Проблемы регулирования транснационального бизнеса

Особенностью функционирования мировой экономики в XXI веке является превращение современного мирового хозяйства в единый организм. Мир вступает в новую эпоху – эпоху глобализации, поэтому появляется необходимость в совершенствовании механизма международно-правового регулирования международных экономических отношений в целом и международных торговых отношений в частности.

Важнейшим элементом развития международных экономических отношений является деятельность транснациональных корпораций. С одной стороны, компании выступают продуктом интенсивно развивающейся мировой экономики, так как их функционирование составляет основу экономического роста, технологического прогресса в любой цивилизованной и развитой стране. С другой стороны, ТНК сами представляют мощный механизм воздействия на мировую экономику. Поэтому в настоящее время актуальной является проблема правового регулирования деятельности транснациональных корпораций.

Проблема состоит в том, что на сегодня в мире не существует универсального межгосударственного нормативно-правового акта, который бы регулировал деятельность ТНК. Проект Кодекса поведения ТНК, разрабатываемый в ООН уже четверть века, еще не принят. Поэтому правовое регулирование ТНК происходит на национальном уровне страны размещения.

Власть транснациональных корпораций

Но следует учитывать, что ТНК – это совокупность юридических лиц разной государственной принадлежности, а эти лица наделены правосубъектностью по законам разных стран. Следовательно, ТНК не могут быть объектом регуляции права определенной отдельно взятой страны — ни той, где расположены материнская компания и штаб-квартира, ни той, где действуют дочерние компании и другие отделения ТНК. Исходя из этого, разрабатывается концепция о том, что правовое регулирование деятельности ТНК должно выполняться не только на национальном, но и в совокупности на международном уровне. Более подробно мы рассмотрим регулирование на международном уровне. При этом следует рассматривать ТНК не просто в качестве обыкновенного коммерческого предприятия, но особого рода международного образования – равного, если не юридически, то фактически, по мощи самим государствам.

Развитие современных внешнеэкономических отношений в Российской Федерации обуславливает необходимость их надлежащего правового регулирования. Появление новых субъектов права, сочетающих в своей деятельности публично-правовые и частно-правовые начала, требует переосмысления возможности правового регулирования трансграничной деятельности в рамках национального законодательства. Процесс глобализации мировой экономики выявляет все новые отношения с иностранным элементом, и в рамках отрасли Международного частного права формируются новые институты.

Деятельность транснациональных корпораций – явление многоплановое и, следовательно, существует несколько точек зрения на возможности ее правового регулирования. Одна из основных проблем состоит в том, что отношения с участием транснациональных корпораций являются объектом правового регулирования нескольких государств, каждого в своей части. Распространение действия правовых норм одного государства на территорию других возможно только с согласия последних, что находит свое отражение в многочисленных международных соглашениях и конвенциях. Несмотря на экономическое единство, состав транснациональных корпораций характеризуется независимостью входящих в них юридических лиц, которые, к тому же, могут иметь различную государственную принадлежность. Определение правового статуса транснациональных корпораций является необходимым условием для создания системы правового регулирования их деятельности.

Они управляют миром. Супер организация из 147 крупнейших транснациональных компаний. Кризис 2020 -25

Следует признать преимущество общепризнанных публично-правовых норм в регулировании деятельности транснациональных корпораций перед нормами национального законодательства. На современном этапе взаимодействия между государствами невозможно установления такой системы норм, поскольку от государств требуется определенного ограничения своего суверенитета и унификации огромного объема норм. Это требует длительной работы. Экономическое значение транснациональных корпораций в мировой экономике и в экономике отдельных государств не позволяет ждать, пока государства разработают и согласуют единые нормы права, поэтому в рамках национальных правовых систем некоторых государств уже формируются новые институты, регулирующие такие отношения.

Деятельность иностранных корпораций, а так же деятельность отечественных корпораций за границей несут в себе иностранный элемент, что позволяет относить их к предмету регулирования международного частного права. Транснациональные корпорации являются относительно новыми и малоизученными субъектами для российской правовой науки. Опыт зарубежных стран в регулировании таких отношений позволяет прояснить сущность транснациональной корпораций, как субъектов права, а так же создать систему эффективного правового регулирования их деятельности. Развитие высоких технологий, занятость населения, трансфертные цены, занижение прибыли являются только частью проблем, возникающих в связи с деятельностью транснациональных корпораций.

Транснациональные корпорации представляют значительную конкуренцию для местных компаний, поэтому отсутствие защитных экономических барьеров может привести к полной зависимости национальной экономики от иностранцев, что представляет собой угрозу экономической безопасности государства.

Поэтому исследование правовой природы, правового регулирования транснациональных корпораций в науке международного частного права остается наиболее актуальным и значимым.

Несмотря на растущее значение транснациональных корпораций в мировой экономике, правовое регулирование создания и деятельности транснациональных корпораций исследовано крайне недостаточно. К тому же в изучении вопросов транснациональных корпораций российская правовая доктрина на сегодняшний день существенным образом отстает от зарубежного опыта.

В условиях беспрецедентного развития трансграничных экономических отношений и глобального финансово-экономического кризиса перед государствами стоит вопрос создания эффективной правовой базы для регулирования деятельности юридических и неюридических лиц, входящих в систему транснациональных корпораций. В разработке этой правовой базы особая роль принадлежит нормам международного частного права, которыми регулируются отдельные аспекты инвестиционной деятельности транснациональных корпораций. Когда транснациональная группа компаний вовлечена в трансграничные экономические отношения, как правило, возникают вопросы определения применимого права и юрисдикции судов в отношениях головной корпорации и ее дочерних компаний а также установления личного закона каждой компании, входящей в систему транснациональной корпорации.

Исследование темы дипломного исследования проводится на основе изучения трудов отечественных и зарубежных ученых, поскольку транснациональные корпорации и их деятельность стали объектом серьезного анализа со стороны многих исследователей. Это объясняется прежде всего комплексностью и многогранностью различных проблем, связанных с функционированием транснациональных корпораций.

Целью дипломного исследования является исследование подходов к определению ТНК и анализ правового регулирования деятельности транснациональных компаний.

Объектом исследования является системный анализ правового регулирования деятельности транснациональных компаний.

Предметом – понятия и нормы, регулирующие деятельность ТНК, в правовых актах.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие «транснациональной корпорации», изложить позиции различных авторов, касающиеся понятийного аппарата;
  2. Рассмотреть вопрос о необходимости признания за транснациональными корпорациями международной правосубъектности, основываясь на существующее научное мнение отечественных и зарубежных авторов,
  3. Исследовать особенности создания, управления и прекращения транснациональных корпораций.

Научный интерес к транснациональным корпорациям главным образом связан с их ролью в международной торговле, однако исследования, специально посвященные вопросам транснациональных корпораций в аспекте международного частного права, немногочисленны. В российской правовой литературе наибольший вклад в разработку вопросов транснациональных корпораций внесли Л. П. Ануфриева, А. В. Асосков, М. М. Богуславский, Г. М. Вельяминов, Л. А. Лунц, Л. А. Ляликова, В. М. Шумилов и другие исследователи.

Структура работы определяется ее целями, задачами и характером исследования. Дипломное исследование состоит из введения, двух глав и заключения. Во введении обосновывается цель и намечаются задачи исследования. В первой главе даются теоретические понятия «транснациональной корпорации». Во второй главе рассматривается правовое регулирование ТНК.

В заключении обобщаются результаты исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно отметить, транснациональная корпорация – это совокупность юридических и неюридических лиц, имеющих различный личный закон, учрежденных и функционирующих в трех и более странах с наличием одной или нескольких головных корпораций на основе экономического единства и определенной интегрированной системы принятия решений. На основе данного определения нужно отметить, что транснациональная корпорация не является самостоятельным субъектом международного частного права в силу отсутствия у нее в первую очередь организационного единства, а категория правосубъектности сводится лишь к правосубъектности составляющих ее систему юридических лиц. Но, несмотря на это, в теории и практике существуют механизмы установления гражданско-правовой ответственности транснациональной корпорации как единого корпоративного образования, чем и определяется специфика ее правового положения

В настоящее время следует закрепить в международном частном праве понимание транснациональной корпорации как единой целостной структуры особого рода, отличающейся от традиционного юридического лица, но обладающего единой правосубъектностью, разработать механизмы установления гражданско-правовой ответственности транснациональной корпорации как единого корпоративного образования. Безусловно, это потребует и закрепления единого универсального определения транснациональной корпорации.

Читайте также:  Самый дешевый самолет бизнес

Как видно из вышесказанного, потребность единого унифицированного определения ТНК давно назрела, т.к. регулирование отдельных форм юридических лиц не оказывает всестороннего воздействия на отношения между головной компанией и дочерними предприятиями, находящимися в разных странах. В связи с этим можно сказать, что наиболее удачным является определение понятия ТНК, «транснациональная корпорация – это группа взаимосвязанных юридических лиц, их представительств и дочерних компаний (филиалов), созданных и действующих в соответствии с законодательством нескольких (двух и более) государств, характеризующаяся наличием центральной структуры, которая осуществляет единое управление всеми членами группы путем участия в имущественных отношениях через преобладающее участие в уставном капитале (отношения основной и дочерних компаний), договор об объединении активов с целью создания группы лиц или осуществление функций инвестиционного фонда компании»

В настоящее время правовое регулирование деятельности ТНК сводится к двусторонним инвестиционным соглашениям, усугубляющим экономическое неравенство развивающихся государств. Между тем регулирование деятельности ТНК на международном уровне имеет ряд преимуществ перед национальным и региональным регулированием, в первую очередь, из-за международного характера деятельности ТНК.

Они действуют согласно нормам частного права и международная юрисдикция в отношении их может иметь место независимо от их согласия. Однако проблема международного регулирования деятельности ТНК остается нерешенной. Пока не принято каких-либо универсальных правил; существующие нормативные акты носят декларативный характер, поскольку не хватает механизмов реализации. По нашему мнению, наиболее эффективным должен стать именно международный уровень регулирования и контроля за деятельностью ТНК. Это та проблема, над которой еще предстоит много работать.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (с изменениями от 4 октября 2010 г.)
  2. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ
    “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности”
    (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)
  3. Статус Конвенции о транснациональных корпорациях
    (6 марта 1998 г., Москва) (по состоянию на 1 июля 2010 г.)
  4. Хартии экономических прав и обязанностей государств. Принята 12 декабря 1974 г. Резолюцией 3281 (XXIX) на 2315-м пленарном заседании 29-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
  5. Рекомендации по разработке организационных проектов транснациональных корпораций (одобрены решением Экономического совета СНГ 6 сентября 2000 г.)
  6. Баранов В.Д. Российские транснациональные корпорации на международных рынках товаров и услуг // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. Т. 2008. № 6. С. 21-27.
  7. Вельяминов Г. М. Международное экономическое право и процесс, М.: WoltersKluwer, 2004, c. 382.
  8. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 752 с.
  9. Дементьева А.Г.Современные условия глобализации и роль транснациональных корпораций //Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 59-64.
  10. Кациель С.В.. Мировая экономика. Учебное пособие. , 2007
  11. Корухов А.А. Перспективы развития ТНК с позиции национальных интересов России// Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2011. № 4. С. 166-174.
  12. Косинцев А.П., Фальченко О.Д. Анализ критериев транснациональности международных корпораций // Известия Уральского государственного экономического университета. 2009. Т. 25. № 3. С. 42-46.
  13. Куликов Р.А. К вопросу определения критериев понятия ТНК // Международное публичное и частное право. 2004 N 2(17). С. 3 – 11
  14. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – 517 с.
  15. Лунц, Л. А. Курс международного частного права в 3 томах. М.: Спарк, 2002
  16. Мировая экономика и международный бизнес : учебник / кол. авторов ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. В.В. Полякова и д-ра экон. наук, проф. Р.К. Щенина. — 5-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2008. — 688 с
  17. Николюкин С.В. Купля-продажа товаров во внешнеторговом обороте. – “Юстицинформ”, 2010 г.
  18. Смирнов А.Е. Учебно-методическое пособие по курсу «Международное торговое право». – Вильнюс : ЕГУ, 2007. – 47 с.
  19. Сытинская М.В., Шкатулла В.И. Теория, методики, технологии расторжениятрудового договора. 86 вопросов. – Система ГАРАНТ, 2010 г.
  20. Ткачев В.Н. Теоретические и практические проблемы трансграничной несостоятельности // “Журнал российского права”, N 4, апрель 2007 г.
  21. Чунаева О.К. Особенности правового статуса физических и юридических лиц в международном праве //Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С. 221-223.
  22. Швецова О. Правовая природа транснациональных корпораций журнал международного права и международных отношений 2008 — № 4
  23. Шумилов, В. М. Международное экономическое право: учебник. 3-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  24. Типовой проект законодательного акта «О транснациональных корпорациях» (п. 1 ст. 3). ULR: www.ipaeurasec.org. (дата обращения: 26.06.2011)

Источник: www.xn--b1admmflbe.xn--p1ai

Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций

Авторитетный специалист в области международного частного права Г. К. Дмитриева выделяет 3 уровня правового регулирования деятельности ТНК: внутреннее законодательство, двусторонние и многосторонние соглашения См.: Международное частное право: Учебн. пособ./ Под ред. Г.К. Дмитриевой. М., 2008. C.83.

Внутригосударственное регулирование предполагает подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий ТНК национальному законодательству принимающей страны. В большинстве случаев, это инвестиционное законодательство, направленное на определение правового статуса иностранного вкладчика: физического или юридического лица. Однако наиболее уязвимым моментом в одностороннем регулировании деятельности ТНК является то, что благодаря своей организационной структуре, она способна избежать контроля со стороны одного государства. Поэтому для регулирования деятельности ТНК национального законодательства принимающих государств явно недостаточно.

Между тем на данном уровне возникает и другая проблема. Поскольку отделения ТНК реализуют политику головного предприятия, то необходимо учитывать то влияние, которое оказывает законодательство страны их базирования.

Страны базирования обычно регулируют поведение ТНК с помощью национального законодательства о корпорациях, не делая особого различия между ТНК и национальными корпорациями. При этом предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей.

Наиболее типичным примером здесь являются США, где данная позиция нашла отражение в доктрине т.н. «эффективной связи» и теории «транснационального права», которые применяются для обоснования правомерности действия национального права на территории других государств См.: Локайчук О.В. Указ. соч. С.23.. В 1982 году закон об управлении экспортом 1979 года был распространен на зарубежные отделения американских компаний.

Следствием попыток США по применению своих законов на территории других стран стало принятие нормативных актов, укрепляющих национальный суверенитет этих государств. Например, в 1980 году в Англии был принят закон о защите торговых интересов, целью которого выступила защита от попыток других стран в одностороннем порядке навязывать их экономическую политику. В этой связи следует отметить, что американская доктрина не получила и международного признания. В рекомендации Группы экспертов ООН по ТНК в 1974 году была предложена общая норма: как только филиал многонациональной корпорации создается в другой стране, законы страны базирования прекращают свое регулирующее воздействие и применяются законы принимающей страны.

Данная практика опровергается и учеными. Так, по мнению М. М. Богуславского, Л. А. Ляликовой, А. Г. Светланова экстерриториальное применение американского законодательства находится в прямом противоречии со сложившейся доктриной и практикой различных государств в области международного частного права по вопросам определения правового статуса юридических лиц См.: Богуславский М.М., Ляликова Л.А., Светланов А.Г. Экспортное законодательство США и международное частное право// Советское государство и право. 1983. № 3. С. 114..

Таким образом, проблемами внутригосударственного регулирования деятельности ТНК выступают, во-первых, стремление стран базирования ТНК распространить внутреннее законодательство на зарубежные отделения компаний; во-вторых, недостаточность институтов национального законодательства принимающих государств.

Второй уровень регулирования составляют двусторонние инвестиционные соглашения, которые заключаются между заинтересованными государствами.

В своем исследовании В. В. Наталуха приводит следующие цифры. В 1971 — 1975 годах было подписано 75 соглашений, в 1976 -1980 гг. — 55, а 1981-1982 гг. — 26. Таким образом с 1948 по 1982 гг. их стало 202 См.: Локайчук О.В. Указ. соч. С.24..

В научной литературе дается неоднозначная оценка подобным договорам. Так, Г.К. Дмитриева отмечает тенденцию к унификации содержащихся в них норм, которая подтверждается наличием большого числа соглашений, содержащих часто аналогичные, хотя и не идентичные нормы.

Читайте также:  Создание информационного сайта как бизнес

Эксперты ООН говорят о подтверждении международного обычая, или, по крайней мере, расширяющейся государственной практике, которая в значительной мере содействует развитию международного права в области экономического сотрудничества. Однако есть авторы, придерживающиеся иной точки зрения.

В частности, В. В. Наталуха указывает, что наименее развитые страны, нуждающиеся в притоке инвестиций, заключают подобные соглашения непосредственно с ТНК, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного капитала См.: Наталуха В.В. Международный частный бизнес и государство. М., 1985.С. 14..

Этим закрепляется неравенство сторон и подрывается стабильность международных экономических отношений. Тем не менее, практика показывает, что в настоящий момент наиболее распространенным способом регулирования деятельности ТНК является именно заключение договоров между принимающей страной и страной базирования.

Кроме того, следует подчеркнуть, что особая природа ТНК осложняет надзор за ними со стороны отдельных стран или даже групп стран. Сегодня ни одно государство не может утверждать, что оно обладает юрисдикцией над всеми частями одной ТНК в целом. Поэтому очевидно, что для эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций необходимы совместные действия всех государств.

Наконец, третьим уровнем регулирования деятельности ТНК выступают многосторонние международные договоры, которые в зависимости от числа участвующих в них стран, могут быть универсальными, региональными и субрегиональными.

Универсальное регулирование предпринимается под эгидой ООН на основании рекомендаций специально созданных органов — Межправительственной Комиссии по ТНК и Центра по ТНК. В 1975 году ими был разработан Кодекс поведения ТНК, положения которого запрещают применять дискриминационные меры в отношении партнера, закрепляют обязанности ТНК содействовать развитию научно-технического потенциала принимающей страны, предоставлять отчеты о своей деятельности, соблюдать требования финан-сового и налогового характера.

Однако Кодекс до сих пор не принят. Основной причиной этому, как считает В.В.

Наталуха, выступали расхожде-ния между позициями основных групп участников переговоров по вопросам определения ТНК; соотношения между обязательствами ТНК и государств; возможности предоставления национального режима филиалам иностранных ТНК; применения обычного международного права в отношении деятельности ТНК; правил национализации имущества ТНК; юрисдикции при урегулировании споров См.: Наталуха В.В.. Указ. соч. С.15.. Например, если развивающиеся страны считали, что нормы кодекса должны носить императивный характер и содержать главным образом обязательства ТНК по отношению к принимающим государствам, то страны базирования ТНК настаивали на включении в документ взаимных обязательств ТНК и их партнеров. Более того, для эффективной реализации Кодекса поведения ТНК необходимо создание органа, полномочного выносить постановления, и международного механизма для применения соответствующих санкций.

Региональное регулирование деятельности ТНК предпринимается в рамках ЕС (Европейского сообщества), ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития), ЛАЭС (Латиноамериканской экономической системы), СНГ (Содружества Независимых Государств) и ряда других организаций. В 1976 г. были приняты «Руководящие принципы для многонациональных предприятий ОЭСР», касавшиеся различных аспектов деятельности ТНК (обнародование информации, конкуренция и др.). Принципы регулирования деятельности ТНК в ЕС были сформулированы в докладе Комиссии ЕЭС «Многонациональные предприятия и законодательство сообщества» 1973 г. Фактически регулирование в рамках этих организаций свелось к регулированию правил конкуренции и защите свободной торговли. Позиция стран Латинской Америки порассматриваемой проблеме была выражена в принципах, сформулированных на Х1Х сессии Экономической комиссии ООН. В них содержались требования, предъявляемые к ТНК на территории принимающего государства. Следует отметить, что принятые документы внесли позитивный вклад в сближение латиноамериканских стран, но не оказали практического воздействия на деятельность ТНК См.: Кулагин М.И.Избранные труды по акционерному и торговому праву // http://download.nchti.ru

Более конкретный результат был достигнут странами-участницами Андского пакта (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор, Перу и Чили), которые приняли решение 220 «Общий режим использования иностранного капитала, товарных знаков, патентов и лицензий», ориентирующее иностранный капитал на достижение целей иностранного развития, и решение № 46 «Режим многонациональных предприятий и регулирование использования субрегионального капитала», создавшее правовую основу для учреждения многонациональных компаний (МНК) латиноамериканских стран, которые должны были способствовать дальнейшему процессу интеграции в регионе и оказывать особое содействие в противоборстве с международным капиталом. Эти документы создали базу для дальнейшего развития законодательства в области регулирования деятельности иностранных и многонациональных предприятий, действующих в странах Андской группы.

Особое внимание следует уделить правовому регулированию деятельности ТНК в рамках СНГ, которое направлено на создание многонациональных компаний как важнейшего компонента интеграции и инвестиционной деятельности. Одной из основных проблем, сдерживающих развитие ТНК в странах Содружества и не решенных на сегодняшний день, является наличие расхождений в национальных законодательствах.

Поэтому важным условием развития единого постсоветского экономического пространства должна стать гармонизация законодательства по ТНК. Первым нормативно-правовым документом по созданию ТНК в рамках СНГ было «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных объединений» от 15 апреля 1994 года, которое послужило основанием для принятия ряда документов о формировании ТНК между правительствами Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и России.

В марте 1998 г. была подписана Конвенция о ТНК, которая констатирует правовые основы сотрудничества стран СНГ в области регулирования создания и деятельности ТНК. Как отмечает В. Комаров, сегодня на территории СНГ действует несколько ТНК («Белорусско-Российско-Украинская Ассамблея деловых людей»; межгосударственная ФПГ «Гранит» и др.) См.: Комаров В. Конвенция о транснациональных корпорациях в СНГ — фундамент интеграции// Право и экономика. 1998. №4. C.82-83.

. По экспертным оценкам в ближайшие годы таких объединений станет около 70 и в них может быть задействовано не менее 20% промышленного и финансового потенциала стран СНГ.

Подытоживая вышесказанное, сделаем выводы. Экономическая мощь ТНК, их влияние на мировую политику предопределило появление концепций о признании за ТНК международной правосубъектности, о необходимости формирования международного права корпораций.

Представляется, что для более эффективного правового регулирования ТНК наиболее перспективным является международно-правовая унификация норм, регулирующих создание и деятельность транснациональных корпораций. Это означает, что унифицированные нормы, включенные в соответствующие универсальные международные договоры, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц.

Надлежащее правовое регулирование ТНК может быть осуществлено только на основе взаимной увязки и согласования национальных и международных правопорядков на внутригосударственном, региональном и универсальном уровнях. Основой для этого на универсальном уровне является не признание ТНК субъектами международного права и придание их договорам с государствами международно-правового характера, считают некоторые специалисты, а тот факт, что они не теряют принадлежность к государству.

Несмотря на глобальную деятельность ТНК, центр принятия решения остается национальным. Стало быть, деятельность ТНК должна регулироваться через государство. Что касается международного права, то оно призвано вырабатывать нормы, которые обязывали бы государства регулировать деятельность ТНК Осминин Б.И.

Международно-правовая регламентация деятельности транснациональных корпораций // Известия вузов. Правоведение. 1982. N 4. С. 74 — 75.

Пока не принято каких-либо универсальных правил; существующие международные нормативные акты носят декларативный характер, поскольку не хватает механизмов реализации. По моему мнению, наиболее эффективным должен стать именно международный уровень регулирования и контроля за деятельностью ТНК. Это та проблема, над которой еще предстоит много работать и теоретикам, и практикам.

Источник: studentopedia.ru

Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций

Ярцева, В. Ю. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций / В. Ю. Ярцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 40 (330). — С. 179-182. — URL: https://moluch.ru/archive/330/73962/ (дата обращения: 24.05.2023).

В данной статье анализируется экономическая сущность и правовой статус транснациональных корпораций, выдвигаются предположения по оптимальному правовому регулированию деятельности ТНК силами самих транснациональных корпораций и государств-участников международных организаций.

Ключевые слова: транснациональные корпорации, международная правосубъектность, международные организации.

В современном мире ход развития мировой экономики во многом определяется процессами глобализации. Глобализация экономики — одна из закономерностей мирового развития, характеризующаяся ростом влияния интеграции и взаимозависимости национальных экономик и формированием глобального экономического поля, необходимостью мгновенного обмена информацией и ускорением внедрения технологий, а также географией размещений производственных сил.

На сегодняшний день основные лидеры промышленных, маркетинговых и финансовых экономических направлений, их ассоциации трансформировались в транснациональные компании / корпорации (ТНК), которые оказывают значительное влияние на формирование и развитие мировой экономики.

Читайте также:  Бизнес девушка как называется

Транснациональная корпорация — это корпорация, обладающая производственными мощностями в нескольких странах, управляемыми из единого центра.

Деятельность ТНК направлена на постоянное расширение, в связи с чем они организовывают международное производство с единым рыночным и информационным пространством, создают международный рынок капиталов, рабочей силы, научно-технических, консультационных и иных услуг. Борясь за рынки в глобальном масштабе, ТНК постоянно повышают уровень конкуренции, что способствует развитию новых технологий, внедрению инноваций, ускорению научно-технического прогресса (неслучайно на данный момент транснациональные корпорации контролируют большую часть мирового промышленного производства, в том числе в сфере патентов и технологии «ноу– хау»). Содействуя обороту капиталов, людей и техники, ТНК в значительной степени способствуют экономическому росту и развитию.

Транснациональные корпорации располагает примерно 50 % мирового промышленного производства и более 2/3 внешней торговли. Такое финансовое влияние дает возможность ТНК влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства, при этом избегая контроля с их стороны. Базируясь в разных странах, транснациональные корпорации действуют вне рамок национальных границ, что делает невозможным их контроль национальным правом. Больше того, ТНК удается получать льготы, касающиеся иностранных инвестиций, им предоставляются правительственные гарантии, освобождение или уменьшение налогов и пошлин и другая поддержка в принимающих странах. В связи с этим государствам необходимо создавать условия для реализации деятельности транснациональными корпорациями строго в рамках законодательства, как внутреннего, так и межгосударственного, эффективного правового воздействия на них со стороны государства.

В научной международно-правовой литературе неоднократно поднимался вопрос о закреплении за транснациональными корпорациями статуса субъекта международного права. Среди зарубежных ученых (Н. Макдугал, У. Фридмэн) бытует мнение о том, что ТНК являются субъектами международного права. Российские ученые имеют другую точку зрения. В частности, В. А. Романов и С. В. Черниченко утверждают, что субъектом международного права может быть только то образование, которое способно участвовать в международных отношениях, а так как ТНК не присущи данные признаки, они не могут участвовать в межгосударственных правоотношениях, а следовательно, не могут быть признаны субъектами международного права.

Помимо этого, многие авторы выделяют определенные уровни правового регулирования деятельности транснациональных корпораций в рамках того или иного законодательства. Например, специалист в области международного частного права Г. К. Дмитриева считает, что существует три уровня правового регулирования деятельности ТНК:

− двусторонние соглашения;

Внутригосударственное регулирование представляет собой подчинение деятельности филиалов и дочерних предприятий транснациональных корпораций национальному законодательству принимающей страны. Другими словами, данный вид правового регулирования подразумевает правовое воздействие в рамках внутригосударственного законодательства. В научной литературе этот уровень нередко определяется как одностороннее регулирование. Зачастую это инвестиционное законодательство, которое определяет правовой статус иностранного вкладчика, которым может быть физическое либо юридическое лицо.

Следует заметить, что одностороннее регулирование деятельности транснациональных корпораций достаточно уязвимо. Так, благодаря своей организационной структуре ТНК при одностороннем регулировании могут избежать контроля со стороны одного государства. На основании этого можно сделать вывод о том, что в целях правового регулирования деятельности ТНК внутригосударственного законодательства принимающих стран будет недостаточно.

Вместе с тем имеет место быть и другая проблема. Поскольку отделения транснациональных корпораций осуществляют реализацию политики головного предприятия, то необходимо учитывать тот факт, что законодательство страны базирования так или иначе оказывает влияние на деятельность ТНК. Деятельность ТНК регулируется страной базирования с помощью национального законодательства о корпорациях, при этом не делается различие между транснациональными и национальными корпорациями. Помимо этого, предпринимаются попытки распространить действие внутреннего законодательства на отделения национальной компании, находящиеся за границей.

Следующим уровнем правового регулирования деятельности транснациональных корпораций являются двусторонние соглашения, заключаемые между заинтересованными договаривающимися сторонами, которыми являются непосредственно государства. Необходимо подчеркнуть, что в научной литературе подобного рода соглашения и договоры оцениваются неоднозначно. Так, Г. К. Дмитриева отмечает, что на данный момент существует определенная тенденция к унификации имеющихся в них норм, что подтверждается наличием значительного числа соглашений, которые содержат сходные, но не идентичные нормы. Экспертами ООН отмечается, что роль международного обычая в настоящее время значительно возросла, а также расширяется сфера государственной политики в применении норм международного права в области экономического сотрудничества.

Тем не менее, имеются и другие точки зрения. Так, например, В. В. Наталуха отмечает, что малоразвитые страны, нуждающиеся в получении инвестиций, заключают подобные договоры непосредственно с транснациональными корпорациями, тем самым предоставляя широкие льготы для иностранного капитала. В этом проявляется неравноправие сторон и нарушается стабильность международных экономических отношений. Несмотря на это, практический опыт показывает, что заключение соглашений между принимающей страной и страной базирования является наиболее часто встречающимся способом регулирования деятельности ТНК.

В качестве третьего уровня регулирования деятельности транснациональных корпораций выступают многосторонние международные договоры. В качестве интересного примера можно привести правовое регулирование деятельности ТНК в пределах Союза независимых государств (СНГ), в состав которого входит Российская Федерация. Главной проблемой, препятствующей развитию транснациональных корпораций в рамках СНГ, являются расхождения и противоречия во внутригосударственных законодательствах, в связи с чем необходимо сближение национальных законодательств, создание единого правового поля в части, касающейся деятельности ТНК. Так, одним из первых нормативных актов в области создания ТНК в рамках СНГ явилось «Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых и смешанных объединений» от 15 апреля 1994 года. Данный акт послужил основанием для принятия некоторых других документов о создании транснациональных корпораций между правительствами Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана и России.

Можно отметить также Конвенцию о транснациональных корпорациях, подписанную в марте 1998 г. Данный документ определяет правовые основы деятельности и сотрудничества государств из числа стран СНГ в сфере регулирования создания и деятельности ТНК.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день отношения между транснациональными корпорациями и государствами урегулировать в рамках норм международного права невозможно, так как еще не принято универсальных доктрин и правовых норм, а действующие нормативные правовые акты зачастую имеют декларативный характер, поскольку не хватает механизмов их реализации на практике. Тем не менее, наиболее эффективным должен быть именно международный уровень регулирования, который поможет установить всесторонний надзор и контроль за деятельностью ТНК. Единые правовые документы позволят обеспечивать гарантию соблюдения прав и законных интересов всех участвующих сторон, а также не допускать злоупотреблений со стороны ТНК, в результате чего возможно построение взаимовыгодных отношений, где стороны благодаря высокой экономической силе транснациональных корпораций смогут эффективно развивать экономику, а ТНК, в свою очередь, также осуществлять свою деятельность в своих интересах без противоречий с государственными интересами под надзором государств.

  1. Антонова П. А., Макаревич М. Л. Вопросы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 1 (19). С. 12–17
  2. Аристова Е. А. Правовое регулирование ответственности трансграничных корпоративных групп нормами международного публичного права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2012. № 4. С. 210–222.
  3. Кирсанова В. Е. Тенденции развития международно-правовой ответственности транснациональных корпораций // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009. № 1. С. 224–226.
  4. Натапов С. Л. ТНК и применимые к ним международные акты рекомендательного характера в области прав человека // Проблемы экономики и юридической практики. 2010. № 4. С. 61–66.
  5. Сулейманов М. Р. К вопросу об ответственности ТНК за нарушения в области международного права // ВЭПС. 2016. № 1. С. 193–196.
  6. Шуралева С. Б. К вопросу о некоторых аспектах правового регулирования транснациональных корпораций // Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2010. № 5 (181). С. 73–78.
  7. Ященко Д. В., Московенко И. В. Проблемы правового регулирования деятельности транснациональных корпораций // Бюллетень науки и практики. 2019. № 1. С. 44–49.

Основные термины (генерируются автоматически): корпорация, правовое регулирование деятельности, внутреннее законодательство, внутригосударственное законодательство, мировая экономика, мировое промышленное производство, научная литература, национальное законодательство, одностороннее регулирование, правовой статус.

Источник: moluch.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин