При рассмотрении малого бизнеса как взаимозависимого компонента рыночной экономической системы, очевидно, что максимально реализовать его потенциал возможно только в том случае создания естественной для предпринимательства рыночной инфраструктуры (экономической, юридической, финансово-кредитной, страховой, производственно-технологической, информационной). Решение этой глобальной задачи в значительной мере принадлежит компетенции правительства, зависит от проводимой государственной экономической политики, степени её протекционизма по отношению к малому бизнесу. Проблема развития малых форм предпринимательства на определённых этапах кроется в большей степени в сфере политики, чем экономики.
История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает почти 20 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе малых предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, а также в государственной политике в области стимулирования и развития малого бизнеса.
Почему люди закрывают бизнес в Беларуси? Проблемы малого бизнеса в Беларуси.
В настоящее время малый бизнес в Республике Беларусь испытывает чрезвычайно большие трудности, и не просто даже определить, развивается или остановился на границе — выпуск 15 процентов годового валового продукта страны. При этом цифра 15 процентов, даже без анализа конкретной номенклатуры выпускаемых малыми предприятиями товаров, свидетельствует о том, что малое предпринимательство ещё не приступило к решению своих стратегических задач — удовлетворять вопросы массового покупателя, т.е. всего населения страны. Это положение проявится особенно наглядно, если мы вспомним хорошо известные в экономике факты о том, что в развитых странах малый бизнес даёт не менее половины ВВП [18].
Если взять основную массу наших предприятий, то перелома в сторону производства ещё не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, или так называемое «челночное» предпринимательство, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг.
При этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором всё-таки была занята определённая часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за всё возрастающих цен и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.
В целом в Республике Беларусь только немногие из созданных малых промышленных предприятий смогли выйти на нужный объём производства, чтобы обеспечить прибыль финансовую поддержку своего бизнеса. Такое положение малого бизнеса в стране объясняется наличием целого комплекса причин, в том числе: социально-экономическими, политическими, правовыми, организационными, а также психологическими факторами [19, с.180].
В настоящее время особо остро стоит проблема нехватки высококвалифицированных кадров менеджеров, отсутствия опыта и знаний в предпринимательской деятельности. По мере становления рыночной инфраструктуры стали требоваться профессиональные менеджеры, знающие особенности малого производства в целом, а также и специфические условия его функционирования в соответствующей стране или регионе.
Зачем убивают предпринимателей в Беларуси
За 2013 год в Республике Беларусь зарегистрировано 91 596 микроорганизаций и малых организаций. Лидером по количеству данных субъектов предпринимательской деятельности за 2013 г. является сфера торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — 34,4 процента. [17]
По итогам 2013 года удельный вес малого предпринимательства Республики Беларусь в валом внутреннем продукте составил 15,2 процента (2009г. — 11,4 процента, 2010 г. — 12,3 процента, 2011 г. — 14,5 процента, 2012 г. — 15,0 процента). [17]
На 1 января 2014 г. в Республике Беларусь хозяйственную деятельность осуществляли 91,6 тыс. организаций малого предпринимательства, из них 79,8 тыс. микроорганизаций (87,1% к общему количеству организаций малого предпринимательства), 11,8 тыс. малых организаций (12,9% к общему количеству). По сравнению с 1 января 2013 г. количество организаций малого бизнеса увеличилось на 10,9%.
По итогам 2013 года на долю микроорганизаций и малых организаций приходилось 15,1% валового внутреннего продукта, 19,4% средней численности работников организаций, 9,5% общего объема промышленного производства, 27,9% объема внешней торговли товарами [17].
Количество микроорганизаций и малых организаций, осуществлявших производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, по видам экономической деятельности приведено в приложении А.
Удельный вес микроорганизаций и малых организаций в основных экономических показателях приведено в приложении Б.
Общий уровень развития малого бизнеса в Республике Беларусь по сравнению с другими странами остается одним из самых низких. В расчёте на 1 тыс. жителей страны приходится чуть более трёх малых предприятий, а с учётом индивидуальных предпринимателей — около 22 субъектов малого бизнеса.
При этом три четверти из них сосредоточены в столице и областных центрах страны, а основной сферой приложения является розничная торговля. Участие субъектов малого предпринимательства в решении таких актуальных задач, как разработка и внедрение инновационных технологий и развитие экспорта, формирование нового экономического профиля регионов и обеспечение эффективной занятости населения в малых городах и сельской местности, пока незначительно. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы. Первая группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.
Приведём основные административные барьеры, которые стоят на пути развития малого предпринимательства:
- — сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства;
- — несовершенство системы лицензирования предпринимательской деятельности;
- — сложность и высокая стоимость процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг;
- — усложненный доступ к получению государственных заказов;
- — проблемы приобретения помещений и имущества в собственность;
- — высокая стоимость аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности;
- — действующая система налогообложения субъектов хозяйствования;
- — недостаток собственных средств, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам [19, с.181].
Начиная с 1990 по 2001 гг. в Республике Беларусь реформированы, а также отчуждены 4990 объектов (1250 — республиканской, 3740 — коммунальной собственности). В том числе созданы 1353 акционерных общества, 714 предприятий выкуплены арендными и трудовыми коллективами, 1312 — проданы с аукционов и по конкурсу. Реформировано более 70 процентов перерабатывающих предприятий и сервиса в АПК [20].
Из года в год ОАО были рентабельнее госпредприятий, а зарплата работников в среднем на треть выше. По Гражданскому кодексу госпредприятия должны стать или унитарными, или казенными. У государства в собственности более 10 тыс. предприятий, а для страны с 10 млн. населения это избыточно. Необходимо сократить это количество путем преобразования через разгосударствление, то есть передать функции управления физическим или юридическим лицам в результате акционирования.
Предприятия преобразуются в АО с долей государства 100 процентов, а затем приватизация — продажа акций за деньги и в обмен на чеки «Имущество». Следует отметить, что при приватизации проявлялись ведомственные интересы, чтобы сохранить подчиненные объекты. Так, в республиканской собственности было 137 производственных объединений, в основном в Минпроме и Минсельхозпроде.
В соответствии с Гражданским кодексом были изменены формы объединений и концернов. Там, где есть АО, можно создавать холдинговые компании (центральные компании), которые получают в управление пакеты акций. Такая структура управляема, позволяет решать стратегические задачи. Первый холдинг был создан на базе райагропромтехники Могилевщины [21, с.15].
Анализируя проблемы развития малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь мы делаем следующие выводы:
- — как и несколько лет назад проблемы у белорусских предпринимателей всё те же — высоки ставки налогов и частые изменения в налоговой отчётности, нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательный спрос, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. Органы государственного управления создали уникальную ситуацию, когда предприниматели полностью зависят от власти, выступая в роли просителей лицензий, сертификатов, разрешений и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны. Частые изменения в «правилах игры» не способствуют уверенности и возможности планировать бизнес на средне- и долгосрочную перспективу;
- — несмотря на снижение финансовых издержек, связанных с потерей большого количества времени на регистрацию, по сравнению с 1999-2000 гг., издержки входа на рынок остаются высокими, превышая показатели ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, России и Украины);
- — сложные и дорогостоящие процедуры регистрации бизнеса в Беларуси объясняются борьбой чиновников с фирмами-однодневками. Однако высокие налоги являются одним из основных факторов, препятствующих развитию малых предприятий. Желание минимизировать налоговые платежи будет и дальше способствовать различным формам существования теневого рынка и бегству капитала;
- — одним из наиболее деструктивных факторов в развитии малых предприятий является отсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Около половины руководителей крупных и мелких, старых и новых, столичных и региональных, торговых и производственных предприятий не могут прогнозировать развитие собственного бизнеса в самой ближайшей перспективе;
- — возможности предпринимателей лоббировать собственные интересы в одиночку сильно ограничены. Однако 80 процентов малых предприятий не входят в бизнес ассоциации, призванные отстаивать их интересы. Неумение и (или) нежелание предпринимателей объединяться и защищаться облегчают задачу властей рассматривать их как источник пополнения бюджетов различного уровня.
Для кардинального изменения ситуации нужно принципиально изменить отношение органов государственного управления к частному бизнесу — важному источнику долгосрочного экономического роста в Беларуси.
Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие её потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и её стабильного роста по нашему мнению требует:
- — формирования стабильных и прозрачных условий хозяйственной деятельности, сокращения административных барьеров как на стадии создания новых предприятий, так и в процессе их функционирования;
- — внедрения эффективных механизмов финансовой поддержки предпринимателей, обеспечивающих их доступ к банковским кредитным ресурсам, лизингу, микрокредитам и др.;
- — переориентации налоговой системы с преимущественно косвенного налогообложения на прямое, постепенной отмены оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращения за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижения налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;
- — дальнейшего развития и усиления потенциала предпринимательской инфраструктуры.
Для стимулирования развития частного сектора в Республике Беларусь предполагается:
- — упростить процедуры регистрации и ликвидации предприятий путём введения уведомительного, а не разрешительного принципа регистрации, осуществления регистрации по домашнему адресу, установления низких размеров уставного фонда и обеспечения права свободного выбора видов экономической деятельности;
- — определить единый перечень документов для регистрации;
- — закрепить принцип «одного окна», включая постановку субъекта хозяйствования на учёт в налоговые и другие органы;
- — внести изменения в Налоговый кодекс, упрощающие систему налогообложения и снижающие налоговую нагрузку на предприятия;
- — законодательно запретить все формы административного регулирования цен и тарифов, кроме узкого перечня товаров и услуг;
- — существенно сократить количество лицензируемых видов деятельности;
- — либерализовать законодательство в сфере сертификации продукции, работ, услуг (упрощение порядка сертификации и удешевление её процедуры);
- — провести ревизию законодательства о приватизации, чтобы придать новый импульс процессам трансформации формы собственности;
- — активизировать системы государственной поддержки предпринимательства путём оказания содействия местным властям в создании инфраструктуры, а также поддержки консультационных и информационных услуг в сфере бизнеса [22, с.58-59].
Источник: studwood.net
Проблемы и перспективы развития предпринимательства в РБ
Основными проблемами в постсоциалистических странах в процессе перехода к рыночному типу экономики являются развитие предпринимательства и проведения реформ в области отношений собственности. [9, с. 22-25]
В последние годы в секторе предпринимательства Республики Беларусь произошли значительные изменения, как в качественном, так и в количественном составе хозяйствующих субъектов, в макроэкономической и правовой среде, в государственной политике в области предпринимательской деятельности. [5, с.5-30]
В процессе перехода к рыночной экономике предполагается формирование субъектов рыночных отношений, экономически ответственных и независимых товаропроизводителей. В Беларуси преобладает государственный сектор по отношению к частному, поэтому требуется осуществление разгосударствеления (передачи функций управления от государства юридическим лицам) и приватизации тех предприятий и организаций, которые находятся в собственности государства. [15, с. 4-8]
Недостаточные темпы развития предпринимательства обусловлены нестабильностью законодательно-правовой среды, чрезмерное вмешательство государства в деятельность предпринимателей, значительный уровень налогообложение и неуверенность в неприкосновенности частной собственности. [23, с. 4-90]
Стоит остановиться на налоговой системе Республики Беларусь. При ее громоздкости, данная система носит ярко выраженный фискальный характер. Удельный вес налогов в добавленной стоимости малых предприятий составляет 42-43%. С учетом отчислений в бюджет и во внебюджетные организации налоги составляют почти половину ВВП (48%).
Действующая система налогообложения носит преимущественно фискальных характер и направлена на исполнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли. Частные изменения в налоговом законодательстве и сложность изложения инструкций приводит к частым налоговым нарушениям, которые в большинстве своем носят непреднамеренный характер. Это вызывает недовольство предпринимателей и служит причиной сокращения их числа. [5, с. 5-30]
Результаты опросов субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что наиболее серьезными для них являются проблемы налогообложения: велико количество налогов, часто изменятся налоговое законодательство, высоки налоговые ставки. По оценкам отечественных производителей, наибольший импульс развитию их бизнеса может дать налоговая реформа в этой сфере. [16]
Наряду с вышеперечисленными причинами медленного развития предпринимательства, стоит отметить финансовое ограничение, удерживающее людей от занятия частным бизнесом. Отсутствие стартового капитала поддается объяснению: в связи низким уровнем дохода людей, работающих на государственных предприятиях и учреждениях накопление средств для создания «своего» дела может быть затруднено.
Рисунок И _ Изменение доли ИП в общем объеме рабочей силы
Примечание — Источник: собственная разработка.
Учитывая данные, приведенные в таблице, можно сказать, что такая тенденция говорит о несовершенстве программы правительства, направленной на развитие частного предпринимательства в стране.
Причинами таких нежелательных тенденций в развитии предпринимательской инициативы могут быть следующие административные барьеры: отсутствие стабильности в законодательстве по отношению к субъектам предпринимательства, недостаточный уровень защиты прав интересов частного предпринимательства, несоблюдение действующего законодательства, большое количество налогов, частые изменения в отчетности, требуемой в налоговых органов, а также высокая арендная плата и сложности в лицензировании и регистрации предпринимательской деятельности.
Отдельно стоит отметить главный, по моему мнению, барьер для развития предпринимательской деятельности — препятствия, связанные с необходимостью прохождения предпринимателем обязательных процедур и правил, которые предусмотрены законодательными актами. Все нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предпринимателей, создаются различными структурами, и, рассматривая каждый документ в частности, нельзя оспорить его правильность и логичность; однако, учитывая требования всех документов, барьеры на пути создания и ведения становятся труднопреодолимыми. Возможность толкования документов по-разному, неоднозначность их понимания и выполнения, бюрократичность государственных служащих и запутанность процедуры оформления прав собственности, а также следующие за ними значительные финансовые и материальные затраты также служат серьезными препятствиями на пути создания предприятия.
Проблемой в эффективном функционировании предпринимательского сектора также является излишне усложненная процедура ликвидации юридических лиц, так как в республике в результате этого имеется значительное количество нефункционирующих фирм, которые существуют только формально.
В Беларуси насчитывается около 70 тыс. субъектов, находящихся в «подвешенном» состоянии.
В заключение данного вопроса необходимо отметить, что сегодня предпринимательство в Беларуси развивается с определенными трудностями. Наблюдается тенденция ухода предпринимателей в неофициальный сектор и за границу (в основном в Россию). [21]
В настоящее время общее отношение к предоставлению условий выхода на рынок складываются не в пользу субъектов предпринимательства. Осознание предпринимателями возможностей применения неформальных способов ведения дела и максимизации прибыли приводит к росту числа незарегистрированных субъектов.
Медленные темпы развития и темпы роста количества единиц малого и среднего предпринимательства свидетельствуют о том, что действия, предпринимаемые правительством Республики Беларусь, не являются эффективными и достаточными. Для стимулирования более эффективного функционирования данного сектора, в стране должны быть приняты меры по улучшению бизнес климата, как в законодательной сфере, так и в внутри структуры предпринимательства. Решение ранее приведенных проблем послужат основой для быстрого и результативного скачка в развитии предпринимательства в стране.
Источник: studbooks.net
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В данной статье был проведен анализ состояния предпринимательства в Республике Беларусь, рассмотрены основные проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также пути их решения.
This article analyzes the state of business in the Republic of Belarus, the main problems of the development of entrepreneurship in the Republic of Belarus, as well as their solutions.
Ключевые слова:
предпринимательство, субъекты малого и среднего предпринимательства, предпринимательский сектор, бизнес
enterprise, small and medium-sized businesses, enterprising sector, business
УДК 338
В каждой стране предпринимательский сектор занимает важное место в экономике. И Республика Беларусь не исключение в данном аспекте.
На сегодняшний день предпринимательство в Беларуси является одной из важнейших составляющих экономики на современном этапе. Это характеризуется с каждым уходящим годом увеличением количества субъектов хозяйствования, а именно малого и среднего предпринимательства. В январе 2013 года их количество составляло 334 326. В их число входит 232 851 индивидуальный предприниматель, 10 531 малая организация, субъектов среднего предпринимательства – 2337, микроорганизаций – 88 607.
Если сравнивать с данными на 1 января 2012 г, то можно в общем сказать, что темп роста числа субъектов малого и среднего предпринимательства составил 106,7%, соответственно темп прироста составил 6,7%.
Показательным является и то, что если темп роста численности субъектов предпринимательства с 1 января до 1 июля 2013 г. в целом по стране составил 102,5%, то применительно к территории средних, малых городских поселений, сельской местности данный показатель равен 105%. [5]
Хоть и предпринимательство в Беларуси – это на сегодняшний день перспективно развивающийся сектор экономики, но он сейчас хоть и развивается (данный сектор экономики), но очень медленными темпами. Чем шире темпы движения предпринимательства, тем выше конкурентоспособность, также идет активное стимулирование эффективного использования ресурсов.
К примеру, в январе 2012 г количество субъектов малого и среднего предпринимательства составляло только 313 396, количество индивидуальных предпринимателей – 219 285, что говорит о том, что проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели с каждым годом все более качественно решаются, т.е. государство каждый год предпринимает все новые и новые методы борьбы с данными проблемами. И количество субъектов малого и среднего предпринимательства с каждым годом растет.
Но среди проблем, с которыми сталкиваются представители малого и среднего предпринимательства при осуществлении своей деятельности, можно выделить следующие:
1) Недостаточная финансовая поддержка и отсутствие реальных финансово-кредитных механизмов обеспечения такой поддержки.
Финансовая поддержка для предприятий на этапе их создания очень важна.
Можно смело сказать, что вклады учредителей являются источником стартового капитала 86% предприятий. Только 2% предприятий сумели получить финансовую поддержку от органов власти или от программ развития предпринимательства.
Также снижают предпринимательскую активность как затрудненный доступ к финансовым ресурсам, так и отсутствие системы гарантирования для предприятий, как малых, так и средних.
2) Налоговое законодательство все еще остается противоречивым и сложным.
Отсутствие дифференциации размеров штрафов плохо сказывается на деятельности малых предприятий. Так как штрафы – это издержки для любого предприятия. А для малых предприятий они являются большими издержками, чем для крупных
3) Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность малых и средних предприятий содержат требования, которые предприятия в ходе своей деятельности должны выполнять. Но, в то же время, они создают некие барьеры, которые препятствуют нормальному осуществлению предпринимательской деятельности.
4) Излишне усложненная процедура добровольной ликвидации юридических лиц.
Из-за этой проблемы очень много остается фирм, которые не работают. Они только формально существуют.
5) Административные барьеры.
Существует ряд барьеров, которые появляются на пути совершенствования процедур регистрации:
1. Разрешительный принцип регистрации, действующий в Беларуси.
Органы, регистрирующие создание предприятий, контролируют состояние содержания учредительных документов.
2. Большой перечень оснований для отказа в регистрации.
Существует очень обширный перечень, в котором изложены основания для отказа от регистрации. Это и побуждает к субъективизму и коррупции.
3. Наличие требования нотариального заверения учредительных документов (и их копий) и высокие ставки государственных нотариальных пошлин.
Расходы на нотариальные услуги составляют большую долю затрат, так как стоимость услуг нотариата высокая, и количество документов, нужных для заверения, большое.
4. Большое количество требуемых для регистрации документов.
Количество документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган, неизменно остается большим [1].
Также к вышеперечисленным основным проблемам, с которыми сталкиваются предприниматели, можно добавить такие как:
- Инфляция и макроэкономическая нестабильность.
- Высокие риски.
- Отсутствие бизнес-навыков.
Но правительство республики понимает то, что нужно как-то сгладить проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели.
И в связи с проблемами предпринимателей, правительство приняло Государственную программу поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь. Данная программа направлена на активное стимулирование развития дела предпринимателей, решение проблем, с которыми сталкиваются предприниматели в ходе осуществления своей деятельности.
Основными целями данной программы являются:
- создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности;
- стимулирование ее развития по приоритетным направлениям в регионах;
- имущественная и финансовая поддержка предпринимателей со стороны государственных органов.
В ходе реализации данных целей также должны быть решены задачи. Среди них можно выделить следующие:
— преодоление различного рода барьеров при развитии деятельности предпринимателей;
— обеспечение конструктивного диалога со всеми представителями бизнеса, каких-либо общественных организаций предпринимателей
— развитие субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства – это оказание каких-либо консультационных услуг, доступ к материальным ресурсам, финансовая поддержка;
— содействие и оказание государственной поддержки кластерным инициативам и проектам;
— создание новых рабочих мест.
— изменение социальных и инфраструктурных секторов экономики страны через реализацию проектов в рамках государственно-частного партнерства.
Также некоторые банки Республики Беларусь выдают кредиты субъектам малого предпринимательства. Например, ОАО «Белагропромбанк» выдает кредиты субъектам малого предпринимательства только в белорусских рублях. А ОАО «АСБ Беларусбанк» предоставляет кредиты не только в белорусских рублях, но и в иностранной валюте. Где предпринимателю брать кредит в дальнейшем он уже решает сам.
Также в Республике Беларусь была разработана еще одна программа для поддержки предпринимательства под названием «Перспектива». Она направлена на всестороннюю поддержку предпринимательства, а также обеспечение свободы предпринимательства. Главная цель программы: создание благоприятных условий для повышения вклада бизнеса в экономику, а также социальное развитие Беларуси.
В нашей стране за определенный промежуток времени сложилась определенная инфраструктура для поддержки предпринимательства. Это: инкубаторы малого предпринимательства, фонды финансовой поддержки, инновационные центры. Также в республике создаются общества взаимного кредитования.
В областях, городах, а также некоторых районных центрах были созданы и работают советы по развитию предпринимательства. [3]
Таким образом, на сегодняшний день предпринимательство развивается медленными, но в то же время уверенными шагами. Правительство Республики Беларусь старается различными методами (а это программы по поддержке предпринимательской деятельности) дать стимул не только уже созданным, но и только начинающим развивать свою деятельность субъектам малого и среднего предпринимательства. Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создает информационные, консультативные, исследовательские и другие центры, инновационные и другие фонды, оказывая тем самым помощь в становлении этого сектора экономики.
Все вышеперечисленные меры поддержки предпринимательского сектора говорят о необходимости наличия данного сектора экономики в стране.
Библиографический список:
1. Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь: [Электронный интернет – ресурс]: Режим доступа: https://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi. Дата доступа: 11.12.2013 г.
2. Программа государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2013 — 2015 годы.
3. Программа «Перспектива»
4. Электронный интернет – ресурс: Режим доступа: http://www.economy.gov.by. Дата доступа: 09.12.2013 г.
23.12.2013 10:10 Ответ на рецензию автора Дмитрук Светлана Валерьевна:
Спасибо за положительную рецензию моей статьи, Александр Александрович.
23.12.2013, 12:42 Чернова Ольга Анатольевна
Рецензия: В целом статья очень неплоха. Но я бы предложила автору ее несколько усилить, сопроводив анализ проблематики аналитическими данными, иллюстрирующими наличие этих проблем. Статья может быть рекомендована к печати.
23.12.2013 17:17 Ответ на рецензию автора Дмитрук Светлана Валерьевна:
Спасибо, Ольга Анатольевна, за Вашу рецензию. Я учту ваше предложение.
23.12.2013, 23:40 Круг Элеонора Александровна
Рецензия: В статье автор представляет обзор актуальных проблем в области развития предпринимательства, а также рассматривает пути по их преодолению. С научной точки зрения, было бы полезно дополнить данный материал статистическими данными, отражающими отдельные направления развития предпринимательства в республике Беларусь. На усмотрение автора предлагаю подкорректировать название статьи, с целью более точного отражения его содержания. В целом представленный материал достаточно интересный и рекомендуется к печати.
24.12.2013 10:10 Ответ на рецензию автора Дмитрук Светлана Валерьевна:
Элеонора Александровна, спасибо за Вашу рецензию. Я приму к сведению Ваши предложения.
24.12.2013, 20:49 Назарова Ольга Петровна
Рецензия: В целом статья отражает суть, однако нет статистического материала, подтверждающего статью. Доработать.
24.12.2013 23:23 Ответ на рецензию автора Дмитрук Светлана Валерьевна:
Спасибо за Вашу рецензию, Ольга Петровна. Я доработала статью.
12.01.2014, 13:12 Орехов Владимир Иванович
Рецензия: Рекомендуется к печати
14.01.2014, 20:48 Орехова Татьяна Романовна
Рецензия: Рекомендуется к печати
Комментарии пользователей:
Источник: sci-article.ru