ВВЕДЕНИЕ
Достаточно много вопросов возникает по поводу актуальности развития малого бизнеса в России. В настоящее время малый бизнес активно развивается во всех странах мира, роль данных предприятий в экономике велика, это: производство продукции, услуг, создание новых рабочих мест, сокращение безработицы, уменьшение социальной нестабильности, получение людьми возможности организации своего дела.
Программы развития малого предпринимательства становятся всё более актуальными, поскольку в большинстве российских регионов имеет место потребность в продукции, с производством которой лучше всего справятся небольшие предприятия и фирмы. Однако, несмотря на все многочисленные федеральные программы развития малого бизнеса, начинающие предприниматели испытывают ряд непреодолимых трудностей.
В Росс Показать все ии система развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность государства относительно поддержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный характер.
В ходе выполнения работы необходимо определить актуально ли в целом развитие малого бизнеса в России или нет.
Целью работы является выявление преимуществ и недостатков малого бизнеса, а так же его перспективы развития в России.
Исходя из поставленной цели, в работе будут решаться ряд задач:
— рассмотреть понятие и экономическую сущность малого предпринимательства;
— выявить роль малого бизнеса в мире и в России;
— выделить преимущества и недостатки малого бизнеса;
— проанализировать трудности и проблемы развития малого бизнеса в России.
Объектом в работе являются субъекты малого предпринимательства
Предмет исследования – сфера малого бизнеса в РФ.
При написании курсовой работы использовались теоретические и практические методы исследования.
Теоретической основой исследования послужила научная и методическая литература, статей, учебников по данной теме, законы и сайты в интернете. Смысл теоретической работы состоит в том, чтобы разобраться, что представляет собой малый бизнес и дать ему характеристику.
Для решения практической работы в качестве инструмента применялись общенаучные методы познания и методы, которые характерны для экономического исследования, такие как группировка данных, графический метод, табличный метод. Смысл практической работы состоит в том, чтобы понять какие проблемы и перспективы существуют у малого бизнеса в России. Скрыть
Фрагмент работы для ознакомления
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………… 4
ГЛАВА 1. МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ …………………… 6
1.1 Сущность, понятие малого предпринимательства в экономике страны ………. 6
1.2 Роль малого бизнеса в экономике России ………………………. 10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса……………………. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ…………………………. 19
2.1 Анализ развития малого бизнеса в РФ…………………………….. 19
2.2 Основные тенденции и проблемы малого бизнеса в России……………… 23
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в России…………………. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………….………………………………………………………. 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 38
Оценка работы — 5/5
В работе так же имеются рисунки, табл Показать все ицы и диаграммы — 14 штук Скрыть
Список литературы
* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала. Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации. Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.
- Украинские ученые физики реферат
- Высокотехнологические плазменные и энергетические установки реферат
- Православная цивилизация руси основные черты реферат
- Реферат на тему лексикографія як галузь мовознавчої науки
- Решение в системе управления реферат
Источник: obrazovanie-gid.ru
Госзакупки: 6 преимуществ для малого бизнеса
Закупки по 44-ФЗ остаются хорошим каналом для поиска клиентов на товары и услуги. Плюс эти тендеры дают преимущества для представителей малого бизнеса. Рассказываем про главные плюсы от участия в таких торгах.
Почему государственные компании закупаются у малого бизнеса
Самая главная причина — это требование закона «О контрактной системе», где в статье 30 написано, что 25% всех закупок должны проходить для малого бизнеса или социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом стоит сказать, что в некоторых случаях государственные компании с удовольствием работают с небольшими предпринимателями. Например, когда речь идет про объемы, которые не особо интересны крупному бизнесу.
Кстати, в блоге ПланФакт есть подробная статья про все виды закупок.
Небольшие компании приходят в закупки, чтобы получить заказы от солидных компаний и с гарантированной оплатой. Это довольно хороший канал для привлечения клиентов. Кроме этого, у малого бизнеса есть преимущества, которые недоступны другим. Давайте рассмотрим их подробнее.
6 преимуществ госзакупок для малого бизнеса
1. Доступ к закупкам только для МСП
Заказчик сразу обозначает, что данная закупка подходит только для представителей малого бизнеса. Напомним, что это ИП и ООО, где не больше 100 сотрудников и годовая выручка не больше 800 млн руб. На этом сайте по ИНН можно узнать, относится ли бизнес к МСП. Сами закупки можно найти на портале «ЕИС Закупки». На портале есть специальный фильтр.
Давайте разберем на примере. Приставы с Чукотки решили закупить антифриз за счет бюджетных денег. Они проводят закупку только для небольших компаний. Это значит, что крупные федеральные сети в этом участвовать не будут, и у маленьких компаний больше шансов на победу среди таких же участников.
В целом закупки работают довольно прозрачно, но в 2022 году на процессы повлияли санкции. Директор компании тендерного сопровождения «Эксперт Центр» Владимир Боксеров рассказывает про проблемы с поиском тендеров:
«Часть госзакупок, которые ранее публиковались в Единой информационной системе (ЕИС), отныне публикуются только на площадках. Конкретно я имею в виду структуру ГК «РОСТЕХ» и заводы, относящиеся к этой государственной корпорации (например, ПАО «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» и АО УАП «Гидравлика»). Так как большинство агрегаторов для поиска тендеров опираются в основном на zakupki.gov.ru (ЕИС), такие заказы попросту не учитываются при поиске. Все это привело к сокращению экономии со стороны госзаказчиков, то есть конечная цена контракта теперь максимально приближена или равна НМЦК (начальной максимальной цене контракта). Также это ведет к снижению конкуренции или к невозможности разыграть тендер в принципе»
Причину объясняет исполнительный директор FindTenders.ru Владимир Ивлиев:
«Сейчас ряд торговых площадок закрыли часть торгов, чтобы их участники не попали под вторичные санкции. Соответственно, теперь стало несколько сложнее найти подходящий тендер. Также заказчики, проводя небольшие закупки, стали активнее использовать электронные магазины или площадки малых закупок. Участвовать в таких торгах легче, так как требуется меньше документов. Но, с другой стороны, время проведения таких закупок может доходить до нескольких часов, соответственно, выше вероятность пропустить тендер»
Получается, что в этом году для поиска закупок надо смотреть не только ЕИС, но и использовать агрегаторы и сервисы для поиска тендеров.
2. Меньше денег на обеспечение контракта
Государство не раздает деньги просто так. Поэтому в госзакупках есть механизм — обеспечение контракта. Это своеобразный входной билет для участника закупки, чтобы показать серьезность намерений. Деньги берут из оборота или используют банковскую гарантию. То есть исполнитель переводит часть денег заказчику, которые тот хранит до конца работ.
Когда дело сделано, то участник возвращает обеспечение и остальную сумму за выполненную работу. Это страховка заказчика от плохих исполнителей.
Обычно заказчики просят от 10% до 30% от начальной максимальной цены контракта, а малый бизнес платит процент от итоговой суммы. Например, нмцк — 600 тыс. руб., а победитель забрал контракт за 500 тыс. руб. От этой суммы и будут брать процент на обеспечение. Обычный участник заплатил бы от 600 тыс. руб.
3. Можно обойтись без обеспечения контракта
В некоторых случаях можно и не платить заказчику обеспечение. Закон разрешает это делать, но воспользоваться преимуществом могут только опытные предприниматели.
Руководитель блока банковских гарантий в «Модульбанк» Александр Кирьяков уверен, что уменьшенное обеспечение упрощает жизнь участникам закупок:
«Это значимое преимущество: клиенту не приходится замораживать свои средства на обеспечение, а значит, количество закупок, в которых они могут участвовать одновременно, увеличивается. Госзаказчики все чаще стали выбирать для обеспечения минимальные размеры в рамках законодательства. Избежать обеспечения контракта тоже можно. Это еще одна привилегия от государства для МСП, чтобы не платить обеспечение контракта, необходимо подтвердить свою добросовестность. И существенная доля исполнителей государственного заказа пользуется данной опцией»
Что значит добросовестность? Участник за последние 3 года должен успешно выполнить 3 аналогичных заказа без штрафных санкций, а цена одного из контрактов не должна быть меньше 25% начальной цены текущего тендера.
4. Уменьшенные штрафы
Преимущества малого бизнеса и в не таких больших штрафах, как у крупного бизнеса. Если контракт до 3 млн руб., то штраф достигает 10% от цены контракта. А малый бизнес заплатит только 1%: минимум 1 тыс. руб. и максимум 5 тыс. руб.
Директор консалтинговой компании «Кавикс» Андрей Крюков рассказывает, за что обычно штрафуют участников:
«Большая часть штрафов чаще всего возникает по причине просрочки исполнения. Нельзя сказать, что заказчики целенаправленно идут на создание ситуаций затягивания сроков. Подавляющая часть заказчиков точно так же заинтересована в своевременном исполнении контрактов, ведь конечным потребителем товаров и услуг по госзакупкам является население. И несвоевременное выполнение контракта создает сложности в первую очередь для заказчика. К сожалению, надо признать, что МСП допускают просрочки. Но бывают и объективные причины просрочки, тогда заказчики отказываются от выставления штрафов и пеней и находят с поставщиком компромиссное решение»
Нужно внимательно изучить документацию и все условия закупки перед выполнением контракта. Это поможет избежать ошибок и сделать все вовремя.
Хотя Владимир Боксеров считает, что иногда участники допускают ошибки целенаправленно:
«Часто заказчики штрафуют исполнителей контракта за недобросовестное выполнение работ (мусор в стены зашивают, не то поставляют, отклоняются от ТЗ). Если откинуть бизнес-аспекты и чисто по-человечески посмотреть на ситуацию в целом, то в большинстве случаев в спорной ситуации косяк на стороне исполнителя. Чтобы этого не было, нужно просто качественно и профессионально выполнять свою работу»
5. Небольшая комиссия для победителей
Торги проводятся на электронных площадках. Победители обязаны платить комиссию. Обычно это 1% от НМЦК, но не больше 5 тыс. руб. Представитель малого бизнеса заплатит не больше 2 тыс. руб.
6. 15 дней на оплату контракта
Представители МСП могут быть уверены, что им заплатят в течение 15 дней после того, как заказчик примет работы. В других закупках этот срок составляет 30 дней. И многие относятся к этому довольно негативно, так как государственные компании обычно полностью выдерживают этот срок и не платят раньше.
В каких отраслях проводят закупки для малого бизнеса
Закупки проводят во всех сферах, где работают государственные компании. Тем более, преимущества малого бизнеса прописаны в законе. Наши эксперты рассказали, какие изменения произошли в закупках на фоне санкций:
«Санкционное давление не оказало существенного влияния на участников госзакупок по 44-ФЗ для малого бизнеса. Возможности для малого бизнеса остались прежними. Более значимые изменения произошли в закупках по 223-ФЗ в нефтегазовом сегменте, энергетике, ГОЗ. Какие-то возможности закрылись, какие-то открылись. Чаще всего меняется логистика поставок, сроки, номенклатура»
«Распределение по отраслям поменялось во время пандемии — стало больше заказов, связанных с поставкой СИЗ или всевозможных систем обеззараживания. В 2022 году большое количество закупок, которые проводят силовые структуры и крупные корпорации, связанные с государством, стали недоступны для открытого доступа, поэтому понять распределение заказов там невозможно. В остальном плюс-минус все осталось так же»
«Если вопрос касается закупок, которых стало меньше, то пострадали в основном отрасли с высокой конкуренцией (стройка, клининг, охрана). Здесь в натуральном выражении наблюдается уменьшение количества закупок приблизительно на 15-20%. Отсюда могу предположить, что по итогам 2022 года бюджет будет недоосвоен»
«В сфере логистики увеличивается число транспортных компаний, занимающихся автоперевозками, потребность в транспортировке огромная. Только на Дальнем Востоке количество компаний МСП, пришедших на рынок госзаказа с начала 2022 года, увеличилось в 1,9 раз»
Можно ли искать клиентов только в закупках
В госзакупках созданы преимущества для малого бизнеса. Этим надо пользоваться, но надо учитывать некоторые моменты:
- Закупки — это постоянный выбор победителя. Не получится заключить долгосрочный контракт и быть уверенным, что клиент никуда не уйдет. Выполнили контракт, и надо снова проходить отбор. Конечно, есть тендеры с единственным поставщиком, но они не так распространены и чаще всего за контракт придется побороться.
- Работать с государством сложнее, чем с другими контрагентами. Часто заказчики требуют на 100% соблюдать условия контракта и с трудом идут на любые изменения. И в таких случаях не так просто договориться. С коммерческими компаниями можно просто договориться по телефону, а с бюджетными организациями не всегда. Потому что заказчики обязаны строго соблюдать закон. Они сами могут получить наказание, если отойдут от правил контракта.
Поэтому лучше найти баланс, чтобы были коммерческие клиенты и заказчики из государственного сектора.
Итак, госзакупки для малого бизнеса — это хорошая возможность найти клиентов во время кризиса и нестабильной экономической ситуации. Но надо внимательно изучать документацию и соблюдать условия контракта, чтобы не получить штрафы.
Источник: planfact.io
Презентация на тему «Малое предпринимательство. Преимущества и недостатки».
Презентация на тему «Малое предпринимательство. Преимущества и недостатки».
Колоскова Елена Алексеевна
Содержимое разработки
Малое предпринимательство Преимущества и недостатки
Презентацию подготовила студентка 4курса, группы КС-415
Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства.
- Относительно низкий размер стартового капитала
Личные сбережения, гранты от государства, займы от друзей и родственников — этого бывает достаточно, чтобы открыть свой малый бизнес. Кроме того, государство стремится поддерживать малые фирмы и проводит различные программы стимулирования — кредитование на льготных условиях, предоставление безвозмездной финансовой помощи, бесплатные консультации.
Из-за небольших размеров малым бизнесом проще управлять, чем большим. Учет товарно-материальных ценностей, движение финансовых потоков, отчетность перед государством — за этим не так сложно следить и контролировать владельцу малого бизнеса в сравнении с хозяевами крупных корпораций
- Быстрый процесс принятия решения
В малом бизнесе решения принимаются быстро, поскольку отсутствует бюрократизм, присущий корпорациям. Когда основатель Virgin Group сэр Ричард Брэнсон сделал свою компанию публичной, ему приходилось постоянно согласовывать стратегически важные решения с Советом Директоров.
Малые фирмы могут (и должны) предоставлять более качественный уровень сервиса, чем крупные компании. В малом бизнесе предприниматель гораздо ближе к конечному потребителю.
В процессе принятия решения они руководствуются результатами дорогостоящих маркетинговых исследований или советами консультантов. Управляющие же малым бизнесом нередко сами общаются со своими клиентами, и благодаря этому они намного лучше ориентируются в рыночных условиях, способны интуитивно прогнозировать рыночные тенденции и лучше удовлетворять потребности клиентов.
В малом бизнесе контроль над компанией в большинстве случаев принадлежит его владельцу на 100%. То есть хозяин фирмы волен сам принимать все стратегически важные решения ни с кем не советуясь и не перед кем не отчитываясь.
В крупных корпорациях владелец не может решить что-то важное вне заседания Совета Директоров. Кроме того, в больших компаниях владелец уже не обладает 100% долей бизнеса. Это связано с тем, что в процессе привлечения капитала он вынужден делиться долей корпорации в обмен на предоставляемые деньги. Это влечет за собой уменьшение степени контроля над компанией.
Малые фирмы более быстро могут реагировать на изменение рыночной ситуации, переориентировать свое производство, изменить его объем, внести корректировки, чем крупные корпорации, в которых решение касательно производства могут приниматься месяцами. Малый бизнес более гибок, чем крупные компании с их бюрократическими процедурами.
Малый бизнес более мобильный в случае необходимости сменить месторасположение. Действительно, быстрее и легче переместить салон красоты или мини-производство, чем целый завод. Особенно это становится актуально во время форс-мажорных обстоятельств.
- Ограниченность финансовых средств
Самый очевидный недостаток малого бизнеса — это низкий размер капитала. Ограниченность финансов сдерживает развитие малых фирм. Это сказывается на объемах производства, маркетинговом бюджете, инвестиция в инновации.
В таких условиях владельцу малой компании приходится постоянно выходить из положения, что, кстати, стимулирует продуктивное мышление.
Обратная сторона медали малого бизнеса заключается в том, что крупные, солидные клиенты вероятно предпочтут иметь дело с крупным поставщиком товаров или услуг, чем с малым. Ведь крупные корпорации имеют более раскрученную торговую марку, узнаваемость бренда и, в конце концов, более солидный уставной капитал, что внушает больше доверия и уважения.
Кроме того, малому бизнесу сложнее конкурировать с большими компаниями ввиду ограниченности финансовых ресурсов. В странах с высоким уровнем коррупции появляется фактор недобросовестной конкуренции, когда руководство крупных компаний использует связи в правительстве для лоббирования своих интересов, что может создать угрозу для выживания малых фирм.
Малому бизнесу под час сложнее получить от государства лицензии, патенты и разрешения на определенные виды деятельности, чем крупным фирмам.
Если малый бизнес производит товары, то его операционные издержки выше, чем у крупных компаний, использующих эффект от масштаба производства.
Когда наступает экономический спад или даже кризис, малому бизнесу значительно сложнее выжить, чем крупным корпорациям. Последние могут добиться от государства налоговых послаблений или других бонусов. Малым фирмам получить это гораздо труднее. Во время экономических кризисов именно малый бизнес банкротится в первую очередь.
Малому бизнесу часто сложнее получить кредит в банке, чем крупным корпорациям. Малый бизнес может вызывать недоверие или сомнение в стабильности и платежеспособности у кредитных специалистов, поэтому они с неохотой берут на себя ответственность по выдаче кредитов небольшим фирмам.
Малые фирмы могут стать жертвой поглощения и захвата со стороны крупной компании, решившей таким образом избавиться от конкурента, который способен в будущем доставить немало хлопот.
-80%
Источник: videouroki.net