Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из главных приоритетов государственной политики. Создание новых рабочих мест, увеличение ВВП, экономическая гибкость, быстрое реагирование на изменения в структуре рынка — вот основные преимущества субъектов МСП. Несмотря на активную государственную поддержку представителям малого и среднего бизнеса приходится самостоятельно преодолевать ряд препятствий и ограничений. С какими проблемами сталкивается владелец малого и среднего бизнеса в Башкортостане? В основном, с теми же самыми, что и по всей России.
Введение. 2
1. Малое и среднее предпринимательство Республики Башкортостан, проблемы и пути их решения. 4
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы. 11
Заключение. 17
Список литературы. 20
Файлы: 1 файл
1. Малое и среднее предпринимательство Республики Башкортостан, проблемы и пути их решения. . . . 4
Три острые проблемы малого бизнеса: налоги, спрос и развитие
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы. . . . . 11
Заключение. . . . 17Список литературы. . . . 20
Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из главных приоритетов государственной политики.
Создание новых рабочих мест, увеличение ВВП, экономическая гибкость, быстрое реагирование на изменения в структуре рынка — вот основные преимущества субъектов МСП. Несмотря на активную государственную поддержку представителям малого и среднего бизнеса приходится самостоятельно преодолевать ряд препятствий и ограничений.
С какими проблемами сталкивается владелец малого и среднего бизнеса в Башкортостане? В основном, с теми же самыми, что и по всей России. Основная причина, согласно опросам, проводимым информационными агентствами, это недоступность кредитных ресурсов.
Республика насыщена банковскими учреждениями, но в условиях кризиса высок уровень кредитного риска, и, к сожалению, общая просроченная задолженность по кредитам МСП год от года увеличивается. Государство прилагает ряд усилий по поддержке предпринимателей. С этой целью был создан Гарантийный фонд, который является поручителем при получении кредитов субъектами МСП. На сегодняшний день Гарантийный фонд составляет 34 миллиона рублей, и планируется его увеличение еще на 21 миллион рублей.
Вторая проблема, с которой предприниматели столкнулись в начале года, это существенное повышение страховых взносов. Особенно ощутимым это оказалось именно для малого бизнеса. Предприниматель встал перед дилеммой: либо он производит отчисления в полном объеме в страховой фонд, при этом уменьшается чистая прибыль для владельца, либо уходит в «теневую» экономику. Большинство владельцев малого и среднего бизнеса были вынуждены уменьшить «официальную» заработную плату работников, или, что хуже, произвести массовые сокращения. Предприниматели, состоящие в общероссийской общественной организации «Опора России», были настолько обеспокоены сложившейся ситуацией, что обратились с резолюцией к руководству страны с просьбой снизить размер страховых взносов или, как альтернатива, внести изменения в законодательство о налогах РФ, чтобы «граждане… сами выступали налогоплательщиками».
Почему люди закрывают бизнес в Беларуси? Проблемы малого бизнеса в Беларуси.
Серьезная проблема — несовершенство законодательной базы РФ касаемо малого предпринимательства. Несмотря на довольно большое количество правовых документов, регулирующих деятельность малого предпринимательства, единая законодательная основа отсутствует, а отдельные положения со скрипом воплощаются в жизнь. В тех ситуациях, когда желания предпринимателя вполне законны и обоснованы, на сцену вступает знакомая всем бюрократия: деятельность субъектов МСП пытаются регламентировать в духе планово-административной системы, где за превышение прибыли собственник бизнеса облагается штрафом. Представители государства, сознавая существующую проблему, рекомендуют начинающим предпринимателям обратиться к тем сферам бизнеса, которые минимально регулируются законодательством.
1. МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
От уровня развития бизнеса напрямую зависит уровень экономического развития любой страны. Предпринимательство занимает свое особое место в экономических отношениях, внедряя инновационные решения и нестандартные пути реализации своих идей.
Под предпринимательством понимаются процессы самостоятельного, организационного или системного самообновления и самоорганизации через развитие идей по созданию новых и по развитию действующих предприятий, осуществляемых во взаимодействии индивидуальностей и организаций с микро- и макросредой их функционирования с целью достижения максимизации возможностей основателей и руководителей предприятия, также получение максимальной прибыли от деятельности своей фирмы: продажа товаров, выполнение работ и оказание услуг.
По рeзультaтам опроса, провeдeнным Всeроссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в мaе 2012 г., около 4 % насeлeния нашeй страны имeют собственное дело, а большая часть россиян (большe80 %) никогда нeбыли в роли предпринимателя. Только треть наших грaждaн задумывaлись об открытии собствeнного бизнесa, а 11 % опрошeнных опыт чaстного прeдпринимательства нeпринeс жeлaемого рeзультaтa [3].
Посостоянию на январь 2012 г., на территории г. Уфа действует 20 тыс. субъектов предпринимательства, из них 17 800 занимаются индивидуальной предпринимательской деятельностью. Наибольшая доля малых и средних предприятий занята розничной торговлей, что составляет порядка 34 % к общему числу малых и средних предприятий. Доля малых и средних предприятий в промышленной сфере около 13 %, в строительстве — 15 %, занятых предоставлением услуг более 18 %, занятых в прочих отраслях около 20 % [2].
Поддержка государством малого и среднего предпринимательства — это один из главных направлений социально-экономической политики Российской Федерации и осуществляется в соответствии с федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Деятельность предпринимателей регулируется с помощью федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации. Также важную роль играют законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В Уфе создана и разработана «Программа развития малого и среднего предпринимательства в городском округе г. Уфа Республики Башкортостана на 2012—2014 годы». Цель данной программы — совершенствование и улучшения внешней среды развития предпринимательства и усиления рыночной позиции малого предпринимательства [4].
Нормы федерального и республиканского законодательства являются базой системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Они осуществляются через механизмы республиканского и муниципального программного обеспечения малого и среднего предпринимательства.
Также предпринимательская деятельность пропагандируется с помощью проведения в городе различных мероприятий и конкурсов. «Предприниматель года», «Самый молодой предприниматель» — это часто проводимые конкурсы, где предприниматели города соревнуются в профессиональном мастерстве по различным номинациям. Конкурс «Лучший предприниматель» проводится с целью выявить наиболее успешных субъектов малого и среднего бизнеса, особый вклад в развитие предпринимательства в Республике Башкортостан. Дни малого и среднего предпринимательства — это мероприятие проводится ежегодно в каждом районе столицы [4].
Основной целью является увеличение удельного веса малого и среднего бизнеса в экономике, привлечение молодых и способных к самостоятельной деятельности специалистов, совершенствование экономических, правовых и организационных условий, для развития и сохранения предпринимательской деятельности в городе Уфе.
В городе совершенствуется и развивается инфраструктура поддержки предпринимательства в виде отраслевых ассоциаций, центров бизнеса, которая содействует росту его активности. Существует Союз предпринимателей, являющийся одним из основных исполнителей мероприятий данной Программы. На него возложено дальнейшее проведение работы по содействию в повышении самоорганизованности и компетентности предпринимателей, росту их деловой активности, стимулировании эффективной деятельности, сотрудничеству с более развитыми предприятиями, оказание помощи малым фирмам.
С 2000 года функционирует Уфимский городской фонд развития и поддержки малого предпринимательства (далее Фонд), являющийся держателем и распорядителем средств, которые выделяются из бюджета на осуществлении своей деятельности предпринимательства. Представительства фонда активно работают во всех районах города [4].
За время деятельности Фондом совместно с филиалами профинансировано 193 инвестиционных проектов на сумму свыше 130,5 млн. руб. В том числе по схеме лизинга освоены 28 проектов на сумму 15 млн. руб. Выдано более 600 микрозайм, общей суммой 131,7 млн. руб.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан постоянно контролирует вопросы по аренде пустующих или неэффективно используемых помещений, развитию инновационных предприятий и созданию конкурентоспособной среды.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 8 мая 2009 года № 2198 создан Координационный совет в области развития малого и среднего предпринимательства при Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан [6].
Координационный совет включает в свой состав представителей Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Торгово-промышленные палаты Республики Башкортостан, представителей Ассоциации организаций предпринимательства, Союз предпринимателей г. Уфы, а также Башкирское региональное отделение «ОПОРА РОССИИ».
Функциями Координационного совета являются обсуждение наиболее важных и проблемных вопросов развития субъектов малого и среднего предпринимательства, выработка конкретных предложений по созданию благоприятных правовых, организационных и экономических условий для их развития, а также разработка рекомендаций и программ по защите интересов субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом соблюдения баланса экономических интересов отраслей экономики [6].
Предпринимательство имеет высокую зависимость от внешней среды. Бизнес, осуществляющий свою деятельность, находится под влиянием различных факторов, тормозящие его развитие. Эти факторы делятся на три группы: общеэкономические, территориальные и частные (имеющие организационный характер). Для нормального функционирования предприятия необходимо обеспечивать оптимальное и эффективное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства.
Но несмотря на создание и осуществление различных программ, мероприятий и конкурсов для поддержки малого предпринимательства в г. Уфа, существуют проблемы, снижающие развитие данного элемента рыночной системы. К таким проблемам можно отнести:
Нехватка финансовых ресурсов. Одной из наиболее сложных вопросов, которые препятствуют здоровому и эффективному развитию предпринимательства, является недостаточность и ограниченность финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей предпринимательства. Предприниматели, которые только начинают свое собственное дело, могут воспользоваться кредитными и заемными средствами, чаще всего только по истечении полугода с момента образования. Еще одной проблемой при получении кредита является отсутствие у заемщиков необходимой материальной базы для залога [6].
Недостаточная экономическая образованность предпринимателей. На наш взгляд современный предприниматель должен хорошо разбираться в сути экономических процессов, ориентироваться в проблемах экономики, прогнозировать вероятность наибольшего получения прибыли, уметь выбирать эффективный путь деятельности, быстро реагировать на недочеты и также быстро находить решения к возникшим проблемам. Большая часть предпринимателей в г. Уфа нерационально и неэффективно распределяют денежные средства. И в результате это приводит к экономических потерям и далее к банкротству. Для решения данной проблемы необходимо организовать обучающие курсы на базе высших учебных заведений г. Уфа и проводить производственные практики, где будущие предприниматели смогут лично поучаствовать в работе разных предприятий.
Нехватка высококвалифицированных кадров. На сегодняшний день вопрос о нехватке высококвалифицированных кадров в г. Уфа является одной из наиболее актуальных и проблемных. Качество персонала, кадровый потенциал, личные качества, возраст, высокообразованность сотрудников, стрессоустойчивость — все это звенья являются важнымзалогом успеха любого предприятия.
Молодые специалисты без опыта работы не могут начать свою трудовую деятельность. Одним из путей решения данной проблемы может быть проведение встреч предпринимателей города со студентами учебных заведений, для того чтобы студенты могли презентовать себя и получить возможность дальнейшего трудоустройства. Предприниматели должны организованность конкурсы среди студентов для того что выявить лучших студентов, чтобы принять на работу и тем самым стимулировать других студентов.
Непродуманность маркетинговой политики. Чаще всего предприниматели создают фирмы с похожими товарами, боясь предложить что то необычное и уникальное. Поэтому существует переизбыток ненужных товаров и услуг, а необходимые ограниченное количество. Для эффективной работы бизнеса предприниматель должен точно определить и решить какие товары и услуги необходимо производить и кто станет основным клиентом, в каком количестве т ценовом диапазоне будут находиться товары и услуги.
Несмотря на существующие проблемы, которые успешно решаются, предпринимательство г. Уфы представляет собой эффективно развивающий сектор экономики города.
Со стороны органов власти реализуются программы по поддержке и развития предпринимательства, а благодаря деятельности малых и средних предприятий сократился уровень безработицы в городе, выпускают необходимые и нужные товары и услуги для жителей города.
Таким образом, мы пришли к выводу о том что, предпринимательство является важным элементом всех экономических процессов. От здорового осуществления деятельности данного сектора экономики зависит развитие экономики страны в целом. На развитие малого и среднего бизнеса оказывает влияние не только государство, но и активность предпринимателей, способы решения поставленных перед ними задач, готовность потребителей к новым товарам и услугам в современных условиях.
Источник: www.yaneuch.ru
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ
Задача данной курсовой работы — обозначить значимость малого предпринимательства для экономики нашей республики, рассмотреть препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.
Введение……………………………………………………………………………. 4
Понятие предпринимательства………………………………………………. 5
Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………. 8
Функционирование малого бизнеса в зарубежных странах (на примере России)…………………………………………………………………………. 11
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ……………………16
Заключение………………………………………………………………………….23
Список использованных источников……………
Работа содержит 1 файл
Курсовая работа: 30с., 2 рис., 4 табл., 16 источников, 4 прил.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ТИПЫ, ФУНКЦИИ, МАЛЫЙ БИЗНЕС,
ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Объект исследования — предпринимательство
Предмет исследования — малый бизнес
Цель работы: изучение малого бизнеса в современной экономике, а также особенностей его функционирования в Республике Беларусь.
Методы исследования: экономико-математический, статистический, графический и др.
Исследования и разработки: рассмотрены теоретические вопросы, касающиеся малого бизнеса, определены его функции, а также рассмотрены проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методический положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
- Понятие предпринимательства…………………………… …………………. 5
- Подходы к определению категории «предпринимательство», его типы и функции в современной экономике…………………………………………….5
- Роль малых форм хозяйствования в современных условиях………………. 8
Список использованных источников……………………………………………. 25
Тема данной курсовой работы – сущность малого бизнеса и проблемы его развития в Республике Беларусь. В ней изложены точки зрения выдающихся ученых-экономистов по определению понятия предпринимательство, также рассмотрены актуальные проблемы развития предпринимательства в нашей республике на современном этапе, и особое внимание уделено значению малого предпринимательства для экономики.
Данная тема для курсовой работы была выбрана не случайно, а в виду ее актуальности. Как показывает мировой опыт: малый бизнес – важный элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. В настоящее время необходимо помочь предпринимательству занять подобающее место в белорусской экономике, поднять имидж малого бизнеса, показать людям привлекательность этого вида деятельности, его значимость для страны и для каждого ее жителя.
Мировая практика убедительно свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль. Также по опыту высокоразвитых стран можно судить, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.
Малые предприятия являются необходимым элементом здоровой экономики и выполняют в ней ряд жизненно важных функций. В условиях динамического развития технологии крупные предприятия не могут успешно функционировать и адаптироваться к изменениям без дополняющих их малых предприятий.
Задача данной курсовой работы — обозначить значимость малого предпринимательства для экономики нашей республики, рассмотреть препятствия, мешающие успешному развитию малого бизнеса в Беларуси, и описать ряд правительственных мер, направленных на поддержку предпринимательства.
При написании курсовой работы были использованы материалы белорусских и российских учебников, учебных пособий, справочников, статистических сборников.
1.Понятие предпринимательства
1.1.Подходы к определению термина предпринимательство; его типы и функции в современной экономике
Понятие “предпринимательство” (англ. business) впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон (1680-1734) в 18 веке. По Кантильону предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск.
Более глубокому анализу подверг предпринимательство французский экономист Жан- Батист Сэй (1767-1832), усматривавший в нем творческое соединение и координацию двух факторов производства – труда и капитала – в условиях риска. Сэй разграничивал функции предпринимателя (бизнесмена) и менеджера (управляющего). Труд предпринимателя Сэй считал творческим, труд менеджера – монотонным и рутинным.
Также особые точки зрения на предпринимательство имели такие выдающиеся ученые – экономисты, как Ф. Хайек и Й. Шумпеттер. Рассмотрим их более подробно.
Так, по мнению Ф.Хайека, предприниматель, как хозяйствующий субъект характеризуется особым поведением, стремлением обнаружить различные возможности получения прибыли, еще не замеченные другими хозяйствующими субъектами. Хайек особо подчеркивает, что в современных условиях предприниматели действуют в рамках высокой рыночной конкуренции и побеждает тот из них, кто в этой конкуренции выживает.
Достаточно интересна мысль Хайека о некоторых условиях развития предпринимательства. По его мнению, “доля частных лиц, готовых апробировать новые возможности (если это, как им это представляется, сулит улучшение их положения и если им не мешает давление со стороны соплеменников), везде примерно одинакова. Вызывающее столько нареканий отсутствие духа предпринимательства во многих “молодых” странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами. ” Эта мысль имеет прямое отношение к деятельности белорусских предпринимателей. Следовательно, для развития предпринимательства необходимо изменить менталитет общества, сформировать в стране соответствующую предпринимательскую инфраструктуру.
В трудах известного американского ученого австрийского происхождения Й. Шумпеттера также изложены важнейшие проблемы теории и практики предпринимательства, изучение которых имеет немалое значение для белорусского предпринимательства. Так, значительный интерес представляет учение о сущности предпринимателей, их личностных качествах, мотивах деятельности и т.д. “ Предпринимателями, — пишет Шумпеттер, — мы называем хозяйствующих субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент “. По его мнению, предприниматели представляют собой особый тип людей, и их деятельность является специфической проблемой, так как они выполняют функции создания чего–то нового, а сделать что-то новое объективно труднее, чем привычное и испытанное.
При этом социальная среда оказывает противодействие попыткам каждого, кто намерен ввести новое, и в экономике в частности. Й. Шумпеттер разработал теорию предпринимательской прибыли. “Предпринимательская прибыль – это часть средств, остающаяся свободной после покрытия издержек, свободной прежде всего сточки зрения предпринимателя”, — писал в своей книге “Теория экономического развития” Й. Шумпеттер.
Таким образом под затратами он понимает все расходы предпринимателя, прямо или косвенно связанные с производством. В них входят и соответствующее вознаграждение за его труд, и рента с возможно принадлежащего ему земельного участка, и, наконец, премия за риск. Шумпеттер считал, что выручка от продажи нового продукта возрастает лишь вначале, а затем уменьшается под воздействием конкуренции, и этот фактор является важным аспектом предпринимательской прибыли. Особое значение для развития предпринимательства в любой стране имеет состояние хозяйственно-политической среды, которая предопределяет не только способы использования “новых комбинаций”, но и основные типы мотивации предпринимательской деятельности.
Под типологией предпринимательства понимается учение о различных типах, видах, сферах предпринимательской деятельности, определяемых по существенным признакам, позволяющим отнести данную конкретную экономическую деятельность к определенному типу. При установлении типов предпринимательства определяющее значение имеют объекты предпринимательской деятельности, законность ее осуществления, конечные результаты, темпы роста, внедрение нововведений и др. В теории и практике сложилась классификация по следующим признакам: формам собственности, охвату территории, распространению на различных территориях, составу учредителей, численности персонала и объему оборота, темпам роста и уровню прибыльности, по уровню использования нововведений.
Что касается форм собственности, то в рыночной экономике предпринимательство развивается на частной и государственной формах собственности.
В зависимости от распространения деятельности на различных территориях предпринимательство подразделяется на местное, региональное, национальное, международное и мировое.
В зависимости от состава учредителей (участников) собственного дела выделяют женское и молодежное предпринимательство. Во многих странах действуют ассоциации женского и молодежного предпринимательства, занимающиеся поддержкой их развития.
С точки зрения темпов развития, уровня прибыльности и доходности предпринимательские организации можно подразделить на: быстрорастущие, медленно наращивающие темпы развития компании; высокоприбыльные и низкорентабельные организации, осуществляющие низкорисковые и очень рисковые виды бизнеса.
В зависимости от количества участников собственного дела предпринимательства подразделяется на индивидуальное и коллективное (партнерское).
Если в создании предпринимательской организации наряду с национальными участниками принимают участие иностранные учредители (участники), такое предпринимательства является совместным. Однако выделяют и предприятия с иностранными инвестициями. В зависимости от механизма создания, числа учредителей, процессов функционирования и управления выделяют простые и сложные предпринимательские организации. Отдельно следует отметить функции предпринимательства:
- Общеэкономическая функция заключается в том, что предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение до конкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государств.
- Ресурсная функция предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов, причем под ресурсами стоит понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства.
- Предпринимательству как новому типу экономического хозяйствования свойственна творческо-поисковая функция, связанная не только с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, но и с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей. Эта функция тесно связана со всеми другими функциями и обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности.
- В процессе становления рыночной экономики предпринимательство приобретает социальную функцию, выражающуюся в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, с наибольшей отдачей проявлять свои индивидуальные таланты и возможности.
- Важнейшая функция предпринимательства – организаторская, которая проявляется в принятии предпринимателями самостоятельного решения об организации собственного дела, в формировании предпринимательского управления, в изменении стратегии предпринимательской деятельности фирмы и т.д.
Источник: www.stud24.ru
Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
Введение……………………………………………………………………………. 5
Глава 1. Теоретические основы организации и функционирования малого бизнеса в рыночной экономике……………………………………………………..7
1.1 Характеристика малого бизнеса и его роли в экономике……………………..7
1.2 Факторы и мотивы развития предпринимательства в малом бизнесе……….9
1.3 Виды, субъекты и формы предпринимательства в малом бизнесе…………12
Глава 2. Анализ развития малого бизнеса в странах с рыночной и трансформационной экономикой…………………………………………………16
2.1 Анализ функционирования и развития малого бизнеса в странах с рыночной экономикой на примере США…………………………………………………. 16
2.2 Анализ функционирования и развития малого бизнеса в странах с трансформационной экономикой на примере Российской Федерации………. 20
Глава 3. Специфика функционирования малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………….23
3.1 Анализ развития малого бизнеса в Республике Беларусь…..……………….23
3.2 Оценка современного состояния малого бизнеса в РБ………………………25
3.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в РБ…………………. 29
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………. 32
Прикрепленные файлы: 1 файл
Примечание – Источник: [13]
В таблице 3.1 приведем основные показатели деятельности микроорганизаций, малых и средних организаций Республики Беларусь за 2009-2011 гг.
Таблица 3.1 – Основные экономические показатели деятельности микроорганизаций, малых и средних организаций Республики Беларусь
Количество организаций на конец год, единиц:
Средняя численность работников, тыс. человек:
Объем производства продукции (работ, услуг), трлн. руб.
Объем промышленного производства, трлн. руб.
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, трлн. руб.
Чистая прибыль, чистый убыток, трлн. руб.
Инвестиции в основной капитал, трлн. руб.
Розничный товарооборот торговли, трлн. руб.
Примечание – Источник: [13]
Из приведенных данных в таблице следует, что по состоянию на 2011 г. количество микроорганизаций составило 76996 единиц, малых организаций 11677 единиц, что, несомненно, превышает данные предыдущих лет.
В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц.
Рисунок 3.2 — Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц, единиц
По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, на 1 мая 2012 г. количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.
Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая 2011 г. – 6 процентов. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.
Рисунок 3.3 — Сравнение численности субъектов малого и среднего предпринимательства за периоды, %
Рисунок 3.4 — Динамика численности индивидуальных предпринимателей, единиц
Примечание – Источник: [13]
С начала 2012 года стабилизировалась ситуация и в среде индивидуальных предпринимателей. Наблюдавшаяся с мая 2011 года тенденция уменьшения их количества, обусловленная наличием проблем на валютном рынке, сменилась поступательным ростом и за 4 месяца текущего года численность индивидуальных предпринимателей увеличилась почти на 3 процента.
Уменьшение количества индивидуальных предпринимателей, имевшее место в 2011 году, негативно отразилось на общей численности субъектов малого и среднего предпринимательства. За период с мая 2011 года по январь 2012 года количество индивидуальных предпринимателей уменьшилось более чем на 16 тысяч человек.
Рисунок 3.5 — Динамика структуры численности субъектов малого и среднего предпринимательства, единиц
В связи с началом функционирования с 1 января 2012 г. Единого экономического пространства Департаментом по предпринимательству Министерства экономики совместно с общественными объединениями предпринимателей ведется работа по совершенствованию законодательства, регулирующего осуществление предпринимательской деятельности, с тем, чтобы создать более благоприятные условия для развития бизнеса.
В то же время следует признать, что произошедшие количественные изменения в секторе малого предпринимательства не обеспечили пока адекватного повышения его роли в экономике страны. На долю малых предприятий в 2011 г. приходилось лишь 12,4 % ВВП, 12,5 % выпуска товаров и услуг, 28 % выручки от реализации, 28,2 % розничного товарооборота.
Очевидно, что имеющая место динамика никак не корреспондирует со стремительными темпами роста не только зарегистрированных, но и фактически работающих субъектов малого бизнеса. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в использовании потенциала частной деятельности имеются значительные резервы. Поэтому актуальными задачами в развитии предпринимательства являются трансформация количественной динамики данного сектора в качественный рост, повышение его роли и значения в реализации приоритетных направлений социально-экономического развития страны.
3.3 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Республике Беларусь
В целом становление малого предпринимательства в Беларуси сопряжено с рядом проблем: нестабильное законодательство; сложность и высокая стоимость процедуры регистрации, особенно юридических лиц; отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов малого бизнеса; громоздкое налогообложение; высокие арендные ставки на помещения; сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации продукции, товаров и услуг и др. Для субъектов негосударственной формы собственности по-прежнему сохраняются неравные условия функционирования по сравнению с государственными предприятиями, в частности при выделении квот на приобретение сырья, формировании цен на сырье, материалы и комплектующие [16, c. 147].
Кроме того, к проблемам развития малого бизнеса в Республике Беларусь на современном этапе являются:
- трудности с поставщиками и покупателями;
- налоговое давление;
- правовая незащищенность;
- нехватка помещений и производственных площадей;
- недостаток предпринимательских инноваций;
- нехватка специалистов;
- создание негативного имиджа предпринимателей;
- банковская система и страхование [14, с. 148-149].
Несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом белорусский малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития.
Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следует искоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но и препятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.
Для активизации малого бизнеса следует устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. В связи с этим необходимы:
- совершенствование правовых и экономических условий для устойчивого развития предпринимательства;
- повышение эффективности системы государственной поддержки;
- упрощение налогообложения и процедуры получения кредитов;
- упорядочение системы государственной регистрации лицензирования видов деятельности;
- дальнейшее развитие инфраструктуры предпринимательства, в том числе на региональном уровне (центры поддержки предпринимательства, технопарки, инкубаторы, инновационые центры, венчурные фонды и др.), при финансовом участи государства;
- создание льготных условий для доступа малого бизнеса материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
- расширение возможностей эффективного использования имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, в производственной деятельности субъектов малого предпринимательства;
- 043e_0432_043d_043e_0439_0020_ 0442_0435_043a_0441_0442″ style=» margin-left: 0p
Источник: www.referat911.ru