Проблемы малого бизнеса и пути их преодоления

МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВО / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / SMALL BUSINESS / ENTERPRISE / GOVERNMENT / NATIONAL ECONOMY / INNOVATION / INVESTMENT PROJECT / COMPANY / LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головинов Олег Николаевич, Аветисова Антонина Александровна

В статье обоснована необходимость трансформации действующей системы государственной поддержки малого бизнеса с целью изменения его доли и значения в национальной экономике . Рассмотрены основные направления деятельности малых предприятий и перспективы их развития. Определены механизмы повышения конкурентоспособности малого бизнеса за счет технологического переоснащения и инновационной ориентации в производственной деятельности. Показаны различные варианты увеличения объемов финансово-кредитной помощи малым предприятиям с учетом положительного и негативного воздействия для экономики страны. Осуществлен анализ воздействия на малый бизнес административных и рыночных инструментов государственного регулирования. Выявлены условия формирования благоприятной предпринимательской среды, позитивного инвестиционного климата с учетом социальных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Головинов Олег Николаевич, Аветисова Антонина Александровна

Малый и средний бизнес в России: проблемы и пути развития

Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов

Малое предприятие как субъект мировой и национальной экономики

Становление инфраструктуры государственной кредитной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в России

Малое и среднее предпринимательство в современной России: состояние, проблемы и направления развития
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article substantiates the need for the transformation of the current state of small business support system to change its values and share in the national economy . The basic directions of activity of small enterprises and their development prospects. Mechanisms of improving the competitiveness of small businesses at the expense of technology transfer and innovation orientation in industrial activity. It is showing various options for increasing the volume of financial and credit support to small businesses, taking into account the positive and negative effects for the economy. The analysis of the impact on small business administration and state regulation of market instruments. The conditions for creating a favorable business environment, a positive investment climate, taking into account social aspects.

Текст научной работы на тему «Малый бизнес: проблемы и пути их решения»

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Головинов Олег Николаевич

док. экон. наук, профессор, заведующий кафедрой международной экономики ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли

имени Михаила Туган-Барановского», г. Донецк

SMALL BUSINESS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of

International Economics, Donetsk National University of Economics and Trade

named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Economics and Management innovative activity, Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky, Donetsk

В статье обоснована необходимость трансформации действующей системы государственной поддержки малого бизнеса с целью изменения его доли и значения в национальной экономике. Рассмотрены основные направления деятельности малых предприятий и перспективы их развития.

Определены механизмы повышения конкурентоспособности малого бизнеса за счет технологического переоснащения и инновационной ориентации в производственной деятельности. Показаны различные варианты увеличения объемов финансово-кредитной помощи малым предприятиям с учетом положительного и негативного воздействия для экономики страны. Осуществлен анализ воздействия на малый бизнес административных и рыночных инструментов государственного регулирования. Выявлены условия формирования благоприятной предпринимательской среды, позитивного инвестиционного климата с учетом социальных аспектов.

The article substantiates the need for the transformation of the current state of small business support system to change its values and share in the national economy. The basic directions of activity of small enterprises and their development prospects. Mechanisms of improving the competitiveness of small businesses at the expense of technology transfer and innovation orientation in industrial activity. It is showing various options for increasing the volume of financial and credit support to small businesses, taking into account the positive and negative effects for the economy. The analysis of the impact on small business administration and state regulation of market instruments.

The conditions for creating a favorable business environment, a positive investment climate, taking into account social aspects.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательство, государство, национальная экономика, инновация, инвестиционный проект, предприятие, кредитование.

Keywords: small business, enterprise, government, national economy, innovation, investment project, the company, lending.

Функционирование отечественного малого бизнеса в новейшей истории страны связано с совокупностью серьезных проблем, которые сопровождают его весь период зарождения и развития. Изменения происходящие в национальной экономике, вызванные системным экономическим кризисом, требуют выработки новых подходов к деятельности малого бизнеса. Один из ведущих потенциальных составляющих механизма развития экономики страны не оказывает своего вполне ожидаемого положительного влияния на экономическое, научно-техническое, социальное развитие России. Именно от деятельности малого бизнеса ожидают наибольший вклад в распространение в стране идей предпринимательства и новаторства, формирование среднего класса как главного фигуранта в достижении политической стабильности, становление гражданского общества, обеспечение в целом устойчивости всей национальной экономики. Все это требует теоретической разработки направлений и инструментов повышения эффективности деятельности предприятий малого бизнеса, с последующей реализацией в хозяйственной деятельности.

Целью исследования является систематизация и анализ макроэкономических факторов ограничивающих динамичное развитие малой предпринимательской деятельности в России и формирование институционального механизма развития малого бизнеса с учетом комплекса мер государственной институциональной политики.

Малый бизнес, в силу своих размеров, относительной неустойчивости на рынке, зависимости от деятельности крупных экономических субъектов, первым ощущает на себе общие изменения происходящие в национальной и мировой экономике. Малые предприятия первыми чувствуют все болезненные проявления экономики, вызванные санкциями, значительным ростом курса валют, уменьшением доступа к, и без того ограниченным, кредитным ресурсам, увеличением налоговой нагрузки.

Кризис обострил все имевшиеся проблемы до такой степени, что игнорировать и справиться самостоятельно уже нет возможности. Вместо первопроходца, пионера экономического развития, малый бизнес в стране балансирует на грани выживания. Доля малого бизнеса в РФ в ВВП составляет примерно 20 %, в тоже время в развитых странах мира эта цифра превышает данный показатель как минимум вдвое. Разрабатываемая Министерством экономического развития РФ «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 г.» предполагает увеличение доли малых и средних предприятий в ВВП в два раза — с 20 до 40 %, в 2,5 раза оборота малых и средних компаний по отношению к 2014 г.; в 2 раза оборота на одного работника в секторе по отношению к 2014 г.; доли обрабатывающей промышленности в обороте малого и среднего предпринимательства с 11,8 до 20 %; доли занятых в секторе МСП с 25 до 35 %. Именно такой бизнес должен стать основой экономики, обслуживающий технологическую модернизацию [10].

Действующая система поддержки малого бизнеса преимущественно декларативно направлена на решение экономических проблем рассматриваемых в качестве государственных приоритетов, в первую очередь

Положительным решением данной проблемы может стать созданная Корпорация по развитию малого и среднего бизнеса (МСП). По словам президента РФ В. Путина «На ее базе сконцентрированы все инструменты поддержки бизнеса: финансирование, юридическая помощь, информационная, маркетинговая.

И она должна стать для всех, кто занимается малым и средним бизнесом, своеобразным штабом решения возникающих вопросов и проблем» [8]. Именно на нее возлагается надежда решить проблемы малого бизнеса, в первую очередь имеющего экономические модели и перспективы развития. Вместе с тем, данная программа поддержки ориентирована изначально на определенную часть предприятий малого бизнеса, оставляя без внимания «неперспективное» большинство. Государственная политика по развитию малого предпринимательства, в том числе, оказание финансовой помощи, способна оказать положительное воздействие в случае синхронизации инвестиционных интересов самого предприятия с приоритетами развития национальной экономики.

Расширение реального доступа малых предприятий к государственным закупкам позволит им более уверенно работать на рынке и планировать свою деятельность на перспективу. По мнению главы Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства А. Бравермана, корпорация получит инструмент для обеспечения квоты: проект закупок будет поступать этой структуре для анализа.

Если к проекту будут замечания и они не будут устранены, ФАС сможет приостанавливать торги. Доля малых и средних предприятий в закупках крупных госзаказчиков должна составлять 18 % с учетом субподряда и 10 % — по прямым договорам. В деньгах объем этой квоты оценивается в 32 млрд. долл. (около 2 трлн. руб.) [1]. При этом данная квота должна быть увеличена до 25 % в 2018 г., что соответствует показателям плана мероприятий «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием» и проекту Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 г. В свою очередь внесенные изменения в Законопроект «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» упрощают порядок оформления заявок на участие в открытом конкурсе, предоставив участнику закупки право приобщить к заявке платежное поручение или его копию без отметки банка либо банковскую гарантию [9].

Читайте также:  Как сделать возврат средств в Сбербанк бизнес онлайн

Если кризис 2008 г. в большей степени ударил по крупным предприятиям, то экономический кризис 2013-2015 гг. затронул в первую очередь малый и средний бизнес. Такие негативные факторы как валютные колебания, ограничения доступа предприятий к кредитам, падение потребительского спроса намного опаснее именно для малого предпринимательства. Под влиянием кризисных явлений банки вынуждены трансформировать систему рабочих взаимоотношений с заемщиками, усложнять деятельность предприятий, занимая все более консервативную позицию по многим вопросам кредитной политики. Объем кредитования

малого и среднего бизнеса в России впервые за шесть лет показал отрицательную динамику. За год показатель снизился на 12,2 % (до 4,73 трлн. руб.). По итогам года, объем кредитного портфеля малого и среднего бизнеса сократится в среднем на 15 % [5]. При этом, по данным RAEX, в первом полугодии 2015 г. портфель кредитов крупному бизнесу вырос на 30 % [11].

Сотрудничество малого бизнеса с коммерческими банками должно гарантировать постоянную финансовую поддержку, на всех этапах деятельности предприятия, начиная с посевной стадии, стартапа. Только в этом случае можно рассчитывать на коммерческий успех. Действующая же практика выдачи кредитов предполагает функционирование предприятия на рынке не менее 6 месяцев, а чаще и больше. «Продукты по кредитованию стартапов на российском рынке предлагают всего несколько банков. Из банков, которые кредитуют стартапы с использованием специальных продуктов, большинство готово финансировать только открытие бизнеса по франшизе или по готовому бизнес-плану партнера, но почти никто не готов рассматривать «авторские» бизнес-проекты» [3, с. 54].

Наряду с сокращением объема кредитования, изменилась и направленность получения кредитов: если в предыдущие годы предприниматели направляли их на развитие бизнеса, то в настоящее время используются преимущественно для рефинансирования ранее накопленных обязательств. Наблюдается тенденция к ослаблению инвестиционной активности, вызванная как макроэкономическими проблемами в экономике страны, так и усложнением доступности кредитов. По результатам исследования Аналитического центра АО «МСП Банк» совместно с Национальным агентством финансовых исследований, свыше 64 % опрошенных субъектов МСП отметили, что не имеют текущих инвестиционных проектов, 11,6 % затруднились ответить на поставленный вопрос. Готовые к реализации инвестпроекты имеют лишь 24,2 % малых и средних предприятий [6]. Банки, в свою очередь, меньше кредитуют

пополнение оборотных средств предприятий вследствие высокой возможности банкротства предприятий. На характер кредитования малого бизнеса существенным образом влияет сфера деятельности предпринимателя. В сфере услуг получить кредит маловероятно, необходимо закладывать свое имущество, либо активы компании, но и такой шаг не дает никаких гарантий.

Если же материальные активы у предприятия отсутствуют, то кредитные ресурсы ему практически недоступны. Наряду с этим, банки ужесточают условия и по уже выданным кредитам, повышая ставки, вводя обязательное требование перевода всех расчетов в тот банк, который предоставил кредит.

Целесообразен в такой ситуации контроль за действиями банков, предотвращающий повышение ставок по выданным кредитам, либо по вновь выдаваемым кредитам субъектам малого предпринимательства, если они находятся в сложном положении, вызванном кризисными явлениями во всей национальной экономике, и не имеют альтернативной возможности оперативно перекредитоваться. Актуальным является расширение и пополнение перечня кредитных программ предоставляемых банками малому бизнесу. По мнению В. Демкович, российские банки считают сегмент МСП достаточно рискованным, поэтому предпочитают сконцентрировать усилия на кредитовании крупного корпоративного сегмента. Кроме того, банки испытывают очевидный дефицит так называемых «длинных» пассивов, которые бы позволили предоставлять сегменту МСП кредиты с учетом всего формально декларируемого банками спектра сроков [4, с. 27].

Приходится констатировать о фактическом прекращении проектного финансирования, предусматривающее погашение кредита за счет средств создаваемых при реализации проекта. Возлагать всю вину лишь только на банки не совсем верно, ибо ужесточение условий кредитования происходит на фоне роста просроченной задолженности малого бизнеса перед банками. В обзоре финансовой стабильности Банка России указывается, что с начала 2015 г. просроченная задолженность по кредитам, выданным субъектам МСП,

выросла на 4,4 п.п. до 12,1 % на 1 октября 2015 г. Процентные ставки по кредитам МСП остаются высокими. Средневзвешенная процентная ставка по рублевым кредитам на срок менее 1 года, предоставленным субъектам МСП в сентябре 2015 г., составила 17 % годовых, по кредитам на срок свыше 1 года — 15,5 % [7].

Безусловно положительной тенденцией является деятельность АО «Корпорация «МСП» совместно с Банком России по реализации программы стимулирования кредитования субъектов МСП, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики. Уникальность программы состоит в ограничении процентной ставки по кредитам до уровня не более 10 % годовых для субъектов среднего бизнеса и не более 11 % годовых — для малого. В начале декабря банк ВТБ осуществил первую кредитную сделку в рамках данной программы [2]. Сокращение размера процентных ставок целесообразно сочетать с массовым увеличением срока предоставляемых займов, т. к. действующая система микрозаймов во многих случаях ограничивается сроком не более 12 месяцев.

Выводы. Проведенное исследование позволило сделать следующие заключения. Во-первых, реализуемые меры по развитию малого бизнеса опираются в большей степени не на рыночный механизм, а преимущественно ручное управление экономикой. Использование прямых государственных закупок порождает коррупционные действия, использование налоговых стимулов часто используется предпринимателями как способ уклонения от уплаты налогов. Во-вторых, ухудшение рыночной среды в российской экономике, нарастание уровня рисков, приводит к сворачиванию коммерческими банками массового кредитования предприятий малого бизнеса, с одновременной их переориентацией на кредитование крупного бизнеса. В-третьих, государству не стоит возлагать надежды на способность малого бизнеса быстро трансформироваться и приспособляться к изменениям и тем самым подталкивать экономику страны к выходу из рецессии без

существенного повышения конкурентоспособности, что, в свою очередь, невозможно без технологического переоснащения на основе расширения инвестиционных возможностей. В-четвертых, государству необходимо изменить свой подход к регулированию предпринимательской деятельности, что должно включать не только изменения в кредитовании, налогообложении, доступности к государственным закупкам, но прежде всего, за счет формирования комплексного институционального механизма развития малого бизнеса, учитывающего все возможные аспекты функционирования и развития.

1. Глава Корпорации МСП А. Браверман выступил с программным докладом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.acgrf.ru/pres_slujba/smi/glava_korporatsii_msp_aleksandr_braverman_v ystupil_s_programmnym_dokladom/?sphrase_id=3963

2. Глава Корпорации МСП встретился с Генеральным советом «Деловой России» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.acgrf.ru/pres_slujba/news/glava_korporatsii_msp_vstretilsya_s_generaln ym_sovetom_delovoy_rossii/

3. Голик Е. Н. Кредитование как эффективная форма создания системы партнерских отношений банковских структур и малого бизнеса / Е. Н. Голик, Е. В. Маликова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1. С. 50-58.

4. Демкович В. И. Малое и среднее предпринимательство: современные вызовы // Деньги и кредит. 2015. № 11. С. 26-31.

5. Долги вместо развития // Российская бизнес газета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/08/18/krediti.html

Источник: cyberleninka.ru

Проблемы малого бизнеса в России и пути их преодоления

Специалисты, обстоятельно изучающие эту тему, выделяют в принципе один и тот же набор условий, в которых реально функционирует отечественное малое предпринимательство. Анализ литературы позволяет выстроить следующий перечень наиболее часто упоминаемых факторов-проблем, негативно воздействующих на структуру и эффективность рассматриваемого сектора:

  • 1) несовершенство юридической базы (правовая незащищенность субъектов малого предпринимательства, слабость и нестабильность соответствующих аспектов хозяйственного законодательства, в том числе налоговых);
  • 2) дефицит финансовых средств, затрудненность получения ссуд, нежелание коммерческих банков кредитовать малый бизнес;
  • 3) имущественные проблемы, связанные со сложностями получения производственных площадей и служебных помещений;
  • 4) наличие административных барьеров, создаваемых властными органами различного уровня;
  • 5) неравноправное положение субъектов малого предпринимательства в отношении доступа к государственным и муниципальным заказам;
  • 6) отсутствие условий для нормальной конкуренции на ряде сегментов российского рынка, монополизация последних;
  • 7) неэффективность государственного регулирования, отсутствие или несовершенство механизма господдержки малых предприятий (речь идет о различных формах регулирования и поддержки);
  • 8) сложившийся в России негативный имидж предпринимателей и их деятельности.
Читайте также:  Сопровождающие документы бизнес процессы

Все исследователи традиционно акцентируют и такой крайне отрицательный фактор, тормозящий развитие российского малого предпринимательства, как его «затенение», включая прямую криминализацию. Перечисленные основные, равно как и сопряженные с ними иные (производные) проблемы, в той или иной мере, несомненно, пересекаются, что актуализирует задачу их четкой классификации, систематизации.

Однако в данном случае важно другое: эти общие для всего сектора малого предпринимательства в России проблемы могут по-разному, с различной остротой проявляться в регионах страны, где наличествуют неодинаковые экономические, политические и организационно-методические предпосылки деятельности субъектов сектора, о котором идет речь.

Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей.

У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, требующегося для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы.

Но и они не значительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции. Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса.

На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать. Но гораздо лучше применить эти ресурсы наверняка можно. Для этого требуется тщательно выверенная последовательно проводимая в жизнь система селекции, позволяющая предоставлять ощутимые приоритеты тем, кто более полезен обществу. В целом на сегодня это означает предпочтение сферы производства сфере обращения при детальной дифференциации самого производства, причем не застывшей раз и навсегда, а весьма динамичной, на основе грамотного изучения общественного спроса, происходящих в нем подвижек и намечающихся тенденций. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью.

Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.

Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Проблема правовой основы малого предпринимательства, в конечном счете, будет убедительно решена тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.

В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т. п о планирование прибыли.

Уже в начале квартала предприниматель обязан внести в бюджет налог с прибыли. Если же по итогам квартала обнаружится, что ее оказалось больше (например, потому, что удалось в течение данного срока получить выгодный заказ, на который не рассчитывали), предпринимателю надлежит не только уплатить дополнительную сумму налога, но еще и банковский процент с нее. Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что «урожденных» предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, «урожденных» музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.

Круг не простых проблем связан и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях переходного периода оказалась практически подорванной.

Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более. Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления.

Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же, по сути, касается и малого предпринимательства. Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформы было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление.

Производить продукцию с длительным производственным циклом, включая, разумеется, и наукоемкую, стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе. Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, само его существование под вопросом. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Советом Министров — Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений.

В Постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации (от 11 мая 1993г. №446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Можно указать на 4 недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса:

Первый фундаментальный недостаток — это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10 % прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики — попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы — интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» — от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток — практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существуют три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз.

Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень — 10 тысяч рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого предпринимательства — Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.

Читайте также:  Открыть свой бизнес школа английского языка

Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению, утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое обеспечение, финансово-кредитное обеспечение, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.

На Министерство экономики Российской Федерации возложена разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. [8]

Источник: vuzlit.com

Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения

Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Ильин, П. А. Проблемы малого бизнеса в современной России и пути их решения / П. А. Ильин, Н. С. Кандакова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 4 (34). — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/young/archive/34/1992/ (дата обращения: 21.05.2023).

В данной статье производится анализ состояния малого бизнеса в современной России, на основе которого выделяются актуальные проблемы и пути их эффективного решения.

Ключевые слова: малый бизнес, экономика, государственная политика.

Малый бизнес является одним из наиболее перспективных путей самореализации человека. Работая на себя, человек независимо от сторонних факторов может обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, он способен в более полной мере удовлетворить свои потребности и приблизиться к осуществлению мечты, достигнуть успеха. Малый бизнес — пример позитивной вертикальной мобильности.

Так, одной из сложностей на пути развития малого бизнеса выступает высокое налогообложение. Так, «высокий уровень налоговой нагрузки препятствует развитию малого бизнеса и, как следствие, ведет к сокращению доходной части всех уровней бюджетов и возможному росту теневой экономики, поскольку в большинстве предприятий не ведется официальная отчетность» [1, с. 40].

При открытии бизнеса автоматически устанавливается общая система налогообложения (ОСНО), за исключением ситуации, когда вместе с документами о регистрации предприятия подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Налогообложение по упрощенной форме считается одним из основных факторов поддержки малых фирм и организаций, ведь оно в целом увеличивает доходность данной компании. С другой стороны, данная форма создает барьер для предпринимателей: теряется стимул расширения бизнеса. Предпринимателю невыгодно переходить в разряд бизнесмена «средней руки» в силу того, что налоговые послабления по упрощенной форме станут недоступными.

Если рассматривать систему налогообложения от лица предпринимателя, то можно заметить достаточно важную проблему, заключающуюся в невыгодности стабильного налогообложения. Допустим, бизнесмен несет убытки и не может своевременно или в полной мере обеспечить выплату налога. В данном случае можно предложить ввести временные отсрочки на уплату налогов, в случае если предприниматель сможет доказать факт наличия финансовых затруднений (документально, на основе объективного анализа). Государству подобная система представляется крайне невыгодной, так как может допустить вероятность фальсификации документов. С другой стороны, предоставляя отсрочки в уплате налога терпящим «временные бедствия» предпринимателям, государство окажет поддержку экономической системе в целом, не дав «прогореть» предприятиям, приносящим доход в государственный бюджет.

Еще одна серьезная проблема для малого бизнеса — бюрократия. Именно она создает искусственные препятствия на пути развития предприятий. Для того чтобы эффективно управлять компанией, необходимо получить ряд разрешений от государства, осуществить согласование ведения бизнеса со сферой государственного управления.

Для этого важно иметь определенные знания, дабы не допустить возможность осуществления чиновниками манипулирования малым бизнесом посредством коррупционных схем, превышения должностных полномочий и иных корыстных побуждений. На мой взгляд, государство должно более плотно заниматься регулированием системы взаимодействия бизнеса с государственными структурами, ликвидируя возможные лазейки в законодательной базе, позволяющие представителям бюрократического аппарата осуществлять самоуправство. Необходимо ужесточать контроль ведением финансовых операций, осуществляемых не только самими чиновниками, но и представителями их ближайшего окружения: родственниками, близкими друзьями и деловыми партнерами. Кроме того, важно обеспечить проведение всестороннего анализа деятельности тех, кто претендует на занятие государственных должностей. Прежде всего, это касается вопросов наличия судимостей, привлечения к административной ответственности или ведения недобросовестной экономической деятельности.

Большинство крупных предприятий в современной России являются наследием Советского Союза. При распаде СССР существовала прослойка определенных лиц, имевших гораздо более обширные знания в вопросах ведения экономической деятельности, нежели среднестатистические граждане.

Они активно пользовались имеющейся у них информацией, что позволяло им практически беспрепятственно приватизировать ранее находившиеся в государственной собственности компании. В результате, в 90-е годы в России произошло становление монополий. В связи с этим, некоторые ниши в экономике стали закрытыми для ведения бизнеса.

Барьеры, создаваемые монополиями в сфере экономического развития, создают серьезные проблемы для естественной конкуренции. Государству существование монополий может представлять определенную выгоду: к примеру, монополизация железных дорог способствует беспрепятственной перевозке военной техники или иных товаров, представляющих особую значимость для государства. С другой стороны, формирование монополий в сферах малого или среднего бизнеса производит обратный эффект, разрушительный для экономики и представляющий угрозу для стабильного развития страны. Компании, не имеющие конкурентов на рынке, не задумываются о качестве производимых товаров. Из-за этого, товары становятся неконкурентоспособными для экспорта.

Еще одна проблема малого бизнеса — ограниченность выбора сферы ведения предпринимательской деятельности. Некоторые экономические отрасли требуют значительного вливания капитала на раннем этапе развития (автомобилестроение, робототехника, наукоемкие технологии и т. д.).

Кроме того, данные отрасли требуют специальных знаний, овладение которыми становится еще одной частью расходов. Более того, сказывается отсутствие квалифицированных специалистов в отраслях подобного рода. Специалисты-профессионалы игнорируют сферу малого бизнеса в силу отсутствия перспектив, уверенности в том, что компания не разорится на этапе своего становления.

Эффективным решением данной проблемы, на мой взгляд, является обеспеченное государственной поддержкой страхование лиц с высокой квалификацией, трудоустроившихся в недавно созданные компании (в случае разорения компании в течение 3 месяцев специалисту государством будет выплачиваться пособие в размере 50 % от предшествующей заработной платы). Отмечается, что «реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем тем более невозможна без его адекватной финансово-кредитной поддержки» [2, с. 187].

Привлечение кадров с высокой квалификацией в сферу малого бизнеса можно стимулировать посредством организации социальной рекламы (аналог «американской мечты»). Государство должно привлекать подрастающее поколение к ведению предпринимательской деятельности, обрисовывать значительные перспективы в данной отрасли. На мой взгляд, государство должно проявить большую заинтересованность в вопросах, касающихся малого бизнеса, и организовать государственную программу по его комплексной поддержке. Структура данной программы должна строиться по аналогии с национальными проектами.

Большой трудностью для развития малого бизнеса является осуществление рекламной кампании. Во-первых, затраты на рекламу могут превышать пределы разумного для небольших компаний. Окупаемость рекламной кампании возможна лишь в долгосрочной перспективе или в случае успешного и быстрого расширения компании.

В современной России реклама выходит на новый рынок — в сферу интернет-коммуникации. Данная тенденция представляется весьма перспективной для предпринимателей сферы малого бизнеса. Однако интернет-среда недоступна большинству представителей старшего поколения, они до сих пор больше ориентируются на наружную рекламу и телевидение. В целом, «активное развитие исследований в сфере продвижения товаров и услуг с помощью сети Интернет будет способствовать более осмысленному и обоснованному применению инструментов интернет-рекламы современными предприятиями малого бизнеса для достижения целей маркетингового управления и повышения финансовой эффективности» [3, c. 85].

Таким образом, рассмотренные проблемы понижают перспективность занятия предпринимательской деятельностью на уровне малого бизнеса. Решение данных проблем позволит повысить не только экономические показатели нашей страны, но и поднимет ее авторитет на международной арене. Малый бизнес, не обремененный излишними противоречиями, позволит амбициозным представителям молодого поколения реализовать свои планы на жизнь и достичь счастливого будущего.

Литература:

  1. Алексеева, К. В. Налоги как способ стимулирования развития малого бизнеса / К. В. Алексеева // Science Time. — 2016. — № 3 (27). — С. 36–43.
  2. Бутусова, Е. А. Кредитная политика банка в сфере малого бизнеса / Е. А. Бутусова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. — 2016. — № 21. — С. 186–191.
  3. Катаев, А. В. Интернет-реклама как комплекс инструментов эффективного маркетингового продвижения предприятия малого бизнеса / А. В. Катаев, Н. А. Кринчиян // Альманах современной науки и образования. — 2015. — № 6 (96). — С. 83–85.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, мой взгляд, предпринимательская деятельность, современная Россия, государство, высокая квалификация, полная мера, рекламная кампания, эффективное решение, упрощенная форма.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин