Проблемы и направления развития инфраструктуры бизнеса в России

Как часть глобальной экономической повестки, импакт-предпринимательство обещало стать одним из главных российских экономических трендов 2022 года. Однако непредсказуемое время ставит новые вызовы перед российским сообществом предпринимателей и инвесторов, и особенно затрагивает импакт-стартапы.

183 просмотров

Чтобы поддержать комьюнити, обновленный акселератор IMPACTIVE создает принципиально новый формат взаимодействия с социально значимыми стартапами и инвесторами. Цель программы IMPACTIVE 2022 – не только сохранить, но и развить импакт-предпринимательство в России.

Особенностью нового подхода стали адаптивность и гибкость. Достигнуть этого программа сможет с помощью индивидуального подхода к акселерации проектов, а также при содействии партнеров, которые будут помогать стартапам расти, развиваться и сохранять устойчивость в условиях новой реальности.

Что было: классическая акселерационная программа

IMPACTIVE был создан 2020 году под брендом «Навстречу импакт-инвестициям», когда российское бизнес-сообщество только начинало знакомиться с понятием «импакт».

Техническое регулирование и инфраструктура качества на службе общества и промышленности | ЕЭФ’23

Акселератор всегда ставил перед собой задачу «взрастить» обоюдный интерес инвесторов и социально ориентированных предпринимателей и стать катализатором роста импакт-инвестиций в России. Помимо этого, было важно также показать, что импакт-стартапы – это не благотворительные организации, а такие же предприниматели и представители бизнеса.

За время существования программы менторы и эксперты обучили десятки импакт-стартапов и помогли привлечь первые инвестиций своим выпускникам.

По результатам обучения в программе фаундеры импакт-стартапов осознали бизнес-составляющую своих проектов, выстроили стратегию управления, и начали сотрудничество с инвесторами.

Важно, что, благодаря акселератору, многие инвесторы действительно смогли увидеть в социальных предпринимателях именно предпринимателей, которые не только решают социально значимую проблему, но и обеспечивают инвестору доход.

Инвесторы подтвердили это на первом в России форуме «Импакт-инвестирование: тренд новой экономики», организованном акселератором совместно с Forbes Congress. Как прошел форум, можно увидеть, прочесть и даже посмотреть на странице мероприятия.

События 2022 года станут серьезным испытанием для любого российского бизнеса на разном уровне развития. Сфера импакт-предпринимательства, которая только утверждала свои позиции в рядах профессионального сообщества, сегодня рискует самостоятельностью и возможностью привлечения реальных инвестиционных средств.

Очевидно, что обучение, которым ранее занимался акселератор, сегодня может быть лишь вспомогательным процессом. Главное же в текущих реалиях – оперативная реакция на события и экспертная помощь уже готовым проектам с планами и договоренностями, которые оказались в сложной ситуации.

Реагируя на происходящие в стране и в мире события, акселератор меняется сам и меняет свой подход к взаимодействию со стартапами.

Предприниматели Нефтекамска обсудили проблемы развития бизнеса в регионе

Что стало: инфраструктура для импакт-бизнеса

«Акселератор ставит перед собой цель стать «инфраструктурным ядром» импакт-бизнеса в России, где инвесторы и предприниматели смогут получить всю необходимую поддержку для реализации своих целей, несмотря на экстраординарные вызовы времени».

Любовь Шерышева, рассказывает управляющий партнер и идейный вдохновитель программы

IMPACTIVE объединил вокруг себя партнеров, способствующих развитию импакт-инфраструктуры.

Бизнес-инкубатор Высшей Школы Экономики, который с 2006 года занимается развитием стартапов, а также содействует формированию инновационной инфраструктуры образования, стал партнером в рамках обучающего направления и акселерации импакт-проектов. Венчурная компания VENTURE CREW, обладающая высокой экспертизой в международном предпринимательстве и большим опытом в привлечении инвестиции стала партнером программы по привлечению импакт-инвестиции.

Развивать и компетентно помогать импакт-проектам будут эксперты и единомышленники программы, которые поддержат предпринимателей необходимой экспертизой на разных этапах развития их бизнеса:

  • I’MPACT – консалтинг-сервис в сфере устойчивого маркетинга делает маркетинговые услуги высокого уровня доступным для бизнеса на разных этапах развития. Сервис поможет предпринимателям сформулировать и донести до целевой аудитории и инвесторов ценность создаваемого ими продукта;
  • Клуб Инвестиционного Нетворкинга – партнер по развитию импакт-сообщества. Его создатель – Сергей Ореханов, серийный предприниматель и эксперт в маркетинге инвестиций и инвестиционном нетворкинге;
  • МЕ Можайская Executive – партнер в области Executive search и карьерном консультировании. Инна Можайская, основатель и генеральный директор компании, известна в бизнес-сообществе как уникальный «охотник за головами».
  • Lurye, Chumakov
  • Сергей Ореханов, партнер и ментор программы, инвестор, основатель одного из самых крупных инвестиционных сообществ России «Клуб инвестиционного нетворкинга»;
  • Владислав Глинберг, ментор программы, венчурный инвестор, учредитель и генеральный директор компании «Старт Инвест»;
  • Андрей Попов, ментор программы, импакт-инвестор; ранее — член правления, директор Информационных технологий АО «Райффайзенбанк», член совета директоров ПАО Банк ЗЕНИТ;
  • Светлана Радченко, ментор программы, эксперт по стратегии и управлению финансами, более 15 лет опыта отбора и развития венчурных проектов на позиции финансового директора международного холдинга;
  • Андрей Редькин, ментор программы, инвестор, стратегический консультант, ex-коммерческий директор компании ITECH.group.

Особое значение менторская поддержка приобретает в первом и втором терках, которые нацелены на помощь уже сформированным проектам.

Так как процесс привлечения инвестиций сейчас стал сложным для российских предпринимателей, партнеры и менторы IMPACTIVE 2022, обладая огромной бизнес-экспертизой и многогранным опытом выхода из различных кризисов, помогут преодолеть вызовы, диктуемые новыми обстоятельствами.

Менторы и эксперты помогут разобраться, есть ли у конкретного проекта перспективы развития в России или ему требуется реалокация, каков инвестиционный потенциал проекта, что делать со структурой расходов и как работать с командой в условиях неопределенности, не теряя при этом стратегического видения и движения.

Подробнее о программе акселератора читайте на нашем на сайте.

Заявку на прохождение акселерационной программы IMPACTIVE 2022 можно подать через форму на сайте или в письме на почту [email protected] .

Источник: vc.ru

Инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса в РФ

Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одной из главных доминант развития малого предпринимательства, а также осуществления результативных мер его поддержки на государственном и муниципальном уровнях. Практически с первых шагов возрождения малого предпринимательства как экономически значимого компонента нового рыночного хозяйства в России начала складываться и соответствующая система инфраструктурных институтов, причем, с одной стороны, стихийно, а с другой — благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ международной помощи малому бизнесу России.

В соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются в федеральных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Поддержкой организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, является деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляемая при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства и направленная на создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Читайте также:  Карамель на палочке как бизнес

Сегодня инфраструктура развития и поддержки малого и среднего бизнеса (помимо институтов федерального уровня) охватывает 80 региональных фондов поддержки, 52 региональных агентства в системе РАПМСП, 4б межрегиональных маркетинговых центров во главе с ММЦ “Москва”, 31 региональный информационно-вычислительный центр, 54 региональных бизнес-инкубатора, 30 бизнесцентров, 98 учебно-деловых центров (в том числе 67 — в рамках Морозовского проекта); формируется система технопарков; созданы два региональных центра правовой и экономической безопасности малого и среднего предпринимательства.

Региональное распределение этих институтов инфраструктуры очень неравномерно и, в принципе, обнаруживает’ прямую зависимость между результатами их деятельности и количественными и качественными показателями развития малых предприятий в конкретных регионах. Более того, в некоторых наиболее “продвинутых” субъектах Российской Федерации система институтов инфраструктуры развития и поддержки малого и среднего предпринимательства стала обретать черты комплексности и достаточной завершенности.

Однако позитивный процесс количественного роста и качественного совершенствования работы этих институтов так и не получил своего логического завершения в виде целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы, своего рода “окружающей среды” для предпринимательства, способной охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики, различной степени “хозяйственной зрелости” и пр.

Более того, острый экономический и финансовый кризис во многом перечеркнул то в рыночных преобразованиях в России, что казалось уже близким к завершению. При этом кризис не только подорвал внутренние импульсы развития сектора малого предпринимательства: чувствительный удар пришелся также и на такой аспект формирования предпринимательской среды, как становление и финансовое обеспечение деятельности объектов рыночной инфраструктуры, тяготеющих, прежде всего, к потребностям субъектов малого бизнеса.

Инфраструктура поддержки МП в российской экономике изначально была призвана решать двуединую задачу: во-первых, стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий и, во-вторых, направлять их активность преимущественно в те сферы хозяйственной деятельности, которые в перспективе наиболее отвечают потребностям национальной экономики. Однако до последнего времени российская инфраструктура развития и поддержки малого бизнеса так и не смогла решить ни одной из этих задач в полном объеме.

Вследствие многочисленных причин правового, организационного, финансового и информационного характера, образовался разрыв между номинальным ростом численности и многообразием видов инфраструктурных институтов поддержки малых предприятий и практической результативностью их деятельности. Деятельность указанных институтов — и на федеральном, и на региональном уровне — неполно и непоследовательно интегрировалась в соответствующие целевые государственные программы.

Как следствие, в большинстве фондов поддержки, центров развития малого и среднего предпринимательства и других подобных инфраструктур средств хватает только на зарплату служащим (и то не всегда). На бесплатные консультации, обучение работников малых предприятий, предоставление информации и т.п. российских средств нет. На глазах чахнут, не обретя способности к финансовой самодостаточности, различные институты поддержки малого и среднего бизнеса, созданные в ходе реализации проектов международной помощи. Но часто даже те немногие, еще реально возможные меры поддержки, которые могут быть предоставлены малым предприятиям на местах бесплатно или на льготных условиях, не находят своего адресата. Практика показывает, что очень многие малые и средние предприятия либо не осведомлены о существовании возможности получения чьей-либо помощи, либо считают эту помощь несущественной для своих практических дел.

Конечно, сама модель российских реформ — поспешных, без четкой, долгосрочной программы действий; реформ, несущих на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, уже изначально едва ли могла породить самостоятельные, эффективно действующие институты рыночной инфраструктуры. Но при всех просчетах институциональное направление реформ, включающее также формирование инфраструктуры развития и поддержки сектора малого предпринимательства, в определенном смысле обладает самостоятельной ценностью и накапливает опыт, которым не следует пренебрегать. Процесс становления инфраструктуры можно сравнить со строительством каналов, которые еще предстоит наполнить живительной влагой. Применительно к инфраструктуре поддержки малого бизнеса, аналогом такой живительной влаги выступают финансовые источники, современные организационные формы и методы работы, а также квалификация кадров.

Процесс формирования инфраструктуры поддержки российских малых предприятий подошел к черте, за которой невозможен дальнейший прогресс без устранения “узких” мест, преодоления негативных моментов, реализации накопленного позитивного опыта и выхода на качественно новый уровень развития. Новые подходы, сообразные времени и потребностям малого и среднего предпринимательства, требуют, прежде всего, четкого разграничения полномочий и вертикального взаимодействия соответствующих структур федерального, регионального и местного уровней. Это касается и упорядочения функционирующих на одном уровне государственных, муниципальных и общественных институтов поддержки предпринимательства, взаимодействие которых сегодня не вмещается ни в понятие “сотрудничество”, ни в понятие “конкуренция”.

Соответствующие инфраструктуры — действующие или вновь образованные — должны “закрыть ниши”, отвечающие наиболее прогрессивным направлениям развития малого и среднего предпринимательства. Так, институционального оформления требует практика решения следующих задач:

— осуществление контроля над действиями государственных (муниципальных) заказчиков по обеспечению участия малых предприятий в выполнении государственных и особенно муниципальных заказов (специальные комиссии при полномочных государственных и муниципальных заказчиках);

— оказание прямого содействия в установлении кооперационных и иных хозяйственных связей между малыми, средними и крупными предприятиями (пром. зоны и полигоны);

— проведение независимой экспертизы потенциальной ценности бездействующих производственных и иных площадей и производственно-технологических комплексов для развертывания на их основе деятельности малых и средних предприятий (специальные комиссии при комитетах по имуществу);

В сложившейся ситуации преждевременно говорить о полном разгосударствлении инфраструктур развития и поддержки малого и среднего бизнеса. За государством должно сохраниться решение крупных задач в этом направлении: преобладающее участие государства в образовании кредитно-инвестиционных и лизинговых организаций, особенно в экономически менее развитых и депрессивных регионах с недостаточным уровнем развития малого предпринимательства; поддержка в этих регионах основных специализированных объектов инфраструктуры; создание или участие в создании региональных институтов, способных централизованно аккумулировать все необходимые для малого и среднего бизнеса экономические, правовые, учебные, информационные и иные услуги (региональных центров поддержки предпринимательства — РЦПП), а в сфере инновационного малого бизнеса — инновационно-технологических центров (ИТЦ) и иных инновационных институтов и центров продвижения и передачи новых технологий в сферу малого предпринимательства.

Правовому оформлению и четкой институционализации подлежат также такие важные мероприятия, как поддержка кредитных союзов и иных элементов инфраструктуры микрокредитования малого предпринимательства. Необходимы помощь в создании обществ взаимного страхования малых предприятий и иных механизмов, обеспечивающих снижение предпринимательских (инвестиционных) рисков в МП; расширение выставочно-ярмарочной деятельности; организация обучения основам предпринимательской деятельности; поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан; организация подготовки и переподготовки государственных служащих и персонала федеральных и региональных структур, занимающихся поддержкой предпринимательства.

Как и политика в отношении малого и среднего предпринимательства в целом, решение проблем инфраструктуры развития и поддержки этого сектора экономики нуждается в едином координирующем начале. Такую роль, в принципе, должна выполнить система целевых программ развития и поддержки малого и среднего бизнеса — государственных (федерального и регионального уровней) и местных. Однако практика показала, что по многим причинам (не только финансового свойства) проблематика развития и функционирования инфраструктурных институтов, действующих в интересах предпринимательства, не может быть ограничена жесткими программными рамками. Часть усилий в этом направлении может быть возложена на более гибкий механизм отдельных федеральных и региональных проектов со смешанной системой финансирования, независимым управлением и др.

Читайте также:  Существовал ли бизнес в СССР

Поэтому сейчас в формировании инфраструктурных институтов для идентификации и реализации всех “программных” и “внепрограммных” мер поддержки малого предпринимательства, принципиальное значение имеет подготовка особой концепции общенациональной политики в отношении малого предпринимательства, в частности, применительно к нынешним условиям стабилизационно-восстановительного периода в экономике страны. Без такой концепции долгосрочного развития (минимум на 5-7 лег) функционирование рыночных институтов поддержки малого бизнеса по-прежнему будет носить хаотический, неадаптированный для регионов и, как неизбежное следствие, мало результативный характер.

Эта концепция должна исходить из чисто количественных параметров, предполагающих создание в каждом регионе “минимально достаточного” числа инфраструктурных институтов развития и поддержки предпринимательства. При этом сами критерии “минимальной достаточности” должны четко соотноситься с тенденциями социально-экономической дифференциации субъектов Российской Федерации, характером отраслевой структуры и ресурсной базой регионального хозяйства, а также тенденциями внутрирегионального развития и размещения субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, система инфраструктурных институтов развития и поддержки предпринимательства должна строиться сегодня на следующих принципах:

— комплексности оказываемой поддержки;

— непрерывности и долговременности поддержки (“ведение” предприятия, как минимум, в течение 2-3 лет с момента начала его деятельности);

— целенаправленности, перспективности и опережающем характере поддержки (помощи с обоснованием той рыночной “ниши”, которую должно в итоге занять данное предприятие; предвидении трудностей роста, априорной разработке концепций качественного роста на основе накопления и инвестирования капитала и пр.);

— открытости всех форм работы (за исключением вопросов, относящихся к коммерческой тайне обслуживаемых предприятий) с публичной отчетностью о деятельности;

— гибкости механизмов финансирования (прямом бюджетном финансировании, использовании различных льготных купонов, частичной или отсроченной оплаты, оплаты в кредит и пр.).

Важной целевой задачей предложенной выше концепции национальной политики в отношении малого предпринимательства должно стать более четкое определение функций и целей федерального центра в формировании и финансировании институтов его поддержки.

Однако в решении такой важной задачи, как формирование целостной системы инфраструктуры развития и поддержки российских малых и средних предприятий, даже наличие достаточных финансовых ресурсов не всегда гарантирует успех дела. Важно опереться на систематическое и повсеместное проведение мониторингов многообразных и динамичных потребностей малых предприятии в услугах различных институтов рыночной инфраструктуры. Очевидно, что бремя решения этой задачи должны, преимущественно, взять на себя федеральные органы государственной политики в этой области.

Источник: megaobuchalka.ru

Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры Пензенского региона

В статье рассмотрены понятие и виды инфраструктуры, описаны особенности инфраструктуры рынка Пензенской области и потенциальные направления ее развития.

Ключевые слова

РЫНОЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА, МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

Инфраструктура имеет большое значение для функционирования национальной и региональной экономики, представляя собой неотъемлемую ее часть.

Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Иначе говоря, инфраструктура – это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы [2].

На сегодняшний день термин «инфраструктура» можно трактовать в нескольких значениях. Во-первых, инфраструктура – это совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования экономики.

Выделяются следующие основные виды инфраструктуры в экономике:

  1. производственная инфраструктура;
  2. социальная инфраструктура;
  3. рыночная инфраструктура.

Все они являются неотъемлемыми элементами как национальной, так и региональной экономики, без которых невозможно нормальное ее функционирование.

Производственная инфраструктура – это совокупность экономических единиц национальной экономики, основной целью функционирования которых является обеспечение нормального функционирования производственного процесса. Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.

Социальная инфраструктура – это совокупность единиц национальной экономики, функционирование которых связано с обеспечением нормальной жизнедеятельности населения и человека. Ее роль в современной национальной экономике постоянно повышается, а основная задача заключается в обеспечении жизнедеятельности населения на все более высоком качественном уровне [4]. Влияние социальной инфраструктуры на национальную экономику заключается также и в том, что она позволяет обеспечить качественное воспроизводство основного ресурса экономики – трудового ресурса [6].

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно-правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Рыночная инфраструктура – система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке [2].

Рыночная инфраструктура является важнейшей составляющей социально-экономической системы региона, определяющей взаимоотношения между субъектами в процессе движения экономических ресурсов. От степени развития рыночной инфраструктуры во многом зависят темпы экономического развития региона и, в конечном счете, уровень жизни его населения.

Существующая инфраструктура рынка Пензенской области представлена разноплановыми предприятиями и организациями, действующими в банковской, финансовой, транспортной, посреднической, торговой, консультационно-образовательной и других сферах.

По состоянию на 01.09.2015 г. на территории Пензенской области зарегистрированы 11 кредитных организаций (в т.ч. 1 региональная и 10 филиалов), что является средним показателем по Приволжскому федеральному округу. Если рассмотреть эти данные в динамке, то по состоянию на 01.09.2014 г. на территории Пензенской области были зарегистрированы 15 кредитных организаций (в т.ч.

1 региональная и 14 филиалов), а по состоянию на 01.09.2013 г. — 17 кредитных организаций (в т.ч. 1 региональная и 16 филиалов) [21]. Как видно, цифры статистики отражают существование в Пензенском регионе общероссийских тенденций сокращения численности банков и из филиалов.

Торговая инфраструктура хорошо развита в Пензенском регионе. Торговлю Пензенской области представляют более 7,5 тысяч стационарных предприятий потребительского рынка, численность занятых в розничной и оптовой торговле 46 тыс. человек или 11%, от общего количества занятых в экономике региона. Обеспеченность торговыми площадями в расчете на 1 тыс. жителей Пензенской области составляет 515 кв. м. при расчетном нормативе — 494 кв. м. [17]. Успешно функционируют в регионе крупные торгово-развлекательные центры. На современном этапе, несмотря на некоторые кризисные явления в экономике региона, сеть объектов потребительского рынка развивается.

Развитие инфраструктуры рынка, обслуживающей функционирование малого бизнеса в Пензенском регионе, осуществляется в виде строительства технопарков, индустриальных парков и бизнес-инкубаторов. В настоящее время в г. Пенза располагаются 2 технопарка с 18-ти резидентами высокотехнологичных быстроразвивающихся компаний, реализующих инновационные бизнес-проекты. В Пензенской области ведется работа по формированию 4 индустриальных парков. Приоритетным является масштабный проект по созданию индустриального парка «Отвель» — современного высокотехнологичного комплекса площадью 137 га., расположенного на стыке железнодорожных и автомобильных путей, соединяющих западные и восточные регионы России.

Пензенская область занимает 1-е место среди остальных субъектов Приволжского Федерального округа по количеству созданных бизнес-инкубаторов, числу резидентов в них и арендованных рабочих мест. В 2014 г. в областных бизнес-инкубаторах осуществляли деятельность 164 субъекта малого бизнеса с общим числом работников 823 чел. Было снято в аренду 782 рабочих места. Выручка от реализации товаров, работ, услуг резидентов бизнес-инкубаторов увеличилась более чем в два раза по сравнению с 2012 годом и составила 769,7 млн. руб. (выручка за 2012 год – 363,1 млн.руб.); объем налоговых отчислений и страховых взносов резидентов составил 40,8 млн.руб., что на 23,5% больше, чем в 2012 году (33,03 млн.руб.). Сейчас в Пензенской области функционируют 13 региональных бизнес-инкубаторов (6 находятся непосредственно в г. Пенза) и 25 муниципальных бизнес-инкубаторов, действующих в муниципальных образованиях Пензенской области и находящихся в их ведении [13].

Читайте также:  Как получить кредит на бизнес так как у меня плохая история

Информационно-консультационная инфраструктура рынка помимо множества частных коммерческих консультационных бюро и агентств, оказывающих бизнесу услуги юридической, бухгалтерской, финансовой и прочей направленности, представлена в регионе специально созданными в каждом районе Пензенской области Агентствами поддержки предпринимательства, Центром консультационной помощи и информационной поддержки предпринимательства, а также Евро-Инфо Корреспондентским Центром — некоммерческой организацией при Пензенской областной Торгово-промышленной палате, оказывающей услуги предприятиям малого бизнеса в поиске региональных и зарубежных партнеров, выходе на региональные и иностранные рынки, в предоставлении бесплатной информационно-консультационной поддержки всем желающим начать межрегиональное и международное сотрудничество.

По инициативе деловых кругов Пензенской обрасти в 1993 году учреждена Пензенская областная торгово-промышленная палата (ПТПП). Она является негосударственной некоммерческой организацией, призванной содействовать развитию рыночной экономики региона, ее интегрированию как части российской экономики в мировую хозяйственную систему. Основными целями Пензенской торгово-промышленной палаты являются:

  • всестороннее содействие предприятиям — членам ПТПП, сторонним организациям крупного, среднего и малого бизнеса, а также физическим лицам, забота о непрерывном совершенствовании процессов предоставления и расширении спектра наших услуг;
  • быть связующим звеном между государственными органами и предпринимателями [12].

На сегодняшний день членами Пензенской ТПП являются более 370 организаций и предприятий, среди них: предприятия различных отраслей промышленности (машиностроительной, перерабатывающей, легкой, пищевой, сельскохозяйственной), банки, коммерческие и некоммерческие организации, научно-исследовательские институты, учебные заведения и индивидуальные предприниматели. ПТПП содействует всем деловым кругам, как российским, так и зарубежным, заинтересованным в установлении прочных контактов и приобретении надежных деловых партнеров [7, 9].

Направление по поддержке экспортно-ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса в регионе проводится Центром координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства, который является структурным подразделением ОАО «Корпорация развития Пензенской области». Центр создан для целей информационно-аналитической, консультативной и организационной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействия выходу экспортно-ориентированных предприятий на зарубежные рынки.

В современной экономике в условиях нарастающих стратегических изменений рыночная инфраструктура находится в непрерывном развитии и адаптации к реальной ситуации. Важным аспектом является соответствие рыночной инфраструктуры текущим и стратегическим потребностям экономики региона [15, С. 8].

Существующие тенденции диверсификации региональной экономики, необходимости формирования инновационных кластеров и другие организационные изменения требуют соответствующего развития рыночной инфраструктуры. И Пензенская область здесь не исключение.

Анализ современного состояния рыночной инфраструктуры Пензенской области позволяет обозначить перспективные направления ее совершенствования, имеющие наибольший социальный и экономический эффект. В условиях текущих кризисных явлений в экономике России, экономических санкций западных стран против Российской Федерации, возросшей безработицы таковыми направлениями для Пензенского региона, на наш взгляд, являются:

  • Развитие инфраструктуры товарного рынка, преимущественно местных товаропроизводителей.
  • Совершенствование инфраструктуры рынка труда.
  • Развитие инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса.
  • Формирование и развитие инновационной инфраструктуры.
  • Поддержание высокого качества существующей дорожной сети и дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры.
  • Повышение качества и доступности социальной инфраструктуры для населения региона.

Основными целями развития инфраструктуры товарного рынка региона являются: развитие товаропроизводства местного бизнеса и формирование у населения устойчивого спроса на продукцию местных производителей; выстраивание системы цен на товары с тенденцией к их снижению; создание инфраструктурного механизма, способствующего стимулированию производства товара.

Вместе с развитием инфраструктуры товарного рынка, считаем, необходимо совершенствовать и инфраструктуру рынка услуг в Пензенском регионе.

В связи с тем, что на рынке труда в Пензенской области присутствуют определенные проблемы, необходимо принятие ряда мер по совершенствованию его инфраструктуры. Проблемными местами регионального рынка являются:

  • несоответствие спроса и предложения, проявляющееся в большой нехватке специалистов рабочих специальностей и избытке специалистов-педагогов, экономистов, юристов, нехватке рабочих рук разных профилей в сельской местности;
  • достаточно высокая доля женщин (59,4%), инвалидов (13,0%) и граждан предпенсионного возраста (9,1%) в структуре безработных граждан;
  • низкий уровень заработной платы заявляемых в службу занятости вакансий (более половины (52,8%) заявленной потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест характеризуется оплатой труда на уровне и ниже прожиточного минимума) и другие проблемы [8].

В соответствии со сложившейся ситуацией на рынке труда основными направлениями совершенствования его инфраструктуры должны стать:

  1. Развитие услуг сетью образовательных учреждений по повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы путем профессионального обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации незанятого населения с учетом потребностей регионального рынка труда; тесное сотрудничество с этой целью образовательных учреждений с предприятиями реального сектора экономики региона [1].
  2. Совершенствование деятельности государственной службы занятости населения. Государственная служба занятости является мощным аппаратом регулирования ситуации на рынке труда. Однако существует множество факторов, препятствующих ее эффективной работе, к важнейшим из которых можно отнести перегруженность персонала службы занятости в связи с большим объемом работы, низкую заработную плату персонала и др. Устранение этих факторов будет способствовать развитию данного звена.
  3. Развитие центров содействия трудоустройству молодежи при учебных заведениях профессионального образования, активизация работы молодежных бирж труда.
  4. Улучшение информационного обеспечения политики занятости.

Данные мероприятия позволят минимизировать возникшие проблемы на рынке труда Пензенского региона и позволят повысить эффективность деятельности службы занятости на рынке труда.

В связи с распространением тенденции разрешения проблем занятости населения через развитие самозанятости, актуальным становится вопрос развития инфраструктуры функционирования малого и среднего бизнеса в Пензенской области.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, помимо прочего, включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительства), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, микрофинансовые организации и иные организации [7, С. 152]. Развитие и совершенствование этих объектов инфраструктуры в Пензенском регионе будет способствовать росту численности и качественного состава субъектов малого и среднего бизнеса.

В аспекте развития социальной инфраструктуры Пензенского региона, оказывающей непосредственное влияние на уровень и качество жизни населения, экономическое развитие территории, важнейшими направлениями являются [3]: обеспечение населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды обитания и эффективного жилищно-коммунального хозяйства; развитие инфраструктуры здравоохранения, разного уровня системы образования, спорта и досуга граждан. В реализуемой «Стратегии социально-экономического развития Пензенской области на долгосрочную перспективу (до 2021 года)» получили отражение все направления развития социальной инфраструктуры, наряду с развитием инновационной и транспортной инфраструктуры региона.

Анализ и реформирование системы налогообложения малого и среднего бизнеса в России

  1. Лапина Е.Н.
  2. Мальцева М.Н.

Инвестиционная устойчивость как фактор роста региональной экономики

  1. Вахиуллина Л.Р.

Кредитование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации

  1. Бакирова Т.Ю.

Комплексная оценка политики импортозамещения Российской Федерации с позиции мер стимулирования или ограничения института предпринимательства

  1. Ханжина И.Ю.

Обзор основных направлений государственной поддержки малого и среднего бизнеса в России

  1. Лескина О.Н.

Список литературы

Цитировать

Лескина, О.Н. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры Пензенского региона / О.Н. Лескина. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 42. — С. 116-122. — URL: https://novainfo.ru/article/4839 (дата обращения: 26.05.2023).

Поделиться

Настоящий ресурс содержит материалы 16+

Источник: novainfo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин