Безопасности бывают разные — от государственной, где болит голова ФСБ, до безопасности дорожного движения, где кормятся засады на дорогах. Во всем диапазоне этих безопасностей мы предлагаем выделить и рассмотреть безопасность экономическую. Что тоже очень широкое понятие. Геополитическое. Выделим узкий, но чрезвычайно востребованный спектр безопасности — безопасность коммерческой деятельности среднего и малого бизнеса.
Почему именно среднего и малого? Потому что крупный и очень крупный зарождается, развивается и воюет по своим «понятиям», не имеющим отношения к правовым федеральным нормам. Законопроект, рассмотренный в Думе, становится Законом и публикуется в «Российской газете». А «понятия», перетертые в думских или кремлевских коридорах не публикуются нигде. Разве только в сводках оперативно-технического контроля по разработкам Хорошавина, Хризмана или, допустим, Чудова.
Но они закрыты грифом «совершенно секретно» и совершенно недоступны любопытствующим налогоплательщикам. Всем социально активным россиянам Властью предложен уникальный тотализатор — заключайте пари, господа, делайте ваши ставки — будет ли судим Сердюков или неотвратимость наказания коснется только Васильевой? Легонько коснется. Ласково.
Чем занимаются сотрудники экономической безопасности? / Как себя вести, если пришла проверка УЭБиПК?
Дотянется ли российское правосудие до заграничного Борбота или успокоится на Полонском? Космодром «Восточный», океанариум на Русском острове, городская помойка в бухте Горностай — сколько интереснейших пари можно заключать дальневосточникам в порыве угадать победителя в борьбе Фортуны с Фемидой. Да и борьба ли это? А может, пейнтбол воскресный ? И это тоже угадать надо.
В отличии от крупного бизнеса среднее и малое предпринимательство более послушно правовым нормам. «Политическая целесообразность», депутатская неприкосновенность и лоббистские «бронежилеты», позволяющие Фортуне глумится над Фемидой, на этом уровне проявляются слабее. Что оставляет надежду на справедливость и позволяет рассмотреть проблемы безопасности бизнеса с учетом норм слабодействующего российского законодательства.
Вопросы, предлагаемые к рассмотрению, не так очевидны, как может показаться на первый взгляд.А если кто-то из бизнесменов заявит, что вопросы эти неактуальны для среднего и малого предпринимательства — ищите его связь с семьей губернатора, мэра или спикера заксобрания.
Итак, вопросы, которые мы предлагаем рассмотреть коллективно:
Экономическая безопасность среднего и малого бизнеса — что это такое?
Засады на бизнес. Где их ожидать? Кто в них сидит, маскируясь?
Внешние и внутренние угрозы. Избежать. Локализовать. А как?
Защитники, противники, союзники, партнеры, конкуренты, сочуствующие, враги-друзья. Как разобраться в этом»ху из ху»?
С кем и против кого дружить. К кому бежать за помощью, а от кого бежать зигзагами, затрудняя прицел по вашей филейной части?
Способны ли правоохранительные органы бесплатно охранять права законного собственника? И сколько это стоит?
Способны ли негосударственные структуры безопасности защитить бизнес от противоправных посягательств? И сколько это стоит?
Предприниматели от номенклатуры. Как на самом деле устроен малый бизнес в Беларуси.
Где найти специалиста экономической безопасности? И чем он лучше отставного полковника — начальника СБ Вашей компании?
Возможно ли получить подряд без «отката» и остаться в бизнесе?
И вопросов таких очень много. Много и ответов. Проблема в том, что ответы на них дают, в основном соискатели ученых степеней в своих кандидатских и докторских диссертациях, мало пригодных для практического применения в повседневной борьбе за выживание бизнес-структур.
Замысел нашей инициативы состоит в том, чтобы предложить дискуссионую площадку непосредственным участникам этой борьбы за выживание.
Для начала категорируем участников:
Первая группа — законные собственники активов, зарегистрированных ФНС в различных организационно-правовых формах — акционерных обществах, обществах ограниченной ответственности, фермерских хозяйствах и пр.
Вторая группа — претенденты на активы первой группы. Разделим их на два вида: хищники и паразиты .
Хищники. Три подвида:
· рейдеры — энергичные пацаны, идущие на абордаж вашего галеона;
· вымогатели — чиновники, «оборотни в погонах и мантиях», ждущие в своих креслах вашей «спонсорской помощи» за право работать «на районе»;
· недобросовестные контрагенты и партнеры по бизнесу.
Паразиты — сотрудники компаний, ворующие у своего работодателя.
Третья группа — активных участников формируется из государственных служащих, наделенных полномочиями регулирования имущественных споров в уголовном и гражданском правовом пространстве:
· сотрудники оперативно-следственных подразделений;
· различные департаменты, отделы, комиссии административных органов.
К четвертой группе отнесем лицензиатов и кустарей — одиночек.
Лицензиаты — ландскнехты экономических войн, купившие у государства «порубочный билет», «квоту на вылов или отстрел»:
· нотариусы, оценщики, эксперты;
· негосударственные структуры безопасности охранного, детективного и юридического профиля.
Кустари-одиночки — от авторов заказных статей в СМИ до потомственных ясновидящих, проверяющих на честность ваших партнеров и напускающих порчу на кредиторов.
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА. Статья Вальяников В.А. Современные угрозы экономической безопасности малого бизнеса
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 34.32 Kb.
СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
магистр В.А. Вальяников
Воронежский филиал Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова
В статье рассматривается современные угрозы экономической безопасности малого бизнеса, основные тенденции развития предпринимательства и роль государства в обеспечении экономической безопасности малого бизнеса. В современных условиях сложно переоценить роль малого бизнеса в развитии экономики, как отдельных регионов, так и государства в целом. Актуальность темы состоит в необходимости изучить и классифицировать основные угрозы, которые могут подорвать деятельность предприятий малого бизнеса, и нейтрализовать их последствия.
Ключевые слова: экономическая безопасность, малый бизнес, угроза, индикаторы перспективы развития, предпринимательство, государственная поддержка.
MODERN THREATS TO THE ECONOMIC SECURITY OF SMALL BUSINESSES
magister V. A. Valyanikov
Abstract
The article examines the current threats to the economic security of small businesses, the main trends in the development of entrepreneurship and the role of the state in ensuring the economic security of small businesses. In modern conditions, it is difficult to overestimate the role of small business in the development of the economy, both in individual regions and the state as a whole. The relevance of the topic is the need to study and classify the main threats that can undermine the activities of small businesses, and neutralize their consequences.
Keywords: economic security, small business, threat, indicators of development prospects, entrepreneurship, state support.
Прежде чем перейти к рассмотрению современных угроз экономической безопасности малого бизнеса необходимо дать определение понятий «предпринимательство», «экономическая безопасность», а также определить, какие предприятия относятся к микро и малому бизнесу.
Предпринимательство как экономическое понятие наиболее полно раскрывается в Энциклопедическом словаре предпринимателя: предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица. [ 3 ]
В законодательстве Российской Федерации нет прямого определения понятий микро и малых предприятий. В ряде нормативных актах определены критерии для дифференциации предприятий в соответствии с их структурой и оборотом. В соответствии подпункта 2, пункта 1.1 Федерального закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ к малому предприятию относятся компании, со среднесписочной численностью работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не превышающих предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек). [4]
- Микропредприятия — 120 млн. рублей.
- Малые предприятия — 800 млн. рублей. [2]
Исходя из выше сказанного, возникает противоречие между поставленными государством задачами роста доли малого и среднего предпринимательства в ВВП России с реально складывающейся ситуацией и барьерами на рынке для развития предпринимательства. Развитие рыночной структуры для эффективного функционирования предприятий определяет экономическую безопасность как отдельных её субъектов, так и экономики в целом.
- Экономическая безопасность субъектов малого бизнеса рассматривается, исходя из одного, отдельно взятого показателя хозяйственной деятельности (прибыльность, эффективность деятельности, организационная структура).
- Экономическая безопасность субъектов малого бизнеса рассматривается через обеспечение наиболее эффективного использования ресурсов предприятия для упреждения угроз, обнаружения уязвимостей и обеспечения возможностей стабильного функционирования.
- Законодательно закреплены ограничения, которые относят предприятия к малому бизнесу — размер оборота за год и средняя численность работников. Они не позволяют реализовать потенциал предприятия, без потери льгот, преференций и особого налогообложения, как следствие, снижают экономическую безопасность. Следует отметить, что ограничения деятельности в Российском законодательстве присущи только субъектам малого предпринимательства, остальные субъекты не ограничены в своём развитии.
- Отсутствие должного финансирования и запаса средств для стратегического развития. Предприятия малого бизнеса не обладают достаточными финансовыми ресурсами, не редки ситуации с дефицитом собственных средств. Именно поэтому им приходится искать средства для ведения своей деятельности или дальнейшего развития. Существующие программы государственной поддержки недостаточно освещены и недоступны большинству субъектов малого бизнеса (существует множество условий для участия в программах государственной поддержки). Это обуславливает значительную долю внешнего заимствования и кредитования, что зачастую ведет к значительному перевесу доли заемных средств в структуре капитала предприятия. Этот дисбаланс ведет к снижению показателей финансовой устойчивости и платежеспособности, повышению зависимости от внешнего финансирования, как следствие снижению экономической безопасности предприятия.
- Существенное влияние внешних факторов. На устойчивость экономической деятельности предприятий малого бизнеса оказывают повышенное влияние следующие факторы: неожиданные изменения рыночной конъюнктуры, экономические кризисы, изменение условий деятельности на конкретном рыночном сегменте, недобросовестная конкуренция, коррупция и т.д. Противодействие ущербу от этих факторов требует от предприятий малого бизнеса серьезных ресурсов, как человеческих, так и финансовых, что в свою очередь снижает экономическую безопасность предприятия.
- Несовершенство законодательства Российской Федерации. Нестабильность, изменчивость, несовершенство законодательной базы в сфере гарантий равенства форм собственности, в сфере регулирования деятельности монополий, безнаказанность невыполнения или частичного выполнения уже существующего законодательства, несовершенство налоговой системы, при которой уровень действующих ставок превышает обоснованные пределы — все это приводит к осложнению ведения бизнеса в Российской Федерации, а как следствие к снижению экономической безопасности малого бизнеса.
- Несовершенство финансово-кредитной системы. В настоящее время малый и средний бизнес не обходится без внешних источников финансирования — кредита. Как правило, кредиты выдаются уже под существующий бизнес. Также не мало важными является условие платежеспособности заемщика и наличие у него имущества, которое подходит под определение заемного. Сложность получения кредита, высокие процентные ставки, отсутствие жесткого регулирования кредитной сферы со стороны государства приводит к нехватке финансов у предприятий, а как следствие к снижению экономической безопасности
- Инфляция.
- Сложности поставок импортных товаров в связи с санкциями.
- Неплатежеспособность клиентов, подрядчиков.
- Политическая ситуация.
- Дороговизна аренды площадей, недостаток площадей.
- Кадровые проблемы.
- Отношение к малому предпринимательству в обществе.
Подводя итог, следует отметить, что малый бизнес очень важен в структуре ВВП страны. Поддержка и развитие предпринимательства одна из основных задач государства в условиях экономического кризиса. К сожалению, государственная политика не дает запланированных результатов. На данный момент малый бизнес испытывает большое количество угроз, которые снижают экономическую безопасность.
Источник: topuch.com
Проблемы обеспечения экономической безопасности субъекта малого предпринимательства и пути ее укрепления
Защите экономических интересов предприятия до сих пор уделялось мало внимания, хотя эта проблема актуальна. В условиях развития рыночных механизмов в экономике, роста частного предпринимательства весьма важной задачей экономической науки и практики хозяйственной деятельности предприятий становится обеспечение экономической безопасности.
Острыми проблемами для функционирования предприятий в настоящее время стали криминализация общества, охватывающая большинство мало-мальски эффективно работающих предприятий во многих отраслях экономики; коррумпированность государственных чиновников и правоохранительных органов, не желающих бороться с организованной преступностью. А если сюда добавить ещё и недостаточную освещенность проблемы экономической безопасности предприятий в нормативно-законодательных актах, то можно сделать вывод о том, сегодня перед большинством предприятий стоит острая проблема создания и применения оценки и обеспечения своей экономической безопасности.
Подтверждением большой актуальности проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий служит и тот факт, что на многих крупных предприятиях нет эффективно функционирующей научной оценки экономической безопасности, теоретической базы, что существенно снижает эффективность их функционирования и обусловливает существующий сейчас большой спрос на научные разработки в области проблем обеспечения экономической безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данная проблематика имеет очень большую актуальность не только для экономической науки в условиях слабой разработанности и изученности вопросов экономической безопасности предприятий, но и для практики работы предприятий.
Функциональные составляющие ЭБП — это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.
Выделяют следующие функциональные составляющие ЭБП: финансовую, интеллектуальную и кадровую, технико-технологическую, политико-правовую, экологическую, информационную, силовую.
Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов.
Авторы считают, что при определении уровня экономической безопасности, необходимо рассматривать данные проблемы как в совокупности, так и по отдельности. Авторы в своей работе остановился на проблеме государственной поддержки малого предпринимательства в Свердловской области, которая объединяет совокупность факторов, влияющих на экономическую безопасность объектов малого предпринимательства.
В этой связи авторам, удалось сделать следующие выводы, способствующие улучшению экономической безопасности малого предпринимательства в Свердловской области:
- в регионе действует инфраструктура поддержки субъектов МСП, представленная совокупностью государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, непосредственно обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности малого предпринимательства путем оказания финансовых, информационных, консультационных, образовательных и других деловых услуг;
- деятельность органов государственной власти региона в области развития сектора МСП проходит по двум основным направлениям:
а) предоставление субсидий из областного бюджета в местные бюджеты муниципальных образований на софинансирование муниципальных программ, направленных на развитие субъектов МСП (количество муниципальных образований, получающих финансирование из областного бюджета на развитие сектора МСП ежегодно растет) ;
б) предоставление субсидии некоммерческой организации «Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства».
Основными задачами в развитии сектора МСП на территории Свердловской области в будущем должны стать следующие:
а) выравнивание территориальной и отраслевой неравномерности сектора МСП;
б) создание системы взаимовыгодной кооперации малых и крупных предприятий;
1. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Совершенствование социально-экономической политики на территории Свердловской области до 2020 года»[Электронный ресурс]:Постановление Правительства Свердловской области от 29.10.2013 г. N 1333-ПП. – Режим доступа:http://www.economy.midural.ru
2. Лапуста, М.Г., Малое предпринимательство [Текст]. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 685 с.
3. Мельников, М.А. Экономика и организация малого предпринимательства [Текст]. — Екатеринбург.: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 2004. — 428с.
Источник: be5.biz