Принцип взаимодействия государства и бизнеса

Организованные и иные формы взаимодействия власти и бизнеса в России на государственном и муниципальном уровнях

Суть отношений между бизнесом и властью стоит рассматривать с точки зрения взаимозависимости, что включает в себя выгоду и третьей стороны, а именно общества. Рассматривая бизнес как «систему ведения хозяйства, которая охватывает производство (или какую-то часть) благ или услуг, с целью получения прибыли». Однако очевидно, что ведение любого рода предприятия нуждается в «правилах игры», которые устанавливаются и регулируются со стороны государственных органов. Государство так же создает необходимые условия для внешних и внутренних связей предприятий не только со своими институтами, но и между собой, а также и на уровне международном. Создание таких условий и правил может исходить только от государства, сами предприниматели их создавать не могут.

Процесс реформирования в России длится уже не одно десятилетия. Реформы затрагивают все сферы жизни общества, в том числе и экономико-социальную. Развитие предпринимательства в стране зависит от того, насколько эффективно ведется государственная политика в сфере социально-экономического развития. Обеспечение устойчивого развития бизнеса может характеризоваться следующими факторами: нормативно-правовая база, регулирование исполнения законов, регулирование со стороны государства в области взаимосвязей между секторами экономики, решения заседаний госсовета РФ, постановления правительства в отношении сопряженных с бизнесом направлений и тд.

Николай Стариков О взаимодействии государства и бизнеса

Задачи по модернизации экономики и политической системы приобретают все большую актуальность наряду с ростом влияния стоящих задач по повышению эффективности механизмов взаимодействия бизнес сектора и публично-властных структур, которые влияют как на социальное, так и на экономическое развитие страны. Существует несколько форм и моделей взаимодействия бизнеса и органов власти. По причине того, что именно государство обладает правом установления «правил» этого взаимодействия, то у предпринимателей появляется необходимость иметь возможность влияния на принимаемые решения, которые имеют прямое отношение к их деятельности и ее регулированию. По средствам различных нормативных актов и законов, у бизнеса имеется возможность доносить свою точку зрения до представителей органов власти, получать необходимую информацию от органов власти и получать помощь в вопросах, связанных с осуществлением своей деятельности.

Рассматривая взаимодействие между предпринимателями и органами власти как согласованное партнерство в сфере регулирования социальных и экономических отношений, то можно выделить направленность на следующее: повышение текущего состояния хозяйствующих субъектов, максимизация социального эффекта от такого улучшения. В случае успешной реализации этих направлений в правоотношениях выигрываю обе стороны: бизнес структура, сфера деятельности которой заинтересована в максимизации коммерческой выгоды, увеличивает прибыль, а для органов власти результатом такого партнерства является получение дополнительной поддержки со стороны общества, которое также косвенным образом может получать выгоду в качестве услуг или благ.

Правила взаимодействия между отделами — принцип внутреннего клиента | Свой бизнес | Малый бизнес

Сфера взаимоотношений между бизнесом и властью затрагивает множество областей знаний, таких как государственное и муниципальное управление, экономическая социология, политическая экономика и юриспруденция (конституционное и муниципальное право) и другие. На сегодняшний день в области исследования данной сферы взаимодействия было посвящено множество работ, в каждой из которых приводятся авторский подход к выделению видов взаимодействия между предпринимателями и органами власти. Однако среди них выделяются некоторые, которые встречаются у многих авторов.

Далее нами будут рассмотрены наиболее часто встречающиеся, а именно: участие бизнес сообщества в управлении делами государства, передача государственных полномочий представителям бизнеса, социальное партнерство, государственно-частное партнерство. При описании каждого из видов будет даваться отсылка к авторам, которые осуществили наиболее подробный обзор.

Источником власти в демократическом государстве является население, которое может принимать участие в государственной власти. Поэтому бизнес сообщество как часть населения страны также заинтересовано в продвижении своих интересов, что возможно при участии в государственных делах.

Бизнес может принимать участие в государственном управлении через совещательные и консультативные органы, которые создаются при отдельных органах власти или в самостоятельном порядке, согласно действующему российскому законодательству: в Конституции Российской Федерации См.: Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/10103000/#ixzz30qDtemq7 закреплены основы прав всех групп населения, которые имеют право на идеологическое многообразие, равенство общественных объединений (ст. 13), гарантированность свободы мысли, слова и массовой информации (ст. 29), право на объединение для защиты своих интересов (ст.

30), право на участие в государственном управлении собственно или через представителей (ст. 32), право на обращение в государственные и муниципальные органы (ст. 33). Все эти права являются основой для вступления во взаимоотношения с государством для представительства своих интересов См.: Шохин А.Н. Монография / научный редактор и руководитель авторского коллектива Шохин А.Н.

Бизнес и власть в России: теория и практика взаимодействия М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011 г. — Стр. 97.

Примеров такого рода организаций несколько: при Правительстве Московской области был создан «Совет по развитию малого и среднего предпринимательства» См.: http://pmp.mosreg.ru/ (подобные советы созданы при правительствах многих регионов и областей страны), Общественный совет при Министерстве регионального развития РФ См.: http://old.minregion.ru/public_ministry , Общественный Совет по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга См.: http://osspb.ru/ , Общероссийская общественная организация «ОПОРА РОССИИ» См.: http://new.opora.ru/ , Московская Международная Бизнес Ассоциация См.: http://mibas.ru/ , «Деловая Россия» См.: http://www.deloros.ru/ . Со стороны бизнеса обычно являются представители различных компаний крупного, малого и среднего бизнеса, которые выражают интересы всего частного сектора. Участие в такого рода совещаниях дает бизнесу возможность представлять мнение по интересующим вопросам в различных областях их деятельности, предлагать свою точку зрения по разным аспектам, затрагивающим их интересы, а также влиять на принятие решений органов власти относительно нормативно-правовой базы.

Роль таких организаций особенно важна для развития малого и среднего бизнеса по одной главной причине: это единственный вариант донести свою точку зрения до властных органов. Ведь у большинства компаний крупного бизнеса обычно диалог с государством идет напрямую (либо крупная компания является государственной, либо компания ведет свои дела по всей стране и государство не давит и не мешает этой деятельности по определенным договоренностям). Иначе говоря, такие собрания похожи на заседания круглого стола, участие в котором принимают представители разных сторон. Решения, принимаемые в ходе заседаний, обычно удовлетворяют всех участников.

Так же участие предпринимателей в государственных делах может происходить в виде их участия (или их официальных представителей) в проведении независимой экспертизы законопроектов См.: GR для эффективного бизнеса / А.Б. Шатилов, А.С. Никитин. — М.: Форум, 2011. — с 114-117, которая также направлена на исключение коррупции из данного процесса. Такое взаимодействие позволяет органам власти получить объективную и независимую оценку законопроекта, что в последствии может повлиять на принятие решений по тем или иным вопросам, затрагивающих интересы обеих сторон.

Следующий вид участия бизнеса в государственных делах это лоббирование. Определить, что такое «лоббирование» можно как в широком, так и в узком смысле. В более широком понимании лоббирование — это деятельность, направленная на достижение целей заинтересованной группы лиц.

Читайте также:  Город чего хочет бизнес

В экономическом толковом словаре приводится более конкретное определение: «лоббирование — это деятельность, направленная на информирование политиков о взглядах различных заинтересованных групп и агитацию их за подготовку соответствующих законов или голосование за эти законы» См.: Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н.

Осадчая И.М. 2000.. Иными словами, лоббизм представляет собой процесс влияния предпринимателей на принятие решений публично-властными органами. Однако стоит отметить, что возможно влияние политиков на различные отрасли экономики. Также следует сказать, что в России пока не сложилось четкого отношения к вопросу лоббирования и его регулированию.

Зарубежный опыт показывает, что в некоторых странах лоббизм законодательно легализован как вид деятельности (США, Канада). В европейских странах отношение к лоббизму негативно, по причине того, что это рассматривается как открытая форма коррупции (Германия, Франция).

Еще одним из видов взаимодействия бизнеса и власти является делегирование государственных или местных полномочий предпринимательскому сектору органами власти См.: Васильева А. Ф. Делегирование государственных функций субъектам частного права/А. Ф. Васильева // Правоведение, 2008,N №2.-С.65-75.

Здесь необходимо четко понимать разницу между понятиями «делегирование» и «передача», так как в первом случае, полномочия в случае делегирования предоставляются частному сектору на определенный срок. В случае передачи полномочий, передаваемые полномочия полностью «переходят» в ведение другого объектаСм.: Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ст. 19. В рассматриваемом случае с какой-либо бизнес-структурой, то передача осуществляться не может.

Взаимоотношения между органами государственной власти, местными органами и предпринимателями не ограничиваются только вопросами экономической сферы, но затрагивает и социальную сферу. Это исходит из того факта, что социальная политика государства охватывает многие сферы деятельности граждан, в том числе и сектор трудовых отношений.

Поэтому, в вопросах регулирования трудовых отношений между работниками и работодателями и государственными (муниципальными) органами принято рассматривать такой вид взаимоотношений как социальное партнерство. О такой форме взаимодействия чаще всего упоминается в учебниках по дисциплине «экономика труда».

Роль государственных и муниципальных органов состоит в регулировании этих отношений через законодательство в данной сфере (Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы в отношении МОТ), а также в обеспечении реализации соглашений См.: Экономика труда: Учебник / Под ред. Ю.П. Кокина, П.Э. Шлендера. — 2-e изд., перераб. и доп. — М.: Магистр, 2008. С 654-670.

Говоря о социальном партнерстве, следует отметить такую составляющую как социальную ответственность предпринимательства См.: Новичков, А. В. Социальная ответственность бизнеса в системе рыночных отношений: Монография / А. В. Новичков, А. А. Сарафанников. — М.: Дашков и К, 2012. — Стр 31. В ходе своей деятельности бизнес должен понимать, что помимо такого ориентира как «прибыль», есть еще и социальный аспект. Бизнес должен понимать, что от корпоративного имиджа в глазах граждан зависит успешность и эффективность функционирования предприятия на рынке.

Создание корпоративных фондов, которые направлены на решение ряда социальных вопросов, должно поддерживаться государством по средствам сокращения административных барьеров, которые так или иначе могут помешать реализовать соглашения между бизнес-сообществом и государственными органами. Данные соглашения направлены не просто на создание условий для решения социальных проблем, но и на стимулирование компаний вести социально-ориентированную политику См.: Нехода Евгения Владимировна РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестн. Том. гос. ун-та . 2004. №283. Стр. 152 ( с. 152-158).

Для социальной ответственности предпринимательства есть несколько предпосылок. Во-первых, по отношению к обществу предприниматель несет ответственность как собственник имущества, которое находится в его распоряжении.

Во-вторых, во многих странах мира в главных законодательных актах прописаны принципы взаимной ответственности между государством и обществом, в том числе и делового сообщества, а именно идеи социальной справедливости и социальной ответственности (Конституция РФ). В-третьих, экономические предпосылки: так как бизнес-сообщество является частью общества, то оно пользуется многими общественными благами, которые создаются государством.

Поэтому со стороны бизнеса должен присутствовать некий вклад в экономическое и социальное развитие страны. Аналогом такой формы взаимодействия бизнеса и государства в западных странах является корпоративное гражданство См.: Васильева С.В. Социальная ответственность бизнеса. Сборник: Конституция, закон и социальная сфера общества, материалы научно-практической конференции.

Москва, 1 декабря 2008 г. — М. ИЗиСП.: ИД «Юриспруденция», 2009. Стр. 20..

Следующая важная форма взаимодействия бизнеса и власти — государственно-частное партнерство (далее ГЧП). На современном этапе ГЧП применяется во многих сферах деятельности. Понятие «государственно-частное партнерство» весьма противоречиво и пока не имеет единого представления о содержании, что было отмечено многими исследователями в области экономики, социологии и государственного и муниципального управления.

Однако, обращаясь к некоторым работам, можно отметить некоторую согласованность в некоторых вопросах ГЧП. Так, например, в российских учебниках См.: Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев, А. В. Баженов, А. М. Воротников. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2010. — Стр 12-14. Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=bookid=214862 (дата обращения 19.04.2014). последних лет дается определение государственно-частного партнерства как «форма взаимодействия государственных или муниципальных органов власти с целью реализации социально значимых задач».

Также неоднозначно ученые относятся к содержанию ГЧП, а именно к формам и видам. Некоторые рассматривают публичное, экономическое и социальное партнерство как одни из видов ГЧП См.: Игнатюк, Н. А. Государственно-частное партнерство: учебник / Н. А. Игнатюк. — М.: Юстицинформ, 2012. — Стр.

20 . В таком случае, рассмотренная нами ранее форма взаимодействия власти и бизнеса социальное партнерство можно отнести к виду ГЧП. В другом случае, государственно-частное партнерство можно охарактеризовать такими формами как См.: Государственно-частное партнерство: теория и практика: учебное пособие / В. Г. Варнавский, А. В. Клименко, В. А. Королев, А. В. Баженов, А. М. Воротников. — М.: НИУ Высшая школа экономики, 2010. — Стр 35-50. См.: Варнавский, В. Г. Механизмы государственно-частного партнерства: учебное пособие / В. Г. Варнавский. — М.: МГИМО-Университет, 2013. — Стр. 37-50: концессии, контрактные соглашения, аренда. Различия между формами заключается в содержании и регулировании отношений между частным сектором и государством.

В вопросе законодательного регулирования государственно-частного партнерства все предельно ясно: первый законопроект по федеральному регулированию ГЧП еще только находится в стадии рассмотрения (Проект Федерального закона № 238827-6 «Об основах государственно-частного партнерства в РФ»). В данном проекте дается определение самого понятия ГЧП, определение сторон и их прав и обязанностей и определение некоторых рамок деятельности сторон.

Однако при отсутствии действующего закона, на сегодняшний день можно рассматривать другие нормативно-правовые акты в сфере регулирования ГЧП, такие как: федеральный закон от 21 июля 2005 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О Концессионных соглашениях» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст.

Читайте также:  Бизнес подключение к интернету

3126 (с послед изм.)., федеральный закон от 30 декабря 1995 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3582., Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (утратил свою силу, заменен законом Федеральный закон от 5 апреля 2013 года 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), нормативно-правовые акты субъектов РФ, муниципальных образований.

Таким образом, государственно-частное партнерство рассматривается как способ привлечения частного сектора для решения государственных задач, с одной стороны. С другой стороны, контрактные соглашения по предоставлению услуг государственным органами со стороны частного сектора.

В первом случае наличие контракта не обязательно, так как привлечение бизнес-структур может проявляться как финансирование совместного имущества, общественной инфраструктурыСм.: Поровская А. Я., Теоретические основы частно-государственного партнерства на современном этапе развития экономики России // Вестн. Том. гос. ун-та . 2008. №312, Стр 146-149 См.: Холодная Н.Д.,Государственно-частное партнерство — новый тип отношений в российской экономике // Вопросы государственного и муниципального управления. 2009. № 2. Стр. 42-56.. При этом в обоих случаях важной характеристикой является реализация общественно значимых проектов, в ходе которых учитываются интересы сторон (государство-бизнес-общество) и связанные с реализацией риски, осуществляется координация ресурсов и усилий.

Источник: vuzlit.com

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

ЦЕЛИ, ЭФФЕКТЫ, ПРИНЦИПЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА

В составе основных целей названной политики выделяются:

  • • повышение конкурентоспособности бизнеса;
  • • повышение инвестиционной привлекательности бизнеса;
  • • формирование прогрессивной структуры экономики региона по секторам, отраслям, видам экономической деятельности.

Реализация первой цели связана с решением множества взаимосвязанных задач, в числе которых: инновационное обновление производства; создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест; повышение устойчивости бизнеса.

При постановке второй цели органы государственной власти исходят из того, что многообразные формы государственной поддержки бизнеса (субсидии, дотации, налоговые льготы и др.) вызывают его ответную реакцию. Их использование ориентировано на повышение привлекательности определенной деятельности, либо территории за счет снижения расходов бизнеса и соответственного увеличения частных инвестиций. В составе задач выделяются: расширение источников финансирования расширения и обновления бизнеса; рост объемов инвестиций в основной капитал.

Реализация третьей цели сопряжена с постановкой и решением задач формирования «новой экономики»; развития импортозамещающих производств; диверсификации и роста экспортоориентированного производства; внедрения и расширения сферы действия перспективных институциональных форм пространственной организации бизнеса (особых экономических зон, кластеров и др.).

Для региональных органов власти реализация политики ее взаимодействия с бизнесом связывается с достижением ряда эффектов, в числе которых:

  • • создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест;
  • • рост числа занятых;
  • • увеличение объемов инвестиций в основной капитал;
  • • расширение сферы производства, основанного на использовании прогрессивных технологий;
  • • обеспечение опережающего роста отраслей «новой экономики»;
  • • повышение конкурентоспособности бизнеса;
  • • повышение устойчивости бизнеса;
  • • расширение сферы действия условий труда, соответствующих санитарно-гигиеническим нормам;
  • • улучшение состояния окружающей среды.

Для бизнес-структур в составе основных эффектов выделяются:

  • • рост функционирующего капитала;
  • • снижение коммерческих рисков;
  • • освоение новых видов продукции и услуг;
  • • рост масштабов экономической деятельности;
  • • рост конкурентоспособности бизнеса;
  • • диверсификация рынков сбыта продукции;
  • • повышение финансовой устойчивости коммерческих организаций;
  • • рост чистой прибыли.

Система принципов взаимодействия государства и бизнеса имеет несколько уровней. На первом выделяются принципы построения любой государственной политики (например, увязки текущих задач со стратегическими целями экономического развития, системности мер, обеспечивающих достижение поставленных целей, и др.).

На втором — общие принципы взаимоотношения государства и бизнеса в общественной системе (дополняющая роль механизма государственного регулирования по отношению к саморегулированию рыночной системы, балансировка интересов субъектов взаимодействия, комплексность воздействия и т.д.).

На третьем уровне появляются принципы, отражающие особенности взаимодействия государства в регионе. Определим основные теоретические положения, на основании которых формируются принципы этого уровня.

1. Регион — это подсистема социально-экономической системы общества. Следовательно, ее развитие должно быть подчинено общим экономическим целям и задачам. Поэтому оно не должно происходить в ущерб и за счет других территорий и, напротив, вызывать положительные эффекты в других регионах. Оптимальным является вариант, при котором регион использует свойственные ему преимущества, которых лишены другие территории. Иными словами, речь идет о соответствии экономического поведения региона принципу оптимальности по Парето.

Именно следование этому принципу позволяет получить мультипликативный эффект. В его основе прирост объемов и качества результатов, которые для других подсистем могут выступать в качестве входных ресурсов (например, доходы населения региона — это потенциал спроса на продукцию и услуги других регионов, как, впрочем, и та их часть, которая принимает форму инвестиций).

2. С точки зрения обеспечения равенства условий для всех участников экономических процессов, максимального ограничения субъективизма и повышения эффективности использования ограниченных государственных ресурсов предпочтительным является вариант поддержки бизнес-групп. Деятельность региональных органов по формированию таких групп ориентирована на получение совокупности разных эффектов.

Первый — синергетический, отражающий появление интегрированной совокупности предпринимательских структур.

Второй — эффект масштаба. Составляющими этого эффекта являются также обмен информацией, рабочей силой и технологиями между фирмами, работающими в одной группе.

Третий эффект связан с большей устойчивостью бизнеса как некоторой целостности, поскольку отдельные возмущения во внешней среде могут быть погашены за счет более разнообразной и объемной ресурсной базы.

3. Традиционный подход к экономической роли государства в отношении внешних эффектов бизнеса связан с погашением мерами государственного воздействия негативных внешних эффектов (экстерналий). На самом деле влияние государства может быть направлено на расширение сферы действия и увеличение масштабов проявления положительных экстерналий.

К эффектам такого рода могут быть отнесены, в частности, рост стоимости бизнеса, развитие производственной и социальной инфраструктуры. При этом рост стоимости бизнеса происходит не только для производителей внешнего эффекта, но для всех его потенциальных потребителей, поскольку участники бизнес-группы формируют дополнительный спрос, изменяющийся в количественном и качественном отношении, усиливая тем самым позиции сопряженного с ними бизнеса.

Производственная и социальная инфраструктура, созданная бизнес-группой, как правило, используется третьими лицами, минуя рыночные сделки. Для потребителей она оказывается бесплатной. Но их выигрыш — это и выигрыш для экономики региона.

Таким образом, в отличие от принципа институционализации бизнеса полученные эффекты не концентрируются в самой группе, а являются результатом ее действия, могут тиражироваться на всю территорию (т.е. становятся для всех участников бизнеса) и даже иметь трансрегиональный характер.

Читайте также:  Как изменить пин код на карте Тинькофф бизнес

4. Поддержка региональными органами власти процессов формирования и развития бизнес-групп не ограничивает сферу государственного влияния. Самостоятельным объектом могут выступать перспективные виды бизнеса как прогнозируемые государством, так и реально функционирующие.

Понятием «перспективный» определяется бизнес, удовлетворяющий определенным критериям. В числе основных:

  • • соответствие процессов становления и роста бизнеса общемировым трендам социально-экономического развития,
  • • способность бизнеса генерировать мультипликативный эффект у контрагентов и партнеров,
  • • наличие у бизнеса потенциала для удовлетворения интересов не только частных (присущих отдельным группам его участников — собственникам, предпринимателям, персоналу), но и общественных.

Учитывая вышеизложенное, система принципов взаимодействия на региональном уровне государства и бизнеса включает принципы:

  • • преимущественной поддержки бизнеса, реализующего конкурентные преимущества территории,
  • • институционализации бизнеса, т.е. формирование некоторого множества взаимосвязанных бизнес-единиц, работающих на выполнение одной задачи,
  • • содействия созданию и распространению положительных внешних эффектов бизнеса,
  • • поддержки перспективных видов бизнеса.

Содержательная характеристика других элементов названной политики предполагает обращение к практике ее реализации. Предварим ее рассмотрение позиционированием подхода к разработке такой политики.

Источник: bstudy.net

Взаимодействие государства и бизнеса как форма корпоративизма

В новой экономике важнейшим механизмом взаимодействия государства и бизнеса стал институт корпоративизма. Его значимость состоит в том, что он превратился в один из ключевых средств разрешения возникающих перед обществом проблем.

Корпоративизация отношений государства и групп интересов бизнеса представляет собой специфический процесс, в котором организации, монопольно представляющие функциональные интересы, на добровольной и договорной основе вступают во взаимодействия с государством по поводу согласования и реализации общих интересов и целей. Экономические, социальные и политические события в России на протяжении всего периода ее истории вызывали к жизни различные формы взаимодействия государства и бизнеса, что свидетельствует об устойчивости феномена корпоративизма для России, существовавшего в течение столь длительного исторического отрезка времени.

Такая форма корпоративизма как государственно-частное партнерство начала приобретать в России реальные очертания весьма недавно – примерно с середины первого десятилетия XXI века. При этом за несколько лет была проведена работа по уточнению концептуальных основ такого взаимодействия, формированию нормативно-правовой базы, созданию специальных институтов для внедрения современных инструментов партнерства [1]. Отличая современные модели корпоративизма от традиционных контрактных взаимоотношений, их часто называют институциональными партнерами [3]. И это не случайно: сложные модели государственно-частных партнерств, предполагают создание специальных механизмов (институтов) с участием государственных и частных структур для осуществления проектов и управления объектом государственной собственности. Наиболее общее определение этой формы корпоративизма дано отечественным экспертом В. Варнавским (ИМЭМО РАН): «Государственно-частное партнерство – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом для реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и НИОКР, вплоть до сферы услуг» [4].

Государственно-частное партнерство как форма корпоративизма представляет собой весьма противоречивую систему сотрудничества и соперничества. Опыт начала XXI в. убедительно свидетельствует о растущей взаимозависимости этих двух соперников. Растет осознание того, что при всех существующих между ними различиях у них немало общих интересов. Отношения этих, с первого взгляда, противников характеризовались духом не только соперничества, но и сотрудничества [2, С. 94, 96-97].

В контексте сказанного отметим основные мотивы и цели, которые определяют заинтересованность сторон в создании партнерств. С точки зрения государства, эти мотивы и цели заключаются в следующем.

Партнерства позволяют государству получить доступ к новым (внебюджетным) источникам инвестиций, а это делает возможным осуществление важных и срочных проектов сложных для реализации без привлечения внешних ресурсов и компетенций. Совместное финансирование и разделение финансовых рисков – важная, но далеко не единственная цель создания партнерств.

В проектах государственно-частных партнерств государство может отказываться от несвойственных ему хозяйственных функций, выбрав по конкурсу наиболее компетентного, опытного и надежного частного партнера. Ему передаются функции по управлению объектом государственной собственности. Со своей стороны, частный партнер привносит организационно- управленческий опыт и инвестиции, технологии и ноу-хау, минимизирует предпринимательские риски. В целом государство несет главную ответственность за то, чтобы механизмы государственно-частного партнерства обеспечивали обществу наилучшее соотношение цены и качества услуг, предоставление их согласно срокам и иным условиям, закрепленным в контракте.

Заинтересованность коммерческих структур в партнерстве с государством определяется иными мотивами. Вступая в государственно-частное партнерство, частная компания получает в долгосрочное владение и пользование, государственные активы. Это обеспечивает стабильное получение приемлемой нормы прибыли в долгосрочной перспективе.

На свободном конкурентном рынке таких гарантий не существует. Кроме того, осуществляя инвестиции в проекты государственно-частных партнерств, предпринимательские структуры обеспечивают себе гарантии возврата вложенных средств и минимизируют риски их потери, поскольку государство несет соответствующие обязательства.

Современные формы государственно-частного партнерства предоставляют частному партнеру значительную степень хозяйственной свободы. В период срока действия контракта компания может за счет нововведений повысить общую прибыльность бизнеса и таким образом увеличить получаемый доход.

Следует подчеркнуть, что в государственно- частном партнерстве не может быть полного совпадения интересов и мотивов государственной и частной стороны. Они могут не только не совпадать, но и быть противоположными, поскольку каждая из сторон партнерства стремится получить для себя как можно больше прав, одновременно стараясь взять на себя минимальное количество обязательств и рисков. Процесс принятия решений порой характеризуется высокой степенью конфликтности. Как феномен смешанной экономики и как модель хозяйствования, партнерства должны быть нацелены на удовлетворение общественных потребностей. Этим, прежде всего, они отличаются от частнопредпринимательских структур, деятельность которых по определению должна быть ориентирована исключительно на получение прибыли.

В заключение следует отметить: развитие сотрудничества государства и бизнеса должно формироваться в четко определенных правовых рамках, отражающих интересы участников и цели проектов. Эффективность такого взаимодействия обеспечивается не столько прямым сложением финансовых ресурсов на условиях софинансирования сколько максимально полным использованием уникальных возможностей каждого из участников партнерства и возможностью реального сокращения рисков. Государство, вступая в союз с бизнесом, может получать не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и эффективную систему управления совместным проектом, а бизнес – определенный набор гарантий и преференций. В условиях новой экономики государственно-частное партнерство должно быть социально-ответственным, имеющим устойчивую позитивную репутацию, которое формирует институциональную среду, определяющую характер партнерства, вырабатывает стратегию и принципы, на которых строятся отношения бизнеса и государства.

Литература:

  1. См.:Баженов, А.В. ГЧП в России: первые шаги и первые плоды / А.В. Баженов // Экспертный канал «Открытая экономика».1.04.2010 (http: // opec.ru / 1241402. html).
  2. См.:Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес / Ф.И Шамхалов – М.: Экономика,
  3. См.:The Canadian Council for Public-Private Partnerships. PPP Definitions (http: // www.pppcouncil.ca / resources / about-ppp / html).
  4. http: //rusrand.ru / public / public_7.html.

Источник: articlekz.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин