малое и среднее предпринимательство / Российская Федерация / Банк России / государственная поддержка / экономика. / small and medium business / Russian Federation / Bank of Russia / state support / economy.
Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. Е. Галяева, Ю. Ю. Платонова, Е. С. Павличенко
В статье исследуется сектор малого и среднего предпринимательства в России, представлены меры по поддержке кредитования малого и среднего предпринимательства , которые позволят снизить операционные затраты банков и приведут к росту портфеля кредитов МСП за счет развития стимулирующего регулирования.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Л. Е. Галяева, Ю. Ю. Платонова, Е. С. Павличенко
Место и роль некрупного предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов России: новые задачи государственной поддержки
Оценка кредитной политики банков в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ БИЗНЕСА 2023 НАЛОГОВЫЙ БИЗНЕС ФОРУМ
Оценка результативности государственной политики в сфере финансовой поддержки малого предпринимательства
Значение малого и среднего предпринимательства в реализации государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»
Основные факторы, сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (на примере города Набережные Челны)
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES AT THE PRESENT STAGE
The article examines the sector of small and medium-sized enterprises in Russia, presents measures to support lending to small and medium-sized businesses, will reduce the operating costs of banks and will lead to an increase in the portfolio of SME loans through the development of stimulating regulation.
Текст научной работы на тему «Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на современном этапе»
МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Л.Е. Галяева, канд. экон. наук, доцент Ю.Ю. Платонова, канд. экон. наук, доцент Е.С. Павличенко, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
Аннотация. В статье исследуется сектор малого и среднего предпринимательства в России, представлены меры по поддержке кредитования малого и среднего предпринимательства, которые позволят снизить операционные затраты банков и приведут к росту портфеля кредитов МСП за счет развития стимулирующего регулирования.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, Российская Федерация, Банк России, государственная поддержка, экономика.
Малые и средние предприятия (МСП) в Российской Федерации — это 5,6 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 18 млн граждан. Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями.
Поддержка малого бизнеса: меры Банка России
Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. В России создана Правительственная комиссия по вопросам конкуренции и развитию малого и среднего предпринимательства.
Следует рассмотреть роль субъектов МСП в экономике страны (рисунок).
Рисунок. Влияние МСП на экономику страны
Малое и среднее предпринимательство оказывает благоприятное влияние на весь экономический и хозяйственный процесс внутри страны, оживляет экономику, содействует занятости, укрепляет хозяйственные связи между субъектами экономики, способствует распределению благ
внутри общества, а также перераспределению финансовых ресурсов и т.д.
На сегодняшний день существуют некоторые трудности, связанные с государственной поддержкой МСП, такие как:
1. Недостаток собственных финансовых ресурсов, относительные невысокие фи-
нансовые показатели субъектов малого бизнеса, обуславливают необходимость государственных мер поддержки финансовой направленности.
2. Финансовая составляющая господдержки малого бизнеса в России имеет согласно официальной государственной доктрине три основных направления: формирование стимулирующих условий налогообложения и учета (1), снижение фактической финансовой нагрузки (2), в том числе, за счет субсидирования, софинансиро-вания и (3) — финансирование организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства. Основной формой господдержки является субсидирование в рамках целевых программ, условия предоставления и объемы которой зависят от уровня бюджета.
3. Относительно низкая эффективность финансовой составляющей господдержки малого бизнеса, среди основных причин которой можно выделить:
— ограниченность в перечне налоговых льгот, большие сложности в получении инвестиционного налогового кредита или налоговых каникул, а использование специальных режимов зачастую не дает должного эффекта;
— сложность процедур, механизмов получения доступа к бюджетными и кредитным ресурсам;
— не обоснованно высокий уровень государственного финансового контроля (особенно, по выданным субсидиям) и требовательности к составлению и ведению финансовой отчетности;
— низкая привлекательность предоставляемых малому бизнесу объектов государственной (муниципальной) собственности и (или) слишком высокая плата за ее использование в предпринимательской деятельности [1].
Банк России в 2018 г. разработал меры по поддержке кредитования малого и среднего предпринимательства. «Дорожную карту по развитию финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства» регулятор представил бизнес-объединениям и участникам финансового рынка 9 октября этого года на заседании рабочей группы при Банке России по фи-
нансированию малого и среднего предпринимательства.
В документе выделены ключевые проблемы, препятствующие развитию финансирования малого и среднего предпринимательства, обозначены направления развития, а также ожидаемый результат. Так, предполагается, что меры по развитию банковского кредитования позволят снизить операционные затраты банков и приведут к росту портфеля кредитов МСП за счет развития стимулирующего регулирования [2].
Предусматривается развитие инструментов лизинга и факторинга и, соответственно, повышение их доступности для предпринимателей. На расширение альтернативных источников финансирования направлены меры по развитию микрофинансирования, кредитных потребительских кооперативов и инвестиционных платформ. Доступность финансовых услуг для малого и среднего предпринимательства, в том числе в интернет-сегменте, планируется повысить с помощью реализации так называемой концепции «цифровой клиент».
На наш взгляд, данная карта позволит перевести некоторые этапы взаимодействия клиента малого и среднего предпринимательства с банком в электронный формат, тем самым повысив скорость обслуживания. С целью повышения доступности финансовых услуг планируется также оптимизировать взаимодействие банков с бюро кредитных историй и ФНС. Кроме того, росту эффективности финансирования предпринимателей будет способствовать повышение финансовой грамотности, полагают разработчики документа.
Изучая государственную политику в отношении частных предпринимателей, можно отметить, что действующие программы финансовой и нематериальной поддержки ориентированы преимущественно на представителей малого и среднего бизнеса. Чтобы выяснить, относится ли отдельно взятая компания к этой категории, необходимо принять во внимание среднесписочную численность работников и объем годового оборота. Таким образом,
на получение помощи ИП от государства в 2018 г. мог претендовать исключительно указанные субъекты предпринимательства при условии, что они соответствуют некоторым дополнительным требованиям:
1. Срок существования — не более двух лет
2. Субъект МСП зарегистрирован в налоговой службе
3. У предприятия нет задолженности по налоговым и фондовым отчислениям.
Средства распределяются между соискателями неравномерно: чтобы повысить вероятность успеха в привлечении стороннего финансирования, предприниматель должен работать в одном из приоритетных на сегодняшний день направлений: производство товаров первой необходимости; услуги экологического туризма; различные направления народного творчества; агропромышленный сектор; жилищно-коммунальное хозяйство; социальное предпринимательство; научно-техническая сфера [3].
Совет при Президенте по стратегическому развитию утвердил комплекс мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Данные меры включают упрощение регистрации и отчетности, получение новых льгот, а также расширение доступа к муниципальному имуществу и госзаказам. Срок реализации всех мер -2018-2024 гг.
1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.08.2018 № 322-Ф3, который позволяет страховать банковские вклады или счета малого бизнеса — юридические лица — малые предприятия, которые внесены в соответствующий реестр. В
случае проблем с банком малые предприятия получат обратно часть денег, размещенных на их счетах и вкладах. Раньше это касалось только индивидуальных предпринимателей.
Максимальный размер страхового возмещения составляет 1,4 млн рублей. Сведения об организации-получателе возмещения будут вноситься в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Система страхования вкладов распространяется на организации, относящиеся к малым предприятиям (и микробизнесу). Средний бизнес закон не коснется [4].
В ходе проведенного исследования было выяснено, что поддержка для малого предпринимательства в России от государства в первую очередь нацелена на то, чтобы максимально снизить риски, связанные с ведением малого бизнеса. Необеспеченность ресурсами вынуждает государство поддерживать малый бизнес по таким основным направлениям, как:
— информационная и консультативная поддержка;
— создание рыночной инфраструктуры [5].
Для того, чтобы расширить масштабы деятельности малого и среднего предпринимательства, необходимо увеличить их вклад в экономику и сформировать социальную стабильность, что требует дальнейшей системной и комплексной поддержки развития малого и среднего предпринимательства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
1. Зайков В.П., Ковеза Б.Т. Финансовая составляющая в государственной поддержке малого бизнеса России // Научный форум: Экономика и менеджмент. — 2017. — №2(4). С. 56-60.
3. Идеи для бизнеса — Код доступа http://volgoust.ru/malyj-biznes/gosudarstvennaya-podderzhka-malogo-biznesa-v-rossii-v-2018-godu.html(дата обращения 3.01.2019).
4. Электронный журнал Современный предприниматель — Код доступа https://zen.yandex.ru/media/spmag/chto-izmenitsia-dlia-malogo-biznesa-v-2019-godu-5ba20327d657fa00aabcda85 (дата обращения 5.01.2019).
5. Железовская О.С., Полякова А.В., Крылова О.В. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Международный научный журнал «Символ науки». — 2017. — №05. С. 91-93.
MEASURES OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES
AT THE PRESENT STAGE
L.E. Galyaeva, candidate of economic sciences, associate professor Yu.Yu. Platonova, candidate of economic sciences, associate professor E.S. Pavlichenko, graduate student Kuban state university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article examines the sector of small and medium-sized enterprises in Russia, presents measures to support lending to small and medium-sized businesses, will reduce the operating costs of banks and will lead to an increase in the portfolio of SME loans through the development of stimulating regulation.
Keywords: small and medium business, Russian Federation, Bank of Russia, state support, economy.
Источник: cyberleninka.ru
Предприниматели просят расширить пакет мер господдержки
Владимир Путин в среду предложил распространить на все пострадавшие от кризиса предприятия малого и среднего бизнеса (МСБ) отсрочку уплаты в страховые фонды на шесть месяцев. Задолженность можно будет разделить и гасить ежемесячно. Но сами предприниматели считают, что им нужна более весомая поддержка, например, отменить начисление и уплату НДС за 2020 год, а с 1 января 2021 года установить ставку налога в размере 10% и законодательно признать карантин форс-мажором.
Выйти из полноэкранного режима

Развернуть на весь экран
Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ / купить фото
Представители десяти пострадавших отраслей, включая фитнес-индустрию, ресторанный бизнес, туризм, написали совместное письмо в федеральное правительство, где помимо предложений по поддержке бизнеса привели свои подсчеты потенциального количества безработных. Как выясняется, если пострадавшим отраслям не будет оказана действенная помощь, то без работы останутся более 5 млн человек.
Что просят пострадавшие предприниматели
Представители десяти отраслей, которые уже пострадали от нынешнего кризиса, попросили расширить пакет мер господдержки субъектов МСБ. Вот что просят предприниматели:
- представители фитнес-индустрии предлагают введение моратория или субсидий на арендные платежи (планируемая сумма на эти цели — более 9 млрд руб.), распространение мер поддержки на все субъекты предпринимательства, как на малый, так и на крупный бизнес, мораторий на немедленные возвраты средств по авансам, депозитам, нереализованным услугам на время карантина и на 120 дней после его окончания (совокупные обязательства операторов в случае банкротства — 40 млрд руб.), субсидии на заработные платы. Отрасль просит субсидии на заработную плату — 9,8 млрд руб. за второй квартал этого года;
- авторы письма просят распространить действие мер поддержки на все субъекты предпринимательства вне зависимости от организационной формы, размера и наличия в реестре малого и среднего предпринимательства, а также принадлежности к ОКВЭД при падении совокупной выручки за март—апрель более чем на 50%;
- законодательно признать карантин форс-мажором во всех субъектах Российской Федерации, чтобы все пострадавшие отрасли могли рассчитывать на льготы при начислении и уплате арендных платежей для всех категорий помещений, включая коммерческую недвижимость, услуг ЖКХ, кредитов, лизинговых платежей, а также в части возврата билетов и иных депозитов за мероприятия для организаторов концертов, заменив их правом на перенос без возврата денег;
- для организаций, индивидуальных предпринимателей, чья совокупная выручка за март—апрель 2020 года снизилась более чем на 50%, обеспечитьгоссубсидиями в размере 66% от суммы оклада сотрудникам или дохода индивидуального предпринимателя на период введенных ограничений и на срок 120 дней после прекращения карантина;
- при падении выручки арендаторов более чем на 50% освободить от оплаты аренды во всех типах помещений (включая коммерческую недвижимость), а также утвердить на 50% снижение арендных и коммунальных платежей сроком на 120 дней после карантина. Для арендодателей, прекративших взимания арендных платежей с арендаторов на период простоя, отменить налог на имущество и землю, арендную плату за землю по их объектам недвижимости;
- отменить начисление и уплату НДС за 2020 год, а с 1 января 2021 года установить ставку НДС в размере 10%.
Сколько их
Десять отраслей, максимально пострадавших от пандемии COVID-19 — общепит, фитнес, спорт, туризм, гостиничный бизнес, индустрии косметологии и СПА, магазины беспошлинной торговли, транспорт, индустрия развлечений и организации массовых спортивных мероприятий,— в письме премьеру Михаилу Мишустину сообщили, что вместе они обеспечивают работой более 6 млн человек, а их услугами и продукцией пользуются более 80 млн человек. Ежегодно общий фонд налоговых отчислений всех этих отраслей превышает 1,2 трлн руб., в том числе 202 млрд руб.— НДФЛ и социальных выплат. Под угрозой сокращения — более 5 млн человек, а банкротство грозит более 70% организаций в пострадавших отраслях.
Новые меры поддержки распространены почти на всех некрупных и безработных
Так, в общепите общее количество заведений достигает 125 тыс., объем арендованных площадей — 13,5 млн кв. м. В отрасли занято до 1,3 млн человек. В фитнес-индустрии — 13 тыс. объектов, включая большие клубы и маленькие фитнес-студии: они арендуют почти 3 млн кв. м. В отрасли занято свыше 780 тыс. человек. В туризме работают 250 тыс. человек, из них 200 тыс.— под угрозой сокращения.
На гостиничном рынке 27,29 тыс. сертифицированных коллективных средств размещения. Объем рынка превышает 630 млрд руб. В отрасли занято 1,09 млн человек. В бьюти-индустрии работают 400 тыс. человек, в стране действует 115 тыс. салонов красоты.
- Халиль Аминов подписаться отписаться
Источник: www.kommersant.ru
Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства
В статье подчеркивается необходимость развития малого и среднего предпринимательства. Рассматривается классификация мер государственной поддержки на основе информации представленной на официальном сайте Центра поддержки предпринимательства «Мой бизнес». Приводится краткая характеристика данных мер в Российской Федерации.
Аннотация статьи
малое и среднее предпринимательство
государственная поддержка малого и среднего предпринимательства
Ключевые слова
Хорошаев Александр Андреевич
Экономика, финансы
«Актуальные исследования» #19 (22), октябрь ’20
Поделиться
Цитировать
Актуальные исследования
# 19 ( 22 ), октябрь ‘ 20
Сектор малого и среднего предпринимательства является основой экономической и социальной системы страны, способствующей ее развитию и росту. Развитие малого и среднего предпринимательства приводит к созданию новых рабочих мест, росту налоговых пополнений бюджета, к увеличению благосостояния населения. Кроме того, высокий уровень конкуренции в малом и среднем предпринимательстве приводит к быстрому реагированию на спрос и предложение рынка, способствует росту производительности товаров и услуг.
В силу объективного наличия менее благоприятных условий хозяйствования, чем у крупных предприятий, субъекты малого предпринимательства нуждаются в государственной поддержке.
В настоящее время есть множество классификаций мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, одна из них представлена в таблице.
Классификация мер государственной поддержки МСП
1. Инфраструктурная поддержка (нефинансовая поддержка)
Консультация, обучение рабочего персонала, информационное обслуживание, финансирование работы учебных и консультационных центров, создание базы для разработки инновационных технологий
2. Имущественная поддержка
Создание благоприятных условий (консалтинговые услуги, услуги по аренде и услуги по кредитованию) для развития малого и среднего бизнеса, а также сопровождение предпринимателей на протяжение всего пути реализации проектов.
Создание благоприятных условий для реализации целевых программ, обеспечение льготными или безвозмездными условиями, формирование системы банковских услуг, ориентированных на предпринимателей
Обеспечение малого и среднего бизнеса рынком сбыта, укрепление конкурентоспособностью, модернизацией оборудования
5. Налоговая поддержка
Предоставление льготной системы налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств
Источник: составлено автором на основе информации, представленной на официальном сайте Центр поддержки предпринимательства «Мой бизнес»
1. В настоящее время доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства обеспечивается центрами поддержки предпринимательства «Мой бизнес», центрами поддержки экспорта, микрофинансовыми организациями, бизнес-инкубаторами, технопарками и др. Она ориентирована на помощь предпринимателям в открытии и развитии своего дела.
2. Имущественная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества как на возмездной, так и на безвозмездной основе или на льготных условиях. При этом имущество должно использоваться только по целевому назначению. Запрещается его продажа, переуступка прав пользования, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
3. Выделяется большое количество мер финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. На сайте Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательств (Корпорация МСП) выделены сеющие основные виды финансовой поддержки:
- микрозаймы;
- кредиты;
- субсидирование;
- грантовая поддержка.
4. Компании и индивидуальные предприниматели могут участвовать в государственных закупках и закупках компаний с государственным участием и естественных монополий на особых условиях. Для них проводят закупки, в которых нет представителей крупного бизнеса, т.е. «спецторги». Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок.
5. Для поддержки малого предпринимательства в России существует государственная программа, предусматривающая налоговые льготы для субъектов малого бизнеса. Преимущество льгот заключается, в прямом снижении налогов, поступающих в бюджет. Сегодня действует несколько систем льготного налогообложения:
1) УСН (упрощенная система налогообложения) – самая выгодная налоговая система, подразумевающая низкую налоговую нагрузку при простейшем ведении учета и отчетности. Система действует при годовой выручке не более 150 млн. рублей, а численности работников – не более 100 человек.
2) ЕНВД (единый налог на вмененный доход) – налог, заменяющий уплату нескольких основных налогов – налога на имущество, налога на прибыль и НДС. Количество работников при данной системе не должно превышать 100 человек, однако предельная годовая выручка не установлена. Данная система ограничивается определенным перечнем услуг.
3) ПСН (патентная система налогообложения) – полноценная налоговая система с простым ведением учета и отчетности. Сущность систем заключается в получении патента для возможности заниматься определенным видами деятельности. Доступна только для ИП при количестве работников 15 человек, а годового дохода, не превышающего 60 млн. рублей
4) ЕСХН (единый сельхозналог) – льготная система налогообложения, созданная для поддержки сельскохозяйственных производителей. Доступен для ИП, рыбохозяйственных и сельскохозяйственных организаций.
На уровне регионов, в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства вводятся также налоговые каникулы т.е. возможность впервые зарегистрированным индивидуальным предпринимателям в течении первых двух лет работать по нулевой налоговой ставке. Налоговые каникулы действуют совместно с УСН или ПСН.
Таким образом, со стороны государства проводится поддержка и стимулирование развития малого и среднего предпринимательства по многим направлениям. Благодаря которой субъекты малого и среднего предпринимательства способны занять более значимые позиции в формировании основных экономических показателей страны, регионов и муниципальных образований.
Источник: apni.ru
