Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия между бизнесом и государством, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов бизнеса и различных социальных групп общества при выработке и проведении социально-экономической политики. Инновационный тип развития требует создания максимально благоприятных условий для предпринимательской инициативы, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российских компаний, расширения их способности к работе на открытых глобальных рынках в условиях жесткой конкуренции — поскольку именно бизнес является основной движущей силой экономического развития. Бизнес всегда заинтересован в предсказуемости и максимально далеком временном горизонте собственного развития. Этого можно достичь, только участвуя в непосредственном каждодневном строительстве корпоративного будущего, а значит – будущего общества, в котором бизнес работает.
Бизнес и власть (GR): пути взаимодействия. Александра Сасина (Павленко)
Проблема взаимодействия властей с представителями предпринимательства является актуальной, так как одним из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса является ведение открытого, конструктивного диалога между бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти ко всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этом направлении.
Система представительства интересов бизнеса в органах государственной и муниципальной власти должна быть гибкой и многоуровневой. При этом гибкая, многоуровневая и многоаспектная система взаимодействия бизнеса и государства позволяет свести к минимуму возможности их сращивания и строить взаимоотношения на цивилизованной основе. Сейчас динамику процесса взаимоотношений государства и бизнеса стало определять, прежде всего, общество, которое требует, чтобы бизнес изменился и перестал быть частью государственных проблем, а превратился в неотъемлемый элемент их решения.
Таким образом, российский бизнес должен постепенно переходить к новой модели самоорганизации во взаимоотношениях с властью, обеспечивая наряду с государством, прежде всего, социальную опору населения.
В настоящий момент инструменты и площадки для эффективного общения бизнеса и власти активно развиваются. При этом бизнес, несмотря на определенные усилия региональных властей, все еще остается проблемной сферой экономики регионов страны. Для успешного развития бизнеса в целом по стране и в регионах необходимо принятие комплекса радикальных мер с учетом современного состояния развития бизнеса в стране и особенностей его развития в регионах. В целях создания инновационной системы и модернизации российской экономики усилия государства в сфере бизнеса должны быть направлены на поддержку, прежде всего, тех предприятий бизнеса, которые способны производить инновационный продукт, конкурируя с признанными крупными производителями, и выступать в качестве реального фактора инновационного развития. Эффективные государственные меры по поддержке бизнеса вызовут подъем предпринимательской активности в стране и регионах, приведут к улучшению социально-экономического положения России, могут стать катализаторами инновационной модернизации российской экономики.
Власть и бизнес: особенности взаимодействия
Одним из важнейших направлений деятельности органов муниципального управления является всемерное содействие экономическому развитию местного сообщества. На территории любого муниципального образования, как правило, расположены промышленные предприятия, организации и учреждения, которые не только обеспечивают занятость населения, но и являются основным источником пополнения муниципального бюджета. Предприятия, организации и учреждения различаются по характеру и профилю деятельности, по значимости для местного хозяйства, по размерам – крупные, средние и малые. Среди них особого внимания местных органов власти заслуживают предприятия малого бизнеса в силу их особой значимости для жизнедеятельности местного сообщества. Именно эти предприятия придают гибкость муниципальной экономической политике, производят товары и услуги непосредственно для местного населения, обеспечивают занятость и немалые поступления в муниципальный бюджет.
Поэтому успех развития малого бизнеса зависит, в первую очередь, от местной администрации. Мировой опыт развития малого бизнеса в индустриально развитых странах и в передовых регионах России убедительно свидетельствует о результативности деятельности по его поддержке.
В целях перехода к инновационному социально-ориентированному развитию органам власти в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности я предлагаю перенесение акцента поддержки малого и среднего предпринимательства с регионального на муниципальный уровень. На муниципальном уровне проще увязать потребности муниципального образования и возможности представителей бизнеса, получить точное представление о возможностях и потребностях предпринимательских сообществ муниципального образования, содействовать формированию из отдельных представителей предпринимательства территориальных кластеров с целью концентрации ресурсов и усилий по их развитию, в том числе перераспределение полномочий от регионального уровня власти к местному.
Кроме того, для эффективной работы инфраструктурного обеспечения предпринимательства представляется необходимым создать в российских регионах инновационный центр, который бы поддерживал уже сформировавшиеся, окрепшие малые инновационные предприятия, прошедшие наиболее трудный этап становления и выживания в начальный период своей деятельности, когда гибнет до 90% малых инновационных предприятий.
Исходя из предлагаемого мной морфологического метода, который предполагает выделение нескольких характерных признаков, по каждому из которых составляют список его различных вариантов-альтернатив, следует построить таблицу- «морфологическую матрицу».
Выделены 3 задачи и представлены 4 варианта решения задач. Для удобности пронумеруем каждую из ячеек.
Задачи | Варианты решения задач | |||
Финансирование программ развития предпринимательства | 1 Федеральный уровень | 2 Региональный уровень | 3 Муниципальный уровень | 4 Вложения из собственной прибыли предпринимателей |
Определение получателей льгот | 5 Инвалидам | 6 Начинающим предпринимателям | 7 Предпринимателям, занимающимся продвижением инновационной продукции | 8 Чернобыльцам |
Определение видов льгот | 9 Отсрочка и рассрочка по уплате налогов и сборов | 10 Освобождение от ведения бухгалтерского учета | 11 Льготные тарифы страховых взносов | 12 Дотации и субсидии индивидуальным предпринимателям |
Того у нас варианты: 1-5-9;1-5-10;1-5-12;1-6-9;1-6-10;1-6-11;1-6-12;1-7-9;1-7-10;1-7-11;1-7-12;1-8-9;1-8-10;1-8-11;1-8-12; далее все то же самое, изменяя первую цифру, на 2, далее на 3 и на 4.15 вариантов на каждую из 4 цифр получается 60 вариантов.
Оптимальные комбинации вариантов решения задач на мой взгляд:
за счет федерального уровня предоставить льготные тарифы страховых взносов для предпринимателей, занимающихся продвижением инновационной продукции, т.к. федеральный уровень заинтересован в развитии инновационной продукции и могут повлиять именно этой льготой на государственный внебюджетные фонды в виде уменьшения страховых взносов;
за счет регионального уровня начинающим предпринимателям отсрочка и рассрочка по уплате налогов и сборов, т.к. движущим инструментом социально-экономического развития области и ее субъектов является предпринимательская деятельность;
за счет местного уровня освобождение от ведения бух.учета всех указанных получателей льгот, т.е. учет только доходов и расходов, это будет удобно лишь на местном уровне для облегчения ведения отчетности;
за счет местного уровня предоставление дотаций и субсидий ИП для инвалидов и чернобыльцев, т.е. поддержка данных получателей льгот будет удобно лишь за счет местного уровня.
Заключение
Принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание.
Как уже было сказано. решение — это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть_любой_функции_менеджмента. Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым-процессом.
Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от руководителя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что руководитель распоряжается не только своей судьбой, но и судьбами работающих у него людей.
Список использованной литературы
1.Арутюнов Д.Р. Административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах // Право и жизнь. 2006. № 93. С. 44-51.
2.Дрегало А.А. Стратегическое партнерство власти, бизнеса и общества. Монография / Поморский гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Архангельск.
2010. 346 с.
3.Куршиева Н.М. Взаимодействие власти и бизнеса как фактор инновационного развития экономики региона. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 18-22 апреля 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
4.Примаков Е.М. Создание и поддержка инновационных точек роста в экономике России – ключевое направление антикризисных действий власти и бизнеса // Стенограмма выступления ТПП РФ 27 мая 2009 года.
5.Шамарова Г.М. Органы власти и бизнес: модернизация отношений. Материалы VI Международного научного конгресса «Роль бизнеса в трансформации российского общества – 2011». 2011. М.: МФПА, 2011. 545 с.
6. Трофимова Л.А. Методы принятия управленческих решений: учеб. Пособие/– СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2012. –101с.
7. Логинов, В. Н.Управленческие решения: модели и методы / B. Н. Логинов. — М.: Альфа-Пресс, 2011.
8. Балдин, К. В. Управленческие решения [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов по специальности «Менеджмент организации» / К. В. Балдин, С. Н. Воробьев, В. Б. Уткин. – Москва: Дашков и К°, 2012. – 495 с. – URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=bookhttps://infopedia.su/15×6433.html» target=»_blank»]infopedia.su[/mask_link]
Проблемы взаимодействия власти и общества в современной России
Лютых А.А., доктор исторических наук, профессор Воронежского государственного университета.
Россия переживает сложный период в своей истории. Растет неудовлетворенность большинства россиян проведенными и проводимыми в стране реформами. У Б.Н. Ельцина и его правительства в 90-е гг. ХХ в. была прекрасная возможность «войти в историю», создав мощный фундамент для построения демократического социального общества, учитывающего многовековые традиции, духовность народа.
Почему бы богатства страны, полезные ископаемые, вырученные от их продажи доходы не распределять с учетом интересов каждого россиянина? Однако власть пошла по другому пути. Политика по искусственному созданию класса крупной буржуазии, олигархии привела к глубокому разочарованию большинства россиян действиями правительства, к расслоению общества, которого не знала история. По количеству миллиардеров мы вышли на второе место в мире, а по уровню жизни оказались среди слаборазвитых стран .
См.: Доклад о развитии человечества (ООН) // Новая газета. 2005. N 20; Труд. 2003. 5 сент.
Владимир Путин принял руководство государством, когда существовала реальная угроза распада страны. После назначения на пост Председателя Правительства он подчеркивал, что Россия исчерпала свой лимит на социально-экономические и политические потрясения. Ответственные общественно-политические силы должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России.
История предоставила В. Путину уникальный шанс стать в полном смысле спасителем России. С одной стороны, ситуация требовала от него принятия решительных мер, направленных на предотвращение катастрофической ситуации, укрепления государственной власти, а с другой — В. Путин был ставленником узкой группы лиц, чьи интересы часто шли вразрез с интересами общества и государства. Это противоречие оказалось трудноразрешимым. Общество с появлением нового лидера возлагало на него надежды, связанные с очередной попыткой вывода страны из кризиса.
За время пребывания у власти В. Путина удалось остановить набиравшие силу процессы деградации власти, разрушения правоохранительных органов, других силовых структур. В стране был восстановлен конституционный порядок, заново отстроена вертикаль федеральной исполнительной власти.
Наметилась тенденция конструктивного взаимодействия законодательной и исполнительной власти, повысилась эффективность законотворческой работы парламента. Восстановлено единое правовое пространство страны. В то же время власть часто ведет борьбу со следствием, зачастую не первого, а второго порядка.
Поэтому в ее структурах отсутствует действенный механизм разрешения социально-экономических противоречий, основанный на диалектическом подходе к причинно-следственным связям. Так, в ответ на призыв Президента заняться борьбой с беспризорностью и безнадзорностью бывший вице-премьер В. Матвиенко заявила о том, что она лично будет ездить по московским вокзалам и собирать беспризорных детей.
А Министр здравоохранения и социального развития М. Зурабов после принятия Закона N 122-ФЗ по монетизации зачастил поездками по аптекам. Это наглядный пример подмены причины следствием. При подобном подходе трудно решать стоящие проблемы. Ведь дело не только в количестве детских домов, куда можно собирать детей, и количестве лекарств, хотя это важно, а главное — в укреплении российской семьи, в организации действенной помощи семье и нуждающимся, инвалидам, малоимущим, пенсионерам, чтобы все они могли жить достойно, купить лекарства, растить детей. Со стороны государства в этом отношении делается еще крайне мало.
Важным направлением в деятельности российской власти является установление отношений с отечественной бизнес-элитой, которая в течение 1990-х гг. беззастенчиво распоряжалась природными богатствами страны, пользуясь бесконтрольностью со стороны Правительства, отсутствием четкой законодательной базы. До настоящего времени во взаимоотношениях государственной власти с бизнес-элитой много неясного, до конца не оформленного.
Нет четких принципов взаимодействия двух ведущих системообразующих участников большой политики. Власть то переходит в решительное наступление на крупный бизнес, то выдает ему индульгенцию для дальнейших действий в прежних формах. Как, например, объяснить покупку государством нефтяной компании «Сибнефть», приобретенной недавно у олигарха Р. Абрамовича. Даже министры А. Кудрин и Г. Греф были удивлены странностью такой сделки. Кто же тогда дает «добро» на такие покупки? Правительство продало эту компанию десять лет назад за 100 миллионов долларов, а купили в 130 раз дороже, за 13 миллиардов долларов .
Богомолов О.Т. Кто у нас неандерталец? // Литературная газета. 2005. N 51.
Российская бизнес-элита, получая огромные доходы, заинтересована в вечном сохранении системы, обеспечивающей ей поистине райскую жизнь. Чиновники всех уровней в данной системе принимают нужные этой элите решения, которые идут вразрез с интересами народа и государства. Политики в такой ситуации осуществляют, как правило, посредничество между бизнесом и чиновниками.
СМИ и некоторые политологи, деятели искусства обеспечивают данной системе идеологическое прикрытие, насаждая в массовом сознании либерально-демократические ценности в искаженном виде. Только народ, работники образования, здравоохранения, науки и культуры остаются вне системы, к их нуждам государственная власть прислушивается очень редко. Вот и сейчас к выборам 2008 г. обещают повысить заработную плату одному из двенадцати врачей, а также выделить один грант одному из двухсот учителей . Эти факты показывают, как отдалилась власть от народа.
Будберг А. У барьера. Станут ли нацпроекты спасением для России? // Московский комсомолец. 2006. 4 — 11 янв.
Поэтому среди серьезных проблем в современной России стоит вопрос о выработке механизма контроля власти со стороны общества. Иными словами, без эффективного контроля общества за действиями властных структур — от принятия решений до их практической реализации — невозможно ни построение провозглашенного в Конституции РФ правового государства, ни формирование гражданского общества.
Проблема ответственности власти важна и потому, что, претендуя на статус демократического, российское общество и государство мало что делают для обеспечения необходимого контроля за деятельностью власти, а то, что делается в этом направлении, не приносит желаемых результатов. Например, как сейчас формируется Общественная палата страны? Оказывается, все кандидатуры в эту палату от регионов должны пройти согласование с руководством центрального федерального округа. В палате оказалось больше половины москвичей, тесно связанных с правящей элитой . Это вполне объяснимо, власть не хочет делиться своими функциями с обществом, оставляя за собой монопольное право на принятие и реализацию управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности общества.
Цепляев В. Общественная палата: почему там нет простых людей? // Аргументы и факты. 2005. N 52.
Поэтому выработка контроля снизу должна начинаться с достижения максимальной открытости, прозрачности власти, которая выбирается народом и должна служить его интересам. Все государственные чиновники, включая Президента, являются избранными народом управленцами, призванными отстаивать и защищать народные интересы.
В современном российском обществе ситуация оказалась перевернутой с ног на голову — общество, народ существуют для обслуживания интересов власти, власть же живет и функционирует по своим собственным, ею же придуманным, законам. Должно быть наоборот. В противном случае, как это и происходит, власть и общество оказываются живущими в противоположных политических системах, не понимают интересов друг друга, что вносит дисбаланс в социально-политические отношения. Поэтому необходимо сузить количество функций, принимаемых властными структурами без согласования с обществом.
Ушли в прошлое, в период начального демократизма первой половины 1990-х гг., референдумы разных уровней, дававшие власти полномочия решать задачи от имени народа, отсутствует практика плебисцитов, декларированная только на бумаге. Не сложился механизм регулярных отчетов представителей разных ветвей власти перед обществом, а не только во время предвыборных кампаний, когда число подобных мероприятий становится чрезмерным и назойливым.
Развитие и углубление демократических процессов предусматривает формирование гражданского общества, в котором инициатива принятия важных социально значимых решений исходила бы от граждан, их организаций и представителей. Однако именно такие представительские функции и полномочия граждан в современном обществе ничтожны, так как они идут вразрез с интересами бюрократических структур власти, блокирующих любые меры по расширению гласности, открытости властных структур.
Особенно это наглядно проявляется во внешней политике России. Вызывает удивление, когда Правительство РФ реализует энергоресурсы некоторым странам в два-три раза дешевле, чем мировые цены, а также объявляет о списании долгов то одному, то другому государству. В то же время кредиторы из стран Запада взимают с России не только долги СССР, но и большие проценты с них.
Неспособность нынешней власти разобраться в происходящих в современном мире процессах привела к тому, что ни одна из важнейших внешнеполитических целей не была достигнута. Не произошло интеграции России в мировое и европейское пространство, не удалось привлечь крупные инвестиции в российскую экономику, не удалось предотвратить расширение НАТО на Восток.
Обострились противоречия со странами Центральной и Восточной Европы, бездействует Договор о коллективной безопасности со странами СНГ . Ухудшились отношения с Западом после поддержки руководством авторитарного режима Ислама Каримова в Узбекистане, не допустившего мировое сообщество к расследованию андижанских событий, где погибли сотни людей, в том числе дети и старики. Недавно принятое решение о продаже тоталитарному режиму Ирана ракетно-зенитных комплексов рассматривается развитыми странами как вызов со стороны России всему цивилизованному миру.
К сожалению, последствия такой политики практически не просчитываются. Да и кто персонально готовит эти решения в России, узнать невозможно, нет общественного контроля, нет прозрачности в этом и нет ответственных. Приходится признать, что важнейшие решения в России принимаются без широкого обсуждения в обществе, без проведения независимой экспертизы.
Например, на чье мнение опирается российская власть, время от времени поднимая вопросы о новых союзах с государствами. Во время недавней встречи Президента России В.В.
Путина в Петербурге с президентами Узбекистана, Казахстана, Киргизии и Таджикистана на московском телевизионном канале ТВЦ проводился опрос телезрителей, где выяснялось отношение россиян к новым союзам. В прямом эфире на вопрос: «К чему приведут новые союзы России с бывшими союзными республиками СССР, к обогащению или разорению?» — 80 процентов из позвонивших граждан заявили, что приведут к разорению.
Примечательно то, что против союза с Белоруссией большинство россиян не возражают, но власть уже более десяти лет не решает этот вопрос. Неужели боится появления такого харизматического лидера, как А. Лукашенко, на политической арене России. Как известно, в политике нет друзей, а доминируют лишь интересы. Поэтому главной задачей общества является создание системы, при которой у чиновников государственные интересы превалировали бы над личными.
Кортунов С.В. Принятие внешнеполитических решений в России и США // Международные процессы. Т. 2. 2004. N 2.
Без установления механизма контроля со стороны общества за деятельностью власть имущих невозможно становление эффективной системы управления, достижение существенных результатов в развитии государства, общества, обеспечение нормальных условий жизнедеятельности каждого конкретного человека.
В целях повышения эффективности функционирования властных структур целесообразно в оценке их деятельности руководствоваться объективными критериями, основанными на ведущих социально-экономических показателях, на качестве жизни населения, на росте или снижении реальной заработной платы, покупательной способности, динамике рождаемости и смертности, продолжительности жизни, уровне безработицы. От этих критериев напрямую должна зависеть оценка способности представителей властных структур осуществлять управление государством, его подразделениями, регионами, коллективами. Благополучие власти должно непосредственным образом зависеть от благополучия и благосостояния населения. Только при таком подходе, при максимальной открытости, прозрачности власти общество может получить значительные импульсы для дальнейшего развития.
В целях повышения эффективности деятельности государства необходимо изменить методологию взаимодействия власти и общества. Государственная власть должна представлять собой аппарат государственных служащих, нанимаемых обществом (народом) для выполнения управленческих функций, осуществляемых в интересах народа. Подлинно демократическое состояние государства таково, при котором власть любого уровня подчинена интересам народа, реализует в своем курсе его политическую волю, глубинные социально-экономические интересы. Если этого не происходит, власть превращается в замкнутую закрытую политическую систему, касту чиновников, отгороженную от общества, не отвечающую его интересам.
Для повышения авторитета, усиления реальной, а не формальной роли в обществе российская государственная власть должна оставаться свободной от влияния олигархических группировок и кланов. Лидеры олигархических кланов сегодня руководят рядом субъектов РФ — областями и краями, контролируют управленческие государственные структуры. Данное обстоятельство свидетельствует, что государственная власть все более утрачивает реальную власть в стране. Это подтверждают и социологические исследования: 83 процента респондентов полагают, что власть в России контролирует узкий круг лиц, неподконтрольных народу. Только 6 процентов опрошенных считают, что власть в стране контролирует народ .
Ильичев Г. Вся власть народу // Известия. 2005. 10 июня.
И последнее. В российском обществе всегда было обостренное чувство социальной справедливости. На рубеже 1980 — 1990-х гг. борьба с оторвавшейся от народа номенклатурой привела к отстранению КПСС от власти. К сожалению, менталитет российской политической элиты не меняется — она по-прежнему руководствуется только ей понятной идеологией. Поэтому перспективы возрождения России зависят от активной позиции каждого гражданина России по защите своих интересов, от эффективности взаимодействия общества и власти.
Проблемы взаимодействия власти бизнеса и общества
Титульный лист, Оглавление, Введение, Список литературы, Приложения, Таблицы, Рисунки — не подлежат текстовому анализу
Голубева В., Синицина И., Чудакова Н. Современные модели социальной политики в Венгрии и Польше. www.transport.ru./2-period/min-econ/№296/sover.htm 2002
Интернет ресурс [atlas.socpol.ru/portraits/Chita.shtml] 2005
Ивченко С., Якимец В., Государственное управление в XXI веке: концепции, методы, технологии // Бизнес и общество, №16, 2003
Когай, Е.А. Потенциал социокультурного развития региона [Электронный ресурс]: доклад на заседании интеллект-клуба Курской областной общественной организации Общество «Знание» России / Е.А. Когай. — Режим доступа: http://mebik.ru/union/intell/kogay180506.htm
Татьяна МАЛЕВА, Путь развития — социальный баланс [http://www.oilru.com/sp/17/730/] // Нефть РОссии, № 4, 2007
В. Садков, О МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ // Общество и экономика N 004 стр. 124-132 от 30.04.07
Масштабные заимствования пока не обнаружены
Сообщество Диссернет напоминает, что никакая проведенная им экспертиза не может считаться окончательной. Экспертиза носит предположительный (вероятностный) характер и основана на имеющемся в наличии объеме информации, полученной исключительно из открытых источников. Эксперты готовы в любой момент возобновить исследования в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств. Любая дополнительная информация, могущая повлиять на экспертизу, будет с благодарностью принята и проверена в кратчайшие сроки, а результаты такой дополнительной проверки (мнения экспертов Диссернета) будут немедленно обнародованы.
Просим любую информацию, имеющую отношение к уже опубликованным экспертизам Диссернета, направлять по адресу [email protected]
Источник: www.dissernet.org