Проблемы и перспективы реализации государственного контроля в сфере малого бизнеса

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности

Определение 1

Государственный контроль предпринимательской деятельности — это надзорная деятельность государственных органов, направленная на регулирование и контроль предпринимательской деятельности посредством использования специальных методов, средств и форм.

Предприниматель в РФ должен быть обязательно зарегистрирован в государственных органах. К незаконному предпринимательству относится предпринимательская деятельность, осуществляемая с нарушением установленного порядка или без регистрации.

Согласно российскому законодательству за незаконное предпринимательство предусмотрены следующие виды ответственности:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная деятельность, которая осуществляется на собственный риск и направлена на регулярное получение дохода и прибыли (ст. 2 ГК).

Гражданин может заниматься предпринимательством с момента регистрации индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица.

Гражданский кодекс закрепляет презумпцию предпринимательской деятельности, заключающуюся в том, что гражданин, который не зарегистрировался в качестве предпринимателя, но при этом ведущий предпринимательскую деятельность, не может ссылаться при заключении сделок на то, что он не является предпринимателем.

Государство предусматривает, что при осуществлении предпринимательской деятельности может быть создано юридическое лицо (новый субъект права), или предпринимательская деятельность осуществляется в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин получает статус индивидуального предпринимателя путем государственной регистрации. Важной задачей при совершенствовании всей системы государственного контроля является поиск наиболее оптимальных вариантов распределения контрольных функций между разными органами.

«Правовые проблемы государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Для верного разрешения вопросов организационной структуры органов государственного контроля и совершенствования нормативной базы их функционирования необходимо:

  • провести «инвентаризацию» всех действующих органов специализированного контроля в исполнительной сфере;
  • пересмотреть ведомственные правовые акты, касающиеся проведения государственного контроля (надзора);
  • усилить ответственность Правительства РФ за состояние контроля, который осуществляют органы исполнительной власти;
  • вывести из состава министерства, иных органов исполнительной власти органы с контрольно-надзорными полномочиями, если их нахождение в одном органе может привести к коллизиям ведомственных и государственных интересов;
  • унифицировать полномочия контрольно-надзорных органов;
  • устранить дублирование контрольных функций, дублирующие контрольные органы;
  • наладить координацию деятельности контрольных (надзорных) органов.

Проблемы государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности

Замечание 1

Согласно Налоговому кодексу (п. 2 ст. 11) индивидуальные предприниматели — это физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, зарегистрированные в установленном законом порядке без образования юридического лица.

Правовое государственное регулирование реализуется разными правовыми методами, имеющими отношение к гражданскому, административному, налоговому и уголовному законодательству. Предпринимательская деятельность, которая не прошла регистрацию, с позиций публичного права является незаконным предпринимательством.

Гражданское законодательство, согласно Конституции, входит в исключительную компетенцию РФ, административное законодательство — в совместную компетенцию РФ и субъектов Федерации. Субъекты РФ могут регулировать предпринимательскую деятельность исключительно административно-правовыми актами.

Требование регистрации индивидуального предпринимателя является административно-правовым методом контроля и регулирования его деятельности. Все предприниматели по общему правилу имеют равный правовой статус. Поэтому субъектный состав отношений в гражданском обществе выступает вопросом об относительных и абсолютных правах в той степени, в какой данная классификация совпадает с подразделением гражданских прав на обязательственные и вещные.

При рассмотрении спорных вопросов важно доказать сам факт предпринимательской деятельности. Задача правосудия — установление фактов и обстоятельств, которые бы подтвердили занятия предпринимательской деятельностью без соответствующей регистрации. В тоже время пресечение противоправных действий относится к компетенции надзорного органа, осуществляющего деятельность в сфере защиты прав потребителей.

Нормы гражданского законодательства не определяют термины «индивидуальный предприниматель» и «предприниматель». ГК не дает конкретного определения этим понятиям. Суд в спорах между предпринимателем, не прошедшим государственную регистрацию и потребителем, разрешает дело, исходя из общих начал законодательства (аналогия права). То есть, можно применить только термины и понятия, применяемые в Налоговом кодексе.

В правоприменительной судебной практике наблюдается противоречивость в части понятий, определений и толкования предпринимательства, индивидуального предпринимательства, что ведет к тому, что правоохранительная система и судебная защита в определенной мере и «буксуют» в отношении потребителей, которые пострадали от недобросовестных предпринимателей, не зарегистрировавшихся в государственных органах и осуществляющих свою предпринимательскую деятельность с нарушением закона.

Организация государственного контроля на данном этапе развития общества вызывает ряд нареканий. Более половины проверок осуществляют органы контроля, действующие в системе управления. Нестабильность и запутанность этой системы ведет к определенному хаосу в системе государственного контроля.

В работе органов контрольного аппарата много дублирования и параллелизма, отсутствуют налаженные контакты, координация деятельности. Данные недостатки мешают использовать потенциальные возможности, заложенные в контроле для совершенствования управления в области предпринимательской деятельности.

Источник: spravochnick.ru

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

пиря, И. А. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы / И. А. пиря, Я. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8 (112.8). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28834/ (дата обращения: 22.05.2023).

Примерно после десяти лет относительно стабильного и небольшого экономического роста, а так же увеличения качества жизни и доходов населения, Россия столкнулась с достаточно серьезным экономическим вызовом. Всемирный экономический кризис вызвал такие негативные процессы в нашем обществе, как: снижение уровня объемов производства, снижение доходов населения и рост безработицы.

Читайте также:  Бизнес джеты все модели характеристики

На современном этапе развития российской экономики малое и среднее предпринимательство находится в двойственном положении. С одной стороны, излишнее государственное вмешательство и регулирование не может способствовать обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого предпринимательства. С другой стороны, развитие малого предпринимательства при отсутствии государственной поддержки в условиях открытой национальной экономики будет весьма затруднено. Такие обстоятельства делают востребованными исследования способов и механизмов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, а также выявления наиболее оптимальных вариантов такого регулирования [3].

Считаем, что государственное регулирование малого и среднего предпринима-тельства должно быть детально продумано. Конечный результат этого процесса должен не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов, а приносить только пользу экономике страны. Во многих развитых странах мира государственное регулирование малого и среднего предпринимательства является эффективным, именно поэтому малый бизнес составляет около 50–60 %, а в некоторых странах достигает до 90 % ВВП [1]. Важно отметить, что благодаря частичному государственному вмешательству и регулированию, владелец малого бизнеса в развитых странах имеет намного больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и одновременно обладает гораздо большей свободой действий при организации и управлении своим предприятием.

Для того чтобы справится с глубочайшей экономической депрессией, стабилизировать экономический рост, обеспечить экономическую безопасность государства, наладить производство национального продовольствия и потребительских товаров и полностью избавиться от импортной зависимости [4], России необходимо обеспечить частичную, но при этом максимально продуктивную государственную поддержку малому и среднему бизнесу, разработать программу последующих действий, поставить конкретные цели и создать механизмы для их осуществления. На наш взгляд, максимально успешное развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства создать необходимые для этого политические, правовые, социальные и экономические условия, однако в нашем государстве данные условия в большей степени называются, нежели реально создаются.

Отметим, что субъектами малого и среднего бизнеса являются коммерческие организации и потребительские кооперативы, которые были внесены в единый государственный реестр юридических лиц, а так же физические лица, внесенные в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства — это комплекс определенных методов государственной помощи для деятельности субъектов предпринимательства с целью формирования соответствующих условий их развития и функционирования [2].

Целями государственного регулирования малого и среднего бизнеса являются:

— устойчивое финансовое положение;

— максимально низкий уровень инфляции;

— максимально высокий уровень занятости;

— стабильный экономический рост;

— справедливое распределение доходов.

Реализация этих поставленных целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется составлением и решением конкретных задач:

— оказание содействия предпринимательской деятельности;

— обеспечение и соблюдение правил честной конкуренции;

— обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

— разработка правовых основ функционирования рыночного хозяйства [5].

Исходя из поставленных целей и задач государственного регулирования малого и среднего предпринимательства можно выделить следующую классификацию его направлений:

— государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

— регулирование тарифов и цен;

— перераспределение ограниченных ресурсов;

— перераспределение доходов и формирование налоговой систем;

— защита прав потребителей;

— формирование правовой базы предпринимательской деятельности;

— защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса делятся на прямые (административные) и косвенные (экономические).

Косвенные методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателю принимать решение о целесообразности сохранения, расширения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях. К косвенным методом регулирования малого и среднего бизнеса относятся: бюджетная политика; денежно-кредитная политика; налоговая политика; внешнеэкономическая политика [5].

Суть прямых методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности распоряжений и требований государство проводит незаменимую для него политику в той или иной сфере экономики.

К прямым методам регулирования малого и среднего бизнеса относятся:

— политика доходов (находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда рабочих, прожиточного минимума уровня оплаты нетрудоспособных граждан);

— режим квотирования (применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке);

— система ценообразования (используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков);

— правовые методы (в основном распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса);

— лицензирование (относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства) [5].

Обобщая выше сказанное отметим, что в нашем обществе необходимо разрабатывать комплекс мер и программ по поддержке малого и среднего предпринимательства (к примеру: кредитные преференции, льготное налогообложение, принятие и разработка законов об инвестициях, способы и формы обеспечения материальными ресурсами), которые будут более действенными по сравнению с существующими формами поддержки, что позволит России создавать максимально конкурентоспособную продукцию, избавиться от импортной зависимости и производить качественный национальный продукт, повысить экспорт, а так же укрепить позиции на мировом экономическом пространстве [6]. Считаем, что государственные органы должны учитывать сложившиеся к этому времени социально-экономическое положение в малом и среднем предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых перемен и предполагаемые перспективы.

Читайте также:  К правовой инфраструктуре бизнеса относятся

Только в таком случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России окажется максимально продуктивной и начнет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всего государства, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

  1. Гореико Н. И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса / Н. И. Гореико, С. Ю. Андреев // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 45–47.

2. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — М.: МаркетДС, 2013. — 112 с.

  1. Самсонов В. А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / В. А. Самсонов, С. Ю. Андреев // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 года: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам (Краснодар, 25 декабря 2014 г.). — Краснодар: Издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2014. — 256 с. — С. 14–17.
  2. Андреев С. Ю. Роль государственной поддержки в развитии кролиководства Краснодарского края / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 02(056). — С. 1–14.
  3. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: учеб. пособие/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
  4. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.

Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование малого, среднее, Россия, бизнес, предпринимательская деятельность, государственная поддержка, импортная зависимость, малое предпринимательство, малый бизнес, режим квотирования.

Похожие статьи

Развитие системы государственной поддержки.

Вопросы малого бизнеса, его государственное регулирование и поддержка являются темой постоянных дискуссий научного сообщества, органов государственной власти и это объясняется несомненной его значимостью для государства.

Государственная поддержка малого бизнеса в России

В данной статье оценивается текущая государственная поддержка малого бизнеса в российской системе. Направления деятельности государства в разработке механизмов и реализации мер поддержки.

Роль государственной поддержки в развитии малого бизнеса

В статье рассмотрены основные экономические показатели деятельности малых и средних предприятий, их влияние на экономику региона и страны, а также основные меры государственной поддержки.

Специфика государственной поддержки, регулирования.

предпринимательства, народных художественных промыслов), общий уровень развития малого и среднего бизнеса в России остался далек от желаемых результатов.

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса.

среднее, государственная поддержка, предпринимательство, малый бизнес, государственная поддержка малого, бизнес, малое предпринимательство, сфера малого, Россия, Приморский край.

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской.

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства.

Развитие системы государственной поддержки малого.

Государственная поддержка малого бизнеса направлена на снижение рискованности малого бизнеса. Неуверенность ресурсов вынуждает государство поддерживает малый бизнес в следующих областях

Об эффективности мер государственной поддержки малого.

Ключевые слова: государственная поддержка, малый и средний бизнес, социально-экономическое развитие, регионы. В связи с новыми вызовами экономика и общество России находятся на стадии новых трансформаций.

Основные механизмы и инструменты государственной.

малое предпринимательство, государственная поддержка, предпринимательская деятельность, Свободный порт, государственная политика, государственная власть, Российская Федерация.

  • Как издать спецвыпуск?
  • Правила оформления статей
  • Оплата и скидки

Источник: moluch.ru

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса до и в период пандемии Covid-19

Васильева Оксана Николаевна (Vasilieva Oksana Nikolaevna), доцент, к.ю.н.

Президент России Владимир Путин 29 октября на инвестиционном форуме «ВТБ Капитал «Россия зовет» заявил, что экономика нашей страны справляется с последствиями короновирусной инфекции лучше, экономики европейских государствах. Но при этом указал на сохранение рисков и проблем для бизнеса, что безусловно требует сохранения мер поддержки предпринимательства, «и в первую очередь, малого и среднего бизнеса».

Безусловно пандемия так или иначе оказала негативное воздействие на бизнес. Более уязвимыми, как показали месяцы «короновирусной экономики», стали те отрасли, которые направлены на обслуживание потребительского спроса, где большую роль играют субъекты малого и среднего предпринимательства. Но так ли велика роль короновируса в тех проблемах, с которыми столкнулись малые и средние предприниматели? Или все-таки дело в институциональных особенностях государственного регулирования среды малого и среднего предпринимательства (далее по тексту – МСП)?

Мастерская по ремонту обуви.

Еще в 2016 году был принят документ, целью которого было развитие МСП как фактора инновационного экономического развития, – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства. Меры регулирования и поддержки должны были обеспечить конкурентную и адаптивную экономику, а также стабильную занятость. За прошедший период можно подвести промежуточные итоги, чтобы понять с чем малый и средний бизнес подошел к началу короновирусной инфекции и локдауну экономики весной 2020г.

Читайте также:  Методы оценки финансовых активов при оценке стоимости бизнеса методом чистых активов

Одной из мер, предусмотренной Стратегией, было расширение доступа МСП к системе государственных закупок путем введения и расширения квот на закупки госпредприятий у МСП. Но по факту крупные предприятия не спешат закупаться у МСП в силу, зачастую невысокого качества их продукции. Хотя формально меры реализованы: разработан проект «Сделано в России» и создана «Российская система качества».

Следующим целевым показателем, заслуживающим внимание, является создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях. Так были созданы условия для развития инфраструктуры поддержки МСП, в частности, наибольшее число таких объектов приходится на инфраструктуру консультационного типа, инновационно-производственную, имущественную и финансовую инфраструктуру. Но приходится констатировать, что нет единой базы данных по созданным и функционирующим объектам МСП. Существующий Единый реестр на базе Корпорации МСП, не включает в себя объекты из реестра Минпромторга России и объекты, создание которых профинансировано иными ведомствами, также как и нет регионального стандарта развития такой инфраструктуры.

Положительным моментом реализации Стратегии стоит выделить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). При этом само бизнес-сообщество отмечает, что контрольно-надзорная деятельность государства и административное давление являются определяющими факторами, негативно влияющими на развитие МСП.

Для реализации мероприятия по совершенствованию системы информационной поддержки МСП созданы и функционируют многофункциональные центры под брендом «Мой бизнес», предоставляющие малому бизнесу услуги по принципу «одного окна». Предполагается создание единой интегрированной базы мер поддержки МСП с подключением к ней всех федеральных органов исполнительной власти, регионов и заинтересованных организаций. Например, такой реестр создан Правительством Москвы, но опять же отсутствует единый реестр за все годы действия программы поддержки МСП.

Можно и дальше вести разговоры о достижении целевых показателей Стратегии, формально которые конечно реализуются. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, Россия остается в группе стран со средними значениями по показателям государственной эффективности и качества государственного управления МСП.

И здесь показательна статистика. Так, численность занятых в МСП начала уменьшаться еще до начала пандемии, а именно – с августа 2018 г. Так в 2019 г. она составила 18,8 млн. человек, сократившись на 0,5 млн. человек за год, при одновременном увеличении числа индивидуальных предпринимателей на 68 тыс. человек. Отчасти снижение занятости компенсировали самозанятые (в 2019 г. зарегистрировано порядка 300 тыс. человек). И вообще прирост количества субъектов МСП в России в последние 5 лет определялся увеличением числа индивидуальных предпринимателей.

По данным Росстата доля МСП в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизилась с 22 до 20,2% ВВП. А Национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не оказал существенного влияния на рост численности занятых проекта оказалось под вопросом.

19 марта 2020 года все регионы России в соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» период с 30 марта по 3 апреля был объявлен нерабочим с сохранением за работниками заработной платы. Это по факту остановило деятельность большей части малого и среднего бизнеса, не освободило от обязанности обеспечить наличие фонда оплаты труда сотрудников. По данным ФНС, на 1 июля 2020 г. прекратили свою деятельность 305,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и 208 тыс. юридических лиц (коммерческих организаций) (были зарегистрированы 287,4 тыс. и 100,2 тыс. соответственно). Таким образом, за 1-е полугодие 2020 г. в России на 18,2 тыс. уменьшилось число ИП и на 107,8 тыс. — число коммерческих организаций. На 10 мая 2020 г. число малых предприятий сократилось на 10,1% (в годовом выражении), средних — на 8,5%, что означает потерю около 300 тыс. рабочих мест в малом бизнесе и 100 тыс. в среднем.

Анализ антикризисных мер поддержки показывает, что в целом они соответствуют общемировым. Государственное регулирование оперативно среагировало на вызовы пандемии, но в отличии от других стран, которые делали акцент на предоставление прямой финансовой помощи и поддержании ликвидности, среди российских антикризисных мер преобладали мер нефинансового характера. Также эти мер имели более низкий охват и более жесткое регламентирование их предоставления.

Положительным моментом необходимо выделить создание автоматических онлайн-сервисов предоставления отдельных мер поддержки МСП и ИП. На сайте ФНС можно определить, какие меры поддержки могут быть предоставлены субъекту МСП или индивидуальному предпринимателю, заполнить и подать через различные сервисы заявление на отдельные виды поддержки, отследить статус рассмотрения заявления и т. д С помощью данного сервиса предоставлялись субсидии на заработную плату и субсидии на дезинфекцию и профилактику.

Антикризисные меры выступили инструментом «быстрого реагирования». Но сейчас в условиях неопределенности распространения короновирусной инфекции и ее длительности с учетом тех сдерживающих факторов развития МСП, которые были и до пандемии, безусловно государственное регулирование должно быть направленное на улучшение институциональный среды МСП.

Источник: www.esm-invest.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин