Проведением внешнеэкономических операций приходится заниматься около 80 % коммерческих структур и многим довелось неоднократно сталкиваться с рисковыми ситуациями. Это ситуации, в результате которых либо эффективность проведения операции оказывалась минимальной и совершенно не оправдывала вложенных средств и надежд субъекта бизнеса, либо вообще предприниматель (инвестор) терпел огромные убытки, расплачиваясь за свою неосведомленность, просчеты и некомпетентность в деле.
Проблема рисков является одной из ключевых в предпринимательской деятельности. Она связана с возможностью наступления каких-либо неблагоприятных событий и составляет объективно неизбежный элемент принятия и исполнения практически любого решения. Следовательно, прежде чем предпринимать определенные шаги,'» необходимо сначала выявить риски, а затем уже их как-то оценить и устранить или хотя бы снизить до приемлемых границ.
Главной причиной возникновения рисков в бизнесе является неопределенность, которая порождается в силу: Постоянной нестабильности экономических процессов, трудно поддающихся реальному прогнозированию. Это и природные явления, и технический прогресс, и потребительский спрос, и многое другое. Ограниченности и неполноты информации об экономических процессах, что часто определяется ограниченностью ресурсов (финансовых, временных, технических и других) субъекта предпринимательской деятельности при принятии конкретных решений. Наличия «организованной» неопределенности, обусловленной сокрытием объективной информации по экономическим, политическим и другим причинам. Отсутствия, не редко, четко определенных целей и критериев оценки деятельности предприятия.
Риски в бизнесе и последствия узнаваемости — Дима Ковпак про проблемы в интернете.
Часю под «риском» в бизнесе подразумевается опасность потерь ресурсов компании, недополучения ею доходов, появления дополнительных, непредвиденных расходов.
Риск — это неопределенность хода, исхода и последствий отдельных операций (сделок), направлений и сегментов работы, деятельности компании в целом.
Другими словами, это неполная известность эффективности планируемых или уже проводимых операций.
Таким образом, риск — это ни что иное, как мера экономической безопасности в деятельности компаний.
В мировой практике до 50 % коммерческих операций терпят неудачу из-за недостаточного внимания к проблеме рисков. Быть богатым в современных рыночных условиях — значит уметь выявлять, анализировать и правильно учитывать риски.
С конца 80-х годов на западе получило щирокое развитие и применение систем риск- менеджмента. Риск-менеждмент — это система управления рисками, возникающими в процессе деятельности предприятия.
Основными правилами риск-менеджмента являются: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; надо думать о последствиях риска, нельзя рисковать многим ради малого; положительное решение принимается лишь при отсутствии существенных сомнений; при наличии существенных сомнений принимаются отрицательные решения; в создавшейся ситуации всегда можно найти удовлетворяющее нас решение.
Выявили риск в бизнесе? Что делать? Первое правило!
Источник: scibook.net
Проблема рисков в бизнесе
Проблема рисков является одной из ключевых и в предпринимательской деятельности. Она связана с возможностью наступления каких-либо неблагоприятных событий и составляет объективно неизбежный элемент принятия и исполнения практически любого решения. Следовательно, прежде чем предприниматель сделает определённые шаги, необходимо сначала выявить риски, а затем уже их как-то оценить и устранить или хотя бы снизить до приемлемых границ.
Главной причиной возникновения рисков в бизнесе является неопределенность, которая порождается в силу следующих факторов:
1. Постоянная нестабильность экономических процессов, трудно поддающихся реальному прогнозированию. Это и природные явления, и технический прогресс, и потребительский спрос, и многое другое.
2. Ограниченность и неполнота информации об экономических процессах, что часто определяется ограниченностью ресурсов (финансовых, временных, технических и других) субъекта предпринимательской деятельности при принятии конкретных решений.
3. Наличие “организованной” неопределенности, обусловленной сокрытием объективной информации по экономическим, политическим и другим причинам.
4. Отсутствие четко определенных целей и критериев оценки деятельности предприятия.
Риск – это неопределенность хода, исхода и последствий отдельных операций, направлений и сегментов работы, деятельности компании в целом. Другими словами, это неполная информация об эффективности планируемых или уже проводимых операций.
В мировой практике до 50% коммерческих операций терпят неудачу из-за недостаточного внимания к проблеме рисков.
С конца 80-х годов в мире начали широко применяться системы риск-менеджмента. Риск-менеджмент – это система управления рисками, возникающими в процессе деятельности предприятия.
Основные правила риск-менеджмента: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; надо думать о последствиях риска; нельзя рисковать многим ради малого; положительное решение принимается лишь при отсутствии существенных сомнений; при наличии существенных сомнений принимаются отрицательные решения; в создавшейся ситуации всегда можно найти удовлетворяющее нас решение.
Поэтапное проведение мероприятий риск-менеджмента предусматривает следующее:
1. Идентификация рисков.
2. Анализ и оценка рисков.
4. Разработка и осуществление конкретных процедур управления рисками.
Идентификация рисков. Идентификацией рисков называют процесс постоянного и систематического выявления источников рисков, определения факторов рисков, их классификации и предварительной оценки значимости различных факторов рисков для реализации коммерческого проекта.
Процесс идентификации рисков включает ряд процедур:
1) Выявление источников рисков;
2) Определение возможных для данного проекта типов рисков;
3) Определение категорий оценки рисков, выбор критериев и параметров для оценки каждого типа риска и сравнительной оценки рисков, суммирование рисков;
4) Определение граничных условий для оценки рисков и приемлемого уровня каждого риска;
5) Определение зон повышенного риска;
6) Определение временной последовательности возникновения различных видов рисков и привязка ее к соответствующим этапам осуществления коммерческого проекта;
7) Оценка вероятности возникновения разных типов рисков и ущерба от них, графическое отображение рисков в координатах: величина потерь или вероятность;
8) Вербальное описание и графическое представление рисков с оценкой возможности их возникновения.
Анализ и оценка рисков. В процессе риск-менеджмента важнейшим этапом является анализ и оценка риска. Необходимость этого этапа определяется потребностью выявить степень возможности возникновения риска и величину потерь в случае его возникновения. Цель учета риска – защита от катастрофических убытков и минимизации затрат на прирост стоимости капитала. В широком смысле принципиальными целями учета и управления риском являются: обеспечение экономической прибыльности проекта для предприятия; достижение полезности и ценности для общества; достижение общественного одобрения, публичного признания проекта ( в плане воздействия на окружающую среду и т.д.); снятие политических проблем.
Расчет и анализ рисков может включать:
1) моделирование последствий каждого фактора риска;
2) определение реальной возможности появления каждого фактора риска и потерь;
3) временное распределение рисков;
4) ранжирование факторов риска по значимости;
5) выбор альтернативных критериев для выработки стратегии управления риском;
6) максимизация ликвидности;
7) минимизация риска для фиксированных уровней ликвидности и прибыли.
Разработка стратегии и тактики управления рисками. Основные принципы стратегии риск-менеджмента: максимум выигрыша, оптимальное сочетание выигрыша и величины риска, заданная вероятность результата или допустимый разброс результата.
В зависимости от результатов идентификации и анализа рисков возможно применение различных установок по их разрешению: уклонение – отказ от проведения каких-либо действий, связанных с возможностью появления риска; уменьшение – сокращение вероятности появления риска и объема потерь; оптимизация; принятие – оставление риска за субъектом бизнеса, что влечет полную ответственность за возможные последствия; распределение или передача риска означает, что субъект передает ответственность за риск кому-то другому.
Разработка и осуществление конкретных процедур управления рисками. Данный этап управления рисками включает следующие шаги:
1) создание баз данных, баз знаний и моделей для принятия решения о приемлемости каждого конкретного риска;
2) разработка процедуры оценки рисков и проведение этой оценки;
3) оценка рисков в данный момент времени и демонстрация результатов заказчику, властям и т.д., что позволит избежать дорогостоящих задержек;
4) определение четкой зависимости между методами учета рисков и результатами учета;
5) создание информационной базы для оперативного регулирования рисков;
6) разработка методов для управления рисками и уменьшения рисков;
7) обеспечение кадровой поддержки.
Одной из сфер деятельности наиболее подверженной рискам является внешнеэкономическая деятельность. Особая важность учета рисков и этой области объясняется тем, что во время проведения внешнеэкономической операции происходит сложный процесс движения значительной массы денежных, товарных и материальных средств, оборот юридических документов, а также информационных потоков.
Список использованной литературы:
1. Захаров К.В. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций / К.В. Захаров, В.П. Бочарников, В.В. Липовский, А.К.
Захаров, А.В. Циганок – К.: Эльга, Ника-Центр, 2004. – 260 с.
Источник: be5.biz
Проблемы предпринимательских рисков
В любом направлении деятельности человека существует угроза риска. Проанализировав историю, можно прийти к выводу, что угроза не получения результатов, которые были намечены, в большей степени проявляется в товарно-денежных отношениях и конкуренции предпринимательских организаций. В связи с развитием капиталистических отношений выдвигаются всевозможные теории рисков. В свою очередь деятельность классиков экономической теории направлена на исследование вероятных проблем риска, которые могут возникнуть в процессе предпринимательской деятельности.
Сущность предпринимательского риска
Определение 1
Риск — это вероятность получения непредсказуемого результата при принятии решения в состоянии неопределенности.
Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!
Замечание 1
Понятия “риск” и “предприниматель” были впервые использованы вместе Ричардом Кантильоном. Он написал, что “предприниматель — это человек, действующий в условиях риска”.
Говоря об определении риска, можно выделить три понятия, связанных между собой:
- рисковое событие — это непосредственно наступление самого риска;
- последствия риска, которые могут иметь физический или психологический характер;
- отношение субъекта к риску, где он может дать оценку возможным отрицательным или положительным последствиям риска.
Определение 2
Предпринимательский риск — это категория экономики, заключающаяся в неопределенном исходе планируемой предпринимательской деятельности,которая отражает степень успеха или неуспеха деятельности предпринимателя по отношению к планируемым результатам.
«Проблемы предпринимательских рисков»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Последствия могут проявиться в виде финансовых потерь или неполучения ожидаемой прибыли.
Причины повышенного риска в предпринимательской деятельности могут быть как внутри фирмы (работа персонала), так и во внешней среде обитания предприятия (политические, социальные, экономические).
Исходя из этого предпринимательские фирмы выделяют несколько уровней условия их функционирования:
- хозяйственный потенциал (предпринимательские помещения, оборудования, сотрудники, разработки новых товаров);
- спрос на производимый товар или предоставляемые услуги;
- конкуренция на внешнем и внутреннем рынках;
- влияние окружающей среды, скорость инфляции, размер выплаты налогов.
Если же один из уровней функционирования меняется, появляется угроза риска. В такой ситуации предприниматели выбирают из существующих возможных вариантов риска самый минимальный. В то же время важно сделать выбор, который не повлияет на материальное состояние компании.
Говоря о таких понятиях как “риск” и “неопределенность”, крайне важно разграничивать их и понимать определение каждого из них.
Риск говорит о тех ситуациях, где наступление определенных событий вполне вероятно и может быть количественно оценено.
Неопределенность характеризует события, вероятность наступления которых предугадать невозможно. К такому понятию относятся различные форс-мажорные обстоятельства.
Пути снижения предпринимательского риска
В условиях принятия нужного решения для избежания возможности риска предприниматель должен обладать крепкой профессиональной подготовкой. Ведь в стрессовых ситуациях один предприниматель может иметь такие качества как стойкость, вера в свои силы и умение выдвинуть несколько альтернативных решений, а другой, в свою очередь, будет неуверен в себе и не сможет обладать собой. Здесь будет иметь значение именно психологическое качество человека. Чтобы избежать состояний растерянности в рисковых ситуациях, необходимо иметь крепкую базу знаний в области политики, экономики, психологии, юриспруденции.
К основным способам снижения предпринимательского риска можно отнести глубокую проработку вероятных проблем до начала проекта; поиск компетентных сотрудников и партнеров для разработки проекта; вычисление прогнозов на спрос на определенную продукцию или услуги; разделение риска между сотрудниками проекта; всегда иметь отложенные средства на непредвиденные расходы; страхование риска.
Правила для избежания проблем предпринимательского риска
Принятие предпринимателем верного решения — это залог успешной и процветающей деятельности, так как оно значительно снижает возможность риска и способствует высокое качество планируемого результата. Американский социолог М. Рубинштейн сформулировал основные правила для принятия предпринимательских решений.
- Получите представление о проблеме в целом, и только после этого вникайте в детали.
- Перед принятием решения обязательно рассмотрите все возможные варианты.
- Не бойтесь сомневаться. Даже самые явные истины должны оставлять сомнение.
- Постарайтесь рассматривать существующую проблему с абсолютно разных точек зрения, даже если кажется, что шансов на успех не осталось.
- Ищите аналогии, которые помогут вам вникнуть в суть проблемы. Берите в использование схемы и диаграммы, так как именно они помогают охватить большую проблему одним взглядом.
- Старайтесь задавать больше вопросов как себе, так и партнерам. Правильно сформулированный вопрос может существенно изменить суть ответа.
- Пытайтесь не использовать первое же решение, которое пришло вам в голову. Найдите слабые места данной проблемы и продумайте ряд других, не столь явных решений.
- Постарайтесь доверять своей интуиции. Не смотря на значимость аналитического мышление в возникших проблемах, старайтесь не отбрасывать вариант, который может подсказать вам ваша интуиция.
- Обсудите с кем-либо возникшую проблему перед принятием конечного решения.
- Помните о том, что каждый человек судит о возникшей проблеме со своей индивидуальной точки зрения.
Предпринимательский риск можно рассматривать как обратную сторону экономической свободы. Ведь свободе одного предпринимателя сопутствует и свобода других организаторов. Но в сфере предпринимательской деятельности вполне обосновано выражение “кто не рискует, тот не побеждает”. Именно в условиях принятия рискованного решения предприниматель имеет большую вероятность достичь ожидаемой прибыли и развить качественную предпринимательскую деятельность.
Источник: spravochnick.ru