Сегментация рынка — это разбивка потребителей или потенциальных клиентов рынка на различные группы (сегменты). В пределах этих групп потребители имеют аналогичные запросы, которые удовлетворяются соответствующим комплексом маркетинга.
Особенности сегментации как средства выбора перспективного целевого рынка
Сегментирование рынка гостиничных услуг является важным элементом при выборе стратегии маркетинга. Гостиничные предприятия действуют в сложных условиях рынка. По этой причине им необходимо обращать внимание на вопросы о том, кого и как обслуживать. Компания должна думать о своем имидже, об оказываемых услугах, вкусах и предпочтениях клиентов.
Успешная маркетинговая деятельность предполагает анализ и учет личных предпочтений клиентов различных категорий, что становится основой сегментации рынка. Благодаря сегментированию из общего количества потребителей можно выбрать соответствующие типы (рыночные сегменты). Они предъявляют более или менее одинаковые требования к гостиничному продукту.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
Сегментирование рынка представляет собой процесс его деления на разные группы потребителей. Для каждой группы могут быть необходимы разные продукты или маркетинговые комплексы. Сегмент рынка является особым образом выделенной частью рынка, это группа клиентов, продуктов или компаний, которые обладают определенными общими признаками.
Сегментация становится основой для определения целей деятельности предприятия. В будущем они превращаются в объекты маркетинговых исследований. С одной стороны, сегментирование становится приемом для определения частей рынка, на которые ориентирована маркетинговая деятельность гостиницы, с другой стороны, оно является управленческим подходом к процессу принятия рыночных решений и основой для выбора оптимального сочетания элементов комплекса маркетинга.
Категории сегментирования в гостиничном деле
Практика маркетинга в гостиничном деле показала, что сегмент рынка предоставляет возможность выбора более перспективного (привлекательного) целевого рыночного сегмента, максимального удовлетворения потребностей клиента. Благодаря сегментированию у организации гостиничного бизнеса появляются следующие возможности:
«Особенности сегментирования рынка гостиничных услуг»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
- постановка достижимых и реальных целей;
- выбор оптимальной маркетинговой стратегии;
- повышение конкурентоспособности отеля;
- оптимизация маркетинговых затрат;
- уклонение от конкурентной борьбы или снижение ее степени с помощью освоения незанятого сегмента.
Критерии сегментации в гостиничном деле являются способом оценки обоснованности соответствующего сегмента рынка для данной компании. Критерии сегментирования включают емкость сегмента, его существенность, доступность, доходность и эффективность.
Емкость сегмента является количественным параметром, который предопределяет количество услуг и их общую стоимость, число потенциальных потребителей гостиничных услуг. Существенность представляет собой качество, которое показывает, насколько реально можно рассматривать определенную группу клиентов в качестве сегмента рынка, а также ее устойчивость по общим признакам.
Доступность сегмента означает то, что компании необходимо определить, располагает ли она достаточным числом каналов распределения продуктов и услуг. Также этот показатель отражает то, соответствуют ли возможности каналов емкости сегмента.
Определение доходности сегмента осуществляется с помощью стандартных методов расчета основных хозяйственно-экономических показателей. В практической работе организаций гостиничного бизнеса она включает доход от реализации номерного фонда, от продажи дополнительных услуг, доход на вложенный капитал и др.
Благодаря показателю эффективности работы в данном сегменте руководство принимает решение о том, обладает ли организация достаточными ресурсами и опытом для деятельности на выбранном сегменте рынка и работы на нем с достаточной эффективностью.
Отдельно при сегментировании рынка гостиничных услуг рассматривается степень защиты от конкуренции. Здесь важно произвести правильную оценку своих возможностей и возможности выстоять в борьбе с прямыми и косвенными конкурентами на выбранном сегменте. Для этого определяется, кто может становиться конкурентом на выбранном сегменте в перспективе, каковы его сильные и слабые стороны, собственные недостатки и преимущества.
Признаки сегментирования в гостиничном деле
Признак является способом выделения соответствующего сегмента на рынке. Разные признаки предлагаются различными авторами и используются в практике гостиничного дела. Они в значительной степени схожи между собой, но универсального подхода к сегментированию в нашей стране таки и не было выработано.
Если взять за основу укрупненные признаки, то появляется возможность использования трех вариантов сегментации:
- по группам гостей (клиентов);
- по параметрам услуг;
- по основным конкурентам.
Рассматривается также множество вариантов разделения потребителей на сегменты. Сначала необходимо представлять все население в целом, а затем, используя наблюдение, провести анализ поведения определенных людей и систематизацию полученных характеристик.
Специфика сегментирования рынка гостиничных услуг включает географические демографические, психологические, поведенческие особенности.
В соответствии с социально-экономическими признаками рынок делится на группы потребителей. В основу этого разделения ложится общность социальной и профессиональной принадлежности, образование и уровень дохода.
Помимо перечисленных признаков, сегодня целесообразно обращать внимание и на прочие существенные факторы (например, иерархия потребностей и мотивов, вкусы, предпочтения и стиль жизни). В современных исследованиях наметилась тенденция определения однородных сегментов с позиции количественных факторов (охват, продолжительность отдыха, возраст, доходы и расходы).
Источник: spravochnick.ru
Сегментация рынка гостиничных услуг
Сегментация рынка — разделение рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых требуются индивидуальный маркетинговый подход и различные продукты и комплексы.
Объектом сегментации является потребитель. Цель сегментации — создание благоприятных условий для потребителя и сокращение затрат отеля. Плюсы сегментации рынка:
1) лучшее представление о том, что хочет потребитель и какая у него мотивация при выборе продукта;
2) возможность выбрать наиболее прибыльный целевой рынок и тем самым получить больше прибыли от продаж;
3) возможность повысить свою конкурентоспособность за счет изучения стратегии конкурентной борьбы на конкретных рынках;
4) направление сил и ресурсов только на перспективные проекты для их более эффективного освоения;
5) получение больших результатов от работы менеджеров и маркетологов в результате высокой степени их ориентации на требования конкретных сегментов рынка;
6) возможность выбора маркетинговой политики, что при правильном выборе должно привести к оптимизации маркетинговых затрат.
Сегментация рынка дает возможность узнать больше об отдельных свойствах и характеристиках отдельных рынков. Для лучшего продвижения своего товара гостиничному менеджменту необходимо знать как можно больше о пристрастиях, требованиях, культуре, а иногда и о характере своих клиентов. К примеру, японские туристы выбирают гостиницу, наиболее отвечающую их культурным особенностям.
Зная такие мелочи, гостиничный менеджер может во много раз повысить продажу продукта и услуг. При сегментации наблюдается значительный рост доходов гостиниц, так как один и тот же гостиничный продукт можно продавать в одно и то же время различным группам, которые различаются по платежеспособности, длительности пребывания и целям поездки.
Сегментация рынка осуществляется в три этапа.
1. Сегментация рынка (деление рынка на части) и ее критерии.
Культурно-географические критерии. В данном случае потребители делятся на группы в зависимости от территории их проживания. Основываясь на данном критерии, можно выделить следующие географические рынки: Северная Америка, Латинская Америка, Скандинавия, Западная Европа, Восточная Европа, Южная Европа, Россия и страны СНГ, Центральная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка, Австралия.
Гости, принадлежащие к одному и тому же географическому рынку, обладают одинаковыми предпочтениями. Для продуктивной работы с географическим рынком необходимо уметь прогнозировать его политическое и экономическое развитие, что в дальнейшем поможет наиболее выгодно предоставлять его услуги и увеличивать продажи.
Социально-экономические критерии. Потребители формируются в группы в зависимости от их мотиWow и целей поездок, социальной и статусной принадлежности, уровня доходов. Данный критерий сегментации на сегодняшний день наиболее распространенный в гостиничном бизнесе. В зависимости от цели поездки туристы подразделяются на следующие группы:
2) туристы, цель которых — отдохнуть и побывать на экскурсиях;
3) конгрессмены и организаторы мероприятий.
Но данные группы тоже можно разделить на более мелкие подгруппы по разным основаниям (уровню доходов, статусу, социальному положению).
Поведенческий и психологический критерии. Клиенты делятся на группы в зависимости от их образа жизни, увлечений, интересов, способа отношений с окружающими. Такая информация о клиенте дает возможность менеджерам гостиницы наиболее выгодно представлять свой продукт различным сегментам потребителей.
Возрастной критерий. Это тоже один из наиболее часто применяемых критериев, так как данный критерий достаточно устойчив и оказывает большое влияние на спрос гостиничного продукта. Учитывая данный критерий, можно сделать вывод, что молодые люди в возрасте от 25 до 35 лет стремятся остановиться в недорогом двух- трехзвездочном отеле. Фактором, оказывающим влияние на выбор, будет наличие в гостинице бара, ночного клуба или дискотеки: молодые люди отличаются повышенной активностью.
Разделение на группы также может проходить по нескольким критериям. Но при этом нельзя допускать как малочисленности сегментов, так и их большого количества.
2. Выбор целевого рынка.
После того как покупатели разбиты на группы, необходимо выделить из них наиболее перспективные и разработать стратегию маркетинга.
Целевой рынок — это самая перспективная и выгодная для отеля группа сегментов рынка или всего один сегмент, в котором будут участвовать все маркетинговые силы. Перед тем как выбрать конкретный сегмент рынка, необходимо учесть ряд параметров:
1) количественные параметры сегмента, которые должны легко измеряться (потенциальный объем дохода, численность покупателей). Такой вид информации очень ценен для менеджмента гостиницы;
2) наличие доступа у гостиницы к сегменту. Необходимо учитывать, какими каналами гостиница может воспользоваться при реализации своего товара;
3) наличие реальной возможности освоить сегмент. На данном этапе необходимо определиться со своими возможностями и установить, какие дополнительные ресурсы и средства могут потребоваться для реализации проекта;
4) получение доходов при реализации проекта;
5) определение количества конкурентов в данном сегменте. Это поможет выявить, какие и чьи интересы будут ущемлены в случае выхода отеля на определенный сегмент. Такая информация поможет в дальнейшем спрогнозировать реакцию конкурентов и правильно оценить собственные силы в конкурентной борьбе;
6) перспективность выбранного сегмента.
3. Организация позиционирования.
Позиционирование — это процесс выявления потребностей клиентов и места конкретных гостиничных продуктов на рынке по отношению к уже существующим продуктам. [39]
Процесс сегментации обязательно должен быть продолжен позиционированием.
Перед тем как окончательно определиться с выбором рынка, маркетологи должны тщательно изучить схожие продукты отелей-конкурентов и оценить свои возможности проникновения на данный рынок. Если возможность имеется, то необходимо сформировать комплекс мероприятий, которые помогут в освоении рынка. Гостиничный менеджмент выполнит свою задачу, если ему удастся максимально приблизить характеристики продуктов к требованиям клиентов.
Для того чтобы быть конкурентоспособным, менеджмент отеля должен учитывать особенности различных групп потребителей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru