Проблемы взаимодействия бизнеса и общества

Актуальность проблемы исследования. Современные преобразования в России приобретают тенденцию развития демократических основ гражданского общества и усиления социальной направленности рыночной экономики. В Послание Федеральному собранию Российской Федерации (2007 г.) Президент РФ Путин В.В. в числе стратегических планов наряду с борьбой с коррупцией и терроризмом, модернизацией Вооруженных Сил и правоохранительных органов, укреплением роли России в международных делах, отметил необходимость формирования дееспособного гражданского общества, строительства эффективного государства, обеспечивающего безопасность и достойную жизнь людей, становления свободного и социально ответственного предпринимательства.

На современном этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства, бизнеса и общества.

В этой связи особого внимания, как в теоретическом, так и практическом аспектах заслуживают проблемы формирования гражданского общества, эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти, бизнеса и общества.

Власть и бизнес: особенности взаимодействия

Во многих странах мира отношения между властью, бизнесом и обществом являются мощным источником развития экономических систем и решения социальных проблем.

Степень разработанности проблемы. Несмотря на свою актуальность, проблема до сих пор остаётся в стороне от магистральных исследований экономической науки. Рассматриваемой теме посвящены как отечественные, так и зарубежные публикации. Вместе с тем, можно с общества, эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти, бизнеса и общества. регулируемых рыночных отношений, постепенно складывающихся в нашей стране, находится на стадии становления.

Концептуальные и практические аспекты взаимодействия бизнеса и власти разрабатываются российскими исследователями П. Авеном, Ю.Алексеевым, М. Борисовым, А.Гапоненко, С. Глазьевым, Г. Горлановым, М.Горшковым, Ю.Дульщиковым, Б.Злобиным, В.Ишаевым, М.Каминской, В.Колесовым, П.Минакером, В.Орешиным, Ю.Осиповым, А.Панкрухиным, Д. Розенковым, П.Смо­лянским, В.Савченко, С. Стрижовым, В.Тимченко, В.Уколовым, С.Хорзовым, В.Чаловым, И.Чернявским, Ю.Швырковым, Ф.Шамхаловым, В.Яковлевым и другими.

Среди зарубежных специалистов, преуспевших в исследовании проблемы, можно выделить труды С. Блэка, Г. Боуэна, М. Веласкеса, П. Друкера, К. Дэвиса, Р. Кантильона, Б. Карлофа, А. Керолла, Ф. Котлера, Дж. МакГуира, М. Палацци, Г. Райффа, С. Сети, Д. Старчера, Г. Фишера, М. Фридмана, Р.Хэйвуда, Т. Шеллинга, Й. Шумпетера, У. Юри и других.

Цель исследования: выявить эффективные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества

Объектом исследования: власть, бизнес и общество

Предметом исследования: межсекторальные взаимоотношения как фактор экономического развития и решения социальных проблем.

Вебинар Юлии Дмитриевой «Взаимодействие бизнеса и власти»

В качестве гипотезы работы выступает предположение, о том, что при оптимальной организации и использовании разнообразных технологий взаимодействия власти, бизнеса и общества могут стать значимым фактором социально-экономического развития.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть социальное партнерство как технологию взаимодействия власти, бизнеса и общества в России и зарубежом;

2. Охарактеризовать бизнес и власть как субъекты социальной ответственности;

3. Выявить основные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества в системе социального партнерства.

Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования: методы теоретического анализа, анализ статистических данных и документации, анализ и обобщение опыта корпоративной социальной ответственности российских компаний, сравнительный и системный анализ.

Научная новизна и теоретическая значимость заключаются в том, что рассмотрена система межсекторального взаимодействия и на основе анализа международного и российского опыта представлены наиболее эффективные механизмы взаимодействия власти, бизнеса и общества.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать положения и выводы, содержащиеся в нём, для более глубокого осмысления проблем и перспектив взаимоотношений власти, бизнеса и общества. Основные идеи исследования дополняют и уточняют теоретические разработки в области межсекторального взаимодействия.

Структура дипломной работы обусловлена характером и последовательностью поставленных задач. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы. Список литературы включает в себя 58 источников. Общий объем работы 56 страниц.

Глава 1. Межсекторальное взаимодействие как фактор социально-экономического развития

1.1. Социальное партнерство как технология межсекторального взаимодействия

Социальное партнерство представляет собой популярный в последние годы механизм социально-экономического развития территорий. Он использовался во многих странах для выхода из кризисов и ускорения общественного развития. Возникнув, как механизм разрешения трудовых споров, социальное партнерство во все большей мере превращается в инструмент общественного участия в планировании будущего территории [Сухарев, М.В. Распределенные когнитивные модели и социальное партнерство // Петрозаводск — 300: Карелия в процессе перемен. КарНЦ РАН, Петрозаводск, 2004 г., — С. 341 — 347].

Страны с развитой рыночной экономикой имеют большой позитивный опыт использования социального партнерства. Учитывая огромный опыт, накопленный Международной организацией труда, можно уверенно считать социальное партнерство надежным и апробированным социальным механизмом, способствующим экономической стабильности и развитию.

Идеология социального партнерства имеет достаточно давнюю историю. Некоторые исследователи возводят ее к Папе Римскому, который в 1891 году призывал рабочих и капиталистов перейти от разрешения конфликтов через забастовки и локауты к переговорам, в которых учитываются проблемы обеих сторон.

Позже традицию трехсторонних переговоров, в которых трудящиеся участвуют через свои профсоюзы, предприниматели — через ассоциации работодателей, а также — в качестве гарантов — власти регионального или государственного уровня, продолжила Международная организация труда, основанная в 1919 году. Эта методика трехсторонних переговоров получила название «трипартизма». На переговорах достигается комплексное соглашение, оговаривающее требования профсоюзов по уровню и темпам роста заработной платы, обязанности предпринимателей по созданию новых рабочих мест, условиям труда, модернизации производства и так далее. Достигнутое соглашение фиксируется в договоре, который подписывается всеми тремя сторонами.

Читайте также:  Разведение навозных червей в домашних условиях как бизнес

Новый импульс социальное партнерство получило в результате успешного использования этой социальной технологии в Ирландии начиная с 1987 года. Вообще, Ирландии очень не везло в XX веке. В результате комплекса социальных и экономических проблем, доставшихся в наследство от колониального прошлого, из страны шла массовая эмиграция (в основном в США). Если в начале века население Ирландии было около пяти миллионов, то к 80-м годам оно сократилось до трех.

В начале 80-х положение еще более ухудшилось под ударами всемирного энергетического кризиса. Росли национальный долг, безработица, довершала картину инфляция. В этот момент группа социологов, экономистов и общественных деятелей создала Национальный социально-экономический совет, действующий по принципу изобретенных в США «фабрик мысли». Они разработали Программу национального возрождения, которая была опубликована и широко обсуждалась в стране.

В результате было подписано соглашение между Ирландским конгрессом профсоюзов, федерацией работодателей, федерацией строителей и правительством. Были заморожены социальные расходы и порождающий инфляцию «автоматический» рост заработной платы. Последовательно приняты и выполнялись программы экономического и социального развития PESP (1991 — 1993 годы), программа конкурентоспособности и занятости (1994 — 1996 годы), программа партнерства (2000 год).

В результате темпы роста экономики Ирландии оказались самыми высокими в Европе на протяжении 1988 — 2001 годов (более 7 процентов в год), превышая даже рост азиатских стран. За эти успехи Ирландия получила прозвище «кельтский тигр» по аналогии с азиатскими «тиграми». Инфляция сократилась в несколько раз, упала безработица, дефицит бюджета сменился устойчивым профицитом. Более того, впервые с начала века население начало расти, правда, в значительной степени за счет приезжих. Есть и отрицательные стороны — резко возросла стоимость жилья, но квартиры всегда дорожают именно там, где можно хорошо зарабатывать.

Источник: smekni.com

Проблемы взаимодействия бизнеса и общества

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 180 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 81 стране мира, со 186 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Единый личный кабинет (ЕЛК) – это информационно-коммуникационная площадка и сервисная платформа для участников всех мероприятий Фонда Росконгресс.

Если у вас нет аккаунта, вы можете зарегистрироваться. После завершения регистрации на указанную в форме электронную почту придет письмо с логином и паролем для входа в ЕЛК.

Социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры.

Фонд Росконгресс – социально ориентированный нефинансовый институт развития, крупнейший организатор общероссийских, международных, конгрессных, выставочных, деловых, общественных, молодежных, спортивных мероприятий и событий в области культуры, создан в соответствии с решением Президента Российской Федерации.

Фонд учрежден в 2007 году с целью содействия развитию экономического потенциала, продвижения национальных интересов и укрепления имиджа России. Фонд всесторонне изучает, анализирует, формирует и освещает вопросы российской и глобальной экономической повестки. Обеспечивает администрирование и содействует продвижению бизнес-проектов и привлечению инвестиций, способствует развитию социального предпринимательства и благотворительных проектов.

Мероприятия Фонда собирают участников из 208 стран и территорий, более 15 тысяч представителей СМИ ежегодно работают на площадках Росконгресса, в аналитическую и экспертную работу вовлечены более 5000 экспертов в России и за рубежом.

Фонд взаимодействует со структурами ООН и другими международными организациями. Развивает многоформатное сотрудничество со 180 внешнеэкономическими партнерами, объединениями промышленников и предпринимателей, финансовыми, торговыми и бизнес-ассоциациями в 81 стране мира, со 186 российскими общественными организациями, федеральными органами исполнительной и законодательной власти, субъектами Российской Федерации.

Читайте также:  Влияние цифровизации на бизнес

Официальные телеграм-каналы Фонда Росконгресс: на русском языке – t.me/Roscongress, на английском языке – t.me/RoscongressDirect, на испанском языке – t.me/RoscongressEsp, на арабском языке – t.me/RosCongressArabic. Официальный сайт и Информационно-аналитическая система Фонда Росконгресс: roscongress.org.

Фонд в соц. сетях
Фонд в соц. сетях
Последние публикации

Ключевые мероприятия Фонда
Ближайшие мероприятия

Российское
7 июня 2023
Федеральная территория «Сириус», Россия

Российское
8 июня 2023
Москва, ВДНХ, Площадь промышленности, павильон № 55

Дмитрий Песков

Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации — пресс-секретарь Президента Российской Федерации

Руслан Эдельгериев

Советник Президента Российской Федерации; специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам климата

Сергей Иванов

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта

Денис Мантуров

Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации

Дмитрий Медведев
Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации

Андрей Рюмин
Генеральный директор, председатель правления, ПАО «Россети»

Роберт Эйджи
Президент, главный исполнительный директор, Американская торговая палата в России

Генеральный секретарь, Шанхайская организация сотрудничества

Глобальные
тренды

Российский
вектор

Технологии
будущего

Финансы
и торговля

Национальные
проекты

Регионы
России

Петербургский международный экономический форум – 2021
Поделиться:
Взаимодействие власти, бизнеса и общества: что изменила пандемия
Ключевые выводы
Пандемия ускорила взаимодействие власти, бизнеса и общества

В этой сфере взаимоотношений бизнеса, общества и власти, на мой взгляд, пандемия ковида не изменила тренды, а просто их ускорила и усилила. Даже не столько усилила, сколько ускорила. Кстати, когда мы говорим о взаимоотношениях бизнеса и власти, та ситуация, когда общество формирует все больше и больше запрос на справедливость и когда от бизнеса многие ждут активного вовлечения в социальные проблемы, — это ситуация совсем не 2020 года, она сложилась много лет назад. То, что происходило в период пандемии, и то, во что мы как „Северсталь“ были вовлечены активно на территориях нашего присутствия, является прямым продолжением и просто абсолютно частью того, что мы делали много лет — Мордашов Алексей, Председатель совета директоров, ПАО «Северсталь».

Правительство закрыло всю экономику, даже во время войны так не было. И полностью обеспечило зарплаты, и естественно, пенсии В течение года уровень госдолга был на уровне 8 предыдущих лет Почему люди ничего не сказали? Они были дома, не могли тратить деньги, но все-таки получили эти деньги уровень банкротства упал на 38 %. Это значит, что правительство поддержало компании, которые должны были по-нормальному все-таки обанкротиться — Пегорье Филипп, Корреспондент, MEDEF International.

Наверное, можно наблюдать три глобальных тренда в изменении отношений государства, бизнеса и в более широком смысле общественности. Первое, конечно, через пандемию можно наблюдать действительно значимое увеличение роли государства. И второе, с этим связанное, — тоже значительное увеличение новых влияний на государство — Шиллинг Тадзио, Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ).

Во время пандемии бизнес показал себя с этической стороны

Любой серьезный бизнес, любой без исключения, — глубоко- и высокоэтичный. Не потому, что бизнесмены какие-то особо этичные. Бизнесмен, как и средние россияне, наверное, имеет все те же отпечатки некоторых негативных, так скажем, сторон поведения, которые характерны для российского человека Что такое этика? Это поведение, определенное определенным набором ценностей.

И по моему глубокому убеждению и по всему моему жизненному опыту, есть набор определенных ценностей, которые делают бизнес успешным. При этом ценности эти такие всегда, которые мы называем в быту высокоэтичными потому что они про людей. Бизнес делается людьми, и, для того чтобы обеспечить наилучший результат, вам нужно привлечь наилучших людей, мотивировать наилучших людей, воодушевить их, организовывать их — Мордашов Алексей, Председатель совета директоров, ПАО «Северсталь».

Пандемия показала большой запрос на доверие и на информацию как способ подтвердить это самое доверие. Люди страдали от неопределенности, люди ждали каких-то ответов, простых и понятных, которых ни у кого быть не могло, и это был сложный вызов для CEO, для собственников компаний — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

В значительной степени люди были солидарны, причем речь шла и об отношениях внутри коллектива, и речь шла с точки зрения поведения собственников, когда собственники крупных компаний брали на себя ответственность не только за своих сотрудников и даже не только за их семьи, а за население, за города, моногорода, большие города, и они тратили большие деньги и в этом смысле собственники демонстрировали, на мой взгляд, очень этичный подход — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Еще рано говорить об окончании кризиса, вызванного пандемией

Не только вход и последствия кризиса были очень разные в странах, но и выход из кризиса очень разный. Мы видели, что Россия относительно хорошо пережила. Также и в Европе есть страны, как Германия, которые относительно хорошо пережили кризис, а есть страны, которые все-таки еще довольно глубоко сейчас находятся в кризисе — Шиллинг Тадзио, Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ).

Читайте также:  Бизнес по продаже постельного белья с нуля выгодно ли

Кто вам сказал, что мы в постпандемической реальности? I квартал 2021 года значительно хуже, чем III и IV кварталы 2020. На самом деле, мы только сейчас многие вещи начинаем ощущать, потому что, во-первых, наступает время расплаты по тем мерам поддержки, которые не были подарками, а были какими-то реструктуризациями, и их надо возвращать. А во-вторых, падение спроса-то было, и реальное Люди вырвались на свободу и, конечно, во многом пошли что-то для себя покупать, но сейчас-то все вернулись к обыденной жизни, к такой нормальной ситуации, которая показательна для состояния экономики. Выручка упала на 19 % малого бизнеса, за I квартал минус 19 % — Титов Борис, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Тренд на первоочередное решение социальных вопросов может плохо отразиться на России

Усиление государства, социализм и популизм, к сожалению, по-видимому, — это те вещи, которые нас ждут. Россия, которая не прошла стадию быстрого капиталистического рыночного роста, конечно, окажется заложником этой ситуации, и есть угроза, что мы конечно не сможем держаться на плаву — Титов Борис, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Налаживание диалога, цифровизация

Люди, руководители, собственники должны найти, с одной стороны, мужество, с другой стороны — правильную меру с тем, чтобы не молчать, с одной стороны, с другой стороны — не врать а правильно коммуницировать со своими людьми. Я видел опросы, для людей постоянный диалог был едва ли не самым важным в условиях изоляции. В условиях изоляции они перестали чувствовать себя защищенными — Шаронов Андрей, Президент, Московская школа управления СКОЛКОВО.

Именно в области взаимодействия государства, бизнеса и общественности усиление цифровизации государственных услуг, конечно, тоже заметно. И я думаю, что этот процесс точно уже не уходит и только усилится. Тут Россия — это тоже можно, наверное, с радостью констатировать — во многом занимает передовые позиции даже по отношению к Европе, где уровень цифровизации налоговых служб и других на сегодняшний день не обладает такими возможностями, которыми сейчас ФНС России обладает — Шиллинг Тадзио, Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ).

Меры поддержки от государства и бизнеса

Люди ждут того, что экономическая система и бизнес (как ее активный участник) будут обеспечивать большее включение людей в экономическую систему, получение благ от нее и более справедливое распределение доходов. Ковид нас, скорее, только немного подтолкнул к такой более острой и быстрой реакции в этих условиях, но тренды, на мой взгляд, как были, так и остались. И они останутся после ковида, и нам предстоит более активно взаимодействовать с территориями. Единственное, что может быть ковид изменит — технологии Наш взгляд на технологии несколько изменился — Мордашов Алексей, Председатель совета директоров, ПАО «Северсталь».

Будущее процессов восстановления экономического роста, экономический well building во многом зависит сейчас, конечно, от дополнительных мер поддержки, которые продлятся тем или иным правительством, и, во вторых, успехом всех усилий наших по вакцинации населения — Шиллинг Тадзио, Генеральный директор, Ассоциация европейского бизнеса (АЕВ).

Источник: roscongress.org

К проблеме взаимодействия власти, бизнеса и общества: социокультурный аспект To the problem of interaction of authority, business and society: society culture aspect

Егорова Т.Е. Нижегородский институт управления РАНХиГС, г. Нижний Новгород Обзор современных социологических публикаций, посвященных проблеме отношений власти, бизнеса и общества позволяет признать отсутствие взаимоотношений между этими структурами в истинном смысле этого слова.

Доминирование власти над всеми другими со­ставляющими общества в целом приводит к искажению формулы взаимоотношений, с выте­кающими из этого проекциями в социокультурную среду. Стоит проблема культуры взаи­моотношений власти с представителями разных социальных структур.

Состояние изученно­сти этой области знания в социологической, философской, психологической литературе се­годня не удовлетворяет ни науку, ни практику. Изучение взаимоотношений в разных соци­альных системах побудило обратиться к такому социокультурному феномену, как психоло­гическая культура (ПК) личности и общества.

В социологии управления ПК может рассмат­риваться как культура управления взаимоотношениями, в основу которых на центральное место при определении и решении социально-экономических задач общества встает человек, с его социокультурными потребностями и ценностями, с его психическим, духовным и со­циальным благополучием и здоровьем. Власть, бизнес и общество обладают разными ресур­сами.

У власти есть государство, в бизнесе деньги, а у общества ресурс в возможностях граждан руководствоваться своим мнением, реализуя его через свою активность. Все эти ресурсы представляют собой разные по вектору и силе воздействия. Синхронизация дей­ствия этих сил обязана человеку. Овладение таким уровнем ПК, который позволяет ему ру­ководствоваться ответственностью как сознательной, активной, социально оправдан­ной деятельностью создает условие разрешения проблемы его выбора между личными и общественными интересами. .Система «власть — бизнес — общество» смогут тогда придти к взаимоотношениям, когда средства и способы этого процесса будут подчинены культурно­этническим и гуманистическим принципами их построения, примут характер психологиче­ски культурных отношений.

Источник: scicenter.online

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин