Разработанный органами власти пакет мер, в основном, направлен на смягчение условий ведения бизнеса в стране – упрощение или временную отмену контрольных и проверочных процедур, продление сроков уплаты фискальных платежей, автоматическое продлений лицензий и тому подобное. Также ряд мер предполагает прямую финансовую поддержку системообразующим предприятиям, IT-компаниям, предприятиям ТЭК, торговым, строительным и сельскохозяйственным организациям. В общий пакет вошли и программы, направленные на помощь организациям МСП; и меры, предполагающие смягчение условий и обязательств по мерам поддержки; и меры, стимулирующие спрос и закупки, процесс импортозамещения.
Важное направление при существующих ограничениях в международной финансовой сфере – оказание поддержки бизнеса в части валютного регулирования и таможенно-тарифного регулирования.
Оценка уровня информированности о мерах поддержки
Согласно результатам опроса [1], проведённого РСПП в июне, о некоторых мерах российские компании осведомлены значимо лучше, чем о других. Так, почти три четверти представителей бизнеса хорошо известно о возможности отложить уплату страховых взносов за II квартал и о введённом моратории на плановые проверки бизнеса (причём ещё четверть респондентов что-то слышали об этой мере).
Две трети опрошенных организаций ответили, что они хорошо осведомлены о возможности продлить срок уплаты авансового платежа по налогу на прибыль, а также об автоматическом продлении лицензий и разрешений на 12 месяцев. О смягчении ранее введённых ограничений в валютной сфере знают 60,8% респондентов.
Более половины компаний (56,8%) с уверенностью сообщили, что им известно о возможности получить льготные кредиты на оборотные средства для системообразующих организаций промышленности, торговли и АПК. Примерно такому же числу участников опроса хорошо известно о введении меры, ограничивающей вывоз отдельных видов товаров.
Напротив, компании хуже всего осведомлены о программах поддержки конкретных предприятий или об узкоотраслевых мерах – об отмене акциза на жидкую сталь для отдельных организаций, об отмене весогабаритного контроля грузового автотранспорта при ввозе продуктов питания и предметов первой необходимости; о прошедшей докапитализации РЖД; о существовании грантов на разработку стандартных образцов лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Об этих мерах ничего не известно около двух третей респондентов.
Использование мер поддержки компаниями-членами РСПП
На момент проведения опроса прошло более четырёх месяцев с введения мер поддержки бизнеса в условиях санкционного давления, хотя ряд мер был уже апробирован как часть государственной политики во время первой и второй волны пандемии Covid-19.
По данным опроса, использование мер поддержки остаётся относительно ограниченным: самой популярной мерой – льготными кредитами на оборотные средства для системообразующих предприятий промышленности, торговли и АПК – успели воспользоваться не более четверти опрошенных компаний. Пятая часть организаций применила отсрочку уплаты страховых взносов за II квартал.
Автоматическим продлением лицензий и разрешений на 12 месяцев воспользовались 17,7% компаний. Десятая часть предприятий сообщила, что им удалось смягчить ранее введённые ограничения в валютной сфере; такая же доля компаний применила мораторий на плановые проверки бизнеса. Чуть меньше – 9% организаций – отметили возможность предоставлять информацию о компании в сокращённом виде или вовсе не раскрывать её. Последней мерой, которую стоит упомянуть в списке самых популярных мер поддержки на данный момент, стало «расширение возможностей кредитования в Фонде развития промышленности, РФРП в результате их докапитализации»; ею уже успели воспользоваться 8,1% компаний.
Причём организации могли оценить, достаточной или недостаточной им показалась оказанная поддержка, при условии если они обращались за какой-либо мерой из списка.
В основном, оценки носят положительный характер. Вариант «пользовались, и мера недостаточна» ни в одном случае не составил более 5%.
*Отклонение 2% укладывается в статистическую погрешность
Планы компаний-членов РСПП обратиться за мерами поддержки
Конечно, в будущем компании собираются более активно применять различные меры и программ поддержки. Помимо мер, уже относительно популярных среди организаций-членов РСПП, бизнес высоко заинтересован в возможности беспошлинного ввоза оборудования при реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренного принятым 9 мая 2022 г. постановлением Правительства РФ № 839. Об этом сообщила четверть опрошенных организаций.
Чуть менее пятой части компаний отметили, что планируют применять такие меры, как «упрощение порядка государственной экспертизы проектной документации в строительстве», «легализация параллельного импорта по утвержденному списку товаров», «снижение ответственности в части нарушений валютного законодательства в связи с санкционными мерами», «упрощение подтверждения страны происхождения товаров», «биржа импортозамещения».
Обязательное авансирование по госконтрактам в размере от 50 до 90% находят в перспективе привлекательным 14,9% предприятий. Примерно такое же число участников опроса указали, что готовы воспользоваться упрощённой процедурой предоставления земельных участков и/или продлением срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль.
* Данные отсортированы по доле варианта «компания уже использует ту или иную меру поддержки».
Остаток до 100% составляет ответ «мера не актуальна»
Отклонение 2% укладывается в статистическую погрешность
Следующий блок мер, пусть и не столь востребован среди российских компаний, выглядит довольно важной частью общей системы поддержки. Их планируют использовать в будущем примерно десятая часть опрошенных.
Речь идёт о предоставлении грантов на разработку конструкторской документации для создания аналогов критических комплектующих; о возможности заключения новых СПИК на условиях СПИК 1.0; об упрощении порядка подтверждения производства продукции на территории РФ (ПП РФ 553 от 01.04.2022); об отмене штрафов и пеней для подрядчиков за нарушение ими госконтрактов из-за внешних санкций; о работе Штаба Правительства РФ по транспортно-логистическим коридорам.
Использование мер поддержки сектора МСП
Компании-субъекты МСП, в основном, пока не успели применить те или иные меры, разработанные специально для этой категории организаций. Однако в будущем ситуация должна измениться. 70,8% компаний-субъектов МСП, принявших участие в опросе, планируют обратиться за льготными кредитами для инновационных МСП по ставке 3%.
Чуть меньше – 65,2% организаций из числа респондентов – намерены получить льготные кредиты по ставке до 15% для микро- и малого бизнеса, по ставке 13,5% – для средних предприятий. Столько же компаний планируют воспользоваться кредитными каникулами для МСП на срок 6 месяцев. В кредитных каникулах на срок 6 месяцев оказались заинтересованы 60,9% организаций МСП.
Только 8,7% компаний из этого сектора уже успели получить кредиты по ставке до 15% для микро- и малого бизнеса, по ставке 13,5% – для средних предприятий. 4,3% из них ответили, что воспользовались кредитными каникулами.
Оценка косвенного влияния принятых мер поддержки
В рамках опроса организации, даже если не использовали и не собирались применять те или иные меры поддержки, могли оценить, окажет ли решение Правительства РФ косвенное влияние на деятельность компаний и отраслей экономики. Среди множества компаний, ответивших именно так, максимальное число остановилось на мере «ограничение на вывоз отдельных видов товаров». 29,3% предприятий сообщили, что мораторий на плановые проверки окажет косвенное влияние на их деятельность. Пятая часть респондентов указала две меры: «упрощение подтверждения страны происхождения товаров» и/или «работа Штаба Правительства РФ по транспортно-логистическим коридорам». Чуть меньше – 17,1% компаний – считают, что на их работу, пусть и косвенно, повлияют введённый мораторий на банкротство на 6 месяцев; легализация параллельного импорта по утверждённому списку товаров; Биржа импортозамещения.
* Был возможен множественный выбор ответа
Значимость различных направлений поддержки со стороны государства
В первую очередь бизнесу необходимо расширение доступа к кредитам. С этим согласились две трети опрошенных организаций, представляющих РСПП. Около половины компаний считают, что наибольший приоритет должны иметь программы и меры, снижающие фискальной нагрузку на бизнес и/или направленные на поддержку рыночного спроса, создание спроса со стороны государства.
В «расшивке» инфраструктурно-логистических ограничений, снижении регуляторной нагрузки на бизнес, обеспечении устойчивости денежно-кредитной системы заинтересованы порядка трети компаний.
Чуть меньше – 29,6% респондентов – сообщили, государство должно заниматься тем, чтобы в дальнейшем не произошло дальнейшее ухудшение условий для совершения экспортно-импортных операций.
Остальные направления поддержки из списка – «предоставление субсидий и кредитов для сохранения рабочих мест, переподготовки кадров», «таможенно-тарифные меры, смягчение валютного регулирования», «поддержка сектора МСП» – указали около пятой части опрошенных.
Причём в ряде случаев оценки компаний различного размера сильно отличаются. Так, для представителей крупного бизнеса более важным кажутся программы и меры поддержки рыночного спроса, создания спроса со стороны государства; а также «расшивка» инфраструктурно-логистических ограничений (только 8,3% компаний МСП заинтересованы в этом направлении поддержки, тогда как половина крупных организаций сообщили, что им нужны решения по преодолению проблем в логистике).
Напротив, крупный бизнес далеко не уверен, что в приоритете должна оказаться поддержка сектора МСП. Среди организаций малого и среднего бизнеса этот вариант отметили 54,2% компаний. Субъекты МСП также значимо чаще выбирали направление «снижение регуляторной нагрузки на бизнес».
* Был возможен множественный выбор ответа
Несколько компаний решили сформулировать собственные варианты ответа:
- «необходимо оказывать господдержку, предполагающую компенсацию затрат на покупку сырья, оборудования, ремонт зданий, сооружений, сетей и коммуникаций»;
- «целесообразным представляется отменить ограничение, которое было введено решением со 2 апреля 2022 года, когда установлено предельное значение сумм авансовых платежей резидентов в пользу нерезидентов в 30 процентов от суммы обязательств, предусмотренных по каждому контракту (договору) об оказании нерезидентом услуг, выполнении работ, передаче информации и (или) результатов интеллектуальной деятельности»;
- «нужно обеспечить режим плавающего курса рубля в диапазонах 70-75 за 1 долл. США и 80-85 за 1 евро, 10,5 -12 за 1 юань»;
- «следует увеличить лимит выручки при УСН до 500 млн руб/год»;
- «ввести запрет на дефолт со стороны банков; запрет на повышение тарифов естественных монополий или компенсация расходов на них из бюджета».
Приложение: данные о мерах поддержки, направленных на снижение негативного влияния санкций, по направлениям
Общую информацию о представленных в опросе мерах поддержки, в том числе об адресатах, условиях предоставления, регулирующих нормативных правовых актах возможно найти на сайте Правительства РФ в сети Интернет: http://government.ru/sanctions_measures/.
I. Направление: Снижение налоговой нагрузки
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
II. Регуляторные меры
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
III. Финансирование
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
IV. Смягчение условий и обязательств по мерам поддержки (в том числе, по ранее полученным)
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
V. Закупки и стимулирование спроса
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
VI. Импортозамещение
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
VII. Таможенно-тарифные меры, валютное регулирование
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
VIII. Поддержка МСП
* За 100% принято число компаний-субъектов МСП
*Данные округлены до целого числа; Остаток до 100% составляет вариант «не пользовались мерой / мера не актуальна»
__________________
[1] В опросе приняли участие 83 компаний-членов РСПП. 70,7% из них отнесли себя к крупному бизнесу, доля субъектов малого бизнеса составила 25,6%, и только 3,7% респондентов представляют средний бизнес.
По отраслевому признаку большинство предприятий – 61% – занято в промышленном производстве. Чуть менее десятой части опрошенных отметили, что их сфера – сельское хозяйство и/или оптовая, розничная торговля. 7,3% организаций принадлежат энергетическому сектору. Также анкеты поступили от компаний добывающей, строительной, транспортной, финансовой отраслей. В опросе приняли участие и представители телекоммуникационного, научного и образовательного секторов.
Самую высокую активность показали компании из Центрального и Приволжского ФО – доля респондентов, указавших регионы из ЦФО и ПФО, составляет 56,8% и 39,5%, соответственно. Также довольно большое число анкет поступило от организаций из Северо-Западного и Уральского ФО.
Отвечая на вопросы об отраслевой принадлежности и о географии присутствия, компании могли выбрать более одного варианта, поэтому совокупная доля не сводится к 100%.
Источник: rspp.ru
Антикризисные меры поддержки малого бизнеса-2022
Отвечая на вызовы сегодняшнего дня, законодательная и исполнительная власти предпринимают разнообразные меры по защите интересов российского бизнеса. Обсудим те из них, которые нацелены именно на поддержку широких слоев малого предпринимательства. При этом мы не затрагиваем общих мер поддержки, которыми субъекты малого предпринимательства (СМП) могут воспользоваться на общих основаниях.
I. Ограничение государственного и муниципального контроля
В 2022 г. не проводятся плановые проверки в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении юридических лиц и ИП, являющихся субъектами малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Важно понимать, что оба названных нами документа касаются исключительно сферы государственного и муниципального контроля (надзора) и не распространяются, например, на налоговые проверки; валютный и таможенный контроль; контроль за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных и многие другие виды контроля (надзора), поименованные в п. 3.1 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ.
II. Кредитные каникулы
Некоторые субъекты малого предпринимательства (организация или ИП) могут претендовать на так называемые кредитные каникулы (ст. 7 Федерального закона от 03.04.2020 № 106-ФЗ (ред. от 26.03.2022)).
Они предполагают, что организация может приостановить на срок до 6 месяцев исполнение своих обязательств по кредитному договору. А ИП вправе выбирать: пойти по пути, предусмотренному для организаций, попросить уменьшения размера платежей в течение льготного периода или воспользоваться кредитными каникулами не как субъект малого предпринимательства, а как гражданин, т. е. в порядке ст. 6 Федерального закона № 106-ФЗ.
Если у заемщика несколько кредитов, можно запросить отсрочку по каждому из них, но только один раз.
- заключение кредитного договора до 1 марта 2022 г.;
- ведение заемщиком деятельности в отрасли, наиболее пострадавшей от кризиса и указанной в перечне, приведенном в Постановлении Правительства РФ от 10.03.2022 № 337.
Правительство РФ включило в этот перечень, в частности, сельское хозяйство, туризм, общественное питание, медицину, информационные технологии, розничную торговлю, а также производство продуктов питания, одежды, мебели, бытовой химии. В Федеральном законе № 106-ФЗ, как и в Постановлении № 337 отсутствуют условия о том, что деятельность в пострадавшей отрасли должна быть для заемщика основной или что он должен был осуществлять ее на какую-то конкретную дату, дату заимствования и т. п.
Обратиться к кредитору за предоставлением отсрочки по уплате долга, процентов по нему, ранее начисленных за нарушение условий кредитования пеней и штрафов можно до 30 сентября 2022 г.
Наличие просроченной задолженности не влияет на возможность обращения за каникулами.
Закон не содержит ограничений прав заемщика на обращение к кредитору с соответствующим требованием в случае, если ранее заемщику была предоставлена реструктуризация его задолженности.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.04.2022 № 611 кредитными каникулами можно воспользоваться и в отношении льготных кредитов на восстановление деятельности, которые организации и ИП из наиболее пострадавших от распространения коронавирусной инфекции отраслей получили в 2021 г.
Отказаться от кредитных каникул заемщик может в любой момент.
- проценты за весь льготный период начисляются по договорной ставке;
- после льготного периода начисленные за период каникул проценты включаются в сумму основного долга, тем самым увеличивая базу для начисления процентов, т. е. в итоге заемщик заплатит больше, чем если бы он не прибегал к отсрочке;
- срок договора увеличивается настолько, насколько это необходимо, чтобы сохранить размер платежа;
- обязательства кредитора по предоставлению денежных средств заемщику по договору, в отношении которого предоставлены каникулы, приостанавливаются на весь срок действия льготного периода, но новый кредитный договор с заемщиком заключить не запрещено.
Вам могут быть также интересны ответы регулятора на вопросы относительно кредитных каникул, размещенные на сайте Банка России. Для ознакомления с ними перейдите по ссылкам: ссылка 1, ссылка 2.
III. Льготное кредитование
Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разработал антикризисные программы льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.
По этой программе микро- и малый бизнес может получить кредит на пополнение оборотных средств на сумму до 300 млн руб. по ставке не выше 15 % годовых, средний бизнес – на сумму до 1 млрд руб. по ставке не выше 13,5 %. В рамках программы можно также рефинансировать уже имеющийся кредит, если он был выдан под плавающую ставку. Срок кредитования – до одного года.
Реализуется также программа инвестиционного кредитования по ставке до 15 % для малого и микробизнеса, до 13,5 % – для среднего. Срок кредита – до 3 лет. Размер кредита: от 3 млн до 2 млрд руб.
Подать заявку на кредит можно до 30.12.2022 (Информационное сообщение Банка России от 05.03.2022 «Банк России совместно с Правительством запускает антикризисные программы льготного кредитования МСП»).
Никаких специальных требований по отраслевой принадлежности заемщиков не установлено, но определяющим является включение заемщика в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решение о выдаче кредита принимает банк. Государство взяло на себя только функцию субсидирования выпадающих доходов банков-участников программы льготного кредитования СМП (Распоряжение Правительства от 05.03.2022 № 427-р, Информация ЦБ РФ от 05.03.2022).
Список банков-участников программы льготного кредитования СМП можно найти здесь: https://cbr.ru/develop/msp/#a_134593.
СМП, у которого не хватает залога для получения льготного кредита, может воспользоваться «зонтичным» поручительством Корпорации «МСП». Оно покрывает до 50 % от суммы кредита. Для бизнеса такое поручительство бесплатное. Комиссию платит банк. Поручительство будет предоставлено при выдаче кредита при условии, что заемщик находится в реестре субъектов МСП и удовлетворяет ряду других требований (см. ссылку).
Список банков, участвующих в «зонтичном» механизме предоставления поручительств, можно найти на сайте Корпорации «МСП».
Если банк-кредитор не входит в этот список, можно воспользоваться независимой гарантией Корпорации «МСП» (также покрывает до 50 % суммы кредита) или привлечь независимую гарантию в качестве залогового обеспечения в аккредитованных Корпорацией банках. Для небольших кредитов региональные гарантийные организации могут выдать поручительство в объеме до 25 млн руб. (до 70 % кредита). Контакты этих организаций вы найдете на сайте Корпорации «МСП» в разделе «Организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП» на странице «Региональным гарантийным организациям».
IV. Приятное совпадение
Расскажем о еще одной группе мер, нацеленных на снижение административного давления на малый бизнес, принятых в этом году, хотя их появление и не было продиктовано кризисом, но хронологически совпало с его началом.
С 6 апреля 2022 г. вступили в силу новые нормы КоАП РФ, введенные Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ.
- если организация или ИП впервые совершает административное правонарушение, то штраф заменяется на предупреждение даже в том случае, если соответствующая статья КоАП РФ не предусматривает такой меры наказания как предупреждение (ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ);
- при назначении административного наказания в виде штрафа малому предприятию, включенному по состоянию на момент совершения административного правонарушения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей. Если же за какое-либо нарушение размер штраф отдельно для ИП не установлен, то он будет в два раза меньше, чем предусмотрен за это нарушение КоАП РФ для организаций (ст. 4.1.2 КоАП РФ). Например, за неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации случаях малое предприятие оштрафуют как минимум на 10 000 руб., но не более чем на половину суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, т.е. к нему подойдут с «меркой» для ИП. При этом юридическому лицу иного типа грозил бы штраф в сумме от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Источник: taxcom.ru
Перечень антикризисных мер в 2022 г.
В данном Обзоре представлены все основные изменения и меры поддержки населения и отраслей экономики, оказавшихся в зоне риска из-за введения ограничений в отношении граждан РФ и российских юридических лиц.
1. Меры господдержки организаций и ИП
Общие меры поддержки организаций и ИП
Утверждено Положение о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций. Документ начинает действовать 10 марта 2022 г.
Комиссия — координационный орган, образованный для обеспечения согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций в целях выработки и реализации мер по повышению устойчивости экономики РФ в условиях санкций.
Продолжается программа льготного кредитования. На ее финансирование в 2022 г. дополнительно направлено более 6,2 млрд руб.
Предусмотрены меры поддержки для некоторых системообразующих организаций:
— субсидии для возмещения затрат на производство и реализацию товаров, выполнение работ, оказание услуг;
— госгарантии по кредитам и облигационным займам на производственную деятельность, капвложения либо погашение ранее выданных на те же цели кредитов и займов.
Перенос сроков уплаты налогов и других обязательных платежей
Изменен срок уплаты утилизационного сбора для крупнейших производителей, средняя численность работников которых составляла за 2021 год не менее 5000 человек, а также их дочерних и зависимых обществ. Указанные лица уплачивают утилизационный сбор за I — III кварталы 2022 г. до 20 декабря 2022 г. На тот же срок перенесена уплата утилизационного сбора за IV квартал 2021 г. и за I — III кварталы 2022 г. для крупнейших производителей, их дочерних и зависимых обществ, в отношении которых введены меры ограничительного характера.
Защита компаний при падении стоимости чистых активов
Если по окончании 2022 г. стоимость чистых активов ООО или АО ниже размера его уставного капитала, это не учитывается при принятии решения о ликвидации или уменьшения уставного капитала общества.
Меры поддержки для IT-компаний
Президент РФ установил комплекс мер для ускоренного развития IT-отрасли. В частности, Правительству РФ поручено:
— установить аккредитованным IT-компаниям по 31 декабря 2024 г. нулевую ставку по налогу на прибыль;
— предоставить отдельным IT-компаниям налоговые льготы и преференции.
— освободить аккредитованные IT-компании на срок до трех лет от налогового контроля, валютного контроля, других видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. С 8 марта 2022 г. в отношении них запрещены плановые проверки, на которые распространяется Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Такой запрет установлен законом на период по 31 декабря 2024 г.;
— обеспечить ежегодное выделение средств на предоставление грантов для поддержки перспективных разработок отечественных IT-решений;
— обеспечить предоставление аккредитованным IT-компаниям льготных кредитов по ставке, не превышающей 3%, на обеспечение их текущей деятельности и реализацию новых проектов;
— обеспечить консолидацию и стимулирование закупок критически важных отечественных IT-разработок, которые проводятся для государственных и муниципальных нужд или отдельными видами юрлиц, а также упрощение порядка проведения таких закупок;
— упростить процедуру трудоустройства иностранцев, привлекаемых для работы в аккредитованных IT-компаниях;
— выделить средства аккредитованными IT-компаниям для улучшения жилищных условий отдельных сотрудников и повышения их зарплаты. Сотрудники таких компаний получат возможность оформить льготную ипотеку.
— установить категории граждан РФ, которым на период работы в аккредитованной IT-компании предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а также порядок предоставления права на такую отсрочку.
Меры поддержки для малого и среднего предпринимательства
Правительство РФ поручило выделить российским кредитным организациям субсидии из федерального бюджета. Субсидии пойдут на возмещение субъектам МСП затрат на оплату банковских комиссий при осуществлении перевода денежных средств физлицами в пользу субъектов МСП в оплату товаров (работ, услуг) в сервисе быстрых платежей платежной системы ЦБ РФ.
Также они получат помощь в привлечении льготных кредитов. Для этого направляются дополнительные бюджетные средства. Банк России и Правительство РФ разработали антикризисные программы льготного кредитования, предоставляющие МСП возможность:
— получить оборотные кредиты сроком до одного года (рефинансировать ранее полученные кредиты) по ставке не выше 15% годовых — для малых предприятий, не выше 13,5% годовых — для средних. Срок действия такой программы — до 30 декабря 2022 г.;
— привлечь инвестиционные кредиты на срок до трех лет по ставке не выше 15% годовых — для малых предприятий, не выше 13,5% годовых — для средних.
Введен мораторий на большинство плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Запрет на их проведение действует с 8 марта по 31 декабря 2022 г.
На некоторые виды проверок он не распространяется (например, на плановые проверки по лицензируемой деятельности).
На заседании Правительства РФ от 2 марта 2022 г. озвучены планы ввести мораторий на проверки не только малых предприятий и ИП, но и средних предприятий.
Меры поддержки для фармацевтической отрасли
У Правительства РФ расширятся полномочия для более быстрого принятия решений, касающихся лекарств и медицинских изделий.
Правительство РФ простимулирует развитие производства лекарств и медицинских изделий, которые не имеют российских аналогов. В этих целях оно может устанавливать:
— особенности лицензирования отдельных видов деятельности;
— особенности применения требований к внедрению, поддержанию и оценке системы управления качеством медицинских изделий в зависимости от потенциального риска их применения.
Компаниям, которые поставляют лекарства и медицинские изделия в рамках контрактной системы, если они пострадают из-за санкций, до конца текущего года могут изменить условия их договоров.
Для государственных и муниципальных медорганизаций предусмотрены послабления в сфере государственных и муниципальных закупок.
Правительство РФ ввело запрет до 31 декабря 2022 г. на вывоз из России отдельных медицинских изделий. Запрет применяется к тем изделиям, которые ранее ввезены из стран, установивших экономические санкции в отношении РФ. Также он действует для товаров, помещенных под таможенные процедуры до 8 марта 2022 г. — до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 N 302, — если их фактический вывоз по этим процедурам с таможенной территории РФ производится после его вступления в силу.
Есть исключения, когда запрет не применяется.
Меры поддержки для аграриев
Для предпринимателей, которые занимаются производством и переработкой сельхозпродукции, останется механизм льготного кредитования. На эти цели выделяются средства из бюджета. Кроме этого, просубсидируют более 8 тысяч ранее выданных кредитов в сфере агропромышленного комплекса. Правительство РФ поручило выделить Минсельхозу РФ для перечисления российским кредитным организациям, международным финансовым организациям и государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» субсидии в размере 5 млрд руб. Субсидии пойдут на возмещение недополученных указанными лицами доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организациям и ИП, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельхоз продукции и ее реализацию, по льготной ставке, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.16 г. N 1528
На поддержку программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники дополнительно направляется 12 млрд руб.
Введение обязательной продажи иностранной валюты
Резиденты — участники внешнеторговой деятельности (в том числе российские организации) должны продавать 80% иностранной валюты, полученной на счета в уполномоченных банках по внешнеторговым контрактам, заключенным с нерезидентами и предусматривающих передачу нерезидентам товаров, оказание нерезидентам услуг, выполнение для нерезидентов работ, передачу нерезидентам результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. Порядок обязательной продажи иностранной валюты устанавливает Банк России.
Изменения по займам в валюте и переводам денежных средств
По общему правилу запрещено:
— предоставлять займы нерезидентам в иностранной валюте;
— зачислять резидентам иностранную валюту на свои зарубежные счета (вклады) и переводить денежные средства без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг.
Указанные сделки (операции) можно осуществлять на основании разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществление иностранных инвестиций в РФ. Для его получения необходимо в Минфин России.
Особый порядок погашения кредитов и займов, обязательств по финансовым инструментам применяется в отношении иностранных кредиторов из недружественных стран или подконтрольных им лиц (за исключением случаев, если местом регистрации таких подконтрольных лиц является РФ). Порядок применяют российские организации — должниками в случае, если сумма исполнения обязательств превышает:
— 10 млн руб. в месяц;
— эквивалент указанной суммы в иностранной валюте по курсу Банка России на первое число каждого месяца.
Временно Банк России и Минфин России могут выдавать разрешения, освобождающие от соблюдения новых правил.
Введение ограничений в работе с контрагентами
Резиденты должны получить разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ для того, чтобы:
— переводить деньги без открытия банковского счета с помощью иностранных электронных средств платежа;
— выдавать нерезидентам займы в иностранной валюте;
— предоставлять кредиты и займы в рублях иностранным контрагентам из недружественных стран и подконтрольным им лицам;
— покупать (получать в собственность иным образом) недвижимость или ценные бумаги у лиц из недружественных государств и подконтрольных им лиц;
— покупать недвижимость или ценные бумаги у другого иностранного контрагента, если он приобрел их после 22 февраля 2022 г. у лица из недружественной страны.
Контрагент не признается лицом из недружественного государства при условии, что:
— он контролируется российскими юрлицами или физлицами (в том числе через иностранные юрлица);
— информация о контроле раскрыта налоговым органам.
Для получения разрешения необходимо обратиться с заявлением в Минфин России.
Изменились условия приобретения акций ПАО
До конца 2022 г. ПАО по общему правилу могут приобретать размещенные ими акции при соблюдении следующих условий:
— акции допущены к организованным торгам;
— решение о приобретении акций принял совет директоров (наблюдательный совет) ПАО;
— акции по поручению ПАО приобретает брокер на организованных торгах на основании заявок, которые адресованы неограниченному кругу участников торгов;
— средневзвешенная цена акций в течение 3 любых месяцев начиная с февраля 2022 г. снизилась минимум на 20%. Для сравнения берется I квартал 2021 года;
— в течение любых 3 месяцев начиная с февраля 2022 года основной индекс фондового рынка снизился минимум на 20% по сравнению с 3 месяцами начиная с 2021 г.
После приобретения акций нужно уведомить Банк России через личный кабинет.
4. Меры господдержки физических лиц
Открытие банковских счетов физлиц
Кредитные организация могут при соблюдении ряда условий открыть банковский счет (вклад) клиенту — физлицу без его личного присутствия либо его представителя при переводе этим клиентом денежных средств со своего банковского счета (вклада), открытого в одной кредитной организации, в другую кредитную организацию.
Заказчик может проводить электронный запрос котировок при закупке медоборудования, расходных материалов к нему и технических средств реабилитации инвалидов (за исключением медицинских изделий одноразового применения, адсорбирующего белья, подгузников, противопролежневых матрасов и подушек). Это возможно при условии, что НМЦК не более 50 млн руб. Годовой объем таких закупок не должен превышать 750 млн. рублей. Послабление действует до 1 августа 2022 г.
Установлен четвертый этап амнистии капиталов
С 14 марта 2022 г. по 28 февраля 2023 г. можно подать декларацию в рамках четвертого этапа амнистии капиталов. По сравнению с третьим этапом добавилась возможность задекларировать наличные деньги. Помимо акций, облигаций (ценных бумаг), можно легализовать любые финансовые активы, в частности производные финансовые инструменты.
Участники четвертого этапа амнистии капиталов освобождены от уголовной, административной, налоговой ответственности за деяния, совершенные до 1 января 2022 г.
5. Изменения в валютном законодательстве для физических лиц
Граждане могут снять со своих валютных счетов или вкладов до 10 тыс долларов США наличными, а остальные средства — в рублях по рыночному курсу на день выдачи. Валюта выдается в долларах США вне зависимости от валюты счета. При открытии валютного счета или вклада после указанной даты средства выдаются только в рублях. Порядок действует по 9 сентября 2022 г.
В этот же период граждане не смогут купить в банке иностранную валюту. Ее можно только продать.
Установлен Запрет на вывоз из России наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долларов США и рассчитанной по официальному курсу Банка России, установленному на дату вывоза.
Для физлиц действуют такие же ограничения в части займов в валюте и переводов, как и для юрлиц и ИП.
Также есть ограничение в части суммы следующих переводов денежных средств за рубеж физлицами — резидентами:
— переводов со счетов в уполномоченных банках в пользу физлиц — резидентов, кроме супругов и близких родственников: родителей, детей, дедушек, бабушек, внуков, братьев, сестер, усыновителей, усыновленных;
— переводов со счетов в уполномоченных банках в пользу физлиц — нерезидентов, включая супругов и близких родственников;
— переводов без открытия банковского счета в пользу физлиц — резидентов или нерезидентов, включая супругов и близких родственников. Ограничение распространяется в том числе на переводы электронных денег.
Максимальная величина таких переводов в месяц — 5 тыс. долларов США по курсу Банка России к рублю либо эквивалент этой суммы в любой иностранной валюте.
По материалам сайта: berez-bt.ru
Источник: muob.ru