Есть ли для местного бизнеса хоть какое-то поле для маневра в малых городах на фоне сокращения спроса, отъезда населения и наступления федеральных игроков в большинстве территорий?
3592 просмотров
Ситуация действительно часто драматична, и настроение безнадежности, чувство экзистенциального тупика захватывают предпринимателей. К тому же в этой среде наступила стадия профессионального выгорания. Люди, создавшие свой бизнес еще в 90-ые, чувствуют сильное давление накопленной усталости: за этот период так часто менялись обстоятельства их жизни, правила игры и деловой климат, что делать еще рывок для развития бизнеса сил уже нет. А рекрут новых бизнесменов из молодых поколений сильно ограничен: наиболее активная молодежь с предпринимательскими задатками уезжает в крупные города из-за падения спроса.
Возможно, показанное Звягинцевым в «Левиафане» положение вещей несколько утрировано. Но даже если вынести за скобки проблему административной и криминальной ренты, надо понимать, что последнее десятилетие бизнес находился в постоянном состязании с государством, которое создавало все новые инструменты контроля, а предприниматель убегал, играл в прятки, откупался.
ТОП-12 бизнес-идей для маленького города. Малый бизнес в небольших городах и селах
И поскольку он убедительно докажет, что работать в белую сегодня практически невозможно, эта гонка была для него вопросом выживания. Поэтому малый город представляет собой два экономических слоя: один находится в относительно прозрачной зоне, поэтому поддается статистике и какому-то учету. Второй скрыт в тени, крайне неформален, практически не попадает на мониторы государства. На экспертном уровне можно предположить, что эти два сегмента распределены сегодня примерно в равной доле, однако налоговая система будет неуклонно сокращать серую зону за счет цифровых инструментов.
Распространенное настроение среди предпринимателей — растерянность, неуверенность перед будущим, страх новых угроз со стороны государства. А поскольку предприниматели — наиболее пассионарный слой населения территорий, их пессимизм отражается на всей среде.
Малые города очень компактны, информация в них циркулирует быстро, поэтому сворачивание бизнеса сразу становится заметной новостью. Особенность небольших городских компаний — их полная зависимость от личности владельца, его умения адаптироваться, находить новые решения. Однако это — очень ограниченный ресурс. Пессимистам сложно перестраивать себя ментально; к тому же возрастные ограничения не добавляют энергии.
Секторов, которые заполнял малый бизнес, изначально не так уж много. В первую очередь, торговля, однако федеральные сети дожимают этот сегмент, и если он не станет находить свои уникальные ниши, то вскоре и дожмёт. В теории такой нишей для торговли могла бы стать крафтовая местная продукция, как это происходит в городах Западной Европы.
Однако для этого рынка необходим другой уровень платежеспособного спроса, когда потребитель может позволить купить продукты не только в супермаркете, но в местной лавочке, где цена выше, но зато здесь «своё, более качественное». Помимо торговали и общепита, муниципальный бизнес предлагает, по идее, разные виды сервисов, однако здесь цифровые платформы серьезно меняют рынок. Пока не очень понятно, как будет трансформирована под их влиянием местная экономика и, в первую очередь, структуры, которые появились в доцифровую эпоху.
Топ-5 бизнес идей в маленьком городе 2022 | Бизнес идеи
Сейчас модно тиражировать успешные кейсы — рассказывать, как тот или иной город вырвался из деградации, показал рост, например, города-курорты или города, плотно встроенные в крупные агломерации. Но в реальности таких случаев крайне мало, они, скорее, затемняют положение вещей. Если у малого города нет крупного инвестора, естественного преимущества или возникшей по какой-то причине серьезной государственной поддержки, он неуклонно теряет позиции. Таких в общем массиве малых городов — примерно 75% по данным мониторинга «Экспертного совета по малым территориям» (ЭСМТ, rusregions.com).
К сожалению, сегодняшняя структура управления территориями в России не делает саму муниципальную власть реальным заинтересантом развития местного бизнеса: практически все налоги уходят в региональный и федеральный бюджеты. Городской власти остается только небольшой земельный налог — слабый стимул, чтобы мэр пытался создать у себя хорошую деловую среду или привлекал инвестиции. Однако даже в этой почти фатальной ситуации какие-то окна возможностей существуют.
Изучение успешных кейсов городского развития, который проводит ЭСМТ показывает, что позитивные решения возможны, если местный бизнес находит ряд уникальных преимуществ, которые удается красиво упаковать в информационный продукт и интегрировать в глобальный тренд. Поиск таких решений идёт сегодня примерно синхронно. Ряд проблем не является специфически российским: в похожей степени он может проявляться в Германии, в США, и, тем более, в гораздо менее успешных странах.
Одна из таких опций — возобновление интереса к местным брендам, которые часто ассоциируются с уникальностью продукта, порою — с более высоким качеством, «натуральностью» и местной легендой (которая часто оказывается креативной разработкой). Это хорошо попадает как в идеологию «здоровый жизни», так и в поиск собственной идентичности внутри глобального маркетинга. Отдельные нишевые предложения, создаваемые в малых городах, могут втискиваться между крупными игроками, для которых масштаб таких инициатив слишком мелок; но его вполне достаточно для региональной экосистемы.
Здесь есть масса сложностей, связанных с дистрибуцией, маркетингом, масштабированием бизнеса. Но, тем не менее, постепенно локальные бренды расчищают себе пространство, например, на продовольственном рынке, в производстве косметики, в декоративных предметах. Часто предприниматель не видит такой возможности, просто потому что он слишком закупорен в своей среде.
Есть дефицит свежего взгляда, который может взглянуть на ситуацию. Понятно, что никакого серьёзного консультанта владелец местного бизнеса пригласить не может; функцию навигатора могла бы выполнять региональная власть, но она в ряде случаев не может даже корректно описать проблему. Если что и помогает, то повышенная социальная мобильность: личное знакомство с чужим опытом.
На некоторые малые города так или иначе будет влиять тренд по формированию метрополий — суперагломераций, которые стягивают друг к другу большие блоки территорий. Классическим примером такой структуры является московский макрорегион: примерно 10 областей, окружающих столицу. За счёт этого процесса формируется сложная территориальная система с внутренней специализацией. Малые города — естественная зона рекреации, альтернативы трудоемким дачным хозяйствам; здесь же возможно создание медицинских кластеров, зон дожития для людей старшего поколения, технопарков.
Здесь, правда, любую территорию, включая ее предпринимательский слой, будет ждать мощное поле конкуренции. Площадок заведомо больше, чем потенциальных проектов. Даже если смотреть на ситуацию в соседних вокруг Москвы, мы увидим крайне мозаичную картину: депрессивный фон может включать вполне современные анклавы, которые находятся в фазе быстрого развития.
Как формируются победители? Далеко не всегда только за счёт естественных преимуществ — инфраструктуры или промышленного ресурса. Срабатывает умение местных сообществ составить своё собственное предложение внешнему миру. А вот каким будет это предложение, зависит от консолидированной работы местного бизнеса и власти.
Вообще рост агломераций — явление, как показывает мировой опыт, циклическое. Периодически наступает фаза стабилизации и даже пресыщения: формируется тренд на отъезд из крупных городов, уход от давления мегаполисов, на поиск более дешёвых и компактных пространств. В Европе, например, такой цикл был в 60-70-ые годы прошлого века. В России сегодня для этого гораздо меньше оснований ввиду сильного разрыва между качеством жизни в мегаполисе и в малом городе. Однако постепенное проявление встречного тренда все же возможно, уже встречается, например, вокруг калининградской агломерации.
К сожалению, новые возможности практически не закладываются в пространственную политику малых городов. Безвкусная типовая застройка, снос исторических зданий и разрушение природных ландшафтов убивают их уникальность. Город часто отказывается от своих естественных преимуществ ради короткого эффекта.
Однотипный, безликий городской ландшафт имеет гораздо меньше шансов на успех, чем среда со своей атмосферой, своим явным отличием от мегаполиса. Выиграют поэтому те, кто совместит оба подхода: сохранение идентичности и умение на их основе встраиваться в крупные территориальные бизнесы. А вообще, в городской конкуренции, как и в бизнесе, в конечном счете побеждают команды. Иными словами, умение власти консолидировать человеческий капитал для решения общей задачи — перехода в фазу развития.
Источник: vc.ru
Особенности развития бизнеса в малом городе
Большинство статей на нашем портале рассказывают о бизнесе преимущественно в крупных городах, в частности, в Москве. В малых городах ситуация и правила ведения бизнеса несколько иные. Часто такие города базируются на одном крупном предприятии, на котором задействовано большинство жителей города. Однако, такое положение дел вовсе не лишает людей возможности вести свой собственный бизнес.
Обслуживание населения
Основное направление, в котором развивается бизнес в малых городах, это сфера обслуживания населения. Открытие косметических салонов, парикмахерских, мастерских по ремонту обуви, при должной рекламной кампании способно принести прибыль.
Также неплохим вариантом бизнеса видится предоставление автомобильных услуг, в частности, услуги такси по вызову, потому что, просто голосуя на обочинах, поймать такси в маленьких городах нереально. Еще одним направлениям развития бизнеса является открытие заведений общественного питания. Отметить какое-нибудь торжество или просто перекусить в недорогом кафе сможет практически любой горожанин. Организация гостиничного бизнеса в городах, в которых есть достопримечательности и где наблюдается приток туристов, также будет весьма выгодным вложением денег.
Проблемы бизнеса в малых городах
Помимо традиционных проблем развития бизнеса, которые встречаются и в крупных городах (кредиты, регистрация предприятия, налоги), открывая бизнес в малом городе, можно столкнуться и с рядом специфических нюансов. В первую очередь, это не слишком активная поддержка местных муниципальных властей. Во-вторых, это подозрительное и недоверчивое отношение к вашему бизнесу местных жителей, особенно, если вы сами приехали из другого города. В-третьих, относительно небольшой оборот и узкие перспективы развития.
Пути развития
Государство пытается создать оптимальные условия для развития бизнеса в малых городах, разрабатывая программы финансовой поддержки, упрощая процедуры регистрации и т.д. Создаются бизнес-инкубаторы, где молодые предприниматели проходят подготовку и получают поддержку в развитии бизнеса. Однако, несмотря на все это, стоит признать, что частный бизнес в малых городах развивается недостаточно хорошо. Большинство жителей предпочитают всю жизнь работать на государственных предприятиях, уезжать в более крупные города или просто ждать помощи от властей.
Источник: www.asks.ru
Проблемы и перспективы развития малых городов России
Во всем мире небольшие города являются хранителями культурного наследия и национальной оригинальности, основными чертами которых является неповторимость и колоритность. В России малые города — города с населением менее 50 тыс. человек — составляют около 2/3 всех городов страны. Именно они (в совокупности со средними городами) должны быть каркасом системы расселения развитого государства, однако, социально-экономические преобразования последних лет зачастую проводились без учета специфики малых населенных пунктов, что не только не способствовало их развитию, но и усугубило кризисные явления.
Основными проблемами малых городов РФ являются:
- ограниченность экономической базы и невыгодные конкурентные позиции в привлечении квалифицированных кадров и инвестиций;
- технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов, недостаток мест приложения труда и рост безработицы;
- крайне неблагоприятная демографическая ситуация – миграция молодежи в более крупные города, естественная убыль населения, низкий уровень развития здравоохранения;
- недостаточный уровень развития социально-культурной сферы и низкий уровень развития инженерно-инфраструктурных объектов;
- наличие городских поселений с преобладанием одной отрасли промышленности, что означает полную зависимость поселения от градообразующего предприятия.
Для решения этих и других проблем малых населенных пунктов необходимо создание условий для их экономического, социального и культурного развития с целью превращения в устойчивые саморазвивающиеся административные единицы путем активизации собственных экономических возможностей в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных городов. Разработка программ, нацеленных на возрождение данных населенных пунктов, на федеральном и региональном уровнях будет придавать поддержке более целенаправленный характер, ни в коем случае не отрицая наличие местных инициатив.
При определении перспектив развития малых городов необходимо опираться на их функциональное значение, учитывая внешний потенциал развития, связанный с общим вектором развития страны; необходимо принимать во внимание благоприятные для развития и ограничивающие его факторы.
Местные органы власти должны разработать собственную стратегию развития муниципального образования, основанную на его конкурентоспособных преимуществах. Промышленное производство перестает быть единственным путем развития для таких поселений, в настоящее время должна произойти переориентация на выполнение непромышленных функций – научно-образовательных, туристических, организационно-хозяйственных, рекреационных, транспортных, социально-культурных и иных. Причем, особенно важным является следующее обстоятельство – для повышения эффективности и устойчивости своего развития, малым городам следует расширять набор выполняемых функций, что станет залогом успеха в условиях современных рыночных отношений.
Новые реалии времени дают малым городам новые шансы и перспективы для интенсивного и устойчивого развития в XXI веке. Для городов, потерявших свои прежние функции, предлагается поиск новых отраслей̆ специализации при условии наличия соответствующего потенциала, выполнение функций по обслуживанию населения прилегающих районов.
Самым удачным примером грамотного трансформирования экономической базы малого города является пример города Мышкина Ярославской области, который путем грамотного маркетинга и ряда программ развития создал себе имидж “города классической провинции”.
Интересным будет обратиться к кодексу лучших практик зарубежных стран. Основными направлениями устойчивого развития малых городов в европейских странах являются:
– разработка программ содействия социально-экономическому развитию малых и средних городов на национальном и региональном уровнях;
– целенаправленная и системная разработка градостроительных проектов по развитию малых и средних городов в увязке с проектами регионального и национального развития;
– повышение роли градостроительных проектов в системе стратегического планирования развития малых и средних городов в рамках межотраслевого, комплексного видения их будущего;
– активное вовлечение в процесс разработки программ социально- экономического развития и градостроительных проектов малых и средних городов на всех уровнях местного самоуправления, руководителей градообразующих предприятий, представителей малого и среднего бизнеса, общественных структур в целях создания наиболее благоприятных условий для реализации этих проектов;
– повышение уровня квалификации всех участников процесса проектирования и реализации проектов развития малых и средних городов путем проведения тематических семинаров и конференций в рамках действующих международных программ;
– широкое распространение накопленного позитивного опыта по развитию малых и средних городов стран Европы;
– организация ежегодных международных конференций по устойчивому развитию малых и средних городов с вовлечением представителей региональных и местных органов управления;
– организация тематических смотров-конкурсов среди малых городов, возрождение культурных традиций, развитие туризма, экологии, благоустройства и т.д.;
– проведение специализированных обучающих семинаров в малых городах по развитию творческой инициативы, культуры, малого бизнеса, экологии, туризма;
– систематический обмен информацией в части разработки градостроительной и нормативной документации, современных методик разработки градостроительных проектов и социально-экономических программ с использованием Интернет-ресурсов, действующих сайтов межгосударственных программ и проектов, с выделением специальной тематической части и созданием в будущем специального сайта в рамках нового проекта межгосударственного сотрудничества;
– для привлечения общественного внимания к проблемам развития малых и средних городов на современном этапе, ускорения информационного обмена, а также консолидации усилий различных сил и сторон в данной сфере инициировать процесс разработки и последующего издания градостроительной энциклопедии малых и средних городов стран СНГ и Восточной Европы.
В нашей стране так же существуют федеральные программы по развитию малых городов. Разрабатываются такие программы местной администрацией и администрацией области. В данных программах рассмотрены основные положения по развитию города. Однако, для того, чтобы города данного типа вышли на путь устойчивого развития, необходимо восстановить сельское хозяйство, так как структура хозяйства малых городов в первую очередь, специализируется на переработке сельскохозяйственной продукции и на обслуживании сельскохозяйственной местности.
Коваленко, П.С. Развитие городов / П.С. Коваленко. – Киев : Наукова думка, 1980. – 250 с.
Лаппо, Г. М. География городов / Г. М. Лаппо. – М. : Владос, 1997. – 480 с.
Песоцкая, Е.В. Модели социально-экономического развития малых и средних городов России / Е. В. Песоцкая. – СПб. : С.-Петерб. ун-т, 1994. – 160 с.
Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы. – М. : Союз малых городов РФ, 1996. – 90 с.
Яновский, В.В. Город как система и объект управления: введение в проблемы управления городского хозяйства / В.В. Яновский. – СПб. : Сев.-запад. акад. гор. х-ва, 1999. – 231 с.
Другие публикацииСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ
- Он сказал: «Поехали!»: Премьера российского экскаватора-погрузчика AGB 3CR на СТТ Expo 2023
- Беспилотные технологии для эффективного мониторинга строительства
- Развитие городской среды: войти в зону комфорта
- Бетон М300: где дешевле?
- Непреходящее влияние эффекта Кулешова в современном дизайне и архитектуре
Источник: ardexpert.ru