Я убежден: практически любое предпринимательство в культуре является социальным в том смысле, что продвижение культуры и включение культуры в повседневную жизнь человека есть развивающий социальный жест. Эффективность социального предпринимательства в культуре выражается не столько в цифрах, сколько в состояниях – состоянии людей, состоянии общественных групп, культурном состоянии целых территорий.
При этом «состояние» – это и категория социально-психологическая, и слово, обозначающее богатство в самом широком смысле. Какова же очевидность и неочевидность баланса между этическим, миссионерским (то есть свойственным только социальному предпринимательству) и получением прибыли?
Конечно, есть сугубо социальные сферы, в которых такого вопроса не возникает: миссия горячей телефонной линии для детей четко определена. По отношению к культуре важно не путать создание самих объектов культуры и способы их существования. Социальное предпринимательство распространяется именно на ту часть культурного процесса, которая в большей степени связана с отбором и интерпретацией культурных ценностей, их включением в социальный контекст. По-моему, тут все зависит от типа потребления культурного продукта.
Круглый стол «Проблемы в науке и бизнесе — почему в России не развиваются инвазивные нейротехнологии
Является ли социальным предприниматель, который работает с музейными коллекциями национальной одежды и выходит к реальному потребителю с ее «реинкарнацией»? Несомненно, потому что если ты даешь человеку основания устойчивости в виде тех или иных культурных знаков и символов, тем самым ты ему помогаешь. В этом плане этномода как явление, безусловно, направлена на решение социальных проблем, связанных с культурной и национальной самоидентификацией человека.
В чем, на ваш взгляд, миссия социального предпринимателя в культуре?
У культуры есть огромный социальный ресурс. Предприниматель этот ресурс высвобождает, его позиция – между художественной идеей и той новой ситуацией, которую эта идея может аккумулировать. К примеру, во многих западных странах действует масса театров, которые работают с детьми из приютов, с людьми с ограниченными возможностями (вспомните «Театр Простодушных», где играют актеры с синдромом Дауна).
Такого рода проекты могут стать началом целой технологии. И тут возникает обычный для социального предпринимательства вопрос: найдет ли инициатива технологическое расширение? Есть три пути. Первый: единичная инициатива существует до тех пор, пока существует инициатор. Второй: инициативу подхватывают другие, и она, уже в виде технологии, приобретает новый масштаб.
И последний путь: инициатива затухает.От чего зависит, будет ли инициатива успешно реализована?
Это зависит от контекстов. Если юридический, политический, моральный контекст не является непроходимо-ватным, то идея не должна погибнуть (при условии, конечно, что идея эта эффективна и полезна людям). В огромном большинстве случаев, связанных с культурой в России, благие начинания гасит именно неблагоприятный контекст. Лишь герои и фанатики проходят через бюрократические барьеры, отсутствие поддержки малого бизнеса, равнодушие и нетолерантность большинства.
Топ-3 проблемы бизнеса | Игорь Рыбаков | Россия | Бизнес #Shorts
Как действует социальный предприниматель в культурной сфере?
Сейчас он действует в двух «режимах»: его предприятие достраивает предпринимательскую инфраструктуру того или иного сообщества (музыкального, театрального, художественного…), или оно дополняет, украшает внекультурную инициативу (книжный магазин при ресторане, галерея при банке…)
В то же время начинают развиваться и другие формы – постепенно входит в обиход такие словосочетания, как «культурная экономика» и «творческие индустрии». Начинают формироваться творческие кластеры.
На базе прекративших работу промышленных объектов, оказывается, может существовать множество творческих бизнесов. Культурный антрепренер осваивает такое здание, как центр альтернативного, немассового искусства. Здесь могут располагаться звукозаписывающие студии, дизайн-бюро, художественные галереи, центры моды – спектр широк.
Социальная эффективность каждого из этих бизнесов в отдельности невелика: ну что такое для неблагополучного района города одна галерея. Но, собранные вместе, эти инициативы дают удивительный эффект. Они влияют на ход культурного процесса, они возделывают территорию в культурном смысле. Кроме того, они, конечно, приносят прибыль. Таким образом, реализуется развивающая функция культуры по отношению и к конкретной территории, и к живущим на ней людям.
Таким образом, культурное «переосвоение» места (вслед за индустриальным освоением), ориентировано именно на повышение уровня жизни людей.
Важно, что районы, «обжитые» культурой, достаточно быстро становятся привлекательными и для «больших девелоперов» – культура капитализирует место. Часто она вынуждена покинуть его, и так «культурный фронт» продолжает осуществлять свою миссию.
Капитализация в этом случае неизбежна?
Более того, она логична и правильна! Политическая, экономическая и культурная воли здесь взаимодействуют – и предпринимательская инициатива развивается благодаря этому созвучию. Но… в российских условиях такое взаимодействие невозможно. В нашей стране решающей слишком часто становится бюрократическая воля. Часто чиновники просто не желают замечать комплексные инициативы, им проще иметь дело с однозначными регламентами, касающимися решения тех или иных социальных вопросов…
А ведь в культурной индустрии практически невозможно обозначить задачи так же четко, как в сфере социальной защиты, например. Социальное предпринимательство – долгосрочный проект, вклад в будущее. Если большая часть предпринимательских инициатив заточена под определенные социальные проблемы, то социальное предпринимательство в культуре меняет ситуацию на более общем уровне: кроме решения проблем занятости, социальной адаптации людей с ограниченными возможностями, организации досуга детей, она влияет на образ пространственной среды, общественный климат и, наконец, на модернизацию или реконфигурацию культурных ценностей.
Культура ведь довольно широкое понятие. Есть так называемая высокая культура, но есть и культура массовая.
Я вообще считаю, что границы между массовым и элитарным сегодня размываются. Ведь есть современная культура, многообразие которой резонирует с многообразием запросов людей разных возрастов и профессий, национальностей и конфессий, связанных различными интересами и проблемами.
Это – не государственно поддержанная официальная культура и не экономизированная гламурно-рыночная культура. Современная культура существует в пространстве между социальной миссией и экономической деятельностью: и служит людям, и приносит прибыль.
Но ведь в сознании российских людей эти понятия до сих пор существуют как полярные!
Действительно, и это сложилось исторически. Государством, школой и даже средствами массовой информации в нас заложено охранительское отношение к культуре. В этом смысле культура воспринимается не как живой, изменяющийся организм, не как часть тебя самого, а как нечто внешнее, к чему нужно «приникать». Такое представление об искусстве делает его, по сути, абсолютно неживым, музейным.
Но нельзя забывать, что параллельно развивается массовая культура. Агрессивное продвижение массовой культуры, ее проникновение буквально во все – еще больше убеждает людей в том, что настоящее искусство надо беречь и защищать от вторжения извне. Водораздел между массовым и настоящим редко кто преодолевает. С другой стороны, оппозиция массового и высокого предполагает выбор.
И в молодом сознании всегда автоматически побеждает массовая культура — потому что ее много, она легкая, ты в ней живешь. А то – высокое – оно, конечно, есть и достойно уважения, но оно далеко. Этот слой можно назвать отношенческим. Но есть еще слой потребительский.
Массовая культура заточена на то, чтобы делать изо всех потребителей?
Она заточена на псевдоучастие. Голосование по телевизору по поводу того, нравится или не нравится тебе поп-исполнитель, не является участием в культурном процессе, хотя создает видимость.
И как реакция на профанацию и массовость – попытка спасти высокую культуру от «варваров».Я не говорю, что альтернативное кино, к примеру, должно стать массовым или вытеснить современную массовую культуру. Конечно, нет. Но профессиональная закрытость губит искусство, живое искусство всегда открыто в сторону общественной жизни.
Так сложилось, что в России отдельные социальные предприниматели практически не могут ничего изменить. Приходится говорить об отсутствии культурной политики, или экономической политики в сфере культуры – только они могли бы сформировать платформу развития социального предпринимательства в культуре.
Но ведь в России существуют творческие индустрии. Как они выживают?
Они возникают и существуют на основе двух типов инициатив – на властной инициативе в ситуации безнадежности и на инициативе бизнеса, когда ему это интересно, то есть «бизнеса for fun».
Например, сейчас обсуждается вопрос о том, что инновационный музей (его рабочее название «Музей Белого моря»), может стать точкой роста целого города – Беломорска. В связи с появлением музея модернизируется туристическая инфраструктура, появляются новые планы дорожного строительства – и возникает новая перспектива не только выживания, но и развития.
Вы уже много лет наблюдает развитие современной культурной сферы. Многое делается, но есть ли глобальные перемены? Или все усилия уходят как вода в песок?
От инерции, от депрессии, от навязанности стереотипов, от отсутствия положительной политической воли создается ощущение, что у тебя нет права слова. А ведь для того, чтобы что-то предпринять, человеку надо осознать себя говорящим, способным что-то изменить. Отсутствие гражданского общества в России делает задачу социального предпринимателя еще сложнее…
Но я уверен, что это не фатально. В чем я вижу выход? Социальные предприниматели (в частности, социальные предприниматели в сфере культуры) должны осознать свою силу и значимость. Ведь именно творческие ресурсы, их расширение и актуализация – основа развития всей страны в будущем.
Объединение усилий на общей социально-экономической и культурной платформе – это необходимый шаг к становлению социально-ориентированного сектора экономики, в том числе и культурной экономики.
Ведь у нас есть отдельные прорывы и успехи, у нас есть «герои», но нет технологии, нет юридической базы, нет политической поддержки. Социальное предпринимательство в культуре полностью оправдает себя тогда, когда количество перерастет в качество, когда стратегическое видение поддержит героическое преодоление.
Георгий Никич: кандидат искусствоведения, член правления Международной ассоциации искусствоведов (АИС), куратор форума «Культура +», главный куратор Московского международного форума художественных инициатив, преподаватель факультета управления социокультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук (Российско-Британский университет).
Деньги и благотворительность. 2008. № 3(68). С 50–52.
123824
Источник: nb-forum.ru
Бизнес и культура — нужны ли они друг другу?
Грустный факт о человечестве: в 2000-х годах большая часть мира получила практически бесплатный доступ ко всему объёму знаний, но золотой век для науки и искусства так и не наступил. Что послужило причиной и есть ли взаимосвязь между бизнесом и культурой?
Эти вопросы легли в основу закрытого мероприятия сообщества бизнеса и власти “СЕТЬ”, посвященного дню работника культуры и прошедшего в уникальном месте — особняке — “Дом Смирнова”, который в буквальном смысле пропитан историей и культурой.
В числе гостей были не только представители сообщества СЕТЬ, но и резиденты бизнес-клуба “Атланты”. Участников ждала насыщенная программа: интересные истории от ведущего вечера — Григория Полкана, генерального директора маркетингового агентства Demis Group, Small talk со специальными гостями — Станиславом Наумовым, почетным резидентом сообщества СЕТЬ, депутатом государственной думы, Игорем Сандлером — советским, российским музыкальным продюсером, шоуменом и Эдуардом Бояковым — театральным и кинорежиссером, художественным руководителем Нового театра, а также уникальная лекция от топового искусствоведа Алексея Петухова“Инвестиции в искусство”.
А какой интерес в культуре у бизнеса?
Взаимодействие бизнеса и культуры носит непростой характер. Эти сферы принято разделять и даже противопоставлять друг другу. И если владелец бизнеса — не меценат по зову сердца, для чего ему вкладываться в культуру?
Этот вопрос остается открытым, но можно с уверенностью сказать, что раз представители бизнеса пришли на мероприятие, скорее всего в их культурном коде заложена потребность сохранять и развивать культурное наследие.
Чтобы помочь гостям реализовать эту потребность, организаторы устроили выставку подлинников известных картин. А завершил вечер — обзор весенних театральных и выставочных мероприятий.
А с чего все начиналось?
В прошлом в каждой семье создавались большие библиотеки. Детей с раннего детства приучали к чтению книг, посещению театров, музыкальных концертов, музеев и филармоний. Люди стопками выписывали журналы и интересовались самыми разнообразными тематиками. А что сегодня? Разве информации не стало больше, разве новости не стали разнообразнее?
Безусловно и более того, при помощи интернета теперь можно узнать большее количество информации за гораздо меньшие сроки.
И тем не менее доступ к ней мало что значит сегодня в воспитании гения — возможно, почти ничего. Ни онлайн-курсы, ни учебники по математике на YouTube сами по себе не вызвали золотой век математиков. Исторически для гениальности необходимо раннее вовлечение в интеллектуальные предметы, а не доступ к ним.
“Нам обещали новых гениев, говоря о сегодняшнем поколении. Но тем не менее в нашей стране, к большому сожалению, уже 20-30 лет не существует ни одного всемирно известного писателя, который может сравниться с Бродским, ни одного известного композитора как Чайковский или Прокофьев. В кино абсолютно аналогичная ситуация. И это результат в том числе блокады запада, который добился того, что русская культура потеряла суверенитет”. — Эдуард Бояков, театральный и кинорежиссер, художественный руководитель Нового театра.
Интернет в некотором смысле отучил подрастающее поколение прилагать усилия к саморазвитию, которое непосредственно связано с культурой. Сегодня люди предпочитают не читать, а общаться в социальных сетях. А это ведет к разрушению культурного кода.
А что же дальше?
Согласно статистике ВЦИОМ, 6% населения России ходят в театр 1 раз в месяц, 15% ходят в театр 1 раз в 3 месяца. Порядка 50% жителей не может ходить в театр в принципе, потому что живет в населенных пунктах, где просто нет театра.
Если посмотреть на кинематограф, то мы увидим, что на экранах очень долгое время преобладали западные картины, книги, признанные мировыми бестселлерами также принадлежат западным авторам. Неужели для российской культуры не осталось места? Как нам сохранить свое культурное наследие?
“Культурный контекст представляет очень сложное пространство. Все, что происходит в науке, бизнесе — это следствие того, что происходит в культуре. Поэтому нужно думать о новой культурной политике. Это касается всех: бизнеса, власти. У нас нет культурного суверенитета.
А это — основа” — Эдуард Бояков, театральный и кинорежиссер, художественный руководитель Нового театра.
И начинать нужно с малого — заинтересовать молодежь.
“К огромному сожалению в филармонию сегодня ходит старшее поколение, молодежь живет своей внутренней жизнью, своими увлечениями. Но я считаю, что очень важно говорить с ними на их языке музыки. Уже несколько лет мы пытаемся популяризировать классическую музыку среди молодежи. Так, в 2021 году мы провели грандиозное шоу “Русская классика в роке”.
Я пригласил лучших солистов Большого театра, Мариинки, и на громадной сцене зеленого театра ВДНХ с симфоническим оркестром они пели русскую классику в рок аранжировках. Это было потрясающе. В этом году мы продолжим этот проект и сделаем русскую классику не только в роке, но и в джазе, хип-хопе и в электронной музыке. Для чего мы это делаем? Таким образом мы придем к молодже через их культуру, но с русским культурным кодом”. — рассказывает Игорь Сандлер, советский, российский музыкальный продюсер, шоумен.
Фестивали — это хорошо, а что насчет театров и кинотеатров?
“Нужно распространять Пушкинскую карту. В первую очередь, необходимо сделать ее демократичной и затем расширять сферу ее применения. Пушкинская карта должна быть защищенной финансовой позицией, такой же, какими являются наши зарплатные карты. Ее не нужно отделять от нашего суверенитета также как и культурный код”. — уверен Станислав Наумов, почетный резидент сообщества СЕТЬ, депутат государственной думы.
Вернемся к истокам.
Взаимосвязь между бизнесом и культурой зародилась отнюдь не в современную эпоху. Даже в древности находились люди, которые зарабатывали на творчестве других. При этом одни получал неплохую прибыль, другие — известность и признание, а продукты их взаимодействия становились мировым достоянием.
Как запустить художника?
Пабло Пикассо — художник с мировым именем, но мало кто знает, что помог ему в этом один из самых значительных торговцев произведениями искусства Амбруаз Воллар. В 1901 году Воллар предложил устроить Пикассо первую персональную выставку. Она стала настоящим прорывом для юного художника в возрасте 19 лет.
Она состоялась в небольшой коммерческой галерее на знаменитой парижской улице Лафитт. Мало кто знает, что у Пикассо на момент открытия выставки не было столько работ. Но к назначенной дате он быстро изготовил должное количество картин. С этой выставкой Пикассо сумел попасть в ряды многообещающих художников. Так, к юному художнику пришла известность.
Вместо заключения.
Культурное наследие — это не только национальный культурный опыт. Это главный способ существования культуры. Каждый человек за всю свою жизнь может освоить и перевести в свой внутренний мир лишь малую часть от всего объема культурного достояния планеты. Но и после нас культурное наследие остается для других поколений. Именно поэтому очень важно его сохранить.
Наш культурный код заслуживает защиты хотя бы с нашей стороны.
Источник: vc.ru
1.1.2. Особенности предпринимательства в социально-культурной сфере
Предпринимательство в культуре –специфическая область человеческой деятельности, возникшая в результате интеграции двух сфер –культуры и бизнеса. Данная область деятельности характерна для становления, развития и трансформации периода рыночных отношений, которые сложились и реализуются в рамках индустриальной и постиндустриальной модели развития общества. Предпринимательство в культуре имеет амбивалентную (двойственную) природу. Специфика данной деятельности вырабатывалась в пограничной зоне между созданием материальных и духовных ценностей. Особые условия производства и потребления результатов деятельности учреждений культуры приводят к ограничению, модификации и специфике развития предпринимательства в этом секторе экономики. Ученые-экономисты выделяют ряд условий, определяющих развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры:
- ограничения рыночного характера, обусловленные особенной социальной значимостью культурных благ и обеспечением стандартов культурного обслуживания населения;
- недостаточно устойчивый спрос населения на товары и услуги учреждений культуры в связи с разнообразием потребностей и ограниченными финансовыми возможностями потребителей;
- технологические особенности производства культурных благ и услуг, проявляющиеся в продолжительном цикле производства и продажи услуг;
- вложение значительных финансовых затрат на значительный период, возврат которых растягивается на долгое время.
- обнаружение, исследование, охрана, восстановление и использование памятников истории и культуры;
- литература, кинематография, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство и др.;
- самодеятельное художественное творчество;
- музейное дело и коллекционирование;
- телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;
- научные исследования культуры и научно-исследовательские разработки для сферы культуры;
- международные культурные обмены и мировой культурный опыт;
- производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;
- культура и бизнес есть результат развития человеческих потребностей;
- культура и бизнес имеют социальную природу;
- культура и бизнес обладают общими социальными целями – удовлетворение социальных потребностей;
- культура и бизнес способны к воспроизводству;
- культура и бизнес воплощаются в конкретно-исторические формы бытования, для них характерны единство менталитета, единство основных ценностных установок и традиций.
- Понятие «предпринимательство (предпринимательская деятельность)» в соответствии с законодательством Российской Федерации?
- Предпринимательство: характерные черты?
- Культура как сфера деятельности, как отрасль экономики?
- Какова специфика предпринимательской деятельности в сфере культуры?
- Каковы основные права и статус индивидуального предпринимателя в России?
- Виды предпринимательской деятельности и их характерные черты?
- Каковы основные функции предпринимательства?
- Что является целью и финансовым результатом предпринимательской деятельности?
- На основе данных статистического учета Портала Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) ознакомится с динамикой развития предпринимательства в различных сферах экономики Российской Федерации, в том числе в отраслях социально-культурной сферы.
- Оценить эффективность предпринимательской деятельности на основе данных Федерального портала малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации (http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf/о) прибыльности и рентабельности организаций малого и среднего бизнеса в социально-культурной сфере.
- Проблемы российского предпринимательства в сфере культуры.
- Перспективы развития предпринимательства в Российской Федерации в сфере культуры.
- Международный опыт предпринимательской деятельности в сфере культуры.
- Международные предпринимательские проекты (успешный международный опыт) в сфере культуры.
- Правовые основы предпринимательства в Российской Федерации.
- Региональные целевые программы поддержки и развития предпринимательства (на примере Краснодарского края).
- Развитие предпринимательской деятельности как приоритетное направление развитие экономики Краснодарского края (по материалам Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года).
- Международный Форум лидеров бизнеса. Программа поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодёжный бизнес России» (http://www.iblfrussia.org/programmes/current/detail.php?ID=290)
- Портал Министерства экономики Краснодарского края(http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/)
- Портал Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (http://krsdstat.gks.ru/)
- Портала Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/)
- Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Министерства экономического развития Российской Федерации (http://smb.gov.ru/measuresupport/programs/srf/)
- Государственная программа «Развитие культуры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.krasnodar.ru/gos-prog-kk/perech-gp/.
- Гражданский кодекс РФ 2017. Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 28.03.2017 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gkodeksrf.ru/.
- Долгосрочная краевая целевая программа «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском края на 2013–2017 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krasnodar.pmp.gkr.su/registry/program/srf/03,723065/.
- Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» с изменениями и дополнениями (ред. от 29.07.2017)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/104540/.
- Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 N 88-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6857/.
- Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.
Источник: studfile.net
