Проблемы малого бизнеса в Ленинградской области

В данной статье были проанализированы лучшие практики по поддержке малого предпринимательства в субъектах РФ, а также предложены наиболее эффективные инструменты для развития малого бизнеса в Ленинградской области.

Ключевые слова

НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ, МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНА, ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Текст научной работы

В современном мире малый бизнес играет ключевую роль в развитии экономики. Предприятия такого вида позволяют не только увеличивать показатели внутреннего валового продукта, размер налогов, но и играют очень важную роль в процветании региона в целом. За счет содействия малому предпринимательству (МП) субъекты РФ могут активно влиять на снижение безработицы и увеличение числа самозанятого населения, формирование новых рабочих мест. Таким образом, оказывая помощь малому бизнесу, можно решить сразу несколько проблем, возникающих перед регионом и государством.

Конечно, государство оказывает значительную помощь компаниям малого бизнеса, но основная проблема – повышение эффективности данных программ. Именно поэтому цель статьи заключается в том, чтобы конкретизировать формы и методы содействия МП для Ленинградской области.

Бизнес в Ленобласти поддерживается государством

Необходимость развития малого бизнеса отражается и в том, что в 2013г. ввели специальный национальный рейтинг для оценки состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Инициатива по созданию и разработке рейтинга принадлежит Агентству Стратегических Инициатив (АСИ).

В рейтинг 2015г. включены 4 основных направления оценки, в рамках которых выделили 45 показателей. Одной из областей исследования является «Поддержка малого предпринимательства (направление Г)» – эффективность деятельности МП. Помимо этого выделяются:

  • Регуляторная среда» (направление оценки А — анализ степени удовлетворенности компаний услугами со стороны государства),
  • Институты для бизнеса» (направление Б – оценка состояния институтов повышения инвестиционной среды),
  • Инфраструктура и ресурсы» (направление В – анализ наличия и усовершенствования инфраструктуры, доступности финансовых, природных и трудовых ресурсов для бизнеса);

В 2015г. лидерами по поддержке малого предпринимательства стали шесть субъектов РФ, а именно:

  1. Калужская область,
  2. Пензенская область,
  3. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра,
  4. Камчатский край,
  5. Республика Саха (Якутия),
  6. Свердловская область.

Калужская область является одним из самых благоприятных субъектов для вложения денежных средств. Она включена в группу «А» не только в рамках поддержки малого бизнеса, но и в таких направлениях оценки инвестиционного климата в регионе как «Регуляторная среда» и «Институты для бизнеса». Каким же образом осуществляли помощь МП в данном субъекте РФ в 2015 году.

Во-первых, инвестиционная политика Калужской области активная, ее особенность заключается в предоставлении МП специальных льготных ставок при заключении ими инвестиционного договора с Администрацией. Льготное налогообложение выражается в сокращении ставки по налогу на прибыль с 20,0% до 13,55%, причем на срок до 8 лет, помимо этого льготы предоставляются на налог на имущество и на аренду земли

Секреты Бизнеса. Проблемы предпринимателей, решает совет.

Во-вторых, само географическое положение Калужской области (соседство с крупнейшим российским рынком сбыта — Москвой и Московской областью) является ключевым ее преимуществом и оказывает благоприятное влияние на мнение инвесторов об инвестировании средств в регион.

В-третьих, сейчас в Калужской области происходит стремительное развитие индустриальных парков, активно сотрудничающих с малыми фирмами.

Помимо этого в Калужской области оказывают содействие компаниям с целью упрощения организации МП. Это выражается в принятии концепции «единого окна», когда все услуги инвесторам оказываются в специальном агентстве.

Наконец, в Калужской области высокоразвита информационная поддержка МП, есть множество сайтов поддержки малого бизнеса. На этих ресурсах можно наглядно посмотреть все преимущества и недостатки МП, а также выбрать наиболее благоприятную отрасль для развития.

Ярким примером практики по наилучшему содействию малым фирмам является Республика Саха (Якутия). Несмотря на отличия в экономико-географическом положении, Ленинградская область смело может перенять часть мероприятий с целью повышения своего места в рейтинге.

Особенность развития экономики данной территории заключается в строительстве кластеров рядом с месторождениями таких полезных ископаемых как нефть, газ, золото и, конечно, алмазы. Далее для каждого кластера создается вся необходимая инфраструктура, именно поэтому МП сосредоточивается вокруг них и в частности, вокруг больших предприятий.

Еще в 2005г. в Якутии был создан специальный Фонд малого предпринимательства. Одними из ключевых задач Фонда являются кредитования МП за счет средств федерального и регионального бюджетов и сотрудничество с банками для получения малыми компаниями денежных средств с меньшими процентными ставками.

Другим направлением деятельности Фонда является работа с главами муниципальных образований (МО). Их взаимоотношения определяются по трем направлениями:

  • разработка совместных планов по развитию МП в каждом конкретном муниципальном образовании (МО) с постановкой конкретных целей и задач в конкретные сроки;
  • подписание соглашений с МО о материальных формах поддержке МП;
  • анализ эффективности реализации поставленных задач в соответствии с планом, корректировка плана на следующий год с целью его адаптации к возникающим условиям и текущим потребностям МП и самого МО.

По результатам 2015 года более 20 субъектов РФ опережают по инвестиционной привлекательности Ленинградскую область и включены в группу «В» по поддержке МП. Среди них можно выделить такие регионы как Новгородская область и г.Санкт-Петербург, которые наиболее приближены к исследуемому субъекту РФ.

Практика Новгородской области поддержки МП пересекается с опытом Калужской области. Оказание помощи малому бизнесу заключается в подписании с фирмами инвестиционных договоров или соглашений, по которым МП получают разнообразные льготы, например, может быть снижена ставка по транспортному налогу на 50%, или в зависимости от сферы деятельности может изменяться стоимость платы за аренду имущества.

Если малое предприятие зарегистрировано на территории г.Санкт-Петербург, то оно может получить «инвестиционный налоговый кредит» и«государственные гарантии Правительства Санкт- Петербурга», которые являются самыми популярными мерами поощрения МП в данном регионе.

На основе результатов рейтинга в 2015г. по первым трем направлениям оценки (за исключением направления «Г» — Поддержка малого предпринимательства) такой субъект РФ как ЛО вошел в группу субъектов с показателем «В» (преуспевающий субъект, относительно других регионов) [5]. Таким образом, на сегодняшний момент ключевой сферой по развитию инвестиционной привлекательности ЛО является стимулирование поддержки МП.

В целом, динамика национального рейтинга инвестиционной привлекательности Ленинградской области достаточно положительна. Первоначально при создании рейтинга в 2014г. она вошла в группу «Е» в рамках поддержки МП. По методологии Агентства Стратегических Инициатив к группе «Е» относятся те регионы, которые существенно отстают по рассматриваемым показателям. Спустя год ЛО смогла значительно продвинуться в рейтинге, перейдя по этому направлению оценки в группу «С» (субъекты с умеренными результатами по рассматриваемому направлению оценки), перепрыгнув сразу группу Д.

За 2015 год в Ленинградской области был успешно проведен целый комплекс мероприятий, несмотря на это, у ЛО есть колоссальный потенциал, с помощью которого она сможет перейти в группу «В» в краткосрочной перспективе, а в течение 10-15 лет стать одним из регионов-лидеров по поддержке МП.

Для перехода в группу «В» в ближайшие два года необходимо:

  1. Учесть методические изменения в расчет Национального рейтинга, вводимые АСИ;
  2. Синтезировать «лучшие практики» субъектов РФ, входящих в группу «А»;
  3. Включить в текущие планы работы Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка ЛО конкретные процедуры по достижению в национальном рейтинге по направлению оценки «Поддержка малого предпринимательства» категории «В».

После анализа «лучших практик» мы можем констатировать, что к самым результативным инструментам можно отнести:

  • льготное налогообложение,
  • финансовую поддержку;
  • помощь инвесторам в открытии МП.

В связи с проведенным исследованием нами были разработаны следующие рекомендации, внедрение которых окажет благоприятное влияние на развитие малого предпринимательства в Ленинградской области:

  1. Автоматизировать сбор данных и расчет национального индекса инвестиционной привлекательности субъектов РФ по направлению оценки «Поддержка малого предпринимательства» (направление Г).
  2. Разработать анкету и раз в квартал проводить онлайн-опрос бизнесменов и экспертов по показателям этого направления.
  3. Проводить собственный промежуточный расчет национального индекса в части направления Г до 15 числа последнего месяца каждого квартала для корректировки текущего, месячного и квартального планов деятельности отдела Комитета по развитию малого и среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области
  4. Большой объем нужной справочной и методической информации для бизнесменов, инвесторов, студентов и учащейся молодежи (будущих инноваторов и инвесторов), однако степень практического ее освоение ими находится на чрезвычайно низком уровне, — многое остается «неизвестным и неожиданным». Сегодня возникла острая необходимость повышения их информированности и активного вовлечения в различные формы содействия МП. Для этого, на наш взгляд, необходимо:
    • Открыть ежедневную телевизионную программу «Поддержка субъектов МП Ленинградской области» для освещения изменений организационных, законодательных и финансовых возможностей ведения малого бизнеса в ЛО.
    • Регулярно организовывать мероприятия для повышения финансовой грамотности, в таких активных формах как деловая игра «Финансовая грамотность», самотестирование, регулярные тренинги для молодых предпринимателей и студентов.
    • Наладить доступ к информации, направленной на поддержку МП и работу финансовых организаций, в сети Интернет посредством создания интерактивных сайтов с возможностью наглядного представления практически полезной информации.
    • Острой проблемой являются сроки рассмотрения и различные формы согласования заявок, принятия окончательных решений и оформления документов. Бизнес требует существенного их сокращения. Необходимо поставить конкретную цель в течение 2016-2017гг. перейти от 12-15 дней к 2-3 часам.
    • Внедрить в деятельность сотрудников Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области систему ключевых показателей эффективности (KPI), нацеленных на повышение интегрального показателя национального рейтинга по направлению оценки «Поддержка малого предпринимательства», и использовать ее для повышения мотивации сотрудников и руководителя, закрепив за ними соответствующие полномочия и ресурсы.
    Читайте также:  Разведение хаски как бизнес

    Для внедрения системы KPI или ключевых показателей эффективности необходимо выделить основные цели существования данного комитета в целом на сегодняшний момент, а также в перспективе на несколько лет. Затем выявить мероприятия, которые необходимо делать для достижения поставленных целей. Следующий этап не менее важен – это отбор наиболее важных коэффициентов и придание им определенного веса. На наш взгляд, они могут пересекаться с показателями, рассчитываемыми АСИ при анализе инвестиционной привлекательности субъектов РФ:

    • Число компаний МП на 1 тыс. человек;
    • Выручка или прибыль на одного занятого в МП;
    • Доля государственных и муниципальных контрактов с МП в общей сумме государственных и муниципальных контрактов;
    • Оценка доступности кредитных ресурсов для МП и другие.

    Далее необходимо тщательно следить за показателями эффективности, своевременно корректировать деятельность и политику Комитета для лучшего достижения поставленных целей. Помимо этого KPI следует использовать с целью поощрения и стимулирования членов комитета при успешной работе.

    На наш взгляд, современная концепция развития МП должна быть напрямую связана с семьей, для проведения кампании по развитию малого предпринимательства следует ввести девиз: «Каждой семье Ленинградской области – свой малый бизнес!». Данная стратегия нацелена не только на повышение показателя регионального валового продукта и роли малого предпринимательства, но и на рост занятости и благосостояния населения.

    Сегодня наиболее перспективными и общественно полезными сферами деятельности для малого бизнеса в Ленинградской области являются:

    1. Переработка городских и областных свалок на основе инновационных технологий (необходимо обобщать и практически применять лучшие практики различных европейских стран по сбору, сортировке и переработке бытовых и промышленных отходов);
    2. Лесопереработка кругляка на границах с такими близлежащими странами как Финляндия и Эстония, организация мебельного и иного производства, создающего добавленную стоимость;
    3. Функциональное обслуживание детских лагерей и баз отдыха, находящихся на территории области;
    4. Развитие рыбного хозяйство и сопутствующее ему производство;
    5. Распространение на территории ЛО финского опыта выращивания клубники;
    6. Развитие мясного и молочного животноводства;
    7. Борьба с борщевиком «малыми бригадами» посредством тендерного размещения муниципальных и региональных заказов;
    8. Производство конкурентной продукции на экспорт, опирающейся на использование инфраструктуры Усть-Лужского порта;
    9. Установка и эксплуатация ветроэнергоустановок;
    10. Поддержка «эко-», «аква-» и «био-» туризма (заповедные малые зоны, на базе которых организуется малое предпринимательство).

    В данной статье мы рассмотрели наиболее эффективные и успешные способы развития МП в Ленинградской области, при этом большинство из указанных мер не являются затратными, но при этом позволят региону стать более привлекательным для инвесторов и благоприятным для жизни простых граждан.

    Особенности деятельности компании на разных этапах жизненного цикла

    1. Пахтусова В.Н.

    Единое информационное пространство как один из способов государственной поддержки малого бизнеса в Российской Федерации

    1. Зеленина Д.В.

    Основы формирования бюджетной политики муниципального образования и оценки эффективности ее реализации

    1. Шадричева Ю.С.

    О роли кластеров в региональном развитии

    1. Белова Г.В.
    2. Соколова И.С.

    Методы определения стадий жизненного цикла

    1. Пахтусова В.Н.

    Список литературы

    Цитировать

    Павлов, Г.С. Современные пути поддержки малого предпринимательства в ленинградской области / Г.С. Павлов, В.Н. Пахтусова. — Текст : электронный // NovaInfo, 2016. — № 50. — С. 125-131. — URL: https://novainfo.ru/article/7560 (дата обращения: 02.06.2023).

    Поделиться

    Настоящий ресурс содержит материалы 16+

    Источник: novainfo.ru

    Проблемы малого бизнеса в ленинградской области

    Otlichnik

    Помощь студентам
    по экономике и менеджменту

    Каталог готовых работ

    • Экономическая теория
    • Экономика предприятия
    • Макроэкономика
    • Менеджмент организации
    • Деньги, кредит, банки
    • Финансовый менеджмент
    • Региональная экономика и управление
    • Дипломные работы
    • Курсовые работы
    • Отчеты по практике

    Опыт работы 13 лет

    Год начала деятельности : 2010

    Выполнено новых работ : 2887

    Средний балл : 4,5

    Средняя оригинальность новых работ : 75%

    ВУЗы : УдГУ, ИжГТУ, ИжГСХА, МЭСИ, МВЕУ, КИГИТ, СПбГУ, ВШЭ, ИНЖЭКОН, СПбПУ, ГУСЭ, СПбУУЭ, РАНХиГС, РГУУ, РЭА, МТИ, МФЮА, МИЭМП, ПГУ, КГАУ, УГТУ,УГЭУ, ТГУ, РНУ, ГУУ, РАП и др.

    Цены, сроки

    Новая дипломная работа — от 6000 руб. от 5 дней

    Новая курсовая работа — от 1000 руб. от 2 дней

    Новый отчет по практике — от 1000 руб. от 2 дней

    Готовая дипломная работа — от 500 руб.

    Готовая курсовая работа — от 150 руб.

    Готовый отчет по практике — от 150 руб.

    При заказе новой работы оплата производится после получения заказчиком скринов ее страниц и отчета о проверке на антиплагиат.

    При покупке готовой работы необходимо учитывать, что она не всегда может соответствовать необходимым требованиям по оформлению, плагиату и прочим.

    Готовые работы отправляются на почту покупателя в течение часа с момента покупки.

    Если необходимо, то повысить уникальность текста можно здесь SYNOMI

    • Главная
    • Региональная экономика и управление
    • Дипломные работы
    • Дипломная работа: Пути решения проблем поддержки малого бизнеса и перспективы дальнейшего развития в Ленинградской области (78 стр.)

    Цена: 500,00 руб
    Артикул товара: 28

    Введение
    1. Особенности развития малого бизнеса в России
    1.1. История развития малого бизнеса
    1.2. Статистические и финансовые аспекты развития малого бизнеса на со-временном этапе
    1.3. Программы государственной поддержки малого бизнеса
    2. Анализ государственной поддержки малого бизнеса в Ленинградской области
    2.1. Общая статистическая и финансовая характеристика развития малого бизнеса в области
    2.2. Анализ эффективности региональных программ по поддержке малого бизнеса
    2.3. Проблемы и препятствия для развития малого бизнеса в области
    3. Пути решения проблем поддержки малого бизнеса и перспективы даль-нейшего развития в Ленинградской области
    3.1. Пути решения проблем поддержки малого бизнеса
    3.2. Перспективы развития малого бизнеса в области
    Заключение
    Список литературы

    Малый бизнес — важнейший элемент рыночной экономики, без которо¬го не может гармонично развиваться экономическая система государства. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структу¬ру и качество валового национального продукта. Так, например, в малом бизнесе США занято 50 % рабочей силы.

    В Японии он гарантирует занятость 80.8 % рабочей силы, а в целом на его долго приходится 55 % реализованной промышленной продукции. Развитие малого бизнеса стало одним из важ¬нейших направлений экономических преобразований и в нашей стране. Можно сказать, что сегодня имеются хорошие предпосылки для дальнейше¬го развития этого сектора экономики.
    Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время проблема малого предпринимательства рассматривается как одно из приоритетных направлений государственной политики. В России разработана Государственная Программа поддержки малого и среднего биз¬неса. В Санкт-Петербурге также принята целевая программа государствен¬ной поддержки малого предпринимательства. Основная цель данной про¬граммы — развитие инфраструктуры малого бизнеса, создание информаци¬онной базы, развитие кредитно-финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, межрегиональное сотрудничество и организация специализированных выставок по данному направлению.
    Формирование и развитие рыночных отношений предполагают сво-бодное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собст¬венности и секторов внутри каждой формы собственности. Особое место в экономике России на этапе рыночных преобразований принадлежит малому предпринимательству.
    Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.
    Особо отметим социальную значимость развития этого сектора:
    Во-первых, развитие малого предпринимательства способствует по-степенному созданию широкого слоя мелких собственников, чье благосос-тояние и достойный уровень жизни являются основой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократи¬ческого развития общества.
    Во-вторых, малый бизнес — не только источник средств существования, но и способ раскрытия внутреннего потенциала личности.
    В-третьих, объективно расширяющая реструктуризация средних и крупных предприятий вынуждает все большее число граждан заняться само¬стоятельной предпринимательской деятельностью.
    В-четвертых, сектор малого предпринимательства способен создавать новые рабочие места, а потому может обеспечить снижение уровня безрабо¬тицы и социальной напряженности в стране.
    В-пятых, массовое развитие малого предпринимательства способству¬ет изменению общественной установки и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психо¬логии и социальному иждивенчеству.
    Малое предпринимательство есть вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими от¬личительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономер¬ностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реаги¬рование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка труда и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом — все эти черты малого предпринимательства являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
    Развитие малого предпринимательства — важная проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается декларативной. Необходима целостная сис-темная методология развития малого предпринимательства.
    Методический и теоретический анализ развития и проблематики мало¬го предпринимательства нашел отражение в работах таких отечественных ученых, как: А.С. Пелих и Г.И. Шепеленко, М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин, М.А. Супатаев, Колесников А., Колесникова Л., В.А.

    Рубе, Блинов А., Лебе¬дева СЮ. и других; в работах зарубежных ученых: Стори Д., Налинка В, Велу Х.А., Бруксбэнка Р., Стэнворда Д., Болтона Г. и других. Большой вклад в анализ рассматриваемой проблемы вносит Московский Ресурсный центр малого предпринимательства, постоянно издающий серию ежеквартальных отчетов о различиях между регионами Российской Федерации в развитии малого предпринимательства, основанных на ежеквартальных дан¬ных Федеральной службы государственной статистики и Федеральной нало¬говой службы РФ.
    Однако, с нашей точки зрения, финансовые аспекты эффективного го-сударственного регулирования малого предпринимательства исследованы недостаточно глубоко.
    Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего разви¬тия должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок -рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную финансовую систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализо-вываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ве¬дущих целей государственной политики, осуществляемой как на федераль¬ном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.
    Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых за-висят характер и методы решения экономических, организационных, инфра¬структурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.
    Целью дипломной работы является анализ финансовых рычагов регулирования деятельности малого предпринимательства.
    Предметом исследования выступают конкретные финансовые пробле¬мы малого предпринимательства.
    Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    • Провести теоретическое обобщение подходов к определению субъ¬екта малого предпринимательства, применяемых в России и между¬народной практике;
    • Проанализировать российский опыт развития малого предпринима¬тельства;
    • Исследовать эффективность финансовых рычагов воздействия на малый бизнес;
    • Провести анализ статистических и финансовых показателей развития малого бизнеса в России и области
    • Провести анализ перспективных программ финансовой поддержки в исследуемой области;
    • Выявить основные направления дальнейшего развития малого пред¬принимательства в общегосударственном и региональном аспектах.
    Теоретической базой исследований послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, аналитические материалы специализиро¬ванных периодических изданий. При выполнении исследования использова¬лись данные официальной статистики (Госкомстат РФ, Комитет по стати¬стике Ленинградской области), нормативные и программные документы, ос¬вещающие развитие малого предпринимательства, информация открытых источников (периодические издания).
    Структура работы: введение, три главы, заключение, список литерату¬ры.
    В первой части дипломной работы будет дана историко-правовая ха-рактеристика проблем малого предпринимательства и проведен анализ со-стояния малого предпринимательства на современном этапе; проанализиро¬ван исторический опыт России в ведении рыночного хозяйства малых форм.
    Во второй главе дипломной работы будет проведен анализ эффективности региональных программ поддержки малого бизнеса в Ленинградской области и основных проблемных вопросов развития малого предпринимательства в 2008 – 2009 гг.
    В третьей главе дипломной работы будут исследованы пути решения проблем и выявлены основные направления развития малого предпринимательства в Ленинградской области.

    Читайте также:  Как стать бизнес вумен в 12 лет

    Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности и возрождению собственника. Появилась возможность по своему усмотрению распорядиться принадлежащей собственнику недвижимостью, подыскать себе новую собственность, вложить свои средства в бизнес.
    Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10–12 миллионов малых предприятий, работающих на пред-принимательских началах, когда их фактическое наличие составляет 300–400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически его потенциал не используется.
    По состоянию на 1 октября 2009 г. в России было зарегистрировано 227,7 тыс. малых предприятий, что на 19,2% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2008 г. Количество МП в расчете на 100 тыс. жителей по сравнению с уровнем 1 октября 2008 г. уменьшилось на 37,9 ед. и составило 160,5 ед.
    За первые три квартала 2009 г. объем оборота МП в целом по РФ со-ставил 6,22 млрд. рублей, что на 23,8% ниже показателя за тот же период прошлого года (с учетом индекса потребительских цен).
    Основными способами поддержки малого бизнеса в настоящее время является выдача льготных кредитов, упрощение систем регистрации и налогообложения малых предприятий, а также оказания консультаций специалистов предпринимателям.
    Программа поддержки малого бизнеса в 2010 году, которая была разработана правительством Российской Федерации, подверглась некоторой корректировке. Наибольшую помощь получат те предприятия, которые занимаются инновационной и производственной деятельностью.
    Планируется, что в 2010 году должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий и механизм гарантийных фондов, которые будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса. Через банки-партнеры «Российского банка развития» малому бизнесу будет выделено кредитов на сумму не менее 100 миллиардов рублей, через гарантийные фонды малый бизнес в виде кредитов получит около 80 миллиардов рублей.
    Также правительство Российской Федерации в рамках программы поддержки малого бизнеса в 2010 году продолжит совершенствовать работу налоговых служб, таможенных органов и органов правопорядка.
    Малый бизнес Ленинградской области обеспечивает одну четвертую часть населения города рабочими местами. Ленинградская область имеет показатель валового регионального продукта – 17%, а это, как ни крути, четвертое место в РФ.
    В Ленинградской области в настоящее время реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы».
    Цель программы — создание условий для устойчивого функционирования и развития малого и среднего предпринимательства, увеличения его вклада в решение задач социально-экономического развития Ленинградской области.
    В рамках программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области на 2009-2013 годы», предусмотрено субсидирование предприятий, действующих менее одного года, организованных представителями социально незащищенных слоев населения; частичное субсидирование, направленное на погашение кредитов и лизинговых платежей; предоставление льготных займов субъектам малого предпринимательства; проведение семинаров по вопросам создания и функционирования кредитных потребительских и сельскохозяйственных организаций.
    Для решения проблем развития малого бизнеса предлагаются следующие мероприятия:
    • подготовка новой редакции закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Ленинградской области;
    • финансирование более перспективных проектов бизнеса
    • совершенствование технологий кредитования субъектов малого предпринимательства (СМП), в том числе внедрение новых вы-сокостандартизированных продуктов для малого бизнеса;
    • содействие СМП и объектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в выпуске ценных бумаг и их продвижении на фондовые рынки.
    • реализация норм федерального законодательства о предоставлении СМП инвестиционных налоговых кредитов;
    • формирование системы непрерывной профессиональной подго-товки кадров для малого предпринимательства и координация деятельности образовательных учреждений в данном направле-нии;
    • внедрение прогрессивных технологий обучения предпринимателей, в том числе дистанционного обучения;
    • подготовка высококвалифицированных научных кадров для малого бизнеса республики
    • развитие консультационных центров и информационного обес-печения через СМИ.
    • и другие.
    Все вышеназванные мероприятия будут способствовать совершенствованию системы государственной поддержки малого бизнеса.

    1. О государственной поддержке малого предпринимательства в Россий¬ской Федерации : федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ.-М: СПС Гарант, 2007
    2. Учебники и учебные пособия:
    3. Акимов, О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. — М.: Финансы и статистика, 2003.
    4. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистиче¬ская справка по итогам 2003г. Москва, Ресурсный центр малого пред¬принимательства, 2006.
    5. Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистиче¬ская справка. М., Ресурсный центр малого предпринимательства, 2006
    6. Аньшин, В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в ма¬лом и венчурном бизнесе: Учеб. Пособие. — М.: Анкил, 2003.
    7. Аврашков Л.Я. Адамчук В.В., Антонова О.В., и др. Экономика предприятия.- М., ЮНИТИ, 2008.-123с.
    8. Бирман Л.А. Управленческие решения. — М.: Дело, 2008.-233с.
    9. Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия. — К:Эльга, 2007.-156с.
    10. Бланк И.А. Управление прибылью. — К.: Эльга, 2007.-289с.
    11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности.М.: Финансы и статистика, 2007.-144с.
    12. Блинов, А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство. — М.: «Дашков и Ко», 2007.
    13. Власов В.И., Крапивин О.М.Комментарий к законодательству о малых предприятиях. — М.: Юрайт-М, Новая Правовая культура, 2008.
    14. Власов B.C. Проблемы развития малого предпринимательства в России. В кн. Механизмы развития предпринимательства в Рос-сии. Аналитиче¬ский сборник. — М., Академия менеджмента и рынка, 2007.
    15. Ванкевич В., Химченко Г. Порядок формирования фондов и использования прибыли — М.: Дело, 2008.-123с.
    16. Вильям ДЖ. Стивенсон. Управление производством. — М., БИНОМ, 2008.-209с.
    17. Гарбузов, А.К. Финансово-кредитный словарь, том II. – М.: Финансы и стବтистика, 2007.-306с.
    18. Гольцберг, М.А. Хасан-Бек, Л.М. Экономика. Пер. с англ. – Киев: Торго¬во-¬издательское бюро ВHV, 2008.-145с.
    19. Голубков Е.П. Основы финансов: Учебник. — М.: Финпресс, 2008.- 110с.
    20. 15. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. Учебное пособие.-М.:ИЭП, 2007.-245с.
    21. Доходы консолидированного бюджета регионов, поступление 2-х нало¬гов от МБ — данные Минфина РФ.
    22. Информационно-аналитический обзор «Поддержка малого и среднего бизнеса в Северо-Западном федеральном округе» № 2. Санкт-Петербург, МЦСЭИ «Леонтьевский центр», Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса, 2008.
    23. Исследование эффективности системы государственной поддержки ма¬лого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направ¬ления развития. — М.: Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства, 2007.
    24. Источники финансирования малых и средних предприятий на Северо-Западе РФ. Аналитический отчет. СПб., Питер, 2008.
    25. Лапуста М.Г., Старостин Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. по¬собие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ИНФРА — М, 2007.
    26. Малое предпринимательство в России. 2007: Стат.сборник. — М., Рос-стат, 2008.
    27. О текущей ситуации в экономике РФ (по итогам января 2008г.) — М.: МЭРТ РФ, 2008.
    28. Пархачева М.А. Малый бизнес: новая система налогообложения в 2003 г. — СПС ТАРАНТ», 2003 г.
    29. Показатели малого предпринимательства регионов — данные ГМЦ Гос¬комстата России, подготовленные по специальному запросу МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
    30. Рубе В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М., Теис, 2007
    31. Слуцкий Л.Э. Развитие малого предпринимательства в российской эко¬номике. -М.: Финансы и статистика, 2003
    32. Становление малого бизнеса: Бюллетень. — М: Национальное со-друже¬ство бизнес-инкубаторов, 2007
    33. Число индивидуальных предпринимателей без образования юридиче¬ского лица — данные Министерства по налогам и сборам РФ.
    34. Шабунин С.А., Гандилов Т.М. Правовые проблемы малого предприни¬мательства. — М.: Экзамен, 2003
    35. Периодические издания
    36. Ахматова М., Попов Е. Программа поддержки малого бизнеса в Ленинградской области // Маркетинг. №4, 2008.
    37. Бодрягина О. Новый закон для малого бизнеса. //Новая бухгалте-рия. -2008. -№ 10.

    Читайте также:  Бизнес это предпринимательская деятельность направленная на получение прибыли

    Источник: otlichnik.su

    Светлана Нерушай: от малого бизнеса в Ленинградской области ждут не налогов, а рабочих мест

    В Ленинградской области количество предприятий малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей увеличивается с каждым годом. Сейчас в регионе действуют почти 64 тысячи субъектов МСП.

    О том, каких целей хотят добиться власти региона, поддерживая предпринимателей, рассказала Infox.Ru председатель комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области Светлана Нерушай.

    — Государство дает предпринимателям налоговые льготы, гарантии, субсидии, финансирует деятельность Фонда поддержки предпринимательства Ленинградской области, то есть тратит немалые финансовые средства. Какова главная цель? Государство рассчитывает на возврат этих средств через налогообложение или в этом есть достаточно серьезный социальный аспект: увеличение рабочих мест, вовлечение людей разных возрастов, в том числе предпенсионного и пенсионного возраста, в предпринимательскую деятельность?

    Согласно стратегии социально-экономического развития, которая принята в Ленинградской области, реализуется такой подход: поскольку наш регион является промышленным регионом и у нас сконцентрировано достаточно много крупных предприятий, большую часть налоговых поступлений обеспечивает крупный бизнес. И позиция экономического блока, позиция Губернатора состоит в том, что от малого бизнеса объема налогов не ждут. Подтверждением этого тезиса является тот факт, что в Ленинградской области действует достаточно много налоговых льгот для предпринимателей. У нас есть налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, льготный процент налога по УСН, по ЕНВД. То есть налоговые поступления от малого бизнеса — абсолютно не цель.

    — Что же тогда главная цель?

    Прежде всего, это рабочие места. Несмотря на то, что показатель безработицы в Ленинградской области низкий, а количество безработных — ниже среднего уровня по России, от малого бизнеса региону нужны рабочие места и рост заработной платы. Сегодня заработная плата на крупных предприятиях все-таки больше, чем на малых. Поэтому задача следующая: мы поддерживаем малый бизнес, чтобы он создавал рабочие места и повышал заработною плату своим работникам.

    — Такой трансфер денег получается.

    Именно так. Во-вторых, от малого бизнеса во многом зависит улучшение качества жизни населения. Услуги для жителей области, товары первой необходимости – это все обеспечивает малый бизнес. Я говорю о магазинах шаговой доступности, о салонах красоты, фитнес-залах… Чем качественнее будут услуги для людей, чем больше будут использоваться при этом современные технологии, тем комфортнее будут условия жизни в регионе, и возможно, приостановится миграция из области в Санкт-Петербург.

    — А может ли улучшение качества жизни и повышение предпринимательской активности обеспечить приток жителей из других регионов Российской Федерации?

    Конечно. Численность населения Ленинградской области растет, и в основном за счет миграции. Таким образом, у нас увеличивается и численность жителей, и численность предпринимателей, и занятых в сфере малого и среднего бизнеса.

    — Является ли привлечение предпринимателей из других регионов России целью или это следствие вашей деятельности?

    Это следствие. Наша цель – поддержка малого и среднего бизнеса, действующего на нашей территории. И прежде всего, мы ориентируемся на жителей Ленинградской области, чтобы любой гражданин имел возможность заниматься предпринимательской деятельностью. Как говорят: где родился – там и пригодился.

    — И не стремиться куда-то в поисках лучшей доли.

    И не стремиться куда-то, потому что географическое положение Ленинградской области, климат, рекреационная зона способствуют комфортному проживанию. Кстати, у нас и численность сельского населения постепенно увеличивается. А поднять качество жизни на селе, в населенных пунктах, отдаленных от Санкт-Петербурга, прежде всего, должен малый бизнес.

    В третьих, социальное предпринимательство – это тоже прерогатива малого бизнеса. И в стратегии развития малого и среднего бизнеса, и в стратегии развития Ленинградской области в те процессы, с которыми государство не справляется в полной мере, мы все больше и больше вовлекаем малый бизнес. К примеру, сейчас актуальна очень сложная тема в направлении экологии — переработка отходов, раздельный сбор мусора. Хотелось бы, чтобы малый бизнес тоже в этом активно участвовал.

    — Какие есть “любимые” сегменты бизнеса, где очевидна эффективность господдержки?

    Это социальные услуги. Их предоставляют не только государственные муниципальные учреждения, но и малый бизнес, и некоммерческие организации. К примеру, нам можно гордиться тем, что как раз с помощью малого бизнеса решается проблема с дефицитом мест в детских садах.

    В агломерационной зоне, ближе к Санкт-Петербургу, в основном, во Всеволожске и отчасти в Гатчине — большая очередь в детские сады, которая пока не сокращается с помощью муниципальных детских учреждений. Поэтому разработана отдельная программа и выделены средства для предоставления субсидий частным детским садам. Это позволило снизить родительскую плату. Те бизнесы, которым мы предоставляем субсидии, берут на себя обязательства, что родитель будет платить за ребенка не больше пяти тысяч рублей в месяц.

    В итоге у нас резко увеличилось количество организаций в сфере бизнеса, получивших лицензию именно в сфере дошкольного образования, и соответственно, растет количество мест в дошкольных учреждениях. Мы реализуем проект уже полтора года, и количество мест в частных детских садах увеличилось в три раза, до тысячи семисот.

    — Вы рассчитываете за счет поддержки малого бизнеса снизить напряжение?

    И уменьшить очередь. Подводя итоги разговора о том, что мы ждем от малого бизнеса, повторю: мы ждем новые рабочие места, повышение качества жизни населения и участие в решении тех проблем, которые не в состоянии в полной мере решить государство.

    — Ленинградская область очень интересна в плане внутреннего туризма, особенно учитывая ситуацию с пандемией коронавируса, которая уже изменила направление турпотоков.

    В Ленинградской области к туризму — трепетное отношение. Действует профильный орган исполнительной власти – комитет по туризму, создаются муниципальные информационно-туристические центры. Активно в сферу туризма и особенно в зону рекреации привлекается бизнес. Потому что притягательная особенность Ленинградской области – вода, лес, свежий воздух, чистая территория, отдаленная от мегаполиса. В области есть специальная программа по развитию туризма и привлечению в турсферу субъектов малого бизнеса – и это тоже создание комфортной среды и для жителей, и для гостей региона.

    В этом направлении у нас — очень хорошие результаты: увеличился турпоток, создаются новые туристические маршруты. На туристических маршрутах комитетом по туризму совместно с комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка формируются точки туристского интереса — с привлекательными историческими объектами, уникальными народными художественными промыслами и ремеслами. Налажен сервис — гостиницы, точки общественного питания. Действуют туристические компании, которые формируют туристические маршруты. Это все делают предприниматели.

    Создана рабочая группа, в которую входит и комитет по культуре, и комитет по туризму, и комитет по малому бизнесу, где рассматриваются совместные мероприятия по дальнейшему развитию в регионе туристической сферы.

    Отдельное направление — аттестация гостиниц и получение ими «звезд». И одна из мер поддержки нашего комитета — предоставление субсидии для компенсации затрат на прохождение этой процедуры. У нас много гостевых домов, и есть субсидия для них.

    Подробности можно узнать на нашем сайте 813.ru. Там размещена информация обо всех действующих в регионе мерах поддержки. Сайт легко запомнить, 813 – это код Ленинградской области.

    — Как выглядит сейчас Ленинградская область по динамике цифр в сфере малого и среднего бизнеса?

    В нашем регионе на протяжении пяти лет увеличивается количество субъектов малого и среднего предпринимательства. Мы стабильно держим уровень выше среднего по стране.

    То есть, несмотря на трудности предпринимательской деятельности вообще, несмотря на сложные экономические, административные барьеры, которые отрицать невозможно, в Ленинградской области сложился положительный тренд предпринимательства. Согласно статистике, каждый четвертый экономически активный житель области работает в секторе малого и среднего бизнеса. И помимо деловой активности людей, которые живут в Ленинградской области, мы видим причину таких позитивных процессов в том, что у нас создана система поддержки предпринимателей и тех, кто только планирует открыть свое дело. Во всех муниципальных образованиях Ленинградской области работают центры и фонды поддержки.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин