Экономические преобразования, проводимые в России в последние годы, во многом связаны с формированием и развитием малого и среднего предпринимательства. Начав развиваться в 90-е годы, сегодня оно занимает скромное место в России, и по разным оценкам его доля в ВВП страны составляет от 15% до 20% (в странах ЕС — до 50%, в Китае — 60%), в этой сфере работает около 20% от общей численности занятых в экономике страны. Развитие малого и среднего предпринимательства способствует созданию значительного количества рабочих мест, что является фактором, не только важным для обеспечения стабильности экономики, но и противодействующим политическому экстремизму и терроризму.
1.Проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства……………………………………………………….3 стр.
2. Задача…………………………………………………………………….7 стр.
3.Литература……………………………………………………………….11 стр.
Файлы: 1 файл
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Уральский государственный экономический университет
Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса
по предпринимательскому праву
Тема: Проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства
1.Проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства…………………………… ………………………….3 стр.
- Проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства
Экономические преобразования, проводимые в России в последние годы, во многом связаны с формированием и развитием малого и среднего предпринимательства. Начав развиваться в 90-е годы, сегодня оно занимает скромное место в России, и по разным оценкам его доля в ВВП страны составляет от 15% до 20% (в странах ЕС — до 50%, в Китае — 60%), в этой сфере работает около 20% от общей численности занятых в экономике страны. Развитие малого и среднего предпринимательства способствует созданию значительного количества рабочих мест, что является фактором, не только важным для обеспечения стабильности экономики, но и противодействующим политическому экстремизму и терроризму.
Согласно п.1 ст.3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
В настоящее время согласно ст.4 данного закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:
1)»независимость происхождения» – в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
Какие существуют главные проблемы развития российского бизнеса? Что препятствует развитию бизнеса?
2)средняя численность работников за отчетный период не превышает:
— 15 человек для микропредприятий;
— 100 человек для малых предприятий
— 250 человек для средних предприятий.
Для эффективного функционирования предприятий малого и среднего бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого и среднего предпринимательства. Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности должно осуществляться через систему законов прямого действия, что позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в России.
Меры, принятые в последние годы по совершенствованию правового обеспечения малого и среднего предпринимательства, безусловно, имеют огромное значение для его развития.
В то же время можно констатировать, что нередко часть принимаемых на федеральном уровне решений и нормативных правовых актов отрицательно отражается на состоянии малого и среднего предпринимательства в стране и в значительной степени сокращает стимулы к занятию предпринимательской деятельностью у активной части населения. Наиболее яркими примерами таких действий федеральных властей могут служить поправки к Налоговому кодексу, которые практически не снизили налоговую нагрузку на малый и средний бизнес; новая система регистрации юридических лиц, не позволившая в полной мере реализовать принцип «одного окна» и сократить финансовые и временные затраты на регистрацию; принятие Кодекса об административных правонарушениях, увеличившего количество контролирующих органов и узаконившего огромный разброс штрафных санкций.
По-прежнему сохраняется напряженная ситуация по всем основным проблемам, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства. Так, давление налогового «пресса» на малый и средний бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Другая проблема заключается в том, что на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не создана действенная система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого и среднего предпринимательства. Действия контролирующих органов на местах, как правило, не скоординированы. Меры, предусмотренные пакетом Законов по дебюрократизации экономики («О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не дали ожидаемого результата. Напротив, в некоторых случаях предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами.
В дальнейшем рост числа новых малых и средних предприятий, увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми и средними предприятиями будет зависеть от следующих условий.
Во-первых, устранение административных ограничений для развития среднего и малого бизнеса, негативно влияющих на предпринимательский климат. В последнее время были сделаны важные шаги в этом направлении. Однако необходимо дальнейшее движение в этом направлении, в том числе реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной Думой ФС РФ законов «о дебюрократизации». Одним из направлений в дальнейшем устранении административных барьеров, препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих субъектов малого предпринимательства, должна стать работа по совершенствованию нормативно-правовой базы и, в частности, по разработке прозрачных процедур принятия решений, оптимизации контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости.
Малое и среднее предпринимательство является важным элементом и гарантом существования развитой рыночной экономики. Степень его развития и активность во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. Государство, поддерживая малое и среднее предпринимательство, решает проблемы повышения благосостояния населения и увеличения количества граждан со средним доходом. Налоговые поступления от этого сегмента экономики в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, стимулирует предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
На телевидении размещена реклама кваса «Никола». Голос за кадром дает следующую информацию: «Привезли на Русь в избытке разномастные напитки. Но сказал Никола: „Хватит нам свое здоровье тратить! Витамины, чистый солод – Пей „Николу““ На экране появляется надпись: „Квас – не кола, пей „Николу““.
Данная реклама не соответствует требованиям закона. Реклама кваса «Никола»является ярким примером некорректного сравнения, направленного против известного бренда газированных напитков. В решении ФАС о признании данной рекламы ненадлежащей было отмечено, что «некорректное сопоставление его с «коласодержащими» напитками других производителей усматривается, поскольку сравнение в рекламе осуществляется не по потребительским характеристикам продукции, а с использованием противопоставления эмоционально-негативного отношения к «коласодержащим» напиткам и позитивного отношения к рекламируемому квасу».
Данная реклама вызывает неверные представления у потребителей по поводу предлагаемого товара.
Недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами. Представленный случай недобросовестной рекламы можно назвать одним из самых частых нарушений, допускаемых рекламодателями.
Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.
Некорректное сравнение товара – это возведение его в превосходную степень по сравнению с «обычными», «остальными», «всеми другими» фирмами и товарами. Если подобные заявления не соответствуют действительности, такая реклама расценивается как недобросовестная. Кроме того, в такой рекламе присутствуют и элементы недобросовестной конкуренции по отношению ко всем конкурентам (неопределенному кругу), которые производят или продают такие товары.
Недобросовестная конкуренция — нарушение общепринятых правил и норм конкуренции. При этом нарушаются законы и неписаные правила. Кроме того нарушается Конституция РФ, где в статье 34, пункт 2 сказано: «Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию»
Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» трактует это понятие как: любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Формы недобросовестной конкуренции установлены ст. 14 указанного выше закона. Это:
- распространение ложных, неточных или искажённых сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.
Совершение действий, являющихся актами недобросовестной конкуренции в рекламе, влечет разные правовые последствия. Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона «О рекламе» юридические лица или граждане (рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители) за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе несут гражданско- правовую, административную и уголовную ответственность».
Источник: www.yaneuch.ru
Проблемы государственного регулирования малого бизнеса
Цели и задачи: на основе анализа проводимой политики государственного регулирования малого бизнеса агропромышленного комплекса выявить основные проблемы и приоритетные направления ее развития в регионах.
Перед агропромышленным комплексом поставлены важнейшие задачи: обеспечение продовольственной безопасности страны, насыщение внутреннего рынка качественными, безопасными и доступными продуктами питания, наращивание экспортного потенциала продовольствия, расширение производства и создание новых рабочих мест. [2] Невозможность продовольственного рынка, а особенно в существующих российских условиях, обеспечивать саморегулирующую устойчивость развития АПК, перелив в него частного капитала в необходимых размерах в условиях низкого уровня эластичности между динамикой цен, спросом и предложением товаров, а также существование повышенной рискованности, высокой капиталоемкости и энергоемкости обусловливают объективную необходимость государственной поддержки АПК [1].
Важное место в АПК принадлежит малым формам хозяйствования: крестьянским (фермерским) хозяйствам, малым сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также хозяйствам населения. В совокупности этот сектор дает более 50 % общего объема валовой продукции сельского хозяйства [2].
В России все четче осознается потребность в разработке стратегических направлений активизации процесса государственной поддержки малого бизнеса АПК в целях его устойчивого развития. Самое малозатратное стратегическое направление повышения устойчивости АПК -разработка и стимулирование стратегии адаптивной системы интентификации сельскохозяйственного производства в ее регионах с учетом максимального использования потенциала устойчивости территориальных биосистем и природно-климатических условий. Поэтому рассмотрим данный процесс, выявим проблемы и приоритетные направления развития малого бизнеса АПК в регионах.
На федеральном и региональном уровнях в последние годы принимаются беспрецедентные меры по поддержке малого и среднего бизнеса, а также развитию АПК.
С 2008 года началась реализация пятилетней Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., которая стала продолжением приоритетного национального проекта «Развитие АПК». Однако в рамках программы стимулируется преимущественно строительство крупных животноводческих комплексов, а развитие малых форм хозяйствования идет по направлению создания потребительских кооперативов: кредитных, перерабатывающих и по обслуживанию, снабжению, заготовке и сбыту сельхозпродукции, выращенной владельцами личных подсобных и фермерских хозяйств. В регионах также разрабатываются и утверждаются долгосрочные целевые программы, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, принимаются решения, позволяющие малым и средним предприятиям на льготных условиях выкупать и арендовать имущество. Однако часто федеральные и региональные программы не достаточно согласованы между собой и, таким образом, участие малого бизнеса АПК в этих программах затруднено.
Проведенный нами анализ показал, что наблюдаемый рост государственных инвестиций, рост количества предприятий малого и среднего бизнеса в АПК, а также объемов выпускаемой продукции хотя и является положительной тенденцией, но не обеспечивает все возрастающие потребности населения в продукции АПК. Даже перспективные, обладающие высоким потенциалом развития АПК, активно внедряющие современные проекты государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства регионы страны, не могут обеспечить внутренние потребности населения в основных продуктах питания. Это еще раз подтверждает то, что существующих мер крайне недостаточно для обеспечения решения задач продовольственной безопасности.
Основными проблемами, сдерживающими развитие малых и средних предприятий АПК в регионах, являются:
1) структурный перекос в развитии малых и средних предприятий по видам экономической деятельности: в настоящее время подавляющее большинство малых предприятий сосредоточено в торговле;
2) несовершенство нормативно-правовой базы существующих федеральных и региональных государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства АПК;
3) недостаточная поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и модернизации АПК;
4) неприемлемые для большинства малых и средних предприятий АПК условия банковского кредита;
5) недостаток квалифицированных кадров в малом бизнесе АПК;
6) отсутствие инфраструктуры и развитой системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях;
7) значительные затраты, связанные с сертификацией выпускаемой и разрабатываемой продукции, патентованием изобретений, а также государственной регистрацией иных результатов интеллектуальной деятельности.
На основе анализа выявленных проблем обозначим приоритетные направления государственного регулирования малого бизнеса АПК в регионах:
1) увеличение доли малого и среднего предпринимательства АПК;
2) совершенствование нормативно-правовой базы государственной поддержки малого бизнеса АПК;
3) формирование инновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства АПК,
4) совершенствование кредитно-финансоой поддержки малого бизнеса АПК;
5) сохранение численности работающих, подготовка и переподготовка кадров для малого бизнеса АПК;
6) создание инфраструктуры и содействие развитию малого и среднего предпринимательства АПК в муниципальных образованиях;
7) упрощение организации процедур оформления: собственности, предприятий, сертификации, получения патентов.
1. Гусев В.В., Чижик А.С. Система государственного регулирования агропромышленного комплекса России. Монография. — М.: МГУТУ, 2006.
2. Скрынник Е. Государственная стратегия модернизации АПК // АПК: экономика, управление. — 2010. — №6.
Источник: applied-research.ru
Государственное регулирование малого и среднего бизнеса
1. Теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства
Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.
Задачи курсовой работы: определить теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА……………………………………6
1.Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
2.Особенности венчурного финансирования………………………………..10
3.Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
2.АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………..21
1.Опыт Великобритании………………………………………………………21
2.Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае…………………………………………………………………………29
3.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ……….39
1.Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
2.Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………………………..44
3.Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….56
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………….60
Работа состоит из 1 файл
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА…………………………… ………6
- Понятие и правовые основы малого предпринимательства……………….6
- Особенности венчурного финансирования………………………………..10
- Основные механизмы и направления регулирования малого предпринимательства ……………………………………………………….13
- Опыт Великобритании………………………………………… ……………21
- Модели государственного регулирования малого предпринимательства в Китае………………………………………………………………… ………29
- Этапы становления малого предпринимательства в России………………39
- Современное состояние малого предпринимательства в Российской Федерации……………………………………………………… ……………..44
- Направления совершенствования государственного регулирования малого предпринимательства в России…………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………………………58
ПРИЛОЖЕНИЕ А – СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………… …………….60
Тема данной курсовой работы: «Государственное регулирование малого предпринимательства». Этот вопрос объективно является крайне актуальным на данном этапе развития глобальной экономики в общем и российской экономики в частности. Переоценить роль малого бизнеса в современной России довольно трудно.
В период общего экономического спада России в начале 90-х годов именно малый бизнес поддержал российскую экономику и вовремя адаптировался в новых рыночных условиях, в то время как государственные предприятия не выдержали конкуренции, были разрушены или приватизированы.
Малый бизнес участвует в формировании бюджетов всех уровней. Помимо непосредственных отчислений в бюджет от доходов компаний, предприятия малого бизнеса создают рабочие места и являются источником доходов населения. Малый бизнес выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства.
Кроме того, малое предпринимательство является более гибким, способным оперативно реагировать на изменения конъюнктуры определенного рынка, которые являются неизбежным следствием изменений, происходящих в глобальной экономике. Совершенно очевидно, что это свойство малых и средних предприятий является особенно благоприятным во время глобального экономического кризиса и при нестабильности внутренней экономики.
Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут эффективно развиваться. Малый бизнес осваивает новые сегменты рынка, решает проблемы самореализации граждан и занятости населения в сочетании с гарантированными налоговыми поступлениями в бюджеты всех уровней. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
Из вышесказанного следует, что столь важная сфера жизни общества, столь значимый сегмент экономики непременно должен находиться под контролем, быть управляемым, регулируемым. Однако в связи с этим возникает большое количество вопросов, как то: в какой степени должно происходить это регулирование, какие именно структуры должны выступать субъектом управления и т.п.
Целью курсовой работы является рассмотрение системы государственной поддержки малого предпринимательства целом, особенности механизмов государственного регулирования малого предпринимательства в Российской Федерации, а также зарубежный опыт государственного управления этой сферой.
Задачи курсовой работы: определить теоретические основы государственной поддержки малого предпринимательства, а именно его понятие и правовые основы, основные механизмы и направления его регулирования, особенности венчурного финансирования; рассмотреть опят государственного регулирования малого предпринимательства в иностранных государствах на примере Великобритании и Китая как одних из наиболее ярких и показательных представителей Европы и Азии соответственно; изучить особенности исследуемого экономического явления в Российской Федерации: этапы становления, современное состояние малого предпринимательства в России, а также направления совершенствования его государственного регулирования.
- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИМАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- Понятие и правовые основы малого предпринимательства
Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям.
Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность [8, с. 67].
Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности – 100 человек;
- в строительстве – 100 человек;
- на транспорте – 100 человек;
- в сельском хозяйстве — 60 человек;
- в научно-технической сфере — 60 человек;
- в оптовой торговле – 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица [2].
К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие социально-экономические факторы:
- кризис административно-командной системы хозяйствования;
- дефицит товаров, работ и услуг;
- чрезмерную монополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;
- замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;
- легализацию предпринимательской деятельности;
- признание иных форм собственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
- сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.
Экономическая деятельность субъекта малого предпринимательства определяется, прежде всего, его экономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательства заинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности.
Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма большое значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.
Субъекты малого предпринимательства как участники экономических отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур [5, с. 12].
Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.
Помимо экономического интереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве — непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:
- в силу неисполнения обязательств по договорам;
- вытекает из причинения вреда;
- в связи с нарушением действующего законодательства.
В некоторых случаях, а именно в случаях нарушения Уголовного Кодекса Российской Федерации, может также наступать уголовная ответственность предпринимателя. Так, Уголовным Кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное предпринимательство. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере (доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ = 100 рублей) — примечание к ст. 171 УК РФ), в соответствии с частью 1 статьи 171 УК РФ, наказывается [1]:
- либо штрафом в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3-х до 5-ти месяцев;
- либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов;
- либо арестом на срок от 4-х до 6-ти месяцев;
- либо лишением свободы на срок до 3-х лет.
Процесс создания и последующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными и нормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяется Гражданским кодексом РФ (часть 2).
Источник: www.freepapers.ru