Проблемы оценки малого бизнеса

Ключевая особенность программ развития предпринимательства и малого бизнеса, вызывающая сложности их эффективного планирования и оценки, обусловлена, как было отмечено выше, переплетением социальной и экономической составляющих этих программ, высокой степенью экономической не формальности малых предприятий, и, соответственно, специфическим характером проявления экономических категорий, описывающих предприятия этого сектора, что вызывает сложности привлечения классических инструментов экономического анализа для проведения такой оценки.

С другой стороны, изначальная противоречивость постановки проблемы государственного управления неуправляемым “духом свободного и независимого предпринимательства” является дополнительным осложняющим фактором в поиске баланса мер регулирования и стимулирования предпринимательской деятельности. Специфические проблемные области оценки программ развития предпринимательства и малого бизнеса, обусловленные действием сформулированных выше ключевых особенностей адресно-целевых групп этих программ, можно сформулировать следующим образом:

Проблемы развития маленького бизнеса и способы их решения

· проблема определения места программ среди других программ социально-экономического развития страны, региона, территории, обусловленная многоотраслевым и многокомпонентным характером программ развития предпринимательства. (Опыт последней «пятилетки поддержки МП» убедительно показал, что решение проблем малых предприятий в отрыве от других социальных и экономических задач приводит лишь к распылению ресурсов и не дает ощутимого эффекта);

· проблема многокомпонентности программ, имеющая следствием проблемы вычленения различных ее составляющих для проведения их оценки с целью принятия впоследствии одного из ключевых решений о распределении или перераспределении имеющихся ограниченных ресурсов;

· проблема определения оптимальной по количеству и качеству информации, необходимой как для планирования программы, так и для ее оценки;

· проблема выбора самой методики или методик оценки, поскольку в силу отмеченной выше ключевой особенности этих программ для оценки различных их элементов могут использоваться различные подходы. Соответственно, вышеуказанная проблема оптимизации выбора используемой информации расщепляется на подпроблемы определения оптимальной по количеству и качеству информации для каждого из используемых подходов;

· проблема определения и выбора показателей, индикаторов и критериев результативности и эффективности программы, поскольку эффективная оценка не самоцель, а средство эффективного планирования и последующих программ.

Источник: economy-ru.com

Проблемы оценки малого бизнеса

Помните, что деньги обладают способностью размножаться.

Бенджамин Франклин

изображение

Самая большая проблема малого бизнеса

Три вещи никогда не возвращаются обратно – время, слово и возможность. Поэтому не теряй времени, выбирай слова, не упускай возможность.

Родин А.Ю. Оценка малого бизнеса: проблемы и методы

В статье рассматриваются практические вопросы оценки малого бизнеса в рамках оценочной деятельности, управленческого и стратегического консультирования. Проводится эмпирический анализ цен предложений о продаже малого бизнеса для целей оценки и управленческого консалтинга. Приводится информация об оценочных мультипликаторах. Рекомендуются методы оценки малого бизнеса в отраслевом разрезе. Сделаны выводы о неприменимости классических методов оценки малого бизнеса с применением доходного подхода.

Опубликовано: Родин А.Ю. // Имущественные отношения в Российской Федерации, 2014, № 2 (149). С. 62-66. See more at: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-malogo-biznesa-problemy-i-metody#ixzz4hukZV4ru

Нижний Сусальный переулок, д. 5 стр. 19,

бизнес квартал «АРМА»,
офисный центр «Деловой»

Тел.: +7 495 249 90 14

Источник: strideconsulting.ru

Проблемы оценки малого бизнеса

Не хватает прав доступа к веб-форме.

Записаться на семинар

Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.

Ваша заявка отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт

Under construction!

Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.

This page is under construction and coming soon.

НИСИПП

+7 495 988-92-52

  • Официальная страница НИСИПП
  • Проблематика МСП и его господдержка
  • Банки и МСП (малый и средний бизнес)
  • Антикоррупционный капитал
  • О нас
  • Интерактивное резюме
  • Наши организации
  • АНО «НИСИПП»
  • ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
  • ООО «O2Consulting»
  • ООО «Л-СТАР»
  • Школа
  • Направления деятельности
  • Наши технологии
  • Мероприятия
  • Новости
  • Мнения наших экспертов
  • Интервью
  • Мониторинги
  • Исследования
  • Законодательство
  • Наши публикации
  • Программы поддержки
  • Мониторинг банковского и государственного финансирования МСП
Читайте также:  Выращивание актинидии как бизнес

Сектор МСП: Банковское кредитование и государственная финансовая поддержка

Главная / Исследования / Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения

Оценка состояния малого бизнеса региона: проблемы и пути решения

Дата: 23.07.2007

Файлы

  • ppt ppt, 7.61 МБ

(Из материалов VIII Всероссийской конференции представителей малых предприятий
«Малый и средний бизнес на пороге вступления России в ВТО», 2007 г.)

Малому бизнесу в современной России 20 лет. Сегодня совершенно невозможно планировать развитие субъектов РФ и их муниципальных образований без учёта его вклада в решение социальных, экономических, отраслевых, демографических и иных проблем.

Масштабы развития малого бизнеса весьма внушительны. Так только в Москве по официальным данным органов статистики в малом бизнесе на более чем 200 тысячах малых предприятий (не менее 90% от всех предприятий города) занято более 2 млн. чел. (не менее 30% от экономически активного населения). Выручка этих предприятий в 2006 году превысила 4 трлн. руб., а налоговые выплаты в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды на протяжении последних лет превышают 200 млрд. руб. И это без учёта вклада индивидуальных предпринимателей.

Такие масштабы требуют максимально правдоподобной оценки состояния малого и среднего предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие субъекта федерации. Особое значение достоверности этих оценок осознаётся на этапе присоединения России к ВТО.

Правительством Москвы проводится целенаправленная политика по развитию малого бизнеса. В рамках комплексных целевых программ, реализуемых под руководством Департамента поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы осуществляется комплекс мероприятий по созданию и развитию информационно-аналитического обеспечения малого бизнеса. Реализация этих мероприятий осуществляется информационно-аналитическим управлением Московского центра развития предпринимательства (ГИАЦ МЦРП).

В результате проделанной работы накоплен обширный банк данных о субъектах малого предпринимательства, включающий в себя информацию сорока пяти баз данных официальных и альтернативных источников, в том числе:

— данные официальной статистики по малому предпринимательству (Мосгорстат, Госкомстат);

— данные бухгалтерской отчетности (БО) малых предприятий;

— данные многочисленных социологических исследований по проблемам малого бизнеса (опросы предпринимателей, делового актива, Интернет опросы);

— результаты исследования международного опыта поддержки малого бизнеса;

— информацию периодических изданий по проблемам малого бизнеса;

— результаты работ экспертных групп и организаций;

— данные альтернативных источников (ПРФ, МВД, ФНС, ФТС и др.).

— данные внешней конкурентной среды.

Всего банк данных содержит 7,8 млн. записей (510 млн. значений показателей), отражающих состояние 1,5 млн. малых предприятий за 10 лет. Наибольший интерес представляют данные о МП, представивших бухгалтерскую отчетность в органы государственной статистики в период 1996-2005 гг. Эти данные позволяют проводить оценки состояния малого бизнеса региона с максимально возможной на сегодняшний день степенью достоверности, полноты и детализации.

С целью решения задачи унификации и обобщения накопленной информации на базе системного подхода разработана комплексная система показателей финансово-экономического состояния малого бизнеса и ряд методик расчета некоторых показателей, вошедших в предложенную систему, в том числе:

  • методика оценки валового регионального продукта, произведенного малыми предприятиями г. Москвы;
  • методика оценки налоговых поступлений от малых предприятий г. Москвы с учетом изменений налогового законодательства в 2004-2005 гг.;
  • методика оценки финансовой устойчивости малых предприятий;
  • методика верификации агрегированной ситуационно-факторной модели состояния малого предпринимательства Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города;
  • методика корректировки официальных статистических данных о состоянии малых предприятий Москвы с учетом альтернативной информации;
  • и другие методики.

Предложенный системный подход позволяет перейти от оценки состояния к оценке ситуации.

С целью решения задачи практической обработки и представления имеющейся информации, ГИАЦ разработаны и используются специальные информационно-аналитические средства, в том числе:

Читайте также:  Кто организует бизнес тренинги

— информационно-расчетный комплекс (ИСУБД «Кронос-Плюс», интерактивная база данных, сайт и другие Интернет компоненты), позволяющий оперативно получать агрегированные характеристики совокупности малых предприятий в различных срезах;

— агрегированная ситуационно-факторная модель состояния малого предпринимательства Москвы и его вклада в социально-экономическое развитие города и автоматизированный комплекс моделирования (ПК АСФМ’06), позволяющий проводить углубленные исследования состояния и тенденций развития отдельных типологических групп (рядов, кластеров) малых предприятий и составлять прогноз по принципу «что, если» на перспективу с учетом теневых составляющих.

Оценки состояния малого бизнеса с использованием разработанного информационно-аналитического аппарата показывают значительные расхождения с данными официальной статистики.

Так расхождение в количестве занятых в малом бизнесе оценивается в 1,5 млн. человек, расхождение в количестве СМП не менее 50 тыс. ед., показателя выручки более чем на 1 трлн. руб., а показатель инвестиций в основные средства расходится почти на порядок.

Необходимо особо отметить, что такие значимые показатели оценки вклада малого бизнеса в экономику региона, как ВДС и сумма налоговых отчислений в официальных данных отсутствуют. По оценкам ГИАЦ суммарная валовая добавленная стоимость совокупности МП г. Москвы в 2006 годы достигла 1 трлн. руб., а налоговые отчисления в бюджеты всех уровней на протяжении последних лет превышают значения в 200 млрд. руб.

Отдельно стоит проблема вклада малого бизнеса во внешнеэкономическую деятельность.

Основные проблемы, приводящие к неоднозначности или отсутствию оценок отдельных социальных и экономических показателей и не позволяющие оценить ситуацию и, тем более, спрогнозировать развитие малого бизнеса заключаются в следующем.

Первое — отсутствие качественной первичной информации о состоянии совокупности субъектов малого предпринимательства.

Второе – отсутствие единого перечня показателей состояния совокупности субъектов малого предпринимательства региона (единого для всех организаций!).

Третье — недостаточность адекватных утвержденных методик для расчета и информационного наполнения единой системы оценочных показателей.

Четвёртое — невозможность в налоговых органах идентификации всей совокупности субъектов малого предпринимательства в соответствии с критериями действующего законодательства 1 .

Пятое — необходимостью очистки исходной базы данных, в частности бухгалтерской отчётности (формы 1 и формы 2) от ошибок при её первичном заполнении.

Шестое – «нежелание» государственных органов учитывать теневой сектор экономики, вес которого согласно проведенным исследованиям достаточно велик, и целый ряд других проблем.

Наиболее сложной и актуальной проблемой является получение качественной первичной информации о состоянии совокупности субъектов малого предпринимательства. Информация о субъектах малых предприятий должна быть полной, объективной, достоверной, доступной, актуальной, существенной, проверенной и сопоставимой. Вопреки международной практике органы государственной статистики не получают на регулярной основе подавляющую часть информации о состоянии субъектов малого предпринимательства, основная часть которой имеется в распоряжении налоговых и таможенных органов. Тем самым, получение достоверных оценок финансово-экономических характеристик деятельности МП только на базе современных статистических данных не представляется возможным.

Несмотря на предпринимаемые попытки создания и утверждения единого перечня оценочных показателей малого бизнеса и методик их расчета, а также устранения сопутствующих технических задач, данные проблемы не решены.

Особой проблемой является необходимость учета теневых составляющих деятельности малого бизнеса. По оценке ГИАЦ, наиболее вероятная доля малых предприятий, полностью находящихся в теневом секторе экономики, составляет 15 – 20%, а доля неработающих предприятий – 7-10%, теневой оборот – 40%, доля теневой заработной платы на уровне 70%, скрываемых налогов – 50%, теневой прибыли – 70%. Отказ от учета теневой составляющей финансово-экономической деятельности малого бизнеса не только противоречит нормам международного права, но и все больше усугубляет проблему расхождения официальных данных и реальной ситуации. Принятие эффективных решений, сводящих к минимуму это явление в России, не возможно без учета международного опыта и права.

Читайте также:  Линейно бинарный бизнес что это такое

Предлагаются следующие пути решения обозначенных проблем.

Первое — использовать данные о малом предпринимательстве из налоговых органов, Пенсионного фонда РФ, других фондов (ФСС, ФОМС и др.), ФТС, счетной палаты, МВД, судов (арбитражных, гражданских, уголовных).

Второе — разработать и утвердить единый Перечень показателей малого бизнеса и методик их расчета, закрепив в соответствующих законодательных актах четкие и применимые на практике критерии отнесения предприятий к сектору СМП. В первую очередь решить проблему таких социально значимых статистических показателей как численность занятых, количество субъектов малого предпринимательства, заработная плата работников малого бизнеса, объема экспорта и импорта товаров и услуг и др.

Третье – законодательно решить вопрос организации регулярных и достаточно полных статистических наблюдений, в т.ч. сплошных обследований.

Четвёртое – решить в нормативно-правовом поле и ввести в практику учет теневых составляющих деятельности субъектов малого предпринимательства.

Пятое — шире использовать программно-технологические и методологические наработки Москвы и других регионов для оценки состояния малого предпринимательства и его вклада в социально-экономическое развитие города, так как весь объем первичной информации о секторе СМП возможно обрабатывать только при наличии специальных информационно-аналитических средств обработки данных.

Шестое — проводить мониторинг малого бизнеса, при этом под мониторингом понимается в широком смысле специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, установления связей, контроля и прогноза в трансформирующихся внешних условиях конкурентной среды.

Предлагается проведение мониторинга малого бизнеса и внешней среды по следующим направлениям:

— мониторинг уровня развития МСП на основе официальных статистических данных, данных бухгалтерской отчетности, предоставляемой субъектами МСП в органы статистики, данных Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования и других административных источников информации;

— мониторинг проблем развития МСП (административных барьеров; финансовых и имущественных проблем; доступа к новым технологиям, знаниям; проблем менеджмента в организации, в части управления предприятием, персоналом, финансами и т.д.);

— мониторинг рынка услуг для МСП (финансовых, информационных, кадровых, имущественных, технологических, продвижения товаров, обеспечения безопасности, консультационных и иных услуг).

— мониторинг нормативно-правовой среды МСП.

— мониторинг эффективности выполнения мероприятий программ поддержки МСП.

В соответствии с выбранными направлениями предлагается разработать систему базовых индикаторов и оценочных показателей малого бизнеса (а также соответствующие методики их оценки), которая позволит более полно и достоверно оценить уровень развития МСП, эффективность функционирования субъектов МСП и вклад МСП в социально-экономическое развитие регионов и страны в целом.

По прошествии 20 лет малый бизнес Москвы и России в целом вышел на новый этап своего развития. На этом этапе малый бизнес можно охарактеризовать как стабильно развивающуюся систему общенационального масштаба, имеющую значительный вес в социальной и экономической сфере развития страны.

Принятие эффективных решений по социально-экономическому развитию регионов и России в целом не возможно без организации и введения в практику системного информационно-аналитического обеспечения малого бизнеса.

Список литературы
  1. Гараган С.А., Ширабон Н.В., Совершенствование системы оценочных показателей малого бизнеса, Экономический анализ, 17(74)-2006.
  2. ФЗ РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 12.05.1995.

В.Н. Нагих,
руководитель информационно-аналитического управления
Московского центра развития предпринимательства

А. И. Карпухин,
главный специалист информационно-аналитического управления
Московского центра развития предпринимательства

Ширабон Н.В.
ведущий специалист информационно-аналитического управления
Московского центра развития предпринимательства

1 ФЗ РФ О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации от 12.05.1995.

Источник: nisse.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин