Не все артисты пережили 2022 год без потерь: одни сейчас сражаются за право выступать на сцене, другие строят новую жизнь за рубежом, завоевывая незнакомую аудиторию. Что приобрел и потерял российский шоу-бизнес, рассказали музыкальный журналист Алексей Остудин и музыкальный критик Артемий Троицкий.
Кальянный рэп из TikTok
Еще одним феноменом 2022 года стала популярность нового музыкального стиля в TikTok — так называемого кальянного рэпа. Впрочем, музыкальных журналистов это не восхитило.
«Такого говна я не слышал никогда. Это просто звучащий продукт, — признался Троицкий. — Нет музыки вообще, русский язык с изъянами, тексты пошлейшие и слащавые, голоса с характерным акцентом. Хуже в мировой истории просто не существовало ничего. И это слушают миллионы У нас сейчас доминирует гопническая музыка, которую исполнять можно лишь на „кортах“ в трениках „абибас“».
Мало корпоративов и меньше гонораров
Большинство компаний решили не проводить новогодние корпоративы в 2022 году или не приглашать на них артистов.
Шоу-бизнес без правил: громкие скандалы эстрады
«Корпоративный бизнес и так сжимался каждый год, а в этом компании решили, что сейчас не время и не место», — отметил Остудин, добавив, что в среднем размер гонораров у российских исполнителей упал.
Массовая релокация артистов
По мнению Троицкого, российская музыкальная сцена, и попсовая, и классическая, сейчас разделилась.
В первой группе оказались артисты, не поддержавшие военную спецоперацию и покинувшие страну: Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Моргенштерн ((внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Фейс (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), «Ногу свело!», Tequilajazzz, СБПЧ и другие. Большинство активно работают, гастролируют, в том числе в странах, куда переехала часть их аудитории (Грузия, Армения, Турция, ОАЭ, страны Прибалтики и Европы), записываются и снимают видеоклипы. Удачно концерты проходят у Земфиры и Бориса Гребенщикова.
Оксимирон (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Земфира и Борис Гребенщиков, фото: социальные сети
Некоторым группам повезло не так сильно — например, распалась петербургская рейв-группа Little Big.
«Надо сказать, что многие, в общем, чувствуют себя вполне уверенно, — говорит Троицкий. — Русских много везде, наши артисты и до этого выступали за границей. Уехали ведь очень известные люди, которые были основой культурного фона Российской Федерации».
Хейт Пугачевой и Галкина
Хорошо складывается за границей ситуация и у комика Максима Галкина (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), хотя в финансовом отношении, говорит Остудин, он потерял, так как зарабатывал в том числе за счет российской рекламы и телевидения.
Максим Галкин (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) и Алла Пугачева на премьере сериала «Вертинский» в кинотеатре «Художественный» 8 сентября 2021 года
«Галкину (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) было много чего терять. Что касается хейта Аллы Борисовны — это игра на низменных чувствах толпы, — уверен Алексей Остудин. — Понятно, что она не работала, концертов у нее не было, отменять было нечего. Но если бы захотела, могла бы стать главной звездой условного русского мира».
Боготворили годами, не зная правды! Кем оказался Леонтьев!!!
Журналист напомнил, что и в советские годы Алла Пугачева избегала исполнять патриотические песни о Коммунистической партии и стройке БАМов.
Волны отмен концертов пришлись на период после 24 февраля и затем — после 21 сентября. Некоторые артисты столкнулись с отменами своих выступлений.
Среди них, к примеру, срывы концертов «ДДТ» на стадионе в Москве и «Би-2» в «Лужниках», на которые уже были проданы билеты. Проблемы с выступлениям возникли и у группы «Сплин».
«Концерт „Би-2“ официально перенесен на следующее лето, но это десятки миллионов рублей убытков, — говорит Остудин. — Затрачены деньги на рекламу, продакшен, билеты… Даже в небольшие клубы сейчас могут позвонить из районной администрации и заявить, что тот или иной артист нежелателен».
По словам Остудина, музыкальная индустрия вернулась в советские времена заградительных списков.
Первый заместитель председателя Комитета госдумы РФ по культуре Денис Майданов во время пресс-конференции, посвященной подведению итогов II сезона Международного детского музыкального конкурса народных исполнителей «Мир — музыка и развитие», 14 ноября 2022 года
Без привозных звезд
Шоу-бизнес был одной из самых пострадавших отраслей в эпоху коронавируса и остается таковой по сей день. По словам Остудина, уже практически полностью обрушился гастрольный бизнес, в том числе с участием привозных звезд.
«Никто из больших международных звезд в Россию уже не приедет, — отмечает журналист. — А раньше Россия была неотъемлемой частью маршрута зарубежных артистов: после скандинавских стран они приезжали в Петербург, оттуда в Москву, затем в Киев и Варшаву. На московские фестивали приезжали топовые звезды, Москва могла похвастаться серьезной концертной афишей».
Часто для российской аудитории выступали иностранные исполнители, еще не достигшие пика своей карьеры, — к примеру, Леди Гага или группа Imagine Dragons.
То же касается киноиндустрии. В Москву на премьеры западных хитов обычно приезжали международные звезды, сыгравшие в картине главные роли. После премьеры они приходили на шоу к Ивану Урганту.
Возрождение жанра пропагандистской песни
Shaman, Вика Цыганова, Ольга Кормухина, Денис Майданов — Артемий Троицкий уверен, что все они являются представителями нового подразделения отечественной эстрады «пропагандистская песня». Такой жанр существовал в СССР, он ассоциировался с артистами типа Кобзона, Зыкиной и Лещенко, которые пели песни про Ленина, партию, Гражданскую и Великую Отечественную войну.
«Потом эта искусственная конструкция рухнула, и реального успеха у большинства песен не было. Хотя были хиты, типа „Дня Победы“, но их можно по пальцам пересчитать», — вспоминает Троицкий.
Shaman (Ярослав Дронов) во время выступления на концерте в рамках фестиваля молодых деятелей культуры «Таврида.Арт», 15 августа 2022 года
По его мнению, певец Shaman на данный момент единственный успешный проект.
«Этот исполнитель заработал на всей политической истории больше всех остальных. Его гонорар с нуля вырос почти до 5 миллионов рублей, — говорит Остудин. — Это, конечно, хорошая работа продюсера. Да, Shaman пишет сам, но ведь десять лет ничего не происходило, хотя он участвовал и в „Факторе А“, и в „Голосе“, и в хорошей кавер-группе пел. Но после песни „Я — русский“… Качественный коммерческий патриотизм».
Лучшие альбомы и рэперы
Напоследок — несколько свежих альбомов, которые пришлись по душе Артемию Троицкому. Среди них — «Дом всех святых» группы «Аквариум», «Камни» Tequilaiazzz, «Воздух общий» группы НОМ.
Из рэперов Троицкий выделил Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Васю Обломова, Оксимирона (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов), Хаски и Фейса (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов).
«Музыкальным документом 2022 года я считаю альбом Влади „Длится февраль“. Мощнейшие тексты», — отметил Троицкий.
Noize MC (внесен Минюстом РФ в реестр иноагентов) во время концерта в поддержку рэпера Хаски на концертной площадке «Главклуба» 26 ноября 2018 года в Москве
Источник: dzen.ru
Елена Мурзина назвала проблему Верки Сердючки и других предавших Россию артистов
После начала спецоперации на Украине некоторые артисты, которые стали популярными и заработали огромные деньги в России, решили встать на сторону киевского режима. Обозреватель Елена Мурзина в материале для «Украина.ру» составила список тех, кто стал для россиян «навечно вчерашними».
Фото: cont.ws
Первое место занимает Андрей Данилко, известный под псевдонимом Верка Сердючка. На протяжении многих лет он ловко скрывал свои истинные убеждения, прикрываясь маской «просто артиста». Однако в 2007 году Данилко выступил на Евровидении с песней, где отчётливо слышались слова «Раша, гудбай». Позже он заявил, что на самом деле эта фраза — «Лаша тумбай», что означает на монгольском языке «взбитые сливки».
«Ташуурдуулж тос» — вот так звучат «взбитые сливки» на монгольском. Или «суун крем». Нелепое объяснение Данилко не помогло», — отметила Мурзина.
Артист купил на заработанные в России деньги 12-комнатную трёхуровневую квартиру на Крещатике, где живёт в гордом одиночестве. Также у Данилко есть особняк в Киевской области и недвижимость за границей.
Второе место занимают братья Меладзе и Вера Брежнева. Валерий Меладзе во время корпоратива в Дубае заявил: «Слава Украине! — Героям слава!»
Нацистское приветствие было произнесено шёпотом, но видео попало в Сеть и спровоцировало большой скандал. Певец начал оправдываться: «Если артист выбирает чью-то сторону, то теряет часть поклонников». Однако все запланированные гастроли Меладзе в России отменены.
Константин Меладзе молча улетел в Италию после начала спецоперации, переписав свой бизнес в России на сестру. Он продолжает получать деньги от музыкального агентства: 209 миллионов чистой прибыли за 2022 год.
Его супруга Вера Брежнева активно поддерживала Украину и даже устроилась работать на склад гуманитарной помощи в Польше.
Артистка «номер один» — именно так называет себя Светлана Лобода — осудила Россию и поспешно улетела из страны после начала спецоперации. Певица начала собирать деньги на помощь украинской армии, покупать оружие и жаловаться на то, что ей приходится мыть посуду и полы. Продюсер Лободы предложила провести корпоративы в Дубае за 70 тысяч долларов, но пока желающих не нашлось.
«Творчество этого «украинского десанта», на самом деле, уже давно стало выходить в тираж, в том смысле, что они все свои хиты спели, сплясали и написали, начиная с Рогозы и заканчивая Лободой — 5-10-15 лет назад. Хорошо, что весь этот «украинский десант» беспринципных личностей покинул наконец страну», — сделала вывод Мурзина.
Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google,.
Источник: www.pravda.ru
Катастрофа, о которой никто не говорит: что будет с музыкальным бизнесом в России
В условиях нового железного занавеса индустрия концертов и современной прогрессивной музыки в России рискует быть уничтожена. Что оказалось самым сложным для инсайдеров индустрии и есть ли все-таки у них перспективы, рассказывает музыкальный менеджер, соосновательница компаний Wool Music и Steezy Екатерина Полищук
Каскад несчастий
В последнее десятилетие музыкальный бизнес России и СНГ стремительно развивался и сумел достичь высокого уровня по росту доходов. Первый — и весьма ощутимый — удар по индустрии нанесла пандемия COVID-19. Если в 2018 году, по данным консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers, объем российского музыкального рынка составлял $596 млн (из них концертный сегмент — $515 млн), то в 2020 году показатели опустились ниже отметки $300 млн. Роль «спасателя» для индустрии в период пандемии взяли на себя стриминговые платформы, которые помогали монетизировать музыку в условиях запрета живых выступлений. В 2020 доход от стриминговых платформ составил 67% всей выручки музыкантов и звукозаписывающих лейблов в стране, по данным все той же PwC.
Однако первая половина 2022 года нанесла по рынку второй удар: после начала «спецоперации»* России на Украине деятельность в стране прекратили французский Deezer и шведский Spotify. А также три главных мировых звукозаписывающих лейбла — Universal Music, Sony Music и Warner Music. (Об уходе с рынка онлайн-платформ и звукозаписывающих компаний и о том, чем это чревато для рядовых российских потребителей, Forbes Life уже писал ранее).
Материал по теме
Релизы артистов из России по-прежнему поставляются за рубеж и доступны на западных стриминговых платформах. Но теперь российские исполнители не могут запрашивать поддержку у редакций — их произведения не добавляются в редакционные плейлисты и не выставляются на «витринах» онлайн-платформ.
Самые сильные потери от ухода Spotify понесли артисты, работающие в прогрессивных жанрах, вроде hyper pop — для них доход от монетизации на шведской платформе составлял 40% всего дохода от дистрибуции музыки, по данным отечественного лейбла Steezy.
«Русские слушают музыку глазами» — YouTube был для музыкантов весьма существенным источником дохода
Что касается музыкантов, работающих в более традиционных жанрах, по ним ударил не столько уход стримингов и лейблов, сколько запрет YouTube на монетизацию контента из России. Управляющий партнер крупнейшей отечественной группы лейблов Zvonko Group и исполнительный директор Zvonko Digital Дмитрий Коннов именно это называет самой большой проблемой для индустрии, потому что, по его словам, «русские слушают музыку глазами» — YouTube был для музыкантов весьма существенным источником дохода. Другой владелец крупного отечественного лейбла, пожелавший остаться анонимным, сообщил Forbes Life, что для многих артистов монетизация контента на крупнейшем видеохостинге составляла 70% заработка.
Помимо этого, многие музыканты лишились и дополнительного источника дохода — рекламных контрактов с брендами. «Этой весной рекламный рынок впал в ступор: все бренды заморозили рекламные кампании, — рассказал Forbes Life Кирилл Диденок, основатель музыкального издательства DNK Music и группы компаний Didenok Team (в числе прочего представляет интересы блогеров и музыкантов Кати Адушкиной и Амины Tenderlybae. — Forbes Life). — Также началась блокировка соцсетей, отключение монетизации, стали вводиться ограничения на публикацию и продвижение для российских пользователей. Продавать рекламу и зарабатывать на этом стало сложнее».
Российские заказчики на рынке остались, но не спешат подписывать контракты. «Каждый российский бренд сейчас строго просчитывает все показатели и анализирует каждый потраченный на рекламу рубль, — объясняет сооснователь и руководитель рекламного агентства в составе Didenok Team Пейзулла Магомедов. — Плюс они очень строго отслеживают информацию о том, публикуют ли звезды политический контент и озвучивают ли свою позицию, — хотят заранее уберечь себя от негатива».
Музыка «без политики»
Казалось бы, в период, когда источники доходов один за другим становятся «нерабочими», музыкантов могут спасти только живые выступления. Но и с концертами с февраля 2022 года все, мягко говоря, сложно.
Артисты, открыто высказавшиеся против «спецоперации», если не потеряли полностью возможность выступать в России, то как минимум сталкиваются с серьезными препятствиями — например, их больше «не берут» на популярные фестивали. Так, певицу Манижу, которая год назад представляла Россию на «Евровидении», а в марте этого года выпустила пацифистский клип на песню Soldier, убрали из списка участников фестивалей «Стереолето», самарского «Самфеста» и фестиваля в «Севкабеле».
Ее полный концерт в московском «Главклубе» тоже отменили. «Первым фестивалем, на котором мое выступление отменили, был «Самфест» в Самаре, — рассказала певица Forbes Life. —Организаторам якобы позвонили из администрации региона и попросили убрать из лайнапа артистов, у которых в Instagram (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена. — Forbes Life) за 24 февраля был пост с черным квадратом и которые не поддержали «спецоперацию» на Украине. В их числе оказалась и я. Нам сообщили, что мое имя снимают с афиш.
Следом была похожая ситуация на фестивале Stereoleto в Петербурге. За несколько дней поднялась волна жесткого хейта в телеграм-каналах и пабликах во «ВКонтакте». Стали появляться призывы проверить меня на «иноагентство» и дискредитацию вооруженных сил. Мой сольный концерт 8 июля отменили почти по той же схеме».
Материал по теме
Из лайнапа фестиваля «Отличный FEST» сняли группы Anacondaz, «Кис-Кис» и певицу Дору. Причем если участники Anacondaz открыто осудили действия России на Украине, то Дора просто перенесла выход нового альбома и опубликовала пост с изображением голубя мира. А на одном из концертов «Кис-Кис», которые открыто о ситуации на Украине не высказывались, зрители скандировали антивоенные лозунги.
С проблемами в проведении тура по России столкнулась группа «Би-2». В апреле этого года музыканты отказались играть концерт в Омске на фоне надписи «Zа президента» — технические работники, по просьбе группы, попытались задрапировать лозунг. Позднее артисты заявили, что их музыка «без политики», а убрать надпись нужно было, потому что она противоречила концепции их шоу. Вскоре после этого музыканты сообщили о переносе концертов в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Уфе, Астрахани, Чебоксарах, Перми, Ярославле и Таллине, а 27 июня выложили на YouTube клип на песню «Колыбельная» с явным пацифистским подтекстом.
Многие исполнители, потерявшие возможность выступать в России либо понимающие, что такая перспектива неизбежна из-за их политической позиции, покидают страну и меняют географию своей аудитории
Многие исполнители, потерявшие возможность выступать в России либо понимающие, что такая перспектива неизбежна из-за их политической позиции, покидают страну и меняют географию своей аудитории — причем довольно успешно. Так, Oxxxymiron, отменивший свои весенние выступления в России, провел европейский тур под названием Russians Against War с солд-аутами в ряде столиц — от Стамбула до Лондона. Вырученные средства были переданы пострадавшим от «спецоперации».
Также совместный благотворительный тур Stand With Ukraine по Европе и Израилю провели Face (объявлен в России иноагентом), «Нервы» и «Порнофильмы». При этом Face весной удалил свой каталог песен из российских стриминговых сервисов и дал ряд интервью, четко демонстрирующих его позицию относительно «спецоперации», после чего был признан в России иноагентом. На осень у исполнителя заявлены три шоу, которые пройдут в Таллине, Риге и Вильнюсе.
«Мы, безусловно, ценим российскую аудиторию. Думаю, и аудитория это прекрасно понимает — как и понимает, почему мы сейчас не можем вернуться и гастролировать по России. «Наши» ребята и ценности наши разделяют», — говорит создатель лейбла Rabstvo и продюсер певицы ooes Глеб Липатов.
Вскоре после начала «спецоперации» Глеб и ooes уехали из страны и утверждают, что в ближайшее время ни о каком возвращении речи быть не может. «Разумеется, можно было бы сначала откатать городов 10-20, а потом уже, заработав котлету денег, начать выступать с антивоенными лозунгами из безопасного теплого местечка, — продолжает Липатов. — Но мы так не могли. Никакие деньги не стоят совести». Глеб Липатов утверждает, что они с музыкантами думают о зарубежных концертах, но конкретных планов пока не строят — сейчас музыканты сосредоточены на записи новых песен. В эмиграции она выпустила трек Fade и сняла на него клип.
«Я покинула Россию, потому что оставаться было страшно, — рассказала Forbes Life сама ooes. — Для меня права человека первостепенны, особенно свобода слова. Я хочу говорить что угодно и где угодно: в интернете или в песнях. К сожалению, в России это невозможно».
Манижа, в свою очередь, уезжать из страны не собирается, несмотря на отмену концертов. 8 июля она планирует провести концерт онлайн и выпустить новую песню. Певица продолжает заниматься благотворительностью — в том числе помогать беженцам — как учредительница фонда Silsila и посол доброй воли ООН. «Невозможно запретить музыку. Я умею петь, писать песни, могу преподавать — у меня уже есть подопечные из числа совсем молодых музыкантов. Много чем еще можно заниматься, помимо одной только гастрольной деятельности», — говорит Манижа.
Forbes Life обратился за комментариями еще к нескольким музыкантам — как покинувшим страну, так и оставшимся. Но ни один из них не согласился ответить на вопросы издания, многие — из соображений безопасности.
Источник: www.forbes.ru