Преимущества от сотрудничества с частным бизнесом получает государственный

Царгуш Инал Викторович – студент аспирантуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: Статья посвящена изучению роли государства в развитии института государственного частного партнерства. В статье рассматриваются основные инструменты взаимодействия между государством и бизнесом в рамках государственно-частного партнерства. Показано, что государство играет определяющую роль в проектах государственно-частного партнерства. Сформулирован вывод о том, с какими целями заключаются соглашения о государственном частном партнерстве и какую роль они играют в социально-экономическом развитии страны.

Ключевые слова: Государственно-частное партнерство, взаимодействие государства и бизнеса, соглашения, проекты.

Современное развитие общественной, экономической и политической жизни общества свидетельствует о переходе России к новому этапу формирования инновационного общества, основанному на генерации, распространении и использовании знаний. Об этом свидетельствуют темпы роста влияния науки на социально-экономическое развитие, высокая интенсивность процессов формирования и распространения знаний, а также активизация инновационной деятельности в целом. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости модернизации экономики России, основанной на эффективном взаимодействии предпринимателей и государства.

Государственно-частное партнерство

Обеспечение такого взаимодействия выгодно как для государства, так и для предпринимателей: государство получает дополнительные инвестиции в социально-значимые сферы, не пользующиеся экономической привлекательностью у бизнеса, а предприниматели, в свою очередь, получают стабильный и гарантированный государством источник получения прибыли.

Государственно-частное партнерство (далее ГЧП) является одной из форм обеспечения взаимодействия государства в лице уполномоченных органов и предпринимателей.

Под ГЧП понимается юридически оформленное и закрепленное соглашение о сотрудничестве между государством и бизнесом, в рамках которого осуществляется разработка и реализация проектов, направленных на развитие территорий и их инфраструктуры, улучшение качества жизни населения.

Отличительной чертой ГЧП является тот факт, что бизнес не только инвестирует средства в тот или иной проект, но и осуществляет управление им в долгосрочной перспективе, но от имени государства и в его интересах.

При этом, ведущую роль в механизме ГЧП играет государство, т. к. именно оно является инициатором большинства проектов ГЧП и их главным действующим лицом. Данное положение подтверждается также тем, что партнерство между государством и бизнесом базируется на государственной или муниципальной собственности, которая находится в полном ведении уполномоченных органов государственной или муниципальной власти.

Государство, заключая соглашения с бизнесом в рамках ГЧП преследует конкретные цели:

  1. Повышение качества предоставляемых потребителю товаров и услуг.
  2. Обеспечение эффективности использования государственного имущества.
  3. Привлечение инвестиций в экономику страны.
  4. Реализация социально-значимых для экономики и общества в целом.

Основной формой обеспечения государством реализации проектов ГЧП бизнесом является финансирование проектов, т.е. обеспечение бизнеса инвестиционными ресурсами, в том числе денежными средствами или прочими инвестициями, предоставляемыми в формах наделения имущественными правами и нематериальными активами, кредитами, займами, передачей прав землепользования и др.

МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Помимо финансирования, государство оказывает поддержку бизнесу в рамках ГЧП по таким направлениям, как:

  1. Гарантии активов, основанные на том, что государство обязуется выкупить у партнера по ГЧП объект по цене, которая обеспечит бизнесу по крайней мере минимальную или согласованную заранее доходность.
  2. Гарантии возвращения долга, при которых государство берет на себя обязательство погашения краткосрочного дефицита, связанного с основными платежами и выплатой процентов.
  3. Предоставление социальных займов, т.е. кредитов, выдаваемых бизнесу на определенных условиях. Чаще всего такие кредиты выдаются для развития предприятия.
  4. Гарантии дохода, при котором государство гарантирует бизнесу доходность на минимальном уровне или же выдает компенсацию в случае, если доходность бизнеса становится ниже уровня рентабельности фирмы.
  5. Гарантии обменного курса, когда государство компенсирует бизнесу рост затрат, вызванных процессом обмена валют при превышении заранее оговоренного порога.
  6. Субсидии и гранты, которые предоставляет государство в случае нерентабельности или недостаточной прибыльности проекта бизнеса.
  7. Продление концессии, которое использует государство для большего вовлечения бизнеса в производственную инфраструктуру.

Самым распространенным инструментом обеспечения ГЧП является концессия по состоянию на 2017 год порядка 2200 инфраструктурных проектов реализуются в форме концессионного соглашения, тогда как в 2017 году стадию принятия решения о реализации инфраструктурных проектов прошли 2446 проектов [3, c. 107].

На практике же государство в зависимости от социально-экономической значимости проектов ГЧП использует рассмотренные инструменты в различных сочетаниях, что позволяет снизить и нивелировать многие риски [2, c.35].

По сути, ГЧП — это равноправные экономические взаимоотношения между государством и бизнесом. Данное положение закреплено в п.2 ст.8 Конституции РФ. Однако на практике, дело обстоит иначе. В случае разногласий между сторонами ГЧП, чаще всего страдает бизнес в силу того, что он не обладает властными полномочиями. Следовательно, на сегодняшний день необходимо четкое определение гарантий для бизнеса в рамках реализации проектов ГЧП, т.к. очень часто реализация данных проектов длится годами.

Определение гарантий и нейтрализация рисков и опасений частного сектора относительно реализации проектов также должно стать приоритетным направлением политики государства в рамках ГЧП, т.к. именно государство в большей степени заинтересовано в реализации проектов ГЧП. Основные гарантии прав и законных интересов частного партнера при реализации соглашений о ГЧП на сегодняшний день закреплены в Федеральном законе РФ от 13.07.2015 г. №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации», где закреплены обязательства государства перед бизнесом. Однако, в рассматриваемом законе нет положений о гарантиях частных партнеров, зато четко ограничено, что государство имеет все возможности для осуществления постоянного контроля за исполнением соглашений ГЧП [1, c. 47].

Государство в ГЧП обладает достаточно широким набором полномочий в процессе обеспечения исполнения соглашений ГЧП, что на сегодня является оправданным в силу следующих обстоятельств:

  1. Большинство проектов ГЧП являются инвестиционно непривлекательными для бизнеса: создавая проекты ГЧП в таких сферах государство привлекает в них дополнительные инвестиции.
  2. Развитие ГЧП позволяет в той или иной мере снять бремя расходов бюджета, особенно в части содержания объектов государственной или муниципальной собственности в рамках передачи ее в пользование бизнесу.

Таким образом, инициируя проекты ГЧП государство создает условия для привлечения дополнительных инвестиций в социально-значимые для общества сферы, развивая инфраструктуру, реализуя тем самым государственную политику в отношении социально-экономического развития страны.

Развитие взаимодействия государства и бизнеса в рамках ГЧП на сегодня является необходимым условием формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, а также развития экономической и социальной инфраструктуры.

  1. Петрова А.М. ГЧП как инструмент согласования экономических интересов государства и частного капитала / А.М, Петрова // Научный форум. Сибирь. – Тюмень: М-центр. – 2017. – №1. – С. 45-46.
  2. Фомин М.В. Государство и бизнес: социокультурные аспекты взаимодействия / М.В. Фомин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2018. — №1. – С. 30-38.
  3. Хомяков А.В. Модели, принципы и механизмы реализации ГЧП / А.В. Хомяков // Мировая экономика: проблемы безопасности. – 2018. — №2. – С. 103-109.

Источник: na-journal.ru

ВЫГОДЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Статья посвящена рассмотрению отношений государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства . Представлены понятие и принципы государственно-частного партнерства . Описывается развитие государственно-частного партнерства в России. Наиболее подробно рассмотрены выгоды, которые получает государство при партнерстве с частным бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадертдинова Г.К.

Законодательная база как основа внедрения ГЧП-проектов (опыт зарубежных стран)
ПРЕИМУЩЕСТВА И РИСКИ ГЧП
ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ БИЗНЕСА И ГОСУДАРСТВА
Проблемы реализации государственно-частных проектов в оборонно-промышленном комплексе страны

Читайте также:  Книга как сделать бизнес с нуля

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОМЫШЛЕННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РФ
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENEFITS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR THE STATE

The article is devoted to the consideration of relations between the state and business in the form of public-private partnership. The concept and principles of public-private partnership are presented. The development of public-private partnership in Russia is described. The benefits that the state receives in partnership with private business are most thoroughly examined.

Текст научной работы на тему «ВЫГОДЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ ГОСУДАРСТВА»

государств-членов ЕАЭС и таможенных органов иностранных государств.

Таким образом, предложенные пути решения проблем, возникающих в процессе предоставления тарифных преференций — это возможные ключи к совершенствованию порядка предоставления тарифных преференций.

1. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан 29.05 .2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017).

2. «Таможенный кодекс Таможенного союза» (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) // СЗ РФ. 2010. № 50. С. 6615.

3. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 28.12.2016) «О таможенном тарифе».

4. Бондаренко Н.П. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности: учебное пособие. СПб, ИЦ «Интермедия», 2015, 250с.

5. Заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления по экономической деятельности, полковник таможенной службы Кулешов В.В. // Письмо СЗТУ РФ N 07-01-18/7182 «О предоставлении тарифных преференций». // Журнал «Таможенные новости». — 2016. — № 6. — С. 16 — 20.

7. «Понятие тарифной преференции» — [Электронный ресурс]. URL: http://www.klerk.ru/law/articles/328893/ (дата обращения 06.09.2013).

8. «Тарифные преференции ЕАЭС» — [Электронный ресурс]. URL: http://origin-spt.ru/ (дата обращения 2013-2017г.).

Бадертдинова Г.К. студент магистратуры Набережночелнинский институт КФУ Россия, г. Набережные Челны ВЫГОДЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ДЛЯ

Статья посвящена рассмотрению отношений государства и бизнеса в форме государственно-частного партнерства. Представлены понятие и принципы государственно-частного партнерства. Описывается развитие государственно-частного партнерства в России. Наиболее подробно рассмотрены выгоды, которые получает государство при партнерстве с

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, принципы, инструменты, частный сектор, преимущества

BadertdinovaG.K. student of a magistracy Naberezhnye Chelny Institute KFU Russia, Naberezhnye Chelny BENEFITS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP FOR THE

The article is devoted to the consideration of relations between the state and business in the form of public-private partnership. The concept and principles of public-private partnership are presented. The development of public-private partnership in Russia is described. The benefits that the state receives in partnership with private business are most thoroughly examined.

Keywords: public-private partnership, principles, tools, private sector, advantages

Современный мировой опыт показывает важность налаживания партнерских отношений государства и бизнеса. Одной из таких форм отношений является государственно-частное партнерство, которое можно определить как объединение материальных и нематериальных ресурсов государства и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.) при разделении полномочий, ответственности и рисков.

Выделяют такие формы государственно-частного партнерства, как аренда, концессия, контракт, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия.

Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» выделены следующие принципы государственно-частного партнерства:

1) открытость и доступность информации о государственно-частном партнерстве, за исключением сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну;

2) обеспечение конкуренции;

3) отсутствие дискриминации, равноправие сторон соглашения и равенство их перед законом;

4) добросовестное исполнение сторонами соглашения обязательств по

5) справедливое распределение рисков и обязательств между сторонами соглашения;

6) свобода заключения соглашения.

В России уже сложилась определенная практика государственно-частного партнерства. В России проекты государственно-частного партнерства действуют уже с 1990-х годов. Среди удачных и ставших уже классическими примерами в области жилищно-коммунального хозяйства можно назвать создание Юго-Западных водоочистных сооружений в Санкт-Петербурге, станции аэрации в столичном микрорайоне Южное Бутовое и в Зеленограде. 25

Основными инструментами государственно-частного партнерства в России являются: инвестиционный фонд; промышленно-производственные зоны; особые экономические зоны; венчурные фонды; технопарки; промышленная сборка иностранных автомобилей на территории РФ.

Поскольку ГЧП — это партнерство, то оно должно осуществляться на взаимовыгодных условиях. Заинтересованность коммерческих структур в партнерстве с государством определяется рыночными мотивами. Например, вступая в государственно-частное партнерство, компания получает в долгосрочное владение и пользование государственные активы.

Это обеспечивает стабильное получение приемлемой нормы прибыли в долгосрочной перспективе. На свободном конкурентном рынке такие преимущества неоспоримы. Кроме того, осуществляя инвестиции в проекты государственно-частных партнерств, предпринимательские структуры обеспечивают себе гарантии возврата вложенных средств и минимизируют риски их потери, поскольку государство несет соответствующие обязательства. В период срока действия контракта компания может за счет нововведений повысить общую прибыльность бизнеса и таким образом увеличить получаемый доход.

Государственно-частное партнерство обладает рядом преимуществ для государства, которые позволяют эффективно реализовывать проекты. Рассмотрим их более подробно.

К первой группе преимуществ государственно-частного партнерства для государства относится то, что государство использует эффективность частного сектора. Когда частный сектор занимается бизнесом, этот процесс происходит более эффективно, укладываясь в рамки заложенного бюджета и установленных сроков. Это достигается за счет системы платежей, которые привязаны к поэтапному выполнению работ в указанные сроки. При несоблюдении этих сроков соглашением предусмотрены штрафы.

Ко второй группе преимуществ относится снижение издержек во время всего жизненного цикла проекта. В грамотно составленных ГЧП-

25 Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. -М., 2007. — N2. — С 32-36_

контрактах эксплуатационные расходы берет на себя частный инвестор. Это приводит к тому, что инвестор заинтересован в самом высоком качестве предоставляемых услуг, производимых товаров, в отличие от обычных проектов, где разные компании осуществляют ту же деятельность.

К третьей группе преимуществ относиться привлечение финансирования со стороны частного сектора. Механизм ГЧП позволяет государству существенно уменьшить объем своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств. Государственно-частное партнерство позволяет государству получить доступ к альтернативным источникам капитала, делая реальным осуществление важных и срочных проектов, которые были бы невозможны в иных условиях.

К четверной группе относятся снижение бюджетной нагрузки и высвобождение дополнительных ресурсов.

Также к выгодам государственно-частного партнерства можно отнести использование опыта частных инвесторов для осуществления технических инноваций.

Не стоит забывать также о том, что государственно-частное партнерство способствует снижению бюджетных и прочих рисков как результат разделения рисков с частным партнером.

Следует выделить также рост качества производимой продукции и оказываемых услуг населению (благодаря повышению стандартов качества и эффективности управления объектами соглашения)/ 26

Читайте также:  Какой бизнес открыть программисту

Таким образом, использование схемы государственно-частного партнерства позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы государственно-частного партнерства повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов. Государственно-частное партнерство становится важным элементом эффективной модели государственного управления, в которой государство выполняет скорее регулирующие функции, нежели функции предоставления услуг.

1. Федеральным законом от 13.07.2015 N 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

2. Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. М., 2007. N2. С 32-36

26 Государственно-частное партнерство в России/Коллектив авторов — М., Центр развития государственно-частного партнерства, 2013 год. — С 24.

3. Государственно-частное партнерство в России / Коллектив авторов, М., Центр развития государственно-частного партнерства, 2013 год. С 24.

Бадретдинова К.Р. студент 3 курса факультет «Экономический» ФГОУВО «Башкирский ГАУ» Россия, г. Уфа СТРАХОВАНИЕ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ

Ключевые слова: страхование, управление рисками, устойчивое развитие.

Аннотация: в данной статье рассмотрен механизм страхования в системе устойчивого развития предприятия и раскрыты факторы хозяйственных рисков. Автором предложены основные пути минимизации рисков устойчивого развития предприятия.

Badretdinova K.R., Student 3 year, Faculty of Economics FGOU V «Bashkir State Automobile Inspection»

INSURANCE OF ENTERPRISE BANKRUPTCY

Keywords: insurance, risk management, sustainable development.

Annotation: in this article the insurance mechanism in the system of sustainable development of the enterprise is considered and the factors of economic risks are revealed. The author suggests the main ways to minimize the risks of sustainable development of the enterprise.

Концепция управления рисками немаловажна с целью абсолютно всех компаний, независимости с вида координационной текстуры, количества работников и выражения. Равно как говорит концепция, и практика управления рисками почти каждое разрешение в экономической сфере содержит опасности, какие оказывают большое влияние в эффективности деятельности организации: в её состоятельность, в высоколиквидность, рентабельность, в оборот и равно как итог в финансовую устойчивость [1-2].

С целью постановления экономических и политических задач возникает потребность учета и рассмотрения рисков. В базе учета и анализа рисков экономического капиталом компании формируется механизм стабильного формирования. Рискованный вид обладают постановления разрешающие финансировать свою работа и расплачиваться согласно собственным обязанностям. От системы управления рисками компании находится в зависимости устойчивость всей деятельности. Совместно с этим почти все компании

Источник: cyberleninka.ru

ГЧП — это государственно-частное партнерство. Понятие, формы и области применения государственно-частного партнерства

У государства существует широкий спектр инструментов влияния на экономику. Одним из них является государственно-частное партнерство. Что оно собой представляет? В каких случаях к нему обращаются? Можно ли привести примеры реализованных проектов ГЧП?

Общая информация

Работа с новыми технологиями

Для начала давайте разберемся с терминологией. ГЧП – это один из множества способов развить общественную инфраструктуру, который базируется на долгосрочном взаимодействии бизнеса и государства. При этом частная сторона принимает участие не только в проектировании, финансировании и строительстве объекта, но и в его последующей эксплуатации, предоставлении услуг на созданной базе, техническом обслуживании и реконструкции.

Какие цели при этом преследуются? Главное, чего хочет достичь государство – стимулирование привлечения инвестиций частных лиц и структур в производство потребительских товаров, услуг, работ. Этот подход применяется тогда, когда необходимо обеспечить определенное публично-правовое образование за счет конкретного бюджета, а также сократить участие властных структур в определенном секторе экономики. Последнее выполняется исключительно в тех случаях, когда бизнес может эффективно выполнять возложенные на него обязанности.

С юридической точки зрения ГЧП – это форма взаимоотношений определенного публично-правового образования (например, Российской Федерации, отдельного субъекта РФ, конкретного муниципального образования) и частных лиц. Строятся они на соглашении концессионном (КС) или государственно-частном партнерстве (СГЧП), которые заключаются между участниками. По своей природе они являются гражданско-правовыми документами.

Законодательные основы

Итак, мы уже выяснили, что собой представляет ГЧП. Это неплохое начало, но для более внимательного изучения необходимо узнать множество деталей, на которых базируется этот механизм. Законодательное определение для него содержится в федеральном законе № 224-ФЗ от 13.07.2015. В статье № 3 дается определение ГЧП. Это было уже рассмотрено ранее.

Более интересными являются понятия СГЧП и КС. С точки зрения законодательства – это самостоятельные правовые институты.

Таким образом, рассмотрение, заключение и реализация соглашений регулируется разными федеральными законами. Но при этом КС является одной из моделей (форм) ГЧП. Чтобы заключить соглашение, необходимо решение уполномоченного публичного органа, который представляет интересы определенного публично-правового образования. В нем должно четко и недвусмысленно быть объявлено о начале реализации конкретного проекта.

Для заключения КС или СГЧП законодательством предусмотрен процесс проведения торгов в виде конкурса, на котором участники борются за право заключить соглашение. Хотя предусмотрены и отдельные случаи, когда оно заключается без него. Механизм ГЧП – это популярная и быстроразвивающаяся форма взаимодействия между частными инвесторами и государством, которая предполагает распределение рисков между ними.

О моделях и законодательных моментах

Как ранее говорилось, СГЧП и КС являются самостоятельными правовыми институтами. Отличие между ними заключается вот в чем:

  1. Концессионное соглашение (КС) регулируется федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005. Оно предусматривает право государства (муниципального образования) на собственность объекта соглашения.
  2. Соглашение государственно-частного партнерства (СГПЧ) регулируется федеральным законом № 224-ФЗ от 13.07.2015. В данном случае предусматривается, что объект соглашения находится в частной собственности. Но только в случае соблюдения требований, имеющихся в законодательстве.

Достижение договоренности

Вот такие формы ГЧП предусмотрены. Какая именно из них будет использована, зависит от преследуемых целей. Какие общие свойства имеют формы ГЧП? Вкратце, это:

  1. Долгосрочный характер партнерства. Он необходим для возврата частных инвестиций, а также комплексности этого проекта. Как пример: длительность СГЧП не может быть меньше трех лет.
  2. Распределение рисков и ответственности благодаря привлечению частного партнера не только к созданию объекта, но и его последующей эксплуатации и техническому обслуживанию. Это обязательное условие для формирования структурированных отношений между сторонами в рамках проекта. Также на этапе подготовки поиск оптимального положения является наиболее сложным.
  3. Полное или частичное финансирование создаваемого объекта общественной инфраструктуры со стороны частного партнера. Это основное отличие ГЧП от государственных заказов. При этом публичный партнер или концедент может компенсировать определенную часть затрат, которые были направлены на объект соглашения.

О преимуществах для частной стороны

Получение диплома

Что же получает инвестор, который выбирает государственно-частное партнерство? Механизмы реализации ГЧП закрепляются в долгосрочном соглашении. Также частник может получить земельный, лесной, водный участок без торгов (но только для реализации оговоренных целей). Еще один приятный момент – это возможность софинансирования проекта публичной стороной или же получение дополнительных гарантий (например, минимальной доходности).

Благодаря наличию довольно широких возможностей для работы часто используются дополнительные способы увеличения выручки. Это и оказание дополнительных платных услуг, и применение оптимальных решений, которые позволяют снизить траты на этапах как создания, так и использования объекта. Также эта модель позволяет закрепиться в сферах, которые традиционно считаются государственными. Кроме того, часть рисков передается публичному партнеру. Это позволяет более уверенно смотреть на реализацию проекта и его последующую эксплуатацию.

Читайте также:  Бизнес азс выгодно ли

О преимуществах для государства

Заключение соглашения

Вот мы и ответили на вопрос о том, что привлекает частный бизнес в ГЧП. А какова выгода для государства? Вот краткий перечень основных преимуществ, которые приносит развитие ГЧП:

  1. Возможность привлекать частных инвесторов к финансированию и созданию инфраструктурных проектов в условиях, когда нет необходимого объема бюджетных средств. Этот способ позволяет не увеличивать долговую нагрузку в рамках текущего периода.
  2. Возможность объединить в одном проекте различные этапы создания (проектирование, строительство, использование).
  3. Приобретается не объект, а услуга за счет платежей, которые привязаны к объему и качеству. Это способствует развитию конкуренции.
  4. Возможность использования ресурсов и компетенции частного сектора для оказания социально значимых услуг, а также для повышения их качества.
  5. Снижение присутствия государства в экономике.

Наиболее важным и перспективным здесь является первый пункт. Следует признать, что у государства не хватает денег на полное выполнение всех взятых на себя обязательств. Поэтому механизм ГЧП позволяет минимизировать все негативные моменты и сделать жизнь более комфортной как для граждан, так и для тех, кто обязан заботиться о нас.

Об организации

Как же устроены проекты ГЧП? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим организационные моменты. Основное внимание уделяется процессу подготовки и проведения публичной процедуры, во время которой выбирается частный партнер, заключается с ним контракт, который определяет деятельность, обязанности и права сторон для достижения оговоренных целей, а также обеспечивается контроль за исполнением взятых на себя обязательств. Государственные контракты в виде документов могут быть оформлены в нескольких формах:

  1. Акционерное соглашение.
  2. Договор услуг.
  3. Аренда публичной собственности с принятием частными участниками на себя обязательств по ее улучшению.
  4. Инвестиционный договор по созданию объекта.
  5. Концессионное соглашение.
  6. Договор подряда под ключ в рассрочку.

По сути, государственные контракты делятся на две модели (об этом ранее говорилось). Но в их основе лежат различные законодательные документы. Перечисленный только что список – это форма контракта, которую он принимает на практике. Это хоть и не значительное, но чрезвычайно важное отличие.

О примерах

Составление пазла

Итак, нами уже было рассмотрено понятие, формы, возможные области применения и модели ГЧП. Этой теории хватит, чтобы иметь базу, позволяющую разбираться в реальных ситуациях. Чтобы лучше ознакомиться со всеми механизмами, будут рассмотрены примеры ГЧП как регионального, так и федерального уровня. И первым на очереди у нас Камчатский край.

В 2010 году там было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, что позволяло привлекать средства различных источников для финансирования перспективных инвестиционных проектов. Как дополнение на уроне самого Камчатского края был принят нормативно-правовой документ «О государственно-частном партнерстве». Было предусмотрено ГЧП в виде концессионных соглашений в сфере энергетики. При этом проекты создаются на принципах государственного (или муниципального) и частного партнерств. На территории Камчатского края предусмотрена передача на время объектов имущества с целью реконструкции и последующей модернизации.

Еще один интересный момент, о котором не было упомянуто ранее, – это плата концедента. В чем ее суть? В случаях, когда предусмотрен этот механизм, государство (или орган местной власти) может выплачивать партнеру определенную сумму. Это необходимо в случаях реализации проектов, обладающих низкой инвестиционной привлекательностью. В качестве примера можно назвать социальные объекты.

А что с примерами на федеральном уровне?

Графики с данными

Можно ли рассказать здесь о чем-то? Да, есть целый ряд событий, которые были следствием ГЧП. Что же интересует частный бизнес в данном случае? Например, можно привести несколько громких случаев, связанных с транспортной сферой. В первую очередь следует вспомнить о строительстве западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, а также трассу от города к Москве.

Но, пожалуй, наибольшую известность в стране приобрела система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон», из-за которой довольно длительное время наблюдались забастовки по всей стране.

Всего по состоянию на март 2017 года было зарегистрировано 1 340 проектов, построенных по схеме государственно-частного партнерства. Из них на этап эксплуатации (то есть, успешно реализованных) выведено 426. Где же они создаются? Какие сферы ГЧП позволяет подлатать? Основная их часть выпадает на коммунальное хозяйство.

Здесь был зарегистрирован 901 проект. Затем идет сфера энергетики, однако она может похвастаться только 133 соглашениями. Еще 81 проект — к сфере транспорта. Все остальные достигнутые соглашения относятся к области социальной инфраструктуры.

Но просто количественные цифры не дают полного представления. Поэтому давайте поговорим о стоимости. Сколько денег получили проекты ГЧП? Точнее, частных вложений, ведь государственные деньги – это наши средства, собранные как налоги. В данном случае было привлечено около 700 миллиардов рублей.

При этом 440 из них направлены на региональные проекты.

О критике

Практически всегда можно найти людей, недовольных каким-либо нововведением. ГЧП в России тоже поддается критике. И это делают не только простые граждане, но и многие высокопоставленные государственные служащие.

Так, можно привести слова главы ФАС Игоря Артемьева, который первого марта 2017 года журналистам заявил, что целый ряд проектов государственно-частного партнерства является имитацией концессии. В качестве аргументации он сообщил, что в них все расходы компенсируются за счет бюджета. И частные компании не вкладывают своих средств.

Дополнительно об этом сообщил заместитель главы ФАС Рачик Петросян. По его словам, государственно-частное партнерство используется как механизм для обхода госзакупок. И в качестве подобного злоупотребления был приведен пример строительства дороги Стерлитамак-Магнитогорск.

Одновременно эти слова в штыки воспринимают другие высокопоставленные государственные служащие. Так, например, заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский заявил, что такие заявления представляют угрозу для работы всего механизма ГЧП.

Возможности развития

Безусловно, механизм государственно-частного партнерства заслуживает внимания. Он позволяет сконцентрироваться на создании необходимых проектов, на которые в данный момент времени у государства нет денег. Также благодаря ГЧП можно держать под контролем уровень долгов и успешно реализовывать стратегию по их уменьшению. Но, увы, здесь есть место и для многих негативных аспектов.

Результат сотрудничества

Например, если было достигнуто соглашение о том, что работа над проектом финансируется и из бюджета, и из частных средств, то спустя определенное время может оказаться, что по факту все полученные деньги направлялись, скажем, в офшор. Необходимо работать над тем, чтобы такого не происходило.

Также довольно остро стоит вопрос о коррупции. К примеру, после принятия решения о внедрении системы «Платон» было множество неудовлетворенных людей, которые считали, что это результат близкой дружбы Ротенбергов с президентом Российской Федерации. Но тот факт, что об этом говорят, кое-что да значит.

Конечно, недостатки есть, но пока с этим будут бороться, совершенствуя сам механизм, дела будут постепенно улучшаться. Не следует считать, что абсолютно все ужасно. Ведь есть люди вроде Игоря Артемьева, которые высказываются против всех недостатков. И есть правоохранительные структуры, борющиеся с преступностью.

Источник: businessman.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин