Проблемы развития малого бизнеса в республике Беларусь и пути их решения

Республика Беларусь имеет мощный научно-технический потенциал, значительные достижения в различных отраслях науки и техники, заделы в фундаментальных исследованиях. Вместе с тем следует отметить, что инновационная деятельность в республике на стадии становления.

инновационное развитие, Республика Беларусь

Цитировать публикацию:

Проблемы инновационного развития экономики Республики Беларусь и пути их решения – С. 63-67.
Problemy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki Respubliki Belarus i puti ikh resheniya. , 63-67. (in Russian)

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

1. Беликова А.В. Проблематика венчурных инвестиций// Инвестиционный банкинг.- 2006.- N 4
2. Виноходова А.Ф., Дмитрик Е.Г., Черникова А.А. Инфраструктура функционирования малого бизнеса//Образование, наука, производство и управление в XXI веке.// Материалы Международной научной конференции. Том III. Старый Оскол. 2004 – с. 105 — 108.

Проблемы малого бизнеса и пути их решения-22.01.2013


3. Е.Г. Дмитрик, А.Ф. Виноходова Формирование эффективной финансовой поддержки малого предпринимательства на основе совершенствования системы налогообложения: монография. – Старый Оскол: «ТНТ», 2006. – 204 с.

Источник: creativeconomy.ru

Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь

Нас заинтересовала тема предпринимательства после посещения на экономическом кружке лекции доктора экономических наук Валерия Фёдоровича Байнева, который рассказывал о вреде предпринимательства для государства. Поэтому в этой работе мы рассмотрели вред и пользу предпринимательства на примере Республики Беларусь, а затем по результатам анализа осветили проблемы предпринимательства в нашей стране и постарались выявить пути их решения.

Бытует мнение, что, дескать, предприниматели – жулики и спекулянты, богатеющие за счёт добропорядочных граждан, что это «кровососы» государства. Возникает вопрос: не было бы более рациональным отправить их в государственный сектор экономики для обеспечения более стабильного дохода?

Файлы: 1 файл

Министерство Образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Реферат по теме:

«Проблемы развития предпринимательства в Республике Беларусь»

Выполнили: студентки гр. 112

Нас заинтересовала тема предпринимательства после посещения на экономическом кружке лекции доктора экономических наук Валерия Фёдоровича Байнева, который рассказывал о вреде предпринимательства для государства. Поэтому в этой работе мы рассмотрели вред и пользу предпринимательства на примере Республики Беларусь, а затем по результатам анализа осветили проблемы предпринимательства в нашей стране и постарались выявить пути их решения.

Бытует мнение, что, дескать, предприниматели – жулики и спекулянты, богатеющие за счёт добропорядочных граждан, что это «кровососы» государства. Возникает вопрос: не было бы более рациональным отправить их в государственный сектор экономики для обеспечения более стабильного дохода?

Проблемы развития малого бизнеса

Попробуем подсчитать. Создание одного рабочего места стоит (по данным 2012 года) около $20 тысяч. Это значит, что замена предпринимателей рабочими местами на госпредприятиях обошлась бы государству в $4 – 4,5млрд. Эти деньги нужно было где-то взять, т. е. забрать у того же государственного сектора через еще более высокие налоги.

А предприниматели создают рабочие места по требованию рыночного спроса, создают их в тех секторах, в таком количестве, которое соответствует реальному спросу населения.

За счет своих ресурсов они организуют прямой экономический диалог между производителями и потребителями.

Читайте также:  Зачем государство душит малый бизнес

Институт предпринимательства в Беларуси требует государственной поддержки и развития.

Государственная поддержка белорусского предпринимательства – это, в первую очередь:

1.Низкие простые налоги;

2.Минимальные административные издержки;

3.Выбор способа регистрации (патентный или уведомительный);

4.Быстрый способ ликвидации;

5.Признание сертификатов качества, выданных государственными органами России, Украины и стран ЕС;

6.Стабильные правила игры, т. е. законодательная среда на всех рынках;

7.Доступ на все товарные рынки и рынки услуг, которые открыты для коммерческих организаций других правовых форм;

8.Включение в программы государственных закупок;

9.Запрет внесудебной конфискации товаров и денежных средств;

10.Разрешение на самостоятельное ценообразование, в том числе организацию торговли со скидками;

11.Простое, быстрое и дешевое таможенное оформление;

12.Выбор пенсионного обеспечения: право открытия индивидуального накопительного пенсионного счета;

13.Предоставление права самостоятельно определять порядок и режим работы;

14.Предоставление права самостоятельно определять политику найма;

15.Предоставление возможности вести прямой диалог с обществом через государственные средства массовой информации по проблемам, связанным непосредственно с их деятельностью;

16.Развитие инфраструктуры, технической, информационной, логистической и финансовой поддержек предпринимательства на местном уровне;

17.Сокращение числа проверок и прекращение конфискационных практик.

Программа по поддержке и развитию предпринимательства в Беларуси, (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2010 г. №202 «О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2013-2015 годы») представляет собой комплексный, системный, взаимосвязанный набор правовых норм, мер, инструментов и механизмов по раскрепощению экономического потенциала граждан, реализации их права на труд, а также обеспечению долгосрочного устойчивого развития Беларуси. Она направлена на вовлечение в предпринимательскую деятельность людей:

1.Не обладающих большим стартовым капиталом;

2.Живущих в малых и средних городах, а также сельской местности;

3.Не имеющих глубоких знаний в области бизнес-администрирования, экономики, бухучета и юриспруденции;

4.Желающих использовать свои профессиональные знания, навыки и умения для производства добавленной стоимости;

5.Обладающих творческими, организационными и аналитическими способностями.

Изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь.

1. Одной из главных проблем для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры.

По данным опроса, проведенного Международной финансовой корпорацией (далее — IFC), более 40% субъектов считают, что деловая среда в стране в 2012 г. ухудшилась. Среди причин, вызвавших такое негативное отношение к существующим условиям ведения бизнеса, лидируют механизмы прохождения административных процедур. При этом, несмотря на улучшения, имевшие место в отдельных областях административного регулирования, практически все основные процедуры, с которыми субъекты хозяйствования сталкивались в 2012 году, были для них сложными.

В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за их несоблюдение.

В целях ускорения прохождения тех или иных административных процедур, а также при урегулировании спорных вопросов с государственными органами субъектам приходится прибегать к неофициальным платежам. По данным опроса, только 70% субъектов однозначно заявили, что они не осуществляли неофициальных платежей в 2012 г., следовательно, почти треть предпринимателей это практиковали.

Читайте также:  Что сделать для удачи в бизнесе

Две трети субъектов назвали личные связи наиболее эффективным инструментом урегулирования спорных ситуаций с государственными органами. Около 40% предпринимателей считают, что использование неофициальных платежей более эффективно, чем обращение в суд или в вышестоящие государственные инстанции.

В отдельных административных процедурах произошли позитивные изменения, но сложности остались.

Существенных изменений в процедуре регистрации в 2012 г. по сравнению с 2011-м не произошло; зарегистрировать предприятие стоило в среднем 678 долларов США и занимало около 10 рабочих дней. Однако в результате работы, проводимой государственными органами при консультационной поддержке IFC на протяжении всего 2012 г., в начале 2013-го был упрощен механизм согласования наименования регистрируемых предприятий. В апреле 2006 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О внесении дополнений и изменений в Декрет от 16 марта 1999 г. № 11», который предусматривает применение принципа «одного окна» для прохождения пострегистрационных процедур, а также снижает срок и стоимость регистрации. Сравнение сроков процедуры регистрации до и после принятия Декрета №6 представлено в Таблице 1.

Таблица 1 — Сравнение процедуры регистрации до принятия Декрета №6 и после

До принятия Декрета

После принятия Декрета

Продолжительность рассмотрения документов в регистрирующем органе, дн.

Продолжительность постановки на учет после получения свидетельства о регистрации (пострегистрация), дн.

Количество государственных органов и учреждений (шагов) для регистрации предприятия

Примечание 1 — * средние показатели по данным опроса предпринимателей за 2012 г.

Примечание 2 — ** предельные сроки, установленные Декретом №6

Несмотря на позитивные изменения, анализ нормативных документов, регулирующих вопросы регистрации предприятия, показывает, что в Беларуси эта процедура остается более продолжительной и дорогой по сравнению с другими странами СНГ.

2. По мнению предпринимателей, (БелСтат, 2012 г.) наиболее заметным изменением в процедуре лицензирования за 2012 г. стало сокращение сроков выдачи лицензий лицензирующими органами –15 дн. Однако 67% субъектов, получавших лицензии в 2012 году, назвали процедуру лицензирования сложной.

Причины подобной оценки, по мнению предпринимателей, кроются, прежде всего, в большом количестве документов, которые необходимо представить для получения лицензии, и отсутствии четких лицензионных требований, не допускающих усмотрение со стороны чиновников. Все это ведет к увеличению сроков получения лицензии, что отметили как проблему около половины респондентов, получавших лицензии в 2012 г. Кроме того, несмотря на задачу довести количество лицензируемых видов деятельности до 12 — 14, поставленную Президентом перед Правительством, в Беларуси лицензируются 35 видов деятельности, включающие около 350 подвидов. Более того, около половины всех получаемых субъектами лицензий выдаются на виды деятельности, безопасность которых обеспечивается другими административными процедурами. Так, около 50% лицензий, получаемых субъектами, — это лицензии на розничную торговлю и общественное питание, которые фактически дублируют процедуры гигиенической регистрации и сертификации.

Таким образом, дублируя другие регуляторные процедуры, лицензирование становится фактором снижения эффективности деятельности субъектов Малого и среднего бизнеса. Поэтому при оценке обоснованности требования получения отдельных лицензий крайне важно учитывать реальные экономические потери как для субъектов, так и для государства, которые могут быть вызваны данным требованием.

Читайте также:  Проектно ориентированный бизнес это

Существующая в Беларуси система разрешений, связанных с ведением предпринимательской деятельности, охватывает около 90% субъектов. Всего же в Беларуси, по оценкам государственных органов, существует более 1000 различных разрешений.

Количество получаемых разрешений в 2012 г. по сравнению с 2011-м не изменилось — в среднем шесть разрешений на одного субъекта МСБ. Средняя продолжительность получения одного разрешения составляет 10 дн. Общие затраты увеличились с 1 400 до 2 070 у.е.

3. Администрирование налогообложения также остается чрезмерно обременительным. Процедура администрирования налогообложения была в 2012 г. сложной для 67% субъектов. Сложность данной процедуры, по мнению бухгалтеров, заключается в запутанном и противоречивом налоговом законодательстве, его нестабильности, а также в коротких периодах налоговой отчетности, из-за чего увеличивается документооборот.

Запутанность налогового законодательства является следствием большого количества актов, регулирующих одни и те же отношения, подзаконных актов, из противоречивости, множества отсылочных норм, несоответствия актов нижестоящего уровня актам более высокой юридической силы. Все это, по мнению руководителей, приводит к тому, что даже среди налоговых органов нет однозначной трактовки той или иной нормы.

Сложность и запутанность процедуры администрирования налогообложения также является причиной того, что бухгалтеры тратили в среднем 1,6 ч в день только на отслеживание изменений в налоговом законодательстве (20% рабочего времени!).

Около 62% говорят о том, что из-за сложной процедуры исчисления и уплаты налогов их бухгалтеры вынуждены работать сверхурочно, в среднем около 13 ч в мес. Совокупные издержки малого и среднего бизнеса от этого могут составить около 15 млн. у.е. в г., что более чем 10 раз превышает сумму, которую государство планировало потратить из всех источников на поддержку малого бизнеса в 2012 г.

Сложность и запутанность налоговой системы, по мнению бухгалтеров, — главная причина многочисленных нарушений налогового законодательства субъектами хозяйствования. В 2012 г. более 50% проверенных органами Министерства по налогам и сборам были оштрафованы. По мнению предпринимателей, контрольные органы, проверяющие исчисление и уплату налогов на предприятии, почти никогда не используют механизмы предупредительного воздействия.

Нестабильность налогового законодательства подтверждается большим количеством изменений, вносимых в нормативные акты, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов.

Проверок стало меньше, но процедура нуждается в дальнейшем совершенствовании. Среднее количество проверок на одного субъекта уменьшилось в 2012 г. по сравнению с 2011-м с 10 до 7, что привело к сокращению времени, которое субъекты малого и среднего бизнеса тратят на работу с инспекторами, с 24 до 10 дн. На предприятиях проводилось в среднем три проверки финансово-хозяйственной деятельности и четыре технические инспекции.

4. Административное регулирование ценообразования остается широко применяемым инструментом. В 2012 г. существенных изменений в регулировании ценообразования не произошло. По данным опроса, 71% субъектов заявили о том, что цены на весь объем выпускаемой продукции либо оказываемых ими услуг являются объектом административного регулирования. При этом только 23% тех предпринимателей, цены на продукцию и услуги которых регулируются государством, отметили, что существующий порядок регулирования ценообразования обеспечивает нормальное функционирование и развитие предприятия.

Источник: www.yaneuch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин