Проблемы государственного регулирования бизнеса

Сафонова, С. А. Актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения государственного регулирования предпринимательской деятельности / С. А. Сафонова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы юридических наук : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 10-16. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/441/17155/ (дата обращения: 06.06.2023).

В статье отстаивается идея о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности должно осуществляться на основе предпринимательского права. Автор рассматривают современные проблемы правового обеспечения такого регулирования.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, налоговая нагрузка.

В условиях рыночной экономики предпринимательская деятельность является одним из наиболее важных элементов. Она не только способствует развитию конкуренции на рынке, но также определяет темпы развития экономики и способствует формированию нового социального слоя в обществе. Кроме того, именно предпринимательская деятельность во многом определяет инвестиционный климат и макроэкономические показатели в целом. Таким образом, от того, насколько совершенной является предпринимательская деятельность, во многом зависит уровень развития обществе и государства в целом [6, с. 323].

Урок 1. Понятие предпринимательства. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

В связи с этим государство, будучи заинтересованным в развитии, принимает активное участие в регулировании предпринимательской деятельности. Причем в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности государство обеспечивает не только защиту собственных интересов, но и защиту интересов частных субъектов.

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности могут быть самыми разными: нормативно-правовая регламентация общественных отношений в сфере осуществления предпринимательской деятельности, управление государственной собственностью, планирование, лицензирование, осуществление контрольно-надзорной деятельности [4, с. 147–148] и т. д. Однако в рамках данного научного исследования интерес представляет именно правотворческая деятельности государства.

Комплексный анализ содержания действующего отечественного законодательства, регламентирующего порядок государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также материалов складывающейся в анализируемой сфере правоприменительной практики свидетельствует о том, что в исследуемой сфере наличествуют определенные проблемы.

Одной из наиболее актуальных проблем, как представляется, является проблема повышения налогов [5, с. 153]. Сокращение налоговой нагрузки, а также упрощение налоговых процедур и отчетности является одним из возможных путей развития предпринимательства (прежде всего — мелкого и среднего). Однако наше государство, как показывает практика, двигается в обратном направлении. Об это, в частности, может свидетельствовать факт принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», в соответствие с которым размер налога на добавочную стоимость (НДС) был увеличен до 20 % [1, ст. 1].

круглый стол ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ

Внесение данного изменения оказало значительное влияние на субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Прежде всего, это находит свое отражение в уклонении отдельных субъектов предпринимательской деятельности от уплаты налогов в принципе либо организации ведения двойной бухгалтерии. Другие же субъекты предпринимательской деятельности пошли по наиболее простому пути — они просто переложили бремя уплаты части, на которую возрос размер НДС, непосредственно на граждан, выступающих в качестве конечных потребителей товаров, посредством увеличения цен на соответствующие товары.

Таким образом, налоговую политику государства в части увеличения размера налогов нельзя считать направленной на обеспечение субъектов предпринимательской деятельности, поскольку она идет вразрез с их интересами и, соответственно, не способствует развития сферы предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Интересно, что в содержании пояснительной записке к законопроекту, в соответствии с которым предлагалось увеличить размер НДС с 18 до 20 процентов, инициаторы соответствующего законопроекта в принципе никак не аргументировали данное изменение [8]. Это обстоятельство дает основание еще раз задуматься о том, насколько обоснованным и необходимым было принятие соответствующего федерального закона в действительности.

Не менее актуальной, по нашему мнению, является и проблема наличия административных барьеров. Основными причинами создания административных барьеров в сфере осуществления предпринимательской деятельности являются: неэффективные управленческие решения в процессе государственного регулирования экономики; коррупционная мотивация введения новых регуляций группами чиновников; дифференциация инструментов административного регулирования и контроля, искажающих формирование рыночной среды; распространение неформальных отношений (в обход законодательных норм) предпринимательских структур и органов власти; укоренившиеся нормы поведения властных структур, присущие командно-административной экономике; властное вмешательство в экономические отношения хозяйствующих субъектов [3, с. 156].

Можно выделить следующие административные барьеры, существующие в исследуемой сфере общественных отношений: ограничения, существующие при получении разрешения на ведение экономико-хозяйственной деятельности (например, по вопросам согласования проектной документации с государственными органами, регистрация предприятий и получение лицензий); административные препятствия, связанные с наличием коллизий и пробелов в действующем законодательстве, регулирующем отношения в сфере развития малого предпринимательства; отсутствие стандартов качества и доступности услуг, не позволяющее упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти перед обществом; излишние барьеры при поступлении различных товаров на рынок (например, это выражается в квотировании объемов закупок, сертификации и маркировке товаров); нормативные ограничения в процессе текущего осуществления экономических функций (например, наличие излишних условий государственного надзора в отношении частного сектора экономики) и т. д.

Читайте также:  Что сказал путин о малом бизнесе

Решение проблемы наличия административных барьеров может быть обеспечение посредством внесения в действующее законодательство изменений, состоящих в следующем:

— упрощение доступа на рынок путем снижения барьеров входа (в частности, упрощение процедуры регистрации, сокращение списка лицензируемой деятельности, сокращение сертифицируемой номенклатуры, ликвидация посредников и т. д.);

— усиление экономической ответственности субъектов рынка путем создания новых механизмов ответственности (например, усиление ответственности перед всеми агентами, усиление роли корпоративного контроля, усиление ответственности разрешающих органов и пр.);

— замена контроля входа контролем за деятельностью путем изменения характера и функции контроля (например, установление перечня контрольных органов, наиболее детальная регламентация проверяющей деятельности, ограничение количества проверок, определение процедур обжалования решений и т. д.).

Стоит отметить, что в части преодоления наличествующих административных барьеров государством уже предприняты некоторые меры. В качестве одной из таких мер, в частности, можно считать принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [2]. В соответствие с указанным постановлением было продлено действие запрета на плановые проверки (так, мораторий коснулся не менее 100 тысяч субъектов).

Несмотря на то, что государство предпринимает отдельные попытки ослабления административные барьеров в сфере осуществления предпринимательской деятельности, их, очевидно, оказывается недостаточно. Об этом, например, может свидетельствовать информация, информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации — 5 976 187 [7]. Соответственно, действие обозначенного выше постановления коснется лишь 1,67 % от общего всего числа соответствующих субъектов предпринимательства, что, в свою очередь, является недостаточным. Также необходимо отметить, что мораторий не распространяется на налоговые проверки. Кроме того, под действия введенного моратория не попадает весь средний бизнес.

Для осуществления предпринимательской деятельности в нашем государстве существует необходимая нормативно-правовая база, представленная достаточно широким перечнем как законодательных, так и подзаконных нормативно-правовых актов. Стоит отметить, что вопросам развития предпринимательской деятельности в Российской Федерации в последние годы стало уделяться гораздо больше внимания, чем раньше.

Однако сфера осуществления предпринимательской деятельности по-прежнему характеризуется наличием достаточного количества проблем, наиболее актуальными из которых продолжают оставаться проблемы, связанные с повышением налогов, а также наличием административных барьеров.

Перспективы развития предпринимательской деятельности во многом зависят от деятельности государства по ее поддержке. Для достижения поставленных целей необходимо оказание содействия, ориентированного на совершенствование нормативной базы (в том числе в части снижения налоговой нагрузки), устранение административных барьеров и предотвращение новых трудностей в реализации права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.

Литература:

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (ред. от 30.10.2018) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/3d0cac60971a511280cbba229d9b6329c07731f7/ (дата обращения: 27.04.2022).
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2021 № 1520 «Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395031/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 27.04.2022).
  3. Игнатьева И. В. Проблемы административных барьеров в государственном регулировании предпринимательской деятельности // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 4 (131). — С. 155–157.
  4. Магомедова Ш. С. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: формы, способы, пределы вмешательства // Актуальные вопросы современной экономики. — 2020. — № 7. — С. 146–151.
  5. Милосердова А. И. Административные барьеры в предпринимательской деятельности // Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория, методология, практика: Материалы международной научно-практической конференции, Воронеж, 25 января 2018 года. — Воронеж: Общество с ограниченной ответственностью «АМиСта», 2018. — С. 151–156.
  6. Тилиндис Т. В. Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности, в том числе игорного бизнеса // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2019. — Т. 8. — № 3 (28). — С. 323–326.
  7. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. — URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 27.04.2022).
  8. Законопроект № 489169–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/489169–7 (дата обращения: 27.04.2022).
Читайте также:  Бытовая химия как бизнес

Источник: moluch.ru

Проблемы государственного регулирования бизнеса и методы из решения

Общество ждет от бизнеса создания новых производств и новых рабочих мест, роста эффективности, стабильного поступления налогов для исполнения государством социальных обязательств. В период кризиса особенно недопустимыми являются излишние административные барьеры ведения бизнеса.

Барьеры, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса, можно условно разделить на внешние и внутренние для предприятий.

Негативные внешние барьеры в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности и слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние барьеры — низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержания экономического образования.

Существуют проблемы, которые испытывают субъекты малого и среднего бизнеса в области имущественной поддержки:

· отсутствие доступа к информации о наличии государственного и муниципального имущества, сдаваемого в аренду, подлежащего продаже (приватизации);

· длительность и сложность процедуры оформления и регистрации субъектами МП сделок по использованию имущества;

· высокая стоимость сделок по аренде и продаже имущества;

· отсутствие долгосрочных и стабильных условий аренды.

Отсутствуют реальные возможности в получении предпринимателями необходимой информации по широкому спектру интересующих их вопросов:

· нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок и условия деятельности субъектов малого предпринимательства, а также полномочиям контролирующих органов;

· о состоянии рынка и конкуренции, ресурсах (в том числе, сырьевых), необходимых для деятельности малых предприятий;

· о государственном имуществе, сдаваемом в аренду и выставляемом на продажу;

· о государственном заказе и условиях проведения конкурсов.

Обеспечить доступ предпринимателей к кредитам — значит не только поддержать существующий сектор малого и среднего бизнеса и вывести его из «тени», но и стимулировать появление новых предприятий. Согласно данным проведенных исследований, доступ к финансовым ресурсам ежегодно имеют лишь порядка 13-15 тыс. малых предприятий из 880 тыс. Это означает, что сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка.

С одной стороны, государство должно заинтересовать банки в кредитовании малого бизнеса путем субсидирования части процентных выплат по банковским кредитам субъектам малого и среднего бизнеса. Это привело бы к снижению рисков реализации проектов в сфере малого бизнеса и уменьшению сроков окупаемости инвестиционных проектов, повысив их привлекательность для кредитующих организаций. С другой — необходима система гарантий по кредитам, предоставляемым субъектам малого и среднего бизнеса.

Государственные гарантии, как федерального уровня, так и субъекта РФ выдаются высшим органом исполнительной власти в лице ее финансового органа. Финансовый орган подписывает договор о гарантии (поручительстве) с кредитором, после чего ему принадлежат все права и обязанности гаранта. Гарант в лице финансового органа обязан проводить финансовую проверку принципала, а также проверку активов, которые предлагается использовать в качестве залога.

Развитие малого и среднего бизнеса идет очень медленными темпами, потому что банки не готовы предоставлять большие суммы таким предприятиям, поэтому малому и среднему бизнесу всегда не хватает денег для развития и расширения. Общее направление банковской реформы должно соотноситься с государственной политикой поддержки малого и среднего бизнеса, прежде всего, потому, что наметившаяся тенденция в понимании банковской реформы может привести к насильственному «вымыванию» небольших банков и, как следствие, к негативным последствиям для финансирования и обслуживания малого и среднего бизнеса.

Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса

Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринимательство в рыночной экономике — налоговая политика, выполняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хозяйствующих субъектов. В российской экономике государство, прежде всего, реализует фискальную функцию. С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизнеса в целом и его различных групп проблема налогообложения прочно занимает первое место.

В настоящее время в России действуют три системы налогообложения, применяемые в отношении субъектов малого и среднего бизнеса: общепринятая и два особых режима — 1) упрощенная система налогообложения, учета и отчетности; 2) система налогообложения вмененного дохода. Применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивается действием «единого налога» на вмененный доход, переход на который является обязательным для значительного числа видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. На сегодняшний день региональные законы приняты в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Роль it в бизнесе и общество

Большинство субъектов малого и среднего бизнеса облагается налоги по общепринятой системе, то есть они уплачивают действующие налогов всех видов (с некоторыми льготами, различающимися по регионам). По последним оценкам, численность малых предприятий, работающих по этой системе, составляла порядка 500 тыс., численность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица — около 2,5 млн. человек. По упрощенной системе работает только 50 тыс. малых предприятий (или около 6% от числа всех зарегистрированных МП) и 110 тыс. индивидуальных предпринимателей (или всего 3% их общего числа).

Однако введение в действие единого налога на вмененный доход ликвидировало возможность применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для широкого круга субъектов малого и среднего бизнеса. На сегодняшний день единый налог на вмененный доход действует более чем в 80 субъектах Российской Федерации.

Применяемый в соответствии с Законом РФ №148-ФЗ от 31.07.1998 единый налог на вмененный доход является обязательным, и самостоятельный переход налогоплательщика, осуществляющего определенный вид деятельности, на другую систему не допускается.

Таким образом, действующая в настоящее время система налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса существенно препятствует развитию малого и среднего бизнеса в России.

Введение Налогового кодекса РФ и Бюджетного кодекса РФ значительно сузило льготы малого и среднего бизнеса. В сочетании с увеличением объема налоговой отчетности сужение возможностей финансовой поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и сокращение льгот в очередной раз ставят добросовестные малые предприятия на грань разорения.

Наконец, непродуманное и поспешное введение единого социального налога вызвало, по существу, двойное налогообложение малого и среднего бизнеса, уплачивающих налог на вмененный доход. Усиление иррационального налогового пресса привело к еще большему уходу малого и среднего бизнеса в «теневую экономику». Введение этого налога можно рассматривать как яркий пример безответственного отношения ряда органов власти к своим обязанностям в проведении провозглашенной политики поддержки малого и среднего бизнеса, несогласованности их действий. Непродуманная налоговая политика, по существу, укрепляет криминальные структуры, активно курирующие «теневую экономику».

Источник: studentopedia.ru

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011

Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Осуществляемые на протяжении 20 лет преобразования в российской экономике показали, что становление системы рыночных отношений в России требует определенного уровня экономической свободы субъектов экономики, а развитие предпринимательства выступает главным фактором достижения такой свободы. По мере реализации программ реформирования российской экономики становится все более очевидным, что будущее России во многом зависит от состояния и дальнейшего развития предпринимательской активности общества. Предпринимательская инициатива не может быть реализована в полной мере без активного участия государства в процессе создания благоприятных условий ведения хозяйственной деятельности.

Цель исследования состоит в обосновании необходимости государственного воздействия на процесс развития предпринимательства и разработке научно обоснованных предложений и практических рекомендаций по развитию государственного регулирования предпринимательской деятельности. Объектом исследования являются основные направления взаимодействия государства и предпринимательства в современных условиях. Предметом исследования является влияние проводимых мер государственного регулирования на процесс развития предпринимательства.

В работе рассмотрены теоретические подходы к вопросам государственного регулирования предпринимательской деятельности, обоснована необходимость государственного воздействия на экономику и предпринимательство, выделены основные направления формирования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности, проведен анализ воздействия мер государственного регулирования предпринимательской деятельности по отдельным направлениям на развитие предпринимательства в целом, предложены рекомендации по совершенствованию административного регулирования, формированию конкурентных условий, развитию системы налогообложения предпринимательской деятельности и развитию финансовой поддержки малых предприятий

Научная новизна исследования определяется комплексным подходом к изучению проблем развития предпринимательства. Данный подход предусматривает выделение и анализ регулирования основных направлений, определяющих формирование условий развития предпринимательства, и базируется на необходимости устранения избыточного государственного воздействия.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин