Реализуемая в России программа Минэкономразвития РФ по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства включает в себя достаточно обширный перечень мероприятий и направлений деятельности для развития тех субъектов, которые заинтересованы в собственном бизнесе, во внедрении инновационной продукции, в развитии объектов экономики и инфраструктуры. Известны различного рода федеральные программы, направленные на повышение финансовой устойчивости малого бизнеса различных отраслей, финансовой поддержки, реализуемой через ОАО “Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства”, комплекс мер Минобрнауки России по поддержке малого и среднего предпринимательства в научной и образовательных сферах (программы “УМНИК”, “СТАРТ”, “Развитие”, а также программы по развитию международного сотрудничества). [2]
Участие в любой серьезной программе предусматривает реализацию определенных проектов субъектами малого и среднего бизнеса, обеспеченных инвестициями. Требуется среда, которая может создать комфортные условия для реализации инвестиционных проектов.
Финансирование и льготы для малого и среднего бизнеса
Государственная политика для создания таких условий предусматривает ряд мер:
1) оптимизация нормативно-правовых основ государственного регулирования малого предпринимательства;
2) совершенствование системы налогообложения малого предпринимательства;
3) развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
4) совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;
5) совершенствование информационной поддержки;
6) укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого предпринимательства;
7) активная антимонопольная политика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;
8) совершенствование деятельности органов государственной поддержки малого предпринимательства. [1]
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства основана на ключевых принципах: приоритетности, комплексности, прозрачности, избирательности (селективности), программно-целевой ориентации. Характеристика принципов приведена в таблице 1. [4]
Таблица 1 — Характеристика принципов формирования и исполнения государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства
Подразумевает первоочередность программ поддержки малого предпринимательства в связи с трудностью существования полноценной конкуренции малого бизнеса с крупными фирмами без видимой той или иной формы государственной поддержки
Предусматривает обеспечение для малых предприятий возможность получения государственной поддержки одновременно в сколь угодном количестве форм, если те предусмотрены законодательством
Означает осуществление государственной поддержки на вполне определенных, закрепленных в правовых документах условиях, где конкретно прописаны объект поддержки и обязательства государственного органа, реализующего направление поддержки, и малого предприятия, в адрес которого эта поддержка направлена
Финансирование и льготы для малого и среднего бизнеса
Подразумевает применение селективного подхода при осуществлении мер поддержки с акцентом на социальном (предпринимательство с созданием большого числа рабочих мест, предпринимательство определенных групп лиц, развитие которых имеет особое значение для государства, предпринимательство в сфере социально значимых услуг и т.д.) и функциональном (целевая поддержка предпринимателей из категории Start-up, производств инновационного и высокотехнологичного продукта) направлениях
Принцип программно – целевой ориентации
Подразумевает целенаправленность и комплексность действий по решению поставленных задач государственной поддержки
Анализ практической работы в области государственной поддержки малого предпринимательства позволяет сделать вывод, что такая поддержка не должна строиться только на федеральных программах, планах министерств и ведомств, необходимо активное участие самих субъектов малого и среднего бизнеса, вовлечение их в систему реализации программ развития, финансируемых из разных источников.
Активное участие субъектов малого и среднего предпринимательства в федеральных программах возможно посредством инфраструктуры, так как она помогает при взаимоотношении с государственными структурами.
В настоящее время в деятельности органов инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса в регионах можно выделить ряд недостатков:
1) слабая координация деятельности организаций по поддержке малого предпринимательства, дублирование ими одних и тех же функций;
2) неэффективная система информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о существующих мерах государственной финансовой поддержки, отсутствие во многих информационного портала малого и среднего бизнеса, общедоступных каналов обеспечения организаций и индивидуальных предпринимавшей необходимыми информационными ресурсами;
3) незначительный охват малых и средних предприятий услугами государственной поддержки ввиду ограничения источников финансирования;
4) сложность процедуры оформления конкурсных заявок на получение финансовой помощи для субъектов малого бизнеса;
5) неразвитая система контроля функционирования фондов поддержки развития малого бизнеса и других аналогичных организаций на региональных уровнях, приводящая к нецелевому использованию средств, выделяемых на поддержку малого и среднего предпринимательства;
6) отсутствие адекватной системы оценки эффективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;
7) недостаточно активная позиция субъектов малого и среднего бизнеса в участии государственных программ и реализации их на основе разработанных и утвержденных проектов.
Необходимо учитывать важность роста инвестиционной привлекательности проектов, реализуемых субъектами малого и среднего бизнеса. Инвестиционную привлекательность предприятия можно рассматривать не только с точки зрения инвестора или органов государственной власти, оказывающих поддержу проектов за счет бюджетных средств, но и с точки зрения реципиента инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия является одним из ключевых моментов в процессе инвестирования. [6]
В данной связи можно отметить преимущества развития проектного финансирования в сфере малого бизнеса. Отличительными характеристиками такого финансирования являются Wowлечение большого количества участников в проектное финансирование: проектных компаний из числа субъектов малого предпринимательства (соискатель проектного финансирования; лизинговые компании; венчурные фонды; крупные предприятия, финансирующие на возвратной основе проекты малого бизнеса в целях получения дополнительных экономических выгод к своей основной деятельности; поставщики ресурсов и оборудования, необходимых для технического обеспечения проектов; потребители конечного продукта проекта; сторонние консультанты; институты, осуществляющие контроль за деятельностью субъектов малого бизнеса в процессе реализации ими инвестиционных проектов; и др.). [7]
Большое количество участников инвестиционного проекта влечет за собой повышенный уровень риска проектного финансирования, т.к. какие-либо субъекты могут не выполнить свои обязательства, ухудшается взаимосвязь между ними. Повышенный уровень риска проектного финансирования требует дальнейшей разработки нового направления анализа “проектный анализ”, а также расширение методического инструментария анализа и оценки всех производимых работ и получаемых продуктов от реализации проектного финансирования. Немало важным элементом является налоговая составляющая деятельности субъектов малого бизнеса, особенно в связи с изменениями в налоговом законодательстве на 2013 г. Льготы по налогообложению и специальные налоговые режимы повышают коммерческую эффективность инвестиционного проекта.
Введенный в июне 2012 г. Федеральный закон № 94-ФЗ “О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ” провозгласил новый специальный налоговый режим в дополнение к существующему перечню специальных налоговых режимов, который получил название “патентная система налогообложения”. [2] В 2013 г. патентная система налогообложения заменит упрощенную систему налогообложениядля индивидуальных предпринимателей на основе патента. Переход на патентную систему является добровольным. Этот налоговый режим легко совмещается с другими режимами налогообложения. Так, применяя общий режим налогообложения или упрощенную систему налогообложения (или системы налогообложения ЕСХН, в ЕНВД) по одним видам деятельности, индивидуальный предприниматель вправе применять патентную систему налогообложения по другим видам предпринимательской деятельности.
Налоговой базой для исчисления по патентной системе налогообложения является потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход, размеры которого установлены законодательством. Минимальный размер годового дохода не может быть меньше 100 тыс. руб., а максимальный не должен превышать 1 млн. руб. Правда, по отдельным видам предпринимательской деятельности (техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования, оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов и пассажиров, медицинская и фармацевтическая деятельность, обрядовые и ритуальные услуги) может быть увеличен годовой доход, но не более чем в 3 раза. Эти и другие ограничения не могут серьезно повлиять на преимущества патентной системы налогообложения, позволяющей достаточно свободно принимать решения в отношении участия собственника бизнеса в проектном финансировании. Определенная заблаговременно сумма налоговых платежей облегчает процесс вовлечения свободных ресурсов в реализацию проектного финансирования наряду с целевыми финансовыми ресурсами, представленными малому бизнесу участниками системы проектного финансирования.
Принятие решения по конкретному проекту представляет собой сложный поэтапный процесс, включающий в себя проведение предварительных исследований, получение и анализ информации, имеющей определенную важность для того или иного проекта. Оценка экономической эффективности проекта — завершающий наиболее важный этап этого процесса.
Объективная оценка эффективности проектного финансирования невозможна без применения специальных методов оценки. Разработка подобных методов неразрывно связана с различными определениями самого понятия “эффективность”.
В отечественной и зарубежной литературе последних десятилетий этой категории посвящено множество научных трудов и исследований. С точки зрения наиболее общего подхода трактовка понятия определена этимологией слов “эффект” и “эффективность”. Эффект — отражение результата деятельности, т. е. того состояния, к которому стремится экономический объект.
Эффективность — соотношение результата (эффекта) и затрат, обусловливающих этот результат. [5] Отсутствие в научной литературе единых подходов к понятию “эффективность” не мешает определить результативность проектного финансирования и считать его эффективным при простом условии, когда стоимость произведенных товаров и оказанных услуг будет больше, чемстоимость средств, израсходованных на их производство в соответствии с проектом. Определение результативности требует выделения двух понятий: результата и затрат. Можно выделитьряд подходов к объяснению содержания этих понятий.
Результат, полученный в процессе осуществления проектного финансирования может быть выражен в виде:
1) увеличение дохода или прибыли предприятия;
2) снижение текущих расходов по производству продукции или оказанию услуг;
3) понижение энергоемкости и ресурсоемкости продукции;
4) увеличение количества занятых работников на конкретном предприятии;
5) уменьшение уровня загрязненности окружающей среды и другие показатели.
Затраты на осуществление проектного фиксирования (первоначальные, текущие и ликвидационные):
1) ресурсы, необходимые для проведения технико-экономических исследований инвестиционных возможностей;
2) вложения для разработки технико-экономического обоснования или бизнес-плана реализации инвестиционного проекта;
3) расходы на производство строительно-монтажных работ;
4) расходы на приобретение и монтаж оборудования;
5) расходы на прирост оборотного капитала и пр.
Сложившаяся к настоящему времени классификация эффективности проектного финансирования позволяет выделять два основных ее вида: эффективность проекта в целом и эффективность участия в проекте (рисунок 1).
Рисунок 1 – Виды эффективности проектного финансирования.
Проблема использования в оценке эффективности проектного финансирования малого и среднего бизнеса надежных методов оценки проектов, методического инструментария анализа, позволяющего получать необходимую информацию для мониторинга работ по проектам, может быть разрешена наукой и практикой при условии наличия региональных механизмов реализации программ на основе проектного финансирования и их научного обоснования.
Библиографический список:
1. Закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209 // Российская газета, N 164, 31.07.2007.
2. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 25.06. 2012 года № 94 // Российская газета, N 144, 27.06.2012.
3. Акт министерств и ведомств «Рекомендации по обеспечению координации программ, реализуемых по государственной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, по содействию самозанятости безработных граждан, по поддержке малых форм хозяйствования на селе и по поддержке малых форм инновационного предпринимательства» от 22.11.2012 http://www.consultant.ru/, «КонсультантПлюс» — правовой портал.
4. Валигурский Д.И. Организация предпринимательской деятельности: Учебник. Москва: Дашков и К, 2012 г. 519 с.
5. Мухина И.А. Экономика организации (предприятия): учебное пособие. Москва: ФЛИНТА; МПСИ, 2010 г. 320 с.
6. Савенкова Е.В. Методика подбора инвесторов для участия в региональных инвестиционных программах // Экономические науки. 2010. № 6 (67) — С. 89.
7. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. Современные тенденции в развитии малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2013. — № 4 (226). — c. 26-32.
7.02.2014, 17:42 Гайдученко Юрий Сергеевич
Рецензия: В статье отсутствует обоснование актуальности проводимого исследования, нет цели и задач исследования, сформулированных автором, непонятны результаты собственных исследований и отсутствуют выводы, сделанные автором по результатам собственных исследований по поднятой теме. Статья нуждается в доработке, после которой может быть опубликована в электронном журнале.
8.02.2014, 1:04 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: Рекомендуется к печати.
8.02.2014, 1:34 Катков Юрий Николаевич
Рецензия: Тема статьи действительно актуальна. Из ключевых слов необходимо удалить слово «поддержка». В шапке таблицы 1, вторую колонку нужно назвать, например «Характеристика».
И еще, в этой таблице можно было бы сделать сравнительную характеристику принципов сложившихся в России, с зарубежными принципами в области поддержки малого и среднего предпринимательства, может быть и статья от этого поменяла бы свое научное направление. После таблицы Вы пишите, «…анализ практической работы в области государственной поддержки…позволяет сделать вывод».
А какой анализ? В Вашей статье его нет. Поэтому укажите, на какие аналитические материалы Вы опираетесь. В статье Вы обозначили проблему, о сложности подбора, специальных методов оценки эффективности проектного финансирования. Однако Вы сразу уходите от этой проблемы, пишите про эффективность, так и не предложив ни одного метода. В итоге конечный вывод и сама статья теряет смысл.
Если Вы ставите проблему, то должны ее решить, пусть и на тезисном уровне. Статья достойно написана, в ней просматривается стиль автора, но нет логической законченности. Рекомендуется к публикации после исправления замечаний.
13.02.2014, 12:18 Бухтиярова Татьяна Ивановна
Рецензия: Актуальность темы определяется необходимостью государственной поддержки развития малого и среднего предпринимательства, именно поэтому автор приводит перечень мер государственной политики финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Характеризуя принципы формирования и реализации государственной политики, автор выделяет принципы: приоритетности, комплексности, прозрачности, избирательности, программно-целевой ориентации.
Автором не определена область исследования,она представлена в виде практической работы в области «государственной поддержки». Автор, рассматривая субъекты институциональной экономики, ограничивает последние субъектами малого и среднего предпринимательства и государственными структурами, исключая институты общества. Автор не приводит перечень мероприятий по нейтрализации выделенных недостатков в деятельности органов инфраструктуры государственной поддержки. Проблема проектного финансирования автором рассмотрена достаточно полно, но требует уточнения вопрос каждого вида эффективности с позиции методики расчета показателей. Статья рекомендации к печати после исправления замечаний
28.02.2014, 12:10 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: Согласна с мнением предыдущих рецензентов. Статья требует логического заключения. После доработки может быть рекомендована к печати
15.03.2014, 21:53 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати
15.03.2014, 21:54 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендована к печати
15.03.2014, 22:00 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати
1.04.2014, 20:21 Демчук Наталия Ивановна
Рецензия: Для студента уровень достаточно высок, развивайтесь! Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Источник: sci-article.ru
Проблемы финансирования МСБ: какие есть альтернативы?
Малый и средний бизнес ощутимо пострадал от коронакризиса. В частности, остро стал вопрос финансирования. О том, как МСБ выходит из ситуации, кто смог выиграть в этой непростой ситуации и с помощью каких решений рассказал в беседе с Bankiros.ru основатель Lemon.online (группа Finbridge) Леонид Корнилов.
Почему кредитование МСБ снова вернулось к крупным банкам
Российский бизнес довольно болезненно проходит через коронакризис. Сильнее всего пострадали от связанных с коронавирусом ограничений предприятия малого и среднего бизнеса. Достаточно уверенно себя чувствуют компании, чей бизнес связан с доставкой, дистанционной торговлей, те, кто смог наладить работу онлайн. Общепит, туризм, досуг, непродовольственная розница, перевозки, фитнес-индустрия и ряд других, где услуга не может быть оказана дистанционно, пострадали очень серьезно.
Проблемы связаны не только с ограничениями и падением спроса. Сегмент МСП сильнее других пострадал именно из-за недоступности финансовых ресурсов, отмечает Леонид Корнилов.
По его словам, сложности МСП во многом связаны с недостаточностью и кратковременностью государственной помощи, оказанной в пандемию. Меры поддержки имели очень узкий охват и большинство предпринимателей просто не смогли ими воспользоваться. Поддержка была предоставлена компаниям, виды деятельности которых были включены в перечень «наиболее пострадавших отраслей», а также системообразующим предприятиям. Зарплатные кредиты также были распространены не на все предприятия, выделенной суммы оказалось недостаточно. К тому же, МСП часто не имеют штата наемных работников и не смогли претендовать на такие кредиты.
Поэтому МСБ остро нуждаются в заемных средствах. Основными кредиторами МСБ стали крупные банки. Небольшие банки, которые декларировали свою готовность поддержать предпринимателей за счет специальных продуктов и условий, окончательно проиграли эту конкурентную борьбы, не выдержав гонки технологий, конкуренции по продуктам и масштабу бизнеса.
«Однако, мы видим, что крупные банки отклоняют более половины заявок МСП, сроки ожидания решения по кредиту достигают в среднем 90 дней. По прошествии этого периода, предпринимателю часто приходит отказ», – отмечает основатель Lemon.online.
Этот спрос удовлетворяют МФО, инвестиционные платформы, финтех компании, которые гораздо менее консервативны, умеют работать с рисками МСП, смогли предложить специализированные продукты. Селлеры поставляющие товары на маркетплейсы, производственные компании – все эти небольшие предприниматели «боятся» длинных банковских денег, им комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки и для закрытия кассовых разрывов. Такая тактика для МСП вполне оправдана на фоне непредсказуемой ситуации в экономике, новых ковидных ограничений.
Какие вызовы ждут МСБ уже в этом году
Цены на сырье, промышленную продукцию растут во всем мире, в том числе и в России. Это означает, что МСБ в этом году столкнутся с еще более острым дефицитом в оборотных средствах. Ситуация становится достаточно острой. Бизнес будет искать партнеров. Привлечение стороннего финансирования все равно дешевле для предпринимателя, нежели отвлечение своих денег из оборота.
Требования в новых условиях устроят далеко не всех кредиторов. Малый и средний бизнес нуждается в партнере, который сможет рассмотреть компанию комплексно – с несколькими юридическими лицами и разной системой налогообложения, гибко выдавать деньги по необходимости, а это значит в конкретный сезон, при выходе на новый маркетплейс или при договоренности с новым поставщиком с конкурентными ценами, то есть реагировать гибко и оперативно.
Новая категория заемщиков – селлеров, поставляющих продукты на маркетплейсы, требует узко специализированные продукты, консалтинг в сопровождении при выходе на новые площадки.
Старые кредиты – не подходят
Недавние поставщики, которые смогли перестроить свою бизнес-модель и выйти на маркетплейсы в пандемию довольно быстро увеличивают объем фондирования и становятся привлекательным клиентом. Правда нужно учитывать, что компании, которые прошли цифровую трансформацию в такое непростое время, требуют от кредиторов аналогичного подхода, ожидая, что основные финансовые решения будут приниматься незамедлительно и онлайн, без необходимости посещать офис и даже без лишних телефонных звонков.
«Мы провели опрос представителей МСБ и маркетплейсов, чтобы сформировать портрет типичного заемщика-поставщика маркетплейсов. Опрос включал 15 глубинных экспертных интервью с банками и маркетплейсами, а также анкетирование более 1,2 тыс. представителей МСП. До 20% селлеров имеют опыт работы на маркетплейсах от 6 месяцев. Минимальная годовая выручка селлеров составляет 5 млн рублей, в среднем – 15 млн рублей», – делится Корнилов.
При этом ритейлеры на маркетплейсе чаще всего являются поставщиками. Закупается товар в РФ, Китае, странах СНГ. Ритейлеров, реализующих товар под собственной торговой маркой или производителей, немного.
Через маркетплейсы реализуются в основном товары категории non-food, среди них лидируют электроника, товары для дома, спорта, зоотовары, одежда и обувь. Обычно у этой категории поставщиков «нет ничего своего». Все, чем они располагают – это запасы товара на складе.
«Маржа у селлеров может достигать 100% и более, – отмечает Корнилов. – Часто используется сразу несколько юридических лиц: ИП и ООО. Также ритейлер может быть самозанятым».
Селлерам комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки. Используются потребительские кредиты и карты для физических лиц, займы под залог авто, займы для бизнеса от МФО, собственные средства и деньги друзей и частных инвесторов. Более крупным доступны отсрочки от поставщиков, кредиты и овердрафты от банков.
Как расширить сотрудничество с маркетплейсами
Прошлый год стал рекордным для площадок и многих селлеров, как по оборотам, так и числу реализуемых позиций. Корнилов полагает, что скорее всего, в этом году эти показатели смогут обновить многие участники рынка. Селлеры, закрепившись на одном маркетплейсе, станут активно пробовать свои силы на других площадках. Площадки скорее всего пересмотрят свои условия, будут проводить более дружественную маркетинговую стратегию, повысят качество обработки обращений со стороны своих служб поддержки продавцов. Некоторые российские маркетплейсы выйдут с собственными финансовыми инструментами для поставщиков.
Что стоит уяснить
Развитие невозможно без доступа к финансированию. Сдерживает доступ МСП к фондированию недостаточный, а иногда и низкий уровень автоматизации бизнеса. Отсутствие стандартов электронных форм документов (договора поставки, актов услуг/поставки, счетов фактуры, накладных, доверенностей), ручная обработка, разные ЭДО.
Это выливается в высокие издержки в процессе обработки документов поставки, длительный процесс формирования реестров поставок, отсутствие автоматизации по проверке документов. Мы консультируем своих заемщиков на этапе роста бизнеса. Иного пути как переходить в цифру у поставщиков нет.
С ростом конкуренции вырастут требования к аналитике. Нужно грамотно выбирать товарную нишу, учитывать изменения спроса, сезонный фактор, готовность поддерживать остатки на складах.
«Правила игры на площадках уже устоялись и их придется соблюдать. Перед выходом на новую площадку нужно будет внимательно изучить все доступные инструкции, предлагаемые маркетплейсом, а также по возможности собрать доступную информацию на рынке», – резюмирует председатель совета директоров группы Finbridge.
Он подчеркнул, что площадки регулярно меняют условия в одностороннем порядке, а новые публикуют на своих сайтах. Следить за изменениями – это ответственность и задача поставщиков.
Источник: xn--90aggfb2aw2a.xn--p1ai
Проблемы финансирования МСБ: какие есть альтернативы?
Малый и средний бизнес ощутимо пострадал от коронакризиса. В частности, остро стал вопрос финансирования. О том, как МСБ выходит из ситуации, кто смог выиграть в этой непростой ситуации и с помощью каких решений рассказал в беседе с Bankiros.ru основатель Lemon.online (группа Finbridge) Леонид Корнилов.
Почему кредитование МСБ снова вернулось к крупным банкам
Российский бизнес довольно болезненно проходит через коронакризис. Сильнее всего пострадали от связанных с коронавирусом ограничений предприятия малого и среднего бизнеса. Достаточно уверенно себя чувствуют компании, чей бизнес связан с доставкой, дистанционной торговлей, те, кто смог наладить работу онлайн. Общепит, туризм, досуг, непродовольственная розница, перевозки, фитнес-индустрия и ряд других, где услуга не может быть оказана дистанционно, пострадали очень серьезно.
Проблемы связаны не только с ограничениями и падением спроса. Сегмент МСП сильнее других пострадал именно из-за недоступности финансовых ресурсов, отмечает Леонид Корнилов.
Тариф «Простой»
Тинькофф Банк, Лиц. № 2673
обслуживание
Посмотреть тариф
По его словам, сложности МСП во многом связаны с недостаточностью и кратковременностью государственной помощи, оказанной в пандемию. Меры поддержки имели очень узкий охват и большинство предпринимателей просто не смогли ими воспользоваться. Поддержка была предоставлена компаниям, виды деятельности которых были включены в перечень «наиболее пострадавших отраслей», а также системообразующим предприятиям. Зарплатные кредиты также были распространены не на все предприятия, выделенной суммы оказалось недостаточно. К тому же, МСП часто не имеют штата наемных работников и не смогли претендовать на такие кредиты.
Поэтому МСБ остро нуждаются в заемных средствах. Основными кредиторами МСБ стали крупные банки. Небольшие банки, которые декларировали свою готовность поддержать предпринимателей за счет специальных продуктов и условий, окончательно проиграли эту конкурентную борьбы, не выдержав гонки технологий, конкуренции по продуктам и масштабу бизнеса.
«Однако, мы видим, что крупные банки отклоняют более половины заявок МСП, сроки ожидания решения по кредиту достигают в среднем 90 дней. По прошествии этого периода, предпринимателю часто приходит отказ», – отмечает основатель Lemon.online.
Тариф «На старте»
Банк ВТБ, Лиц. № 1000
обслуживание
Посмотреть тариф
Этот спрос удовлетворяют МФО, инвестиционные платформы, финтех компании, которые гораздо менее консервативны, умеют работать с рисками МСП, смогли предложить специализированные продукты. Селлеры поставляющие товары на маркетплейсы, производственные компании – все эти небольшие предприниматели «боятся» длинных банковских денег, им комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки и для закрытия кассовых разрывов. Такая тактика для МСП вполне оправдана на фоне непредсказуемой ситуации в экономике, новых ковидных ограничений.
Какие вызовы ждут МСБ уже в этом году
Цены на сырье, промышленную продукцию растут во всем мире, в том числе и в России. Это означает, что МСБ в этом году столкнутся с еще более острым дефицитом в оборотных средствах. Ситуация становится достаточно острой. Бизнес будет искать партнеров. Привлечение стороннего финансирования все равно дешевле для предпринимателя, нежели отвлечение своих денег из оборота.
Требования в новых условиях устроят далеко не всех кредиторов. Малый и средний бизнес нуждается в партнере, который сможет рассмотреть компанию комплексно – с несколькими юридическими лицами и разной системой налогообложения, гибко выдавать деньги по необходимости, а это значит в конкретный сезон, при выходе на новый маркетплейс или при договоренности с новым поставщиком с конкурентными ценами, то есть реагировать гибко и оперативно.
Тариф «Простой»
Альфа-Банк, Лиц. № 1326
обслуживание
Посмотреть тариф
Новая категория заемщиков – селлеров, поставляющих продукты на маркетплейсы, требует узко специализированные продукты, консалтинг в сопровождении при выходе на новые площадки.
Старые кредиты – не подходят
Недавние поставщики, которые смогли перестроить свою бизнес-модель и выйти на маркетплейсы в пандемию довольно быстро увеличивают объем фондирования и становятся привлекательным клиентом. Правда нужно учитывать, что компании, которые прошли цифровую трансформацию в такое непростое время, требуют от кредиторов аналогичного подхода, ожидая, что основные финансовые решения будут приниматься незамедлительно и онлайн, без необходимости посещать офис и даже без лишних телефонных звонков.
«Мы провели опрос представителей МСБ и маркетплейсов, чтобы сформировать портрет типичного заемщика-поставщика маркетплейсов. Опрос включал 15 глубинных экспертных интервью с банками и маркетплейсами, а также анкетирование более 1,2 тыс. представителей МСП. До 20% селлеров имеют опыт работы на маркетплейсах от 6 месяцев. Минимальная годовая выручка селлеров составляет 5 млн рублей, в среднем – 15 млн рублей», – делится Корнилов.
Тариф «Развитие»
Точка, Лиц. № 2209
обслуживание
Посмотреть тариф
При этом ритейлеры на маркетплейсе чаще всего являются поставщиками. Закупается товар в РФ, Китае, странах СНГ. Ритейлеров, реализующих товар под собственной торговой маркой или производителей, немного.
Через маркетплейсы реализуются в основном товары категории non-food, среди них лидируют электроника, товары для дома, спорта, зоотовары, одежда и обувь. Обычно у этой категории поставщиков «нет ничего своего». Все, чем они располагают – это запасы товара на складе.
«Маржа у селлеров может достигать 100% и более, – отмечает Корнилов. – Часто используется сразу несколько юридических лиц: ИП и ООО. Также ритейлер может быть самозанятым».
Селлерам комфортнее прибегать к коротким займам под конкретные закупки. Используются потребительские кредиты и карты для физических лиц, займы под залог авто, займы для бизнеса от МФО, собственные средства и деньги друзей и частных инвесторов. Более крупным доступны отсрочки от поставщиков, кредиты и овердрафты от банков.
Как расширить сотрудничество с маркетплейсами
Тариф «Бесплатный»
Бланк банк, Лиц. № 2368
обслуживание
Посмотреть тариф
Прошлый год стал рекордным для площадок и многих селлеров, как по оборотам, так и числу реализуемых позиций. Корнилов полагает, что скорее всего, в этом году эти показатели смогут обновить многие участники рынка. Селлеры, закрепившись на одном маркетплейсе, станут активно пробовать свои силы на других площадках. Площадки скорее всего пересмотрят свои условия, будут проводить более дружественную маркетинговую стратегию, повысят качество обработки обращений со стороны своих служб поддержки продавцов. Некоторые российские маркетплейсы выйдут с собственными финансовыми инструментами для поставщиков.
Что стоит уяснить
Развитие невозможно без доступа к финансированию. Сдерживает доступ МСП к фондированию недостаточный, а иногда и низкий уровень автоматизации бизнеса. Отсутствие стандартов электронных форм документов (договора поставки, актов услуг/поставки, счетов фактуры, накладных, доверенностей), ручная обработка, разные ЭДО.
Это выливается в высокие издержки в процессе обработки документов поставки, длительный процесс формирования реестров поставок, отсутствие автоматизации по проверке документов. Мы консультируем своих заемщиков на этапе роста бизнеса. Иного пути как переходить в цифру у поставщиков нет.
Источник: bankiros.ru