В данной статье анализируются вопросы развития цифровой экономики и малого предпринимательства. Рассмотрены понятия «предпринимательство», «цифровая экономика». Раскрыты проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в условиях цифровой экономики. Выявлены подходы, уровни и отличительные черты цифровой экономики.
Представлены вопросы влияния цифровой экономики на развитие малого предпринимательства и то, какую роль в этом процессе играет образование. Изменения, происходящие в экономике, напрямую влияют на образование, поэтому выявлена необходимость на всех уровнях образования в расширении применения цифровых технологий и в создании условий, новых обучающих программ для получения знаний и навыков, требуемых цифровой экономикой.
Представлены цифровые компетенции, уровни цифровой подготовки – аналитический, профессиональный, продвинутый, базовый, элементарный, которые формируются в разных формах обучения. Отмечено, что конкурентоспособность малых предприятий во многом зависит от высококвалифицированных сотрудников, доступа к своевременной информации. Выделяется главное конкурентное преимущество – внедрение в деятельность малых предприятий цифровых технологий, что подразумевает наличие цифровых платформ, необходимых для ведения бизнеса. Применение цифровых технологий в образовании приведет к формированию новых компетенций, которые позволят развитию благоприятной среды для становления нового типа компетентных предпринимателей.
Проблемы кредитования малого бизнеса
предпринимательская деятельность
малое предпринимательство
цифровая экономика
платформа «цифровой экономики»
цифровые компетенции
конкурентоспособность
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 26.07.2017 № 199-ФЗ) [Электронный ресурс]. – URL: http://fzrf.su/kodeks/gk-1/ (дата обращения: 20.02.2018).
3. Шишкина А.А. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития / А.А. Шишкина // Молодой ученый. – 2017. – № 18. – С. 192–195.
4. Хасанова Г.А. Проблемы развития человеческого капитала в России / Г.А. Хасанов, А.А. Рабцевич // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 5–2(12). – С. 70–71.
5. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. – URL: http://sudact.ru/law/rasporiazhenie-pravitelstva-rf-ot-28072017-n-1632-r/programma-tsifrovaia-ekonomika-rossiiskoi-federatsii/ (дата обращения: 03.02.2018).
6. Введение в «Цифровую» экономику / под общ. ред. А.В. Кешелева; гл. «цифр.». – конс. И.А. Зимненко. – М.: ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.
7. Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения: монография. – Нижний Новгород: Изд-во «Профессиональная наука», 2018. – 131 с.
Экономика России в результате радикальной трансформации, произошедшей за последние десятилетия, перестала быть закрытой и постепенно стала частью мировой экономики. Главная особенность будущего общества – проникновение цифровых технологий в жизнь человека. Это обусловлено прогрессом в областях информационных технологий, телекоммуникаций. Вопросы инновационного, в последующем цифрового развития экономики сопровождаются активизацией предпринимательской деятельности малых предприятий и ростом количества и качества их компетенций, что связано с высшим образованием.
Система бонусов для сотрудников. Как решить проблемы бизнеса, связанные с внедрением системы? 16+
В принятой «Программе развития цифровой экономики в Российской Федерации до 2035 года» поставлена задача: сформировать систему мер поддержки и стимулирования, обеспечивающую мотивацию субъектов экономической деятельности к цифровым инновациям и исследованиям в области цифровых технологий.
Данная программа предусматривает повышение конкурентоспособности малых предприятий, где инструментом или способом такого повышения является внедрение и развитие цифровых технологий в работе малых предприятий, а более конкретно – развитие инновационного малого предпринимательства в сфере цифровой экономики.
Вопросы взаимосвязи предпринимательства и развития цифровых технологий и того, какую роль в этом процессе играет образование, представлены в данной статье.
Понятие предпринимательства рассматривается в ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1].
«…Исследования понятия «предпринимательство» показали отсутствие единства взглядов на этот экономический феномен и социальный феномен. Однако при всех имеющихся разночтениях можно выделить общие для всех подходы, которые позволяют дать определение предпринимательству. В частности, ни у кого не вызывают возражения такие положения, как [2]:
а) предпринимательская деятельность осуществляется ради получения прибыли;
б) предпринимательская деятельность связана с риском;
в) предпринимательская деятельность полезна для общества;
г) по своей сущности предпринимательская деятельность является организаторской, самостоятельной, инициативной и инновационной».
В условиях развития цифровой экономики под предпринимательской деятельностью понимается ее организация в рамках компетенций самого предпринимателя, что позволяет получить по возможности максимальную прибыль, но только при условии создания востребованных обществом высокотехнологических товаров и услуг с применением цифровых технологий.
При использовании малыми предприятиями в своей деятельности цифровых технологий резко возрастает предпринимательский риск. И это связано не только с выпуском новой высокотехнологической продукции, но и с увеличением масштабов финансирования этого процесса.
На успешное развитие малого предпринимательства оказывают влияние множество факторов, как отрицательных, так и положительных. В табл. 1 представлены проблемы развития малого бизнеса, среди которых можно отметить некомпетентность предпринимателей и сложность внедрения новейших технологий [2, 3].
В аспекте профессиональной некомпетентности, согласно регулярным опросам в среде малого бизнеса США главными причинами неэффективного развития бизнеса являются:
1) некомпетентность руководителя;
2) нехватка опыта в производстве, финансах, поставках, управлении в единоличных формах владения и в товариществах;
3) несбалансированный опыт;
4) неумение налаживать и поддерживать деловые связи и контакты [2].
Как нами было отмечено, предпринимательская деятельность должна быть полезна для общества в целом, и в первую очередь она тесно связано с развитием цифровых технологий. Далее рассматривается, какая роль на данном этапе отводится малому предпринимательству и какие при этом основные проблемы необходимо решать.
Можно обозначить одну из главных проблем малого предпринимательства – некомпетентность предпринимателя, которая выражается в отсутствии знаний в области менеджмента, маркетинга, производства, финансов, снабжения, опыта в управлении, неспособности решения нестандартных задач. И здесь можно согласиться с Г.А. Хасановым, что «необходимы серьезные инвестиции в развитии человеческого капитала в России» [4, c. 71] и актуальность этой позиции возрастает в аспекте развития цифровой экономики.
К термину «цифровая экономика» существует два подхода: классический и расширенный. В классическом подходе цифровая экономика – экономика, которая осуществляется с помощью цифровых технологий в области электронных товаров и услуг, например дистанционное обучение, телемедицина, продажа медиаконтента (ТВ, кино и т.п.). По расширенному подходу цифровая экономика рассматривается как экономическое производство с использованием цифровых технологий.
«Цифровая экономика (электронная) – совокупность общественных отношений, складывающихся при использовании электронных технологий, электронной инфраструктуры и услуг, технологий анализа больших объёмов данных и прогнозирования в целях оптимизации производства, распределения, обмена, потребления и повышения уровня социально-экономического развития государств» [5].
Цифровая экономика также рассматривается как хозяйственная деятельность, в которой ключевой фактор производства – данные в цифровой форме. Она способствует:
1) формированию информационного пространства, при этом учитывая потребности граждан и общества в качественных и достоверных сведениях;
2) развитию информационной инфраструктуры РФ, организации и применения информационно-телекоммуникационных технологий в России;
3) созданию для социальной и экономической сферы новой технологической основы.
Цифровая экономика представлена следующими уровнями, которые напрямую влияют на жизнь граждан и общества в целом – рис. 1 [6].
Проблемы развития малого и среднего предпринимательства
Проблемы развития малого и среднего бизнеса
ограниченность привлечения значительных финансовых средств, так как в России у малого бизнеса нет вероятности получить стартовый капитал от инвесторов, предприниматель самостоятельно вынужден находить данные средства
при банкротстве полная имущественная ответственность за долги
сроки выхода на прибыльность, которые напрямую зависят от вида деятельности
Трудность в получении кредита
кредитование бизнеса – сложная процедура. Банки предоставляют кредиты с высокими процентными ставками с короткими сроками. И как следствие банковские кредитные программы малодоступны для молодых предпринимателей (отсутствие залогового имущества, высокие кредитные ставки)
слабость управления, отсутствие знаний в области менеджмента, маркетинга, финансов, производства, снабжения, а также недостаточность управленческого опыта и неспособность решения нестандартных задач
Высокий уровень риска
высокая степень неустойчивости положения на рынке в связи с конкуренцией, как следствие, высокий уровень риска банкротства
Налогообложение и заработная плата
значительные затраты – заработная плата сотрудникам и связанные с ней налоги, которые оказывают влияние на рентабельность компании. Расходы на заработную плату в малом бизнесе составляют 30–50 %. Проще покрыть часть расходов за счёт фондов компании и выплачивать минимальные заработные платы
Сложность внедрения новейших технологий
для внедрения новых технологий необходимы финансовые средства, которые чаще всего у малого бизнеса отсутствуют, а также нет возможности привлечения капитала от инвесторов
Рис. 1. Уровни цифровой экономики
Рис. 2. Отличительные черты цифровой экономики
Можно выделить следующие отличительные черты цифровой экономики – рис. 2 [6, с. 13–14]:
1. На Платформах «цифровой» экономики сосредотачивается экономическая деятельность. Под Платформой «Цифровой» экономики понимается цифровая среда с набором функций и сервисов, которая напрямую обеспечивает потребности как потребителей, так и производителей. Классический рынок может служить примером «Платформы» как бизнес-модели, где потребители и производители находят друг друга.
2. На сегодняшний день развитие технологий, таких как Big Data, 3D печать, позволяет удовлетворять потребности не среднестатистического потребителя, а каждого конкретного клиента. Поэтому вторая отличительная черта – персонифицированные сервисные данные.
3. Развитие коммуникационных технологий позволяет напрямую общаться потребителям с производителями без многочисленной цепочки посредников. Особенность цифровой экономики в том, что она позволяет непосредственное взаимодействие производителей с потребителями.
5. Значительная роль вклада индивидуальных участников. Энтузиастам-одиночкам отводится особая роль в бизнес-процессах при развитии технологий. Выделяют два типа взаимодействий в экономике:
I – B2B (business-to-business), B2C (business-to-customer/consumer), B2G (business-to-government) – фрилансеры, которые выполняют контрактные обязательства на аутсорсинге.
II – C2B (customer-to-business), C2C (customer-to-customer) – Crowd Funding стартапы.
В цифровой экономике одно из важных условий эффективного развития ведущих сфер человеческой деятельности – формирование соответствующей институциональной среды. К одному из ключевых институтов важно отнести кадры и образование, в рамках которых создаются условия для успешного развития цифровой экономики.
На сегодняшний день изменения в экономике стран, прогнозирование ее развития на перспективу затрагивает все уровни сферы образования, начиная от начального, среднего, профессионального и до высшего – это напрямую связано с качеством знаний, получаемых обучающимися. В системе образования расширяется применение цифровых технологий:
1. Каждое образовательное учреждение имеет выход в сеть Интернет и индивидуальные сайты в соответствии с государственными требованиями.
2. В программах общего образования ведется курс информатики и информационно-коммуникационных технологий, также осуществляется подготовка кадров для цифровой экономики.
Формирование цифровых компетенций в различных формах обучения
Уровень цифровой подготовки
Навыки информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
навыки поиска информации, способности
получения доступа к ней,
анализ и обобщение, разработка практических рекомендаций для применения имеющегося опыта
МВА (master of business administration)
в области ИКТ навыки работы с современными програм-мными продуктами, эксплуатация, управление, обслуживание, проектирование информационной архитектуры, создание дизайна, научные исследования и разработки
ориентация в развивающихся цифровых условиях: в программном обеспечении, аналитических технологиях и платформах отчетности; развитие способности в применении на практике цифровых технологий; знания и навыки в области этики применения ИКТ
компоненты цифровой грамотности: доступ к сети, базовые навыки программирования и алгоритмизации, создание продуктов и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе, владение компьютерными технологиями, умение пользоваться веб-средой
компьютерная грамотность: пользовательские навыки, необходимые для получения услуг в цифровой среде
Среди недостатков отметим:
1. Малочисленность подготовки кадров и неполное соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики.
2. На всех уровнях в образовательном процессе наблюдается дефицит кадров.
3. В процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду [5].
Поэтому на сегодняшний день необходимо, начиная с вузов, создавать благоприятную среду для «создания» нового типа компетентных предпринимателей, т.е. инициативных, творческих, с предпринимательским складом ума, владеющих необходимыми знаниями, умениями и навыками, быстро адаптирующихся к изменяющейся среде, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера и ориентированные на цифровые технологии.
Перед университетами и другими вузовскими организациями встали задачи переходного периода: подготовка бакалавров и магистров по направлениям и специальностям, а также необходимость в расширении ниши программ и создании условий, в которых обучающиеся получат знания и навыки, требуемые цифровой экономикой [7].
В табл. 2 представлены цифровые компетенции, уровни цифровой подготовки (аналитический, профессиональный, продвинутый, базовый, элементарный), которые необходимо формировать в разных формах обучения [7, c. 68].
Актуальными проблемами развития малого предпринимательства и повышения его конкурентоспособности являются нестабильное развитие экономики и политики, неравномерная конкуренция, проблемы к доступу ресурсов, большие налоги и некомпетентность предпринимателя.
На основе выделенных проблем развития цифровой экономики и развития малого и среднего бизнеса можно сделать следующие выводы, что не всегда у предпринимателей есть возможность успешной реализации своего дела с применением цифровых технологий.
Известно, что конкурентные преимущества базируются на ресурсных факторах, к каковым можно отнести природные, трудовые, финансовые ресурсы, наличие инфраструктуры и основных производственных фондов. Для малого предпринимательства, рассматриваемого в рамках цифровой экономики, определяющими в этом списке будут являться высококвалифицированные сотрудники, а также доступ к своевременной информации, что подразумевает наличие цифровых платформ, необходимых для ведения бизнеса или развития цифрового направления бизнеса.
Для этого необходимо реализовать государственные программы развития цифровой экономики, что предусматривает адаптацию новых технологий к потребностям бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. Надо начинать с изменений в процессе образования всех уровней – расширение применения цифровых технологий, создание соответствующих условий, изменение образовательных программ, в части формирования новых компетенций, т.е. знаний и навыков, востребованных цифровой экономикой, что позволит в дальнейшем развить благоприятную среду для «создания» нового типа компетентных предпринимателей.
Источник: fundamental-research.ru
Малый бизнес и инновации. Проблемы и пути решения
Цель данной работы – рассказать об инновационных процессах в малом бизнесе.
Задачи – раскрыть основные проблемы инновационных процессов в малом бизнесе; определить пути и последствия решения данных проблем
Введение 3
Инновации в малом бизнесе 4
Инновационный потенциал малого предпринимательства 4
Взаимодействие предприятий малого инновационного и крупного бизнеса 10
Роль инновационной сферы малого и венчурного бизнеса в экономике государства 19
Основные проблемы инновационных процессов в малом бизнесе 22
Отсутствие правовой основы и минимальная востребованность малого инновационного бизнеса 22
Кадровая проблема и финансовые механизмы инновационной деятельности 23
Неблагоприятный экономический фон и низкая мотивация исследователей 25
Пути и последствия решения проблем инновационных процессов в малом бизнесе 26
Решение проблем отсутствия правовой основы и минимальной востребованности 26
Решение проблемы неблагоприятного экономического фона и низкой мотивации 27
Заключение 28
Список использованных источников 29
Прикрепленные файлы: 1 файл
Введение
В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия.
Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом. Многие малые предприятия для более интенсивного развития своего бизнеса прибегают использованию в своем производстве инновации. Вводят в производство новые или усовершенствуют старую продукцию, добиваясь этим увеличения прибыли.
Цель данной работы – рассказать об инновационных процессах в малом бизнесе.
Задачи – раскрыть основные проблемы инновационных процессов в малом бизнесе; определить пути и последствия решения данных проблем
Инновации в малом бизнесе
Инновационный потенциал малого предпринимательства
В современном мире наблюдается смена технологического уклада, сопровождаемого переходом на новую стадию развития – построения постиндустриального общества. Седьмой технологический уклад базируется на экономике, основанной на знаниях, инновациях, положительном восприятии новых идей, готовности к внедрению разработок различного назначения. Ведущую роль играют информационные сети, высокие технологии, интеллектуальные ресурсы, инновационная организация различных сфер деятельности, новый уровень отношения к трансферту и диффузии знаний. Экономика знаний превращается в мощный импульс социально-экономического развития, повышения конкурентоспособности продукции (услуг), способствует диверсификации деятельности, помогает подъёму производства в регионах и стране в целом.
Сегодня в промышленно развитых странах от 70 до 100 % прироста ВВП осуществляется за счёт использования достижений науки. Больше половины экономического роста США достигают не за счёт наращивания таких традиционных факторов производства, как труд и капитал, а благодаря научно-техническому прогрессу. Успех инновационной составляющей отечественной экономики во многом зависит от состояния и развития малого предпринимательства, которое, несомненно, является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний, технологий.
Следует различать малый бизнес и инновационное предпринимательство. Малый бизнес может быть и не инновационным. Инновация – это новшество, ставшее предметом использования для промышленных или потребительских целей. Йозеф Шумпетер отмечал, что непременным свойством предпринимательства является новаторство, которое подразумевает постоянное творчество в использовании ограниченных ресурсов для достижения максимального результата. Поэтому характерной чертой инновационного бизнеса является использование для получения прибыли новых подходов, идей, продуктов, чтобы максимально возможно удовлетворить потенциальные потребности рынка.
Малый бизнес выступает важнейшим субъектом инновационной деятельности, может внести существенный вклад в развитие производства в технически передовых областях и направлениях. Он служит основным источником нововведений, генератором новых идей, создаёт предпосылки к инновационному развитию экономики страны в целом. Малое предпринимательство инновационно по своей природе, чему способствуют веские черты организаций малого бизнеса:
— гибкость, мобильность и адаптивность в быстро меняющихся условиях в силу размера, а также управление, как правило, руководителем-инноватором;
— повышенная экономическими и неэкономическими факторами мотивация к инновационной деятельности;
— творческая специализация в деятельности;
— немногочисленный, но чаще всего высококвалифицированный персонал;
— ориентация на достижение максимально возможного результата;
— высокая производительность труда и низкие издержки производства;
— высокая отдача на единицу финансовых вложений в НИОКР.
Малый бизнес выступает важным фактором, обеспечивающим динамическое развитие предпринимательской деятельности, а также необходимым условием функционирования инновационной экономики. Особенно в той части малых предприятий, которые являются инновационно активными. Их деятельность направлена на создание инновационного продукта, успешную их коммерциализацию. Малые инновационные предприятия должны открывать новые сегменты рынка, осваивать и внедрять новые продукты и технологии, быть главными поставщиками продукции, тем самым, повышая наукоёмкость и конкурентоспособность производства и способствуя формированию нового технологического уклада.
Приоритетным полем деятельности малых фирм являются наукоёмкие отрасли. К характерным особенностям таких отраслей относятся: высокие темпы роста и заработная плата работающих; крупные объёмы экспорта, а главное, высокий инновационный потенциа л. Наукоёмкие отрасли основываются на высоких технологиях, а это требует, чтобы потенциал отрасли относился к технологическому укладу высокого уровня. Наукоёмкость отрасли можно измерить как отношение затрат на НИОКР к объёму сбыта отрасли, либо как отношение к объёму сбыта численности учёных, вовлечённых в инновационный процесс.
Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к числу наукоёмких были отнесены следующие отрасли промышленности: аэрокосмическая, производство компьютеров и офисного оборудования, производство электронных средств коммуникаций и фармацевтическая промышленность. В сфере услуг к наукоёмким отнесены пять отраслей: образование, здравоохранение, современные виды связи, финансовые и бизнес-услуги.
За последние 20 лет объёмы продаж в наукоёмком секторе развитых стран мира росли в 1,7 раза быстрее, чем в обрабатывающей промышленности. Повышение инновационной активности естественно привело к росту показателя общей наукоёмкости ВВП. Лидером инновационного развития экономики является Швеция, где наукоёмкость ВВП составила 4,27 %. Второе место занимает Япония – 3,09 %, далее следуют США – 2,7 %, в странах ЕС наукоёмкость ВВП в среднем – 1,9 %. В России же этот показатель не превышает 1 %. До 2020 г. ожидается постепенное повышение показателя наукоёмкости ВВП. Весьма вероятно, что расширение масштабов сферы НИОКР в России достигнет 2,5%-го уровня. В общем, по оптимистическому варианту прогноза ожидается увеличение доли расходов в научную сферу, рост инновационных сегментов российской экономики, повышение роли научно-технического прогресса в жизни общества.
Для характеристики инновационности предприятий используют отношение затрат на НИОКР к годовому объёму продаж предприятия. В мировой практике к наукоёмким предприятиям относят компании с коэффициентом инновационности, превышающем 4,5 %. Однако данный показатель не содержит информации о вкладе инноваций в рост доходности компании. Для получения более полной информации необходимо рассматривать инновационный процесс на предприятии в динамике. Инновационность предприятий характеризуется также количеством разработок или внедрений нововведений; численностью персонала, занятого НИОКР на предприятии, профессиональным и образовательным уровнем персонала. В инновационном потенциале также можно выделить законодательную базу; ментальность населения; инфраструктуру, обеспечивающую предпринимателя инновациями.
Преимуществом малого бизнеса является ярко выраженная творческая инициативность, способность к быстрым переменам, самостоятельность в принятии важных решений, что способствует созданию и внедрению инноваций. В отличие от крупных компаний малые предприятия разрабатывают и вводят новшества с лёгкостью, с высокой скоростью и эффективностью. Отличительным свойством являются также высокоразвитые коммуникации сотрудников фирмы, способных к быстрому обмену информацией и опытом. Руководство таких компаний гораздо терпимее относительно работы сотрудников, вовлечённых в процесс создания чего-либо нового.
Роль малого предпринимательства в инновационном развитии разностороння: с одной стороны, оно активизирует инновационные процессы в экономике, совершенствуя производство и управление, с другой – непосредственно участвуя в производстве наукоёмкой продукции (услуги), формирует спрос на новые разработки и исследования.
Малый бизнес имеет большое значение в формировании материальной основы благосостояния и социальной стабильности населения страны. Значительна роль малого бизнеса для достижения конкурентоспособности продукции, услуг на внутреннем и внешнем рынках. При этом гораздо важнее, чем способность генерировать новые знания и технологии, является умение передавать эти технологии на рынок, успешно их коммерциализировать, быстро превращать их в нужную потребителям продукцию или услугу. Для эффективной передачи технологий из науки в промышленность должно быть достигнуто условие активного сотрудничества всех субъектов инновационной деятельности (учёных, инвесторов, предпринимателей, власти и потребителей) и полной реализации права интеллектуальной собственности за счёт малого наукоёмкого бизнеса.
Несмотря на высокие риски при ведении разработок и опытном внедрении результатов научных исследований малые предприятия благодаря своей гибкости, адаптивности к изменяющимся условиям успешно проводят начальные этапы инновационного процесса. В дальнейшем они могут передавать инновации для их промышленного освоения крупным бизнесом, обладающим значительными финансовыми и производственными возможностями. Малый бизнес должен выступать связующим звеном в отношениях между производством и наукой, передавать научному сообществу информацию о спросе на новые продукты, материалы, технологии. При этом, с одной стороны, малый инновационный бизнес расставляет акценты для проведения наукой прикладных исследований и разработок, с другой – доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций.
Как подсчитано экспертами, из 58 крупнейших изобретений XX в., сделанных в Америке и Западной Европе, не менее 46 принадлежит одиночкам и мелким фирмам. Малый бизнес активно зарекомендовывает себя не только на национальных, но и на международных рынках. В промышленном экспорте инновационной продукции ряда развитых стран доля малого бизнеса составляет: Германии и Нидерландов – примерно 40 %, Италии – 20–25 %, США и Японии – 15 %. В сфере международной торговли малый бизнес приобрёл особое значение. Например, 50 % лицензий, проданных США, приходится на малый инновационный бизнес.
Наукоёмкое производство базируется на малогабаритной технике, не требующей многочисленного обслуживающего персонала, которая может создаваться и эффективно использоваться на небольших предприятиях. В связи с усложнением инновационных процессов, снижением серийности производства именно малые предприятия предоставляют дополнительные консультационные услуги, услуги по наладке и вводу техники в эксплуатацию.
Малый бизнес играет важную роль при создании новых рабочих мест, особенно для специалистов высокой квалификации. Он позволяет сформировать условия для раскрытия индивидуальности личности сотрудника, быстро реагировать на смену потребностей рынка.
Для открытия малых инновационных предприятий требуется меньше затрат, они обладают большими возможностями в сжатый срок перепрофилировать производство на новой технической основе. Кроме выпуска качественной продукции эти предприятия не имеют других средств для выхода на рынок и сохранения своих позиций на нём, поэтому они и идут на риск внедрения новшеств, основываясь чаще всего на интуиции. При небольших объёмах производства единственным способом выжить в условиях столь жёсткой конкуренции остаётся процесс совершенствования производимой продукции, предоставляемых услуг. Повысить рентабельность производства малого предприятия могут также высокая мотивация предпринимательской деятельности, оперативность, низкий уровень накладных расходов благодаря прямым контактам с контрагентами.
В США 55 % новых товаров создаётся на предприятиях малого бизнеса. В РФ инновационный потенциал малого бизнеса огромен, он обусловлен его экономической и технологической гибкостью в реализации идей, быстрой реакцией на требования рынка. Однако он ещё мало развит. К особенностям малого инновационного бизнеса можно отнести:
— долгий путь от идеи до её реализации;
— низкая выживаемость новых фирм;
— инновационная невосприимчивость российской промышленности.
Слабыми сторонами деятельности малого бизнеса могут выступать: недостаточная поддержка со стороны государства, ограниченные возможности внешнего и внутреннего финансирования, непрофессиональный уровень менеджмента, узкая специализация работников, отсутствие возможности получения синергетического эффекта.
Но, несмотря на это, малый инновационный бизнес отличается высокой эффективностью освоения инноваций. Отношение числа нововведений к численности научного персонала в зарубежных инновационных фирмах выше в четыре раза, чем в организациях крупного бизнеса. В России в организациях с числом занятых от 50 до 100 человек доля инновационной продукции в общем объёме отгруженных товаров составляет 16,3 %, притом, что средний показатель не превышает 12 %. Малые инновационные предприятия лидируют по доле наиболее квалифицированных работников; по объёму инновационной продукции и услуг на одного работника; по показателю наукоёмкости продукции. Важной характеристикой инновационной деятельности является также жизненный цикл производимой продукции, у малых предприятий он ниже на 7 лет, чем для предприятий более крупного размера. Таким образом, малый инновационный бизнес скрывает в себе значительный потенциал экономического роста, реализуемый в большинстве промышленно развитых стран, но пока не имеющий подобающего развития в РФ.
Источник: www.referat911.ru
Проблемы создания КСУП в сфере малого предпринимательства
Статья посвящена анализу значения корпоративной систем управления проектами (КСУП) для малого бизнеса. Рассматриваются причины малой популярности управления проектами среди российских компаний сферы малого бизнеса и пути ее увеличения.
В бизнес-окружении, характеризующемся ограниченными бюджетами и недостаточными пулами ресурсов, ценность приобретает способность получать желаемые результаты при минимуме усилий, финансовых и материальных затрат, равно как и процессы, инструменты и услуги, помогающие в формировании хорошо отлаженного подхода к получению этих результатов. Именно этот факт предопределил широкое развитие проектного управления, методы которого активно используются в сфере малого предпринимательства многих зарубежных стран. В отечественном малом бизнесе к настоящему моменту сделаны небольшие шаги в применении управления проектами. Представители малого предпринимательства отмечают, что управление проектами в их компании не всегда приводит к желаемому результату, вызывая неоправданные финансовые и человеческие затраты, разочарование в идее проектного подхода из-за несоответствия используемых методов, сохранения устоявшихся алгоритмов работы, сложности организационных преобразований, ограниченности методик, недостаточных компетенций персонала и т.д.
Необходимость инициировать действительно нужные проекты и достигать желаемых результатов для малого бизнеса является столь же важной, сколько и для крупного. Многие предприятия малого бизнеса способны перейти о традиционной системы управления к системе управления проектами в таких областях как информационные технологии, политический и экономический консалтинг, производство и торговля, культура и шоу-бизнес и других. При адаптации с учетом особенностей малого бизнеса применение методов управления проектами возможно в организационных проектах малых предприятий, проектах развития (модернизации) производства, разработки и вывода на рынок новых продуктов [1].
Можно с уверенностью констатировать, что независимо от типа организации по отношению к проектной деятельности (процессно-ориентированная или проектно-ориентированная) на малом предприятии присутствует потребность в применении технологий проектного управления, что обусловливает необходимость создания корпоративной системы управления проектами (КСУП), уделяя внимание всем основным ее компонентам: персонал, методология, организационная структура, технологии (в т.ч. информационные). Однако, несмотря на возрастающее признание ценности управления проектами, некоторые представители малого бизнеса все же предпочитают не пользоваться преимуществами формальных техник и инструментов ведения проектов. Такая ситуация вызвана наличием у российских компаний, представляющих сферу малого бизнеса, ряда проблем, связанных с организацией и ведением проектного управления на своих предприятиях. Многие из них присущи всем российским компаниям независимо от их размера, но приобретают более выраженный характер исходя из специфики малого бизнеса.
Большая часть причин, по которым российские малые предприятия скептически воспринимают проектный подход, вытекают из отсутствия в России определенной культуры управления проектами. Сложившийся разрыв в российской и зарубежной практике управления проектами составляет 15-20 лет.
Специалисты пользуются в своей работе зарубежными методическими документами, не учитывающими российские реалии и отечественный опыт управления проектами. Следует отметить, что 1 сентября 2012 года в сфере российского проектного менеджмента произошло знаковое событие, когда в силу вступили национальные стандарты по управлению проектом, программой и портфелем проектов (ГОСТ Р 54869-2011, ГОСТ Р 54870-2011, ГОСТ Р 54871-2011, тройники ГОСТ 22823-83) [2]. Разработчики данных стандартов говорят о том, что исходили из понимания, что уровень зрелости систем управления многих российских организаций можно оценить как начальный, поэтому описанные требования к управлению проектами сознательно ограничены только самыми основными процессами и документами. Возможно, разработанные стандарты будут успешно применяться именно в малом бизнесе, так как малые предприятия нуждаются в более упрощенных методиках управления проектами, чем традиционно используются крупными организациями.
Отдельно следует выделить проблемы, связанные с психологическими личностными особенностями руководителя малого предприятия и сопротивлением его сотрудников. Руководитель имеет ключевую роль в жизни малого предприятия, он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного риска, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Попытка изменить подход к управлению компанией потребует от руководителя во многом изменить свое мировоззрение и жизненный уклад. Автор Ананьин В.И. приводит пример: «Генеральный директор небольшой торговой компании отправил руководителей среднего звена на курсы по управлению проектами.
Он понимал, что необходимы изменения, и надеялся, что повышение квалификации руководителей в этой области позволит повысить организационную гибкость компании. Применение полученных знаний оказалось сопряжено с необходимостью придерживаться стандартов, существенно ограничивающих авторитарный, допускающий минимальное делегирование полномочий стиль управления генерального директора. Менять свои привычки он не захотел. В результате полученные знания оказались невостребованными» [3, с.245] . В данном случае генеральный директор сам воспрепятствовал преобразованиям, поскольку не захотел менять подход к управлению организацией.
Наличие КСУП предполагает распределение ответственности и полномочий между персоналом малого предприятия, имеющим небольшую численность, что может оказаться сложной задачей, так как никто из сотрудников не захочет брать на себя дополнительную ответственность и обязанности. На малых предприятиях существуют психологические проблемы сопротивления переменам, неприятия бюрократизации процессов и усложнения документооборота. Фактор сопротивления персонала, на первый взгляд не самый важный, является серьезной причиной проволочек и затягивания сроков проекта внедрения новой системы управления, а в худшем случае может привести и к отмене решения о внедрении [4]. Однако стоит отметить, что в малом бизнесе данный фактор может быть смягчен тем обстоятельством, что малые предприятия по праву считаются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров, которые отличаются большой инициативностью, с энтузиазмом воспринимают нововведения. Для них мотивация достаточна высока, так как появляются возможности стремительного карьерного роста (вплоть до руководителя проекта) и повышения статуса внутри компании и вне ее.
Ввиду ограниченности финансовых ресурсов, одной из наиболее важных проблем для малого бизнеса является высокая стоимость внедрения и поддержания функционирования корпоративной системы управления проектами. Многие руководители малых предприятий считают, что требуемые расходы серьезно уменьшат наличный капитал, необходимый для старта или развития бизнеса. Особо затратными являются такие мероприятия, необходимые при внедрении КСУП как: обучение персонала, обычно заказываемое специализированной учебной организации или независимому тренеру; консультационная поддержка всего проекта внедрения; приобретение специализированного программного обеспечения и обучение его использованию.
Ирландские ученые Р. Тернер, А. Ледвит, Дж. Келли провели исследование деятельности 87 организаций, относящихся к сфере малого предпринимательства и использующих управление проектами. В результате своих исследований Р. Тернер, А. Ледвит, Дж. Келли пришли к выводу, что необходима разработка и дальнейшее использование облегченной модели управления проектами для организаций малого бизнеса с пониженным числом основных функций управления проектами, более простой в использовании и освоении, но в то же время обеспечивающей эффективное управление проектами – РМ-Lite. Они считают, что данное решение вызовет большой интерес многих руководителей сферы малого бизнеса [5].
Авторы Фунтов В.Н. и Сенько А.А. предложили ряд решений и рекомендаций по «удешевлению» применения проектного менеджмента как методологии и системы управления проектами в кризисной ситуации: внедрение типовых отраслевых решений; оптимизация состава КСУП; использование уже существующих в организации корпоративных стандартов (например, системы менеджмента качества); экономия при внедрении информационной системы; снижение затрат на обучение путем использования возможностей самой компании и дифференциации потребностей в знаниях различных групп и уровней управления [6]. Проанализировав данные предложения можно констатировать, что некоторые из них могут быть взяты на вооружение малыми предприятиями при внедрении проектного управления.
Таким образом, несмотря на наличие ряда проблем и ограниченность ресурсов, при правильной организации и четком планировании всех процессов результаты внедрения корпоративной системы управления проектами на малых предприятиях могут оправдать финансовые затраты и ожидания руководства, коллектива, владельцев, инвесторов и других заинтересованных лиц.
Литература
- Чернов Д.В. Роль проектного управления на разных стадиях жизненного цикла организации // Управление проектами и программами. – 2012. – № 1 (29). – С. 66–77.
- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://executive.ru/knowledge/announcement/1727900.
- Ананьин В.И. К конкурентному преимуществу через проекты // Управление проектами и программами. – 2010. – № 3 (23). – С. 244–251.
- Ципес Г.Л. Внедрение управления проектами: заблуждения, риски, иллюзии // Управление проектами и программами. – 2010. – № 4 (24). – С. 334–335.
- Turner R.; Ledwith A.; Kelly J. Project management in small to medium-sized enterprises: Tailoring the practices to the size of company // Management Decision. – 2012. – Volume 50. Number 5. – pp. 942–957.
- Фунтов В.Н., Сенько А.А. «Бережливое» управление проектами // Управление проектами. – 2009. – № 1. – С. 27–31.
Попова О.В. Проблемы создания корпоративной системы управления проектами в сфере малого предпринимательства // Российское предпринимательство. — 2013. — № 9 (231). — c. 92-97
Источник: forpm.ru