Проблемы развития малого бизнеса на примере

по дисциплине «Макроэкономика» Тема: «Развитие малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» Выполнила студентка 1 курса группы ЭУ-13Б Шубина Н.С. Проверила: доцент, кэн Толстоброва Н.А.

Пермь 2014 год Оглавление Введение 3 Глава 1.Теоретические аспекты малого и среднего бизнеса в России 5 1.1 Понятие и сущность малого бизнеса в России 5 1.2 Проблемы малого и среднего бизнеса в России 8 1.3 Перспективы развития малого и среднего бизнеса в России 12 Глава 2. Проблемы государственной поддержки предпринимательства 14 2.1 Необходимость государственной поддержки предпринимательства 14 2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, согласно законодательству РФ 17 2.3 Государственные программы поддержки малого и среднего бизнеса на примере Пермского края. 20 Заключение 26 Список использованной литературы: 29 Электронные ресурсы: 29 Введение В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики.

Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации.

Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Тема курсовой работы является наиболее актуальной в современной жизни нашей страны, т.к. развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере.

Объект исследования в данной работе — малый и средний бизнес как особый экономический институт. Предмет исследования — показатели развития малого и среднего бизнеса в России. Цель данного исследования изучить развитие малого и среднего бизнеса в России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать малый и средний бизнес в России на современном этапе; обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом; изучить программы поддержки малого и среднего бизнеса; Изучить, насколько выгодно существовать малому и среднему бизнесу в России; определить перспективы его дальнейшего развития. Методом исследования является анализ развития малого и среднего предпринимательства, а именно методом общественного опроса проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и сравнения результатов. В первой части работы рассматривается понятие и сущность малого бизнеса в России, а также проблемы и перспективы его развития. Во второй части данной работы отмечается роль государства в развитии малого и среднего бизнеса в России.

Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие

Источник: studfile.net

Анализ подходов и проблем развития малого бизнеса на примере вендинговых компаний

Для современной российской экономики развитие малого бизнеса является наиболее актуальным вопросом. Это объясняется многими факторами: малый бизнес обеспечивает высокую динамику экономического роста, помогает решать проблемы реструктуризации экономики, не требует крупных вложений.

Особая значимость его в том что существенная доля активного населения, занятого в этом процессе способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. При этом малые предприятия, за счет меньшего масштаба способны более гибко реагировать как на изменяющиеся экономические условия, так и на колебания потребительского спроса, на изменение конъюнктуры рынка, тем самым придавая экономике дополнительную стабильность.

Объект — малый бизнес. Предмет — проблемы и подходы развития малого бизнеса. Цель работы – проанализировать проблемы и подходы развития малого бизнеса на примере вендинговых компаний. Для достижения поставленной цели необходимо было определить и решить следующие задачи: изучить понятие «малый бизнес» и его характеристику; выявить проблемы развития малого бизнеса; выделить подходы к развитию малого бизнеса; изучить понятие «вендинг», его виды и популярные направления; — проанализировать подходы и проблемы развития малого бизнеса на примере вендинговых компаний; При проведении исследования использовался комплексный подход, включающий в себя общенаучные методы — анализ, синтез. В данной работе используется сравнительный метод исследования. В научно-исследовательской работе были исследованы труды следующих авторов: Тэпман Л.Н., Широков Б.М., Рогожина А. и многих других.А

Ключевые слова

АНАЛИЗ, ВЕНДИНГ, МАЛЫЙ БИЗНЕС

Текст научной работы

В последнее время малый бизнес испытывает трудные времена. У многих предпринимателей значительно снизились доходы и существенно возросли расходы, некоторым предпринимателям пришлось закрыть свой бизнес. И, тем не менее, количество вновь открываемых предприятий малого бизнеса имеет тенденцию к росту. Эти и другие проблемы, а также подходы к их разрешению мы рассмотрим в данной статье.

Актуальность темы заключается в том, что малый бизнес является становым хребтом экономики всех развитых стран мира. Внутренний валовый продукт таких стран, как, например, Германия, Япония, Англия, до 70% наполняется за счет малого бизнеса[1]. Для страны это огромное количество рабочих мест, это политическая и экономическая стабильность. Малый бизнес — это камертон, по которому определяется здоровье экономики страны.

По мнению Широкова малый бизнес — это бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в какие-либо более крупные объединения[2].

При этом деятельность субъектов малого бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу[3].

К субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, включенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

Малое предпринимательство (малый бизнес) — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка[3].

Для малого бизнеса характерно:

  • юридическая независимость;
  • управление предприятием собственником капитала или партнерами-собственниками с целью получения предпринимательского дохода;
  • небольшие размеры по основным показателям деятельности субъекта хозяйствования: уставный капитал, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода);
  • Средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
  • в промышленности — 100 человек;
  • в строительстве — 100 человек;
  • на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве — 60 человек;
  • в научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях — 50 человек.

Основная проблема, с которой сталкивается большинство российских предпринимателей, связана с недостатком необходимого финансирования, что в большей степени ощущается почти во всех регионах России. В свою очередь, реализация потенциала малого бизнеса в решении экономических и социальных проблем невозможна без рационально разработанной финансово кредитной поддержки.

На сегодняшний день в России проблема финансового обеспечения для развития малого бизнеса чувствуются особенно остро. Преимущественно ситуация ухудшается недоступностью займов и субсидий из фондов поддержки государственного и муниципального значения, а также незначительной величиной активов субъектов малого предпринимательства. Так же наблюдается тенденция сокращение объемов реализации продукции, увеличение срока оборачиваемости капитала, и снижение рентабельности производства. Несмотря на кризисную обстановку, наблюдается значительное усиление роли, а так же значимости малого предпринимательства в экономической и социальной сферах в большинстве регионов России, что во многом обусловлено процессами реформирования экономико-правовой системы государства и отнесения развития малого предпринимательства к приоритетным задачам государства[3].

Еще одной важной проблемой, с которой сталкивается большинство предпринимателей — это отсутствие финансовой поддержки со стороны банковского сектора. После многократного увеличения ставки рефинансирования Центральным банком процентные ставки по кредитам значительно выросли и стали совсем не подъемными для большинства предпринимателей.

В свою очередь сами банки очень часто отказывают в выдаче кредита, объясняя свой отказ высокими рисками. В большом количестве случаев у малых предприятий отсутствует залоговое обеспечение или в качестве такового, как правило, выступает товар[4]. И тем не менее Рагожин А.(20114 г.) считает, что большинство банков отказываются принимать товар в качестве ликвидного обеспечения.

Читайте также:  Производство клинкерной плитки в домашних условиях бизнес

Это связано с тем, что финансовая отчетность малых предприятий не дает четкого представления о платежеспособности ,так как отличительной чертой развития малых предприятий является повышенный риск функционирования, невысокая рентабельность в свою очередь за счет невозможности реализации эффекта связана с небольшим масштабом, коротким жизненным циклом и узкой специализацией. Для банков эти факторы предпринимательской деятельности служат объективной предпосылкой отнесения малого предприятия к категории наиболее рискованных заемщиков.

Поэтому для банков проще отказать в кредитовании, чем брать на себя риски, связанные с неуплатой кредитов. Высокий рост инфляции также оказал существенное влияние на малый бизнес. Введение санкций, скачки цен на нефть, значительное повышение курса европейской валюты и доллара, введение товарного эмбарго — все это не могло не сказаться на падении курса национальной валюты. Данные причины повлекли за собой рост цен на разного рода продукцию, в том числе и оборудование, что отразилось на развитии малого бизнеса. Но именно малый бизнес может занять те сектора экономики, которые наиболее пострадали от наложенных санкций со стороны Евросоюза и США [2].

Одним из ярких представителей малого бизнеса является Вендинг (от англ. vending) — это система продаж различных товаров и услуг через специализированные аппараты автоматического сбыта. Благодаря этому способу реализации товаров, продавать можно все, что душе угодно. Автоматизированные системы продаж стали очень популярны во многих мировых странах. Так, в Китае вендинговые автоматы продают яйца и другие продукты питания. В российских метрополитенах люди пользуются такими автоматами для приобретения газет, книг, журналов, игрушек и других вещей. Самыми популярными направлениями вендинга в России можно назвать продажу:

  • Напитков (кофейные напитки, чай, кисель, газированная вода);
  • снеков (чипсы, вафли, орешки, шоколадки, сухарики и др.);
  • еды (гамбургеры, пирожки, пончики, чизбургеры, хот-доги, бутерброды, пицца);
  • жевательной резинки;
  • газированной воды (в пластиковых бутылках);
  • игрушки;
  • одноразовые бахилы в учреждениях здравоохранения;
  • печатные СМИ-газеты, журналы.

Также популярными становятся автоматы по предоставлению услуг — мгновенное фото, весы, аппараты для зарядки мобильных устройств. Начинает свое активное развитие в России и развлекательный вендинг — мини-аттракционы, игровые и сувенирные аппараты. Согласно общей классификации, вендинговую деятельность принято разделять на три подвида:

  1. продажа продуктов питания;
  2. продажа товаров всеобщего спроса;
  3. предоставление услуг.

В Российской Федерации этот вид бизнеса стал очень востребован. По данным Национальной ассоциации автоматизированной торговли, на 2016 год в России работают 55-65 тысяч вендинговых аппаратов, из которых порядка 15 тысяч стоят в Москве. Годовой оборот операторов на этом рынке оценивается в 3-4 млрд. рублей по всей России.

Для сравнения, в странах ЕС сейчас работает чуть менее четырех миллионов вендинговых установок. Степень распространения вендинга можно оценивать по количеству автоматов в расчете на число жителей. Лидируют здесь Япония и США — один автомат на 23 и 35 человек, соответственно. В Европе этот показатель составляет 1/110 человек, в России — 1/2500 человек, т.е. практически в 100 раз меньше, чем в Японии или США.

Впрочем, спешить с выводами о более чем 100 кратном потенциале вендингового бизнеса в России не стоит. При оценке потенциала правильнее отталкиваться от такого показателя как доля вендинговой торговли в структуре розницы. При этом корректней ориентироваться не на рынки Японии или США, а на рынки более близких к России европейских стран. Так, на данный момент в РФ доля вендинга составляет не более 1% от ритейла, тогда как в Европе — в среднем 5%. В этой связи уместно говорить о 5-ти кратком росте потенциала вендингового бизнеса, который при ежегодном 1% изменении в структуре рынка реализуется за 5 лет.

Беря во внимание, что в 5-ти летней перспективе сам российский рынок розничной торговли вырастет минимум вдвое, до 2020 года можно прогнозировать рост емкости рынка вендинга в 10 раз, до 30-40 млрд. рублей оборота ежегодно[7].

Как утверждают специалисты, вендинг является самым простым и наиболее выгодным видом предпринимательской деятельности. На деле этот вид бизнеса реализуется посредством аппаратов по продаже — механических многофункциональных устройств, которые выполняют обязанности кассира и продавца. Изобретение такого автомата датируется ХІХ веком.

Сегодня уже тяжело представить нашу повседневную жизнь без таких устройств. Срок окупаемости торгового аппарата составляет приблизительно 1 год. За весь срок эксплуатации аппарат окупается 30 раз. Рентабельность вендинга составляет 400-500%[7].

Приведенные выше проблемы развития малого бизнеса непосредственно связанны с вендинговой деятельностью, так как стоимость оборудования достаточно высокая к тому же основными производителями аппаратов являются фирмы, располагающиеся в Италии, Испании, Германии, Америки. Это означает что стоимость оборудования и расходных материалов к нему напрямую связана с курсом европейской валюты и доллара. В последнее время стоимость автоматов и расходных материалов значительно возросла из-за ряда причин таких как- введение санкций, снижение и скачки цен на нефть, введение товарного эмбарго и как следствие значительное повышение курса европейской валюты и доллара . Все эти факторы послужили увеличению срока окупаемости автоматов , уменьшению прибыли и снижению рентабельности данного бизнеса. У множества молодых предпринимателей не достаточно собственных средств для организации данного бизнеса. Им приходиться обращаться за заемными средствами в банковский сектор, а там их ждут в лучшем случае высокие ставки по кредиту, из-за многократного повышения ставки рефинансирования, а в худшем отказ в кредитовании.

Со стороны государства финансовое обеспечение остается достаточно на низком уровне, безусловно, существует ряд программ по поддержке молодых предпринимателей или развитию малого и среднего бизнеса, но их обеспечения не достаточно.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является всесторонняя и стабильная государственная поддержка.

Можно выделить следующие формы государственной поддержки малого предпринимательства:

  • консалтинговой и информационной (различные бесплатные курсы, семинары, обучающие программы);
  • организационной (предоставление оборудованного места на рынке или ярмарке);
  • инфраструктурной (многочисленные фонды, поддерживающие начинающих предпринимателей, бизнес-инкубаторы и центры);
  • инновационной (если у вас есть какая-то научная разработка или идея, то государство может проспонсировать ее воплощение в жизнь);
  • финансовой (предоставление различных компенсаций, льготных кредитов, грантов, субсидий).
  • разрешительной (предпринимателю разрешают упрощенное ведение бизнеса без подробного бухгалтерского сопровождения, получения дорогостоящих лицензий и др.).

Чаще всего начинающие бизнесмены концентрируются именно на финансовой помощи. Но следует понимать, что гранты на открытие бизнеса для начинающих предпринимателей ограничены, и вы можете их просто не получить из-за большой конкуренции. Поэтому вы должны подготовить действительно интересную идею и составить по ней правильный бизнес-план, чтобы обойти своих будущих коллег.

Получить кредит от государства не так и сложно, даже на льготных условиях. Единственный минус кредита в том, что его придется гасить (либо небольшими частями каждый месяц, либо в конце срока). Поэтому следует поискать возможность получить различные гранты и другую безвозмездную помощь. Ее не нужно будет отдавать назад в том случае, если вы выполните свои обязательства и потратите деньги именно на то, что собирались (целевое расходование средств). Безвозмездная помощь бывает следующей:

  1. Гранты. Обычно выдаются из местного или областного бюджета начинающим или молодым предпринимателям. Целевое назначение — реализация утвержденного бизнес-плана. Обычно сумма не превышает 300 тысяч рублей, при этом бизнесмен должен оплатить до 50% от общей суммы самостоятельно. То есть половину расходов оплатит государство, половину — вы.
  2. Субсидии. Обычно их выдают опытным бизнесменам, которые хотят развиваться дальше и давать новые рабочие места. Субсидия выдается на приобретение активов и оборудования: она может достигать до 90% от их стоимости. Максимальная сумма субсидии составляет 10 миллионов рублей, но она может меняться в зависимости от региона РФ.
  3. Грант для безработных. Подразумевается, что человек, который потерял работу и имеет статус безработного, может получить сразу все страховые компенсации и выплаты за год с центра занятости. Взамен он гарантирует обеспечить себе самозанятость, открыв собственное дело. Примечательно, что можно получить эту выплату и за каждого взятого на официальную работу безработного. Сумма выплат на данный момент составляет 58 тысяч рублей.
  4. Погашение процентов по кредиту. Обычно тело кредита, полученного на приобретение оборудования, гасит сам предприниматель, а государство оплачивает половину или ¾ от начисленных процентов.
  5. Еще одна актуальная помощь малому бизнесу от государства в 2016 — 2017 году — это получение субсидии на участие в ярмарке. Обычно из бюджета компенсируют предпринимателю ½ или ⅔ средств, затраченных на аренду или доставку торгового оборудования. В некоторых случаях государство просто само оборудует торговые места и приглашает на них предпринимателей. Сумма компенсации не может превышать 300 000 рублей[?].
Читайте также:  Проблемы эффективности управленческих решений в бизнесе

Подводя итог вышеизложенного, можно сказать, что стратегия развития малого бизнеса на сегодняшний день является приоритетным направлением развития экономики. Особую роль в поддержке малого бизнеса играет государство, так как развитие малого бизнеса позволит решить проблемы безработицы, повысить производительность труда, насытить рынок инновационными нововведениями, решить вопросы, связанные с инфляционной неустойчивостью российской экономики.

История возникновения двойной записи

  1. Мазницин В.В.

Цели и задачи финансового менеджмента

  1. Гарбузова А.И.

Источник: novainfo.ru

Проблемы развития малого бизнеса на примере

1. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. – Изд. Финансы и статистика, 2011.

2. Микроэкономика / К.А. Белокрылов. – Изд. Феникс, 2016.

3. Малые и средние предприятия. Управление и организация / под ред. И.Х. Пихлера и др.; пер. с нем. – М.: МО, 2007.

4. Малый бизнес: учебное пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: КНОРУС, 2009.

5. Предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай.

4–е изд. – М.: ИНФРА-М, 2007.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/14/28232.

Актуальность исследования

Китай – это один из самых крупнейших торговых партнеров России по поставке и производству товаров. Современный рынок переполнен товарами китайского производства, а российские товары занимают лишь незначительную его часть. Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что, предприятия малого бизнеса очень важны для развития и функционирования экономики страны. Малое предпринимательство оказывает существенное влияние на решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. В связи с этим, мы решили определить с какими проблемами сталкиваются российские предприниматели малого бизнеса при производстве товаров.

Объект исследования: производство обуви в России.

Предмет исследования: экономические отношения, возникающие в процессе производства.

Исследование ставит своей целью проанализировать проблемы развития малого предпринимательства в России на примере производства обуви.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить историю развития предпринимательства в России и Китае.

2. Изучить поддержку предпринимательства государством в России и в Китае

3. Произвести аналитический расчет производства обуви в России

4. Разработать рекомендации о возможной поддержке государством малого бизнеса.

Методологическую основу исследования составили исследования отечественных и зарубежных ученых, концепции и гипотезы, обоснованные в представленной экономической литературе.

Эмпирическая база исследования. В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы др.;

статистические: статистический метод.

Методы исследования:

• Изучение научной литературы, сравнение и обобщение.

• Изучена история развития предпринимательства в России и Китае;

• Изучена поддержка предпринимательства государством в России и в Китае;

• Произведен аналитический расчет производства обуви в России;

• Разработаны рекомендации о возможной поддержке государством малого бизнеса.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для решения такой актуальной экономической проблемы развития малого бизнеса в России.

Апробация материалов исследования осуществлялась через участие в конференциях.

Теоретические основы предпринимательства

Предпринимательская деятельность – это рисковая экономическая деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли от производства, реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ. Для достижения этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд, как самого предпринимателя, так и наемных работников. Никто не гарантирует то, что затраченные на производство средства окупятся, что от произведённого товара будет получена прибыль

Малые предприятия являются неотъемлемой часть экономики большинства индустриально развитых стран. Они выполняют целый ряд особо важных социально-экономических функций: обеспечение занятости населения, формирование среды для конкуренции, поддержание инновационной активности, уменьшение социального неравенства, вовлечение в процесс производства ресурсов, не используемых крупным бизнесом, удовлетворение дифференцированного производственного и непроизводственного спроса, освоение зарубежных рынков.

История развития предпринимательства в России

История предпринимательства в России берет свое начало еще со времен Киевской Руси в виде различных промыслов. Его первыми массовыми представителями являлись купцы. Благодаря развитию торговли, на территории России формировались крупные зоны предпринимательской деятельности.

Уже в XI веке для урегулирования отношений между купцами-предпринимателями был принят первый документ, в котором были прописаны возможности банкротства и закреплены принципы неприкосновенности частной собственности. Во времена татаро-монгольских набегов, предпринимательство проявлялось в виде различных сельских промыслов.

Позже развивалась торговля изделиями из кожи и металла, льном, воском и смолой. История развития российского предпринимательства – это становление и появление первых крупных купцов и производственников, которые начинаются с рода Строгановых.

К началу XX века в России насчитывалось более пяти миллионов человек, занимающихся предпринимательской деятельностью, было основано порядка полутора тысяч акционерных обществ, процветал частный и семейный бизнес. В связи с революцией 1917 года, развитие предпринимательства в России снова было приостановлено вплоть до 1921 года, когда в период НЭПа купцы и торговцы возобновили торговые отношения.

В середине 60-х годов XX века произошла реформа, позволившая упростить сотрудничество между предпринимателями. Официальным государственное предпринимательство стало только в 90-х годах. Позже, в связи с принятием закона о поддержке предпринимательской деятельности, значительно сократилось количество представителей малого бизнеса, но 1997 год является периодом роста численности предприятий в России, по данным Госналогслужбы в это время насчитывалось около 3.5 млн. человек. В настоящее время наблюдается сокращение предприятий, по сравнению с 2015 годом, число малых предприятий в России сократилось на 69,8 тыс. и теперь их количество составляет 172,8 тыс.

История развития предпринимательства в Китае

Конец 70-х годов XX века является начальным этапом развития индивидуального предпринимательства в Китае, характеризующийся активными дискуссиями в китайской печати о правомерности этой формы хозяйствования при социализме. Наряду с этим, издавались правительственные указы, которые регламентировали те или иные стороны деятельности «единоличных дворов».

На начальном этапе развития индивидуальной предпринимательской деятельности число вовлекаемых в эту сферу людей было меньше чем 1 миллион человек в год. Второй этап, начавшийся в 1983 году и продолжавшийся на протяжении двух лет, характеризуется постепенным преодолением левацких взглядов и традиционного мышления в общественном сознании: официальным признанием и развитием концепции «социалистического планово-товарного производства», в которой одна из главных ролей отводится индивидуальной предпринимательской деятельности.

Так же второй этап характеризуется высокими темпами прироста вовлеченных сферу индивидуального предпринимательства, в этот период данный показатель составлял около 4 миллионов человек в год, что на 3 миллиона больше, по сравнению с предыдущим периодом. Вторая половина 80-х годов XX века характеризуется неравномерным развитием индивидуального и частного секторов, было отмечено падение темпов роста и абсолютных объемов производства, а так же произошло сокращение численности лиц, вовлеченных в мелкое предпринимательство, в связи с курсом китайского руководства на «упорядочение и оздоровление экономики».

Причинами торможения и падения экономической активности в стране послужили: жесткая кредитно-финансовая инвестиционная политика государства, всемерная централизация экономических процессов, все это существенно отразившись на ИПД. Число занятых в этой сфере было сокращено на 3 миллиона человек, по сравнению с 1988 г., в период которого наблюдался «пик» развития индивидуальной предпринимательской деятельности в Китайской Народной Республики в 80-е годы.

Так же сократилось и число частных хозяйств в 2,5 раза в 1989–1990 гг. по сравнению с 1988 г. Вторая половина 80-х годов характеризуется последовательной разработкой законов о его функционировании, углубленными теоретическими исследованиями его сущности, особенностей, перспектив развития в специфических условиях Китая. Одной из тенденций данного этапа является процесс перехода индивидуальных хозяйств в частные хозяйства капиталистического типа.

Читайте также:  Можно ли продать долю в фирме один из бизнесов фирмы

Новым стимулом послужило принятие Госсоветом КНР в июне 1988 г. Временных положений о частных предприятиях. После 8 съезда Коммунистической партии Китая был легализован базирующийся на наемном труде частный сектор как полезное дополнение к общественному хозяйству. Ежегодный прирост вовлеченных в ИПД в рассматриваемый период составил 1 млн. человек. Создавая условия для развития индивидуального сектора, китайское руководство основывается на концепции «начального этапа социализма», допускающей существование и определенное развитие в течение длительного периода несоциалистических форм и укладов хозяйствования, наемного труда.

Сравнительная характеристика малого бизнеса в России и Китае

Развитие китайской экономики на рубеже веков в значительной степени было предопределено стратегическим прогнозом Дэн Сяопина, которого называют архитектором китайских реформ. Дэн Сяопин наметил четкий план модернизации страны: за 1980–е гг. увеличить Внутренний валовый продукт с 250 до 500 долларов на душу населения. За 90-е годы XX века – вновь удвоить этот показатель, то есть поднять его с 500 до 1 тысячи долларов на человека. А потом к 2049 г. (то есть к 100–летию провозглашения КНР) увеличить ВВП еще до 4 тысяч долларов на душу.

Общий объем товаров и услуг за 2007 г. достиг 2,3 триллионов долларов. Это вывело Китай на четвертое место в мире после Соединенных штатов, Германии, Японии, опередив Англию, Францию, Италию и Канаду. В 2007 г. внутренний валовый продукт Китая достиг отметки в 2,7 триллионов долларов, или более 2 тысяч долларов на каждого жителя. Это значит, что третье удвоение ключевого показателя экономической мощи произошло всего за шесть лет.

Таким образом, за 28 лет с начала реформ экономический потенциал КНР увеличился в 15 раз, его внешнеторговый оборот вырос практически в 80 раз при среднем темпе роста 16 %. По своей доле в мировой торговле, достигшей 9 %, и по золотовалютным резервам, достигшим 1 триллион долларов, Китай опередил Японию. Это произошло на фоне впечатляющего роста прямых иностранных инвестиций. За годы реформ в стране создано около 570 тысяч предприятий с участием иностранного капитала на общую сумму 670 миллиардов долларов. Благодаря лишь одним налогам с зарубежных предпринимателей возможно финансирование расходов бюджета на образование и здравоохранение.

Огромный вклад в этот динамичный рост внес китайский малый бизнес, который бурно развивался вместе с общим экономическим ростом страны. В экономике Китая предприятия малого бизнеса играют значительную роль. В 2007 г. ими было произведено 55 % ВВП страны; налоги, отчисляемые малым бизнесов в бюджет государства, составляют приблизительно 46 %; их доля в числе организаций Китая составляет около 99,8 %. В настоящее время на эти предприятия приходится 75 % запатентованных разработок и 82 % общего количества рабочих мест в стране. В Китае в настоящее время действуют более 6 миллионов малых предприятий, которые являются движущей силой экономического развития КНР.

Сегодня сектору малого и среднего бизнеса в Китае принадлежит 65 % патентов, 75 % технических новшеств и более 80 % новой продукции Китая. На его долю приходится 46,2 % налоговых поступлений всей страны и 62,3 % общего объема экспорта Китая. При этом в категорию малых предприятий с числом занятых до 100 человек относится почти 99 % предприятий и только 0,6 % относятся к средним предприятиям с количеством занятых от 101 до 999 человек. В 2007 году объем экспорта и импорта продукции новых и высоких технологий Китая составил $218,25 млрд и $197,71 млрд, увеличившись на 31,8 и 22,5 % соответственно, при этом основной рост обеспечивал сектор малого бизнеса.

Следует отметить, что кроме своих количественных характеристик, китайский малый бизнес обладает отличительными качественными и структурными особенностями: динамичность китайского малого бизнеса; большой удельный вес в общем числе предприятий и в ВВП страны; ориентация на обрабатывающие отрасли и отрасли передовых технологий; открытость китайского малого бизнеса, который реализует общую стратегию экспансии внешних рынков, провозглашенную руководством Китая;

Китай – это один из крупнейших торговых партнеров России по поставке и производству товаров. Современный рынок переполнен товарами китайского производства. Рассмотрим обувное производство Китая: за счет многих факторов, позволяющих сократить расходы на производство, Китай является главным поставщиком на мировом рынке, несмотря на транспортные расходы. Конечная стоимость товара складывается из следующих составляющих:

• расходы по отбору производителя в Китае,

• себестоимость товара в Китае,

• расходы по контролю качества,

• доставка до места назначения,

• таможенное оформление (пошлина, услуги брокера, НДС),

Так почему же китайские товары имеют маленькую стоимость?

В первую очередь, в Китае дешевая рабочая сила, причем в основном это низкоквалифицированный и малопроизводительный труд. Китайская деревня до сих пор остается основным поставщиком рабочей силы на мировом рынке. Хотя по количеству миллионеров Китай уже догнал и перегнал многие развитые страны, значительная часть населения Китая продолжает существовать в нищете. По официальным данным около 120 млн. китайцев зарабатывает меньше прожиточного минимума.

Во вторых, массовость производств и высокая концентрация труда и капитала в юго-восточном Китае. Благодаря нацеленной на развитие производств внутренней политике Китая и усилиям иностранных инвесторов созданы огромные производственные кластеры. Китайские города превратились в производственные центры, вокруг которых расположена масса вспомогательных и обслуживающих производств. Высокая концентрация и конкуренция позволила Китаю достичь значительного прогресса в развитии инфраструктуры и удешевлению логистики.

Третье – налоговая и финансовая политика Китая. Существует целая система налоговых льгот, программ льготного кредитования, прежде всего экспортных и импортозамещающих товаров. К мерам поддержки китайских производителей можно отнести также предоставление льгот по налогу на землю и дешевых арендных ставок.

Поддержка предпринимательства государством в Китае

Правительство совершенствует систему размещения государственных закупок в этом секторе, занимается подготовкой квалифицированных и предприимчивых специалистов, оказывает помощь в освоении зарубежных рынков. В 2005 г. был принят «Закон о стимулировании развития малых и средних предприятий», который призван максимально уровнять эти предприятия в правах с крупными компаниями, особенно в вопросе доступа к современной технике, рыночной информации и к финансированию. Особое практическое значение имеют положения об учреждении «Государственного фонда развития малых и средних предприятий» (финансируемого за счет центрального бюджета), о защите государством законных доходов малых предприятий и их инвесторов от посягательств любых лиц и организаций, о налоговых льготах предприятиям, предоставляющим значительное количество рабочих мест безработным и инвалидам. Закон предусматривает допуск этого сектора экономики во многие доходные отрасли, а под контролем государства останутся лишь некоторые ключевые секторы экономики.

Поддержка предпринимательства государством в России

В настоящее время государство поддерживает малый бизнес через субсидии, гранты, бесплатное обучение, стажировки, получение лизинга на льготных условиях, предоставление бесплатного или льготного юридического, бухгалтерского обслуживания, выкуп аренды помещений и производственных площадок, находящихся в собственности муниципалитетов, компенсацию расходов на участие в рекламных мероприятиях, а также в ярмарках и выставках.

В 2016 году было выделено 11 миллиардов рублей на поддержку малого предпринимательства в России – и это только официальная доля бюджета, помимо региональных программ, негосударственных фондов, нематериальной государственной поддержке предпринимательской деятельности. Удивительно, что начинающие предприниматели не спешат воспользоваться этим источником помощи, предпочитая рассчитывать на собственные силы.

Разумеется, не каждый бизнесмен сможет принять участие в программе поддержки малого предпринимательства. Для этого нужно добиться включения в реестр получателей помощи и пройти конкурсный отбор.

Во время отбора, комиссия оценивает наличие у претендентов проработанных бизнес-планов, количество трудоустроенных, полезность предприятия для наполнения бюджета, социальные факторы. Кроме того, весомым аргументом в пользу выделения помощи является продолжительность существования предприятия (от трех месяцев до двух лет) и доля собственных инвестиций предпринимателя в бизнес. Этот объем должен быть сравним с запрашиваемой государственной поддержкой малого бизнеса в 2017 году. Не следует забывать и об отчетности: помощь обычно поступает частями, по мере освоения которых государственному инвестору нужно предоставить подробные сведения о том, куда, как и с какой целью были израсходованы средства.

При данном бюрократическом устройстве, мало кто пользуется государственной поддержкой малых предприятий.

Источник: school-herald.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин