Опыт — эго утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость.
Анализ зарубежного опыта налогового стимулирования малого бизнеса свидетельствует о следующем.
- 1. Несмотря на наличие достаточно большого количества научных разработок и рекомендаций международных финансовых институтов, каждая страна выбирает критерии и применяет свои правила налогообложения в зависимости от национальных особенностей предпринимательской среды.
- 2. Необходимость инновационного пути развития требует применения специальных правил налогообложения для инновационно активных субъектов. Опыт зарубежных стран показывает, что при условии стимулирования малого инновационного бизнеса расширяется возможность прикладных исследований и внедрения инноваций.
- 3. Любое вмешательство в действующую систему налогообложения предполагает нарушение ее нейтральности, соблюдения принципов эффективности и справедливости. В связи с этим принимаемые решения в области стимулирования отдельных субъектов рынка должны быть научно-обоснованы и обеспечивать максимальную эффективность.
Налогообложение как средство формирования благоприятных условий для развития малого бизнеса. Налоговые стимулы наравне с либерализацией институциональных условий функционирования малого бизнеса являются одним из приоритетов в использовании мер государственного воздействия на экономику.
Почему люди закрывают бизнес в Беларуси? Проблемы малого бизнеса в Беларуси.
Вместе с тем создание каких-либо специальных правовых норм для малого бизнеса в области налогообложения сопряжено с неизбежным усложнением самой системы, дополнительными расходами на администрирование и, в итоге, сопровождается потерями в эффективности функционирования налогового механизма. Следовательно, каждое нововведение должно быть оценено с максимальным учетом всех его последствий как экономических, так и социальных.
Малые предприятия обеспечивают, как правило, более низкую производительность, заработную плату и мснсс безопасные условия труда; тем нс мснсс в развитых странах существует положительная корреляция между уровнем развития предпринимательства и уровнем ВВП па душу населения, а также ростом ВВП. Боль шинство новых рабочих мест в настоящее время Европе создается микроорганизациями [1] .
Эго явилось причиной поиска правительствами методов стимулирования предпринимательства вообще и малого бизнеса в частности. Одним из механизмов воздействия государства на указанные виды экономических субъектов становится налоговая политика. Налоговые льготы являются характерной чертой большинства налоговых систем.
Безусловно, изменение структуры налоговой системы в пользу субъектов малого предпринимательства вызывает много вопросов о справедливости и эффективности. Администрирование налогообложения усложняется. Требуется создание специальной системы сбора и анализа информации, которая позволит оцепить эффективность льгот, чтобы они нс привели к дерегулированию.
В докладе ОЭСР по данной теме указывается, что с точки зрения подходов к нейтральности и эффективности налоговой системы все специальные положения для малого бизнеса должны быть оправданы несовершенством рыночных регуляторов». ОЭСР рекомендует при наличии сомнений в применении мер налогового регулирования в устранении диспропорций первоначально их использовать на определенном секторе МП.
В Беларуси утвердили новую стратегию развития малого и среднего бизнеса
На сегодняшний день в сложившейся международной практике налогообложения субъектов малого предпринимательства существует три основных подхода:
- 1) введение на фоне общей национальной системы налогообложения налоговых льгот для малого бизнеса по отдельным видам налогов (обычно это касается налога на прибыль организации или налога на добавленную стоимость);
- 2) введение специальных режимов налогообложения малого бизнеса.
- 3) комбинированный подход, предоставляющий субъектам малого предпринимательства выбор между общим режимом налогообложения с использованием специальных льгот или специальным режимом налогообложения.
Наиболее распространенными па практике являются два вида специальных режимов: упрощенное и вмененное налогообложение, которые, будучи адаптированы к условиям конкретной страны, могут образовывать различные вариации и смешанные формы.
Малое предпринимательство в Республике Беларусь. В силу ряда объективных и субъективных причин потенциал малого бизнеса в Республике Беларусь реализован не полностью. За весь период формирования национальной экономики приватизация крупных предприятий носила ограниченный характер. В последние годы разрабатываются и реализуются инициативы, направленные на улучшение деловой среды и развитие малого предпринимательства. Вместе с тем государственные предприятия продолжают доминировать в структуре производства и экспорта, что не способствует развитию предпринимательской среды.
Определяющую роль в развитии малого бизнеса играет качество институциональной среды, одной из составляющих которой является налогообложение. Белорусский бизнес, оценивая условия функционирования, традиционно указывает на сложности в налогообложении, как один из сдерживающих развитие факторов. Вме
сте с тем, более чем за 20 лет развития налоговая система Республики Беларусь постоянно модернизировала систему налогообложения малого бизнеса, что получило отражение в изменении оценок благоприятности налогового климата в ежегодном справочном издании DoingBusiness.
В соответствии с законодательно установленными критериями к субъектам малого предпринимательства относятся:
- • индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
- • микрооргапизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
- • малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
За последние годы прослеживается устойчивая тенденция роста доли малого предпринимательства в ВВП страны (с 12,3% в 2010 г. до 15,2 в 2013 г.). Заметен и рост численности занятых лиц в этом секторе. В общем количестве работающих он вырос с 17,6% в 2010 г. до 19,4 в 2013 г’.
В 2013 г. во внешнеторговом обороте и, что наиболее важно, в экспорте продукции и услуг доля малого бизнеса занимала практически треть от всей внешнеэкономической деятельности 27,8 и 26,2% соответственно. Хотя присутствуют и негативные тенденции. Доля экспорта малого бизнеса по отношению к общему объему экспорта за этот непростой для экономики период снизилась на 12,7% за период 2010— 2013 гг., что косвенно может свидетельствовать о недостаточной конкурентоспособности белорусского малого бизнеса. Несмотря на постепенный рост доли малых предприятий в ВВП, их экономическая роль по-прежнему довольно ограничена.
Практически весь малый бизнес в Беларуси — это субъекты частной собственности (95,4%). Следует также отметить, что структура малого бизнеса в основном представлена торговлей; ремонтом автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования — более 39,4%; транспортом и связью — 12,4, строительством -14,5, операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставление услуг потребителям — 12,8%. Незначителен удельный вес организаций образования 0,75% и здравоохранения и социальных услуг — 0,46%.
Наблюдается дифференциация уровней рентабельности реализованной продукции по отраслям. Так, например, максимальный уровень рентабельности характерен для субъектов малого предпринимательства по операциям с недвижимым имуществом. Согласно данным Национального статистического комитета максимальный уровень рентабельности был зарегистрирован на уровне — 71,9%.
Высоким уровнем рентабельности также характеризуются субъекты малого бизнеса, осуществляющие деятельность в сфере материально-технического снабжения и сбыта (от -16,2% (убыточность) до 38,7%); связь (от 12 до 24,5%); информационно-вычислительное обслуживание (от 10,4 до 26,8%). Наиболее низкий уровень рентабельности характерен для социальных видов деятельности: здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение. Здесь значение исследуемого показателя рентабельности было незначительным: от 1,4 до 8,2%.
Анализируя финансовые показатели, следует обратить внимание, что в отдельных отраслях (например, наукоемкой и инновационной направленности) малое предпринимательство имеет лучшие параметры перед экономикой в целом. В частности, рентабельность малого наукоемкого бизнеса в 2010—2013 гг. более чем в 2 раза превышала среднюю рентабельность национальной экономики и почти на 60% рентабельность всех отраслей малого бизнеса. Количество убыточных предприятий здесь также меньше чем среди прочих видов малого бизнеса. Это подтверждает реальный потенциал успешного развития малого наукоемкого бизнеса на само основе, а при осуществлении грамотной государственной поддержке этого сектора — возможность отраслевой переориентации в научном направлении.
Роль малого предпринимательства в формировании доходов бюджета. В последние годы наблюдается рост суммы налоговых платежей на одного плательщика. Если в 2010 г. данный показатель составил 22,9 млн руб. (здесь и далее речь идет о белорусских рублях), в 2011 г. —35,74 млн руб., 2012 г. — 69,2 млн руб., то 2013 г. данная цифра достигла 83,6 млн руб.
Даже с учетом инфляции (в среднем 12% в год) произошел существенный рост налоговых платежей на одного плательщика. Наибольшая сумма налоговых поступлений обеспечивается малыми организациями, доля индивидуальных предпринимателей незначительна — не более 2,3% (табл. 4.5).
Таблица 4.5. Сведения о субъектах малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Субъект предпринимательства
Число субъектов
Поступление платежей в бюджет, млрд руб.
Уд. вес в общих поступлениях региона, %
Источник: bstudy.net
Проблемы среднего и малого бизнеса в республике беларусь
Операции с недвижимым имуществом
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
Культура и искусство
Наука и научное обслуживание
Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
Итак, наибольший удельный вес малых предприятий по отраслям экономики занимает деятельность в области торговли и общественного питания (40,93%), промышленности (19,91%), строительства (10,69%) и транспорта (8,1%).
Всемирный банк и Международная финансовая корпорация опубликовали в сентябре очередной отчет «Doing Business 2010» (отчет является достоверным источником исследования ведения бизнеса). В рамках исследования международные эксперты анализируют барьеры для ведения бизнеса в различных странах (в этом году в исследовании участвовала 181 страна) и выстраивают рейтинг государств, наиболее преуспевших в создании благоприятной деловой среды. Исследование оценивается на оценке издержек, возникающих при создании, функционировании и закрытии компаний в разных странах мира, получении разрешений на строительство, найме рабочей силы и т.д. (всего 10 показателей). Лидеры рейтинга — Сингапур, Новая Зеландия и США.
Как показывает отчет, Беларусь за год значительно продвинулась вверх в рейтинге по легкости ведения бизнеса. Страна благодаря реформам в шести из десяти анализируемых в отчете областей вошла в десятку топ-реформаторов, заняв четвертое место в списке после Азербайджана, Албании и Кыргызстана. Благодаря такому успеху презентация отчета экспертами ВБ состоялась и в Беларуси. Ниже в таблице 3.4 приведены рейтинги Беларуси по каждому из десяти показателей за последние два года.
Таблица 3.4 — Рейтинг Республики Беларусь в отчете «Doing Business 2010»
Легкость ведения бизнеса, общий рейтинг
Получение разрешений на строительство
Наем рабочей силы
Обеспечение исполнения контрактов
По итогам года Беларусь стала одним из ведущих реформаторов в категории регистрации собственности. В стране был введен Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него, и сделок с ним, что позволило ей занять весьма высокое 58-е место (вверх с 82 в прошлом году).
По данным отчета, в Беларуси была упрощена возможность получения кредитов благодаря устранению требования о предоставлении отчетности о минимальной сумме займа в органах государственной регистрации кредитов, но при этом страна занимает лишь 113 место в рейтинге по параметру кредитования.
Открытие бизнеса было упрощено благодаря учреждению единого регистра, а также сокращению в два раза минимального размера уставного капитала, однако и здесь место Беларуси невысоко — 109.
Кроме того было упрощено получение разрешений на строительство благодаря введению официальных предельных сроков для получения предварительных одобрений, что в среднем уменьшило временные затраты на 140 дней. Здесь Беларусь на 44 месте.
Высокие места в указанных областях, а также традиционно неплохая позиция в разделе «Найм рабочей силы» — 32 место, средний показатель в разделе «Закрытие бизнеса» — 74 место, собственно и позволили Беларуси улучшить свою позицию в рейтинге [8, с. 9].
При этом следует отметить, что такие категории как защита прав инвесторов и налогообложение являются ключевыми для потенциальных инвесторов, соответственно низкие позиции Беларуси по этим показателям в рейтинге негативно сказываются на ее международном имидже.
Предпринимались попытки конструктивного диалога между правительством и бизнесом, и важную роль в развитии этого диалога сыграли бизнес ассоциации. Начало подобных реформ было обусловлено как осознанием объективной необходимости в реформировании зарегулированной экономики, потребностью в улучшении восприятия белорусского бизнес климата иностранными инвесторами, так и нарастанием влияния мирового финансового кризиса на белорусскую экономику. Именно в период кризиса развитие предпринимательства, прежде всего частного, может способствовать повышению эффективности экономики, ее устойчивости к кризисным явлениям [8, с. 10].
Таким образом, несмотря на положительную динамику развитие малого бизнеса в Республике Беларусь существенно отстает от развитых стран, в связи с чем необходим поиск направлений совершенствования государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, что будет рассмотрено ниже.
Источник: studbooks.net
Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь
Малое и среднее предпринимательство (МСП), оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает социально-ориентированной рыночной экономике повышенную мобильность и обеспечивает повышение благосостояние населения. Оно способствует формированию конкурентной среды, препятствует монополизации рынка, активизирует сокращению безработицы. Развитие малого и среднего предпринимательства в Беларуси за последние годы стало одним из важнейших направлений экономического развития. В настоящее время предпринимательство рассматривается как основное направление структурной перестройки экономики, источник создания новых рабочих мест и формирования доходной части местных и республиканского бюджетов при одновременном сокращении расходов на поддержание существующей структуры производства и занятости.
МСП в условиях глобализации является не только важным элементом национальной экономики любой страны, но и активным участником международных экономических отношений. Субъекты МСП оперативно и гибко реагируют на изменения конъюнктуры рынка, успешно конкурируют с крупным бизнесом и активно внедряют новые технологии. Доля предприятий данного сектора в экспорте промышленно развитых стран составляет 25-40%, а с учетом участия в международной производственной кооперации с транснациональными корпорациями (ТНК) приближается к 60% [1].
В современных условиях ужесточения конкуренции весьма важным становится обеспечение устойчивого развития малого и среднего предпринимательства. Реальная практика доказывает существование целого ряда факторов на макро- и микроэкономическом уровнях, препятствующих стабильному развитию этого вида деятельности, усиливающих ее региональную и отраслевую дифференциацию. В этой связи, на первый план выдвигается необходимость разработки четких определений, критериев и количественных оценок устойчивого развития МСП. Возрастает реальная потребность в раскрытии факторов обеспечения его устойчивого развития в конкурентной среде, направленных на устранение противоречий и диспропорций в развитии малого и среднего предпринимательства. Данный круг вопросов определил актуальность исследования данной темы.
Проблемы малого и среднего предпринимательства широко исследованы в зарубежной и отечественной научной экономической литературе. Классиками экономической науки (А. Смитом, Ж.- Б. Сэйем, Д. Раккардо, У. Петти) раскрыта социально-экономическая сущность предпринимательства, его природа и факторы, влияющие на его развитие.
Большой вклад в современное понимание, теорию и практику предпринимательства, как особого экономического и социального явления, внесли видные зарубежные ученые Ф. Бродель, А. Маршалл, Дж. Робинсон, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, Р. Хизрич.
Современные тенденции развития МСП и его роль в мировой экономике изучались Н.Г. Арурбашем, Е. Калинкиной; специфика современного международного предпринимательства и производственной кооперации — А.О. Блиновым, А.С. Белорусовым.
Актуальные проблемы развития национальной экономики Беларуси и ее вхождения в мировую экономику, процессы интернационализации бизнеса изложены в трудах белорусских ученых А.В. Бондаря, Л.Н. Давыденко, А.Е. Дайнеко, А.В. Данильченко, А.А. Праневич, В. Руденкова, Г.Г. Санько, Г.В. Турбан, В.Н. Шимова, Г.А. Шмарловской, Ю.М.
Ясинского и др.
Теоретические основы малого предпринимательства и развития инновационной деятельности этого сектора в Республике Беларусь рассмотрены в работах М.И. Балашевича, О.С. Башлакова, Т.П. Быковой, И.М. Вашко, С.В. Дадалко, Н.В. Киреенко, Т.И. Кислой, В.Н. Корягина, А.И.
Лученка, С.И. Мазоля, Л.Н. Нехорошевой, Г.И Олехнович, В.Л. Симоновича, А.Н. Сенько и др.
МСП осуществляет непрерывный поиск новых рыночных ниш, активно привлекают новые технологии, стремится использовать инновации для сокращения издержек, получения конкурентных преимуществ, а потому способны значительно повлиять на преодоление инерционности развивающихся экономик и структурных диспропорций. Во многом благодаря МСП успешно решаются региональные и отраслевые задачи:
поддержание конкурентоспособности отраслей и создание кластеров;
стимулирование развития регионов, благодаря расширению вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
технологическая и структурная модернизация в соответствии с уровнем развития НТП;
ускоренное развитие национального производства потребительских товаров.
Условия ведения бизнеса в Беларуси динамично изменяются с каждым годом. В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2017 Беларусь занимает 37 позицию по легкости ведения бизнеса по сравнению с 50 позицией в рейтинге 2016 г. За год до этого Беларусь также улучшила свое положение в рейтинге на 13 позиций. В Беларуси улучшились интернет-сервисы для регистрации новых предприятий, а также увеличилось число регионов, в которых стала возможна онлайн-регистрация. Сократилось время, необходимое для государственной регистрации передачи собственности, а также были внесены изменения в трудовое законодательство. В новом рейтинге отмечено улучшение по показателям подключения к электросетям, защиты миноритарных акционеров, получение кредита, регистрации имущества, принятия решения о несостоятельности. В частности:
упрощен процесс получения соединения электроэнергии путем создания единого окна в системе ЖКХ, которая выполняет все соединения, связанные с услугами, в том числе проектирование и строительство распределительной линии (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 октября 2011 г. №1394, дополнения и изменения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2016 г. № 350);
усилена защита миноритарных инвесторов путем введения средств правовой защиты в тех случаях, когда операции со связанными сторонами являются вредными для компании и требуют большей корпоративной прозрачности (Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9.12.1992, изменение и дополнение Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 308-З);
бюро кредитных историй начало предоставлять кредитные баллы, что поспособствовало укреплению системы кредитной отчетности (Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь «Об установлении размеров вознаграждений за предоставление Национальным банком Республики Беларусь кредитных отчетов» от 13.02.2013 №88, с учетом изменений и дополнений от 25.05.2016 № 270);
упрощена процедура передачи имущества за счет повышения прозрачности и надежности системы управления земельными ресурсами.
На данный момент институциональная среда деятельности МСП постоянно реформируется. Основными документами, которые регулируют законодательство в данной области, является Указ Президента № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
Постановлением Совета Министров от 23 февраля 2016 г. определена государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.», которая разработана в целях обеспечения развития малого и среднего предпринимательства в Беларуси. Задачами государственной программы является содействие развитию субъектов МСП, совершенствование инфраструктуры поддержки МСП, а также улучшение деловой среды.
Для выполнения поставленных задач предусмотрен комплекс мер, включающий в себя внесение поправок в законодательные акты, а также сокращение количества административных процедур, оптимизация стоимости и времени их совершения, внедрение начальных процедур оценки регулирующего воздействия административных процедур для бизнеса, создание и техническая поддержка электронного реестра административных процедур и пр. Также правительство приняло постановление от 11 марта 2016 г. № 195, в котором были определены механизмы финансирования Банком Развития субъектов МСП через банки-резиденты и дочернюю компанию. Основные изменения в законодательстве последних лет направлены на облегчение процесса создания и регистрации бизнеса. Их эффективность подтверждается наличием статистически значимой положительной связи между показателем Всемирного банка «расстояние до передового рубежа» и количеством малых и микроорганизаций и занятостью в них.
Анализ тенденций социально-экономического развития предпринимательской сферы предопределяет необходимость установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу. При этом возникает необходимость четко определить конкретный сегмент рынка, к которому можно было бы применять меры стимулирования. Эти критерии должны быть достаточно простыми и удобными в применении для организации мониторинга их деятельности, бухгалтерского учета, для разработки нормативных правовых актов в области поддержки предпринимательства, налогообложения, антимонопольного регулирования. Вопрос остается актуальным для стран-участниц ЕЭП, так как их критерии отнесения к малому и среднему бизнесу существенно различаются и не вполне соответствуют международным стандартам.
Выделяют количественный, качественный и комбинированный (экономический) подходы к определению МСП. Преимуществом первого подхода является его однозначность и простота поиска информации. Он удобен при проведении статистических исследований и экономического анализа. При этом известны определения, основанные только на использовании одного критерия, например, количество занятых на предприятии, или комбинации критериев, например, численность персонала, выручка от реализации, размер активов. В качестве основных недостатков данного подхода можно указать отсутствие какой бы то ни было теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения и, в связи с этим, трудность их использования для сравнительного анализа.
Качественный подход к определению размера предприятия опирается, в основном, на субъективные суждения и опыт, но, при этом делается акцент на отличия, которые «интуитивно» известны как присущие компаниям того или иного размера. Преимуществом этого подхода является некоторая степень его теоретического обоснования и учет широкого спектра качественных критериев, таких, как «система менеджмента», «система контроля производительности», «система мотивации производительности» и т.д. Основными недостатками является сложность практического применения качественных определений, обусловленная, в частности, трудностью доступа к внутрифирменной информации, а также достаточно широкий спектр используемых критериев.
Комбинированный подход основан на том, что используются как качественные, так и количественные критерии. Характерным примером комбинированного подхода является определение малой фирмы, предложенное в 1971 году в отчете Болтонского Комитета (Великобритания), в котором авторы выделили «экономическую» и «статистическую» составляющие.
ОЭСР определяет предприятие как «очень маленькое», если на нем насчитывается до 19 работников, как «малое», если — до 99, и как «среднее», если трудовой коллектив составляет от 100 до 499 человек. В Америке как малые определяются предприятия с числом работающих в промышленности от 1 до 50 чел., в строительстве — от 25 до 200, в торговле и услугах — от 15 до 50, в сельском хозяйстве — до 100 чел. В Болгарии малыми считаются организации с количеством работников, а средними — до 200 человек, в Венгрии — соответственно до 100 и до 500 [2].
В Республике Беларусь в соответствии с законодательством к субъектам малого предпринимательства относятся:
индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь;
микроорганизации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно;
малые организации — зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 16 до 100 человек включительно.
К субъектам среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год от 101 до 250 человек включительно [3-5].
В течение 2010-2015 гг. в Беларуси отмечается тенденция увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства (таблица 1). Общий прирост составил 20 524 единиц субъектов хозяйствования или 23,6% по отношению к 2010 году. И в абсолютном и в относительном выражении лидерами по увеличению субъектов хозяйствования выступают микроорганизации, количество которых увеличилось на 20 194 единиц или 27,9%. Прирост малых организаций по отношению к 2010 году составил 689 единиц или 5,9%.
Количество средних организаций на протяжении всего исследуемого периода имеет тенденцию к снижению. По отношению к началу исследуемого периода в относительном выражении падение составило 13,0%, в абсолютном — 359 единиц. Данная тенденция свидетельствует о переливе капитала, в широком смысле этого слова, в наиболее мелкие организационные формы. Это свидетельствует о реструктуризации размеров МСП., т.е. сокращении средних форм, которые составляют основу малого бизнеса, при значительном росте микроорганизаций, которые по своей сути являются разветвленной веткой обслуживающего сектора МСП.
Таблица 1. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, единиц
Источник: studwood.net