Проблемы в лесном бизнесе

Петрова, К. А. Проблемы лесопромышленного комплекса России и пути их решения / К. А. Петрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 4 (190). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/190/48077/ (дата обращения: 28.05.2023).

Лесной комплекс является важным сектором экономики большинства субъектов Российской Федерации. По мнению ученых, процесс реформирования лесного комплекса носит затяжной характер, что негативно влияет на данную отрасль.

Развитие лесных отраслей в России имеет большую историю, но острые проблемы в данной сфере экономики стали проявляться к началу второй половины двадцатого века.

К началу второй половины XX в. стала ощущаться нехватка лесосырьевых ресурсов. Одной из проблем в данный период стало отсутствие достоверной информации о наличии древесины в восточных районах страны. Необходимость в данной информации появилась вследствие того, что запасы леса в западных районах были уже достаточно истощены. Объемы лесоустроительных работ стали наращиваться быстрыми темпами. Однако замедление, а затем и прекращение экономического роста в конце XX в. не дали завершить эту работу [3].

ОБЕЗЛЕСИВАНИЕ — ГЛОБАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

В послевоенную эпоху, в связи с развитием цветной металлургии и производства полимерных материалов, заготовка и обработка леса сместилась из сферы прикладного хозяйства в разряд сырья для производства целлюлозы и бумаги, а также сопутствующих товаров. В 1960-е годы строятся новые целлюлозно-бумажные комбинаты. В 1970–80-е годы происходит модернизация производства, а также решаются вопросы негативного воздействия лесной промышленности на экологическую обстановку.

К 1980–1990-м гг. еще более резко обозначилась проблема нецелесообразного использования имеющихся лесных ресурсов. Можно сделать вывод о том, что при большом количестве сырья промышленность не могла обеспечить конкретное качество лесной продукции.

С началом экономической реформы 1992 г. в качестве проблемы в лесном секторе экономики обозначилась опасность потери управляемости и опасность разрушения структуры отрасли. За годы реформы, несмотря на предпринимаемые государством попытки совершенствования системы управления отраслью, так и не найдено оптимальное решение, используются общерыночные, далеко не бесспорные для лесного дела, принципы управления и функционирования лесного сектора [3].

К основным факторам, которые обусловили появление этих проблем, можно отнести следующие:

– истощение эксплуатационных запасов древесины в освоенных зонах и слабые темпы эксплуатационного и инфраструктурного освоения новых лесных территорий;

– несвоевременность и недостаточная точность учета лесных ресурсов;

– низкая эффективность государственного контроля за использованием лесов на уровне регионов;

– низкое качество лесовосстановления [3]

– нелегальные вырубка и экспорт леса.

Экономический потенциал лесопромышленного комплекса характеризуется в первую очередь наличием и возможностями освоения имеющихся лесосырьевых ресурсов. Запасы древесины субъектов РФ позволяют обеспечить не только текущие и перспективные потребности рынка региона в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесных товаров при условии опережающего развития деревообрабатывающей промышленности.

Что с лесной отраслью в 2022-м году?

Усовершенствование и дальнейшая положительная динамика развития лесопромышленного производства во многом зависит от того, насколько эффективной и основательной окажется национальная лесная политика в стране.

Для достижения положительных результатов необходимо обозначить следующие задачи лесной политики РФ:

– совершенствование правовой базы использования и воспроизводства лесных ресурсов;

– реализация структурной политики в лесном комплексе с учетом скорейшего восстановления и развития лесоперерабатывающих производств;

– поиски путей формирования внутреннего рынка лесной продукции;

– совершенствование внешнеэкономических связей с созданием условий для недопущения демпингового ценообразования.

Исходя из вышесказанного, можно выделить основные направления совершенствования процессов инвестирования в лесное производство. Во-первых, сюда можно отнести развитие системы государственных льгот для регионов с целью стимулирования промышленного производства, включая лесную отрасль. Во-вторых, осуществление региональной экономической политики, которая будет направлена на развитие финансовой инфраструктуры.

Можно выделить несколько приоритетных направлений инвестиционной политики в лесном комплексе, учитывающих специфику экономики региона. Первым является инвестирование дальнейшего развития лесного комплекса и создание новых производств по глубокой переработке уникального природного сырья, плантационное лесоразведение. Вторым является восстановление и модернизацию производств специализации, обеспечивающих равноправное участие региона в экономическом развитии страны и изменение пропорций между добывающими и обрабатывающими секторами комплекса.

Читайте также:  Бизнес идеи в отоплении

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что научно-технический потенциал лесного комплекса, который в 1980-х-начале 1990-х гг. характеризовался как современный и эффективный сохранился на сегодняшний день. Но на современном этапе необходимо совершенствование технологий обработки лесоматериалов и большое инвестирование в лесопромышленный комплекс.

Предприятия лесной отрасли оказались не готовы к переходу к условиям рыночной экономики, в результате до конца 1990-х годов производственные мощности многих из них были задействованы частично, лишь некоторые сумели наладить экспорт продукции. В 2000-х годах отрасль практически полностью восстановилась, однако ее экономические показатели могли быть существенно выше, если бы не проблемы с оборудованием и, соответственно, качество выпускаемой продукции.

В настоящее время, доля Российской Федерации на мировом рынке лесоматериалами невелика, свыше половины экспорта приходится на круглый лес и пиломатериалы. Лесозаготовка наиболее полно представлена в Восточной Сибири, на Европейском Севере и Дальнем Востоке.

Можно сделать вывод о том, что технологический прогресс сопровождал все основные исторические события, которые оказывали своё влияние на лесную промышленность. Для дальнейшего полноценного развития лесопромышленной отрасли, потребуются дополнительные инвестиции, которые будут ориентированы на современную лесную промышленность.

Таким образом, дальнейшее динамичное развитие лесного комплекса связано с созданием и развитием вертикально интегрированных структур, которые обеспечат полный технологический цикл производства. Это позволит решить ряд проблем, которые сдерживают развитие отрасли, поможет обеспечить эффективное привлечение инвестиций, которые необходимы для модернизации основных производственных фондов и внедрения новых технологий.

  1. Блам Ю. Ш., Машкина Л. В., Бабенко Т. И., Ермолаев О. В. Лесопромышленный комплекс в контексте мирового сектора // ЭКО—2013. № 11— С. 26–44.
  2. Историческая справка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.investinregions.ru/investor/industry/lesnaya-otrasl/current/ — (Дата обращения 22.01.2018).
  3. Осипов Б. А., Дорошенко В.А, Медведь В. В. Возможности и проблемы развития лесопромышленного комплекса региона// Вестник ТГЭУ. —2010. —№ 1—с.29–37;
  4. Лесная промышленность в истории Коми края: учеб. пособие / В. Н. Бубличенко. –Ухта: УГТУ, 2017. –200с.
  5. Сушко О. П. Современное состояние лесопромышленного комплекса в условиях глобализации мирового рынка региона// Вестник Северного (Арктического) федерального университета. —2014.—с.126–134;

Основные термины (генерируются автоматически): лесной комплекс, лесная отрасль, лесная продукция, лесная промышленность, лесопромышленный комплекс, начало второй, проблема, развитие, ресурс, Российская Федерация.

Источник: moluch.ru

Проблемы в лесопромышленной отрасли и пути их решения

Их обсудили представители власти, крупного бизнеса и иностранные партнеры.

Были представлены мнения законодателей, крупнейшего бизнеса и иностранных гостей. Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в лесном комплексе Николай Макаров отметил, что рассмотрение темы лесопромышленного комплекса республики и федеральных проблем, связанных с этой тематикой, неслучайно. — Эта отрасль является одной из наиболее пострадавших в результате применения нашими бывшими западными партнерами санкций к экономике Российской Федерации.

Значительная часть продукции лесопромышленного комплекса России была ориентирована на западные рынки. В частности, порядка 80% фанеры и плитной продукции предназначалось для Европы. Сегодня эти объемы перенаправляются на другие рынки. В этом вопросе нам активно помогают наши коллеги из дружественных государств.

В первую очередь это Китай, Индия, Ближний Восток, страны СНГ, — отметил Николай Макаров. Президент ТПП РБ Тимур Хакимов поднял острые вопросы по внутренним проблемам, связанным с ситуацией в лесопромышленном комплексе. Болевые точки своих компаний и предложения для их решения раскрыли представители бизнеса.

В частности, были озвучены вопросы по логистике и поиску новых деловых партнеров, прозвучали предложения о необходимости господдержки деревянного домостроения. Об изменениях в федеральном законодательстве в этой сфере рассказал депутат Госдумы РФ Зариф Байгускаров. — За последние несколько лет принят ряд законов.

Президент страны с 1 января 2022 года запретил вывоз из Российской Федерации необработанной древесины, -отметил Зариф Байгускаров. Исполнительный директор Ассоциации «Национальная рабочая группа по добровольной лесной сертификации» Николай Шматков в качестве одной из мер по сохранению лесного фонда предложил покупать российскую продукцию из древесины и бумаги, сертифицированную по системе «Лесной эталон».

Читайте также:  Реестр малого бизнеса как проверить

Эта система была создана после отзыва европейских сертификатов FSС в апреле 2022 года. — Это очень хороший пример ответственного отношения к бизнесу, к стране, к лесной промышленности. И сегодня мы будем эту тему развивать. Надо экстраполировать эту историю для начала на СНГ и далее на страны, входящие в БРИКС, ШОС.

У нас есть возможность прийти к тому, чтобы эта сертификация признавалась во всем мире. Это будет хорошим подспорьем для российской лесной промышленности, — подчеркнул Николай Макаров. Генеральный секретарь по импорту и экспорту отделения Китайской ассоциации торговли лесом и лесопродукции Ян Цзюнь И подтвердила востребованность продукции из России на рынке Китая. Она также отметила, что активному ведению бизнеса двух стран мешают проблемы с логистикой и платежами.

Источник: ye102.ru

Барьеры для малого бизнеса в лесопромышленном комплексе России

Большая часть малых предприятий в лесном секторе экономики возникла на волне массовых банкротств лесозаготовительных предприятий в 1995−1998 годах: на базе реформируемых или ликвидируемых предприятий тогда создавались малые предприятия, новые рабочие места для высвобождаемых работников. Малый бизнес в ЛПК дал возможность выжить жителям сельских регионов в условиях, когда другие виды предпринимательства не могли развиваться из-за крайне низкой платежеспособности населения. Одним из преимуществ процесса роста числа лесозаготовительных предприятий стало наполнение доходной части местных бюджетов.

Однако сегодня малый бизнес ЛПК нельзя назвать эффективно развивающимся. Уровень инвестиций в него остается низким, их основным источником являются собственные средства организаций. Развитие большинства малых предприятий тормозит недостаток собственных средств, а также сложности с получением заемных средств. Непомерные процентные ставки и краткосрочный характер кредита делают условия невыгодными для предприятий малого бизнеса. Кроме того, банки требуют от заемщика залог (как правило, технику, оборудование) и предоставление огромного количества документов для оформления кредита.

В итоге предприятие лишается возможности взять кредит для модернизации и расширения производства, погашения кредиторской задолженности, пополнения оборотных средств, выплаты зарплат. Недостаток оборотных средств негативно сказывается на оснащенности предприятий: большинство из них работают на устаревшем оборудовании, испытывают недостаток производственных площадей. Мешает продуктивно работать и бремя налоговой нагрузки, в особенности тем, кто использует не упрощенную, а общепринятую систему налогообложения.

Предприятиям малого и среднего бизнеса ЛПК нельзя существовать без сырьевой базы. Однако при распределении лесных участков в аренду учитываются, как правило, интересы крупных холдингов. Малым предпринимателям не хватает сил отстаивать собственные интересы. В предпринимательском сообществе уже звучали предложения в структуре департамента ЛПК если не создать отдельный отдел, то хотя бы выделить штатную единицу − сотрудника, который бы защищал интересы малых лесопромышленников, участвовал в процедуре распределения лесных участков в аренду.

Сталкиваться с жесткой конкуренцией малым предприятиям приходится и на рынке сбыта продукции: в условиях сезонности поступления заказов, устоявшегося монополизма в ценообразовании и закупок со стороны крупных потребителей сырья «малыши» просто выдавливаются из отрасли.

В результате всех этих обстоятельств сегодня приходится констатировать сокращение численности малых предприятий в ЛПК. Противостоять проблемам, с которыми приходится ежедневно сталкиваться и которые мешают нормально работать, малому бизнесу своими силами трудно. К сожалению, не приходится рассчитывать и на государственную поддержку.

Более того, органы власти всех уровней будто намеренно выстраивают административные барьеры. Чиновники сочинили столько лишних правил и процедур сверх предусмотренных законодательных и нормативных документов, что складывается впечатление, будто их единственная задача − препятствовать развитию малого бизнеса. Не лучшим образом сказываются и частые проверки со стороны ОБЭП, налоговых органов и других контролирующих и инспектирующих организаций, а также трудности с оформлением документов при открытии нового предприятия.

Но даже в таких непростых условиях Конфедерация ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности считает малые предприятия основной реально возможной формой организации производства для увеличения числа хозяйствующих субъектов и соответственно объемов производства. Мы убеждены, что ситуацию можно изменить, и начинаться эти изменения должны с пересмотра отношения госорганов к малым предприятиям, взятия курса на комплексные меры государственной поддержки малого бизнеса.

Читайте также:  Выращивание норки в домашних условиях бизнес

По нашему убеждению, развитие малых предприятий лесного сектора должно идти путем переориентации предприятий ЛПК с преимущественно сырьевой направленности на производство продукции высокой добавленной стоимости. Серьезным шагом к переводу предприятий с «сырьевой иглы» на цивилизованные методы работы могли бы стать льготы предпринимателям лесного комплекса на покупку российской и зарубежной техники и оборудования для глубокой переработки древесины. Речь идет о частичной компенсации стоимости покупки, что позволило бы снизить стоимость затрат, которые несет предприниматель. Стимулировать развитие глубокой переработки древесного сырья призваны меры таможенного регулирования экспорта лесопродукции за счет увеличения вывозных таможенных ставок на необработанные лесоматериалы и снижения ставок на пиломатериалы, продукцию глубокой переработки древесины.

Среди предпринимателей лесного сектора хорошо зарекомендовали себя такие меры поддержки, как субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам и возмещение части затрат, связанных с продвижением продукции на российский и международный рынки (сертификация, выставочно-ярмарочные мероприятия), а также субсидии на разработку бизнес-планов.

Эти меры позволили бы увеличить число субъектов малого предпринимательства, занятого лесозаготовками и лесопереработкой, увеличить объемы производства лесопиления и деревообработки, снизить возможные финансовые риски. Вместе с тем это расширило бы налогооблагаемую базу, увеличило занятость населения, сформировало прочный фундамент для качественного роста регионов и всего ЛПК. Безусловно, для сбалансированного развития отрасли необходимо развитие крупных предприятий типа ЦБК. Но ведь есть еще производство фанеры, плит, шпал, древесного угля, лесохимическое производство, деревообработка, лесопиление. Здесь нам без малого бизнеса никак не обойтись.

Вопросы малого бизнеса поднимались в апреле участниками первой городской конференции представителей малого бизнеса в Сыктывкаре. Итогом конференции стало решение о создании в Сыктывкаре при главе администрации координационного совета по малому бизнесу. Одновременно с этим будет разрабатываться муниципальная программа развития предпринимательства. Особое внимание в ней будет уделено развитию малого бизнеса в отраслях, связанных с производством, сельским хозяйством, ЖКХ, устранению перекосов в структуре предпринимательства.

Определенные надежды на улучшение ситуации дают высказывания президента РФ Дмитрия Медведева. Так, в конце марта на заседании Госсовета в Тобольске он высказал несколько революционных предложений, касающихся развития малого бизнеса. Президент предложил, в частности, полностью запретить доступ контролирующих организаций на предприятия без решения прокуратуры или суда даже при наличии жалоб на работу малого бизнеса.

Выступая на совещании в московском технопарке «Строгино», Дмитрий Медведев заявил, что к 2020 году средний класс в России должен составлять 60−70 %. Такими же темпами должен развиваться малый и средний бизнес. Он сообщил, что доля малого и среднего бизнеса в ВВП России составляет 13−15 %, тогда как в развитых странах этот показатель достигает 50−70 % от объема ВВП. «Необходимо, чтобы более высокими темпами шло техническое перевооружение малого и среднего бизнеса», − подчеркнул Дмитрий Медведев. Он призвал также изменить систему бюрократического регулирования малого бизнеса и «отсечь от этой системы все те наслоения, которыми она обросла за 20 лет, и оставить только базовые вещи».

Аналитики считают, что новый руководитель страны принялся осуществлять прорыв, о необходимости которого твердили бизнесмены. Важно только, чтобы предложенные меры не остались на бумаге, не были «утоплены» коррумпированными чиновниками. Бюрократия − большое препятствие для развития бизнеса, но в стране отсутствует общая политика содействия малому предпринимательству. Нужны эффективная программа стимулирования и поддержки и дальнейшие решительные шаги по ее претворению в жизнь.

Валерий САЙКОВСКИЙ,
президент Конфедерации ассоциаций и союзов лесной, целлюлозно-бумажной,
деревообрабатывающей и мебельной промышленности

Источник: lesprominform.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин