В данной научной статье рассматриваются основные тенденции изменения деятельности и функционирования предпринимательства в рамках малого и среднего бизнеса в пик развития Covid-19, определяются основные проблемные аспекты и их решение
малое предпринимательство
среднее предпринимательство
коронавирусная инфекция
правовые проблемы
Десницкая Маргарита Алексеевна
Амичба Лилиана Романовна
Искендерова Анастасия Руслановна
Юриспруденция
Научные высказывания № 5 ( 5 ), ноябрь 2021
Поделиться
Кол-во просмотров
Библиографическое описание
Десницкая М. А., Амичба Л. Р., Искендерова А. Р. Современное состояние, правовые проблемы и тенденции развития законодательства о малом и среднем предпринимательстве в период коронавирусной инфекции // Научные высказывания. 2021. №5 (5). С. 31-33. URL: https://nvjournal.ru/article/62-sovremennoe-sostoyanie-pravovie-problemi-i-tend
№ 5 Ноябрь 2021
Проблемы малого бизнеса в период пандемии
Широко распространенное мнение о том, что кризис, вызванный инфекцией Covid-19, носит системный характер и имеет катастрофические последствия, явно основано на преувеличениях. Сам кризис и его последствия следует рассматривать как чрезвычайную ситуацию. Кризис относится к числу неизбежных издержек, за некоторым исключением, абсолютно правильных административных усилий, направленных на защиту человеческих жизней. На наш взгляд, к издержкам, несомненно, относится усугубление накопившихся кризисных явлений и процессов, в том числе в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП).
Введенные карантинные меры, как правило, затрагивали сферы услуг бытового рынка, такие как общественное питание и розничная торговля непродовольственными товарами, внутренний и зарубежный туризм, гостиничный менеджмент, городской и междугородний пассажирский транспорт. В меньшей степени ограничения коснулись отраслей реального сектора экономики. В связи с этим на федеральном уровне были приняты отдельные меры по поддержке малого и среднего бизнеса [3, С. 1].
Следует отметить, что, как правило, малый и средний бизнес осуществляет свою деятельность преимущественно в сферах торговли и оказания услуг населению. В настоящее время в этих областях наблюдается довольно низкая как инновационная, так и инвестиционная активность из-за довольно высокой неопределенности окружающей среды. Это обстоятельство, а также высокая сложность государственных процедур урегулирования, административное давление, а также высокая степень финансовой нагрузки привели к определенному росту неформальной занятости в сфере малого и среднего бизнеса. В то же время повышение процентных ставок и риск ликвидности еще больше усугубили ситуацию, иными словами, себестоимость продукции возросла, и, тем самым, прибыльность бизнеса снизилась.
Нынешняя ситуация в условиях пандемии коронавируса нанесла достаточно серьезный удар абсолютно по всем сферам общества, включая малый и средний бизнес. В связи с тем, что многие боятся коронавируса, в мировой экономике изменились спрос и предложение.
ПУТИН против Бизнеса? БЕЗРАБОТНАЯ РОССИЯ! ПРОБЛЕМЫ предпринимателей и ЖЕСТКИЕ НАЛОГИ! КОРОНАВИРУС!
В то же время приостановка производства в странах оказывает существенное влияние на сокращение предложения, в то время как производственная и экономическая активность самих хозяйствующих субъектов по всему миру снижается. Министерство экономического развития России отвечает за рост предпринимательства в нашей стране. Этот отдел определяет ключевые направления и объем средств, которые должны быть выделены на поддержку бизнеса. На уровне субъектов Федерации основными органами поддержки малого и среднего бизнеса являются различные ведомства или местные министерства, специализирующиеся на поддержке малого и среднего бизнеса [3, С.3].
Можно назвать следующие ключевые виды поддержки малого и среднего бизнеса в контексте пандемии COVID-19. Их можно разделить на две основные категории, а именно финансовые и нефинансовые. Таким образом, финансовые виды поддержки малого и среднего бизнеса в условиях пандемии COVID-19 включают, прежде всего:
- льготное кредитование. В настоящее время существуют различные фонды поддержки отечественного бизнеса, каждый из которых самостоятельно устанавливает ставку и диктует свои условия. Как правило, ставки снижаются для малого и среднего бизнеса, который ведет свою деятельность в сфере инноваций, производства и социально ориентированного предпринимательства. При этом кредиты могут выдаваться как с целью пополнения оборотных средств предприятия, так и для приобретения основного. Следует отметить, что самая большая сумма кредита составляет 3 миллиона рублей, с максимальным сроком погашения до 3 лет;
- предоставление гарантий поручительства по банковским кредитам. В сложной ситуации, когда у отечественного предпринимателя нет суммы залога для получения кредита, он имеет право обратиться в гарантийный фонд. В процессе заключения договора гарантийный фонд выступает гарантом предпринимателя и, соответственно, будет нести финансовую ответственность в том случае, если клиент сам не сможет погасить задолженность по кредиту;
- субсидирование части затрат. Эта мера часто предоставляется производственным организациям с целью возмещения затрат на уплату арендных платежей или процентов по кредитам, которые были взяты на строительство или приобретение основных средств. Заявление на получение субсидии подается через личный кабинет налогоплательщика на сайте Федеральной налоговой службы или по почте;
- гранты. Они могут быть выданы, в первую очередь, инновационным организациям или предпринимателям, которые только начали свою деятельность.
- Нефинансовые виды поддержки малого и среднего бизнеса включают в себя: разнообразные консультации по маркетингу, патентную и лицензионную поддержку финансового планирования, а также ведение бизнеса и юридическое сопровождение предпринимательской деятельности в нашей стране;
- организация конференций, форумов на удаленной основе для малого и среднего бизнеса;
- помощь в продвижении товаров на экспорт в условиях пандемии;
- организация семинаров, тренингов на удаленной основе;
- проведение выставок товаров и услуг малого и среднего бизнеса [4, С.1].
Тем не менее, несмотря на государственную поддержку малого и среднего бизнеса, ограничительные меры, введенные на фоне пандемии COVID-19, оказали впечатляющее влияние на развитие предпринимательства, что в конечном итоге привело к ряду негативных экономических тенденций. Такие негативные тенденции в первую очередь связаны с тем, что помимо существующих проблем, существенно ограничивающих развитие отечественного предпринимательства, появились совершенно новые, вызванные распространением COVID-19 [4, с.2].
В то же время малый и средний бизнес оказался в ситуации, когда система поддержки предпринимательства стала крайне неэффективной и не позволяет тем самым сохранить бизнес в его нынешнем состоянии без каких-либо потерь. Ситуация еще более осложняется тем, что в настоящее время невозможно точно спрогнозировать и рассчитать все убытки компаний. Но по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, можно констатировать, что в июне наблюдалось восстановление экономической активности за счет постепенного и последовательного снятия карантинных ограничений, вызванных распространением COVID-19, что оказало весьма положительное влияние на улучшение динамики валового внутреннего продукта, а именно снижение снизилось до -6,4% г/г по сравнению с -10,7 1% г/г в мае и -12,0% г/г в апреле 2020 года [5 С. 2].
Подводя итог вышесказанному, отметим, что государство, общество и предпринимательство оказались в очень сложной ситуации. Несмотря на то, что государство создает все условия, которые, безусловно, способствуют сохранению и поддержке малого и среднего бизнеса, а эффективность предоставляемых мер весьма неоднозначна.
Источник: nvjournal.ru
Правовые аспекты ведения бизнеса в период пандемии COVID-19
Бизнес почти в каждой сфере оказался под влиянием коронавирусной инфекции и сейчас вынужден адаптироваться в условиях постоянно меняющихся «правил игры». Законодательными и исполнительными органами государственной власти принимаются различные меры, направленные на поддержку представителей бизнеса и снижение негативных последствий. Ниже рассмотрены наиболее существенные изменения федерального законодательства, касающиеся ведения бизнеса в России в условиях пандемии. Федеральным законом № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», принятым 1 апреля 2020 года 1 , были внесены значительные изменения, касающиеся как различных отраслей права, так и сфер ведения бизнеса (далее — Закон № 98-ФЗ).
Мораторий на банкротство
Правительство Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах наделено правом вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов и устанавливать срок введения моратория, а также продлевать его, если для этого есть основания. Как следствие, признаются ничтожными все сделки по распоряжению имуществом должника, совершенные в период действия моратория, кроме тех, которые совершены в рамках обычной хозяйственной деятельности должника и не превышают 1% от размера активов должника. Ограничения на начало процедуры банкротства распространяются на кредиторов, а должники в период действия сохраняют право подавать заявление о своем банкротстве. Закон приостанавливает на период действия моратория некоторые положения, в частности, об обязанности подачи заявления о признании лица банкротом, о возможности обращения взыскания на заложенное имущество.
Административно-правовая и уголовно-правовая ответственность
Поправки к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) и Уголовному кодексу (УК РФ) 2 ужесточают ответственность за некоторые нарушения, представляющие собой риски в условиях распространения коронавируса, в частности, за публичное распространение ложных данных как гражданами, так и организациями в случае распространения информации посредством СМИ (ст. 207.1, 207.2 УК РФ, ст.
13.15 КоАП). КоАП дополнен новой статей 20.6.1, которая устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, где может возникнуть чрезвычайная ситуация (например, эпидемия) или в зоне уже введенной чрезвычайной ситуации.
Установлена административная ответственность в виде штрафов до одного миллиона рублей, а также в форме административного приостановления деятельности. Также статья 14.4.2 КоАП дополнена частью 4, в которой предусматривается ответственность для предпринимателей и иных субъектов за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением правил в части ценообразования. Установлена административная ответственность в форме штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года. В новой редакции изложена статья 236 УК РФ, касающаяся нарушения санитарно-эпидемиологических правил, ответственность по которой ужесточена до 7 лет лишения свободы в качестве максимального наказания.
Недвижимость
Законом № 98-ФЗ закреплена одна из государственных мер поддержки арендаторов и арендодателей в период распространения коронавируса. В отношении договоров аренды недвижимости, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение к договору аренды недвижимости в течение 30 дней с момента обращения арендатора об отсрочке арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации 3 . Размер арендной платы в отношении таких договоров может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества из-за принятия субъектом Российской Федерации решения о введении соответствующего режима на территории субъекта Российской Федерации
Госзакупки
По соглашению сторон в 2020 году допускается изменение срока исполнения контракта, цены контракта, цены единицы товара, работы, услуги, если при ее исполнении в связи с распространением коронавирусной инфекции, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли форс-мажорные обстоятельства. Также до 31 декабря 2020 года госзаказчики не вправе требовать от субъектов малого предпринимательства обеспечения исполнения контракта, а Правительство РФ вправе использовать основания для закупки у единственного поставщика, не указанные в федеральном законе.
Проведение проверок субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП)
В отношении субъектов МСП не проводятся проверки с 1 апреля по 31 декабря 2020 года, если иное не установлено Правительством, за исключением проверок, основанием для проведения которых является причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайной ситуации. Статья устанавливает особенности проведения проверок в отношении субъектов не только малого, но и среднего предпринимательства, а также распространяется на все виды проверок.
Регистрация и оптовый оборот лекарственных средств
Правительство Российской Федерации получило право государственной регистрации лекарственных препаратов, которые предназначены для применения не только в условиях военных действий и чрезвычайных ситуаций, но и в условиях их предупреждения.
Договорные обязательства
Следует отметить, что распространение коронавирусной инфекции, совпавшее в России с финансовым кризисом, для представителей многих отраслей бизнеса повлекло риски неисполнения либо ненадлежащего исполнения действующих договорных обязательств, а в некоторых случаях исполнение заключенных договоров стало невозможным либо незаконным. В некоторых областях, как, например, регулирование арендных отношений, государство дает бизнесу возможность ссылаться на вышеуказанные законодательные нововведения.
В других вспышка коронавирусной инфекции может оказаться основанием для изменения или расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ), а также для форс-мажора (ст. 401 ГК РФ) либо невозможности исполнения в связи с актом государственного органа (ст. 417 ГК РФ).
Форс-мажор
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. По состоянию на 7 апреля 2020 года в России не введен режим чрезвычайной ситуации, однако распространение коронавирусной инфекции признано Торгово-промышленной палатой РФ обстоятельством непреодолимой силы. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание особенности правоотношений в каждом конкретном случае. Помимо чрезвычайности и неотвратимости необходимо наличие прямой взаимосвязи между происходящей ситуацией и невозможностью исполнения договора, и при отсутствии такой взаимосвязи распространение коронавируса может быть не признано обстоятельством непреодолимой силы.
Существенное изменение обстоятельств
Изменение обстоятельств признается существенным тогда, когда они изменились настолько, что если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. При применении статьи 451 ГК РФ необходимо принимать во внимание, что существенное изменение обстоятельств не дает право не исполнять обязательство и не освобождает от ответственности сторону, не исполняющую обязательство. Соответственно, если пандемия коронавируса в данном случае будет признаваться существенным изменением обстоятельств, то у обязанной стороны есть лишь право требовать от другой стороны расторжения или изменения договора.
Прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления
Невозможность также бывает юридической, когда физически обязательство исполнить можно, но его исполнение будет противоречить закону. В частности, Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности» запрещено проведение спортивных, зрелищных, публичных и иных массовых мероприятий. А для культурных и развлекательных мероприятий установлено ограничение по количеству участников — не более 50 человек одновременно. Соответственно, согласно статье 417 ГК РФ, если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.
Вопросы трудовых отношений
После того как Президент Российской Федерации объявил нерабочей неделю с 30 марта по 5 апреля в связи с эпидемией коронавируса, возникло много споров, как следует истолковать эту меру Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 4 по 30 апреля 2020 года установлены нерабочие дни 4 . Действие Указа распространяется не на все организации. Работу можно продолжать тем, кто работает удаленно, организациям, которые перечислены в списке исключений, в том числе непрерывно действующим организациям. Специфика оформления трудовых отношений в связи с принимаемыми государством мерами по предотвращению распространения инфекции порождает сложности у работодателей, в том числе в связи с объективной необходимостью изменения условий труда работника (к примеру, изменений, связанных с режимом удаленной работы) и возросшего риска нарушения прав и гарантий, предоставленных работнику действующим законодательством.
Трудовой кодекс предоставляет работодателю следующие возможности:
- Перевести работника без его согласия на другую работу у того же работодателя на срок до одного месяца (ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ). При этом зарплата работнику оплачивается по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ).
- Согласовать с работником дистанционный режим работы и в связи с этим установить зарплату в меньшем размере по соглашению сторон.
- По соглашению сторон установить режим неполного рабочего времени (ст. 72 ТК РФ).
1 Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2 Введены Законом № 98-ФЗ.
3 Условия и сроки отсрочки применяются к договорам аренды помещений в административно-деловых и торговых центрах, заключенным на срок более года, по перечням наиболее пострадавших от распространения инфекции COVID-19 отраслей. Перечень таких отраслей содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».
4 Указ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Источник: ubpo.ru
Поддержка малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом
С 27 апреля в России действует второй пакет мер поддержки малого и среднего бизнеса. Какие льготы, субсидии, отсрочки и налоговые послабления в него входят, кому полагаются, где и как получить государственную поддержку и кто ещё предлагает помощь малому бизнесу в период пандемии?
Второй пакет
Поддержка бизнеса на фоне эпидемии коронавируса наряду с поддержкой населения стала одной из главных задач российского правительства.
«Уже начали действовать меры из второго антикризисного пакета, направленные на поддержку наших граждан и экономики в условиях распространения коронавирусной инфекции. Правительство приняло для этого всю необходимую базу», – сообщил премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами в понедельник.
Он напомнил, что по поручению Владимира Путина Правительство предусмотрело меры поддержки системообразующих предприятий, на которых занято большое число людей, в том числе предприятий здравоохранения и культуры. Они получат кредиты на пополнение оборотных средств в сумме до 3 млрд рублей по ставке не более 5% годовых. По оценке Правительства, всего такую поддержку получат более 1,1 тыс. компаний.
Однако основной акцент во втором пакете сделан на господдержку малого и среднего предпринимательства в России. Напомним, 15 апреля Владимир Путин поручил оказать дополнительную поддержку малому и среднему бизнесу, в частности предоставив прямую безвозмездную помощь от государства.
Меры поддержки бизнеса государством
Господдержка малого и среднего бизнеса в 2020 году будет осуществляться сразу по нескольким направлениям, включая бюджетные выплаты и субсидии, льготы, отсрочки обязательных платежей и налоговые послабления.
Выплаты и субсидии. В рамках второго пакета господдержки экономики Правительство приняло постановление, которое утверждает правила безвозмездной помощи малым и средним предпринимателям на выплату зарплат сотрудникам и решение других безотлагательных вопросов. Таким компаниям будут предоставляться средства из расчёта 1 МРОТ на каждого сотрудника. Для получения поддержки работодатель должен сохранить рабочие места на уровне не менее 90%.
Для выдачи малому и среднему бизнесу беспроцентных кредитов банки дополнительно получат 3,5 млрд рублей государственных субсидий. Распоряжение о выделении этих средств уже подписано главой Правительства.
По данным Министерства экономического развития, общий объём выданных кредитов на выплату зарплат должен достичь 305 млрд рублей. 75% таких займов гарантирует ВЭБ.
Льготы. Правительство начинает программы предоставления малому и среднему бизнесу краткосрочных целевых займов и льготных кредитов. На эти цели из федерального бюджета будет выделено 150 млрд рублей.
Среди других льгот и послаблений – облегчение процесса лицензирования за счёт расширения перечня сфер, на которые распространяется принцип «лицензия автоматом». В их число войдут временное подключение объектов к системе теплоснабжения, выдача разрешений на такси, классификация гостиниц.
Отсрочки. Для облегчения положения малого и среднего бизнеса в наиболее пострадавших отраслях правительство решило увеличить срок уплаты ранее начисленных административных штрафов для них с 60 до 180 дней.
Налоговые послабления. Для арендодателей будут снижены имущественные налоги, а компании с «технической» задолженностью по налогам и сборам до 3 000 рублей могут претендовать на государственную помощь.
«Мы должны исключить все барьеры, мешающие предоставлять эту помощь добросовестным предпринимателям. Для этого Правительство приняло решение, что компании, которые в силу разных обстоятельств имеют зачастую техническую задолженность по налогам и страховым взносам, смогут претендовать на субсидию, если в сумме такая задолженность не превышает 3 000 рублей», – отметил Михаил Мишустин во время совещания с вице-премьерами.
Кому полагается поддержка
Средние и малые предприятия из пострадавших отраслей экономики наряду с микробизнесом смогут получить беспроцентные кредиты для выплаты зарплаты. Главное требование – работодатель должен сохранить рабочие места на уровне не менее 90%.
По оценкам аналитиков, на безвозмездные гранты от российских властей смогут претендовать 1,74 млн малых и средних предприятий из отраслей экономики, наиболее пострадавших от коронавируса.
Как подсчитали специалисты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, компании из сферы непродовольственной розницы смогут получить от государства суммарно 27,1 млрд рублей (38% от общей суммы), заведения общепита – 11,8 млрд рублей, предприятия в сфере бытовых услуг – 7 млрд рублей. Эти сферы больше всего пострадали в период карантина.
Москва претендует на наиболее массированную поддержку, отмечают эксперты. Столичным предпринимателям может достаться 8,9 млрд рублей – 12% от общей суммы всех грантов. Кроме того, больше других из бюджета получат Санкт-Петербург и Московская область (по 4,4 млрд рублей), Краснодарский край (3,5 млрд рублей), Свердловская область (2,3 млрд рублей), Ростовская область и Татарстан (по 1,9 млрд рублей).
Как получить господдержку
Как сообщает официальный сайт Правительства России, для оказания поддержки малому и среднему бизнесу будет использоваться «сложившаяся инфраструктура взаимодействия с налогоплательщиками, что позволит обеспечить удобный дистанционный режим подачи заявлений на оказание поддержки, процедуру рассмотрения заявления и выплаты средств, не превышающую 3 дней со дня обращения».
Первый пакет господдержки
Первый пакет предусматривал помощь социально незащищённым гражданам, а также малым, средним и микропредприятиям, сильнее всего пострадавшим от коронавируса. В список пострадавших, в частности, вошли туризм, сфера досуга и развлечений, гостиничный бизнес, общепит, сфера бытовых услуг (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты) – то есть те отрасли, в которых наиболее высока активность малого и среднего бизнеса. Общая сумма двух антикризисных пакетов составила 2,1 трлн рублей.
Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что власти готовы выделить дополнительно столько денег, сколько потребуется населению и экономике в случае продления ситуации с распространением коронавируса и связанных с этим ограничений.
Для этого Минфин возьмёт около 2 трлн рублей из ФНБ, а также привлечёт около 1 трлн рублей дополнительных заимствований.
Дополнительная помощь малому бизнесу от государства
В ходе совещания в понедельник Михаил Мишустин отметил, что Правительство уже сейчас готовит третий пакет мер, направленный на государственную поддержку экономики. В нём планируется увеличить срок уплаты административных штрафов для малых и средних предприятий с 60 до 180 дней. Проект соответствующего закона будет внесён в Госдуму после майских праздников, сообщил премьер-министр.
Кроме того, заместитель председателя Правительства России Виктория Абрамченко поручила Росреестру проработать механизмы поддержки арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Речь идёт о пролонгации аренды участков до 3 лет.
«Органы публичной власти в текущей ситуации должны практически в автоматическом режиме увеличить срок аренды. Это позволит существенно сократить бюрократическую нагрузку, чтобы арендаторы могли заниматься более важными вопросами сохранения своего бизнеса и трудовых коллективов, а не тратить время на повторные процедуры сохранения прав на землю. Должно быть достаточно заявления от арендатора, чтобы пролонгировать аренду в кратчайшие сроки», – заявила Абрамченко.
В середине апреля «Российские железные дороги» уже сообщили, что готовы дать субъектам малого и среднего бизнеса отсрочку за аренду площадей, в том числе на вокзалах, на срок до полугода.
Источник: xn--90aifddrld7a.xn--p1ai