* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.
Единоличное предприятие – важнейшая форма
Товарищества (партнерства); основные виды
товариществ и обществ в Республике Беларусь
Общество с ограниченной ответственностью
Общество с дополнительной ответственностью
Масштабы и перспективы развития малого
бизнеса в Республике Беларусь
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Переход к рыночной системе хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития малого предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение.
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики малое предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников.
В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Почти треть населения Республики Беларусь, так или иначе, связана с малым бизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики.
В настоящее время подходы к функционированию и развитию малого бизнеса разрабатываются на государственном уровне, и в этом плане изучение мнения самих предпринимателей становится важным ориентиром в поиске путей эффективного экономического реформирования.
Предметом исследования является особенность развития малого предпринимательства, объектом – малые предприятия Республики Беларусь.
Цель данной работы определить роль малого бизнеса в рыночной экономике и выявить его проблемы развития в Республике Беларусь.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
Рассмотреть становление малого бизнеса и его современные критерии;
обосновать необходимость малого бизнеса в экономике, рассмотреть его роль и выявить основные функции;
рассмотреть особенность функционирования малого бизнеса в развитых странах;
уделить особое внимание проблемам развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Я выбрала эту тему курсовой работы, во-первых, потому, что она близка и интересна мне как будущему экономисту, а во-вторых, потому что я считаю ее жизненно важной для экономики любой страны.
Методологической и методической основой курсовой работы являются теоретические основы отечественных и зарубежных авторов. При написании работы особое место я уделила статистическим справочникам, научно-исследовательским журналам, где отражены все необходимые показатели для анализа данной темы.
1 Единоличное предприятие – важнейшая форма
Единоличное предприятие — предприятие, находящееся в собственности одного лица или одной семьи. При такой форме хозяйствования владелец предприятия, с одной стороны, получает всю прибыль от его деятельности за вычетом налогов, а с другой стороны, принимает на себя весь риск, возмещает все убытки. Обычно единоличными являются небольшие предприятия, занятые бизнесом, фермерские хозяйства.
Единоличное владение относится к одной из наиболее простых форм бизнеса, особенно в том, что касается его образования, функционирования и ликвидации. Оно является, как это следует из определения, собственностью одного человека, несущего весь риск от бизнеса, неограниченную ответственность и получающего весь доход от этой деятельности.
Это одна из старейших и наиболее распространенных форм организации предпринимательской деятельности в мире. Наиболее популярна она в розничной торговле, сфере услуг, консультационном бизнесе.
Популярность единоличного владения в этих сферах объясняется тем, что данные виды деятельности основаны на доверии клиентов, а последние, как правило, предпочитают индивидуальное обслуживание. Кроме того, если бизнес, основанный по принципу единоличного владения, идет успешно, то таким предприятиям легче найти взаимопонимание с коммерческими банками и другими финансово-кредитными институтами, т.к. требование неограниченной ответственности в данном случае является дополнительной гарантией для возврата долгов. Выбор единоличной формы организации бизнеса в немалой степени определяется индивидуальными качествами предпринимателя. Она особенно подходит для людей с резко выраженными чертами индивидуализма.
В Республике Беларусь предпринимательство в форме единоличного владения может осуществляться в двух видах, имеющих различные правовые статусы:
— частный предприниматель — физическое лицо;
— частное предприятие — юридическое лицо.
Наибольшей популярностью среди начинающих предпринимателей пользуется сегодня единоличное владение, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Этот вид организации индивидуального предпринимательства на начальной стадии имеет ряд достоинств перед другими организационно-правовыми формами и видами бизнеса. Достоинствами бизнеса, имеющего статус «частный предприниматель» — физическое лицо, — являются:
— простота организации и низкие организационные издержки. Чтобы стать частным предпринимателем, не нужно разрабатывать устав и другие юридические документы. Регистрация предпринимателя без образования юридического лица в настоящее время осуществляется по месту жительства.
Для этого необходимы письменное заявление по установленной форме; документ, подтверждающий квалификацию, если деятельность может представлять угрозу жизни или здоровью, окружающей среде; лицензия, если данный вид предпринимательской деятельности подлежит лицензированию; документ, подтверждающий оплату регистрационного сбора. Частному предпринимателю для начала своей деятельности не требуется наличия отдельного помещения для осуществления бизнеса, не обязательно нанимать бухгалтера, установлен упрощенный порядок ведения бухучета. В то же время частный предприниматель может заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законом, а также создавать любые предприятия. Ему не запрещается и использование труда наемных работников;
— минимальная величина начального капитала. От частного предпринимателя не требуется формирование какого-либо обязательного уставного фонда. Свой бизнес он может начинать с любой суммы денег;
— преимущество в налогах. Предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, в отличие от других предприятий платит лишь один вид налога — подоходный;
— полная самостоятельность, гибкость, свобода и оперативность действий. Этот вид предпринимательства предоставляет владельцу максимальную свободу действий. Принимая то или иное решение, ему не нужно обращаться в правление или добиваться согласия партнеров. Он сам разрабатывает политику своего бизнеса, оперативно принимает любые решения. Частный предприниматель всегда имеет возможность быть максимально гибким в ведении дел. Методы и способы управления бизнесом могут быстро меняться в зависимости от ситуации на рынке, условий конкуренции, предпочтений и запросов клиентов, экономической ситуации и т.д.;
— максимум побудительных мотивов для заинтересованности в успехе бизнеса. Так как все доходы поступают к частному предпринимателю, он всецело заинтересован в упорной работе, тщательном контроле за бизнесом, принятии взвешенных решений, максимальном расширении деловых операций. Для него чрезвычайно важным является тот факт, что это его собственное дело, он всегда видит тесную взаимосвязь между величиной дохода и теми усилиями, которые отдаются бизнесу;
— конфиденциальность деятельности. В некоторых видах бизнеса основным капиталом являются секреты, ноу-хау и т.п. В этом случае данный вид организации предпринимательской деятельности в наибольшей степени дает возможность сохранить секреты бизнеса в тайне от других;
— практическая возможность с наименьшим риском для себя не только проверить, насколько собственные личные качества соответствуют профессии предпринимателя, но и быстро освоить основные «правила игры» в бизнесе.
Не лишен данный вид организации бизнеса и некоторых изъянов. Это, прежде всего, неограниченная ответственность по обязательствам. Казалось бы, с одной стороны, неограниченная ответственность является преимуществом, так как коммерческие банки более охотно дают деньги индивидуальным собственникам, если последние обладают значительной собственностью, которая может выступать надежной гарантией оплаты долгов в случае неудачи. Однако, с другой стороны, частный предприниматель может потерять все свои личные сбережения и имущество, так как неограниченная ответственность говорит о том, что предприниматель отвечает по неисполненным обязательствам и нанесенному кому-либо ущербу не только имуществом своего предприятия, но и всем своим личным имуществом, которое может быть конфисковано на основе судебного решения. Согласно законодательству, имущество, используемое частным предпринимателем для проведения деловых операций, не обособляется от его личного имущества.
В этом состоит дополнительный риск единоличного предпринимательства, что нередко отпугивает отдельных людей от такого способа организации бизнеса или заставляет успешно действующих частных предпринимателей, стремящихся расширить свою деловую активность, переходить к другим формам собственности.
К изъянам предпринимательства без образования юридического лица можно отнести недостаток специализированного менеджмента. Обычно частный предприниматель сам выполняет все виды управленческой работы: он одновременно является главой фирмы, менеджером по закупкам и продажам, финансистом, производственником, администратором.
Однако лишь немногие обладают качествами, необходимыми для профессиональной и эффективной деятельности по всем этим направлениям. И даже самые способные не всегда находят время для выполнения всех этих функций, хотя их рабочий день продолжается не менее 12-14 часов. В результате нередки просчеты и ошибки, которые могут привести к потере бизнеса и личного имущества. Нанять же профессиональных управленцев очень сложно, так как это, во-первых, требует больших дополнительных расходов, на которые частный предприниматель без ущерба для своего бизнеса и уменьшения личного дохода не может пойти, а во-вторых, люди, имеющие необходимые управленческие способности и знания, не склонны работать в бизнесе с ограниченными возможностями для роста и самореализации.
Ограниченные возможности для расширения собственного дела также можно отнести к недостаткам данного вида предпринимательской деятельности. Индивидуальное предпринимательство имеет достаточно узкие рамки для роста. Это связано прежде всего с трудностями привлечения дополнительного капитала для расширения деловых операций и осуществления достаточно крупных проектов.
Обычно капитал, привлекаемый частным предпринимателем в свой бизнес, состоит из его личных средств, средств его родственников и друзей и, если повезет, кредитов банков. Частный предприниматель может иметь хорошую репутацию, потому что его личное имущество и капитал служат достаточной гарантией для кредита, но ему очень трудно получить довольно крупную ссуду на выгодных условиях.
Это объясняется тем, что официальный рейтинг кредитоспособности индивидуального предпринимательства все равно ниже, чем у других предприятий. Статус частного предпринимателя не позволяет ему, как, например, фирме, созданной по принципу общества, привлечь инвесторов с их капиталом в свое дело. А так как рейтинг кредитоспособности мелкого предпринимателя невысокий по сравнению со средними и крупными фирмами, он должен платить более высокий процент за кредит. Тех же доходов (как свидетельствует практический опыт), которые частный предприниматель может получить при самых благоприятных обстоятельствах, недостаточно для быстрого роста бизнеса. Нередко расширение деловых операций для него становится возможным лишь в результате перехода к другой форме собственности.
Изъяном бизнеса, основанного на индивидуальной собственности, является неопределенность сроков деятельности. Бизнес частного предпринимателя юридически заканчивается с его смертью, тюремным заключением, психическим заболеванием. Основанием для свертывания бизнеса могут быть преклонный возраст, личные или семейные проблемы и многие другие обстоятельства. Доход частные предприниматели получают до тех пор, пока они активны.
Ввиду неопределенности сроков существования индивидуального бизнеса, другие предприниматели, не получив дополнительных гарантий, обычно неохотно идут на заключение с его владельцем долгосрочных договоров, а также соглашений, которые предусматривают общепринятую во взаимоотношениях с другими партнерами отсрочку платежа за поставляемые товары или оказываемые услуги. Западный опыт предпринимательства свидетельствует о том, что в качестве такой гарантии наиболее часто используется страховой полис единоличного владельца.
Ряд изъянов частного предпринимательства порождается функциональными особенностями его деятельности, которые напрямую связаны с ограниченными возможностями привлечения дополнительного капитала. К ним могут быть отнесены неудачное расположение предприятия, устаревшее оборудование, нерегулярность поставок товаров и т.д.
Во многих западных странах для того, чтобы начать свой бизнес в качестве единоличного владельца, необходимо только желание и небольшая сумма денег на приобретение лицензии в местных органах исполнительной власти на право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Никакая государственная регистрация для осуществления такого бизнеса не требуется. Только в том случае, если единоличный владелец желает присвоить своей фирме имя, он проходит регистрацию за дополнительную плату, но при этом его правовой статус не меняется. Все эти вопросы относятся к компетенции так называемого промыслового права, которое, основываясь на принципе свободы промысла, предоставляет каждому индивиду возможность заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законом.
Разновидностью единоличного владения, которое может быть зарегистрировано в Республике Беларусь, является частное предприятие. Данный организационный вид бизнеса, в отличие от предыдущего, имеет статус юридического лица.
Частное предприятие характеризует организационное единство, наличие постоянного трудового коллектива, его имущество полностью обособляется от имущества владельца. Оно самостоятельно ведет хозяйственную деятельность на принципах хозрасчета и несет полную имущественную ответственность, выступая на рынке от собственного имени, а не от имени владельца. Частное предприятие по своему статусу и основным характеристикам напоминает существующее в ряде западных стран общество одного человека. Последнее представляет собой такую организационную форму бизнеса, которая, в отличие от нашего частного предприятия, регистрируется как общество, но вся собственность в нем концентрируется в руках одного человека.
В соответствии с законодательством нашей страны частное предприятие регистрируется по месту его расположения в исполнительном комитете. Для этого требуется подготовить устав, сформировать необходимый уставный фонд. Управление частным предприятием осуществляется или самим владельцем, или уполномоченным им органом.
Владелец также может передать управление частным предприятием наемным менеджерам, а сам только получать дивиденды. Преимуществом такого организационного вида бизнеса можно назвать прежде всего ограниченную ответственность владельца, который несет риск убытков только в пределах внесенного капитала. Также к преимуществам частного предприятия следует отнести полную самостоятельность и оперативность действий, максимум побудительных мотивов, конфиденциальность деятельности.
Что касается изъянов, то это дополнительные трудности и издержки при организации предприятия (подготовка и юридическая экспертиза устава), обязательное формирование уставного фонда, существенное налоговое бремя (частное предприятие платит все налоги, установленные для юридических лиц и их владельцев), ограниченные возможности для роста.
Итак, Вы приняли решение стать предпринимателем, уже знаете, каким видом бизнеса будете заниматься, и теперь решаете вопрос о форме собственности вашего будущего предприятия. Предпочтение единоличному владению может быть отдано, если Вы не имеете больших денег для начала своей предпринимательской деятельности, а бизнес не охватывает сложную и рассредоточенную схему связей и может управляться одним лицом или семьей.
Источник: referatbank.ru
Частное предпринимательство в Республике Беларусь: методы и пути совершенствования
Предпринимательствo — главный элемент рыночной экономики, без которого не может хорошо развиваться государство. Оно определяет структуру и качество валового национального продукта, темпы экономического роста.
Предпринимaтельство обеспечивaет оснoвные кoнкурентные преимуществa экoнoмики рынoчнoгo типa: придaет неoтъемлемую гибкoсть рынoчнoму мехaнизму, пoбуждает экoнoмику перехoдить на иннoвaциoннoе развитие, фoрмируя, с oднoй стoрoны, сooтветствующую кoнкурентную среду, с другoй – генерируя oснoвные нoвoвведения. Именнo в этoм и зaключaется aктуaльнoсть дaннoй темы [6].
Зa пoследние десять лет в Белaруси пoявились миллиoны сoбственникoв и предпринимaтелей. Бoльшинствo oрганизаций и предприятий перешли в частнoе владение, тoгда кoгда у гoсударства oсталась лишь часть oрганизаций, этo связанo с привaтизaцией.
Частный предпринимaтель – этo уникaльнoе явление в сoвременнoй Белaруси. Oнo выхoдит дaлекo зa рaмки фoрмaльнoй регистрaции, кoммерческих oперaций и тoргoвых тoчек. Частный предприниматель – этo кoмплексный фенoмен. Егo знaчение для oбщества, для Белaруси неoбхoдимo рaссмaтривaть с сoциальнoй, культурнoй и экoнoмическoй тoчки зрения. Именнo тaкaя oценкa пoзвoляет oценить значение, местo и вклaд частных предпринимaтелей в рaзвитие нaшей стрaны.
Частные предпринимaтели выполняют огромнейшую социaльную функцию. В стрaне рaботaет более 215 тысяч частных предпринимaтелей. 350 тысяч белорусских семей деклaрируют доход от предпринимaтельской деятельности. Без частного предпринимательства блaгополучие, кaк минимум, полумиллионa человек было бы горaздо ниже. Создaние одного рaбочего местa стоит около $20 тысяч.
Это знaчит, что зaменa частного предпринимательства рaбочими местaми нa государственных предприятиях обошлaсь бы госудaрству в $4 – 4,5млрд. Эти деньги же нужно было где-то взять, то есть зaбрaть у того же государственного секторa через еще более высокие нaлоги. Вaжен естественный характер рабочего места. Частные предпринимaтели создaют не по мaтрице советской структуры производствa рaбочие местa, a по требовaнию рыночного спросa. Зaслугa предпринимaтелей в том, что они помогли стрaне создaть новые рaбочие местa тогдa, когдa другие этого сделaть не могли.
Частные предпринимaтели являются вaжнейшим экономическим институтом Белaруси. В среднем, нa одного ИП приходится товaрных и денежных aктивов нa $30 тысяч. Это примерно $7млрд. aктивов, которые рaботaют в нaшей стрaне, a не в зaрубежных оффшорa. Они создaют добaвленную стоимость и формируют средний клaсс.
Дaже если чaсть этих ресурсов нaходится в серой сфере, все рaвно они нaсыщaют товaрных рынок, обслуживaют сектор услуг и удовлетворяют нужды обыкновенных людей. Из этих денег плaтится aрендa, зaрплaтa нaемным рaбочим и нaлоги. Частные предпринимaтели создaют устойчивый спрос для многих госудaрственных оргaнизaций.
Частное предпринимaтельство выступaет в кaчестве цивилизaционного, морального, продуктивного институтa Белaруси [3].
Несмотря нa то, что прaвительство Беларуси не однакратно выскaзывaлось о необходимости и вaжности стимулировaния чaстной инициaтивы, рaзвитие предпринимaтельствa в Республике Белaрусь происходит противоречиво и медленно [5].
Соглaсно дaнным Единого госудaрственного регистрa юридических лиц и индивидуaльных предпринимaтелей, нa октябрь 2014 годa количество зaрегистрировaнных частных предпринимaтелей состaвляет 4180, тогдa когдa в октябре 2013 году нaсчитывaлось 4793 частных предпринимaтеля. Тем сaмым произошло уменьшение нa 613 частных предпринимaтелей.
Количество исключенных индивидуaльных предпринимaтелей нa октябрь 2014 годa состaвляет 3409, что, по срaвнению с октябрем 2013 годa, выше нa 1028 субъектa хозяйствовaния, и состaвило 2381индивидуaльных предпринимaтелей [2].
Данная ситуация, складывающаяся на рынке, свидетельствует о том, что необходимо применение более активных мер по улучшению бизнес климата в стране, а именно:
— преодоление рaзличного родa бaрьеров (aдминистрaтивных, зaвышение для частных предпринимaтелей процентных стaвок, сроки возврaтa нaлогa нa добaвленную стоимость и другое) при рaзвитии деятельности предпринимaтелей. Тaк, нaпример, в Белaруси для оргaнизaций, импортирующих и реaлизующих товaры в неизмененном состоянии, в 2014 году устaнaвливaется отсрочкa нa 90 дней прaвa нa вычет ввозного налога на добавленную стоимость (НДС). Это предусмотрено укaзом президентa №361 от 21 июля 2014 годa. В результaте действия дaнной нормы импортеры фaктически столкнутся с необходимостью уплaтить налог на добавленную стоимость двaжды: при ввозе товaрa нa грaнице,a тaкже в состaве выплaты нaлогов зa отчетный период. Возврaт же переплaченной суммы оргaнизaция сможет осуществить только через три месяцa [1]. Дaннaя ситуaция скaзывaется негaтивно для предприятий, которые импортируют товaры;
— обеспечение конструктивного диaлогa со всеми предстaвителями бизнесa, кaких-либо общественных оргaнизaций предпринимaтелей
— поддержкa частного предпринимaтельствa, а именно окaзaние кaких-либо консультaционных услуг, финaнсовaя поддержкa, доступ к мaтериaльным ресурсaм;
— оказание и содействие госудaрственной поддержки клaстерным инициaтивaм и проектaм;
— изменение инфрaструктурных и социaльных секторов экономики стрaны через реaлизaцию проектов в рaмкaх госудaрственно-чaстного пaртнерствa [4].
Тaким обрaзом, нa сегодняшний день частное предпринимaтельство рaзвивaется медленными, но в то же время уверенными шaгaми.
Библиографический список:
1. Белорусское Бюро Прайм-Тасс – [Электронный ресурс]/ Отсрочка на вычет ввозного НДС – указ. – Режим доступа: http://www.prime-tаss.by – Дата доступа: 07.12.2014. 2. Государственная регистрация и ликвидация (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования. — [Электронный ресурс]/ Министерство Юстиции Республики Беларуси. – Режим доступа: http://minjust.by – Дата доступа: 16.11.2014.
3. Индивидуальный предприниматель: культурная, социальная, и экономическая функция — [Электронный ресурс]/ Программа «Перспектива». – Режим доступа: http://bаrgu.by – Дата доступа: 16.11.2014. 4. Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 — 2015 годы. 5. Развитие малого бизнеса и индивидуального предпринимательства в Беларуси. — [Электронный ресурс]/ Экспертное сообщество Беларуси. – Режим доступа: http://nmnby.eu – Дата доступа: 16.11.2014. 6. Состояние и развитие предпринимательства в РБ. – [Электронный ресурс] — Новости БарГУ. – Режим доступа: http://bаrgu.by – Дата доступа: 16.11.2014.
28.12.2014, 9:27 Скрипко Татьяна Александровна
Рецензия: Индивидуальное предпринимательство как термин существовал на начальном этапе формирования рыночной економики в начале 90-х годов, чтоб завуалировать появление настоящей частной собственности. Думаю, на сегодня лучше использовать термин «частное предпринимательство». После доработки рекомендуется к публикованию.
29.12.2014 12:12 Ответ на рецензию автора Лебедева Юлия Витальевна:
Спасибо. Доработаем.
3.01.2015, 9:33 Шаргородская Наталья Леонидовна
Рецензия: Статья нуждается в доработке: автору необходимо проанализировать источники, научную литературу, указать авторов, кто занимался данными исследованиями, а также разместить список литературы в алфавитном порядке.
04.01.2015 13:13 Ответ на рецензию автора Лебедева Юлия Витальевна:
Хорошо, доработаем статью.
1.02.2015, 15:37 Дегтярь Андрей Олегович
Рецензия: Статья интересная, проанализирована динамика частного предпринимательства в Республике Беларусь. На мой взгляд, следовало бы расширить сделанный автором вывод о том, что частное предпринимательство в Беларуси развивается медленно, но достаточно уверенными шагами. Целесообразно было бы показать, что нужно делать ( или не делать ) органам государственного управления, чтобы предпринимательство развивалось быстрее.
Комментарии пользователей:
Источник: sci-article.ru
Проблемы развития предпринимательского сектора в Республике Беларусь и пути их решения
Выступая на втором Всебелорусском собрании, Президент РБ отметил, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства – это вопрос не только экономический, но и политический. «Если мы не разовьем достаточно обширный слой предпринимателей, не выработаем цивилизованные формы их деятельности, традиции, законодательную базу, в общем, не наработаем в этой сфере необходимый опыт, мы никогда не сможем по-настоящему включиться в систему мировых рыночных отношений. А без этого в условиях наступающей глобализации государство не выживет”, – отметил А. Г. Лукашенко. [22, c. 86]
Сдерживающими факторами интенсивного развития малого бизнеса в белорусской экономике является большое количество административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе:
ü ограничения на стадии вступления субъекта малого предпринимательства на рынок, связанные с прохождением регистрации, лицензирования, сертификации, гигиенической регистрации, а также в период функционирования и «выхода» из рынка;
ü неразвитость их в малых городах, сельской местности и в инновационной сфере;
ü затрудненный доступ к финансовым ресурсам, недостаточная финансовая поддержка, отсутствие действенных механизмов финансово-кредитного обеспечения такой поддержки;
ü нестабильность и несовершенство действующего законодательства;
ü сложная экономическая обстановка в стране: инфляция, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей;
ü отсутствие реально действующих механизмов стимулирования развития малых предприятий в приоритетных сферах экономики. [13, c. 35]
Серьёзными препятствиями развития существующего бизнеса и становления новых предприятий в РБ в кризисный период являются:
ü отсутствие необходимой поддержки со стороны кредитных учреждений в финансировании основных и оборотных средств субъектов предпринимательства;
ü снижение совокупного потребительского спроса;
ü произошедшее вследствие проведенной девальвации повышение размера арендной платы за помещения, находящиеся в коммунальной собственности. [14, c. 40]
В Республике Беларусь последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки и региональные программы. Целью проводимой государственной политики поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития как залога социальной стабильности и устойчивого роста экономики Республики Беларусь. [9, c. 510]
Первоочередные меры по поддержке и развитию малого предпринимательства в РБ в настоящее время должны быть направлены на решение следующих ключевых проблем:
ü финансовая поддержка;
ü имущественная поддержка;
ü сокращение административных барьеров;
ü снижение налоговой нагрузки.
В сфере финансовой поддержки целесообразно:
ü создание условий для предоставления банками отсрочки первого платежа по основной сумме кредита;
ü внедрение механизма предоставления государственных гарантий (в том числе гарантирование части процентных ставок) для кредитования малого предпринимательства.
В области имущественной поддержки малого бизнеса в первую очередь необходимо произвести снижение ставок арендной платы помещений, находящихся в коммунальной собственности.
Меры по уменьшению административных барьеров должны предусматривать: упрощение регулирования цен; замену обязательной сертификации ряда товаров, работ, услуг добровольным декларированием; упрощение административных процедур, установление специальных расценок для субъектов малого предпринимательства при подключении к необходимой инфраструктуре электроснабжения, водоснабжения и коммуникациям связи. [14, c. 41]
Необходимость развития малого и среднего предпринимательства для обеспечения устойчивого роста экономики определена Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 гг. Государственная политика поддержки и развития малого и среднего предпринимательства предполагает реализацию мер по следующим направлениям:
w комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
w минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;
w создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;
w активизация производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;
w повышение эффективности функционирования и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
w организация взаимодействия малых производственных предприятий с крупными путем развития кооперационных связей;
w развитие международного сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства;
w дальнейшее расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;
w упрощение учета и оптимизация отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства;
w обеспечение координации деятельности государственных органов и общественных организацийпо оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству. [19, c. 52-53]
Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства, повышению эффективности функционирования данной сферы.
По прогнозам к концу 2010 года доля малого и среднего предпринимательства в общем объеме выручки, полученной в народном хозяйстве от реализации товаров и услуг, должна быть доведена до 30 процентов. Количество юридических лиц – субъектов малого и среднего предпринимательства – увеличится до 44 – 46 тыс., численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей, возрастет до 23 – 25 процентов от общей численности экономически активного населения. [19, c. 54]
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.08.2006 № 1029 был утвержден комплекс мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года. Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательского сектора в РБ, предлагается осуществить следующие мероприятия:
w Разработка планов действий по регионам и отраслям на 2007 — 2010 годы (ежегодно), направленных на развитие малого и среднего предпринимательства, включающих меры по привлечению субъектов малого и среднего предпринимательства к реализации программ развития отраслей, а также меры по обеспечению прогнозных параметров развития данного сектора экономики.
w Утверждение параметров развития малого и среднего предпринимательства, в том числе по созданию новых рабочих мест субъектами малого и среднего предпринимательства в поселках городского типа и городах районного подчинения.
w Разработка и реализация мер по поэтапному сокращению сферы ценового регулирования.
w Дальнейшее совершенствование и упрощение порядка и условий государственной регистрации и ликвидации юридических лиц и прекращению деятельности индивидуальных предпринимателей, в том числе в части закрепления заявительного принципа государственной регистрации, сокращения срока проведения регистрационных процедур, перечня оснований для внесения изменений в учредительные документы.
w Дальнейшее совершенствование порядка и условий лицензирования отдельных видов деятельности, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности,установление упрощенного порядка получения лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.
w Совершенствование подходов определения размеров штрафных санкций за нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности.
w Расширение практики предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений под оформленные договором обязательства по созданию рабочих мест.
w Расширение информационного обслуживания субъектов малого и среднего предпринимательства путем проведения комплексных презентаций неиспользуемых имущественных ресурсов малых и средних городов.
w Развитие базовых центров поддержки предпринимательства в областях по оказанию субъектам предпринимательства комплекса услуг, в том числе создание баз данных по вопросам организации и осуществления предпринимательской деятельности.
w Привлечение субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к решению задач социально-экономического развития областей (г. Минска) (содействие созданию новых субъектов малого и среднего предпринимательства, внедрению новых технологий в производство, продвижению товаров на зарубежные рынки, обучению граждан основам предпринимательской деятельности). [23]
Что касается деятельности инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства, то по состоянию на 1 октября 2009 г. в республике действовало 49 центров поддержки предпринимательства, которые оказывают информационно-консалтинговую поддержку субъектам малого предпринимательства, безработным, студентам и другим категориям граждан путем представления справочной и аналитической информации; путем консультирования по различным вопросам создания и управления организацией; путем методической поддержки субъектов малого предпринимательства; путем подготовки бизнес-планов и заявок на получение кредитов; путем содействия в подготовке кадров, участии субъектов малого предпринимательства в выставках и ярмарках и др.
За 9 месяцев 2009 года услугами центров воспользовались 36851 человек. Центрами организованы и проведены 643 семинара, участие в которых приняли 14923 человека. Тематика проводимых центрами семинаров достаточно разнообразна – это основы предпринимательской деятельности, налогообложение, правила ведения кассовых операций, законодательство о труде и охрана труда, трудовая дисциплина и контрактная система, таможенное законодательство, защита прав потребителей и др. [20]
Перспективными направлениями для поддержки малого и среднего предпринимательства являются:
w Создание и выпуск в эфир радио- и телепередач информационно-аналитического характера, освещающих актуальные вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в республике.
w Подготовка, издание и распространение информационно-статистических материалов о развитии малого и среднего предпринимательства в республике (бюллетени, компакт-диски, справочники и др.).
w Развитие общедоступных информационно-маркетинговых систем, интегрируемых в международные глобальные телекоммуникационные системы, в целях расширения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информационным базам данных, развития новых форм сотрудничества (электронная торговля и др.).
w Подготовка и распространение методических пособий, справочных изданий по организации и осуществлению предпринимательской деятельности.
w Организация и проведение ежегодных конкурсов «Лепшы прадпрымальнiк года вобласцi (г. Мiнска)», республиканского конкурса «Лепшы прадпрымальнiк года», «Малый бизнес в фестивальном Витебске», «Лучший экспортер года», «Лучшее освещение и пропаганда предпринимательской деятельности в государственных средствах массовой информации», форумов, конференций, выставок-ярмарок.
w Взаимодействие органов государственного управления с представителями бизнеса, в том числе посредством проведения тематических «прямых» и «горячих» телефонных линий.
w Проведение обучающих семинаров по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, в том числе с возможностью использования международных программ и проектов по обмену опытом в данной сфере.
w Совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства для специалистов, имеющих среднее специальное и высшее образование.
w Расширение сотрудничества в сфере малого и среднего предпринимательства с государственными органами иностранных государств, межгосударственными органами отраслевого сотрудничества и международными организациями.
w Разработка и реализация проектов международной технической помощи, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в республике. [23]
В первом полугодии 2009 года в Беларуси был принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие предпринимательства. Среди них – Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 года № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства», в соответствии с которым с 1 июля 2009 года были изменены условия оказания государственной поддержки субъектам данного сектора экономики. [15, c. 62]
Указом определены следующие приоритетные направления при реализации инвестиционных проектов, по которым предоставляется государственная финансовая поддержка:
— создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
— организация, развитие производства экспортоориентированной, импортозаменяющей продукции;
-производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
— внедрение новых технологий.
В соответствии с Указом государственная финансовая поддержка может быть оказана Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей путем предоставления:
1) финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе.
2) имущества на условиях лизинга (финансовой аренды).
3) гарантий по льготным кредитам, предоставленных банками за счет средств местных бюджетов, размещенных во вклады этих банков.
Указ устанавливает также возможность оказания государственной финансовой поддержки облисполкомами и Минским горисполкомом путем предоставления:
1) финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе.
2) субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами.
3) субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей.
4) субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией. [16, c. 9-11]
Можно сделать вывод, что несмотря на существующие проблемы, реализация намечаемых мероприятий в перспективе позволит превратить созидательный потенциал предпринимательства в активно формирующееся звено экономики, реализовать предпосылки для освоения ресурсосберегающих наукоемких технологий, ускорения выхода на зарубежные рынки и в конечном счете будет содействовать существенному увеличению вклада предпринимательства в выполнение важнейших экономических параметров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на современном этапе повышение роли предпринимательского сектора в экономике всех стран – это не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.
Отличительными особенностями предпринимательской деятельности являются инициативная деятельность людей, связанная с риском и ответственностью; нацеленность на наиболее эффективное использование ресурсов и на получение дохода, который является конечной целью предпринимательства. В процессе предпринимательской деятельности решаются основные вопросы рыночной экономики: что производить, для кого производить, как это делать наиболее результативно.
Успех предпринимательской деятельности в значительной мере зависит от выбора ее организационно-правовой формы. Предпринимательская деятельность осуществляется в формах единоличного владения, партнерства, корпорации, а также кооперативами и государственными предприятиями.
Субъекты предпринимательства играют важную роль на рынке. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей. Развитие предпринимательства является одним из определяющих условий экономического роста, увеличения объемов валового внутреннего продукта и национального дохода.
Предприниматели осуществляют свою деятельность для достижения таких целей, как производство товаров и услуг, наращивание дохода, обеспечение престижа, развитие бизнеса.
Структура предпринимательства Республики Беларусь представлена различными формами предпринимательской деятельности, включая частное, коллективное и государственное предпринимательство. Но на современном этапе, на стадии перехода Беларуси к рыночным отношениям главную роль в экономике страны играет малое предпринимательство.
Становление предпринимательства в Беларуси идет медленно, но все таки наблюдаются определенные успехи и положительные тенденции развития. Данный сектор должен более существенно влиять на темпы экономического роста, оптимизировать структуру и качество валового внутреннего продукта, являться основным источником создания новых рабочих мест. Его хозяйствующие субъекты, наиболее мобильные, активно внедряющие новые технологии, быстро реагирующие на изменение конъюнктуры рынка, будут способствовать формированию конкурентной среды и повышению эффективности экономики и государства.
Сдерживающими факторами интенсивного развития малого бизнеса в белорусской экономике является большое количество административных и иных ограничений, прямо или косвенно затрудняющих организацию и осуществление предпринимательской деятельности. В их числе:
В Республике Беларусь последовательно осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Ежегодно разрабатываются и реализуются программы государственной поддержки и региональные программы. Целью проводимой государственной политики поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития как залога социальной стабильности и устойчивого роста экономики Республики Беларусь.
Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать устойчивому развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, повышению эффективности функционирования данной сферы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru