Хочу открыть удобный сервис приема коммунальных платежей в своем городе, но не могу определиться с юридической моделью.
Получается, что я принимаю платежи в пользу третьих лиц, поэтому являюсь платежным агентом, и в соответствии с ФЗ 161 эта деятельность регулируется 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». По этому закону для приема платежей необходимо
— зарегистрироваться в финмониторинге
— заключить договора с поставщиками услуг
— зачислять принятые средства на спецсчет, с которого расплачиваться с поставщиками.
Но здесь возникает одна непонятная вещь — на спецсчет могут быть зачислены только наличные средства или с такого же спецсчета (ст.4 п.16 ФЗ-103), а как зачислять средства, принятые по карте или электронными деньгами? П.17 явно говорит — осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Есть другая модель, по которой работают платежные агрегаторы — это присоединение к трехстороннему соглашению между платежным агентом, поставщиком и кредитной организацией, но не совсем могу понять его суть. Почему в данном случае можно обойтись без спецсчета? Не будет ли сомнений у поставщиков услуг с которыми я собираюсь работать (а это управляющие компании), что они будут принимать средства незаконно? Ведь ст.4 ФЗ-103 делает незаконным получение платежей в обход спецсчета. Буду благодарен, если разложите эту схему по полочкам, чтобы развеять сомнения.
Какие счета за коммунальные услуги можно не оплачивать: новые решения по итогам 2022 года
Показать полностью
15 марта 2017, 06:22 , Денис, г. Тамбов
Ответы юристов
Юрий Колковский
Юрист, г. Екатеринбург
Общаться в чате
а как зачислять средства, принятые по карте или электронными деньгами? П.17 явно говорит — осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается.
Денис
Денис, здравствуйте. На мой взгляд тут возможно есть смысл воспользоваться аналогией. В соответствии с п. 1 ст.
5 Федерального Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» расчеты с использованием платежных карт приравниваются к расчетам наличными денежными средствами. То же самое касается и платежей электронными деньгами. Конечно, в этом нормативном акте есть указание, что приравнивание производится «в целях настоящего закона», но думаю, что такая аналогия имеет право на существование.
Представляется, что есть смысл направить соответствующий запрос в ЦБ РФ с целью получения подтверждения данного предположения.
15 марта 2017, 06:49
Андрей Власов
Юрист, г. Апатиты
Общаться в чате
Денис, добрый день! Согласно ст. 2 103-ФЗ
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с деятельностью по проведению расчетов:
4) осуществляемых в безналичном порядке;
а вопросы безналичных платежей регулируются Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе»
Коммунальные платежи в Бизнес Центре Sunflower
1) национальная платежная система — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы);
ст. 4 161-ФЗ отсылает к 103-ФЗ
4. Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».
соответственно платежные агенты могут принимать наличные денежные средства от ФЛ, но не по картам. По картам они уже становятся банковскими платежными агентами и работают по 161-ФЗ с участием банка, т.е. по трехсторонней схеме
4) банковский платежный агент — юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций;
либо взаимодействовать с оператором электронных денежных средств
3) оператор электронных денежных средств — оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств);
1. Оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная пунктом 1 части третьей статьи 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».
2. Лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе становиться обязанным по электронным денежным средствам и осуществлять перевод электронных денежных средств.
поэтому в 103-ФЗ ничего нет про электронные платежи т.к. они регулируются по более сложной схеме с обязательным участием либо банка либо специальной некредитной организации в соот. со 161-ФЗ
Источник: pravoved.ru
Когда управляющие организации и ТСЖ должны поставить онлайн-кассу
Федеральный закон от 22.05.2003 № 337-ФЗ перенёс срок установки онлайн-касс в управляющих организациях и ТСЖ ещё на год – на 1 июля 2019 года.
О том, почему управляющие организации должны устанавливать онлайн-кассы, можно ли использовать одну кассу для приёма наличных платежей и оплаты через интернет, рассказал Алексей Шильников, директор по развитию «МойДомОнлайн».
Применение онлайн-касс в УО и ТСЖ
Должны ли управляющие компании и ТСЖ использовать онлайн-кассы?
В соответствии с ч. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника применяется на территории России в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчётов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Исключительные случаи предусмотрены ч. 2 ст. 2 № 54-ФЗ, управляющие компании и товарищества собственников жилья к ним не относятся.
Когда нужно установить онлайн-кассу?
Федеральный закон от 27.11.20017 № 337-ФЗ перенёс срок установки онлайн-касс на 1 июля 2019 года для организаций, оказывающих услуги населению. Исключение – организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги общественного питания и имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры.
При этом до перехода на онлайн-кассы организация обязана выдавать бланки строгой отчётности при оплате вместо чека.
Приём платежей через онлайн-кассы
Онлайн-чеки касаются ведь наличных платежей в офисе, а если кассы нет, то безналичные платежи можно принимать без онлайн-чеков?
В соответствии с действующими законодательством РФ системы дистанционного банковского обслуживания, через которые переводятся денежные средства в безналичном порядке (то есть онлайн-банк), относятся к электронным средствам платежа. Об этом говорит письмо ЦБ РФ от 06.03.2012 № 08-17/950.
К электронным средствам платежа, помимо онлайн-банка, относятся платежи с использованием платёжной карты, электронный кошелек, банкомат и платежи с сайтов интернет-ресурсов. Согласно № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации при проведении любых расчётов, в том числе с помощью электронных средств платежа.
Ещё раз поясню, если организация принимает платежи по договору с банком, либо через терминалы, либо через сайт и мобильное приложение, с 1 июля 2019 года она обязаны выдавать онлайн-чек, а до этого момента – бланк строгой отчётности.
Можно ли использовать одну онлайн-кассу для приёма наличных платежей и оплаты через интернет?
Нельзя. Для каждого вида расчётов нужна отдельная онлайн-касса. В заявлении на регистрацию ККТ нужно указать, например, что регистрируемая техника будет применяться только при расчётах с использованием электронных средств платежа в интернете (абз. 12 п. 2 ст. 4.2 № 54-ФЗ).
То есть для других видов расчётов такая касса не может быть задействована. Это же подтверждает абз. 2 п.1 ст. 4.3 № 54-ФЗ: кассовая техника, используемая для расчётов в интернете с помощью электронных средств платежа, применяется только для такого вида расчётов.
Если применяется агентская схема (платежи принимаются через ЕРЦ и др.) и агент выдает чек, закрывает ли это потребность в кассе?
Согласно ч. 9 ст. 2 № 54-ФЗ, контрольно-кассовая техника не применяется при расчётах с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями или индивидуальными предпринимателями. Таким образом, в случае заключения договора с оператором по приёму платежей, организация освобождается от необходимости использовать ККТ.
Компания «МойДомОнлайн» предлагает свой сервис по приему платежей через мобильное приложение и сайт по агентской схеме работы.
Выводы
- УК и ТСЖ должны использовать онлайн-кассу при приёме платежей.
- Дату перехода на онлайн-кассу для компаний, предоставляющих услуги населению, перенесли на 1 июля 2019 года. При этом до 1 июля 2019 года требуется выдавать бланки строгой отчётности при приёме платежей.
- При приёме платежей через банк, сайт, мобильное приложение и другим электронным способом нужен чек.
- Для приёма оплаты наличными в офисе УО и безналичными через интернет понадобится два разных кассовых аппарата.
- Приём платежей через агентскую схему (ЕРЦ и др.) не требует применять кассу-онлайн.
Алексей Шильников, директор по развитию «МойДомОнлайн».
Источник: roskvartal.ru
Методы приема платежей ЖКХ
Кроме того при работе с долгам как никогда верной оказывается пословица «под лежачий камень вода не течет», кроме как таковой работы с долгами необходимо вести информационную работу с населением, постоянно информируя их и напоминая о том как можно оплатить услуги ЖКХ.
- Программы для ЖКХ
- Мобильные приложения
- Программы 1С
- Аренда 1С
- 1С-Битрикс
- Установка программ 1С
- ИТС
- 1С-Отчетность
- 1С: Контрагент
- Индивидуальные услуги
- Разработка на 1С
Поделитесь ссылкой с друзьями: