Одной из главных тенденций современного развития мировой экономики является активизация отношений государства и международного бизнеса в направлении проникновения капитала в сферу государственной собственности. Формы такой экспансии могут быть самыми различными: от контрактов на управление существующими предприятиями до выполнения частными компаниями полного цикла строительства и эксплуатации новых объектов.
Последние годы во многих странах мира с рыночной, а по мере отказа от командно-административных методов управления — и с переходной экономикой складывается новая институциональная структура хозяйства, осуществляются значительные изменения в системе экономических отношений государства и частного сектора в рамках либерально-консервативных доктрин. Суть происходящих изменений сводится к двум основным направлениям: изменениям пропорций распределения национального дохода в пользу предпринимательской прибыли и снижению барьеров и препятствий на пути международного бизнеса, от которого в значительной части зависят экономический рост и успех экономических преобразований.
Государственно-частное партнерство
Такие трансформации охватывают все сферы деятельности и уровни хозяйствующих субъектов государства, затрагивают всевозможные стороны их отношений с частным сектором (функциональные, организационные, финансовые и др.), проявляются не только в национальном, но также и в международном и глобальном масштабах. Они совершаются на фоне других фундаментальных процессов формирования новой экономики современного общества, глобализации производства, интернационализации капитала. Главное в отношениях партнерства государства и международного бизнеса — это существенное расширение пространства для свободного движения капитала, его проникновение в те сферы, которые ранее были для него недоступны.
В современном понимании хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса представляет собой институциональный и организационный альянс между государством и частными зарубежными компаниями, банками, международными финансовыми организациями и другими институтами в целях реализации общественно значимых проектов. Каждый такой альянс является временным, поскольку создается, как правило, на определенный срок в целях выполнения конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
Система партнерских отношений между государством и международным бизнесом является одним из основополагающих элементов теории смешанной экономики, партнерства государства и частного сектора вообще (ПГЧС, Public-Private-Partnership — РРР), поскольку сложные формы организации и хозяйствования в современных условиях невозможны без участия государства в той или иной степени. Но в то же время институциональная среда, в какой партнерства существуют сейчас, представляет собой относительно новую ступень в развитии партнерских отношений, проявившуюся в период либерализации и призванную сыграть важную роль в совершенствовании рыночных структур и экономики в целом.
Хозяйственное партнерство государства и международного бизнеса позволяет привлечь в государственный сектор дополнительный иностранный капитал, ослабить остроту бюджетных проблем, переложить на зарубежный предпринимательский сектор основную часть рисков и одновременно сохранить объекты в государственной собственности. В такой системе происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов — государства в форме его собственности и международного бизнеса в виде частнопредпринимательских принципов хозяйствования, инвестиций, менеджмента, инноваций. По существу, переход к партнерским отношениям в сфере государственной собственности означает частичную приватизацию некоторых определенных законодательством и договором (контрактом) функций государства.
обзор № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве …»
Наиболее активно в настоящее время партнерство государства и международного бизнеса осуществляется в реальном секторе экономики — в отраслях производственной инфраструктуры (в энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, магистральной транспортировке газа, коммунальном хозяйстве и т.п.). Эти отрасли составляют основу систем жизнеобеспечения экономики и общества.
Национальные правительства уже не считают сферой своей полной ответственности многие виды хозяйственной деятельности, традиционно находившиеся в ведении государства, например отрасли производственной и социальной инфраструктуры. Они передают в частную собственность или, что наблюдается чаще, во временное долго- и среднесрочное владение и пользование отечественному и иностранному капиталу объекты газового и энергетического хозяйства, водоснабжения и канализации, транспортных и коммуникационных систем, оставляя за собой право регулировать и контролировать их деятельность .
Однако этот процесс усиления партнерских отношений государства и международного бизнеса сложен и порождает множество проблем. Так, эйфория первых лет реформирования (конец 80-х — 90-е годы) и надежды на создание в обозримом будущем мобильного и менее обремененного текущими хозяйственными проблемами государства, оперативно реагирующего на возникающие потребности общества, постепенно сменились трезвыми оценками трудностей. Смягчение одних проблем (например, бюджетных) поставило перед властью и обществом новые, не менее сложные задачи, которые не представлялись такими серьезными, какими они оказались в действительности.
Все более актуальной становится проблема коррупции, причем не только на национальном, но и межгосударственном уровне, о чем свидетельствуют многочисленные конвенции по борьбе с коррупцией, принимаемые ООН, ОЭСР, Советом Европы, Европейским союзом, ОБСЕ, другими международными организациями. Важнейшей проблемой в международных отношениях стала борьба с терроризмом.
Пока реформы в производственной инфраструктуре во всем мире находятся лишь на начальных стадиях. Они идут методом проб и ошибок. Наблюдаются не только позитивные результаты, но и просчеты, заблуждения, возврат к прежним позициям. Но важно, что по мере накопления опыта происходит постоянный процесс корректировки концепций и методов партнерства государства и международного бизнеса, модификация подходов и инструментария.
Развитие процесса партнерских отношений государства и международного бизнеса определяется несколькими основными факторами.
Первый фактор — приватизация государственных активов в той или иной форме является одним из важнейших элементов концепции либерализации экономики, курс на которую был взят в конце 80 — начале 90-х годов.
Второй фактор — национальные правительства не имеют финансовых ресурсов в объемах, достаточных для модернизации, обслуживания и расширения находящейся у государства собственности.
Третий фактор — частный национальный и международный бизнес в значительно большей степени, чем государство, обладает мобильностью, способностью к нововведениям, инновациям, использованию технических и технологических изменений. Правительство же в свою очередь может облегчать условия реализации проекта посредством предоставления земли под возводимые объекты, лицензий и также за счет финансово-экономических рычагов: субсидий, гарантий, других видов поддержки.
Характерными особенностями партнерства государства и международного бизнеса является то, что они:
ограничены во времени. Как правило, партнерство создается под конкретный объект , который необходимо построить в течение определенного периода времени, а затем осуществлять его эксплуатацию;
ограничены в пространстве, поскольку они конституируются только для конкретных объектов. Это может быть порт , аэропорт, автомобильная дорога или ее участок;
создают конкурентную основу рыночной экономики — за каждый контракт или концессию происходит достаточно серьезная конкурентная борьба, причем как в развитых, так и в развивающихся странах.
Особенность современных партнерств государства и международного бизнеса заключается также в существенном расширении географических границ. Раньше они использовались только в развитых странах, причем в ограниченных размерах. За годы либеральных реформ партнерства государства и международного бизнеса стали важным элементом хозяйствования более чем в 100 странах мира.
Наиболее ярко новые формы взаимодействия государства и международного бизнеса проявились в административно-финансовых реформах в странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, на постсоветском и постсоциалистическом пространстве. В соответствии с неолиберальными концепциями развития в этих странах существенно сократился государственный сектор, а функции государственного управления важнейшими объектами жизнеобеспечения стали постепенно передаваться частному бизнесу, в том числе и международному.
Партнерства могут иметь три разных уровня.
Первый уровень — партнерство в сфере муниципальной собственности.
Второй уровень — партнерство на государственном уровне, когда одним из субъектов выступает орган федеральной или региональной государственной власти.
Третий уровень — межгосударственное партнерство . Типичными примерами являются, например, строительство Евротуннеля или программа создания трансевропейских сетей, которая активно реализуется Европейским союзом и странами Восточной Европы с 1999 г.
В мировой практике сложились две институциональные схемы формирования партнерства.
Первая схема — формирование партнерства с нуля, наблюдается в странах Восточной Европы, развивающихся странах, в бывших советских республиках.
Вторая схема представляет собой эволюционное врастание новых видов хозяйственного партнерства в сложившуюся структуру рыночной экономики. Эта схема характерна для развитых стран, в которых веками создавалась рыночная институциональная среда при государственной собственности на производственную и социальную инфраструктуру.
На практике партнерство проявляется в нескольких формах: государственные контракты, аренда государственного имущества, соглашения о разделе продукции, совместные государственно-частные предприятия, концессии.
Источник: intuit.ru
Межсекторное социальное партнерство: НКО, государство, бизнес
Классическая политология выделяет три сектора гражданского общества: государственный, коммерческий и общественный. Нарастание социальной напряженности, усложнение социальных проблем приводят к необходимости совместного взаимодействия секторов гражданского общества для достижения социально значимых целей.
Совместное сотрудничество государственного, коммерческого и некоммерческого секторов при решении политических, экономических и социальных проблем общества является более результативным и взаимовыгодным процессом, так как межотраслевое сотрудничество основывается на предпосылке, что каждый сектор обладает отличительными активами, которые могут быть объединены эффективным образом для решения сложных проблем(1).
Понимание термина «межсекторное социальное партнерство» подразумевает понимание по отдельности терминов «межсекторность» и «партнерство». Партнерства могут создаваться на многих уровнях – от межгосударственных и стратегических международных альянсов на политическом уровне до практических местных инициатив – их объединяют общие принципы построения и управления процессами взаимодействия, которые распространяются на все виды партнерского сотрудничества. В основе межсекторного партнерского подхода лежит убеждение в том, что только полноценное межсекторное взаимодействие может придать инициативам, направленным на обеспечение устойчивого развития, инновационный и последовательный характер, позволяющий решать сложнейшие социальные задачи.
Понятие «межсекторное социальное партнерство» с каждым годом все чаще и чаще упоминается в качестве одного из факторов, необходимых для успешной реализации социально значимых проектов в здравоохранении, образовании и пр. Как показывает анализ литературы, данное понятие сформировалось в российской науке и практике только во второй половине 1990-х гг. в связи с необходимостью его отделения от применяющегося уже в течение нескольких лет термина «социальное партнерство».
Российская научная литература предлагает целый ряд определений межсекторного социального партнерства и его компонентов. В. Н. Якимец считает, что «межсекторное социальное партнерство – это конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех
секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), «выгодное» населению территории и каждой из сторон и обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов при решении социальных проблем». В зарубежной литературе межсекторное социальное партнерство чаще всего трактуется как сотрудничество между правительственными организациями, бизнес-корпорациями и некоммерческими организациями, целью которого является достижение устойчивого развития территории. Например, М. Уорнер и П. Гринер предлагают следующее определение межсекторного социального партнерства: союз между сторонами, представляющими правительство, бизнес, гражданское общество, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон и которое основано на принципах разделения рисков, затрат и общей выгоды (1).
В основе деятельности каждого сектора партнерства лежат разные приоритеты, ценности и качества. Их кратко можно представить следующим образом (рис. 1)2.
Двухсекторные и трехсекторные партнерства
Наиболее удачное схематичное отображение межсекторного социального партнерства (далее – МСП) представлено В. Н. Якимцом (рис. 2). На рисунке кружками выделены сектора, представители которых вступают в процесс отображения межсекторного социального партнерства, государственный и муниципальный, коммерческий и некоммерческий сектор,
а также предусмотрена возможность возникновения как двухсекторных, так и трехсекторных партнерств (ГЧП – государственно-частное партнерство; СИ – социальные инвестиции).
В зависимости от особенностей устанавливаемых партнерских отношений в их основе могут лежать различные механизмы межсекторного взаимодействия. Например, там, где круги, отображающие пару разных секторов, пересекаются между собой, возникают так называемые двухсекторные партнерства – это пространства партнерских отношений и ответственности субъектов (организаций) из двух разных секторов. Область пересечения всех трех кругов очерчивает зону трехсекторных партнерств – это пространство солидарной ответственности организаций из всех трех секторов, ставших партнерами при решении той или иной социально значимой проблемы(1).
1. Партнерство некоммерческого и коммерческого секторов – «частно-общественное партнерство»
В частно-общественном партнерстве коммерческая организация разделяет взаимную ответственность за решение социально значимой проблемы совместно с НКО, например:
1) аутсорсинг социальных проектов бизнеса;
2) социальное предпринимательство;
3) социальный франчайзинг.
(1) Якимец В. Н. Межсекторное социальное партнерство: основы, теория, принципы, механизмы. – М. : Едиториал УРСС, 2004.
Также коммерческие организации могут обращается к НКО в ходе разработки и реализации своих концепций корпоративного социального партнерства. К данному типу партнерства могут быть отнесены такие механизмы, как развитие корпоративного волонтерства и системной благотворительности.
2. Партнерство государственных структур и бизнеса – «частно-государственное партнерство (ЧГП)»
Взаимодействие бизнеса и власти может быть сосредоточено на развитии инфраструктуры региона и оказании общественных услуг, что, как следствие, оказывает положительное влияние на социальную сферу. Интересы государства и бизнеса в рамках ЧГП представлены в табл. 11.
3. Партнерство государственных структур и некоммерческого сектора – «общественно-государственное партнерство»
Как правило, общественно-государственное партнерство сосредоточено на вопросах решения социальных проблем и имеет широкий спектр реализации: от выполнения «третьим сектором» социальных услуг, оказываемых населению в качестве дополнения к аналогичным, предоставляемым государством, до совместной работы по разработке устойчивой социальной политики.
4. Партнерство трех обозначенных секторов (коммерческий, некоммерческий сектора и государственные структуры)
Взаимодействие трех секторов может происходить при разработке и реализации масштабных проектов национального и субнационального уровня по вопросам общественного и экономического развития, обеспечения социальных услуг, окружающей среды и здравоохранения. Однако большинство проектов реализуется и на локальном уровне (регион, город, муниципальное образование) в процессе решения определенной социальной проблемы.
(1) Поровская А. Я. Интересы государства и бизнеса в рамках частно-государственного партнерства // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 328.
Таким образом, для государственного сектора выстраивание партнерских отношений ведет не только к избавлению от части социальных обязательств, но и к усилению легитимности через совместную разработку и имплементацию элементов социальной политики. Некоммерческие организации получают дополнительные ресурсы для реализации уставных целей, становятся более узнаваемыми общественностью и выходят на новые целевые группы. Бизнес проявляет себя социально ответственным игроком, что приносит ему большее общественное признание, которое потенциально ведет к увеличению стоимости бренда, делает его более привлекательным для покупателя и партнеров. Таким образом, итогами деятельности партнерства должны являться определенные изменения в жизни людей, на которых направлена деятельность так называемой целевой группы.
В настоящее время Россия перенимает опыт развитых стран в становлении и развитии различных механизмов МСП. Одной из широко распространенных западных практик является создание так называемых эндаумент-фондов(1). Эндаумент (целевой капитал) некоммерческой организации представляет собой «часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом, и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций» (2).
Существенное отличие целевого капитала от иных видов пожертвований состоит в том, что использование средств благотворителей рассчитано на длительный период. Предполагается получение дополнительного дохода от инвестирования пожертвований. Иными словами, работает схема, когда аккумулированные за определенный период пожертвования могут приумножаться за счет инвестиционных операций, доход от которых может быть использован впоследствии(3).
В табл. 2 представлены данные о крупнейших публичных (по объему собранных пожертвований) фондах целевых капиталов, сформированных по состоянию на ноябрь 2013 г.
Преобладающее большинство фондов целевого капитала работают в сфере образования, просвещения и науки, половина – в сфере спорта, здорового образа жизни, культуры и искусства (рис. 3).
Таким образом, за время, прошедшее с момента зарождения идеи МСП, наиболее распространены двухсекторные партнерства, а трехсекторные не имеют широкого распространения. Примером практики развития трехстороннего межсекторного социального партнерства государственного, коммерческого и некоммерческого секторов общества является закрепление на законодательном уровне социально ориентированных некоммерческих организаций.
Обратите внимание! В открытом доступе опубликован Сборник лучших социально ориентированных проектов, готовых к тиражированию в различных субъектах РФ (drive.google.com/folderview?id=0B2qp6MjUL-zgbFljV2FlZEVONjAhttps://dis.ru/library/665/34711/» target=»_blank»]dis.ru[/mask_link]
Принципы инновационного предпринимательства, ориентированного на партнерство с государством
Инновационное предпринимательство – это направление коммерческой деятельности, которая для извлечения прибыли предполагает разработку и внедрение на рынок нововведений.
Значение принципов инновационного предпринимательства, ориентированного на партнерство с государством
Преодоление кризиса в отечественной экономической системе, ее развитие связывается с модернизацией экономики за счет ее инновационного обновления. Инновационное обновление экономики предполагает развитие предпринимательской деятельности, которая извлечение прибыли связывает с разработкой и внедрением на рынок инноваций. Внедрение в экономику инноваций позволяет:
- повысить качество продукта;
- обеспечить экологическую безопасность производства;
- обеспечить рост конкурентоспособности отечественного продукта на мировом рынке, конкурентоспособности отечественной экономики в целом и др.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Необходимо отметить, что для модернизации экономики инновационные решения должны внедряться не только непосредственно в производство, но и в управление предпринимательской деятельностью.
Инновационное обновление экономики может иметь и большое социальное значение: развитие экономических отношений актуализирует развитие институциональной структуры рынка, развитие институтов гражданского общества, правового государства. Непосредственным последствием инновационного обновления экономики является повышение благосостояния населения, прибыльности бизнеса, что, в свою очередь влечет увеличение доли налоговых отчислений и, как следствие, повышение эффективность реализации государством социальных функций.
Указанное обуславливает значимость выработки инструментов государственной поддержки, развития инновационного предпринимательства. Такая поддержка осуществляется посредством разработки и реализации специальных целевых программ, а также посредством внедрения в государственно-частные отношения инструментов государственно-частного партнерства.
«Принципы инновационного предпринимательства, ориентированного на партнерство с государством»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Понятие и значение партнерства инновационного предпринимательства и государства
В самом общем виде государственно-частное партнерство можно охарактеризовать как институт взаимодействия государства (системы публичного управления федерального, регионального или муниципального уровня) и представителей бизнеса, направленный на объединение ресурсов, имеющихся у указанных субъектах, на договорных условиях для реализации коммерческих проектов и программ, характеризующихся социальной значимостью.
Поскольку институт партнерства государства и инновационного предпринимательства направлен на решение социально значимых задач, удовлетворение общественных потребностей за счет аккумуляции ресурсов бизнеса и публично-правовых образований, такая форма взаимодействия осуществляется на основе принципов, гарантирующих взаимное удовлетворение интересов государства, общества и бизнеса.
Характеристика принципов инновационного предпринимательства, ориентированного на партнерство с государством
Взаимодействие инновационного предпринимательства и государства требует взаимного соблюдения следующих принципов:
- равенство участников партнерства и свобода в определении действий. Названный принцип относится к числу гарантированных гражданским законодательством принципов экономической деятельности. Он предполагает, что предприниматели, разрабатывающие и внедряющие инновационные решения, должны иметь равный доступ к инструментам государственно-частного партнерства и соответственно к заключению договоров с государством, в которых на равных условиях определяются правила сотрудничества;
- стабильность договорных условий при наличии возможности их согласованного изменения. Договор, который фиксирует государственно-частное партнерство, должен предусматривать согласованный объем прав и обязанностей партнеров, формы поддержки государством инновационной деятельности предпринимателя, минимальные объемы прибыли предпринимателям и иные важные аспекты для взаимодействия государства и предпринимателя. При этом предпринимателю должно быть гарантированно, что указанные условия сохраняются на период действия договора и могут быть изменены только при наличии обстоятельств, которые предусмотрены в качестве оснований изменения договорных условий;
- ответственность за реализацию договора. Инновационный предприниматель должен исполнять условия договора о партнерстве в срок и надлежащим образом. При этом традиционно ответственность за нарушение договорных обязательств ввиду социальной значимости инновационной экономической деятельности носит более жесткий характер по сравнению с обычными договорными условиями. Инновационный предприниматель должен стремиться к тому, чтобы урегулировать возможные предстоящие трудности, минимизируя возможные риски;
- прозрачность и открытость взаимоотношений. Поскольку государственная поддержка инновационных предпринимателей реализуется в общественных интересах, населению должен быть предоставлен доступ к информации относительно состояния предпринимателя, финансовых, экономических и иных характеристик его деятельности, а также относительно стандартов качества, на которые ориентируется предприниматель;
- невмешательством. Данный принцип предполагает, что после заключения договора государство не вмешивается в деятельность инновационного предпринимателя. Это касается непосредственно хозяйственной деятельности так и административно-управленческой деятельности и др.
Источник: spravochnick.ru