Несмотря на все разговоры руководителей страны о необходимости развития среднего и малого бизнеса, в строительном комплексе дело с этой проблемой обстоит крайне неблагополучно. Многие мегаполисы, в частности в Санкт-Петербурге, строительный рынок сильно монополизирован, что препятствует не только развитию конкурентной среды, но и появлению так называемого среднего класса или гражданского общества в стране.
Тенденции крупных компании не появляются ниоткуда сами по себе, а как правило развиваются из недр среднего бизнеса, что наглядно доказывает 15летний практикой работы « Союзпетростроя», из членов которого вышло большинство нынешних крупнейших инвестиционно-строительных компаний. Бедственному положению среднего и малого строительного бизнеса есть несколько причин. Первая, сознательно культивируемая властями комплексной застройки территорий, которые даются на откуп крупнейшим инвестиционно-строительным компаниям, которые в свою очередь насчитывается более десятки. По данным комитета по строительству Санкт-Петербурга в распоряжении таких компаний находятся территории, в которые можно разместить 40млн.кв. м жилья, не говоря уже об объектах социальной инфраструктуры, к строительству которых эти компании даже не приступают. [18]
Нужно знать каждому: 3 БАЗОВЫХ этапа развития Строительной Компании. Строительный консалтинг!
В тоже время город не готовит полных пакетов документов для строительства нескольких объектов, которые под силу было бы построить средним и малым компаниям. Создается замкнутый круг, с одной стороны крупные компании лишь изредка нанимают средние и малые компании для выполнения отдельных видов, причем цена не всегда в срок оплачивает эти работы. В Санкт-Петербурге в 2007г было введено в действие 8млн.кв. м жилья, из которых почти половину построили компании среднего и малого бизнеса, вводившие в основном по 20-25тыс.кв. м жилья в год.
Еще одной причиной бедствий среднего и малого бизнеса является то, что крупные инвестиционные — строительные компании обзавелись как правило, своими специализированными мощностями- электриками, сантехниками, управлениями, вплоть до эксплуатирующих организаций в виде ТСЖ, которые создаются еще в процессе сдачи дома в эксплуатацию под управлением работников этих компаний.
В результате обстоятельств недогрузки наблюдается массовое банкротство средних и малых компаний строительного бизнеса, что наносит непоправимый вред развитию строительного комплекса на рыночных условиях. Необходимо срочно искать выход создавшиеся ситуации, предлагая в качестве первоочередных мер:
1. Комплексная застройка территорий, которую мы приветствуем необходимо в инвестиционных договорах, заключаемых с крупными застройщиками, обязательно предусмотреть возможность возведения нескольких жилых домов, детских садов, школ, больниц, паркингов и тд. При этом не нерабских условиях, а как полноправных участников комплексной застройки. Естественно малые фирмы, как правило, работают как специализированные субподрядчики, выполняющие конкретные виды работ для средних и крупных компаний, работающих как генеральные подрядчики. Но сам процесс специализации по видам работ весьма характерен для западного строительного рынка, уровень специализации достигает 80-85% от общего объема строительных работ.
Минусы строительного бизнеса.Бизнес на строительстве домов.
2. Необходимо значительно увеличить количество небольших лотов земельных участков с тем, чтобы могли арендовать или выкупить средние компании. При этом необходимо изменить порядок, при котором на эти компании возлагается обязанность разработки проектов планировки и межевания всей территории застройки. Кроме того нужно изменить весь порядок арендных платежей, когда компании вынуждены сотни миллионов платить еще до начала строительства. Основная масса платежей должны производиться после сдачи объекта в эксплуатацию и продажи квартир.
3. Необходимо устраивать тендеры на субподрядные работы, включая средний и малый бизнес в систему конкурентной борьбы за субподряды, что, в конечном счете приведет и к снижению цен на объекты недвижимости.
4. Необходима помощь и компаниям по производству и поставка строительных материалов, конструкций и инженерного оборудования зданий. [16]
Можно сделать вывод, что разработка комплексной программы защиты среднего и малого строительного бизнеса на основе реального включения их в инвестиционно-строительный процесс. В таком случае, как в Петербурге, так и в других регионах России нельзя решить проблемы строительства жилья из расчета 1кв. м на жителя в год, ни проблемы создания гражданского общества.
Источник: studentopedia.ru
Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере
Купчеков, А. М. Проблемы субъектов малого и среднего предпринимательства в строительной сфере / А. М. Купчеков, О. В. Лустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17 (121). — С. 430-433. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33363/ (дата обращения: 28.05.2023).
В Санкт-Петербурге аналитикой проблем в строительной сфере занимается «СоюзПетроСтрой».
В рыночной экономике малый и средний бизнес образует основу функционирования и развития экономики страны и создания гражданского общества со всеми его институтами.
Строительная отрасль считается одной из самых «рыночных» отраслей, поскольку характеризуется глубокой специализацией по видам работ, относительной доступностью ресурсов на рынке, возможностью начать бизнес со сравнительно небольших затрат на приобретение инструментов и создание производственной базы.
В силу этих причин в развитых странах удельный вес компаний малого и среднего бизнеса составляет 70–80 % общей численности строительных компаний и производств строительных материалов. Эти компании выполняют, в основном, специализированные виды работ, различные ремонтные работы, а средние компании возводят малоэтажные жилые дома, детские учреждения и другие объекты социально-бытового назначения. Строительный рынок в таких странах характеризуется широкой кооперацией крупного строительного бизнеса (выступающего, как правило, девелопером или генеральным подрядчиком по крупным проектам) с малым и средним бизнесом, работающим или на субподряде, или по прямым договорам. Это существенно увеличивает общую совокупную мощность всего строительного комплекса страны.
В России в связи с процессами приватизации и разукрупнения, происходившими в 1990-е годы, а также курсом на развитие рыночных отношений стали появляться малые и средние строительные компании. К началу приватизации в СССР насчитывалось 3200 государственных строительных трестов.
Около 90 % были разукрупнены, и из них выделилось в самостоятельные компании более 30 000 строительных управлений, которые стали основой появления среднего бизнеса. Одновременно шел бурный процесс создания различных кооперативов, превратившихся впоследствии, как правило, в малый бизнес. Кроме того, стали создаваться новые малые компании в частном порядке. В результате, к концу 2000 года число строительных компаний достигло 250 тысяч, что создало хорошую основу для развития малого и среднего бизнеса и способствовало развитию рыночной экономики. В Санкт-Петербурге, например, такие компании в 2005–2006 гг. выполняли около 40 % всего объема строительно-монтажных работ в городе.
Однако в последующие годы начался, и продолжается до сих пор, процесс монополизации строительного рынка крупными инвестиционно-строительными компаниями, которые превратились в вертикально интегрированные системы замкнутого цикла, включающие в себя специализированные мощности и все функции управления вплоть до эксплуатации построенных объектов недвижимости. Этому способствовало появление концепции комплексной застройки территорий в целях жилищного строительства, политика государственной власти (как на федеральном, так и на региональном уровне) поощрения развития крупных компаний.
Средний бизнес лишился возможности получать земельные участки и практически перестал принимать участие в жилищном и социальном строительстве. Малый бизнес не имеет возможности предложить свои услуги в качестве специализированных организаций, так как этот рынок услуг фактически свернулся.
В результате удельный вес малого и среднего строительного бизнеса снизился до 8–10 % от общего объема работ, многие из таких компаний прекратили свою деятельность. [6]
Во многих регионах приоритетными направлениями деятельности малых и средних предприятий являются:
‒ строительство жилья;
‒ производство строительных материалов;
‒ производство конструкций (бетонных и железобетонных, деревянных);
‒ производство различных изделий (кирпич, пенобетонные и газобетонные блоки, бордюры);
‒ производство стеклопакетов, пластиковых оконных и дверных конструкций;
‒ производство полуфабрикатов (растворов и смесей) и др.
По общему мнению, в настоящее время малый и средний бизнес в строительстве вытеснен в сферу субподрядных работ и специализируется на устройстве внутридомовых сетей, монтаже отопи тельного и вентиляционного оборудования, электромонтажных. кровельных, отделочных и других видах работ, которые крупный застройщик может доверить небольшим компаниям при условии соблюдения сроков и качества.
В производстве стройматериалов доля малого бизнеса зависит от вида деятельности. Например, производство окон с использованием дерева, алюминия и ПВХ-профиля практически целиком принадлежит малым компаниям, независимо от объема.
В целом малым компаниям в сфере стройиндустрии приходится конкурировать с более крупными предприятиями. Как правило, при выпуске малой партии продукции ее себестоимость выше, чем при производстве крупных партий, если речь не идет о современных автоматизированных производствах.
К факторам, влияющим на успешное функционирование малых и средних строительных предприятий, относятся: организационно-правовая форма собственности, вид хозяйственной деятельности, специализация. Определить влияние такого фактора, как численность работающих на одном предприятии (рабочих, специалистов, управленцев), практически невозможно, т. к. этот показатель значительно разнится.
По форме собственности малые и средние предприятия в строительной сфере делятся на частые и унитарные. К унитарным (ст. 113 ГК РФ) относятся предприятия, не нацеленные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество. Это имущество находится в государственной (федеральной или субъектов России) или муниципальной собственности и является неделимым.
Унитарные предприятия могут быть основаны на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ) и на праве оперативного управления (ст. 115 ГК РФ). По степени предпринимательской деятельности в числе малых и средних предприятий в строительной сфере различают:
‒ коммерческие — организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли; предпринимательство является для них главным стержнем (п. 2 ст. 50 ГК РФ);
‒ некоммерческие — организации, не ставящие извлечение прибыли в качестве основной цели; предпринимательство осуществляется лишь в той степени, в какой это служит достижению установленных целей (п. 3 ст. 50 ГК РФ).
Среди всего многообразия организационно-правовых форм, предлагаемых Гражданским кодексом Российской Федерации, малыми и средними строительными предприятиями используются лишь немногие. В строительстве наиболее распространенной формой организации малого и среднего бизнеса является общество с ограниченной ответственностью.
В настоящее время возведение, реконструкцию, общий капитальный ремонт объектов недвижимости невозможно представить без сотрудничества нескольких организаций, аккумулирующихся вокруг генерального подрядчика. который осуществляет общее руководство строительным процессом. Остальные организации, участвующие в строительном процессе. являются субподрядными. Организация строительных работ основана на разделении и кооперации труда, что приводит к распределению ролей между участниками строительной деятельности. По структуре предприятия малого строительного бизнеса можно разделить на:
‒ узкоспециализированные — предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, выполняют специализированные виды работ;
‒ многопрофильные — предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. По мере усиления конкуренции в строительной отрасли многие узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув, резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывая новые рынки сбыта, и становятся диверсифицированными. Строительно-монтажные предприятия одновременно могут заниматься, например, выпуском кирпича, изготовлением строительно-монтажных заготовок, подрядной деятельностью, транспортными и коммерческими операциями и т. д.;
‒ комбинированные — предприятия, в которых один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается (параллельно или последовательно) в другой, а затем— в третий.
По отношению к корпоративным структурам можно выделить следующие:
‒ малые строительные предприятия, которые, в свою очередь, подразделяются на независимые строительные предприятия (организованы самостоятельно) и выделенные из состава крупных строительных предприятий для выполнения определенных функций, что обусловливает их зависимость от последних. Малое строительное предприятие может быть полностью зависимо от крупного и формировать портфель заказов только на основании заявок своего «старшего партнера» или частично зависимо — и формировать портфель заказов с привлечением заказов строительных организаций;
‒ интеграционные или кластерные объединения малых строительных предприятий, которые могут быть образованы либо путем разукрупнения крупных строительных предприятий, либо путем объединения нескольких малых строительных предприятий.
Проведенные исследования выявили, что основным показателем негативного влияния на процесс развития регионального малого строительного бизнеса является неплатежеспособность заказчиков. Следующий показатель — это высокий уровень налогов. Препятствует развитию малого предпринимательства в строительстве и недостаток заказов на рынке, что отражает общие кризисные явления в экономике. Кроме того, отмечается недостаток квалифицированных рабочих. Тем не менее факты свидетельствуют, что малые и средние строительные организации имеют потенциальные возможности для выполнения гораздо больших объемов работ, чем им предлагает рынок, что подтверждает дальнейшее интенсивное развитие малого и среднего предпринимательства в строительстве.
Однако в строительном производстве, особенно в малом бизнесе, отмечается высокий моральный и физический износ основных средств — строительных машин и оборудования; низкий уровень загрузки строительных машин и оборудования; высокий уровень использования труда мигрантов. Оборотные средства характеризуются ростом стоимости материально-технических ресурсов; увеличением издержек на их транспортировку.
Зачастую происходит замена высококачественного и дорогого сырья на менее дешевое. характерна ориентация на местное строительное сырье и недостаток финансовых ресурсов. Весьма затруднен доступ к земельным участкам под застройку, получение согласований и разрешений на подключение к инфраструктуре.
Все это влияет на сроки строительства и кардинально меняет условия конкуренции на региональном рынке. Нередко земельные участки предоставляются необеспеченными инженерной инфраструктурой, а технические условия оказываются неудовлетворительными и финансово тяжелыми для инвесторов. Негативным моментом является отсутствие генеральных планов. что не позволяет городу разработать стратегию и системно определить, как будет развиваться территория муниципального образования, на которой предполагается строительство. Это отрицательно сказывается на количестве заказов на строительные и ремонтные работы, которые выполняют малые и средние предприятия. Таким образом, экономическая ситуация негативно воздействует на малое предпринимательство в строительстве, а сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности.
Деловая активность каждого предприятия во многом зависит от сложившегося состава кадров и наличия работников настоящего рыночного стиля. Сегодня их дефицит оказывает прямое и косвенное негативное влияние не только на ход развития всего производства. но и на стратегию его будущего развития. Поэтому кадровая политика малых строительных организаций должна систематически обновляться и совершенствоваться. В малом строительном бизнесе резко возросла потребность в кадрах с рыночной подготовкой работников разных профессиональных уровней.
В целом для развития малого предпринимательства в регионе необходимо наличие определенных условий — экономических, социально-культурных, правовых, политических и географических. Следует отметить, что для развития малого предпринимательства в строительстве требуются аналогичные условия.
Одной из функций малых предприятий является пополнение доходов государственных и муниципальных бюджетов, а на инвестиционные возможности малых предприятий существенное воздействие оказывают система налогообложения и регистрационные издержки. По мнению многих руководителей, экономика малых предприятий продолжает находиться в кризисном состоянии в немалой степени из-за высокого уровня налогообложения и коммерческого кредита. а также недостатка финансовых средств, слабого инновационного развития.
Область малого бизнеса в строительстве ограничена, а в некоторых сферах даже обречена, если только компания не планирует развиваться и укрупняться.
Многое определяет ответственность сотрудников того или иного малого предприятия и их квалификация. Например, реставрационные фирмы имеют в штате «штучных» специалистов, отвечающих своей репутацией за качество работ.
Оценивая перспективы малого бизнеса, нельзя не отметить его высокую эффективность, которая зависит от узкой специализации компании и от достаточно сильной конкуренции среди небольших предприятий. Эти условия заставляют фирмы уделять внимание совершенствованию рабочих процессов и использовать новые материалы и технологии. Все это позволяет рассматривать малый и средний бизнес в строительстве как новаторский вид деятельности с большим потенциалом.
Начиная с момента своего зарождения, малое и среднее предпринимательство в сфере строительства и производства строительных материалов сформировались как самостоятельная сфера экономики. Однако, несмотря на осознание государством той важной роли, которую малое и среднее строительное предпринимательство играет в социально-экономическом развитии и стабилизации общества, проблемы этого чрезвычайно значимого для российской экономики сегмента рынка остаются, в основном, нерешенными до сих пор.
Самыми существенными из этих проблем являются: недостаток финансовых и имущественных ресурсов, отсутствие системы финансово-кредитного обеспечения малого и среднего строительного предпринимательства; несовершенство нормативно-правовой базы, особенно в части регулирования, сертификации и стандартизации; недостаточно развитая инфраструктура поддержки и информационного обеспечения малого и среднего строительного предпринимательства.
В настоящее время в Российской Федерации в том или ином виде существуют все элементы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, активно работающие в промышленно развитых странах. Однако при этом невозможно говорить о действующей эффективной системе поддержки малого и среднего строительного предпринимательства в России. Признаками этого являются в первую очередь: ничтожные объемы бюджетных средств, выделяемых на нужды поддержки малого и среднего строительного бизнеса; отсутствие действенной системы финансово-кредитного и имущественного обеспечения малого и среднего строительного бизнеса, недостаточно четкий механизм реального влияния на сложившуюся ситуацию авторитетных бизнес- объединений в сфере строительства и промышленности строительных материалов, способных осуществлять защиту их интересов компаний данного сегмента рынка и осуществлять реальные функции самоуправления в данной сфере экономической деятельности.
Литература:
- Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации (с изменениями на 29 декабря 2015 года)» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 30.07.2007, ст.4006
- Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 года № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 29 (ч.II), 20.07.2015, ст.4500
- Закон Санкт-Петербурга от 17.04.2008 N 194–32 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге (с изменениями на 11 ноября 2015 года)» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa
- Малое и среднее предпринимательство (официальная статистика). Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области // Официальный сайт Петростат http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/statistics/Sant_Petersburg/enterprises/small_and_medium_enterprises/
- Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства // Общественный совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе в Санкт-Петербурге http://osspb.ru/podderzhka/informatsiya-o-programmakh-2015.php
- Проект Концепции развития малого и среднего строительного бизнеса в России // Вестник Союзпетростроя № 1 (88), ст.42
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, среднее, малый бизнес, ГК РФ, компания, малый, малое предпринимательство, строительное предпринимательство, строительная сфера, строительный бизнес.
Источник: moluch.ru
Проблемы строительного бизнеса: меньше не становится
В текущем году реестр системных проблем российского бизнеса пополнился шестью новыми вызовами в области строительства.
Большой пул проблем связан с несовершенством законодательства о государственных закупках. Так, российское строительное сообщество нуждается в едином реестре исполненных договоров для подтверждения опыта в области государственного заказа. Отсутствие такого реестра приводит к ограничению числа новых участников на рынке госзаказа в сфере строительства, к укрупнению участников такого рынка и снижению уровня конкуренции.
Кроме того, к участникам рынка госзаказа предъявляются избыточные финансовые требования, которые можно упразднить, усилив роль саморегулируемых организаций строительного комплекса. В частности, отменить для членов СРО строительного комплекса требование о предоставлении банковских гарантий при заключении государственных и муниципальных контрактов. Одновременно с этим предлагается наделить саморегулируемые организации правом обжаловать действия участников закупки на всех этапах проведения конкурентной процедуры, а также исключить ответственность СРО и национальных объединений по договорам, информация по которым не была размещена в открытом доступе.
Эти и другие предложенные меры требуют внесения очередных поправок в Федеральный закон от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Еще одна проблема связана с отсутствием возможности у предпринимателей в сфере жилищного строительства использовать механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений. Для ее решения требуется внесение поправок в часть 1 Федерального закона от 01.04.2020 года № 69-ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации».
Комплексное развитие территорий затрудняет у становленное соотношение жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а беспрепятственному поэтапному ввод у и постановк е на кадастровый учет многоквартирных домов мешает требование о наличии согласия собственников квартир ранее введенной очереди.
Также в число свежих проблем включены сложность проведения археологической разведки и историко-культурной экспертизы земель и избыточность границ приаэродромных территорий и установленных на них запретов.
Общее количество системных проблем в области строительства за год не изменилось, поскольку шесть пунктов были исключены из реестра. В их число вошло возросшее количество проверок со стороны контрольно-надзорных органов, длительный срок получения разрешительной документации, монополизация государством рынка экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, несовершенство антикризисных мер поддержки строительной отрасли и др.
Самой долгоиграющей проблемой российского строительного бизнеса стали необоснованные затраты предпринимателей при подключении объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Данный пункт был внесен в реестр системных проблем в 2014 году.
В завершение напомним, что Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов ежегодно представляет Владимиру Путину доклад о результатах своей деятельности. Реестр системных проблем российского бизнеса традиционно является частью этого отчета.
Источник: pravdaosro.ru