Примеры взаимодействия государства и бизнеса

Транспортные коммуникации объединяют все регионы страны. Это необходимое условие единства экономического пространства страны и ее территориальной целостности. Транспортные коммуникации связывают страну с мировым сообществом и обеспечивают осуществление внешнеэкономических связей. Транспортные коммуникации дают возможность государству интегрироваться в глобальную экономическую систему.

Развитие транспортных систем является гарантией единства экономического пространства, перемещения товаров, конкуренции и свободы экономической деятельности. Устойчивое развитие транспортных систем обеспечивает целостность Украины, ее национальную безопасность, повышает качество жизни ее населения.

Однако вопросы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры, не могут решаться исключительно за счет государственного финансирования. Перспективным механизмом снятия бремени инвестирования в транспортную отрасль является взаимодействие государства и частного бизнеса в рамках государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнерство не является новым экономическим механизмом. Подобное взаимодействие использовалось еще в Средние века при постройке канала, который санкционировал французский король Генрих II в XVI в. Термин «государственно-частное партнерство» впервые появился в США в результате взаимодействия частного бизнеса и государства при финансировании образовательных программ. Активное становление партнерства частного бизнеса и государства началось в первой половины 90-х гг. ХХ в. К концу ХХ в. в мире насчитывалось около 3000 проектов государственно-частного партнерства. Это свидетельствует о том, что конструктивное взаимодействие частного бизнеса и государства является неотъемлемым условием нормального функционирования рыночной экономики.

Взаимодействие государства и частного бизнеса следует рассматривать в двух аспектах. Во-первых, формируется благоприятный бизнес-климат за счет признания государством важной роли частного бизнеса в экономике. Во-вторых, формируется более высокий уровень отношений между государством и частным бизнесом. Он основан на передаче частному сектору полномочий по управлению государственными активами и выполнении некоторых работ бизнес-структурами. Обычно второй вариант отношений возникает позже первого в результате разработки законодательных и экономических механизмов взаимоотношений государства и бизнеса.

По данным Going Global Theworld of public-private partnerships, мировыми лидерами по развитию партнерств считаются США, Великобритания, Австралия, Германия.

В настоящее время в США при Министерстве торговли учрежден Центр по управлению целевыми государственно-корпоративными программами для координации и контроля разработки и внедрения инноваций. Одной из важных сторон механизма ГЧП в США является заключение контрактов между органами власти и бизнесом в рамках реализации национальных проектов и программ социально-экономического развития. Инициатива исходит от органов государственной власти США и частных компаний. По этим контрактам частные фирмы могут получить кредиты на льготных условиях со сроком выплаты до 25 лет, в случае если они выполняют общественные работы. Такие кредиты могут покрывать до 65 % инвестиций в основной капитал, что стимулирует процессы структуризации и модернизации хозяйственной деятельности.

Основными типами ГЧП в США являются проектирование-строительство, контракты на управление, концессии, сдача муниципальных предприятий в аренду. Сегодня, по данным Национального института государственно-частного партнерства, из 65 среднестатистических муниципальных сервисных служб – 23 функционируют в формате ГЧП (более 30 %.). За последнее десятилетие было создано более 2000 государственно-частных партнерств, что позволило дополнительно привлечь около 10 млрд долл из частного сектора, при этом государственные инвестиции составили лишь 1млрд. долл. США.

Если рассмотреть опыт использования взаимодействия государства и бизнеса на примере Великобритании, то он осуществляется в рамках проекта «Частная финансовая инициатива». Суть ее – привлечение частных инвестиций для строительства крупных государственных объектов. При этом бизнес осуществляет строительство государственного объекта за счет собственных средств. Экономическая выгода частного бизнеса от таких взаимоотношений формируется за счет доходов от эксплуатации объекта.

Объектами проекта «Частная финансовая инициатива» являются автомобильные и железные дороги, объекты портовой инфраструктуры, школы, больницы и даже тюрьмы. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают около 17 % экономии бюджета страны.

Ежегодно в Великобритании с помощью государственно-частного партнерства на реализацию крупномасштабных проектов из частного сектора привлекается до 10 млрд. долл. США. Следует отметить, что подавляющее большинство проектов представляют собой инвестирование в размере не менее 20 млн. фунтов. Проекты же стоимостью менее 20 млн. фунтов не подходят для схемы «Частная финансовая инициатива». Существует практика объединения небольших проектов с целью использования упомянутой схемы.

В Германии идея взаимодействия государства и частного сектора была освоена еще в середине ХІХ в. Первые некоммерческие строительные общества были созданы на основе частных инициатив. В контексте сотрудничества между некоммерческими компаниями и государственным сектором такие компании вынуждены были налагать некоторые ограничения на собственный бизнес и корректировать политику получения прибыли.

Читайте также:  Табачная лавка как бизнес

В обмен на это государство предоставляло им налоговые льготы. Сегодня в Германии одной из основных сфер применения ГЧП являются информационно-коммуникационных технологии из-за трансформирования национальной экономики Германии из индустриальной в информационную. Другими важнейшими областями использования методов и применения механизма ГЧП в Германии, является развитие транспортной инфраструктуры, коммунального хозяйства и социальной сферы. В Германии в настоящее время на основе ГЧП реализуется около 10 проектов, из которых только два находятся на стадии активной реализации: «Любекский тоннель» и «Ростокская трасса».

В Австралии государственно-частное партнерство получило стремительное развитие в 80-е гг. ХХ в. В это время австралийские власти начали активно привлекать частные инвестиции в инфраструктурные проекты и гражданское строительство. Сегодня проекты ГЧП реализуются по схеме долевого финансирования за счет федерального бюджета, бюджетов штатов и территорий и привлеченного государством частного капитала. Характерным атрибутом ГЧП в Австралии является его публичность на всех этапах прохождения проекта. В целом, австралийский опыт в сфере реализации ГЧП представляется весьма успешным и разносторонним.

Таким образом, опыт зарубежных стран подтверждает эффективность взаимодействия государства и частного бизнеса в разных отраслях экономики. Этот положительный опыт необходимо использовать Украине, особенно в сфере развития такой стратегически важной отрасли экономики как транспорт.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем

Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем – это механизм, призванный обеспечить привлечение наиболее обеспеченного сектора экономики к решению социальных проблем совместно с органами государственного управления за счет стимулирования такого участия со стороны государства.

Необходимость привлечения бизнеса к решению социальных проблем

Развитие общества, его социальное расслоение и иные причины ведут к тому, что количество социальных проблем не только не уменьшается, но и увеличивается. Государственные ресурсы не позволяют в полной мере решить все существующие проблемы, тем более что для большинства стран характерно уменьшение вмешательства государства в экономику, сокращение государственного сектора в экономике, как следствие, уменьшение доходов и влияния государства в этой сфере.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

При этом, следует отметить, что государство никогда не допускает полного устранения от регулирования экономических процессов.

Замечание 1

Государство стремится к формированию социальной ответственности бизнеса, под которой понимают систему партнерства государства и бизнеса в решении социальных проблем.

Сущность взаимодействия государства и бизнеса при решении социальных проблем

Привлечение бизнеса к решению социальных проблем реализуется через следующие формы:

  • во-первых, осуществление инвестиций и бизнес-проектов, направленных на охрану здоровья, здорового образа жизни, безопасность труда, развитие персонала;
  • во-вторых, обеспечение участие бизнеса в осуществлении природоохранной деятельности, ресурсосбережении;
  • в-третьих, привлечение бизнеса к поддержке и развитию местного сообщества;
  • в-четвертых, развитие социальной инфраструктуры за счет частных средств.

Зачастую участие бизнеса в решении социальных проблем может носить косвенный характер, обусловленный необходимостью развития той или иной сферы, до которой государство еще не добралось.

«Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

В качестве примера в этом смысле можно рассмотреть строительный бизнес. Для осуществления строительства иногда требуется постройка дорог, ввод дополнительных энергоподстанций, создание инфраструктурных объектов, способных привлечь граждан к приобретению жилья на той или иной территории. По окончании строительства все указанные объекты продолжают работать на благо общества: дороги и подстанции, как правило, переходят в собственность муниципального образования, которое уже не тратит средства на их создание, а только поддерживает их в рабочем состоянии, инфраструктурные объекты решают проблему удовлетворения тех или иных социальных потребностей населения.

Также государство активно привлекает бизнес-структуры к совместному участию в тех или иных социальных проектах. Это направление взаимодействия государства и бизнеса в решении социальных проблем признано более взаимовыгодным, чем благотворительная деятельность. Участие бизнеса в различных мероприятиях обеспечивает рост узнаваемости предприятий и их продукции среди населения, формирование имиджа социально-ответственных субъектов рынка, лояльность государства к конкретным представителям бизнес-структур.

Социальная ответственность бизнеса выступает феноменом, вступающих в противоречие с основной целью осуществления бизнеса – получение максимальной прибыли экономическими субъектами. Задача государства и бизнеса, взаимодействующих в процессе решения социальных проблем, состоит в нахождении определенного баланса между экономическими интересами бизнес-структур и социальными интересами общества. На сегодняшний день бизнес не может полностью устраниться от социальных проблем, поскольку это будет крайне негативно восприниматься обществом, а значит и влиять на востребованность бизнес-структур на рынке.

Читайте также:  Как посчитать оборот в бизнесе

Участие бизнеса в решении социальных проблем требует интеграции социальных инициатив в бизнес-стратегию развития. Только это обеспечивает полноценность социальной ответственности бизнес-структур. На государство в этом случае возлагается регулирующая и координирующая роль, позволяющая определить стратегические ориентиры социально-экономического развития общества, обеспечить создание базовых условий для осуществления бизнеса и роста эффективности экономики, разработать и внедрить проекты национального масштаба и государственной важности. Государство должно выступать локомотивом инвестиционной деятельности. Она должно обеспечивать максимальные вложения в экономику за счет формирования инфраструктурных объектов, создания предприятий, найма персонала, увеличивая тем самым объем потребления, который выступает стимулом развития бизнеса.

Также на государство возлагается роль гаранта инвестиций, государственное участие в которых должно являться примером безопасности вложений в развитие российской экономики. Государство должно предлагать меры для развития инвестиционной привлекательности бизнеса, который, в свою очередь, может позволить себе направить часть своих средств на финансирование решения социальных задач государства.

Модели взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере

Бизнес и государство в социальной сфере могут взаимодействовать в рамках нескольких моделей, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, «принуждение и подавление», которые подразумевают оказание административного воздействия на бизнес-структуры для обеспечения их вклада в различные социальные проекты и программы;
  • во-вторых, «патронаж», который предусматривает компенсацию затрат бизнес-структур на участие в социальных проектах и программах посредством предоставления им возможности доступа к ресурсам, находящимся в собственности государства;
  • в-третьих, невмешательство государства, которое предусматривает отсутствие активной государственной политики в сфере социального участия бизнеса;
  • в-четвертых, партнерство, которое предусматривает достижение компромисса между государственной властью и бизнес-структурами. В основе такой модели находится принцип «выгодно каждому – выгодно всем».

Источник: spravochnick.ru

Как взаимодействуют бизнес и государство

Вряд ли вызовет сомнения тот факт, что бизнес и государство не могут функционировать независимо друг от друга. Именно по этой причине правительственная политика любой страны всегда направлена на построение механизма взаимодействия с бизнесом. Бесспорным является и то, что деятельность обеих сторон имеет целью обеспечение полноценной жизни общества, которое одновременно является и результатом их совместных усилий, и целью сотрудничества.

Триединство бизнес-государство-общество

Взаимодействие бизнеса и государства

Примечательным является то, что оба эти явления – государство и бизнес – созданы самим обществом, перед которым они, собственно, и несут ответственность за свои действия. И если государство действует исключительно в общественных интересах, то предпринимательство подотчетно и тому, и другому.

В то же время в основе бизнеса лежит интерес частный, который может как совпадать, так и не совпадать с общенациональным.

Первое, что объединяет две структуры: это то, что они обе заинтересованы в платежеспособном населении. Более того, государству выгодно, чтобы социальная атмосфера внутри него была благополучная, ибо управлять таким обществом гораздо проще, чем тем, в котором постоянно происходят конфликты на почве экономических и социальных проблем.

Если рассматривать экономику, то бизнес в ней играет ведущую роль, поскольку ему принадлежат трудовые, материальные и финансовые ресурсы.

В свою очередь, правильно организованный и ориентированный на общественные нужды бизнес является основой благополучия в любом государстве. От него зависит и создание рабочих мест, и наполнение бюджета, и уровень дохода населения.

Таким образом, можно сказать, что взаимодействие бизнеса и власти в своей основе предполагает их взаимную заинтересованность друг в друге. Создание крепкого и надежного тандема может гарантировать:

  • целостное экономическое пространство;
  • благоприятный климат для ведения дел;
  • формирование среднего класса населения;
  • повышение авторитета страны в рамках международного сотрудничества.

Сохранить социальный мир без совместных усилий власти и бизнеса не представляется возможным.

Влияние государства на бизнес

Отношения между данными двумя структурами регулируются законодательной базой. Кроме основных законов, есть еще и множество соглашений. Все они призваны определить социальную ответственность, которую несет предпринимательство перед населением страны.

Исходя их этого, определить задачу государства вполне легко – создать условия для успешного развития и функционирования различных форм бизнеса. И если бизнес перед государственными органами отвечает только за выплату налогов и соблюдение законов, то государство несет ответственность за все экономические, политические и социальные процессы, которые происходят в стране.

К сожалению, подобное взаимопонимание в рамках российского государства еще далеко от идеального. Именно этот фактор и лежит в основе такого явления, как теневая экономика. Нежелание чиновников идти навстречу предприятиям, присутствие давления и коррупции со стороны контролирующих органов, отсутствие поддержки – все это заставляет бизнес-круги уходить «в тень».

Читайте также:  Что нового в инструментах бизнеса

Сущность таких противоречий заключается в том, что поддерживать бизнес власть стремится только тогда, когда соблюдаются определенные условия, а именно:

  • работа ведется согласно правилам поведения, разработанным для бизнеса;
  • соблюдается социальная ответственность предпринимателей перед обществом;
  • наполняется казна.

Как известно, для власти значение имеет не промежуточный, а конечный результат. В случае, если он не достигается, она берет под контроль все финансовые и товарные потоки.

Влияние бизнеса на государство

Четких форм и моделей, как можно построить взаимоотношения двух сторон, пока не существует. В лучшем случае можно наблюдать согласие предпринимателей вкладывать деньги в развитие бизнеса на равных паях с государством.

Государство и бизнес

Предпринимательская сфера, в свою, очередь, так же не остается безучастной и стремится всячески влиять на власть при малейшем ее ослаблении. Это проявляется в навязывании своих правил, игнорировании законов и предписаний, создании различных теневых схем, финансовые потоки которых проходят мимо государственной казны. Все, что необходимо в этот момент, – это усиление власти и готовность обеих сторон идти на взаимные уступки, что позволит восстановить баланс во взаимоотношениях.

Зарубежная практика

Взаимодействие государства и бизнеса в зарубежных странах, как правило, опирается на плюралистическую модель. Она основана на англосаксонских и американских традициях, истоками которых являются индивидуализм и самостоятельность принятия решения.

Плюрализм во взаимосвязи государства и бизнеса характерен для США и государств Евросоюза. Он предполагает:

  • поддержание духа соперничества, являющегося залогом поддержания конкурентного отношения к своей работе и обеспечивающего свободное развитие личности;
  • обеспечение максимума прибыли, которая признавалась как важнейший, порой единственный критерий успешности;
  • отношения с властью только как с политическим регулятором в ограниченный временной интервал времени;
  • верховенство судебного решения во взаимоотношениях между партнёрами по бизнесу и между всеми участниками деловых отношений.

При такой концепции государство занимало позиции арбитра, свободного от упреждённых решений.

Формы взаимодействия

В широком смысле отношения бизнеса и государства можно разделить на формальные и неформальные, индивидуальные и коллективные, скрытые и гласные, частные и общественно значимые.

Формальные отношения выражаются в генеральной договоренности, которая достигается между правительством, профсоюзами, объединениями работодателей. Неформальные отношения, в свою очередь, не имеют документального подтверждения, а преимущество их находится на стороне предпринимателей.

Формы взаимодействия власти и бизнеса можно выделить следующие:

Получение помощи от государства

  • коррупция, являющаяся результатом теневой экономики. Привлекательность ее заключается в том, что она позволяет быстро и с минимальным риском решать мелкие бытовые проблемы. Она же выступает в качестве платы за возможность нарушать закон или инструкции, за принятие положительных решений в пользу предпринимателей;
  • лоббизм – проявляется в виде попыток рабочих групп или общественных организаций влиять на различные органы власти с целью принятия выгодных для данных групп решений;
  • заключение соглашений – является уже более цивилизованным методом достижения договоренностей. Чаще всего встречается в таких формах, как создание квот на рабочие места, выполнение экономических и социальных планов, реструктуризация задолженностей, размещение заказов;
  • согласительные процедуры – предусматривают возможность возражать решениям регулирующих органов. Федеральное законодательство такие процедуры пока не предусматривает, но они наличествуют в качестве нового явления, открывающего возможности для ведения переговоров между предпринимателями и государством.

К содержанию

Проблемы взаимодействия

Если говорить о проблемах взаимодействия бизнеса и власти, то в качестве основной можно назвать неспособность последней обеспечить игру по установленным правилам. Она, в свою очередь, зависит от:

  • неэффективности механизмов принятия решений;
  • коррупции;
  • отсутствия прозрачности государственных служб;
  • стремления государства преследовать сразу две цели – игру в рамках закона и достижение конкретной цели;
  • не слишком высокое качество решений, принимаемых властными структурами;
  • низкой квалификации чиновников на некоторых этапах власти.

Все это непременно ведет к тому, что предпринимательские круги лишаются возможности работать в нормальных здоровых условиях и вынуждены искать обходные пути, которые уже ведут к соблюдению интересов не общества, а в первую очередь самих предпринимателей.

Подводя итог, можно отметить, что для успешного сосуществования двух важных составляющих нашей жизни им необходимо научиться договариваться и не исключать из триединства важный элемент – общество.

Государство и малый бизнес. Что мешает развитию: Видео

Источник: ipinform.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин