Проблемы регулирования малого бизнеса

Структурной составляющей экономического потенциала любой страны являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Вклад в экономику именно этой категории хозяйствующих субъектов позволяет существенно повысить конкурентоспособность и благосостояние страны, а также улучшить в целом бизнес-среду.

На сегодняшний день в Российской Федерации официально функционируют 5 841 509 субъектов малого и среднего предпринимательства на которых осуществляют свою трудовую деятельность 15 922 438 работников. [1] Около одной пятой валового внутреннего продукта Российской Федерации, а во многих субъектах Российской Федерации треть и более валового регионального продукта создаются такими организациями. [2] Данные показатели отражают масштабность распространения субъектов малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации.

Сектор малого предпринимательства сосредоточен в основном в сферах торговли и предоставления услуг населению. Средние предприятия в большей степени представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью — в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве. В свою очередь несмотря на достаточную распространённость данных хозяйствующих субъектов они сталкиваются с определенными проблемами налогового обременения, административной политики и внеэкономическими факторами, которые тормозят процесс развития предпринимательства.

Государственное регулирование малого бизнеса

Одной из проблем, которая является сдерживающим фактором развития малого и среднего предпринимательства находит свое отражение в несовершенстве законодательной базы. Безусловно, можно выделить основополагающий нормативно-правовой акт, регламентирующий деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства – это Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ [3] , но учитывая охват столь масштабной категории субъектов предпринимательства не стоит забывать о тонкостях изложения положений закона законодателем.

Несовершенство прослеживается на уровне юридической техники при выделении субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ к категории субъектов малого и среднего предпринимательства относится: хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. Несовершенство касается именно последней категории МСП – индивидуальных предпринимателей. Законодатель выявил данную категорию и существенно сузил правовую регламентацию без учета того что существуют так называемые «самозанятые» — люди творческих профессий, которые своими руками создают что-то новое, несмотря на то, что они тоже относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Вернуть их в правовое поле позволяет механизм введения нового юридического вида бизнеса, который будет называться – «индивидуальный предприниматель – самозанятый». По своей сути к данной категории будут применяться субсидиарно нормы о регулировании деятельности индивидуальных предпринимателей, но в тоже время с учетом специфики субъекта им будут предоставляет облегченный административный режим и снижение финансовой нагрузки.

Риски малого бизнеса: малый бизнес ошибки! | Евгений Гришечкин

Государство – как общественный регулятор, в том числе и экономической сферы, разрабатывает и реализует механизмы, позволяющие консолидировать экономические ресурсы, посредством которых выстраивается определенный базис для предпринимательской деятельности. Так, в 2017 году на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства будет выделено 7,5 млрд руб., также определены основные направления такой поддержи. В основном средства будут направлены на поддержку предпринимателей, которые образуют инфраструктуру поддержки субъектов МСП (5,5 млрд руб.), софинансирование капитальных вложений (1,7 млрд руб.), а также содействие развитию молодежного предпринимательства (229,5 млн руб.). [4]

Уже несколько лет эффективно оказывает поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация «МСП». За прошедший 2016 год были привлечены средства для реализации проектов в производственной сфере автотранспорта, цветных металлов, реализованы государственные контракты на поставку высокотехнологичного оборудования. Активно реализуется Центральным банком и Корпорацией МСП Программа 6,5. [5]

Читайте также:  Продажа корейской косметики с чего начать как бизнес

Представленные аналитические исследования АО «МСП Банк» о предоставлении кредитов для субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно исследование затронуло 450 компаний, в том числе 152 средних и 298 малых предприятий. И согласно полученным результатам 22.2 % предпринимателей отметили рост доступности кредитов. По итогу на 9.1 % кредиты стали доступнее для субъектов малого и среднего предпринимательства, что является прогрессирующим показателем. [6]

Как известно налоговая нагрузка является одним из стагнационных факторов для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, с учетом данного факта, государство предпринимает действия для улучшения правового климата в налоговой сфере.

С 2017 года организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, доля дохода от реализации которых составляет не менее 70%, смогут перейти на единый сельскохозяйственный налог.

Изменения также коснутся и упрощенной системы налогообложения. Предпринимательское сообщество получат право переходить на упрощенную систему налогообложения, если их доход за девять месяцев не превысит 112,5 млн руб. Наоборот, этого права лишатся те, чей доход по итогам отчетного или налогового периода составит более 150 млн руб. Ранее такие лимиты были установлены в размере 45 млн и 60 млн руб. соответственно. [7]

Направление по улучшению бизнес-среды в рамках реализации «дорожных карт» по направлению совершенствование налогового администрирования усовершенствован порядок формирования налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, упрощен порядок налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения, и исключено двойное налогообложение.

Проблемой остается достаточно жесткая регламентация по применению упрощённой системы налогообложения. Налоговое законодательство содержит исчерпывающий список тех субъектов, которые не имеют право применять упрощённую систему налогообложения. [8]

В свою очередь релевантное решение данной проблематики можно увидеть в расширении круга лиц, имеющих права применять упрощённую систему налогообложения, что позволит субъектам малого и среднего предпринимательства существенно скорректировать вектор своего развития и более эффективно функционировать, при этом приумножая экономический прирост на совершенно качественном уровне.

Новеллой является перераспределение налога на прибыль организаций. В период с 2017 по 2020 гг. 3% отчисляться в федеральный бюджет, 17% — в бюджет субъекта. Ранее данные показатели немного отличались, а именно: 2 и 18% соответственно.

Несомненно, деятельность публично-правовых образований по реализации политики на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства приносит соответствующие положительные результаты. В свою очередь остается несовершенность правовых механизмов и администрирования в различных областях, что существенно препятствует развитию малого и среднего предпринимательства, но целенаправленная деятельность по дальнейшему развитию и поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства дает основания полагать на улучшение экономического фона в Российской Федерации.

[2] Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016) (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»).

[3] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Источник: zakon.ru

Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России

Помелова, С. Ю. Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России / С. Ю. Помелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 276-278. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71080/ (дата обращения: 24.05.2023).

В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Читайте также:  Core бизнеса что это

Ключевые слова: предпринимательство, малый бизнес, средний бизнес, развитие предпринимательства, Российская Федерация, поддержка малого и среднего предпринимательства.

Развитие малых и средних предприятий (МСП) — важный фактор совершенствования экономики страны. Это дополнительные рабочие места, налоговые отчисления в пользу государства. Данная сфера регулируется в России Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 209) [1], Федеральным законом № 171-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 171) [2].

По данным Доклада Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей низкая эффективность государственной политики по развитию МСП стала причиной того, что за последнее десятилетие доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны так существенно и не поднялась с прежнего уровня в 20–21 %. В 2019 году ситуацию принципиально изменить не удалось [2, с. 36].

Большинство проблем малого, среднего предпринимательства состоит в постоянно изменяющейся правовой базе, которой становится всё сложнее соответствовать, пробелах законодательства в целом. Однако правовое регулирование играет определяющую роль в области становления и развития малого и среднего предпринимательства в России.

Первая проблема заключается в том, что Закон № 209-ФЗ устанавливает заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки (п. 1 ч. 1 ст. 14), предусматривает ведение реестров получателей поддержки органами, предоставляющими эту поддержку (ст. 8). Анализ ч. 2 ст.

14 и других положений Закона № 209-ФЗ позволяет говорить о том, что именно при обращении хозяйствующих субъектов за государственной или муниципальной поддержкой им необходимо документально подтвердить свой статус субъекта малого или среднего предпринимательства в соответствии с критериями, которые закреплены в ст. 4 Закона.

Наряду с подтверждением статуса субъекта малого или среднего предпринимательства для получения государственной или муниципальной поддержки необходимо также соответствовать условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства. Учитывая изложенные условия и дополнительные ограничения, установленные в ч. ч. 3, 4 ст. 14 Закона № 209-ФЗ, можно сделать вывод о том, что далеко не все субъекты малого и среднего бизнеса могут рассчитывать на поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также на финансовую поддержку названных органов. В литературе указывается, что программы государственной поддержки малого бизнеса в России охватывают всего лишь около 2 % предпринимателей, это крайне мало.

Вторая проблема состоит в том, что на субъектов МСП возлагается большая нагрузка по предоставлению в органы статистического учета большого количество форм статистических данных. Размер штрафов, предусмотренных ст. 13.19.

КоАП РФ [4] за непредставление или несвоевременное предоставление респондентами официального статистического учета первичных статистических данных (для юридических лиц — от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей), не соответствует общественной опасности деяния. При этом каждый год практически во все формы отчетности вносится значительное количество корректировок. Чаще всего эти изменения носят формальный характер — изменение форматов, правил заполнения отчетных документов. Например, с 2018 года изменилась форма налоговой декларации по налогу на имущество организации, изменилась форма налоговой декларации по транспортному налогу. Подобные не всегда существенные изменения, как правило, не приводят к облегчению документооборота, максимально чувствительны для субъектов МСП.

Читайте также:  Выращивание помидоров зимой в теплице бизнес

Третьей проблемой и существенным недостатком для субъектов МСП является тот факт, что они не могут оперативно внести изменения и вернуться в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕРСМСП). В соответствии с пп.1 п.5 ст. 4.1.

ФЗ № 209-ФЗ сведения о субъектах МСП вносятся в ЕРСМСП ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Повторное внесение сведений о юридическом лице/индивидуальном предпринимателе, исключенном из ЕРСМСП, возможно спустя лишь год. При этом наличие сведений в ЕРСМСП является подтверждением статуса субъектов МСП, обязательным условием для их участия в конкурсных процедурах на заключение муниципальных/ государственных контрактов, необходимым условием для получения субсидий, финансирования по программам развития МСП и других преимуществ. Следовательно, отсутствие МСП в данном реестре влечёт потерю ими льгот, без которых многие их низ не могут «удержаться на плаву», становятся вынуждены прекращать свою деятельность.

Недостатком также является тот факт, что некоторые субъекты малого и среднего предпринимательства ошибочно полагают, что если они ранее соответствовали критериям для признания их субъектом малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», то при изменении одного из критериев они будут продолжать числиться в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Как справедливо отмечает Гафарова в своей работе, для решения данной проблемы руководителям субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо изучать и знать ФЗ № 209-ФЗ, четко отслеживать изменение критериев соответствия предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также понимать, что если доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, превысил установленные действующим законодательством предельные значения, то организация будет исключена из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства [5].

Таким образом, большинство нормативных-правовых актов сейчас решают только вопросы достижения целевых показателей в секторе малого и среднего бизнеса, не решая вопроса его стабильного развития на многие годы. Важнейшим направлением развития должно стать продолжение работы по совершенствованию механизма финансовой поддержки малых предприятий, доступность и понятность процедуры приобретения статуса предпринимателя. Решение данных проблем должно стать одной из основных и приоритетных задач государства.

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Российская газета, № 164, 31.07.2007.
  2. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  3. Доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей «Реестр системных проблем Российского бизнеса — 2019» от 04.04.2019 г.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 05.05.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. 1). — Ст. 13.19.
  5. Гафарова, Я. В. Проблемы правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства / Я. В. Гафарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 234–239. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55752/ (дата обращения: 31.05.2020).

Основные термины (генерируются автоматически): среднее, предпринимательство, Российская Федерация, субъект малого, развитие малого, Россия, малый бизнес, муниципальная поддержка, налоговая декларация, поддержка малого.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин