Приём «Принцип наоборот» предписывает применять для решения задачи такое преобразование, которое кардинально меняет систему, вплоть до её противоположного состояния.
Классическая формулировка приёма:
- Вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие (например, не охлаждать объект, а нагревать).
- Сделать движущуюся часть объекта (или внешней среды) неподвижной, а неподвижную — движущейся.
- Перевернуть объект «вверх ногами».
Приём «Принцип наоборот» достаточно прост и эффективен. Изменение действия, состояния системы и её компонентов, компоновки системы, материалов и т.п. может открыть для решателя новую ресурсную область, где можно найти новые возможности решения задачи.
Применять принцип «Наоборот» следует тогда, когда не просматривается возможность решения задачи с исходной системой, если возникают сильные противоречия, возникают и множатся нежелательные эффекты. Так формование деталей из тонкого материала при помощи давления требует достаточно сложного оборудования. Ситуация существенно упрощается, если сделать наоборот: не прижимать заготовку к форме наружным давлением, но использовать вакуумное формование. Суть этой операции состоит в том, что воздух из камеры с формой отсасывается, а атмосферное давление прижимает заготовку к форме.
17. ТРИЗ. Курс приемов устранения противоречий. Принцип наоборот, часть 1.
ТРИЗ: приём сделать наоборот
При всей своей простоте он позволяет найти очень хорошие идеи!
1. Берёте привычный порядок действий
2. Переворачиваете его в обратном порядке
3. Проводите мысленный эксперимент, что это дает
4. Если пришла гениальная идея, то реализуете её
5. Получаете результат.
Пример из бизнеса:
1. Привычный процесс: сначала оплата, затем товар
2. Делаем наоборот: сначала товар, потом оплата
3. Мысленный эксперимент: интересно для клиента, но есть риски для бизнеса. Если сработать через надсистему и посредника, то риски уходят
4. Внедряем в бизнес-процессы беспроцентную рассрочку для клиента через банк
5. Получаем рост продаж: +50% и при этом все риски несет банк.
Пример из жизни:
1. Привычный процесс: сначала зарядка, потом пробежка
2. Делаем наоборот: сначала пробежка, потом зарядка
3. Мысленный эксперимент: реализовать легко, и при этом получается выбегать раньше, когда еще мало людей
4. Внедряем. Получаем гораздо больше удовольствия от пробежки сразу после сна + после пробежки делать зарядку гораздо легче, ведь мышцы уже разгорелись, и их можно хорошо тянуть.
Приём наоборот универсальный и часто используется для быстрого решения нестандартных задач в ТРИЗ.
Попробуйте и поделитесь своими идеями в комментариях в клубе: https://vk.com/wall-187623246_5289
Вступайте в международный бизнес-клуб ТРИЗ и получайте самую актуальную информацию раньше других. Изучайте ТРИЗ и решайте нерешаемые задачи!
Алексей Германов.Сделай всё наоборот! ТРИЗ в бизнесе.
ТРИЗ-клуб в Telegram: https://t.me/trizbiz
Информация о ближайшем курсе обучения бизнес-ТРИЗ размещена на сайте: http://xtriz.com/online_bm_triz_level1_ru (сейчас действует скидка)
Информация о ближайшем курсе обучения ТРИЗ-РТВ размещена на сайте: http://www.xtriz.com/online_rtv_ru
С доверием к вам,
Алексей Благих
Источник: blagih.ru
Нетривиальные приемы поиска бизнес-идей. Часть 2, «Сделать наоборот»
В первой части статьи я обещал показать применение десятого приема Генриха Альтшуллера «Сделать наоборот» (АНТИ). Прием формулируется так: «Вместо действия, диктуемого условиями, осуществить противоположное действие».Приступим!
Прием «Наоборот» для бизнес – идей
Необходимое пояснение. Не пытайтесь АНТИ – «Соединять» привычные вещи. Если вы все-таки сумеете это сделать, то вы гений, и матрицы вам нужны как танцору пятая нога. Сделаем, как советует Альтшуллер. Перевернем условия задачи:
АНТИ – РЫНОК (ПОТРЕБНОСТЬ) | Прием «Соединить» |
Учимся «делать наоборот»
МАРКЕТИНГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ | |
Сделать платный продукт бесплатным или очень дешевым | Повысить цену так, чтобы продукт стал доступен «только солидным клиентам» |
Упростить процесс производства | Сделать производство штучным, ручным |
Удалить часть функций для упрощения и улучшения продукта | Добавить избыточные функции для удорожания продукта |
Сосредоточиться на избранном сегменте рынка | Сделать товар универсальным, востребованным всеми. |
Применить «экономику по требованию» | Подписывать на абонентское обслуживание с регулярными (ежемесячными) платежами. |
Перейти от продукта к сервису | Перевести сервис в материальную форму (коробочная, карточная продажа). |
Все так просто, да? Потому что примеры детские. Только для 2 – х инструментов АНТИ — инструменты очевидны без специальной подготовки.
ИНСТРУМЕНТ IT | |
Добавить уровень программного управления (агрегатор, мэшап) | Инвертировать триггер от следствия к причине. |
Пример первый. Исходный триггер: при появлении товарных новинок прислать покупателю оповещение. АНТИ – триггер: при появлении у конкретного покупателя интереса к покупке оповестить об этом конкретный магазин. Это вполне сможет реализовать Яндекс.Маркет как ритейлер.
Начнем с игр. Они привлекательны бесплатным выходом. В суровой реальности вход – копейка, выход – рубль. Бросив постылую работу, сидишь без денег. Разорвав тяжелые отношения, страдаешь от одиночества.
А игру можно бросить в любой момент!
Теперь формулируем противоположное свойство. Как называется ситуация, выйти из которой очень трудно? ЛОВУШКА. Вписываем ее в табличку, и на пересечениях с маркетинговыми инструментами получаем идеи.
Создать ловушку инструментами маркетинга и IT
Пример 1:
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ | В супермаркете выход только через кассу. А там укоризненно смотрит кассир. Сделаем так и в онлайне! Откуда бы ни пришел посетитель интернет-магазина, выйти он сможет только через корзину. Тупой путь – перенаправление, умный – хитро составленная навигация. А там жалобно попросим купить, а то мол с голоду пропадаем. |
Пример 2:
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ | Давайте рассказывать сказки Шахерезады, публиковать истории с продолжениями. Львиная доля классической литературы писалась как романы – фельетоны и монетизировалась журнальными публикациями. Дюма, например, Диккенс, Достоевский. Ильф и Петров. |
Пример 3:
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ | Ловушка премиальности работает, если обеспечить жертву социальными доказательствами. Давайте создавать их для начинающих бизнесменов и тщеславных потребителей. Как в фильме «Вспомнить все». В оригинале у Филипа Дика герой получает ложку с гравировкой, инопланетную монету и бластер. И воспоминания о Марсе приятным бонусом. |
Парадокс премиальности: я помню – а они не помнят
Пример 4:
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ | Чтобы ловушку не хотелось покидать, надо изобразить ее привилегией. Дайте вашим клиентам возможность поиграть в дедовщину. Например, предоставляйте большие скидки по коду постоянного клиента прямо в карточке товара. Пусть остальные завидуют! |
Пример 5:
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ | Облегчите ежедневные проблемы и от лезущих в ловушку отбоя не будет. Всем хороша Тильда, но ограничена рамками верстки. Присобачьте к ней конструктор коммерческих предложений и все sales – менеджеры ваши. |
Пример 6:
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ | Встраивайте в продукты ботов с высоким эмоциональным интеллектом (EI). Пусть утешают, развлекают, тушат агрессию и завоевывают симпатии. Бот Nadia от Soul Machines уже ободряет инвалидов в Новой Зеландии. |
Пример 7:
СОЗДАТЬ ЛОВУШКУ | Откуда богатства Коза Ностры? Мафия монополизировала утилизацию мусора. И вы поступайте так же. Обслуживайте тех, кого остальные списали в м#даки. Скандалистов, истериков, матерщинников. Ищите м#даков на Avito и Вконтакте, они любят там тусоваться. |
Перевоспитать вредные привычки средствами маркетинга и IT
Разовьем тему на столбце «дети» матрицы Стромберга. Основная функция ниши – воспитание. Воспитание «наоборот» превращается в перевоспитание. Избавление человека от вредных или антисоциальных привычек, образа действий, взглядов.
Видите, да? У нас сразу появились 2 массовые потребности: перевоспитание привычки переедать и перевоспитание курильщиков. И хорошие заказчики: государство и корпорации, опечаленные падением производительности труда.
Как избавить от переедания? Сейчас узнаем!
Пример 1:
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬ | Переносим в онлайн правило «одной ладони». Сделаем мобильное приложение с измерителем длины, подобных много. Сначала фотографируем свою ладонь, потом используем ее фото как прокрустов шаблон для измерения порций. Влезла – едим, а результаты шарим в соцсети. |
Пример 2:
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬ | Пишем VR / AR приложения для фитнеса и тренировок. leppermessiah1 из Reddit сбросил 6,5 кило за месяц, просто рубясь на мечах в игре с виртуальной реальностью Sword Master. Подключаем метод «взрыва» Макаренко: пусть монстры и соперники троллят игрока жирдяем и скотобазой. |
Пример 3:
ПЕРЕВОСПИТАТЬ ПРИВЫКШИХ ПЕРЕЕДАТЬ | Делаем сервис срочного заказа услуг для похудения. Например, вызов психолога, массажиста, диетолога. Кое-что уже есть на Youdo. |
А теперь займемся курильщиками. Им объективно труднее, чем людям с привычкой переедать. К услугам худеющих диеты, финтнес, тонны книг и фильмов, всенародное сочувствие. А курильщиков запугивают черными легкими, стращают законами и пичкают заместительной терапией. Где логика? Если есть зависимость, должна быть и сфера услуг для зависимых. Давайте исправлять ситуацию.
Давайте вместе спасем Курильщика!
Пример 1:
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВ | Как ЗАХОТЕТЬ бросить? Используем «образ врага». Сделаем конструктор «Что крадет мой враг курение». Простой, наглядный, с красивыми и страшными иллюстрациями. И пусть он регулярно напоминает по почте и в чатике, что сегодня отнял личный враг пропорционально числу сигарет. Мало денег? Все потрачены на сигареты. Проблемы с девушками? Запах табака их отпугивает. Все достало? Это черные очки никотинового отравления. |
Пример 2:
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВ | Нельзя просто так взять и выбросить из жизни привычку. На ее месте остается неудовлетворенная пустота. Заполните ее! Предложите бросающим курить выбор хобби и увлечений. Хотя бы в формате библиотечки. Все веселей, чем в 100500 – й раз твердить про вред здоровью. |
Пример 3:
ПЕРЕВОСПИТАТЬ КУРИЛЬЩИКОВ | Какие выездные специалисты могут помочь курильщику? Игротерапевты (event), детоксикаторы с капельницей, наркологи. Где все эти люди? Почему на вывод из запоя можно вызвать бригаду, а на чистку от никотина нельзя? |