Пример университета как бизнес сообщества

О том, как обстоят дела в НИУ «МЭИ», рассказал Роман Куликов, заведующий кафедрой Радиотехнических систем и Президент НКО «Ассоциация малых КБ и руководителей инновационных компаний».

869 просмотров

1. Какими научными разработками вашего вуза вы особенно гордитесь?

Сегодня Национальный исследовательский университет «МЭИ» включает в себя десяток заслуженных институтов. Так как я работаю в Институте радиотехники и электроники, который входит в состав НИУ «МЭИ», остановлюсь именно на наших достижениях в этой области. Я особенно горжусь прошлыми заслугами мирового уровня: ОКБ «МЭИ» (особое конструкторское бюро) активно участвовало в советской космической программе и сейчас продолжает работать, наши ученые получали первые изображения Луны и Венеры, разрабатывали систему связи Лунохода, которому, кстати, на днях исполнилось 50 лет.

На моем факультете работал академик В.А. Котельников: во время Великой Отечественной Войны ему было поручено улучшить системы секретной связи, и он разработал теорию потенциальной помехоустойчивости, на базе которой теперь проектируются все беспроводные системы, а ещё до Войны он же сформулировал и доказал фундаментальную теорему, которая теперь носит его имя и которая дала обоснование всей цифровой технике. К слову, западный мир упорно называет ее теоремой Найквиста, что не вполне корректно.

Создание Сообщества — Как Способ Продвижения Личного Бренда / Евгения Роньжина

Из сегодняшних заслуг отмечаю радиолокационную школу профессора А.И. Баскакова, разработки которого востребованы в авиационном и спутниковом зондировании Земли. Эти технологии используются в высокоточной навигации, для слепой посадки вертолета, для поиска косяков рыбы, обнаружения водоносных слоёв и многих других задач.

Также наши ученые работают на острие фундаментальной науки в совершенно новой области – в спинтронике – с отечественными академиками и лучшими зарубежными коллективами. Спинтроника – это одно из будущих направлений развития электроники, работающей на частотах в сотни и тысячи гигагерц.

Кроме того, мне повезло оказаться под крылом профессора А.И. Перова – одного из самых известных специалистов в области ГЛОНАСС, поэтому наш коллектив благодаря его высочайшей квалификации непрерывно привлекают к самым современным разработкам по навигации в России. Мои подопечные аспиранты за последние пару лет стали самыми глубокими специалистами в стране в сфере сверхширокополосных навигационных систем, чем я очень горжусь.

2. Трудно ли превратить научный проект в бизнес идею и реализовать его сегодня?

Строго говоря, научный проект в бизнес-идею превратить нельзя. Можно коммерциализировать результаты научного проекта, применив подходящую бизнес-идею. В целом, коммерциализация результатов в науке — это трудно, но очень интересно.

Если говорить про методы коммерциализации, то наиболее известной широкой публике является методология венчурных стартапов, развитая в послевоенные годы в США и к началу XXI века потерявшая актуальность. Элементы этой методологии были экспортированы в остальной мир для маскировки масштабной программы высокоуровневого хантинга, результаты которой известны как «утечка мозгов». Без внутренних механизмов, например, неафишируемой априорной договорённости фондов разных стадий о разделении ролей и программе действий по приватизации прибылей и национализации убытков, о «накачивании» темы стартапов в публичном медиапространстве, методология венчурных стартапов не работает, что и подтверждается опытом остального мира, в том числе локальным.

Университет бизнеса. Основы бизнес-планирования для стартап-проектов. Юлия Бровкина

Также к методам коммерциализации XX века относится планомерная системная работа полного цикла в научно-промышленных объединениях (концернах, корпорациях), внешние проявления ранних стадий которой известны как НИР (научно-исследовательская работа) и ОКР (опытно-конструкторская работа). Проблема в том, что на постсоветском пространстве далее НИР и ОКР процесс идет тяжело: внедрения в реальный сектор редки. Только самые крупные корпорации могут себе позволить применять эту затратную методологию.

Новый этап требует новых методов коммерциализации научных результатов. Над их разработкой мы с коллегами работаем в «Ассоциации малых КБ». В отличие от конкурентной парадигмы венчурных стартапов, мы выступаем за кооперацию малых форм и формирование комплексных проектов на стыках компетенций, за внедрение через пилотные проекты со средним и крупным бизнесом. В эту деятельность вовлекаются и студенты через студенческое сообщество Ventum nova, где формируются коллективы, в том числе с целью проведения научно-технических проектов и коммерциализации их результатов.

Вообще идея Ventum nova – сообщества, в котором проекты разной специализации не конкурируют, а сотрудничают, передают организационный опыт от более опытных к новичкам – родилась на нашей кафедре как ответ на идейно-методологический вакуум в сфере коммерциализации инноваций. Университет – это прекрасная питательная среда, своего рода реактор для зарождения новых проектов. Оставалось придать реакции нужное направление, что и было сделано. Сейчас в сообществе более 80 студентов и аспирантов, представляющих полтора десятка проектов.

Начало в 2015 году положил СКМ Трекинг, проект по разработке системы захвата движений человека для полного VR погружения, спортивной телематики и анимации в кинопроизводстве. Этот проект был изначально спроектирован как стартап, за несколько лет на его основе было написано несколько дипломов, сейчас готовится кандидатская диссертация. Он стал участником Сколково, привлек инвестиции и получил ряд грантов, неоднократно становился лауреатом федеральных конкурсов.

Кроме того, у нас есть ребята, которые работают в сфере спинтроники с ИРЭ РАН и Российским квантовым центром в Сколково, с МЭГ-центром. Среди наших проектов — создание продвинутого автомобильного радара для перспективных интеллектуальных транспортных систем, разработки в области коллективной дополненной реальности на основе технологии высокоточного позиционирования смартфонов. Ряд специалистов применяет искусственный интеллект в своих решениях.

3. Какая есть поддержка от вуза?

В целом, в НИУ «МЭИ» потенциально благоприятный климат для коммерциализации научных результатов. Для полноценной работы нам требуется выработка методологии. В свеже-анонсированной министерской программе стратегического академического лидерства этому уделяется повышенное внимание. Мы готовимся в ближайшие годы учиться коммерциализации научных результатов по-настоящему. Я лично много тружусь над теорией и практикой в разных ипостасях, в том числе в общественной сфере как руководитель «Ассоциации малых КБ».

Читайте также:  Бизнес класса больше не будет

Помимо прочего, для работы со стартапами важна и косвенная поддержка со стороны НИУ «МЭИ»: вуз не мешает (sic!), морально поддерживает, указывает ориентир. Тут всегда можно найти как опытных специалистов, готовых проконсультировать, так и молодых энтузиастов, готовых попробовать. Небезызвестный федеральный фонд содействия инновациям — «фонд Бортника» — является традиционным источником первых грантов для молодых команд ученых – «УМНИК» и «Старт». С 2020 года в НИУ «МЭИ» появилась программа внутренних грантов на поддержку научных разработок, ориентированная на молодежь, – и это очень хороший шаг. Среди критериев успеха – заключение хозяйственных договоров на НИР/ОКР с реальным сектором — то есть с компаниями-партнерами университета.

4. Какая часть выпускников остается в вузе? Кто уходит в бизнес? Есть ли статистика?

Можно сказать, что примерно 50 — 70 выпускников в год остаются в вузе, это в основном аспиранты. А выпускает НИУ «МЭИ» обычно 2500 человек, и все они идут работать в бизнес, в отрасль.

Лучших выпускников, по 3 — 4 человека из сотни, стараемся оставить при вузе – в аспирантуре и далее в преподавании и науке. Научная работа в НИУ «МЭИ» для молодых специалистов — это доход выше среднего, возможность интересной самостоятельной работы, здоровая конкуренция и высокий социальный статус.

Большинство студентов трудоустраиваются на промышленные и научные предприятия по специальности еще до окончания вуза. Безработных не по своей воле я не встречал.

Открыть свое дело пробует небольшая часть выпускников, и это тоже закономерно: далеко не все склонны к предпринимательству и риску. Отрадно, что с той поры, как в НИУ «МЭИ» появилось сообщество студенческих инновационных проектов Ventum nova, стали появляться технологические бизнесы ранних стадий.

5. Вы верите в предпринимательство в науке?

Я думаю, что симбиоз науки и предпринимательской деятельности может быть весьма плодотворен при правильном подходе. Предприниматель смотрит на все, в том числе и на проблемы, как на возможности. Поэтому если некоторый научный результат открывает новые возможности, то он легко ложится в схему предпринимателя. Если все делать правильно, то успех неизбежен.

Источник: vc.ru

Почему компании и вузы нужны друг другу

В то время как в мировой практике ведения бизнеса отношения с топовыми университетами считаются «мастхэвом», в России это всё еще неочевидно ни для вузов, ни для большинства компаний. Сотрудничество учебных заведений и бизнеса ограничивается, в лучшем случае, парой мероприятий в год — стендом на Дне карьеры (когда уже вымрет этот формат?) и лекцией от какого-нибудь менеджера среднего звена. И тут возникает несколько вопросов.

Зачем вообще выстраивать отношения между компаниями и университетами

Public Relations, Government Relations — все вокруг выстраивают какие-то отношения, выходящие за пределы юридических. Преимущества PR и GR довольно очевидны: от договорённостей с правительством или профильным ведомством зависят большие контракты (и речь не о коррупционных схемах, а о вполне здоровых закупках). В отдельных случаях бизнес даже может серьёзно влиять на принятие тех или иных законопроектов, PR-инструменты работают на узнаваемость, репутацию и эмоциональный счёт с клиентами. А университеты?

На самом деле ответ лежит на поверхности. Главная задача высшего образования — подготовка конкурентоспособных специалистов для рынка труда (и только потом уже идут развитие науки, решение социальных задач и всё остальное). Делать это качественно, не имея связи с рынком труда, невозможно.

Но всё непросто, ведь компаний много, а информации о них ещё больше. Никто из студентов или сотрудников вузов по доброте душевной не будет разбираться в том, что из себя представляет тот или иной работодатель (особенно если речь идёт не об отраслевых гигантах), смотреть сайт, изучать программное интервью CEO компании. Для этого нужна личная причина или эмоциональная привязка, создать которую можно с помощью University Relations (UR).

Более того, студенты — очень неоднородная социальная группа. У инженеров, филологов и экономистов разные ритмы жизни, сильные и слабые стороны, потребности и видение карьеры. Им нельзя транслировать одно и то же сообщение. Особенно в условиях жёсткой конкуренции за лучшие кадры.

Аудитории нужно доказывать, что вы интересны друг другу, а значит — нужно быть проактивным и проявлять инициативу в коммуникации

В то же время и соискателям (и тем, кто готовит их к выходу на рынок труда) нужно понимать, чем занимаются разные компании, какие направления перспективны, какие навыки нужно развивать, чтобы получить хорошее предложение по работе, и так далее.

Почему компаниям нужны вузы

Во-первых, в вузах есть студенты. Через несколько лет они выйдут на рынок труда и на то, насколько они будут подготовленными, уже сегодня влияет вузовская программа и дополнительные возможности для самообразования (мероприятия, кейс-чемпионаты, онлайн-курсы).

Во-вторых, академическая среда достаточно консервативна и неповоротлива — от момента рождения идеи до её реализации в университетах могут пройти годы. Любые изменения нужно стимулировать.

Почему высшее образование не секрет успеха (и не принесёт вам денег)

В-третьих, существуют более узнаваемые (за счёт сильных продуктовых брендов) компании и те, о которых студентам почти ничего не известно. Уровень знакомства с брендом, знания о корпоративной культуре сильно влияют на то, куда выпускники будут подавать резюме в первую очередь и кому достанутся лучшие кадры.

Читайте также:  Методы контроля бизнес процессов

…а вузам — компании

Выверенные отношения с работодателями помогают университетам решить несколько проблем. А именно:

  • Понимать, что нужно рынку (и что будет нужно через пять лет). На основании этого менять программы, запускать новые — например, внедрять Python в обучение финансистов, зная, что он используется для продвинутого анализа данных.
  • Отправлять студентов на практики и стажировки, выигрывая и в глазах студентов (ведь каждый хочет быть востребованным), и в глазах рынка, который ждёт подготовленных к реалиям бизнеса выпускников.
  • Замерять эффективность вложенных знаний за счёт обратной связи с практикантами и показателей по трудоустройству студентов.

Что же такое University Relations

UR — это система взаимоотношений между вузами и компаниями. Система — ключевое слово. UR, конечно, приносит результаты здесь и сейчас, но в общем работает скорее на то, чтобы дать результат через два-три года. Есть три важных аспекта здоровых отношений с университетами.

1. Понятная цель. Зачем вы сотрудничаете? Какова глобальная идея этого взаимодействия? Делать мероприятия ради мероприятий точно не стоит.

2. Стратегия. Коммуникация должна быть последовательной, разнообразной и многоканальной. И в социальных сетях, и на YouTube, и на сайте партнёров вы должны транслировать месседжи одного порядка (нельзя в одном месте писать про зарплату в 15 тысяч, а в другом говорить о высокой оплате труда).

3. Цифровые KPI. Сколько человек из конкретного вуза вы планируете взять на работу? На какие направления? Сколько активностей для этого нужно провести? Сколько это будет стоить? Как оптимизировать расходы?

Чтобы выстроить стратегию, можно воспользоваться услугами агентств по работе с талантами.

Строить отношения с университетами сложно, успех здесь во многом зависит от личного подхода, изобретательности, готовности быть гибкими. Но в перспективе прочные отношения с высшей школой способны избавить компанию от проблем с наймом действительно хороших специалистов, а значит — напрямую повлиять на результаты бизнеса.

Источник: mel.fm

Университет как бизнес-ангел

Как университету наладить взаимовыгодные отношения с бизнесом

ректор Московского государственного университета пищевых производств
ректор Московского государственного университета пищевых производств

В последнее время от бизнеса все чаще звучат упреки в сторону образовательных учреждений: выпускники абсолютно не готовы к реальным условиям работы. Как же решить проблему? Даже если компания напрямую обратится в вуз с запросом на подготовку специалистов по конкретным требованиям, то она получит людей не ранее чем через 2–4 года. А за это время потребности бизнеса могут измениться. Своим рецептом решения проблемы поделился Московский государственный университет пищевых производств.

2 6 12/04/2019

Пищевая промышленность — один из мощных драйверов экономики. Это почти 27 000 малых, средних и крупных предприятий в стране. И на многих из них работают выпускники МГУПП. Потому для нас очень важно, чтобы каждый наш студент по окончании вуза был компетентен и востребован на рынке.

Для нас принципиально шагать в одном темпе и ритме с бизнесом. Для этого МГУПП:

  1. Анализирует иностранные образовательные тренды и технологии.
  2. Отслеживает перспективные и инновационные технологические решения и тренды пищевой промышленности.
  3. Мониторит потребности предприятий и организаций.
  4. Вовлекает бизнес в совместные проекты.
  5. Привлекает работодателей к созданию и совершенствованию образовательных программ.
  6. Формирует у студентов бизнес-мышление.

Первый шаг – признать наличие проблемы

Для сокращения разрыва между высшим образованием и предприятиями в первую очередь необходимо наладить коммуникацию с бизнесом.

Как правило, университеты и предприятия не слышат друг друга.

Представители вузов говорят: «У нас есть ФГОСы , мы прошли аккредитацию, все контрольные органы нас проверили. У нас проблем нет». На что бизнес отвечает: «Мы из ваших слов ничего не поняли, но нам в принципе ваши выпускники не нужны. Мы «купим» специалистов за рубежом, остальных обучим сами». На этом взаимодействие заканчивается, а проблема остается.

Я на старте работы в МГУПП чуть было не наступил на эти же грабли. Мне стоило некоторых усилий переступить через гордость ректора и сказать бизнесу: «Я готов принять тот факт, что мы учитываем не все требованиям индустрии». Однако это не решило проблем. Половина предприятий, критикующих наши образовательные программы, не дала конкретного положительного ответа.

Работа с бизнесом

С оставшимися, а следовательно – заинтересованными в сотрудничестве предприятиями, мы стали активно работать по разным направлениям, в частности, создавать новые профстандарты.

Эти предприятия – наш «университетский пул» организаций. Сегодня в него входит порядка 100 крупных компаний страны, охватывающих почти все наши направления деятельности.

Здесь есть свои подводные камни. Например, мы взаимодействуем с группой компаний «Черкизово», в которую входит новейший, полностью роботизированный завод в Кашире . И если проецировать наши образовательные программы на этот завод, то нам нужно принципиально модернизировать их и синхронизировать с требованиями высокотехнологичного потенциального работодателя. В стране таких инновационных заводов единицы, и подстраивать под них все программы в моменте достаточно накладно, но мы это осознанно делаем.

Интересное решение по взаимодействию с бизнесом было реализовано в одном из региональных нефтяных вузов. На его базе были созданы кафедры всех крупнейших нефтяных компаний страны. Последние курируют деятельность «своих» лабораторий, отвечают за их оснащение. Например, на территории этого вуза размещена модель нефтяной вышки.

Этот подход взаимодействия с бизнесом МГУПП позаимствовал и реализовал. Поскольку у нашего университета достаточно серьезный имущественный комплекс, мы можем себе позволить точечное размещение учебно-производственных лабораторий.

Читайте также:  Сколько стоит бизнес джет в Дубай

С участием компаний из нашего пула мы открываем базовые предприятия на территории вуза, например, у нас есть своя пивоварня.

Предприятия-партнеры МГУПП вкладывают средства в оборудование и инфраструктуру кафедр без перехода права собственности. Мы, со своей стороны, предоставляем помещения, поддерживаем их в работоспособном состоянии. Но самое важное – мы показываем нашим партнерам учебные планы, предметно рассказываем о каждой модели обучения специалистов, а потом дискутируем и принимаем существенные замечания во внимание.

Лаборатория кулинарного искусства “Кухня-студия” МГУПП

Открытие таких «корпоративных» кафедр и лабораторий позволяет за год–два сократить разрыв между потребностями бизнеса и возможностями вуза до минимума.

Если производитель вложил деньги в обучение, то он – активный участник процесса

Представители компаний приезжают к нам, участвуют в модернизации образовательных программ, читают установочные лекции, берут студентов на практику и по итогу трудоустраивают по конкретному профилю. Именно это является нашей основополагающей целью.

К примеру, общаясь с представителями бизнеса, мы выяснили, что предприятиями востребованы:

  • специалисты рабочих профессий, которых не готовят в широком спектре в высших учебных заведениях. В итоге мы открыли международный технологический колледж при нашем университете и в первый год сделали серьезный набор – более 200 обучающихся;
  • прикладные специалисты с высшим образованием, которое построено следующим образом: 80% учебного времени – подготовка по инженерно-технологическому направлению, 20% – получение управленческих компетенций и знаний в области маркетинга, контроля качества, товароведения, экономики.

Экономисты в пищевой индустрии нужны, но эта специальность должна быть прикладной к специальности инженера-технолога, а не наоборот

В образовании давно идут споры, стоит ли оставлять экономические и управленческие специальности в технических вузах. Можно от них отказаться, но тогда есть риск, что мы будем штамповать специалистов-роботов, выполняющих всю жизнь только одну запрограммированную технологическую функцию без возможности индивидуального управленческого роста. Если технологический уклад поменяется, то такие люди не будут готовы переучиваться. В итоге управленческой компетенции просто не будет.

Мотивация студентов

Для студентов лекции представителей бизнеса – мощнейший мотиватор. В 2017 году мы провели около 20 таких мероприятий. Этого мало, но с чего-то же нужно было начинать…

Занятие в бизнес школе МГУПП

Сложность состояла в том, что для представителей бизнеса время – главный ресурс. Потому нам часто говорили: «Соберите 500 мотивированных студентов, тогда мы, возможно, найдем время». Мы решили эту проблему так.

В последние недели августа 2018 года я утвердил план выступлений руководителей крупных компаний и определил ответственное в вузе лицо за явку конкретного спикера. Это сработало. Только за осень 2018 года мы провели порядка 50 установочных лекций.

Студенты после таких лекций выходят очень вдохновленными. Они понимают, чем конкретно будут заниматься в будущем, что им предстоит.

Развитие бизнес-мышления у студентов

Еще один способ сблизить бизнес и образование — вовлекать в предпринимательскую деятельность самих студентов. В бакалавриате мы реализуем эту идею за счет нестандартного подхода к защите дипломного проекта в форме стартапа.

Во-первых, его защищает сформированная в процессе обучения команда студентов, и каждый отвечает за свое направление. Состав группы проекта зависит от направления стартапа. Это могут быть, к примеру, инженер, технолог, экономист и ветеринар.

Занятие в бизнес школе МГУПП

Во-вторых, дипломный проект – это, по сути, как я уже сказал, стартап. Ребята защищают новое «производство», а при наличии инвестиций готовы его реализовать в МГУПП.

С магистрами получается еще интереснее. Командам магистров, успешно защитивших дипломный проект, мы выдаем точечные целевые гранты и помогаем зарегистрировать свое мини-предприятие, например, по производству крафтового молока, пива или хлеба. То есть в чистом виде МГУПП выполняет функцию бизнес-ангела – это прорыв.

В этом случае 50% прибыли получают ребята, но и университет не остается обделенным, т.к. в успешные стартапы МГУПП входит также одним из соучредителей. Такой подход позволяет выпускникам не только успешно трудоустроиться, но и создать дополнительные рабочие места.

Мы не только решаем потребность в кадрах различных компаний, мы сами создаем предприятия

Другой вариант успешной защиты магистратуры – «продажа» стартапа заинтересованному предприятию. У нас много таких примеров. Например, по выпускному проекту наших магистров была запущена новая линия хлебобулочных изделий на Владимирском хлебокомбинате.

Подписание договора о сотрудничестве с АО Владимирский-хлебокомбинат

Разрывные технологии

Университет пристально следит за разрывными инновационными образовательными трендами и технологиями в России и за рубежом. Например, мы разрабатываем пищевые 3D-принтеры. МГУПП создает новый рынок печати функциональных продуктов питания под нужды человека. В напечатанных продуктах всегда одна и та же консистенция. Повар никогда не сможет приготовить одно блюдо одинаково, а техника на это способна.

Я понимаю, что в настоящий момент эта разработка не будет пользоваться большой популярностью, потому что рынок и предприятия к ней еще не готовы. Но если вуз будет ждать устойчивых трендов – он опоздает. Появится тот самый разрыв: предприятиям станут нужны такие кадры, а вуз сможет предоставить их минимум через 2–4 года.

Справка

Московский государственный университет пищевых производств – крупный образовательный и научно-исследовательский центр России в области пищевых производств, биотехнологии, управления безопасностью, качеством и экологией пищевых продуктов и производств, машиностроения, робототехники, IT-технологий, экономики и организации производств пищевых продуктов.

За время своего существования университет подготовил около 45 тысяч инженеров-технологов, механиков, конструкторов, экономистов, свыше 420 докторов и около 3300 кандидатов наук, более 3600 специалистов для зарубежных стран.

Записал Данила Кочетов

Нравится: 6 Была ли статья полезна? Да Нет

Источник: kachestvo.pro

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин