного диаметра (ЗСД)
  • создание, реконструкция и эксплуатация трамвайной сети в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга
  • cоздание и эксплуатация автомобильных дорог на территории жилого района «Славянка»
  • создание и эксплуатация на основе государственно-частного партнёрства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории кварталов II, III, V и VI жилого района «Славянка» Пушкинского района
  • создание и эксплуатация на основе государственно-частного партнёрства зданий, предназначенных для размещения образовательных учреждений на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга
Читайте также:  Бизнес на дому какие налоги

ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

Государственно-частное партнерство – привлечение органами государственного и (или) муниципального управления частного бизнеса для выполнения работ по строительству, реконструкции, модернизации, технологическому обслуживанию и эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и предоставления публичных услуг с использованием таких объектов на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, определяемых контрактом и совокупностью нормативно-правовых актов.

Практика показывает, что для проектов, реализованных в форме государственно-частного партнёрства, характерно применение передовых технических и управленческих решений.

Механизм ГЧП является популярной и быстроразвивающейся формой взаимодействия частных инвесторов и государства, потому что предполагает полное разделение рисков между ними.

преимущества механизма ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА:

  • долгосрочное взаимодействие государства и бизнеса;
  • частный партнёр участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве и реконструкции объекта, но и в его эксплуатации и/или техническом обслуживании;
  • распределение рисков между частной и публичной стороной;
  • способствование развитию конкуренции;
  • возможность получения земельного участка без проведения торгов (в случаях, предусмотренных ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ);
  • налоговые льготы для инвесторов;
  • повышение качества оказываемых услуг.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА для бизнеса:

  • взаимодействие с публичной стороной в рамках долгосрочных соглашений;
  • возможность получения земельного участка без проведения торгов для целей реализации соглашения о государственно-частном партнерстве и концессионного соглашения;
  • возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения дополнительных гарантий (в т. ч. минимальной доходности);
  • возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе создания или эксплуатации;
  • распределение рисков по проекту между частной стороной и публичным партнёром (концедентом);
  • в случае частной инициативы – возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения;
  • сокращённые сроки заключения соглашения.

ПРОЦЕДУРА ЗАКЛЮЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ГЧП

ОЗНАКОМЬТЕСЬ С ПОДРОБНОЙ ИНСТРУКЦИЕЙ В РАЗДЕЛЕ «ДОКУМЕНТЫ»

нормативно-правовые акты в сфере государственно-частного партнерства:

  • Федеральный закон от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2015 №1112 «О рассмотрении предложений о заключении концессионных соглашений»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31.03.2009 №346 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.11.2009 №1241 «О Межведомственной комиссии по отбору концепций проектов в целях их реализации путем участия Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах при Правительстве Санкт-Петербурга»;
  • Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16.12.2003 №100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга».

Источник: spbinvestment.ru

Концессионное соглашение — что это такое простыми словами

Концессионные соглашения – особый вид договоров, при заключении и исполнении которых происходит передача государственного либо муниципального имущества частному инвестору с целью его реконструкции и дальнейшей эксплуатации.

К концессионным соглашениям относятся и договоры, условия которых предусматривают создание объекта частным инвестором в будущем, но при этом условия о передаче объекта инвестору для дальнейшей эксплуатации им объекта аналогичны.

Заключение таких соглашений – это способ инвестировать в экономику государства с целью поддержания его жизненно важных функций: дороги, здравоохранение, образование и т.д.

Заключение концессионных соглашений – общемировая практика. В российском законодательстве такая практика применяется с 1991 года, то есть с начала перехода на рыночную экономику. Однако в то время регулирование было фрагментарным и не имело специального закона. Законодательно урегулированы вопросы коммерческой концессии были лишь в 2005 году.

Аналогичны концессионным по своей сути соглашение о разделе продукции и энергосервисный договор. В первом случае осуществляется разделение добытой продукции в основном в счет оплаты налогов инвестором, во втором – происходит частное инвестирование в энергосистему (две цели – обновление оборудования и экономия электроэнергии, выплаты осуществляются за счет достигнутой экономии).

Читайте также:  Новая компания или бизнес который был создан недавно

Однако соглашение о разделе продукции и энергосервисные договоры используются только в узких сферах: недропользование и энергетика. Концессионное же соглашение применимо во многих сферах: дороги, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, метрополитен, аэродромы и иное.

Следует отличать концессионное соглашение и от соглашения о государственно-частном партнерстве: при заключении соглашения о государственно-частном партнерстве право собственности на объект может перейти инвестору, в то время как обязанность его дальнейшей эксплуатации может быть возложена на государство. Это новый вид инвестирования в государственную экономику: закон вступил в силу в 2015 году.

Таким образом, концессионное соглашение – это особый вид договора, при котором инвестор обязуется возвести либо реконструировать объект инфраструктуры, находящийся в государственной собственности, и в дальнейшем эксплуатировать его за плату в соответствии с его предназначением.

Кто может заключать соглашение

Со стороны инвестора может выступать любая коммерческая организация либо индивидуальный предприниматель, как российские, так и иностранные. Допустимо заключение соглашения и с несколькими инвесторами.

Со стороны государства выступают государственные органы, органы субъектов Российской Федерации, муниципальные органы (в зависимости от того, на чьем балансе находится имущество, требующее вложения инвестиций).

В отношении чего можно заключать концессионное соглашение

Соглашение заключается в отношении недвижимости, которую необходимо построить либо реконструировать. В отношении объектов движимого имущества соглашения не могут быть заключены, равно как и в отношении объектов интеллектуальной собственности. При этом недвижимость должна либо принадлежать государству до заключения соглашения (реконструкция) либо после возведения (строительство).

Природа концессионного соглашения

Как строительство, так и реконструкция недвижимости требует длительного времени, ввиду чего соглашения заключаются на долгий срок: средний срок действия соглашения – 20-30 лет.

После строительства либо реконструкции объект передается инвестору для использования и иной эксплуатации его по его целевому назначению, при этом право собственности на объект остается у государства, а пользование объектом оплачивается со стороны инвестора.

В некоторых случаях (к примеру, объект является социальным, и его эксплуатация не принесет прибыли инвестору) предусматривается оплата со стороны государства.

Инвестор обязан эксплуатировать объект в соответствии с его целевым назначением и условиями соглашения на протяжении всего срока, установленного соглашением.

Каждое из соглашений индивидуально, зависит от объекта, сроков, объемов привлекаемых инвестиций. Кроме того, соглашение – это несколько видов договоров в одном (как минимум, договор подряда и договор аренды), следовательно, и правовое регулирование применяется в зависимости от вида договора.

Обязательные условия соглашения

— Возведение либо реконструкция объектов соглашения в установленные сроки совместно с порядком предоставления земельных участков для выполнения работ;

— Осуществлять деятельность, определенную соглашением в течение установленного срока после возведения либо реконструкции соответствующего объекта недвижимости;

— Конкретизация, в том числе технико-экономические показатели, объекта соглашения.

Цель соглашения

Соглашение – это вид частных инвестиций в широкий спектр объектов инфраструктуры, принадлежащих государству совместно с передачей прав на некоторые виды деятельности частным инвесторам. Цель для государства в таких соглашениях – работоспособная инфраструктура, цель инвестора – получение прибыли.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал.

Елена Миронова, юрист-аналитик. Блондинка. Люблю розовое. Нравится поп-музыка. Отдаю предпочтение судебным спорам по банкротству, займам.

Предлагаем своим клиентам наши юридические услуги по следующим направлениям:

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Будем рады увидеть вас среди наших клиентов!

Звоните или пишите прямо сейчас!

Юридическая фирма «Ветров и партнеры»
больше, чем просто юридические услуги

Источник: vitvet.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин