Термин « институт » означает некое установление, устройство (от лат. institutum), то есть регулярную, долговременно осуществляемую социальную практику, санкционированную (одобренную, разрешенную) и поддерживаемую с помощью социальных норм общества. Институтами называют системы правил общественных отношений, устанавливающих образцы поведения и регулирующих определенные сферы социальной жизнедеятельности людей.
Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге «Теория праздного класса» в 1899 г.
Социальный институт в широком смысле слова – это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.
С содержательной стороны – это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях.
Отношения ,это структура ,институт .
Социальный институт – это исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни, обеспечивающие выполнение жизненно важных для общества функций ( брак, семья, государство, армия, суд и др.). (Слайд № 2)
Они служат упорядочению и стандартизации связей и отношений между людьми, регулируют их деятельность и поведение в обществе, обеспечивают определенную организованность и устойчивость жизни общества. Своей деятельностью они постоянно поддерживают общественные отношения, характер социальной организации, возможности воспроизводства общественной системы.
Для того чтобы в обществе возник и сформировался такой структурный элемент общества, как социальный институт, необходимы особые условия :
в обществе должна возникнуть и распространиться некая потребность , которая осознана многими членами общества (общесоциальная), она является главной предпосылкой возникновения нового социального института;
наличие средств удовлетворения этой потребности, то есть сложившейся системы необходимых для общества функций, действий, операций, частных целей, реализующих новую потребность;
необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые, организационные), постоянно пополняемые обществом;
особая культурная среда , необходимая для самовоспроизводства института: особая система знаков, действий, правил поведения, отличающих людей, принадлежащих к этому институту.
Таким образом, социальный институт представляет собой специфическое общественное устройство, созданное для удовлетворения важнейших потребностей общества и регулируемое системой социальных норм.
Социальные институты возникают сами собой, вырастая из конкретной потребности людей, членов общества (потребность в охране порядка привела к возникновению и утверждению института полиции).
Социологи выделяют пять наиболее важных потребностей общества , которые приводят к образованию социальных институтов.
потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
14. Социальные институты
потребность в безопасности и социальном порядке (государство, право);
потребность в получении средств к существованию (экономические институты, производство);
потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты образования, наука, культура);
потребности в самореализации, определении смысла жизни, решении духовных проблем (институт религии).
Сам процесс утверждения в обществе того или иного явления в качестве социального института называют институционализацией .
Она заключается в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые претендуют на превращение в социальный институт (например, институтом является система образования, осуществляющая передачу знаний и культурных ценностей от одного поколения к другому).
Этапы процесса институционализации
Процесс институционализации, то есть образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов : (Слайд № 3)
возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
формирование общих целей;
появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия;
появление процедур, связанных с нормами и правилами;
институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
создание системы статусов и ролей, охватывающих всех членов института.
Итогом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобряемой большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты – это символы порядка и организованности в обществе.
Виды социальных институтов
Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Например, семья не может существовать при отсутствии необходимых условий: зарплаты, любви и чувства долга между родителями и детьми, разумного распределения власти для преодоления внутрисемейных конфликтов .
Социальные институты очень разнообразны и изменчивы. Среди социальных институтов в зависимости от сферы действия выделяют четыре основные группы . Каждая из них, как и каждый институт в отдельности, выполняет определенные функции. (Слайд № 4)
Экономические институты : служат для производства и распределения товаров и услуг.
Политические : связаны с установлением определенной власти и управлением обществом.
Духовные (культурные): связаны с развитием науки, образования, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей.
Семейно-брачные: (институты родства) обеспечивают воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, социализации (воспитания социальных качеств детей). Семейно-брачные институты являются первичным и ключевым звеном всей социальной системы. Из семьи люди приходят в общество. В ней воспитываются основные черты личности. Благополучие семьи – это залог процветания общества.
Все институты общества тесно взаимосвязаны. В центре пересечения всех институтов находится институт семьи .
Государство действует во всех сферах: занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения.
Признаки социальных институтов
Каждый социальный институт имеет как свои специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами. Основные признаки, общие для всех институтов, объединены в пять групп .
кодексы поведения : (устные и письменные): поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля (военная присяга, библия, клятва Гиппократа);
культурные символы: в концентрированной форме выражают основные специфические черты института, его образ (герб, распятие, обручальное кольцо);
идеология : определяет отношение людей к действию, почему они должны действовать определенным образом. Это основополагающие убеждения института и их разработка, которые объясняют окружающую действительность в терминах, принятых членами данного института. Идеология поддерживает влияние института, оправдывает и объясняет всю его деятельность.
установки и образцы поведения : регулируют деятельность членов общества в соответствии с общепринятыми нормами.
утилитарные культурные черты : материальные предметы присущие каждому институты (семья – дом, мебель; религия – здание церкви, литература; политические – здания, бланки и т.д.).
Некоторые из институтов могут не обладать полным набором признаков, либо кроме основных, могут обладать специфическими качествами, определяемыми выполняемыми им потребностями.
Функции социальных институтов
Каждый социальный институт выполняет в обществе определенные функции, основными из них являются: (Слайд № 5)
закрепление и воспроизводство общественных отношений — обеспечивает устойчивость социальной структуры общества;
регулятивная функция — обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;
интегративная функция — включает процессы сплоченности, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп. Одно из условий выживания организаций, и способов соотнесения целей его участников;
транслирующая функция — передает социальный опыт;
коммуникативная функция — распространение информации, произведенной в институте с целью управления и контроля за соблюдением норм и взаимодействиях между институтами.
Американский социолог Роберт Мертон выделил явные и латентные (скрытые) функции социальных институтов. Они служат не только характеристикой социальной структуры общества, но и показателем его общей стабильности.
Явные функции записаны в уставах, формально определены, приняты сообществом причастных людей, декларированы. Они всегда оглашены, формализованы и подконтрольны обществу.
Латентные функции – те, которые не оглашены, но осуществляются на самом деле. Иногда они могут соответствовать заявленным функциям, но обычно между формальной и реальной деятельностью институтов существует расхождение. Когда расхождение значительно, это свидетельствует о потенциальной нестабильности общества. Состояние социальных институтов является показателем стабильности всей общественной системы.
2. Социальные организации и их особенности
Термин «организация» (от франц. о rganisation , позднее лат. orgsniso – сообщаю, стройный вид, устраиваю) используется в нескольких значениях:
как элемент социальной структуры общества;
как вид деятельности какой-либо группы;
как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
Социальная организация — это социальная общность, образующаяся для достижения общих целей совместными усилиями. (Слайд № 6)
Обязательным условием возникновения организаций является необходимость достижения общих целей совместными усилиями .
Социальные организации обладают характерными чертами . Основными из них являются:
создаются для реализации определенных целей . Организация представляет собой одновременно и средство, и инструмент объединения людей, регулирования их деятельности для достижения цели, которой нельзя достичь в одиночку;
члены организации распределяются по иерархической лестнице, соответственно ролям и статусам;
разделение труда, его специализация происходит по функциональному признаку . Организации строятся по вертикали и горизонтали;
наличие механизмов и средств регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации .
По степени формализации связей и взаимодействия в организациях, выделяют два основных типа социальных организаций: формальные и неформальные.
Понятие формальной и неформальной организации ввел в мировую социологию американский социолог Элтон Мэйо проводивший в 20-30 гг. ХХ века знаменитые Хоторнские эксперименты. В ходе экспериментов было установлено, что в любой компании или на заводе помимо официальных служебных отношений (формальная организация) у людей обязательно возникают неформальные, дружеские отношения (неформальные организации). Причем они строго упорядочены и подчиняются определенным закономерностям.
Понятие формальной организации
Формальная организация — это организация, характеризующаяся строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами и ролевыми функциями, рациональностью и безличностью отношений между ее членами, наличием органа власти и аппарата управления.
В основе формальной организации лежит разделение труда , возникающее в результате необходимой специализации. Должностные статусы упорядочиваются в иерархическую структуру по сходству функциональных задач.
Формальная организация рациональна, в ее основе лежит принцип целесообразности , сознательного движения к известной цели. Она включает различные механизмы, регулирующие деятельность данной организации (нормы поведения, программы деятельности, принципы и нормы вознаграждения).
Формальная организация принципиально обезличена , рассчитана на абстрактных индивидов, между которыми не предусмотрено никаких отношений, кроме служебных.
Формальная организация имеет тенденцию превращаться в бюрократическую. М. Вебер считал формирование бюрократии (управленческого аппарата) основой процесса рационализации. Для описания характерных особенностей бюрократии он использовал ее идеальный тип (модель) и выделил следующие характерные черты идеального типа бюрократии.
разделение труда , обусловленное определенными правилами или законами;
порядок подчиненности, представлящий иерархию должностных лиц;
публичный офис , в котором собраны сведения о деятельности учреждения;
официальная процедура подготовки должностных лиц в организации;
штатные сотрудники , посвятившие свои силы деятельности организации;
правила, достаточно общие, регулирующие режим работы;
лояльность каждого работника по отношению к организации, стремление следовать установленным правилам.
Все это делает поведение сотрудников предсказуемым, помогает руководству координировать деятельность работников. Предсказуемость и координация – основные факторы, способствующие повышению эффективности и производительности труда.
Главное достоинство бюрократии , по Веберу , — высокая хозяйственно-экономическая эффективность: точность, быстрота, знание, постоянство управленческого процесса, служебная тайна, единоначалие, субординация, сведение к минимуму конфликтов и экономичность .
Главный недостаток – игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действие по шаблону, отсутствие необходимой гибкости .
Понятие неформальной организации
Неформальная организация – это совокупность личных и социальных отношений, никак не определяемых формальной организацией, но возникающих в результате взаимодействия сотрудников.
В неформальных организациях основную роль играют члены групп и их взаимоотношения, а в формальных организациях акцент делается на официальных ролях в рамках должностных прав и обязанностей индивидов.
Похожие документы:
Пособие рассчитано на студентов и преподавателей, а также всех, кто интересуется жизнедеятельностью общества. М. Ю. Зеленков, 2015
Документ
. 5 СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ Учебные вопросы: 1. Социальный институт как форма общественной жизни. 2. Социальные организации и их особенности. 3. Управление организациями. 1. Социальный институт как форма общественной жизни Термин .
Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетенций
Документ
. Вопрос обычно рассматривается как форма . учебного взаимодействия, переживаний, развитие навыков общения и взаимодействия в общественной . Хакасский республиканский институт повышения квалификации . жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической .
Учебное пособие Содержание Введение Тема Теория социальной работы как учебная дисциплина; научные основы социальной работы. Лекция
Реферат
. полноты общественной жизни. Человечество существует в виде самых разнообразных общественных форм, причем, как обретающихся . и как общественный институт, и как общественно-значимая деятельность. Сам по себе системный институт социальной работы — как в .
Учебно-методический комплекс по дисциплине политическая социология для специальности 040201 «Социология»
Учебно-методический комплекс
. результаты) Вопросы для саморазвития Какие атрибуты общественной жизни подчеркивают включенность человека в процессы социально-политического взаимодействия .
Социальный контроль и девиантное поведение Учебные вопросы: Социальный контроль
Документ
Тема 7. Социальный контроль и девиантное поведение Учебные вопросы: 1. Социальный контроль. 2. Общественное мнение как фактор социального контроля 3. Девиантное поведение. 1. Социальный контроль .
Источник: gigabaza.ru
Институциональные признаки и функции.
10.1 Процесс институционализации и развития социальных институтов.
10.2 Институциональные признаки и функции.
10.3 Социальные институты экономики.
Процесс институционализации и развития социальных институтов
Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: INSTITUTUM – установление, устройство. Со временем он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений, например институт брака, институт наследования.
Люди понимают под институтом разные социальные единицы: учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Социальный институт — это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.
В этом определении под общественными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах, а под системой социальных связей — сплетение ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.
Фундаментальных социальных институтов всего пять:
1) институт семьи и брака;
2) политический институт;
3) экономический институт;
4) институт образования;
5) институт религии.
Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах Торстейн Веблен. Его книга «Теория праздного класса» появилась еще в 1899 году, однако многие ее положения не устарели до сих пор. Эволюция общества – это процесс естественного отбора социальных институтов. Так, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет – беспорядочные половые отношения. Он грозил человеческому роду генетическим вырождением.
Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет – запрет кровосмешения между кровными родственниками.
Позже появились и другие нормы. Человечество училось выживать и приспосабливаться к жизни, организуя отношения при помощи норм. Так у людей зародился самый ранний социальный институт – институт семьи и брака.
Таким образом, социальный институт – приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.
Передаваясь из поколения в поколение, институциональные нормы становились коллективной привычкой, обычаем, традицией. Они направляли образ жизни и образ мышление людей в определенное русло. Родоначальник институционализма Т. Веблен и его последователь У. Гамильтон определяли социальный институт как совокупность общественных обычаев, воплощение определенных привычек, поведения, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудиям приспособления к ним. Так понимают термины «институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе) «институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или учреждения) юристы.
Из этого следует, что слово «институционализация», — закрепление практики или области общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.
Институционализация социологии предполагает издание государственных стандартов и постановлений, создание исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов, подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, монографий и учебников и т.д.
Основные институты есть в каждом обществе – от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Нормальное функционирование социальных институтов – благо для общества, а неправильное – зло. Институты – постоянно развивающиеся системы. Так, институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия.
Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.
Колоссальную революцию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские. То же можно сказать о политических институтах, религии, образовании.
Внутри фундаментальных институтов скрываются более мелкие образования. Их то же называют институтами, но только неглавные, неосновные.
Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, маркетинг, рынок и т.д.
Социологи говорят об институтах целибата (безбрачия) в католичестве, крещения и исповеди в православии, инквизиции, монашества и т.д., относящихся к основному институту религии.
Среди не главных политических институтов можно назвать институты судебной экспертизы, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, президентства.
Внутри института семьи и брака можно выделить институты отцовства и материнства, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д.
В отличии от основного института не основной выполняет специализированную задачу – обслуживает конкретный обычай или удовлетворяет не фундаментальную потребность.
Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается.
Зарождение и гибель социального института хорошо просматриваются на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII в. Этот институт чести возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.
Постепенно система процедур и норм развивалась, и спонтанные ссоры и скандалы превращались в высокоформализованные бои и поединки со специализированными ролями (главный распорядитель, секунданты, медики, обслуживающий персонал). Этот институт поддерживал идеологию незапятнанной дворянской чести, принятую в основном в привилегированных слоях общества. Институт дуэлей предусматривал достаточно жесткие нормы защиты кодекса чести: дворянин, получивший вызов на дуэль, должен был или принять вызов, или уйти из общественной жизни с позорным клеймом трусливого малодушия. Но с развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.
Таким образом, институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контролем за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе.
Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы.
В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
Исходя из этого, институционализацияпредставляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется.
Этот процесс невозможен без появления соответствующей социальной потребности – материальной, физиологической или духовной. Возникновение определенных социальных потребностей и условий для их реализации – важнейший момент институционализации. Например, институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве людей, в воспитании детей, формирование отношений между полами, поколениями и т.д.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:
1)возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
2)формирование общих целей;
3)появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
4)появление процедур, связанных с нормами и правилами;
5)институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;
6)установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
7)создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без
исключения членов института.
Институты, таким образом, являются символами порядка и организованности в обществе.
Люди всегда стремятся институционализировать свои отношения, связанные с актуальными потребностями. Это стремление проявляется в самых разных областях деятельности.
Постоянно действующий в обществе институциональный императив направляет поведение индивидов, поддерживает установленный порядок общественных отношений. Каждый социальный институт по своей природе характеризуется наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, способствующими достижению этой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения.
Институциональные признаки и функции.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Для выполнения своих функций социальный институт должен учитывать способности различных функционеров, формировать стандарты поведения, соблюдать верность основным принципам, развивать взаимодействие с другими институтами. Неудивительно поэтому, что сходные пути и методы действия существуют в институтах, преследующих совершенно разные цели.
Общие для всех институтов признаки представлены в таблице. Они объединены в пять групп.
Дата добавления: 2020-11-27 ; просмотров: 315 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник: studopedia.net
Социальный институт: понятие, признаки, функции
Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов. Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии. Их становление называется институциализацией. Социальные институты: армия, семья, образование, государство.
Армия как социальный институт обеспечивает не только безопасность конкретного индивида, но и общества. Семья является социальным институтом, создающим (биологически и социально) новых членов общества и т.д. Государство как институт политической жизни общества регулирует взаимоотношения людей с государством и официальными властными структурами, защищая интересы своих граждан и власти. Образование как социальный институт удовлетворяет потребность в знании, которое определяет не только свою ценность, но и социальный статус человека в обществе.
В соответствии с основными потребностями человека можно назвать и основные социальные институты, которые эти потребности удовлетворяют:
• экономические (вся система производства, распределения, торговли и финансов, объекты инфраструктуры);
• политические (вся система государственных и политических органов и организаций);
• культурно-духовные (религия, наука, культура, искусство, народное творчество);
• семейно-брачные (этапы формирования, функционирования и распада семьи);
• здравоохранения (медицинские учреждения, учреждения рекреации, спорта и туризма);
• информации и коммуникации (средства массовой коммуникации и информации).
Каждый социальный институт имеет: цель своей деятельности; набор социальных статусов и ролей, предписываемых индивидам; систему санкций, при помощи которых контролируется поведение индивидов; конкретные частные функции, направленные на удовлетворение потребностей.
Общие признаки для всех социальных институтов:
• наличие специально созданных учреждений (организаций), в рамках которых действуют социальные институты;
• наличие материальных ресурсов, с помощью которых обеспечивается функционирование социального института;
• наличие набора социальных норм, правил, предписаний, с помощью которых контролируется поведение граждан в соответствии с интересами общества;
• существование системы ценностей, связанных с идеологией;
• использование санкций и стимулов для регулирования отношений в рамках социального института.
Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. Социальный институт, удовлетворяя определенные потребности общества, выполняет функции:
– воспроизводственную (закрепление и воспроизводство общественных отношений, обеспечение порядка и рамок деятельности);
– регулятивную (регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения);
– социализации (передачи социального опыта);
– интегративную (сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей);
– коммуникативную (распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязей с другими институтами);
– автоматизации (стремление к самостоятельности).
2. Социальное управление
Управление основывается на презумпции власти, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам.
Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.
Под управлением организацией понимается процесс выработки решения, планирования, организации, коммуникации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
Структура управления (типичная) включает по возрастанию: низшее звено, руководство среднего звена и руководство высшего звена. Однако в крупных компаниях может быть до пяти уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено.
Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной. Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, отдел рекламы, отдел снабжения, отдел маркетинга, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой.
С понятием «руководитель» тесно связано понятие «лидер». Лидер – член группы, за которым она признает право решения в важных ситуациях, который играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения.
Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом. Такое происходит, когда руководителем назначают незаурядного человека, умеющего расположить к себе подчиненных. В этом случае совпадают позиционная и персональная власть, формальная и неформальная структуры.
• руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно;
• руководителю законом предоставляются определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь;
• руководитель может применять официально установленные санкции, лидер таких санкций не имеет;
• руководитель представляет свою группу во внешних организациях и решает вопросы, связанные с официальными отношениями, лидер ограничен внутригрупповыми отношениями;
• руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.
Лидерство – социально-психологический процесс влияния на других, формально равных людей, а руководство – юридически регламентированный, административно-правовой процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей. Типичная для лидера (руководителя) манера поведения, т.е. система приемов воздействия на ведомых (подчиненных), называется стилем лидерства (стилем руководства).
Классическая теория стилей лидерства создана в 30-е годы К. Левиным. Он выделил три стиля: авторитарный, демократический (интегративный), попустительский (анархический). Авторитарный или иначе директивный – система жестких приемов
управления (воздействия), пресечение инициативы подчиненных, единоличное принятие решений и детализированный контроль. Преувеличение роли авторитарных методов управления порождает бюрократизм. Однако специалисты по управлению считают, что авторитарный стиль необходим при выполнении простых работ, где возможности работника выразить себя невелики, в то же время работа должна быть выполнена обязательно. Демократический или иначе коллегиальный – поощрение инициативы
подчиненных, совместное обсуждение проблем, коллегиальное принятие решений, общий контроль, мягкие приемы управления. Демократический стиль следует использовать там, где стоят очень сложные задачи, требующие максимального использования всех работников. Попустительский или иначе либеральный – отказ от управления и вмешательства в действия подчиненных, полная передача им инициативы и ответственности.
Руководитель должен четко определять знания, выбирать правильную технологию, контролировать выполнение заданий. Одновременно он должен считаться с потребностями подчиненных, учитывать их интересы и стремления. Управление как процесс по достижению целей организации – это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называются функциями управления.
Распространен подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции:
• планирования, т. е. разработка плана действий по достижению целей системы;
• организации деятельности – это процесс создания организационной структуры, которая дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения общих целей;
• мотивации, сущность которой состоит в том, чтобы члены организации добросовестно выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом;
• контроля, т.к. по его результатам и в соответствии с ними должна производиться коррекция и решения, и плана, и системы целевых организаций, созданных для достижения цели и самой системы контроля. Эти функции управления объединены связующими процессами принятия решений и коммуникации.
Ни одно из действий в организационных системах не начинается без соответствующего решения руководителя (директора, управляющего, командира), т.к. эти действия несут не только материальную, но и юридическую нагрузку. Принятие решения представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, т.е. это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Для принятия решения необходима информация. Коммуникация (процесс обмена информацией) является связывающей функцией управления. Осуществление функции управления также нуждается в управлении.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru