Предпринимательское право — комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею [3]. Особо широкое распространение данная наука получила, в начале 21 века, в условиях развития рыночных отношений и, как следствие, предпринимательства. Основу предпринимательского права составляет гражданское законодательство, которое по большей части содержит нормы частного права.
Файлы: 1 файл
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
Ставропольский государственный аграрный университет
г. Ставрополь, Россия
Научный руководитель, к.ю.н., доцент кафедры «Права» Дедюхина И.Ф.
Экономические реформы, осуществляемые в нашей стране в последнее время, явились условием для возрождения и становления малого предпринимательства, как сферы проявления экономической активности широких слоёв населения [1].
«Зарубежный опыт правового регулирования малого бизнеса и социального предпринимательства»
Предпринимательское право — комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательс кой деятельности и руководства ею [3]. Особо широкое распространение данная наука получила, в начале 21 века, в условиях развития рыночных отношений и, как следствие, предпринимательства. Основу предпринимательского права составляет гражданское законодательство, которое по большей части содержит нормы частного права. Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют нормы финансового, налогового, трудового, земельного, административного, даже уголовного и большинства других отраслей законодательства, нормы которых охватываются понятием публичного права.
Место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические задачи.
Законодательство всегда строится в соответствии с практическими интересами, поэтому включает разные по своей отраслевой природе нормы, чтобы учесть объективно существующие связи между разнородными общественными отношениями и комплексно урегулировать их. Именно в этом заключаются предназначение законодателя и служебная роль принимаемых им нормативных актов.
Законы принимаются высшими органами государственного законодательства. К главным законам следует, прежде всего, отнести Конституцию Российской Федерации, в которой отмечены основные нормы жизни общества, а в частности общепринятые нормы о взаимоотношениях общества и государства, о правах и свободах личности, о видах и органов государственного управления. Важнейшим законом является Гражданский кодекс, объединяющий общепризнанные нормы частного права и специальные нормы, которые регулируют предпринимательскую деятельность. Наряду с названными принято и действует множество специальных законов, регламентирующих предпринимательство и предпринимательскую деятельность в целом [2].
Урок 11. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса
Необходимо отметить, что малый бизнес в России имеет довольно широкую правовую основу, однако в данной среде существует множество проблем. В качестве основных проблем, во-первых, можно выделить пока еще несовершенное законодательство, бюрократизм и коррупцию, которые поразили всю Россию. Во-вторых, развитие среди субъектов малого бизнеса в основном торгово-посреднических фирм, а также неравномерность и непредсказуемость развития всей экономики, как в территориальном плане, так и во временном. А в-третьих, недостаточность и недоработанность правовой базы, которая является однобокой.
Негативное отношение к малому предпринимательству государства и общества, также является очень серьезной проблемой, хотя в последние годы отношение меняется. Это связано с тем, что даже в данных условиях малый бизнес оказывает положительное влияние на экономику.
Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно отметить, что органы власти не выводят взаимоотношения с предпринимателями на более высокий уровень. Действующее в Российской Федерации законодательство о малом бизнесе не является надёжной правовой основой для его развития. Сюда входят критерии определения малых и средних определения малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, вопросы налогообложения, а также вопросы государственного контроля.
Несмотря на существующие проблемы, нельзя сказать, что государство не регулирует предпринимательскую деятельность. За последнее время было принято множество законов и внесено поправок. Но всех этих законов и поправок будет недостаточно, если не будет создан полноценный благоприятный деловой климат. И эту задачу в первую очередь должно решать государство. Для этого необходимы системные реформы, которые помогут установить понятные и обязательные для всех правила ведения бизнесом, реформы позволяющие гарантировать неприкосновенность частной собственности, противодействовать рейдерским захватам, снизить коррумпированность власти, и наконец, необходимо реформирование судебной системы, которая должна быть независимой.
Таким образом, мы определяем, что правовое регулирование предпринимательства в России не может носить четкого, детального характера, в связи с тем, что статус предпринимателя и контроль, который на него распространяется, предоставляет больше публичного нормирования, нежели частного в отношениях с другими участниками и государством.
Список используемой литературы:
- Дедул, В.А. Малый бизнес России: учебное пособие / В.А. Дедул. – 2009
- Гаврелюк, И.С. Проблемы малого предприятия: учебное пособие / И.С. Гаврелюк. – 2010
- www.wikiped ia.ru
Источник: www.yaneuch.ru
Проблемы правового регулирования малого бизнеса
Не хватает прав доступа к веб-форме.
Записаться на семинар
Звездочкой * отмечены поля,
обязательные для заполнения.
Ваша заявка отправлена!
В ближайшее время с вами свяжется наш эксперт
Under construction!
Раздел находится в разработке и будет доступен в ближайшее время.
This page is under construction and coming soon.
НИСИПП
+7 495 988-92-52
- Официальная страница НИСИПП
- Проблематика МСП и его господдержка
- Банки и МСП (малый и средний бизнес)
- Антикоррупционный капитал
- О нас
- Интерактивное резюме
- Наши организации
- АНО «НИСИПП»
- ИКЦ «Бизнес-Тезаурус»
- ООО «O2Consulting»
- ООО «Л-СТАР»
- Школа
- Направления деятельности
- Наши технологии
- Мероприятия
- Новости
- Мнения наших экспертов
- Интервью
- Мониторинги
- Исследования
- Законодательство
- Наши публикации
- Программы поддержки
- Мониторинг банковского и государственного финансирования МСП
Главная / Исследования / Проблемы правового регулирования, имеющие ключевое значение для развития сектора микропредпринимательства и малого бизнеса
Проблемы правового регулирования, имеющие ключевое значение для развития сектора микропредпринимательства и малого бизнеса
Дата: 16.11.2006
Файлы
- pdf rar, 1.04 МБ
- doc rar, 282.95 КБ
Данная брошюра подготовлена сотрудниками Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) по результатам проекта, выполненного в 2006 году по заказу Российского микрофинансового центра.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1. Формы и методы регулирования развития малого предпринимательства, применяемые в развитых странах
1.2. Финансовая поддержка малого предпринимательства и стимулирование развития микрофинансирования в мировой практике
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И МИКРОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
2.1. Основные тенденции развития малого и микропредпринимательства в РФ
2.2. Основные проблемы развития малого и микропредпринимательства в РФ
2.3. Ограничения финансирования малого и микропредпринимательства как сдерживающий фактор его развития: анализ причин и выявление путей их преодоления
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТРАНЕНИЮ ПРОБЛЕМ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
3.1. Полуформальные микрофинансовые институты
3.2. Формальные микрофинансовые институты
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
В современной литературе по проблемам микрофинансирования используется значительное количество определений этого термина. В частности, многими исследованиями микрофинансирование определяется как вид деятельности, связанный с оказанием услуг микропредприятиям. Представляется справедливым, что ключевым аспектом, выделяющим сегмент микрофинансирования во всем финансовом секторе, является критерий целевой аудитории получателей услуг. В то же время следует помнить, что часто под микрофинансированием подразумевают также кредитование домашних хозяйств. Учитывая тот факт, что единого определения термина в настоящее время не существует, видится необходимым сформулировать определение, которое будет использоваться в настоящем исследовании, с учетом основных особенностей, которыми характеризуется сектор микрофинансирования, сформировавшийся к настоящему моменту в России: «Микрофинансирование – это вид деятельности, связанный с предоставлением широкого спектра финансовых услуг (займы, депозиты, расчетно-кассовое обслуживание, страхование и др.) для домохозяйств и микропредприятий».
Исходя из приведенного определения микрофинансирования, под микрофинансовым институтом следует понимать финансовый институт, предоставляющий исключительно или в пакете с другими услуги для домохозяйств и микропредприятий.
Существует достаточно большое количество классификаций микрофинансовых институтов. В рамках настоящего исследования будут использоваться две основных классификации, которые находятся в тесной взаимосвязи.
Первая из указанных классификаций носит довольно общий характер, однако, является ключевой для настоящего исследования в силу ее соответствия делению микрофинансовых институтов (далее также МФО) по правовому статусу последних. Согласно этой классификации микрофинансовые институты могут относиться к одной из трех групп:
- неформальные институты (informal institutes);
- полуформальные институты (semi-formal institutes);
- формальные институты (formal institutes).
Неформальные институты характеризуются отсутствием нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. В частности, к таким институтам не применяются ни банковские регулятивные правила, ни общее коммерческое право. Этот сегмент рынка регулируется неформальными правилами, наиболее распространенной формой взаимоотношений является отношенческая контрактация. К неформальным микрофинансовым институтам относятся группы взаимопомощи, простые кредиторы, ростовщики, друзья и родственники и т.д.
Полуформальные институты являются зарегистрированными организациями, деятельность которых регулируется общим коммерческим правом, при этом специфичного нормативно-правового поля для деятельности таких организаций нет. К полуформальным институтам могут относиться кредитные кооперативы, общества взаимного страхования, неправительственные организации, отдельные группы взаимопомощи и др.
Формальные институты отличаются от приведенных выше типов тем, что деятельность таких организаций регулируется в дополнение к общему законодательству специальными нормативными актами, в частности банковскими регулятивными правилами. Формальные институты находятся под банковским надзором. К организациям этого типа обычно относятся банки (государственные и частные), отдельные небанковские кредитно-финансовые организации. Кроме того, к этому классу организаций можно отнести распространенные в Российской Федерации государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства. Деятельность этих фондов не регулируется банковскими правилами, однако наличие специального регулирования (ограничения, определяемые бюджетным законодательством) определяет попадание фондов в класс формальных микрофинансовых институтов.
Соотношение долей рынка микрофинансовых услуг, занимаемых различными типами МФО, можно представить в виде схемы. Применительно к России схема, характеризующая указанное соотношение, близка к следующему виду:
В странах с развитой финансовой системой ситуация принципиально отличается. Это проявляется главным образом в том, что неформальный сектор становится дублирующим по отношению к микрофинансовым организациям, то есть услугами неформальных кредиторов пользуются исключительно редко, и это явление нельзя считать системным. Кроме того, образовывается довольно обширный участок спроса, на котором свои услуги могут предложить и микрофинансовые организации, и банковские институты. В такой ситуации возникает конкурентная среда, оказывающая положительное воздействие на рынок и стимулирующая его качественное развитие.
Другая классификация МФО, которая будет использоваться в настоящей работе, основывается на критерии формы организации микрофинансового института и относится к полуформальным и формальным поставщикам микрофинансовых услуг. Наиболее распространенными в России, согласно этой классификации, являются МФО следующих типов:
При анализе проблем правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций представляется целесообразным опираться в первом приближении на классификацию по критерию правового статуса МФО, в дальнейшем развивая анализ в направлении рассмотрения проблем конкретных типов организаций. Таким образом, субъектами исследования являются главным образом две широких группы микрофинансовых организаций – полуформальные и формальные. Помимо этого, отдельного внимания в рамках каждой из указанных групп требуют подгруппы микрофинансовых организаций (см. таблицу 1).
Классификация микрофинансовых организаций
по критериям правового статуса и типа
Правовой статус МФО | Типы МФО |
Неформальные институты | 1. Общества взаимопомощи 2. Ростовщики, частные кредиторы, родственники, друзья и т.д. |
Полуформальные институты | 1. Кредитные кооперативы 2. Негосударственные и немуниципальные фонды |
Формальные институты | 1. Государственные и муниципальные фонды ПМП 2. Специализированные банки и НДКО |
Несмотря на существенный рост основных параметров развития сектора микрофинансирования в последние несколько лет, заметного увеличения степени удовлетворенности спроса на микрофинансовые услуги не отмечается. Очевидно, что у сектора существует огромный потенциал для роста, ограничения спроса не являются активными и не будут являться таковыми еще в течение ряда лет. В такой ситуации возникает обоснованное предположение, согласно которому опережающий рост микрофинансового сектора сдерживается главным образом не рыночными факторами, а ограничениями правового и административного характера. Значительная часть исследователей полагает, что устранение несовершенств правового регулирования деятельности МФО способно в серьезной мере ускорить количественное и качественное развитие рынка микрофинансовых услуг.
В первую очередь совершенствование законодательного регулирования должно идти в двух направлениях:
Основной целью настоящего исследования является выявление информации о существующих проблемах в нормативно-правовом регулировании в области обеспечения секторов малого и микропредпринимательства финансовыми ресурсами, в частности, правовом регулировании деятельности микрофинансовых организаций. В задачи работы входит:
Структура отчета соответствует основным задачам работы. Первый раздел содержит обзор зарубежного опыта государственного вмешательства в функционирование экономики, нацеленного на стимулирование развития малого предпринимательства, в частности – применяемые формы и методы поддержки малых предприятий, в том числе финансовой. Второй раздел посвящен характеристике развития малого и микропредпринимательства в Российской Федерации, основных тенденций и наиболее значимых проблем, с которыми сталкиваются предприятия малого бизнеса. В третьем разделе содержится обзор нормативно-правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций как основных поставщиков кредитных ресурсов для сегмента малого предпринимательства и предложения по устранению основных выявленных проблем.
При реализации проекта использовались следующие источники информации:
Источник: nisse.ru
Проблемы правового регулирования малого бизнеса
«Cogitations poenam nemo patipur»
«Никто не несет наказаний за мысли» (одно из положений Римского права)
Тел.: +7 (495) 790-9811
Некоторые проблемы правового регулирования малого и среднего предпринимательства в условиях вступления России в ВТО
В начале XX в. известный российский цивилист Август Исаакович Каминка писал: «В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны».
Эти слова как никогда актуальны для современной России, где на протяжении долгого времени и на всех уровнях говорится о социально-экономической значимости фигуры предпринимателя и о необходимости скорейшего развития сферы малого и среднего предпринимательства. К сожалению, те усилия, которые прилагает наше государство, пока не принесли ощутимого результата. Статистика — вещь упрямая, и она свидетельствует о том, что «в России лишь 2,2% граждан хотели бы стать предпринимателями, всего же, по данным глобального мониторинга предпринимательства, в 2012 г. собственным делом были заняты 4,3%. Вовлечению граждан в деловую активность препятствует избыточное госрегулирование, трудности с доступом к финансированию и низкая выживаемость компаний, отмечают авторы исследования».
В научной литературе в числе причин, сдерживающих рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства, уже традиционно называются несовершенство законодательства, налогообложения и финансово-кредитных механизмов, а также административные барьеры, в том числе коррупция.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности, опубликованном аналитической группой Всемирного экономического форума в сентябре 2012 г., Россия занимает 67-е место (из 144) и практически по всем показателям, отражающим условия для инноваций и ведения бизнеса, активно теряет позиции (2010 г. — 63-е место, 2011 г. — 66-е место). Соседями России в списке на этот раз оказались Иран (66-е место) и Шри-Ланка (68-е место). Причем ухудшение ситуации наблюдается в тех секторах, которые власти называют приоритетными. Как и в прошлые годы, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию и неэффективность государственного аппарата, а также высокие налоговые ставки. Однако в истекшем 2012 г. существенно выросла значимость проблем с доступностью финансирования и с квалификацией рабочей силы.
Еще одним серьезным испытанием для российских предпринимателей является вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО), в результате которого, с одной стороны, будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок, с другой — Россия будет вынуждена открыть свой внутренний рынок для иностранных производителей товаров и услуг. Наш малый и средний бизнес пока не в состоянии соревноваться с иностранными товаропроизводителями ни по качеству товаров, ни по цене. Вероятность завоевания чужих рынков в этих условиях ничтожно мала, угроза лишиться своего, напротив, велика. Поэтому для нашего государства чрезвычайно важно выработать комплекс мер, направленных на защиту отечественного производителя, при сохранении нормальных условий для развития конкуренции.
В Конституции РФ закреплен принцип свободы экономической, в том числе предпринимательской, деятельности (ст. ст. 8, 34). Под воздействием конституционных положений в Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ) была включена в качестве предмета регулирования предпринимательская деятельность, но она не получила сколько-нибудь самостоятельного регулирования, будучи заслоненной, а иногда просто подмененной категорией «имущественные отношения». Проблема заключается в том, что правовое регулирование предпринимательской деятельности не ограничивается лишь нормами гражданского права, и ГК РФ, взявший когда-то на себя «непосильную ношу своего рода экономической конституции», не справляется с поставленной задачей, — и это одна из причин нестабильности гражданского законодательства (как известно, в течение этого года планируется серьезная модернизация всех частей ГК РФ).
Более того, можно отметить нестабильность правового регулирования предпринимательской деятельности вообще, а также отсутствие прозрачных и логичных правил взаимодействия предпринимателя с государством.
Сегодня нормы, касающиеся так или иначе предпринимательской деятельности, содержатся в громадном количестве федеральных законов, подзаконных актов, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления. Вопрос даже не в количестве актов, а в субординации и согласованности между собой норм, в них содержащихся. Известно, что системность законодательства во многом обеспечивается путем издания кодифицированных актов в различных сферах. И несмотря на то, что в настоящее время действует много кодифицированных актов (Налоговый, Бюджетный, Земельный, Жилищный, Градостроительный кодексы), в сфере правового регулирования предпринимательской деятельности такой акт отсутствует. Поэтому идея принятия кодифицированного акта о предпринимательстве в настоящее время не утратила своей актуальности.
На постсоветском пространстве в большинстве государств, как и в России, отсутствуют кодифицированные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, исключением является Украина, где одновременно с Гражданским был принят Хозяйственный кодекс, однако необходимо отметить, что ряд стран в правовом регулировании предпринимательства помимо гражданских кодексов опираются на специальные законы, определяющие основные правовые, экономические и социальные условия и гарантии осуществления предпринимательской деятельности. К примеру, в 2006 г. в Республике Казахстан был принят комплексный Закон «О частном предпринимательстве», который регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими и негосударственными юридическими лицами частного предпринимательства, определяет условия и гарантии, обеспечивающие свободу частного предпринимательства в Республике Казахстан, закрепляет основные понятия, виды, формы, правовой режим предпринимательской деятельности.
Если вернуться к ГК РФ, то, как справедливо в свое время отмечал В.С. Белых, его необходимо «коммерциализировать», т.е. усилить в нем предпринимательско-правовые начала, раз уж у нас нет специального закона о предпринимательстве или кодекса. К примеру, в Гражданском кодексе Казахстана закреплены принципиальные нормы о предпринимательской деятельности: ст.
10 «Защита прав предпринимателей и потребителей» содержит понятие предпринимательской деятельности, гарантии ее свободы, защиты и поддержки со стороны государства, а также перечень гарантий прав предпринимателей. Этот и другие положительные примеры из законодательной практики Казахстана демонстрируют государственную политику в сфере предпринимательства, нацеленную на его развитие. Возможно, проработанность правового регулирования предпринимательской сферы способствует тому, что Казахстан обгоняет Россию на 16 пунктов в рейтинге глобальной конкурентоспособности, о котором говорилось выше.
Как уже было отмечено, у нас нет специального закона о предпринимательстве, поэтому отсутствует законодательно закрепленная классификация предпринимательства на формы и виды, в рамках которой можно было бы выделять субъектов малого, среднего и крупного бизнеса.
В научной литературе, к примеру, встречаются исследования проблем участия субъектов малого предпринимательства в гражданском обороте, в которых субъекты малого предпринимательства признаются слабой стороной в договорных отношениях с крупными компаниями и предлагаются меры по их защите.
Вступление России в ВТО актуализировало и до этого не простую тему поддержки государством малого и среднего бизнеса, которая способствовала бы его развитию. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ) устанавливает критерии, в соответствии с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к малым и средним предприятиям (п. 1 ст. 3) для целей получения поддержки со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.
Требования Закона, которым должны соответствовать субъекты предпринимательской деятельности, чтобы считаться субъектами малого или среднего бизнеса, касаются средней численности работников, объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов, которые не должны превышать предельного значения, а также структуры уставного (складочного) капитала (паевого фонда) юридических лиц.
Одним из основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего бизнеса является принцип разграничения полномочий по поддержке субъектов между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Поэтому большая роль в реализации государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса отводится федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные программы представляют собой нормативные правовые акты, принятые соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в которых содержатся согласованные и увязанные по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики, реализуемые при поддержке государства, субъекта РФ или муниципального образования.
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства определяется Законом N 209-ФЗ как деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных соответственно в федеральных, региональных или местных целевых программах развития малых и средних предприятий (п. 5 ст.
3). Хотя в контексте иных положений Закона N 209-ФЗ (ст. ст. 16, 17, 18) и в иных нормативных актах под поддержкой могут пониматься конкретные меры. Например, в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки указывается информация о виде, форме, размере, сроке оказания поддержки.
Закон N 209-ФЗ устанавливает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (п. 1 ч. 1 ст. 14), а также предусматривает ведение реестров получателей поддержки органами, предоставляющими эту поддержку (ст. 8). Порядок ведения реестров определен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 358.
Анализ ч. 2 ст. 14 и других положений Закона N 209-ФЗ позволяет говорить о том, что именно при обращении хозяйствующих субъектов за государственной или муниципальной поддержкой им необходимо документально подтвердить свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии с критериями, которые закреплены в ст. 4 Закона.
Наряду с подтверждением статуса субъекта малого или среднего предпринимательства для получения государственной или муниципальной поддержки необходимо также соответствовать условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенные условия и дополнительные ограничения, установленные в ч. ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 209-ФЗ, можно сделать вывод о том, что далеко не все субъекты малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на финансовую поддержку названных органов.
В литературе указывается, что программы государственной поддержки малого бизнеса в России охватывают всего лишь около 2% предпринимателей. По статистике, на государственное финансирование может рассчитывать всего лишь один из пятидесяти предпринимателей. И это крайне низкий показатель.
Социологические исследования показывают, что финансовые ресурсы не вполне доступны малым и средним производственным компаниям. Если найти краткосрочное финансирование достаточно легко, то найти без особых проблем дополнительное финансирование на период более трех лет могут лишь около трети опрошенных. На вопрос о доступности финансирования в регионе из венчурных фондов вообще отвечают лишь около половины компаний, и на каждого респондента, считающего такое финансирование вполне доступным, приходится шестеро тех, кто считает совершенно иначе.
Нельзя не согласиться с утверждением, что развитие малого и среднего бизнеса в условиях членства России в ВТО должно происходить на основе продуманных и последовательных решений. В литературе предлагается сделать акцент на системные меры поддержки, осуществляемые в том числе в рамках федеральных целевых программ. Важно также учитывать и зарубежный опыт, согласно которому основным направлением поддержки малого и среднего бизнеса является предоставление консалтинговых и маркетинговых услуг. Здесь могли бы помочь торгово-промышленные палаты посредством оказания информационно-аналитических, просветительских услуг российским предпринимателям, организации деловой информационной сети и торговых миссий. Определенную роль в продвижении малого и среднего бизнеса в пространство ВТО могут сыграть российские банки путем открытия кредитных линий для небольших компаний, работающих на экспорт.
Малое и среднее предпринимательство в России преимущественно развито в сфере торговли и услуг и слабо — в производственной сфере, особенно в сельском хозяйстве. Многие эксперты сходятся во мнении, что присоединение России к ВТО негативно отразится как раз на производственной сфере, и в частности на сельском хозяйстве.
Состояние сельскохозяйственной отрасли экономики олицетворяет собой общее положение дел в стране. Только в сельском хозяйстве проблемы еще более усугублены «Сложная обстановка с правами собственности на землю, отсутствие программ и стимулов развития производств на селе, низкая плодородность земель, колоссальные транспортные расходы, значительная изношенность техники, отсутствие эффективных кадров, способных организовать рентабельное производство и сбыт продукции, недоступность кредитных программ».
Безусловно, государство прилагает усилия к тому, чтобы хоть как-то изменить ситуацию, например Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 утверждена очередная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 гг. Главными целями Государственной программы являются обеспечение продовольственной независимости России и повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением нашей страны в ВТО.
Однако только принятием государственных программ проблемы в сельском хозяйстве не преодолеть, необходим, как и в любом другом деле, комплексный подход, который предусматривал бы строительство дорог, развитие инфраструктуры в сельской местности, а самое главное — воспитание и обучение кадров для работы на земле.
Экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства в свое время были предложены меры для решения существующих в сфере малого и среднего предпринимательства проблем.
Указанные меры условно можно разделить на три группы:
— меры в области налогового регулирования;
— меры в области сокращения административных барьеров;
— меры в области кадровой поддержки малых предприятий.
По мнению экспертов, меры в области налогового регулирования могут предполагать предоставление «налоговых каникул» для вновь образованных предприятий и производств, созданных в результате осуществления инвестиций в форме капитальных вложений. С целью высвобождения дополнительных средств целесообразно сократить общую налоговую нагрузку на малые предприятия за счет снижения отдельных налогов (ЕСН в первую очередь).
По факту в 2011 году ЕСН был отменен, налоговое бремя для предпринимателей в части отчислений по заработной плате увеличилось, что сказалось весьма негативно на сфере малого и среднего бизнеса.
Нельзя не отметить позитивное влияние на налогообложение Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Основной целью принятия указанного Закона является стремление стимулировать развитие малого предпринимательства с налоговой точки зрения. Окончательная редакция данного Закона не дает оснований усомниться, что его нормы направлены действительно на совершенствование УСН на основе патента, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН), УСН и системы налогообложения в виде ЕНВД, а также устранение внутренних противоречий в указанных налоговых режимах исходя из практики их применения.
Некоторые из предложенных экспертами мер в области устранения административных барьеров были учтены законодателем еще при разработке и принятии Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», вступившего в силу с 1 июля 2009 г. Данный Закон содержит специальные положения, касающиеся уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности субъектами малого и среднего бизнеса, а также некоторые льготы при проведении проверок деятельности таких субъектов.
На основе проведенного Евразийским институтом конкурентоспособности исследования предпринимательского климата в России можно указать, что многие из тех, кто сталкивается со стандартами, лицензированием, таможенными процедурами, не считают их проблемными, а качество работы налоговых органов многие предприниматели из числа производственников оценивают как достаточно высокое. Вместе с тем только 32% опрошенных руководителей утверждают, что проверяющие инстанции никогда не создают проблем для развития бизнеса. А каждый пятый говорит о том, что они делают это достаточно часто или постоянно и что «проверки не дают бизнесу жить и развиваться».
Очень распространенным и обременительным для развития малого и среднего бизнеса явлением в России является коррупция. Среди тех, кто не отказывался от обсуждения данной темы, мнения о ее бремени разделяются, но лишь 13% заявляют, что «коррупции в регионе не существует». Такая же доля — 13% респондентов — откровенно признают, что их компании практикуют неформальные выплаты чиновникам. Около четверти опрошенных считают коррупцию обычным явлением в их регионе в таких сферах, как доступ к госзаказу, прохождение проверок, получение земли, подключение к инфраструктуре, получение господдержки.
Источник: canonlex.com