К сожалению, экономическая конкуренция имеет существенные недостатки. Прежде всего, инвестиции и средства могут быть несоразмерно распределены на то, что приносит наибольшую пользу, оставляя меньше денег на социальные услуги, такие как полиция, государственные школы и медицинское обслуживание.
Страны, которые обеспечивают производство для иностранных компаний, могут работать с поставщиками, которые предлагают плохие условия труда и низкую заработную плату, эксплуатируют работников и предлагают недостаточные стимулы. Экономисты, придерживающиеся политических взглядов, утверждают, что фундаментальным недостатком экономической конкуренции является сокращение объема человеческого труда, необходимого для производства товаров. Оборудование заменяет собой сборочные работы, которые ранее выполнялись рабочими.
Характеристики конкурентоспособной экономики
Широко известная как рыночная экономика, конкурентоспособная экономика обладает рядом характеристик, которые ее определяют. Независимо от обстоятельств, потребители не найдут средств для приобретения необходимых им товаров. Как только эти потребности удовлетворены, появляются сильнейшие конкурентные силы. Потребители тратят дополнительные деньги, усиливая социально-классовые различия, основанные на владении материальными благами.
Конкуренция в бизнесе, ее плюсы и минусы.
Достижение баланса между преимуществами и недостатками конкурентоспособной экономики важно, поскольку это предотвращает экономический коллапс. Несмотря на то, что преимущества и недостатки постоянно меняются в связи с различными рыночными факторами и глобальными валютными ценностями, рыночная экономика является саморегулирующейся в том смысле, что когда потребители сталкиваются с некоторыми недостатками, они меняют свою направленность и потребительские привычки, а также поддерживают ведущее законодательство.
Особенности рыночной модели общества
Большинство стран современного мира придерживаются рыночной модели экономической структуры. Он является наиболее практичным, адаптируемым и гибким в своем развитии. Основным отличием этой модели от других является соблюдение свободы действий хозяйствующих субъектов. Предприниматель самостоятельно выбирает сферу деятельности, поставщиков, подрядчиков и рынки сбыта.
Они имеют право заниматься ценообразованием, осуществлять свои долгосрочные планы, свободно распоряжаться своим имуществом и доходами. Потребитель в такой системе также независим. Он руководствуется только своими потребностями и пониманием маргинальной полезности добра.
Рыночная экономика имеет тенденцию к саморегулированию через рыночный механизм. Постепенное установление равновесия спроса и предложения способствует формированию равновесных цен, в рамках которых функционируют отрасли промышленности.
Еще одной особенностью рыночной системы является ограниченная роль государства. Он может влиять на макроэкономические показатели экономики страны, но, как правило, мало вмешивается в экономические процессы. Государство может стимулировать некоторые из них через налоговую и финансовую систему, но в целом равновесие рынка достигается за счет саморегулирования.
Зачем нужна конкуренция в бизнесе? #zhumabekabenov
Рыночная модель имеет ряд преимуществ, которые можно охарактеризовать следующим образом:
- Обеспечение экономических свобод;
- Рациональное распределение ресурсов;
- Высокая степень адаптации к экологическим факторам.
Однако рыночная модель оказывает негативное влияние на окружающую среду, расслоение общества и социальную напряженность, рост безработицы. Рынок формирует недостоверную или неполную информацию о том, что в нем происходит. Отсутствие значительных резервов ресурсов и больших объемов капитала ограничивает возможности некоторых хозяйствующих субъектов вырваться из порочного круга бедности. Это относится к ряду факторов, которые не позволяют стране, региону или компании изменить свою позицию в лучшую сторону.
Плюсы и минусы конкуренции
Как и у любого феномена, у конкуренции есть свои плюсы и минусы. Преимущества включают в себя. Внутреннее соперничество между компаниями положительно влияет на экономическую систему страны в целом. Конкуренция способствует расширению производства, его автоматизации, оптимизации, внедрению инновационных технологий и подходов к созданию хозяйственных товаров. Она стимулирует производителей к созданию именно тех товаров и услуг, которые необходимы потребителям.
Саморегулирование рынка происходит через конкуренцию. Постепенное установление системного равновесия приводит к естественному снижению себестоимости продукции, что, в свою очередь, повышает благосостояние населения и его удовлетворенность товарами, предлагаемыми рынком.
Конкуренция приводит к постепенной очистке рынка от неконкурентоспособных производителей или производителей, производящих продукцию низкого качества и других важных для потребителей параметров.
Даже в условиях несовершенной конкуренции, когда рынок представлен одним или несколькими продавцами или покупателями, происходит постепенная оптимизация отношений спроса и предложения. Медленнее, но с теми же параметрами и свойствами рынка, формируется характеристика совершенной и монополистической конкуренции.
Среди негативных сторон конкуренции могут быть такие явления как:
- Отсутствие экономической стабильности, банкротство менее благополучных предприятий;
- Рост неравенства доходов населения;
- Пересыщение рынка продуктами, которые изначально создавали высокий спрос.
В настоящее время рынок основывается на потребностях покупателя. Для достижения больших продаж компаниям часто приходится прибегать к недобросовестным методам конкуренции, которые в конечном итоге негативно влияют на отрасль, нишу или сегмент рынка в целом.
Концепция и виды конкуренции
Свобода действий участников рынка создает конкуренцию. Это специфическая форма борьбы за лучшие условия для развития предприятия, экономики, частного предпринимательства.
В экономической теории выделяются два основных вида конкуренции — идеальная и несовершенная.
Идеальная конкуренция формирует такой рынок, на котором все субъекты производят однородную продукцию, каждый из которых имеет свою долю рынка. Продавцы и покупатели не имеют явного влияния на ценообразование. Он формируется под влиянием рыночного механизма с постепенным установлением равновесия спроса и предложения. Более распространенной и реальной формой конкуренции является ее несовершенная природа. Это означает, что рынок искажен в направлении спроса или предложения. В литературе наиболее распространены следующие формы несовершенной конкуренции:
- Монопсони — рынок одного продавца;
- Монопсони — рынок одного покупателя;
- Олигополия — рынок нескольких продавцов (у них в руках 50% и более рынка);
- Олигопсоны — рынок множества покупателей;
- Монополистическая конкуренция.
Последнее распространено в реальном мире. Монопольная конкуренция подразумевает существование многих продавцов, производящих дифференцированные товары. Они конкурируют за рынки. В то же время, при определенных условиях, каждый из них может стать монополистом по цене или объему продаж.
Конкуренция обычно рассматривается как взаимодействие продавцов. Они борются за более благоприятные условия использования факторов производства (земля, капитал, предпринимательский талант и труд). Конкуренция усиливается, когда предложение начинает превышать спрос. Именно здесь фирмы прибегают к ценовым и неценовым методам конкуренции.
Конкуренция между покупателями может возникать тогда, когда спрос превышает предложение и возникает дефицит товара. Потребитель готов платить больше и в ответ принимает ухудшение качества продукции.
Существует конкуренция между производителями и потребителями за более выгодные условия. Производители стараются максимизировать свой доход, продавая больше продукции по высоким ценам. Потребители хотят купить то, что им нужно, по разумным ценам. С этой точки зрения, конкуренция приводит к относительному балансу интересов обеих сторон.
- Экономическая теория
- Экономика
- Показатели предпринимательского риска — концепция, категория, система и функции
- Промышленность Японии — производство,история и перспективы развития
- Импорт и экспорт инфляции — концепция и понятия
- Повышение качества жизни населения — концепция, понятия, методы и критерии
- Экономические рынки — понятие и условия возникновения
- Экономическое нетарифное регулирование — механизм, меры, концепция и роль
- Теневой бизнес и коррупция в российской экономике — основы, понятия и характеристики
- Факторы производства в экономической науке — функции и концепция
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Источник: www.evkova.org
Преимущества свободной конкуренции:
Рынки несовершенной конкуренции: их сущность и виды
Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
Ограниченность совершенной конкуренции приводит к тому, что большинство реальных рынков – это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили потому, что конкуренция, а, следовательно, и механизм рыночного саморегулирования, действуют на них несовершенно.
Самым общим показателем существования на рынке несовершенной конкуренции является несоблюдение хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:
- значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;
- неоднородность продукта;
- наличие барьеров для входа в отрасль;
- несовершенство информации;
- участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;
- производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;
- присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); вмешательство государства в функционирование рынка.
Каждый из этих факторов в отдельности, или все они вместе, способствуют нарушению рыночного саморегулирования. Отдельные фирмы приобретают рыночную власть – могут влиять на уровень цен и объем предложения на рынке. Если на рынке совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень рыночных цен, то на рынке несовершенной конкуренции такое влияние существует – поведение фирмы становится значимым в масштабах отрасли.
Формы несовершенной конкуренции
Не всегда на рынке возможна совершенная конкуренция: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия, монопсония и олигопсония являются формами несовершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории. Монополия и монопсония – это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (от греч. «олигос» – немногий, «полео» – продаю) – основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов и олигопсония (от греч. «олигос» – малочисленный и «опсония» – покупка) – превышение продавцов над покупателями.
Источник: studfile.net
Преимущества и недостатки конкуренции
Преимущества — 1) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров; 2) вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства; 3) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством; 4) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей; 5) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
Недостатки – 1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов); 2) отрицательно сказывается на защите окружающей среды; 3) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт); 4) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства; 5) не гарантирует право на труд, на доход на отдых; 6) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Показатели оценки монопольной власти.
Монопольная власть – способность фирмы воздействовать на рыночную цену товара.
1) Коэф-т концентрации рынка – представляет собой долю 3х – 4х наиболее крупных фирм в общем объёме продаж данной отрасли.
2) Индекс Херфендали-Хиршмана показывает степень монополизации рынка. При чистой монополии, когда 100% рынка контролируется 1й фирмой – индекс достигает 10.000
3) Индекс Лермана показывает степень влияния фирмы на рыночную цену. До 1.
Модели рынка.
Модели рынка: совершенная к-ция и несовершенная к-ция: монополистическая к-ция, олигополия, чистая монополия.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru