Проблемы финансирования малого среднего бизнеса

Реализуемая в России программа Минэко­номразвития РФ по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства вклю­чает в себя достаточно обширный перечень ме­роприятий и направлений деятельности для раз­вития тех субъектов, которые заинтересованы в собственном бизнесе, во внедрении инноваци­онной продукции, в развитии объектов эконо­мики и инфраструктуры. Известны различного рода федеральные программы, направленные на повышение финансовой устойчивости малого бизнеса различных отраслей, финансовой под­держки, реализуемой через ОАО “Российский банк поддержки малого и среднего предприни­мательства”, комплекс мер Минобрнауки Рос­сии по поддержке малого и среднего предпринимательства в научной и образовательных сфе­рах (программы “УМНИК”, “СТАРТ”, “Разви­тие”, а также программы по развитию междуна­родного сотрудничества). [2]

Участие в любой серьезной программе пре­дусматривает реализацию определенных проек­тов субъектами малого и среднего бизнеса, обес­печенных инвестициями. Требуется среда, кото­рая может создать комфортные условия для реа­лизации инвестиционных проектов.

Финансирование и льготы для малого и среднего бизнеса

Государственная политика для создания таких условий предусматривает ряд мер:

1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпри­нимательства;

2) совершенствование системы налогообложе­ния малого предпринимательства;

3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

4) совершенствование механизмов использо­вания государственного и муниципального иму­щества для развития малого предприниматель­ства;

5) совершенствование информационной поддержки;

6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;

7) активная антимонопольная политика и пре­сечение недобросовестной конкуренции по от­ношению к малым предприятиям;

8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства. [1]

Государственная поддержка малого и сред­него предпринимательства основана на ключе­вых принципах: приоритетности, комплекснос­ти, прозрачности, избирательности (селективно­сти), программно-целевой ориентации. Характе­ристика принципов приведена в таблице 1. [4]

Таблица 1 — Характеристика принципов формирования и исполнения государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства

Подразумевает первоочередность программ поддержки малого предпринимательства в связи с трудностью существования полноценной конкуренции малого бизнеса с крупными фирмами без видимой той или иной формы государственной поддержки

Предусматривает обеспечение для малых предприятий возможность получения государственной поддержки одновременно в сколь угодном количестве форм, если те предусмотрены законодательством

Означает осуществление государственной поддержки на вполне определенных, закрепленных в правовых документах условиях, где конкретно прописаны объект поддержки и обязательства государственного органа, реализующего направление поддержки, и малого предприятия, в адрес которого эта поддержка направлена

Финансирование и льготы для малого и среднего бизнеса

Подразумевает применение селективного подхода при осуществлении мер поддержки с акцентом на социальном (предпринимательство с созданием большого числа рабочих мест, предпринимательство определенных групп лиц, развитие которых имеет особое значение для государства, предпринимательство в сфере социально значимых услуг и т.д.) и функциональном (целевая поддержка предпринимателей из категории Start-up, производств инновационного и высокотехнологичного продукта) направлениях

Принцип программно – целевой ориентации

Подразумевает целенаправленность и комплексность действий по решению поставленных задач государственной поддержки

Анализ практической работы в области го­сударственной поддержки малого предпринима­тельства позволяет сделать вывод, что такая поддержка не должна строиться только на федеральных программах, планах министерств и ведомств, необходимо активное участие самих субъектов малого и среднего бизнеса, вовлече­ние их в систему реализации программ разви­тия, финансируемых из разных источников.

Активное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральных программах возможно посредством инфраструктуры, так как она помогает при взаимоотношении с государственными структурами.

В настоящее время в деятельности органов инфра­структуры государственной поддержки малого бизнеса в регионах можно выделить ряд недо­статков:

1) слабая координация деятельности органи­заций по поддержке малого предприниматель­ства, дублирование ими одних и тех же функ­ций;

2) неэффективная система информирования субъектов малого и среднего предприниматель­ства о существующих мерах государственной финансовой поддержки, отсутствие во многих информационного портала малого и среднего бизнеса, общедоступных каналов обеспечения организаций и индивидуальных предпринима­вшей необходимыми информационными ресур­сами;

3) незначительный охват малых и средних предприятий услугами государственной поддер­жки ввиду ограничения источников финансиро­вания;

4) сложность процедуры оформления конкур­сных заявок на получение финансовой помощи для субъектов малого бизнеса;

5) неразвитая система контроля функциони­рования фондов поддержки развития малого биз­неса и других аналогичных организаций на ре­гиональных уровнях, приводящая к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддер­жку малого и среднего предпринимательства;

6) отсутствие адекватной системы оценки эф­фективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;

7) недостаточно активная позиция субъектов малого и среднего бизнеса в участии государ­ственных программ и реализации их на основе разработанных и утвержденных проектов.

Необходимо учитывать важность роста инве­стиционной привлекательности проектов, реали­зуемых субъектами малого и среднего бизнеса. Инвестиционную привлекательность предприятия можно рассматривать не только с точки зре­ния инвестора или органов государственной вла­сти, оказывающих поддержу проектов за счет бюджетных средств, но и с точки зрения реципи­ента инвестиций. Оценка инвестиционной при­влекательности предприятия является одним из ключевых моментов в процессе инвестирования. [6]

В данной связи можно отметить преимуще­ства развития проектного финансирования в сфе­ре малого бизнеса. Отличительными характеристиками такого финансирования являются Wow­лечение большого количества участников в про­ектное финансирование: проектных компаний из числа субъектов малого предпринимательства (со­искатель проектного финансирования; лизинго­вые компании; венчурные фонды; крупные пред­приятия, финансирующие на возвратной основе проекты малого бизнеса в целях получения до­полнительных экономических выгод к своей ос­новной деятельности; поставщики ресурсов и оборудования, необходимых для технического обеспечения проектов; потребители конечного продукта проекта; сторонние консультанты; ин­ституты, осуществляющие контроль за деятель­ностью субъектов малого бизнеса в процессе ре­ализации ими инвестиционных проектов; и др.). [7]

Большое количество участни­ков инвестиционного проекта влечет за собой повышенный уровень риска проектного финансирования, т.к. какие-либо субъекты могут не выполнить свои обязательства, ухудшается взаимосвязь между ними. Повышенный уровень риска проектного финансирования требует дальнейшей разработки нового направления анализа “проектный анализ”, а также расширение методического инструментария анализа и оценки всех производимых ра­бот и получаемых продуктов от реализации про­ектного финансирования. Немало важным элементом является налоговая составляющая деятельно­сти субъектов малого бизнеса, особенно в связи с изменениями в налоговом законодательстве на 2013 г. Льготы по налогообложению и специальные налоговые режимы повышают коммерческую эффективность инвестиционного проекта.

Введенный в июне 2012 г. Федеральный за­кон № 94-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и от­дельные законодательные акты РФ” провозгла­сил новый специальный налоговый режим в до­полнение к существующему перечню специаль­ных налоговых режимов, который получил на­звание “патентная система налогообложения”. [2] В 2013 г. патентная система налогообложения за­менит упрощенную систему налогообложениядля индивидуальных предпринимателей на основе патента. Переход на патентную систему является добровольным. Этот налоговый режим легко совмещается с другими режимами налогообложения. Так, применяя общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения (или системы налогообложения ЕСХН, в ЕНВД) по одним видам деятельности, индиви­дуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения по другим видам предпринимательской деятельности.

Налоговой базой для исчисления по патент­ной системе налогообложения является потенци­ально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, размеры кото­рого установлены законодательством. Минималь­ный размер годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а максимальный не должен превы­шать 1 млн. руб. Правда, по отдельным видам предпринимательской деятельности (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, медицинская и фармацев­тическая деятельность, обрядовые и ритуальные услуги) может быть увеличен годовой доход, но не более чем в 3 раза. Эти и другие ограничения не могут серьезно повлиять на преимущества патентной системы налогообложения, позволяющей достаточно свободно принимать решения в отношении участия собственника бизнеса в проектном финансировании. Определенная заблаговре­менно сумма налоговых платежей облегчает про­цесс вовлечения свободных ресурсов в реализа­цию проектного финансирования наряду с целе­выми финансовыми ресурсами, представленны­ми малому бизнесу участниками системы проект­ного финансирования.

Читайте также:  Что такое внешняя среда бизнеса

Принятие решения по конкретному проекту представляет собой сложный поэтапный процесс, включающий в себя проведение предваритель­ных исследований, получение и анализ инфор­мации, имеющей определенную важность для того или иного проекта. Оценка экономической эф­фективности проекта — завершающий наиболее важный этап этого процесса.

Объективная оценка эффективности проек­тного финансирования невозможна без приме­нения специальных методов оценки. Разработка подобных методов неразрывно связана с различ­ными определениями самого понятия “эффек­тивность”.

В отечественной и зарубежной литературе последних десятилетий этой категории посвящено множество научных трудов и исследований. С точки зрения наиболее общего подхода трак­товка понятия определена этимологией слов “эф­фект” и “эффективность”. Эффект — отражение результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект.

Эф­фективность — соотношение результата (эффекта) и затрат, обусловливающих этот результат. [5] Отсутствие в научной литературе единых подходов к понятию “эффективность” не мешает оп­ределить результативность проектного финанси­рования и считать его эффективным при про­стом условии, когда стоимость произведенных товаров и оказанных услуг будет больше, чемстоимость средств, израсходованных на их про­изводство в соответствии с проектом. Определение результативности требует выделения двух понятий: результата и затрат. Можно выделитьряд подходов к объяснению содержания этих понятий.

Результат, полученный в процессе осуществ­ления проектного финансирования может быть выражен в виде:

1) увеличение дохода или прибыли предприятия;

2) снижение текущих расходов по производству продукции или оказанию услуг;

3) понижение энергоемкости и ресурсоемкости продукции;

4) увеличение количества занятых работников на конкретном предприятии;

5) уменьшение уровня загрязненности окружающей среды и другие показатели.

Затраты на осуществление проектного фи­ксирования (первоначальные, текущие и ликвидационные):

1) ресурсы, необходимые для проведения тех­нико-экономических исследований инвестицион­ных возможностей;

2) вложения для разработки технико-эконо­мического обоснования или бизнес-плана реа­лизации инвестиционного проекта;

3) расходы на производство строительно-мон­тажных работ;

4) расходы на приобретение и монтаж обору­дования;

5) расходы на прирост оборотного капитала и пр.

Сложившаяся к настоящему времени клас­сификация эффективности проектного финан­сирования позволяет выделять два основных ее вида: эффективность проекта в целом и эффек­тивность участия в проекте (рисунок 1).

Рисунок 1 – Виды эффективности проектного финансирования.

Проблема использования в оценке эффек­тивности проектного финансирования малого и среднего бизнеса надежных методов оценки про­ектов, методического инструментария анализа, позволяющего получать необходимую информацию для мониторинга работ по проектам, может быть разрешена наукой и практикой при условии наличия региональных механизмов реали­зации программ на основе проектного финансирования и их научного обоснования.

Библиографический список:

1. Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209 // Российская газета, N 164, 31.07.2007.
2. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.06. 2012 года № 94 // Российская газета, N 144, 27.06.2012.
3. Акт министерств и ведомств «Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства» от 22.11.2012 http://www.consultant.ru/, «КонсультантПлюс» — правовой портал.
4. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. Москва: Дашков и К, 2012 г. 519 с.
5. Мухина И.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. Москва: ФЛИНТА; МПСИ, 2010 г. 320 с.
6. Савенкова Е.В. Методика подбора инвесторов для участия в региональных инвестиционных программах // Экономические науки. 2010. № 6 (67) — С. 89.
7. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2013. — № 4 (226). — c. 26-32.

7.02.2014, 17:42 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: В статье отсутствует обоснование актуальности проводимого исследования, нет цели и задач исследования, сформулированных автором, непонятны результаты собственных исследований и отсутствуют выводы, сделанные автором по результатам собственных исследований по поднятой теме. Статья нуждается в доработке, после которой может быть опубликована в электронном журнале.

8.02.2014, 1:04 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.

8.02.2014, 1:34 Катков Юрий Николаевич
Рецензия: Тема статьи действительно актуальна. Из ключевых слов необходимо удалить слово «поддержка». В шапке таблицы 1, вторую колонку нужно назвать, например «Характеристика».

И еще, в этой таблице можно было бы сделать сравнительную характеристику принципов сложившихся в России, с зарубежными принципами в области поддержки малого и среднего предпринимательства, может быть и статья от этого поменяла бы свое научное направление. После таблицы Вы пишите, «…анализ практической работы в области государственной поддержки…позволяет сделать вывод».

А какой анализ? В Вашей статье его нет. Поэтому укажите, на какие аналитические материалы Вы опираетесь. В статье Вы обозначили проблему, о сложности подбора, специальных методов оценки эффективности проектного финансирования. Однако Вы сразу уходите от этой проблемы, пишите про эффективность, так и не предложив ни одного метода. В итоге конечный вывод и сама статья теряет смысл.

Если Вы ставите проблему, то должны ее решить, пусть и на тезисном уровне. Статья достойно написана, в ней просматривается стиль автора, но нет логической законченности. Рекомендуется к публикации после исправления замечаний.

13.02.2014, 12:18 Бухтиярова Татьяна Ивановна
Рецензия: Актуальность темы определяется необходимостью государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, именно поэтому автор приводит перечень мер государственной политики финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Характеризуя принципы формирования и реализации государственной политики, автор выделяет принципы: приоритетности, комплексности, прозрачности, избирательности, программно-целевой ориентации.

Автором не определена область исследования,она представлена в виде практической работы в области «государственной поддержки». Автор, рассматривая субъекты институциональной экономики, ограничивает последние субъектами малого и среднего предпринимательства и государственными структурами, исключая институты общества. Автор не приводит перечень мероприятий по нейтрализации выделенных недостатков в деятельности органов инфраструктуры государственной поддержки. Проблема проектного финансирования автором рассмотрена достаточно полно, но требует уточнения вопрос каждого вида эффективности с позиции методики расчета показателей. Статья рекомендации к печати после исправления замечаний

28.02.2014, 12:10 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Согласна с мнением предыдущих рецензентов. Статья требует логического заключения. После доработки может быть рекомендована к печати

15.03.2014, 21:53 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати

15.03.2014, 21:54 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати

Читайте также:  Овцы как домашний бизнес

15.03.2014, 22:00 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати

1.04.2014, 20:21 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Для студента уровень достаточно высок, развивайтесь! Рекомендуется к печати

Комментарии пользователей:

Источник: sci-article.ru

Проблемы финансирования МСБ: какие есть альтернативы?

Малый и средний бизнес ощутимо пострадал от коронакризиса. В частности, остро стал вопрос финансирования. О том, как МСБ выходит из ситуации, кто смог выиграть в этой непростой ситуации и с помощью каких решений рассказал в беседе с Bankiros.ru основатель Lemon.online (группа Finbridge) Леонид Корнилов.

Почему кредитование МСБ снова вернулось к крупным банкам

Российский бизнес довольно болезненно проходит через коронакризис. Сильнее всего пострадали от связанных с коронавирусом ограничений предприятия малого и среднего бизнеса. Достаточно уверенно себя чувствуют компании, чей бизнес связан с доставкой, дистанционной торговлей, те, кто смог наладить работу онлайн. Общепит, туризм, досуг, непродовольственная розница, перевозки, фитнес-индустрия и ряд других, где услуга не может быть оказана дистанционно, пострадали очень серьезно.

Проблемы связаны не только с ограничениями и падением спроса. Сегмент МСП сильнее других пострадал именно из-за недоступности финансовых ресурсов, отмечает Леонид Корнилов.

По его словам, сложности МСП во многом связаны с недостаточностью и кратковременностью государственной помощи, оказанной в пандемию. Меры поддержки имели очень узкий охват и большинство предпринимателей просто не смогли ими воспользоваться. Поддержка была предоставлена компаниям, виды деятельности которых были включены в перечень «наиболее пострадавших отраслей», а также системообразующим предприятиям. Зарплатные кредиты также были распространены не на все предприятия, выделенной суммы оказалось недостаточно. К тому же, МСП часто не имеют штата наемных работников и не смогли претендовать на такие кредиты.

Поэтому МСБ остро нуждаются в заемных средствах. Основными кредиторами МСБ стали крупные банки. Небольшие банки, которые декларировали свою готовность поддержать предпринимателей за счет специальных продуктов и условий, окончательно проиграли эту конкурентную борьбы, не выдержав гонки технологий, конкуренции по продуктам и масштабу бизнеса.

«Однако, мы видим, что крупные банки отклоняют более половины заявок МСП, сроки ожидания решения по кредиту достигают в среднем 90 дней. По прошествии этого периода, предпринимателю часто приходит отказ», – отмечает основатель Lemon.online.

Этот спрос удовлетворяют МФО, инвестиционные платформы, финтех компании, которые гораздо менее консервативны, умеют работать с рисками МСП, смогли предложить специализированные продукты. Селлеры поставляющие товары на маркетплейсы, производственные компании – все эти небольшие предприниматели «боятся» длинных банковских денег, им комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки и для закрытия кассовых разрывов. Такая тактика для МСП вполне оправдана на фоне непредсказуемой ситуации в экономике, новых ковидных ограничений.

Какие вызовы ждут МСБ уже в этом году

Цены на сырье, промышленную продукцию растут во всем мире, в том числе и в России. Это означает, что МСБ в этом году столкнутся с еще более острым дефицитом в оборотных средствах. Ситуация становится достаточно острой. Бизнес будет искать партнеров. Привлечение стороннего финансирования все равно дешевле для предпринимателя, нежели отвлечение своих денег из оборота.

Требования в новых условиях устроят далеко не всех кредиторов. Малый и средний бизнес нуждается в партнере, который сможет рассмотреть компанию комплексно – с несколькими юридическими лицами и разной системой налогообложения, гибко выдавать деньги по необходимости, а это значит в конкретный сезон, при выходе на новый маркетплейс или при договоренности с новым поставщиком с конкурентными ценами, то есть реагировать гибко и оперативно.

Новая категория заемщиков – селлеров, поставляющих продукты на маркетплейсы, требует узко специализированные продукты, консалтинг в сопровождении при выходе на новые площадки.

Старые кредиты – не подходят

Недавние поставщики, которые смогли перестроить свою бизнес-модель и выйти на маркетплейсы в пандемию довольно быстро увеличивают объем фондирования и становятся привлекательным клиентом. Правда нужно учитывать, что компании, которые прошли цифровую трансформацию в такое непростое время, требуют от кредиторов аналогичного подхода, ожидая, что основные финансовые решения будут приниматься незамедлительно и онлайн, без необходимости посещать офис и даже без лишних телефонных звонков.

«Мы провели опрос представителей МСБ и маркетплейсов, чтобы сформировать портрет типичного заемщика-поставщика маркетплейсов. Опрос включал 15 глубинных экспертных интервью с банками и маркетплейсами, а также анкетирование более 1,2 тыс. представителей МСП. До 20% селлеров имеют опыт работы на маркетплейсах от 6 месяцев. Минимальная годовая выручка селлеров составляет 5 млн рублей, в среднем – 15 млн рублей», – делится Корнилов.

При этом ритейлеры на маркетплейсе чаще всего являются поставщиками. Закупается товар в РФ, Китае, странах СНГ. Ритейлеров, реализующих товар под собственной торговой маркой или производителей, немного.

Через маркетплейсы реализуются в основном товары категории non-food, среди них лидируют электроника, товары для дома, спорта, зоотовары, одежда и обувь. Обычно у этой категории поставщиков «нет ничего своего». Все, чем они располагают – это запасы товара на складе.

«Маржа у селлеров может достигать 100% и более, – отмечает Корнилов. – Часто используется сразу несколько юридических лиц: ИП и ООО. Также ритейлер может быть самозанятым».

Селлерам комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки. Используются потребительские кредиты и карты для физических лиц, займы под залог авто, займы для бизнеса от МФО, собственные средства и деньги друзей и частных инвесторов. Более крупным доступны отсрочки от поставщиков, кредиты и овердрафты от банков.

Как расширить сотрудничество с маркетплейсами

Прошлый год стал рекордным для площадок и многих селлеров, как по оборотам, так и числу реализуемых позиций. Корнилов полагает, что скорее всего, в этом году эти показатели смогут обновить многие участники рынка. Селлеры, закрепившись на одном маркетплейсе, станут активно пробовать свои силы на других площадках. Площадки скорее всего пересмотрят свои условия, будут проводить более дружественную маркетинговую стратегию, повысят качество обработки обращений со стороны своих служб поддержки продавцов. Некоторые российские маркетплейсы выйдут с собственными финансовыми инструментами для поставщиков.

Что стоит уяснить

Развитие невозможно без доступа к финансированию. Сдерживает доступ МСП к фондированию недостаточный, а иногда и низкий уровень автоматизации бизнеса. Отсутствие стандартов электронных форм документов (договора поставки, актов услуг/поставки, счетов фактуры, накладных, доверенностей), ручная обработка, разные ЭДО.

Это выливается в высокие издержки в процессе обработки документов поставки, длительный процесс формирования реестров поставок, отсутствие автоматизации по проверке документов. Мы консультируем своих заемщиков на этапе роста бизнеса. Иного пути как переходить в цифру у поставщиков нет.

С ростом конкуренции вырастут требования к аналитике. Нужно грамотно выбирать товарную нишу, учитывать изменения спроса, сезонный фактор, готовность поддерживать остатки на складах.

«Правила игры на площадках уже устоялись и их придется соблюдать. Перед выходом на новую площадку нужно будет внимательно изучить все доступные инструкции, предлагаемые маркетплейсом, а также по возможности собрать доступную информацию на рынке», – резюмирует председатель совета директоров группы Finbridge.

Читайте также:  Как развить производственный бизнес

Он подчеркнул, что площадки регулярно меняют условия в одностороннем порядке, а новые публикуют на своих сайтах. Следить за изменениями – это ответственность и задача поставщиков.

Источник: xn--90aggfb2aw2a.xn--p1ai

Проблемы финансирования МСБ: какие есть альтернативы?

Малый и средний бизнес ощутимо пострадал от коронакризиса. В частности, остро стал вопрос финансирования. О том, как МСБ выходит из ситуации, кто смог выиграть в этой непростой ситуации и с помощью каких решений рассказал в беседе с Bankiros.ru основатель Lemon.online (группа Finbridge) Леонид Корнилов.

Почему кредитование МСБ снова вернулось к крупным банкам

Российский бизнес довольно болезненно проходит через коронакризис. Сильнее всего пострадали от связанных с коронавирусом ограничений предприятия малого и среднего бизнеса. Достаточно уверенно себя чувствуют компании, чей бизнес связан с доставкой, дистанционной торговлей, те, кто смог наладить работу онлайн. Общепит, туризм, досуг, непродовольственная розница, перевозки, фитнес-индустрия и ряд других, где услуга не может быть оказана дистанционно, пострадали очень серьезно.

Проблемы связаны не только с ограничениями и падением спроса. Сегмент МСП сильнее других пострадал именно из-за недоступности финансовых ресурсов, отмечает Леонид Корнилов.

Тариф «Простой»
Тинькофф Банк, Лиц. № 2673

Тариф «Простой»

обслуживание
Посмотреть тариф

По его словам, сложности МСП во многом связаны с недостаточностью и кратковременностью государственной помощи, оказанной в пандемию. Меры поддержки имели очень узкий охват и большинство предпринимателей просто не смогли ими воспользоваться. Поддержка была предоставлена компаниям, виды деятельности которых были включены в перечень «наиболее пострадавших отраслей», а также системообразующим предприятиям. Зарплатные кредиты также были распространены не на все предприятия, выделенной суммы оказалось недостаточно. К тому же, МСП часто не имеют штата наемных работников и не смогли претендовать на такие кредиты.

Поэтому МСБ остро нуждаются в заемных средствах. Основными кредиторами МСБ стали крупные банки. Небольшие банки, которые декларировали свою готовность поддержать предпринимателей за счет специальных продуктов и условий, окончательно проиграли эту конкурентную борьбы, не выдержав гонки технологий, конкуренции по продуктам и масштабу бизнеса.

«Однако, мы видим, что крупные банки отклоняют более половины заявок МСП, сроки ожидания решения по кредиту достигают в среднем 90 дней. По прошествии этого периода, предпринимателю часто приходит отказ», – отмечает основатель Lemon.online.

Тариф «На старте»
Банк ВТБ, Лиц. № 1000

Тариф «На старте»

обслуживание
Посмотреть тариф

Этот спрос удовлетворяют МФО, инвестиционные платформы, финтех компании, которые гораздо менее консервативны, умеют работать с рисками МСП, смогли предложить специализированные продукты. Селлеры поставляющие товары на маркетплейсы, производственные компании – все эти небольшие предприниматели «боятся» длинных банковских денег, им комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки и для закрытия кассовых разрывов. Такая тактика для МСП вполне оправдана на фоне непредсказуемой ситуации в экономике, новых ковидных ограничений.

Какие вызовы ждут МСБ уже в этом году

Цены на сырье, промышленную продукцию растут во всем мире, в том числе и в России. Это означает, что МСБ в этом году столкнутся с еще более острым дефицитом в оборотных средствах. Ситуация становится достаточно острой. Бизнес будет искать партнеров. Привлечение стороннего финансирования все равно дешевле для предпринимателя, нежели отвлечение своих денег из оборота.

Требования в новых условиях устроят далеко не всех кредиторов. Малый и средний бизнес нуждается в партнере, который сможет рассмотреть компанию комплексно – с несколькими юридическими лицами и разной системой налогообложения, гибко выдавать деньги по необходимости, а это значит в конкретный сезон, при выходе на новый маркетплейс или при договоренности с новым поставщиком с конкурентными ценами, то есть реагировать гибко и оперативно.

Тариф «Простой»
Альфа-Банк, Лиц. № 1326

Тариф «Простой»

обслуживание
Посмотреть тариф

Новая категория заемщиков – селлеров, поставляющих продукты на маркетплейсы, требует узко специализированные продукты, консалтинг в сопровождении при выходе на новые площадки.

Старые кредиты – не подходят

Недавние поставщики, которые смогли перестроить свою бизнес-модель и выйти на маркетплейсы в пандемию довольно быстро увеличивают объем фондирования и становятся привлекательным клиентом. Правда нужно учитывать, что компании, которые прошли цифровую трансформацию в такое непростое время, требуют от кредиторов аналогичного подхода, ожидая, что основные финансовые решения будут приниматься незамедлительно и онлайн, без необходимости посещать офис и даже без лишних телефонных звонков.

«Мы провели опрос представителей МСБ и маркетплейсов, чтобы сформировать портрет типичного заемщика-поставщика маркетплейсов. Опрос включал 15 глубинных экспертных интервью с банками и маркетплейсами, а также анкетирование более 1,2 тыс. представителей МСП. До 20% селлеров имеют опыт работы на маркетплейсах от 6 месяцев. Минимальная годовая выручка селлеров составляет 5 млн рублей, в среднем – 15 млн рублей», – делится Корнилов.

Тариф «Развитие»
Точка, Лиц. № 2209

Тариф «Развитие»

обслуживание
Посмотреть тариф

При этом ритейлеры на маркетплейсе чаще всего являются поставщиками. Закупается товар в РФ, Китае, странах СНГ. Ритейлеров, реализующих товар под собственной торговой маркой или производителей, немного.

Через маркетплейсы реализуются в основном товары категории non-food, среди них лидируют электроника, товары для дома, спорта, зоотовары, одежда и обувь. Обычно у этой категории поставщиков «нет ничего своего». Все, чем они располагают – это запасы товара на складе.

«Маржа у селлеров может достигать 100% и более, – отмечает Корнилов. – Часто используется сразу несколько юридических лиц: ИП и ООО. Также ритейлер может быть самозанятым».

Селлерам комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки. Используются потребительские кредиты и карты для физических лиц, займы под залог авто, займы для бизнеса от МФО, собственные средства и деньги друзей и частных инвесторов. Более крупным доступны отсрочки от поставщиков, кредиты и овердрафты от банков.

Как расширить сотрудничество с маркетплейсами

Тариф «Бесплатный»
Бланк банк, Лиц. № 2368

Тариф «Бесплатный»

обслуживание
Посмотреть тариф

Прошлый год стал рекордным для площадок и многих селлеров, как по оборотам, так и числу реализуемых позиций. Корнилов полагает, что скорее всего, в этом году эти показатели смогут обновить многие участники рынка. Селлеры, закрепившись на одном маркетплейсе, станут активно пробовать свои силы на других площадках. Площадки скорее всего пересмотрят свои условия, будут проводить более дружественную маркетинговую стратегию, повысят качество обработки обращений со стороны своих служб поддержки продавцов. Некоторые российские маркетплейсы выйдут с собственными финансовыми инструментами для поставщиков.

Что стоит уяснить

Развитие невозможно без доступа к финансированию. Сдерживает доступ МСП к фондированию недостаточный, а иногда и низкий уровень автоматизации бизнеса. Отсутствие стандартов электронных форм документов (договора поставки, актов услуг/поставки, счетов фактуры, накладных, доверенностей), ручная обработка, разные ЭДО.

Это выливается в высокие издержки в процессе обработки документов поставки, длительный процесс формирования реестров поставок, отсутствие автоматизации по проверке документов. Мы консультируем своих заемщиков на этапе роста бизнеса. Иного пути как переходить в цифру у поставщиков нет.

Источник: bankiros.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин