Проблемы игорного бизнеса Россия

В статье рассмотрены основные аспекты уголовно-правового запрета игорного бизнеса в России, в том числе причины криминализации организации и проведения азартных игр. Изучено регулирование игорного бизнеса в других странах. Проанализированы перспективы законодательных изменений в сфере борьбы с игорным бизнесом в России.

азартные игры; организация и проведение азартных игр; информационно-телекоммуникационные сети; уголовно-правовой запрет азартных игр.

Информация о статье

В статье рассмотрены основные аспекты уголовно-правового запрета игорного бизнеса в России, в том числе причины криминализации организации и проведения азартных игр. Изучено регулирование игорного бизнеса в других странах. Проанализированы перспективы законодательных изменений в сфере борьбы с игорным бизнесом в России.

Ключевые слова

азартные игры; организация и проведение азартных игр; информационно-телекоммуникационные сети; уголовно-правовой запрет азартных игр.

Для цитирования
Финансирование

About article in English

Publication data

⚠️ КАК ИГРАЮТ В ПОДПОЛЬНЫХ КАЗИНО И ПОКЕРНЫХ ДОМАХ РОССИИ СЕГОДНЯ

The paper analyzes key aspects of gambling prohibition in the criminal law in Russia, including the causes for the criminalization of organizing gambling. The author studies the regulation of gambling in other countries and analyzes the prospects of legislative changes in the sphere of fighting the gambling business in Russia.

gambling; organization of gambling; information and telecommunication networks; prohibition of gambling in the criminal law.

For citation
Acknowledgements

История игорного бизнеса в России берет свое начало с 90-х гг. прошлого столетия [3, с. 58]. Первое легальное казино было создано финской компанией в столичной гостинице «Савой» и предназначалось исключительно для иностранных граждан. Затем открылось еще одно казино в другой московской гостинице уже с неограниченным доступом посетителей.

В конце 90-х гг. только в Москве действовало около 200 игорных заведений. В дальнейшем, из-за быстрого развития игорного бизнеса, официальная статистика по количеству игорных заведений уже не осуществлялась. Игровые автоматы появлялись во всех многолюдных местах, в том числе и на автобусных остановках, многие игорные заведения из-за больших налогов стали функционировать нелегально. Все доходы, полученные от деятельности, поступали организаторам игорного бизнеса, которые в последующем распределяли доходы между всеми членами бизнеса в зависимости от их личного вклада в общую деятельность.

Навязчивое увлечение азартными играми свидетельствует о формировании у человека психологической зависимости. Проблема азартных игр, или лудомания (ludomania) представляет собой неосознанное желание постоянно играть, несмотря на вредные негативные последствия или желание прекратить.

Эта зависимость стала представлять как социальную, так и медицинскую проблему для общества, при этом одним из факторов риска являются личностные особенности: эмоциональная неустойчивость, сниженный самоконтроль [4, с. 3]. Зависимое поведение также сопровождается депрессивными расстройствами. Исследователи отмечают признаки измененного сознания, в частности, поглощенность игрой, концентрация внимания на игре с одновременной отстраненностью от окружающей действительности. При обследовании в г. Москве 96 человек, обратившихся за помощью в связи с патологической зависимостью от игры в игровые автоматы, в 15 случаях выявили суицидальные мысли, в 36 — астенические расстройства [2, с. 48]. Патология азартных игр стала распространенным заболеванием, которое связано как с социальными, так и с семейными затратами.

Закрытие игорного бизнеса, и коммунальные проблемы в Новосибирской области (02.05.2023)

С 1 июля 2009 г. на территории России Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр вне законодательно установленных игорных зон. Согласно этому же закону ограничения по организации и проведению азартных игр установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.

Для достижения поставленных целей законодатель установил ряд запретов и ограничений на организацию и проведение азартных игр, например: деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях; игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах; организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица; игорные зоны не могут быть созданы на землях поселений; кроме того, игорная деятельность с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена.

С учетом введенного запрета на осуществление игорной деятельности на практике противоправные деяния в зависимости от обстоятельств рассматривались как уголовно наказуемое незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), либо административное правонарушение, квалифицируемое по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно). В дальнейшем Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ предусматривалась и уголовная ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр.

Относительно положения о запрете игорной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационных сетей Верховный Суд РФ высказал позицию о необходимости заблокировать все существующие онлайн-казино, а также сайты, содержащие информацию о подобных порталах. Согласно п. 6 ст.

10 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Кроме того, Верховный Суд РФ в разд. «Практика применения законодательства об информации» Обзора судебной практики[1] отмечает, что правовыми нормами предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по организации азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная и административная ответственность. Таким образом, запрещена организация азартных игр и через Интернет, и через сотовую связь, и через телевизионные интерактивные шоу и т. д. Провайдеры обязаны соблюдать перечисленные ограничения и препятствовать доступу своих абонентов к запрещенной законом информации. В настоящее время данные предписания не выполняются, так как каждый абонент имеет доступ к совершенно любой информации, а деятельность по воспрепятствованию азартным играм в сети Интернет не осуществляется, в связи с чем и сам процесс борьбы с игорным бизнесом происходит не в должной мере.

Читайте также:  Зачем нужна бизнес идея

Стоит отметить, что организация и проведение азартных игр разрешены во всех странах Европы, кроме Сан-Марино и Лихтенштейна, Северной и Южной Америки, Австралии и Океании. Кроме того, в Евросоюзе готовится к принятию единый закон, предусматривающий нормы контроля и ограничений в игорном бизнесе для всех участников Европейского сообщества.

В странах, легализовавших игорный бизнес, отмечаются различные подходы государственного регулирования азартных игр и пари. В некоторых странах избрали модель доминирующего участия государства в бизнесе.

Так, Австрия применяет жесткую централизованную государственную политику в области игорного бизнеса, при этом общество положительно относится к развитию данной отрасли и делает все, чтобы она развивалась не только на территории Австрии, но и в других странах. Многие страны выбрали иной путь регулирования игорного бизнеса: строгий государственный контроль над азартными играми. Так, установленные системы контроля над бизнесом (штат Невада в США, Великобритания, Франция) позволили ему занять значимое место в экономике страны, а также нивелировать возникшие на протяжении всего времени развития игорной деятельности различные социальные, криминальные и иные риски. Республика Беларусь вместо запрета игорного бизнеса ужесточила контроль над существующими игорными заведениями, а для достижения желаемого уровня государственного контроля наподобие Лас-Вегаса принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Концепции развития игорного бизнеса в Республике Беларусь» от 12 января 2011 г. № 31. Основной целью реализации данной Концепции является создание системы эффективного государственного регулирования сферы игорного бизнеса, обеспечивающей защиту населения Республики Беларусь от негативных проявлений игорного бизнеса с одновременным усилением государственного контроля за оборотом денежных средств в этой сфере.

В России политика в области игорного бизнеса основывается на личном опыте, согласно которому игорный бизнес привел к появлению многочисленных нелегальных игорных заведений, психологическим расстройствам и негативному нравственному положению граждан. При таких обстоятельствах был принят запрет на организацию и проведение азартных игр, при этом с 1 июля 2009 г. любая игорная деятельность, за исключением букмекерских контор, тотализаторов и лотерей, может осуществляться только в четырех специальных игорных зонах (Калининградская область, Алтайский, Приморский и Краснодарский края).

Из чего можно заключить, что политика в области игорного бизнеса в России основана на искоренении нелегальных игорных заведений. Введение в действие уголовно-правового запрета оказало существенное влияние на воспрепятствование организации и проведению азартных игр.

Однако криминальный игорный бизнес полностью свое существование не прекратил, а перешел на нелегальное положение. По данным пресс-службы Управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве, с начала 2013 г. возбуждено 30 уголовных дел по ст. 171.2 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр», закрыто 39 казино и покерных клубов, 170 залов игровых автоматов, 1 041 лотерейных и интернет-клубов, 181 пункт приема ставок букмекерских контор. В общей сложности изъято 26 914 единиц оборудования, а за 6 месяцев 2013 г. привлечено к уголовной ответственности 13 человек[2].

Перечисленные меры, ужесточение уголовной ответственности должны оказать более существенное влияние на воспрепятствование незаконной организации игорной деятельности.

Источник: www.prolaw38.ru

Как решить проблему зависимости от азартных игр в России

Вступить в клуб

В погоне за «легкими деньгами» россияне часто загоняют себя в финансовые и психологические капканы. Жажда азарта обанкротила немало людей, но в России до сих пор нет организаций, которые помогли бы эффективно бороться с игровой зависимостью

26 ноября 2021 17:22

Жажда легкой наживы

Проблема игровой зависимости (игромании, лудомании или гемблинга) появилась далеко не вчера. Игра как способ быстрого обогащения идет рука об руку с человечеством на протяжении всей его истории. Россия здесь не стала исключением — из классической литературы все мы помним, как помещики и купцы проигрывали за ночь свои состояния.

Да что помещики — даже признанный классик этой самой литературы, Федор Достоевский, очевидно, страдал тяжелой формой лудомании. Именно страдал, поскольку сегодня такая зависимость признана ВОЗ особой формой психического расстройства, болезнью, лечение которой рекомендовано проводить в медицинских клиниках. По данным организации, диагноз «лудомания» может быть поставлен почти 6% населения нашей планеты.

Первые годы существования современной России сопровождались бурным расцветом игорного бизнеса. Десятки и сотни казино в Москве и других крупных городах, многочисленные игровые залы, «однорукие бандиты» чуть ли не в каждом ларьке с годовым оборотом всего бизнеса в 6 млрд долларов — вот характерные приметы 90-х — начала нулевых годов. Но самое печальное, что с открытием каждой новой «точки» росло и число игроков, которые несли туда последние деньги с надеждой на легкую прибыль. Согласно некоторым исследованиям , в то время число зависимых от игромании в стране дошло до 2 млн человек.

Власти попытались взять игорный бизнес под контроль, и это им отчасти удалось — с 2009 года казино разрешили открывать только в специальных зонах , расположенных далеко от столиц и крупных городских агломераций. Однако это не стало решением проблемы, поскольку бизнес ушел в онлайн-подполье.

Схожие процессы происходили и в других странах — в итоге к настоящему моменту, по данным мирового лидера в сфере азартных игр, американской компании MGM Resorts International, обороты онлайн-рынка достигли почти 60 млрд долларов. При этом уход игр в онлайн с началом пандемии только усилился, увеличивая вероятность появления новых зависимых игроков, теряющих связь с реальным миром. Проблема лудомании оказала влияние даже на массовую культуру. Очень красочно она показана в популярном сериале «Игра в кальмара», где герои в погоне за «легкими деньгами» ставят на кон свою жизнь.

Читайте также:  Открыть бизнес в США и получить грин карту

В погоне за ограничениями

Само собой разумеется, что в таких условиях государство не может не обращать внимание на существование нелегального бизнеса с многомиллиардными оборотами. Онлайн-казино в России официально запрещены, и чтобы обойти законодательные ограничения, они регистрировались в других юрисдикциях (например, в Кюрасао, самоуправляемом государственном образовании на острове вблизи Венесуэлы).

Были выстроены схемы с участием платежных систем и небольших банков, используя которые играющие могли делать ставки. Однако на рубеже 2020–2021 годов российский Центробанк атаковал таких операторов, в числе которых оказались и крупные игроки рынка.

Начав с отзыва лицензий у нескольких мелких банков, сотрудничавших с онлайн-казино, ЦБ запретил Киви Банку, связанному с крупнейшей в стране платежной системой, проводить платежи иностранным контрагентам. Вскоре, после проверки регулятора, от таких транзакций была вынуждена отказаться «ЮMoney» (бывшая «Яндекс.Деньги»), связанная со Сбером.

А в сентябре этого года был создан Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) с полномочиями надзора над рынком ставок, которому поручено к тому же удерживать целевые отчисления с организаторов игр в пользу спортивных лиг и федераций. Время покажет эффективность подобных мер, но одно стоит признать уже сегодня: лишь запретами и ограничениями лудоманию победить невозможно, здесь необходим комплекс мер, от просветительских до медико-психологических.

Несмотря на очевидные проблемы, в России нет ни одного специализированного центра или даже информационного ресурса, который сосредоточился бы на проблеме лудомании. Игроки пытаются бороться с болезнью самостоятельно, кто-то обращается в частные клиники, но многим они просто не по карману.

Тот же ЕРАИ предполагает возможность установить запрет на прием ставок от тех, кто зарегистрировал свое желание отстраниться от игр. Но этого недостаточно. Человек не всегда способен признать наличие у него проблемы и решиться на добровольные ограничения. Азарт неконтролируем и способен быстро приводить к негативным последствиям. В том числе и социального характера: увлечение азартными играми приводит к разводам, преступности и самоубийствам.

Есть ли выход

Пока государство сосредотачивается на запретах, в России появляются общественные силы, предлагающие решение проблемы лудомании «снизу». Так, на сайте проекта « 20 идей по развитию России », посвященного комплексу первоочередных мер для улучшения ситуации в стране, предлагается начать всерьез заниматься профилактикой лудомании. Автор проекта Дмитрий Давыдов* предлагает создать в России организации, которые проводили бы научные исследования для профилактики и лечения игровой зависимости, занимались бы просветительской деятельностью и пропагандировали бы принципы «ответственной игры» среди уже существующих и потенциальных игроков. Такие организации, по мнению Давыдова*, могли бы всерьез заняться консультативной поддержкой игроков и членов их семей, создавали бы телефоны доверия, чаты службы поддержки, организовали бы психологическую помощь. Все это стало бы серьезным подспорьем усилиям государства в борьбе с игровой зависимостью.

Но главное в предложениях Давыдова* не столько констатация факта, какие организации нужны стране, сколько указание на источники их финансирования. А здесь, как показывает опыт других стран, путь только один: оно должно осуществляться за счет самого игорного бизнеса. С обязательным надзором со стороны национального регулятора (который в России уже имеется).

Есть очень важный момент, который должен касаться деятельности организации, начинающей работу с профилактикой лудомании, — она не должна иметь связей с операторами игорного бизнеса. А также должна гарантировать целевое расходование средств и публикацию отчетности. По этому пути пошли такие страны, как Южная Корея, Великобритания и Финляндия.

Игорная зависимость — это не шутка и не краткий период жизни человека, это серьезная проблема, которая в эпоху цифровых технологий с каждым годом лишь усиливается у населения планеты. Если не обращать на нее внимания и не воспринимать всерьез, то через достаточно небольшой период времени она и вправду может стать эпидемией. Выход из этого прост — наладить систему профилактики, помочь тем, кто уже страдает лудоманией, и не допустить игровой зависимости у миллионов других человек. Роль государства в связке с представителями игорного бизнеса очень важна, только оно может кардинально изменить ситуацию и дать серьезный толчок решению вопросов лудомании. Без вмешательства на уровне государства проблемный гемблинг с каждым годом будет затрагивать все большее количество россиян.

*Признан Минюстом иностранным агентом

Источник: snob.ru

Проблемы игорного бизнеса в России

— Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму сегодня начнёт обсуждение законопроекта «Об игорном бизнесе», ранее внесённого в нижнюю палату парламента Владимиром Путиным. Эксперты игорного бизнеса считают, что принятие документа серьёзно осложнит жизнь простым любителям играть в казино и приведёт к распространению подпольных игровых залов.

— Не дождавшись первых выводов от рассмотрения законопроекта об игорном бизнесе в Государственной Думе, крупнейшие участники этого рынка созвали пресс-конференцию на тему «Игорный бизнес может уйти в подполье. «Сухой закон» в игорном бизнесе не принесёт пользы ни государству, ни игроку». Больше всего владельцев казино и игорных залов пугает предложение Владимира Путина о создании игорных зон и поселений (подобных американскому Лас–Вегасу). В соответствии с президентским проектом, определить место под строительство игорного города надо до 1 января 2007 года, а переселиться и начать работать придётся уже с 1 января 2009 года. Такого срока на осуществление столь масштабного проекта просто не хватит, считает вице-президент Российской ассоциации развития игорного бизнеса Борис Белоцерковский.

— Совершенно очевидно, что за два года выделить зону, изменить, собственно говоря, порядок использования этой земли, заключить договора на аренду, разработать документы строительные и построить невозможно. Очевидно совершенно, что через два года, когда легальный игорный бизнес закроется, возникнет полнейший вакуум. Даже если эти зоны и создадут, очевидно, что раньше чем через 5—10 лет в этих зонах ничего не появится.

Читайте также:  Как сделать бизнес на фиалках дома

— Даже если себе представить, что за ближайших два года крупные участники рынка игорного бизнеса смогут расселиться в четыре зоны, проблемы возникнут в городах, которые лишились игровых автоматов и казино. А это неизбежно приведёт к возникновению подпольных игорных залов и клубов, считает Борис Белоцерковский.
Сама идея переноса игорных заведений в четыре крупных центра нынешней России не подходит. Россия — не Лас–Вегас, заверяет президент крупнейшего игорного холдинга «Шторм Интернейшнл» Майкл Ботчер.

— Угадайте, что произойдёт, когда в России будет четыре зоны? Каждый бандит из бывшего Советского Союза поедет в каждый город в России и откроет нелегальное казино. Вы выбираете город на карте, я вас отведу там в казино, которое не платит налоги, работники которого тоже не платят налоги. Россия — это не Лас–Вегас.

У них 38 миллионов посетителей в год, которые приезжают в Лас–Вегас специально для того, чтобы играть в Лас–Вегасе и развлекаться в Лас–Вегасе. И если вы думаете, что в России вы найдёте 38 человек, которые в середине февраля прилетят в Москву и потом поедут за 40 миль для того, чтобы поиграть в казино в Подмосковье, вы сошли с ума.

— Конечно, законопроект и внимание президента к игорному бизнесу крайне актуально. За 17 лет существования игорного бизнеса в России не разработан федеральный закон, по которому должен существовать сам бизнес. Однако, по мнению заместителя председателя комиссии правительства Москвы по игорному бизнесу Валерия Иванова, документ ещё сырой и требует доработки.

— По крайней мере, тот текст законопроекта, который официально ещё никто не видел, фактически больше смахивает на похороны игорного бизнеса. Законопроект «сырой» во всех отношениях. По его тексту видно, что он делался впопыхах, как говорится, «на коленках». Там не предусмотрено практически ни одного механизма ввода этого закона в действие. Что будет с игорным бизнесом?

Недобросовестная часть, с которой более-менее успешно борются государственный структуры, уйдёт в подполье и предоставит услуги, на которые есть спрос. В любом случае будут играть.

— Главный сторонник принятия президентского законопроекта об игорных заведениях, депутат Госдумы Александр Лебедев имеет свои контраргументы и в отношении времени на строительство новых игорных центров.

— Если захотят по-прежнему зарабатывать свои миллиарды вот этим социальным злом, пусть обустраивают себе эти зоны и туда переезжают. Почему мы о них должны заботиться? Мы должны заботиться о миллионах наших граждан, которые последнее там оставляют в надежде обогатиться. Вот это наша задача.

Нет у меня задачи позаботиться о владельце какого-нибудь Черкизовского рынка, чьи казино переедут. Он сам о себе позаботится, он уже заработал миллиарды долларов на нас. Как они там обустроятся? Обустроятся. Они, по нашим оценкам, заработали от 20 до 25 миллиардов долларов.

Это всё из карманов самых бедных граждан нашей страны. Во всяком случае, и Общественная палата, и большинство депутатов Госдумы, и общественное мнение, и средства массовой информации поддерживают идеологию, которую президент заложил в законопроект, — вывести из мест постоянного проживания. Он определил четыре зоны. Хорошо. Два года им на то, чтобы уехать в эти зоны.

Отлично.

— И в отношении возможного роста подпольных игорных залов и казино.

— Если они уйдут в подполье, они будут нарушать законы, соответствующие статьи Уголовного кодекса могут быть к ним применимы. Давайте возьмём Израиль, Китай, Турцию, например, где это запрещено. Да нет там никаких подпольных. Это очень опасные и тяжёлые статьи. В Советском Союзе запрещено было — и всё. Если кому-то хочется очень сильно нарушать закон, я не уверен, что это так будет.

Не пойдут школьники, матери-одиночки, бабушки-пенсионерки, все те, кого сегодня игорный бизнес одурачивает, не поедут они ни в какие подпольные притоны. И, наверное, вряд ли поедут вот в эти отдалённые зоны. Туда поедут люди с шальными деньгами.

— Пока президентский законопроект изучают депутаты, в регионах уже подсчитывают убытки. В Екатеринбурге 24 казино и более 280 залов игровых автоматов. Регулярно их посещает около 4% горожан. Примерно 60% игроков — люди в возрасте до 30 лет, ещё треть — от 30 до 40, остальные — игроки весьма взрослого возраста.

Екатеринбургский игорный бизнес в последние годы стремился к хорошей репутации: создавал ассоциации и находил взаимопонимание с местными властями. Инициатива Владимира Путина оставить лишь четыре игровые зоны ставит крест на региональном игровом бизнесе, считают на Урале. С подробностями корреспондент «Радио Свобода» Евгения Назарец.

— В июле 2006 года Свердловская облдума приняла решение с 2007 года ввести максимальную ставку налога на игорный бизнес. Но обе ассоциации игорного бизнеса, работающие в Екатеринбурге, подали недовольный голос, лишь когда в первом чтении в Госдуме прошёл законопроект, предложенный «Единой Россией».

Минимальный размер активов игорного объекта должен был составлять 600 миллионов рублей. По данным Уральской ассоциации развития игорного бизнеса, этому требованию соответствуют 4 из 24 казино Екатеринбурга. Но и этот, казавшийся жёстким, законопроект теперь отклонён. Вариант президента Путина, который предполагает открытие в России лишь четырёх нежилых игровых зон, ставит крест на региональном игорном бизнесе, считает президент Уральской ассоциации развития игорного бизнеса Владимир Петров.

— С теми поправками, которые были озвучены недавно президентом, отечественные предприниматели вынуждены будут уйти, их место займут крупные зарубежные компании. Те фирмы, кто удерживал этот рынок, наши, отечественные, не смогут строить новые города.

— Зонирование, о котором говорил президент, по мнению представителей уральского игорного бизнеса, выглядит, как попытка взять под государственный контроль крупные финансовые потоки рынка. Свердловский региональный бюджет потеряет от исчезновения казино и залов игровых автоматов около 200 миллионов рублей.

Источник: www.alebedev.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин