Проблемы политики государственной поддержки малого бизнеса в республике Беларусь

Государственное регулирование малого предпринимательства в транзитивной экономике представляет собой систему законодательных, исполнительных, координационных мер, а также мер по контролю, проводимых соответствующими государственными учреждениями и организациями, для повышения социально-экономической эффективности предпринимательского сектора и обеспечения его развития в заданном трансформацией направлении (в Республике Беларусь это социально ориентированная рыночная экономика).

Главной целью государственного регулирования малого предпринимательства в странах с рыночной и транзитивной экономикой является стимулирование предпринимательской активности населения посредством создания благоприятной институциональной среды или поддержка малого предпринимательства. Государственное регулирование призвано решать задачи обеспечения равных условий хозяйствования и развития конкуренции, повышения ответственности субъектов предпринимательства за результаты хозяйственной деятельности, устранения правовых, административных, организационных и экономических препятствий на пути развития предпринимательства и т.д.

Лукашенко ЖЁСТКО о системе здравоохранения / «Я с вас шкуру сорву, но вы наведёте там порядок!»

Эффективная система государственного регулирования будет включать институты, побуждающие субъектов малого предпринимательства действовать по их собственному выбору и на основании мотивов, направляющих их поведение на то, чтобы вносить максимально возможный вклад в удовлетворение потребностей других социальных групп и общества в целом [4].

Система поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь имеет сложную структуру, состоящую из Департамента по предпринимательству, государственных фондов финансовой поддержки, субъектов инфраструктуры поддержки и программ государственной поддержки малого предпринимательства.

Основными задачами Департамента по предпринимательству Министерства экономики являются поддержка и развитие предпринимательства в Республике Беларусь, координация деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере. Департамент разрабатывает проекты законов Республики Беларусь, решений Президента, Правительства, нормативных правовых актов по вопросам поддержки предпринимательства, осуществляет разработку ежегодных республиканских программ государственной поддержки малого предпринимательства, содействует формированию инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывает организационную и информационно-методическую помощь по вопросам финансово-кредитной поддержки. Им, в частности, принимаются программы по развитию предпринимательства в Республике Беларусь [5].

Основные задачи Фонда поддержки малого и среднего бизнеса Министерства экономики:

финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательства путем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых и региональных программ, оказания субъектам инфраструктуры поддержки малого бизнеса финансовой, организационной и информационно-методической помощи на льготной или безвозмездной основе;

Проблемы малого бизнеса

контроль целевого использования средств, выделяемых субъектам инфраструктуры или получаемых этими субъектами при содействии Фонда. При этом централизованная государственная финансовая поддержка деятельности частных предприятий осуществляется прежде всего через Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей был создан в 1992 году как государственная организация, содействующая проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов и мероприятий. Фонд осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям [6]:

содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов;

участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации государственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий, способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательства и конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;

участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малого предпринимательства равные условия и возможности для осуществления предпринимательской деятельности;

поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий, ноу-хау;

содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществления приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства;

участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развития малого предпринимательства.

В настоящее время Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей переживает значительные трудности в оказании финансовой помощи субъектам малого предпринимательства. Сегодня в фонде сложилась ситуация, при которой его кредитные ресурсы уменьшаются. В связи с этим, а также при отсутствии финансирования в дальнейшем фонд не сможет оказывать финансовую помощь субъектам малого предпринимательства.

В республике функционируют центры и инкубаторы, которые оказывают поддержку представителям малого предпринимательства в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-технологическом.

Субъекты инфраструктуры проводят маркетинговые исследования, разработку и экспертизу бизнес-планов, проводят обучающие семинары, курсы и другие мероприятия. Однако центры поддержки предпринимательства республики из-за отсутствия финансирования не оказывают качественных информационных и аналитических услуг по проблемам развития малого бизнеса. Попытки создать сетевые инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в республике не были результативными; существуют единичные структуры, продолжающие эффективно работать после прекращения финансирования международным донором.

Ежегодные республиканские и региональные программы государственной поддержки разрабатываются и реализуются с целью совершенствования государственной поддержки и развития малого предпринимательства, включают в себя совершенствование нормативной правовой базы, финансово-кредитную и инвестиционную поддержку субъектов малого предпринимательства.

В рамках республиканской Программы государственной поддержки малого предпринимательства реализовываются мероприятия по созданию льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым ресурсам.

Региональные программы государственной поддержки малого предпринимательства осуществляются по направлениям:

совершенствование нормативной правовой базы;

ресурсное и финансовое обеспечение развития малого предпринимательства;

формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса;

информационное, учебное и методическое обеспечение предпринимательства.

К сожалению, государственные программы, призванные быть действенным механизмом развития малого предпринимательства в республике, в действительности не решают предусмотренных в них задач.

Действующее законодательство Республики Беларусь должно быть уточнено с точки зрения специфики малого бизнеса, отличительных признаков небольших экономических организаций, которые активно влияют на становление всех хозяйственных форм как прямо, развиваясь посредством многообразия отношений собственности, так и косвенно — через развитие рыночных отношений.

Следует ввести в практику постоянный мониторинг эффективности действующих нормативно-правовых документов с последующей корректировкой тех, которые ухудшают условия хозяйствования, при этом обязательно должно учитываться мнение деловых кругов и просчитываться, как скажется действие той или иной правовой нормы в перспективе.

Учитывая стабилизирующую и стимулирующую роль малого предпринимательства в обществе и экономике, продуманная государственная политика, направленная на поддержку и развитие предпринимательства, должна являться одним из приоритетных направлений функционирования государства.

Для того чтобы малый бизнес стал жизнеспособным, выполнял в полной мере свои социально-экономические функции, необходимы определенные усилия со стороны государства: системные, осуществляемые длительное время и направленные на получение эффективных результатов, прежде всего в самом малом бизнесе. А уже затем опосредованно успехи в предпринимательском секторе смогут положительно отразиться на народном хозяйстве в целом.

Читайте также:  Бизнес молодость что продает

Источник: kazedu.com

Финансовое обеспечение развития малого бизнеса в Республике Беларусь

Малый бизнес

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
1
Кафедра налогов и налогообложения
Специальность «Финансы и кредит»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: Финансовое
обеспечение развития малого бизнеса в
Республике Беларусь
Студентки ФФБД, 4 курс, гр. РФН-2
О.С. Тарановой
Руководитель: канд. экон. наук
доцент
О.В. Машевская

2.

2
Цель дипломной работы: исследовать финансовое обеспечение
малого бизнеса в Республике Беларусь
Задачи:
в теоретическом аспекте: изучить понятие финансового обеспечения и
определить его роль в развитии малого бизнеса; описать принципы,
формы и источники финансирования малого предпринимательства в
Республике Беларусь; представить меры и формы государственной
политики в сфере поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь;
в аналитическом плане: провести анализ и дать оценку финансового
обеспечения малого бизнеса в Республике Беларусь, отразив его
состояние и динамику развития, формы финансовой поддержки;
в проектной части: предложить направления совершенствования
финансового обеспечения развития малого бизнеса в Республике
Беларусь.
Объект исследования: малый бизнес
Предмет исследования: финансовое обеспечение малого бизнеса на
примере Республики Беларусь

3.

3
Рисунок 1 – Структура субъектов, оказывающих
государственную поддержку малому бизнесу в Республике
Беларусь

4.

4
Финансовые ресурсы организации
Собственные и
приравненные к ним
средства
Доходы
прибыль от
основной
деятельности;
прибыль от
инвестиционной
деятельности;
прибыль от
финансовой
деятельности
Мобилизуемые на
финансовом рынке
Поступающие от
перераспределения
Поступления
паевые и иные
взносы членов
трудового
коллектива;
взносы
учредителей;
другие
поступления
(продажа
активов)
продажа акций,
облигаций и
иных ценных
бумаг;
кредитные
инвестиции;
лизинг
страховое
возмещение по
наступившим
рискам;
дивиденды и
проценты по ценным
бумагам других
эмитентов;
бюджетные
субсидии
деятельности
Рисунок 1 Виды финансовых ресурсов организации

5.

5
Таблица 1 — Удельный вес микроорганизаций и малых организаций в основных показателях
Республики Беларусь в 2016—2018 годах, в процентах
Показатели
2016
год
2017
год
Изменение,
2018
п.п.
год
2017 к 2018 к
2016
2016
14,7
0,7
0,5
19,8
0,3
0,5
Валовой внутренний продукт
14,2
14,9
Средняя численность работников
19,3
19,6
Объем промышленного производства,
включая стоимость давальческого (не
10,1
10,2
10,4
0,1
0,3
оплаченного организациейизготовителем) сырья
Инвестиции в основной капитал
25,8
22,6
23,9
-3,2
-1,9
Выручка от реализации продукции,
29,7
32,5
33,2
2,8
3,5
товаров, работ, услуг
Объем внешней торговли товарами
33,6
36,4
39,5
2,8
5,9
Экспорт товаров
37,9
40,0
43,8
2,1
5,9
Импорт товаров
30,0
33,3
35,7
3,3
5,7
Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых странах составляла в 2018 году 50–60%. В
Великобритании 51 %, в Германии — 53 %, в Финляндии — 60 %, в Нидерландах — 63 %,
в России 22 % (данные Института экономики роста им. Столыпина А.А.).
Доля малого и среднего бизнеса Республики Беларусь в ВВП в 2018 году составляла 24,6 %,
в 2019 году 26,1 %.

6.

6
Рисунок 2 – Структура инвестиций в основной капитал малого
бизнеса Республики Беларусь в 2016—2018 годах

7.

7Таблица 2 — Анализ динамики состава финансовых ресурсов (капитала) ООО
«НТЛоуд» в 2016—2018 годах, тыс. руб.
Источники финансирования
2016 год
Собственный капитал
Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства
Баланс, итого источников
1211
103
323
1637
2017 год 2018 год
1267
241
335
1843
1342
307
590
2239
Темп роста, %
2017/2016 2018/2017
104,62
105,92
233,98
127,39
103,72
176,12
112,58
121,49
Рисунок 3 – Структура финансовых ресурсов ООО
«НТЛоуд» в 2016—2018 годах по источникам их
формирования

8.

8
Таблица 3 — Коэффициенты оценки эффективности использования финансовых
ресурсов ООО «НТЛоуд» в 2016—2018 годах и оценки кредитоспособности
Абсолютное
изменение (+/-)
2017—
2018—
2016 гг. 2017 гг.
56
75
138
66
12
255
184
294
22
102
206
396
-0,05
-0,09
0,02
-0,08
0,03
-0,33
Показатели
2016
год
2017
год
2018
год
Собственный капитал, тыс. руб.
Долгосрочные обязательства, тыс. руб.
Краткосрочные обязательства, тыс. руб.
Долгосрочные активы, тыс. руб.
Краткосрочные активы, тыс. руб.
Баланс, тыс. руб.
Коэффициент автономии
Коэффициент финансовой устойчивости
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами
Коэффициент обеспеченности обязательств
активами
1211
103
323
1272
365
1637
0,74
0,80
1,13
1267
241
335
1456
387
1843
0,69
0,82
1,16
1342
307
590
1750
489
2239
0,60
0,74
0,83
0,12
0,13
-0,21
0,01
-0,34
0,26
0,31
0,40
0,05
0,09

9.

9
Рисунок 4 – Отраслевая структура получателей
поддержки ОАО «Банка развития Республики
Беларусь» за 3 квартала 2019 год, в процентах

10.

10
Рисунок 5 – Структура финансирования Государственной
программы поддержки малого и среднего предпринимательства в
Республике Беларусь на период ее реализации в 2016-2020 годах, в
процентах

11.

11
Действующей в республике системе государственной финансово-кредитной поддержки малого
предпринимательства присуще наличие ряда таких недостатков, как:
незначительность
объемов
ресурсов,
направляемых
государством
на
развитие
предпринимательской деятельности (0,07 0,17 % от расходной части бюджета). Это
обуславливает низкий уровень ее влияния на динамику и перспективы развития малого бизнеса;
низкий уровень охвата субъектов малого предпринимательства различными формами
государственной финансово-кредитной поддержки (доля малых предприятий и ИП, получающих
ее, составляет менее 0,05 % от их общего количества);
узкий круг видов финансовой поддержки, оказываемой за счет
бюджетных средств
(республиканского и местного) и предоставляемой через коммерческие банки. В основном, это
льготные кредиты (в то время как в большинстве стран используются различные налоговые
льготы, например, в США «бонус первого года» (налог выплачивается не со всей суммы, а
только с половины), в России – дифференцированная ставка по упрощенной системе
налогообложения по регионам и видам экономической деятельности);
процедура получения поддержки является достаточно сложной и трудоемкой (занимает в
среднем от двух до четырех месяцев);
отсутствие гарантий государственной помощи при объективных обстоятельствах (в Японии, 47
млрд. долл. (50 % от общей суммы) выделено при аварии на атомной электростанции
низкий размер максимально возможной суммы поддержки, не корреспондирующий с
требованиями, предъявляемыми к финансируемым проектам (в Германии государственная
поддержка малого предпринимательства предусматривает льготные кредиты сроком до 20 лет на
сумму не более 50 тыс. евро, при этом первые два года бизнесмен освобождается от уплаты
каких-либо средств, последующие 8 лет платит по льготной ставке в 5 % и только с
одиннадцатого года начинает выплачивать основную сумму долга).

Читайте также:  Как переводится kpi в бизнесе

12.

12
Предложения по финансовому лизингу для малого бизнеса:
1) упростить доступ объектов финансового лизинга малому бизнесу по аналогии с доступом к нему
сельскохозяйственных организаций, для чего использовать такую же процентную ставку по кредиту
лизингодателя на приобретение оборудования, равную 2,1 % годовых от среднегодовой стоимости предмета
лизинга с рассрочкой на семь лет под 2,1 %. Первоначальный авансовый взнос — 10 %;
2) установить на законодательном уровне для субъектов малого бизнеса первоначальный взнос в
зависимости от соотношения собственных и заемных источников по данным бухгалтерского баланса,
использовав следующую шкалу:
доля собственного капитала в совокупных источниках капитала свыше 80 % — первоначальный взнос
определить в размере 40 %;
доля собственного капитала в совокупных источниках капитала до 70 % — первоначальный взнос равен
30 %;
доля собственного капитала в совокупных источниках капитала до 60 % — первоначальный взнос
определить в размере 20 %;
доля собственного капитала в совокупных источниках капитала до 50 % — первоначальный взнос
определить в размере 10 %.
При этом следует учитывать и возможности малого бизнеса по внесению первоначального взноса за
счет собственных средств.
Гарантом сделок должен стать не БФФПП, а ОАО «Банк развития Республики Беларусь», принимая на
себя часть финансовых рисков;
3) установить дифференцированный срок лизинга в зависимости от стоимости приобретаемых
элементов основных средств, с предельно допустимым, равным ¾ срока полезного использования элементов
основных средств.

13.

13
— прочие
источники
— средства
7%
населения
8%
— прочие
— средства источники
7%
населения
8%
— кредиты
банков
23%
— собственные
средства
организаций
24%
— бюджетные
средства
25%
— заемные
средства
других
организаций
3%
— собственные
средства
организаций
24%
— кредиты
банков
13%
— иностранные
инвестиции
10%
— лизинг
10%
— бюджетные
средства
25%
— иностранные
инвестиции
10%
Рисунок 6 – Изменение структуры инвестиций
основного капитала малого бизнеса
Республики Беларусь, в процентах
— заемные
средства
других
организаций
3%

14.

14
Предположим, что в результате реализации предложений по либерализации
лизингового законодательства в отношении малого бизнеса, 1/3 субъектов
воспользуется данным предложением и объем ВВП, создаваемым в сфере
малого и среднего предпринимательства увеличится на 10 %. То есть, если в
2019 году субъекты малого предпринимательства обеспечили 14,8 % ВВП
Республики Беларусь, то данный объем был равен в номинальной оценке:
ВВПМП = 122319,7 × 14,8 : 100 = 18103,3 млн руб.
∆ВВПМП = 18103,3 × 10 : 100 = 181,03 млн руб.
Тогда, при неизменном объеме ВВП, доля малого предпринимательства в
его создании составит:
(18103,3 + 181,03) : 122319,7 × 100 = 14,9 %.
Это позволит достичь доли малого предпринимательства в создании ВВП
республики по данным за 2017 год.

15.

15
Таблица 4 — Коэффициенты оценки эффективности использования финансовых ресурсов
ООО «НТЛоуд»
Показатели
Собственные источники, тыс. руб.
Долгосрочные обязательства, тыс. руб.
Краткосрочные обязательства, тыс. руб.
Долгосрочные активы, тыс. руб.
Краткосрочные активы, тыс. руб.
Баланс, тыс. руб.
Коэффициент автономии
Коэффициент финансовой устойчивости
Коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент обеспеченности собственными
оборотными средствами
Коэффициент обеспеченности обязательств активами
2018 год
1342
307
590
1750
489
2239
0,60
0,74
0,83
План
1377,67
307
554,33
1750
489
2239
0,62
0,75
0,88
Изменение
35,67
-35,67
0,02
0,01
0,05
-0,21
-0,13
0,08
0,4
0,38
-0,02
∆Пр = 261 × 20 : 120 = 43,5 тыс. руб.
Прирост чистой прибыли, при прочих равных условиях, в учетом налогообложения
будет равен:
∆ЧП = 43,5 — 43,5 × 0,18 = 35,67 тыс. руб.

Источник: ppt-online.org

Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

В курсовой работе дана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.
Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она односторонняя, принятые правовые аспекты зачастую не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Так же можно отметить постоянно меняющееся налоговое и учетное законодательство, что весьма негативно влияет на развитие малого бизнеса.

Содержимое работы — 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра экономической теории

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Формы и методы политики государственной поддержки малого бизнеса в Республике Беларусь

УЭФ, 2 курс, РЭУ-2 ________________ А.А. Михальков

………………….2 ________________ А.А. Михальков

1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость…………………………………….4

1.2 Основные методы, формы и виды государственной поддержки малого предпринимательства

1.3 Государственная поддержка малого бизнеса в промышленно развитых странах

2. Анализ и оценка государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

2.1 Законодательная база республики Беларусь по государственной поддержке малого предпринимательства

2.2 Состояние государственной поддержки малого предпринимательства в республике Беларусь

В курсовой работе дана попытка охарактеризовать малое предпринимательство в Беларуси в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы.

Необходимо отметить, что малый бизнес в Беларуси уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она односторонняя, принятые правовые аспекты зачастую не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов. Так же можно отметить постоянно меняющееся налоговое и учетное законодательство, что весьма негативно влияет на развитие малого бизнеса.

Особенности малых фирм, в первую очередь, определяются их размером. Отсюда вытекает и особая роль руководителя, и небольшой рынок сбыта, и исключительная гибкость в предоставлении товаров и услуг, и высокая доля оборотного капитала, и многие другие черты, присущие только субъектам малого бизнеса.

Исходя из особенностей, определяют и функции: экономическая — характеризуется даволи высоким процентом в общем количестве предприятий и в ВВП, а также инновационной деятельностью; социальная функция, позволяющая раскрыть индивидуальные черты человека, более полно реализовать себя как личность и сгладить социальные конфликты; экологическая- особенно актуальна в наши дни, когда грядет экологическая катастрофа, она позволяет более рационально использовать ресурсы и использовать в производстве отходы.

Читайте также:  Какие документы нужны для продления полномочий в Сбербанк бизнес онлайн

Говоря о малом бизнесе, надо сказать, что он наиболее эффективен лишь при взаимодействии с крупными предприятиями и наоборот. Это единое целое, из которого нельзя исключать отдельные части.

Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику. Если затронуть проблему финансирования, то ее разрешение находится на нулевой стадии.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет «услышать» малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень.

Подводя итог, можно сказать, что от развития малого бизнеса в Беларуси, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей экономики Беларуси в целом.

1. Сущность системы государственной поддержки малого предпринимательства и ее необходимость

Целью государственной поддержки малого предпринимательства является формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого предпринимательства на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки в данной сфере экономики.

Более 20 лет назад, принимая курс на построение социально ориентированной рыночной экономики, руководство Республики Беларусь понимало, что одним из путей преодоления экономического и социального кризиса может стать поддержка и развитие малого предпринимательства. Обладая инновационными качествами, способностью к быстрому пристраиванию производства, малые предприятия создают конкурентную среду, препятствуют тенденции монополизации, а в итоге — повышают конкурентоспособность экономики государства в целом. При этом они благоприятно воздействуют на социальную обстановку, снижая безработицу и насыщая рынок товарами и услугами.

Однако государство понимало и то, что нельзя допустить развития предпринимательского сектора экономики на стихийной основе, по законам «теневой» экономики, что следует устранить такие препятствия на пути малого бизнеса, как отсутствие должной законодательной базы и равного доступа (наравне с госпредприятиями) к материальным и финансовым ресурсам, сформировавшийся в обществе отрицательный предпринимательский имидж, неурегулированность процессов регистрации и ряд других.

Поэтому государство и начало последовательно работать над решением этих вопросов. К настоящему моменту создана правовая основа для развития и поддержки предпринимательства. В Конституции Республики Беларусь провозглашено равенство форм собственности. Принят ряд законов и указов Президента, нормативных актов правительства, непосредственно регулирующих вопросы развития предпринимательства. Сформирована единая система государственной поддержки предпринимательства и малого бизнеса.

Созданная в Беларуси единая система государственной поддержки предпринимательства включает в себя:

— Министерство предпринимательства и инвестиций и его территориальные комитеты в регионах;

— Белорусский и региональные фонды финансовой поддержки предпринимателей;

— центры поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки;

— фонд «Национальное агентство развития предпринимательства»;

— общественные объединения предпринимателей.

Данная структура не статична, она претерпевает и будет претерпевать изменения в соответствии с выявленными потребностями, которые отражаются в ежегодной Программе государственной поддержки малого предпринимательства в РБ.

Министерство предпринимательства и инвестиций, образованное 19 июля 1996 г., является центральным органом управления негосударственным сектором экономики. Оно содействует развитию и финансовой поддержке субъектов малого бизнеса в Республике Беларусь, способствует притоку инвестиций, противодействует монополизму, создает льготные условия получения научно-технической информации, новейших разработок и современных технологий как со стороны отечественных, так и иностранных предприятий и физических лиц, всячески помогает организации подготовки и повышения квалификации кадров для малого предпринимательства.

Ежегодно, начиная с 1997 г., Министерство предпринимательства и инвестиций разрабатывает программы государственной поддержки предпринимательства с целью увеличения вклада предпринимательского сектора в ВВП Республики Беларусь путем дальнейшего количественного и качественного роста предпринимательского сектора, расширения правового пространства, совершенствования и развития его инфраструктуры, финансового, информационного, научно-методического обеспечения и подготовки предпринимательских кадров. Аналогичные программы разрабатываются и в областях.

Указы Президента Республики Беларусь № 260 «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» и № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства», а также дополняющий их Указ № 435 и Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь» содействуют оптимальному соединению интересов государства и частного бизнеса. Ключевым моментом этих нормативных документов является создание механизма государственной поддержки малого предпринимательства и эффективного взаимодействия государства и частнопредпринимательских структур.

В системе государственных органов исполнительной власти вопросы государственной поддержки малых предприятий в той или иной степени входят в сферу полномочий нескольких министерств и ведомств: Министерство предпринимательства и инвестиций, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда, Министерство внешних экономических связей, Государственный комитет по науке и технологиям, Министерство промышленности и др. Но основным звеном, координирующим и концентрирующим усилия различных государственных органов по поддержке малых предприятий, является Министерство предпринимательства и инвестиций. Одной из основных задач этого министерства является межотраслевая и межрегиональная координация деятельности министерств и ведомств, а также органов исполнительной власти в сфере поддержки и развития малых предприятий. На него возлагается задача по обеспечению формирования целостной системы инфраструктуры поддержки малых предприятий, а также:

1.развитие инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности;

2.противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции;

3.регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности и т. д.

Министерство, в целом, определило подходы в развитии инфраструктуры поддержки предпринимательства. Целью образования объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса является создание определенной среды для облегчения старта предпринимателя, его быстрейшей адаптации к реалиям жизни.

Целью же системы государственной поддержки предпринимательства является разрешение проблем, которые мешают возникновению и дальнейшему развитию предпринимательства, а именно:

• отсутствие стартового капитала;

• постоянные изменения в законодательной базе, регулирующей деятельность частного сектора экономики;

•отсутствие возможности получить льготные долгосрочные кредиты
и инвестиции для реализации перспективных проектов;

• высокая арендная плата помещений;

• ограниченные возможности получения лизинговых услуг;

• нехватка квалифицированных специалистов;

Источник: www.turboreferat.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин