Проблемы взаимодействия власти бизнеса и общества

Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных меха­низмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлека­тельности российских компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции — поскольку именно бизнес является основной движущей силой экономического развития. Бизнес всегда заинтересо­ван в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте собственного развития. Этого можно достичь, только участвуя в непосредственном каждодневном строительстве корпоративного буду­щего, а значит – будущего общества, в котором бизнес работает.

Бизнес и власть (GR): пути взаимодействия. Александра Сасина (Павленко)

Проблема взаимодействия властей с представителями предпринимательства является актуальной, так как одним из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса является ведение открытого, конструктивного диалога между бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти ко всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этом направлении.

Система представительства интересов бизнеса в органах государственной и муниципальной власти должна быть гибкой и многоуровневой. При этом гибкая, многоуровневая и многоаспектная система взаимодействия бизнеса и государства позволяет свести к минимуму возможности их сращивания и строить взаимоотношения на цивилизованной основе. Сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения.

Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели само­организации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения.

В настоящий момент инструменты и площадки для эффективного общения бизнеса и власти активно развиваются. При этом бизнес, несмотря на определенные усилия региональных властей, все еще остается проблемной сферой экономики регионов страны. Для успешного развития бизнеса в целом по стране и в регионах необходимо принятие комплекса радикальных мер с учетом современного состояния развития бизнеса в стране и особенностей его развития в регионах. В целях создания инновационной системы и модернизации российской экономики усилия государства в сфере бизнеса должны быть направлены на поддержку, прежде всего, тех предприятий бизнеса, которые способны производить инновационный продукт, конкурируя с признанными крупными производителями, и выступать в качестве реального фактора инновационного развития. Эффективные госу­дарственные меры по поддержке бизнеса вызовут подъем предпринимательской активности в стране и регионах, приведут к улучшению социально-экономического положения России, могут стать катализаторами инновационной модернизации российской экономики.

Власть и бизнес: особенности взаимодействия

Одним из важнейших направлений деятельности органов муниципального управления является всемерное содействие экономическому развитию местного сообщества. На территории любого муниципального образования, как правило, расположены промышленные предприятия, организации и учреждения, которые не только обеспечивают занятость населения, но и являются основным источником пополнения муниципального бюджета. Предприятия, организации и учреждения различаются по характеру и профилю деятельности, по значимости для местного хозяйства, по размерам – крупные, средние и малые. Среди них особого внимания местных органов власти заслуживают предприятия малого бизнеса в силу их особой значимости для жизнедеятельности местного сообщества. Именно эти предприятия придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для местного населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в муниципальный бюджет.

Поэтому успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от местной администрации. Мировой опыт развития малого бизнеса в индустриально развитых странах и в передовых регионах России убедительно свидетельствует о результативности деятельности по его поддержке.

В целях перехода к инновационному социально-ориентированному раз­витию органам власти в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности я предлагаю перенесение акцента поддержки малого и среднего предпринимательства с регионального на муниципальный уровень. На муниципальном уровне проще увязать потребности муниципального образования и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях предпринимательских сообществ му­ниципального образования, содействовать формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию, в том числе перераспределение полномочий от регионального уровня власти к местному.

Кроме того, для эффективной работы инфраструктурного обеспечения предпринима­тельства представляется необходимым создать в российских регионах инновационный центр, который бы поддерживал уже сформировавшиеся, окрепшие малые инновационные предприятия, прошедшие наиболее трудный этап становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных предприятий.

Исходя из предлагаемого мной морфологического метода, который предполагает выделение нескольких характерных признаков, по каждому из которых составляют список его различных вариантов-альтернатив, следует построить таблицу- «морфологическую матрицу».

Выделены 3 задачи и представлены 4 варианта решения задач. Для удобности пронумеруем каждую из ячеек.

ЗадачиВарианты решения задач
Финансирование программ развития предпринимательства1 Федеральный уровень2 Региональный уровень3 Муниципальный уровень4 Вложения из собственной прибыли предпринимателей
Определение получателей льгот5 Инвалидам6 Начинающим предпринимателям7 Предпринимателям, занимающимся продвижением инновационной продукции8 Чернобыльцам
Определение видов льгот9 Отсрочка и рассрочка по уплате налогов и сборов10 Освобождение от ведения бухгалтерского учета11 Льготные тарифы страховых взносов12 Дотации и субсидии индивидуальным предпринимателям

Того у нас варианты: 1-5-9;1-5-10;1-5-12;1-6-9;1-6-10;1-6-11;1-6-12;1-7-9;1-7-10;1-7-11;1-7-12;1-8-9;1-8-10;1-8-11;1-8-12; далее все то же самое, изменяя первую цифру, на 2, далее на 3 и на 4.15 вариантов на каждую из 4 цифр получается 60 вариантов.

Оптимальные комбинации вариантов решения задач на мой взгляд:

за счет федерального уровня предоставить льготные тарифы страховых взносов для предпринимателей, занимающихся продвижением инновационной продукции, т.к. федеральный уровень заинтересован в развитии инновационной продукции и могут повлиять именно этой льготой на государственный внебюджетные фонды в виде уменьшения страховых взносов;

Читайте также:  Классификатор Яндекс Москва бизнес

за счет регионального уровня начинающим предпринимателям отсрочка и рассрочка по уплате налогов и сборов, т.к. движущим инструментом социально-экономического развития области и ее субъектов является предпринимательская деятельность;

за счет местного уровня освобождение от ведения бух.учета всех указанных получателей льгот, т.е. учет только доходов и расходов, это будет удобно лишь на местном уровне для облегчения ведения отчетности;

за счет местного уровня предоставление дотаций и субсидий ИП для инвалидов и чернобыльцев, т.е. поддержка данных получателей льгот будет удобно лишь за счет местного уровня.

Заключение

Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание.

Как уже было сказано. решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть_любой_функции_менеджмента. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым-процессом.

Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.

Список использованной литературы

1.Арутюнов Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Право и жизнь. 2006. № 93. С. 44-51.

2.Дрегало А.А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск.

2010. 346 с.

3.Куршиева Н.М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.

4.Примаков Е.М. Создание и поддержка инновационных точек роста в экономике России – ключевое направление антикризисных действий власти и бизнеса // Стенограмма выступления ТПП РФ 27 мая 2009 года.

5.Шамарова Г.М. Органы власти и бизнес: модернизация отношений. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.

6. Трофимова Л.А. Методы принятия управленческих решений: учеб. Пособие/– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2012. –101с.

7. Логинов, В. Н.Управленческие решения: модели и методы / B. Н. Логинов. — М.: Альфа-Пресс, 2011.

8. Балдин, К. В. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент организации» / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 495 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=bookhttps://infopedia.su/15×6433.html» target=»_blank»]infopedia.su[/mask_link]

Проблемы взаимодействия власти и общества в современной России

Лютых А.А., доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета.

Россия переживает сложный период в своей истории. Растет неудовлетворенность большинства россиян проведенными и проводимыми в стране реформами. У Б.Н. Ельцина и его правительства в 90-е гг. ХХ в. была прекрасная возможность «войти в историю», создав мощный фундамент для построения демократического социального общества, учитывающего многовековые традиции, духовность народа.

Почему бы богатства страны, полезные ископаемые, вырученные от их продажи доходы не распределять с учетом интересов каждого россиянина? Однако власть пошла по другому пути. Политика по искусственному созданию класса крупной буржуазии, олигархии привела к глубокому разочарованию большинства россиян действиями правительства, к расслоению общества, которого не знала история. По количеству миллиардеров мы вышли на второе место в мире, а по уровню жизни оказались среди слаборазвитых стран .

См.: Доклад о развитии человечества (ООН) // Новая газета. 2005. N 20; Труд. 2003. 5 сент.

Владимир Путин принял руководство государством, когда существовала реальная угроза распада страны. После назначения на пост Председателя Правительства он подчеркивал, что Россия исчерпала свой лимит на социально-экономические и политические потрясения. Ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России.

История предоставила В. Путину уникальный шанс стать в полном смысле спасителем России. С одной стороны, ситуация требовала от него принятия решительных мер, направленных на предотвращение катастрофической ситуации, укрепления государственной власти, а с другой — В. Путин был ставленником узкой группы лиц, чьи интересы часто шли вразрез с интересами общества и государства. Это противоречие оказалось трудноразрешимым. Общество с появлением нового лидера возлагало на него надежды, связанные с очередной попыткой вывода страны из кризиса.

За время пребывания у власти В. Путина удалось остановить набиравшие силу процессы деградации власти, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. В стране был восстановлен конституционный порядок, заново отстроена вертикаль федеральной исполнительной власти.

Наметилась тенденция конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной власти, повысилась эффективность законотворческой работы парламента. Восстановлено единое правовое пространство страны. В то же время власть часто ведет борьбу со следствием, зачастую не первого, а второго порядка.

Поэтому в ее структурах отсутствует действенный механизм разрешения социально-экономических противоречий, основанный на диалектическом подходе к причинно-следственным связям. Так, в ответ на призыв Президента заняться борьбой с беспризорностью и безнадзорностью бывший вице-премьер В. Матвиенко заявила о том, что она лично будет ездить по московским вокзалам и собирать беспризорных детей.

А Министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов после принятия Закона N 122-ФЗ по монетизации зачастил поездками по аптекам. Это наглядный пример подмены причины следствием. При подобном подходе трудно решать стоящие проблемы. Ведь дело не только в количестве детских домов, куда можно собирать детей, и количестве лекарств, хотя это важно, а главное — в укреплении российской семьи, в организации действенной помощи семье и нуждающимся, инвалидам, малоимущим, пенсионерам, чтобы все они могли жить достойно, купить лекарства, растить детей. Со стороны государства в этом отношении делается еще крайне мало.

Читайте также:  Что нужно для открытия бизнеса ателье

Важным направлением в деятельности российской власти является установление отношений с отечественной бизнес-элитой, которая в течение 1990-х гг. беззастенчиво распоряжалась природными богатствами страны, пользуясь бесконтрольностью со стороны Правительства, отсутствием четкой законодательной базы. До настоящего времени во взаимоотношениях государственной власти с бизнес-элитой много неясного, до конца не оформленного.

Нет четких принципов взаимодействия двух ведущих системообразующих участников большой политики. Власть то переходит в решительное наступление на крупный бизнес, то выдает ему индульгенцию для дальнейших действий в прежних формах. Как, например, объяснить покупку государством нефтяной компании «Сибнефть», приобретенной недавно у олигарха Р. Абрамовича. Даже министры А. Кудрин и Г. Греф были удивлены странностью такой сделки. Кто же тогда дает «добро» на такие покупки? Правительство продало эту компанию десять лет назад за 100 миллионов долларов, а купили в 130 раз дороже, за 13 миллиардов долларов .

Богомолов О.Т. Кто у нас неандерталец? // Литературная газета. 2005. N 51.

Российская бизнес-элита, получая огромные доходы, заинтересована в вечном сохранении системы, обеспечивающей ей поистине райскую жизнь. Чиновники всех уровней в данной системе принимают нужные этой элите решения, которые идут вразрез с интересами народа и государства. Политики в такой ситуации осуществляют, как правило, посредничество между бизнесом и чиновниками.

СМИ и некоторые политологи, деятели искусства обеспечивают данной системе идеологическое прикрытие, насаждая в массовом сознании либерально-демократические ценности в искаженном виде. Только народ, работники образования, здравоохранения, науки и культуры остаются вне системы, к их нуждам государственная власть прислушивается очень редко. Вот и сейчас к выборам 2008 г. обещают повысить заработную плату одному из двенадцати врачей, а также выделить один грант одному из двухсот учителей . Эти факты показывают, как отдалилась власть от народа.

Будберг А. У барьера. Станут ли нацпроекты спасением для России? // Московский комсомолец. 2006. 4 — 11 янв.

Поэтому среди серьезных проблем в современной России стоит вопрос о выработке механизма контроля власти со стороны общества. Иными словами, без эффективного контроля общества за действиями властных структур — от принятия решений до их практической реализации — невозможно ни построение провозглашенного в Конституции РФ правового государства, ни формирование гражданского общества.

Проблема ответственности власти важна и потому, что, претендуя на статус демократического, российское общество и государство мало что делают для обеспечения необходимого контроля за деятельностью власти, а то, что делается в этом направлении, не приносит желаемых результатов. Например, как сейчас формируется Общественная палата страны? Оказывается, все кандидатуры в эту палату от регионов должны пройти согласование с руководством центрального федерального округа. В палате оказалось больше половины москвичей, тесно связанных с правящей элитой . Это вполне объяснимо, власть не хочет делиться своими функциями с обществом, оставляя за собой монопольное право на принятие и реализацию управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности общества.

Цепляев В. Общественная палата: почему там нет простых людей? // Аргументы и факты. 2005. N 52.

Поэтому выработка контроля снизу должна начинаться с достижения максимальной открытости, прозрачности власти, которая выбирается народом и должна служить его интересам. Все государственные чиновники, включая Президента, являются избранными народом управленцами, призванными отстаивать и защищать народные интересы.

В современном российском обществе ситуация оказалась перевернутой с ног на голову — общество, народ существуют для обслуживания интересов власти, власть же живет и функционирует по своим собственным, ею же придуманным, законам. Должно быть наоборот. В противном случае, как это и происходит, власть и общество оказываются живущими в противоположных политических системах, не понимают интересов друг друга, что вносит дисбаланс в социально-политические отношения. Поэтому необходимо сузить количество функций, принимаемых властными структурами без согласования с обществом.

Ушли в прошлое, в период начального демократизма первой половины 1990-х гг., референдумы разных уровней, дававшие власти полномочия решать задачи от имени народа, отсутствует практика плебисцитов, декларированная только на бумаге. Не сложился механизм регулярных отчетов представителей разных ветвей власти перед обществом, а не только во время предвыборных кампаний, когда число подобных мероприятий становится чрезмерным и назойливым.

Развитие и углубление демократических процессов предусматривает формирование гражданского общества, в котором инициатива принятия важных социально значимых решений исходила бы от граждан, их организаций и представителей. Однако именно такие представительские функции и полномочия граждан в современном обществе ничтожны, так как они идут вразрез с интересами бюрократических структур власти, блокирующих любые меры по расширению гласности, открытости властных структур.

Особенно это наглядно проявляется во внешней политике России. Вызывает удивление, когда Правительство РФ реализует энергоресурсы некоторым странам в два-три раза дешевле, чем мировые цены, а также объявляет о списании долгов то одному, то другому государству. В то же время кредиторы из стран Запада взимают с России не только долги СССР, но и большие проценты с них.

Неспособность нынешней власти разобраться в происходящих в современном мире процессах привела к тому, что ни одна из важнейших внешнеполитических целей не была достигнута. Не произошло интеграции России в мировое и европейское пространство, не удалось привлечь крупные инвестиции в российскую экономику, не удалось предотвратить расширение НАТО на Восток.

Обострились противоречия со странами Центральной и Восточной Европы, бездействует Договор о коллективной безопасности со странами СНГ . Ухудшились отношения с Западом после поддержки руководством авторитарного режима Ислама Каримова в Узбекистане, не допустившего мировое сообщество к расследованию андижанских событий, где погибли сотни людей, в том числе дети и старики. Недавно принятое решение о продаже тоталитарному режиму Ирана ракетно-зенитных комплексов рассматривается развитыми странами как вызов со стороны России всему цивилизованному миру.

Читайте также:  Лучшие сайты бизнес компаний

К сожалению, последствия такой политики практически не просчитываются. Да и кто персонально готовит эти решения в России, узнать невозможно, нет общественного контроля, нет прозрачности в этом и нет ответственных. Приходится признать, что важнейшие решения в России принимаются без широкого обсуждения в обществе, без проведения независимой экспертизы.

Например, на чье мнение опирается российская власть, время от времени поднимая вопросы о новых союзах с государствами. Во время недавней встречи Президента России В.В.

Путина в Петербурге с президентами Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на московском телевизионном канале ТВЦ проводился опрос телезрителей, где выяснялось отношение россиян к новым союзам. В прямом эфире на вопрос: «К чему приведут новые союзы России с бывшими союзными республиками СССР, к обогащению или разорению?» — 80 процентов из позвонивших граждан заявили, что приведут к разорению.

Примечательно то, что против союза с Белоруссией большинство россиян не возражают, но власть уже более десяти лет не решает этот вопрос. Неужели боится появления такого харизматического лидера, как А. Лукашенко, на политической арене России. Как известно, в политике нет друзей, а доминируют лишь интересы. Поэтому главной задачей общества является создание системы, при которой у чиновников государственные интересы превалировали бы над личными.

Кортунов С.В. Принятие внешнеполитических решений в России и США // Международные процессы. Т. 2. 2004. N 2.

Без установления механизма контроля со стороны общества за деятельностью власть имущих невозможно становление эффективной системы управления, достижение существенных результатов в развитии государства, общества, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности каждого конкретного человека.

В целях повышения эффективности функционирования властных структур целесообразно в оценке их деятельности руководствоваться объективными критериями, основанными на ведущих социально-экономических показателях, на качестве жизни населения, на росте или снижении реальной заработной платы, покупательной способности, динамике рождаемости и смертности, продолжительности жизни, уровне безработицы. От этих критериев напрямую должна зависеть оценка способности представителей властных структур осуществлять управление государством, его подразделениями, регионами, коллективами. Благополучие власти должно непосредственным образом зависеть от благополучия и благосостояния населения. Только при таком подходе, при максимальной открытости, прозрачности власти общество может получить значительные импульсы для дальнейшего развития.

В целях повышения эффективности деятельности государства необходимо изменить методологию взаимодействия власти и общества. Государственная власть должна представлять собой аппарат государственных служащих, нанимаемых обществом (народом) для выполнения управленческих функций, осуществляемых в интересах народа. Подлинно демократическое состояние государства таково, при котором власть любого уровня подчинена интересам народа, реализует в своем курсе его политическую волю, глубинные социально-экономические интересы. Если этого не происходит, власть превращается в замкнутую закрытую политическую систему, касту чиновников, отгороженную от общества, не отвечающую его интересам.

Для повышения авторитета, усиления реальной, а не формальной роли в обществе российская государственная власть должна оставаться свободной от влияния олигархических группировок и кланов. Лидеры олигархических кланов сегодня руководят рядом субъектов РФ — областями и краями, контролируют управленческие государственные структуры. Данное обстоятельство свидетельствует, что государственная власть все более утрачивает реальную власть в стране. Это подтверждают и социологические исследования: 83 процента респондентов полагают, что власть в России контролирует узкий круг лиц, неподконтрольных народу. Только 6 процентов опрошенных считают, что власть в стране контролирует народ .

Ильичев Г. Вся власть народу // Известия. 2005. 10 июня.

И последнее. В российском обществе всегда было обостренное чувство социальной справедливости. На рубеже 1980 — 1990-х гг. борьба с оторвавшейся от народа номенклатурой привела к отстранению КПСС от власти. К сожалению, менталитет российской политической элиты не меняется — она по-прежнему руководствуется только ей понятной идеологией. Поэтому перспективы возрождения России зависят от активной позиции каждого гражданина России по защите своих интересов, от эффективности взаимодействия общества и власти.

Проблемы взаимодействия власти бизнеса и общества

Титульный лист, Оглавление, Введение, Список литературы, Приложения, Таблицы, Рисунки — не подлежат текстовому анализу

Голубева В., Синицина И., Чудакова Н. Современные модели социальной политики в Венгрии и Польше. www.transport.ru./2-period/min-econ/№296/sover.htm 2002

Интернет ресурс [atlas.socpol.ru/portraits/Chita.shtml] 2005

Ивченко С., Якимец В., Государственное управление в XXI веке: концепции, методы, технологии // Бизнес и общество, №16, 2003

Когай, Е.А. Потенциал социокультурного развития региона [Электронный ресурс]: доклад на заседании интеллект-клуба Курской областной общественной организации Общество «Знание» России / Е.А. Когай. — Режим доступа: http://mebik.ru/union/intell/kogay180506.htm

Татьяна МАЛЕВА, Путь развития — социальный баланс [http://www.oilru.com/sp/17/730/] // Нефть РОссии, № 4, 2007

В. Садков, О МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ // Общество и экономика N 004 стр. 124-132 от 30.04.07

Масштабные заимствования пока не обнаружены

Сообщество Диссернет напоминает, что никакая проведенная им экспертиза не может считаться окончательной. Экспертиза носит предположительный (вероятностный) характер и основана на имеющемся в наличии объеме информации, полученной исключительно из открытых источников. Эксперты готовы в любой момент возобновить исследования в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств. Любая дополнительная информация, могущая повлиять на экспертизу, будет с благодарностью принята и проверена в кратчайшие сроки, а результаты такой дополнительной проверки (мнения экспертов Диссернета) будут немедленно обнародованы.

Просим любую информацию, имеющую отношение к уже опубликованным экспертизам Диссернета, направлять по адресу [email protected]

Источник: www.dissernet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин