Проблемы бизнеса в социальной сфере

В обществе всегда существовали и будут существовать нерешенные социальные проблемы. Не всегда государство может уделить им внимание. При этом находятся неравнодушные и инициативные люди, способные аккумулировать ресурсы и направить их на решение этих проблем. От этого выигрывают и потребители, и общество.

Социальный бизнес в первую очередь направлен на решение определенной миссии. В чем измеряется его успех? Может ли такой бизнес быть прибыльным? Могут ли предприниматели рассчитывать на финансовую и иную поддержку? Обсудим эти и другие вопросы с представителями органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций, экспертов в сфере социального бизнеса.

Вопросы для обсуждения:

• Социально ответственный бизнес и социальное предпринимательство. Отличие от благотворительных организаций. Основные направления социального предпринимательства. Кому выгодно развитие социального предпринимательства?

• Формы и инструменты поддержки социального предпринимательства. Роль государства, институтов развития, корпоративного сектора и благотворительных фондов. Проблема самоидентификации социальных предпринимателей

Бизнес решает проблемы социальной сферы

• Бизнес-модели организаций в социальном предпринимательстве: успешные кейсы

• Социальное предпринимательство в постпандемический период: стратегии и инновационные решения. Основные задачи и перспективы развития социального предпринимательства

Рамаз Чиаурели, ведущий программ «Коммерсантъ FM»

Ольга Юркина, руководитель Центра инноваций социальной сферы Санкт-Петербурга (Центр «Мой Бизнес»), региональный представитель в Санкт-Петербурге Фонда «Наше будущее»

Юрий Благов, доцент кафедры стратегического и международного менеджмента ВШМ СПбГУ, директор Центра корпоративной социальной ответственности им. «ПрайсвотерхаусКуперс»

Елена Дашковская, учредитель и руководитель сети центров развития речи «Говоруша», ведущий специалист центра

Наталья Галечьян, генеральный директор проекта «Благотворительные магазины “Спасибо!”»

Илья Кузнецов, генеральный директор «Детской школы балета Ильи Кузнецова»

Юлия Арай, к. э. н., доцент кафедры стратегического и международного менеджмента, координатор проектов в области социального предпринимательства Центра КСО им. ПрайсвотерхаусКуперс, ВШМ СПбГУ

Закон о социальном предпринимательстве

Стратегический партнер:

По вопросам сотрудничества и участия обращайтесь в отдел информационных проектов:

Источник: www.kommersant.ru

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

Выполняемая социальными предпринимателями деятельность в пределах нашей страны, выступает в роли совершенно нового вида деятельности, которая появилась не так давно. По сей день в России специалисты до сих пор не могут точно охарактеризовать саму формулировку социального предпринимательства. У разных специалистов своя формулировка социального предпринимательства и она понимается среди людей по-разному.

Деятельность в сфере социального предпринимательства появилась сравнительно недавно и является новаторской деятельностью в связи с чем не существует точного определения для социального предпринимательства, деятельность социальных предпринимателей является новаторской и в ней существует ряд проблем, тормозящих ее развитие

В законопроекте Федеральный закон ФЗ — 40- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» дается определение понятия «социальное предпринимательство» и выделяются условия отнесения малых и средних компаний к социальному предпринимательству, среди которых создание рабочих мест для определенных категорий граждан (инвалиды, одинокие родители, имеющие малолетних детей, многодетные родители, неработающие пенсионеры и т.д.) или осуществление предпринимательской деятельности, направленной на улучшение жизнедеятельности граждан и (или) расширение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [1]

Читайте также:  Задачи искусственного интеллекта в бизнесе

Цель нашего исследования изучение проблем развития социального предпринимательства.

Для того чтобы найти необходимую нишу для социального предпринимательства среди другой предпринимательской активности и определить ее особенности нужно обратится к научной работе «Типология социальных предприятий» Альтера Кима.

Альтер выделил 3 группы организаций, создающих активность в социальной сфере:

1) Благотворительные организации, на чистой благотворительности (традиционные НКО);

2) Коммерческие компании, сосредоточенные на получении личной выгоды (традиционные прибыльные организации);

3) Гибридные формы, соединяют в себе очертания коммерческих и благотворительных организаций [4]

Типы предприятий социального предпринимательства Кима Альтера зависят от взглядов на достижение цели и/или социальных программ и бизнес-процессов.

Социальные программы + бизнес

Встроенный Интегрированный Внешний

Встроенный тип – предприятия данного типа считают своей целью выполнение социальных программ. Социальные программы и предпринимательская деятельность взаимосвязаны и зависят друг от друга.

Интегрированный тип – в данном типе социальные программы и деятельность социальных предпринимателей сталкиваются друг с другом. Интегрированные предприятия и организации социального предпринимательства служат источником финансирования для НКО (некоммерческих организаций) Данные предприятия помогают НКО достичь своей цели или же расширить ее, создав гораздо более широкий охват проблемы.

Внешний тип – социальные программы и предпринимательская деятельность расходятся друг с другом. НКО создают предприятия для финансирования своих услуг. Деятельность, выполняемая этими предприятиями, разительно отличается от цели выполняемой социальной программой, но несмотря на это поддерживают ее благодаря дополнительным денежным вложениям. [3]

Исследователи из Российской Федерации в основном приводят многочисленные типологии людей, занимающихся социальным предпринимательством, а также качества, которыми те должны обладать: Уверенность в собственных возможностях, включенность, активность, навыки преодоления сложных ситуаций при недостатке данных и проявления инициативы. Помимо прочего учитываются умственные способности, которые выражаются следующими показателями: Генерация бизнес-идей, новаторские методы решения проблем, творческое мышление. Учитываются и психологические черты портрета социального предпринимателя: Принятие, адаптация к изменениям, стрессоустойчивость и способность к принятию рискованных действий. [2]

Для изучения представления о социальном предпринимательстве был проведен опрос молодежи от 18 до 26 лет в количестве 60 человек и взрослого трудоспособного населения 28 до 37 лет в количестве 60 человек

Было выявлено то, что 72% опрошенных знают, что представляет собой деятельность социальных предпринимателей, но несмотря на это имеют негативное и недоверчивое отношение к людям занимающимся данным видом деятельности поскольку считают, что социальные предприниматели в первую очередь руководствуются собственными интересами несмотря на, то, что социальное предпринимательство в первую очередь должно приносить пользу обществу, а не прибыль. 64% респондентов изъявили желание изменить положение социального предпринимательства в лучшую сторону, при условии, что это не потребует от них особых усилий. 76% опрошенных утверждает, что ни при каких обстоятельствах не занялись бы социальным предпринимательством.

Читайте также:  Понятие бизнеса и предпринимательства рб

Тремя наиболее актуальными видами деятельности по мнению респондентов являются содействие уязвимым категориям населения в поиске работы 29%; обеспечение людей с ОВЗ необходимой техникой и средствами для успешной реабилитации 21%; оказание помощи семьям ТЖС в области здравоохранения, занятости и образования 16%; далее идут виды деятельности, которые менее актуальны с точки зрения опрошенных респондентов. Помощь людям, пережившим техногенные и природные катастрофы 15%; Привлечение людей к социально-полезной деятельности 10%; Создание частных садов 7%; и культурно просветительская деятельность 2%

12 вопрос о том прибегали ли сами респонденты к услугам частных социальных организаций 48% опрошенных утверждали, что никогда не прибегали к такого рода услугам, 35% опрошенных ответили, что пользовались данными услугами, когда не могли прибегнуть к данным услугам на государственной основе и 17% ответили, что прибегали к услугам частных социальных организаций. Всё это свидетельствует, что респонденты предпочитают использовать государственные социальные услуги и прибегают к услугам частных предприятий, когда у них не остается альтернативы.

Таким образом исходя из проведенного опроса респондентов можно утверждать следующее: В настоящий момент население города имеет представление о социальном предпринимательстве более 72% опрошенных, понимают, в чём смысл ведения этой деятельности, кто являются клиентами социального предпринимательства, какие сферы оно затрагивает и в каких видах деятельности задействована, но несмотря на это общественное мнение по отношению к социальному предпринимательству если не негативное, то по крайней мере нейтральное, поскольку население считает, деятельность социальных предпринимателей не совсем законной (78% опрошенных), людей занимающихся социальным предпринимательством корыстными, которые нацелены на получение в первую очередь собственной выгоды в виде денежных средств и достижения их собственных целей и повышения собственного имиджа 65,5% (опрошенных). Так как выборка составляет более 100 человек можно утверждать, что мнение респондентов скорее всего совпадает со мнением большинства людей. Некоторые из аспектов проведенного опроса совпадают с интервью, которое было взято у практикующих социальных предпринимателей и специалистов изучающих социальное предпринимательство, такие как мнение о том, что необходимо произвести изменения в сфере государственной поддержки, финансирования, профессиональной подготовки специалистов сфере социального предпринимательства и проблемы связанной с налогами и арендной платой для помещения необходимого для проведения деятельности социальными предпринимателями. Данный опрос также можно считать достоверным поскольку он совпадает с вышеупомянутым интервью практикующих социальных предпринимателей. Гипотеза, которая предполагала, что имеет место негативное и неправильное отношение к социальному предпринимательству частично подтвердилась в связи с большим процентом опрошенных имеющих негативное отношение к социальному предпринимательству.

1. Хозяйственный кодекс Украины. Статья 42. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности

2. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М. НИУ «Высшая школа экономики» 2011. 284 с.

3. Предпринимательство как особая форма экономической активности [Электронный ресурс]//Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Высшая школа психосоциальных технологий управления». URL: http://www.psycademy.ru/pages/525/.

Читайте также:  Дедушка отец сын организовали семейный бизнес по изготовлению столов и стульев за год может

4. Schumpeter Y.A. The Theory of Economic Development. Harvard University Press. -Cambridge. MA. 1934

Источник: scienceforum.ru

Проблемы в развитии социального бизнеса в России

Социальная сфера является поглатителем бюджетов всех уровней, при этом сама сфера постоянно расширяется и требует к себе большого внимания. Переход к рынку влечёт за собой неизбежную структурную трансформацию системы социально-экономических отношений, что не может не отразиться на динамике перераспределения приоритетов и ролей среди основных институтов общества. Указанные изменения являются следствием значительного снижения эффективности государственного регулирования экономических процессов. В результате рыночных преобразований произошло существенное изменение ресурсного, в первую очередь финансового, обеспечения мер социально-экономической политики во всей социальной сфере. Из-за хронического недостатка денежных средств ограничены возможности государства в проведении активных социальных преобразований в переходный период. В сложном экономическом положении оказалась вся социальная сфера: образование, наука, здравоохранение, культура и т. д.

В этих условиях чрезвычайно актуальной становится проблема поиска финансовых средств, в том числе дополнительных внебюджетных источников, привлечение к решению важнейших социально-экономических проблем всех групп общества. Одним из таких общественных институтов, способных эффективно справиться с решением многих общественных проблем, привлечь дополнительные финансовые ресурсы в отрасли социальной сферы, а также содействовать их оптимизации и распределению в национальной экономике, является социальное предпринимательство.

Актуальность проблемы и недостаточная её разработанность в экономической литературе определили выбор темы и основные направления диссертационного исследования.

Научная проблематика работы.

Становление и развитие современных форм организации и функционирования социального предпринимательства будет способствовать формированию цивилизованных рыночных отношений, ускорению рыночных реформ в странах, возникших на постсоветском пространстве, и позволит оптимально и эффективно использовать финансовые ресурсы государства в реализации его социальной политики.

Проблемы в развитии социального бизнеса в России обусловлены демографическими, социальными и экономическими причинами. Возникающие некоммерческие предприятия не получили должного развития. А присутствующая практика корпоративной социальной ответственности проявляется либо под государственным давлением, либо в качестве корыстного интереса предпринимательства. На протяжении долгого времени ни бизнесмены, ни граждане не показывали приверженности к социальной солидарности.

Развитие социального предпринимательства в России обусловлено:

низким уровнем эффективности решения социальных проблем государственными структурами;

созданием на рынке конкурентной среды с целью повышения качества товаров и услуг;

необходимостью повысить чувство ответственности, уровень сознательности, сопричастности у граждан путем вовлечения их в социальную деятельность;

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин