Этапы подготовки сопровождения сделки купли-продажи бизнеса
Сделка по переходу прав собственности на готовый бизнес проводится в несколько этапов. Условно можем выделить этап планирования купли-продажи, этап формирования пакета документов, поиска покупателей и непосредственно этап перехода прав.
Первые две стадии по своей сути являются базой будущей сделки — предварительной стадией. Заключение сделки на выгодных условиях напрямую зависит от качественной подготовительной работы. Подготовка сопровождения не имеет определенных сроков и включает в себя:
- сбор информации по финансовому положению фирмы,
- оценку:
- перспектив развития;
- корпоративного имиджа (уровня престижности);
- конкурентоспособности.
Указанные мероприятия позволяют сформировать представление об объекте будущей сделки. На основании собранной информации продавец оценивает свои шансы по выгодной продаже, а покупатель формирует свою позицию в вопросе приобретения именно этой фирмы.
Этапы сделки при покупке-продаже готового бизнеса
Следующим шагом на пути к переходу прав является подготовка документации, а именно:
- оценка стоимости бизнеса. В этом вопросе во внимание принимается, например, анализ контрольного пакета акций, имущественных активов организации. Анализ стоимости должен быть произведен профессиональным оценщиком, который по результатам своей работы выдает заключение о стоимости рассмотренного объекта;
- проверка учредительных документов, регистрационных данных и внутренних положений;
- финансовый аудит (основное внимание уделяется бухгалтерской отчетности);
- оценка кадровой политики (трудовых ресурсов) и иных вопросов.
Обратите внимание!
По результатам проделанной работы сопровождающий юрист вправе подготовить инвестиционный меморандум — документ, определяющий инвестиционные задачи организации. Наличие подобного документа позволять оценить будущим покупателям привлекательность покупки данной фирмы и перспективы по привлечению инвестиций.
На основе проделанной работы сопровождающий специалист вырабатывает стратегию продажи бизнеса. При наличии стратегии он может приступать к рекламе по привлечению покупателей. Непосредственно перед продажей важно проанализировать платежеспособность возможных покупателей, чтобы направить все ресурсы на заключение сделки с реальным, располагающим достаточными средствами, покупателем. Ввиду комплексности мероприятий по подготовке, юридическое сопровождение купли-продажи бизнеса на каждом из этапов — скорее необходимость, чем просто услуга.
Как самостоятельно подготовить договор купли-продажи бизнеса
Для самостоятельной подготовки договора по переходу прав на ваш бизнес вы должны обладать достаточным опытом в подобной сфере и хорошо ориентироваться в регулировании гражданских правоотношений.
Когда принято решение о продаже фирмы и найден подходящий покупатель, ГК РФ предусматривает возможность заключения предварительного договора купли-продажи (ст. 429 ГК РФ). При наличии подобного документа вы можете быть уверены, что покупатель не сможет отказаться от намеченной сделки, в противном случае договор будет подписан на основании решения суда о понуждении к заключению (ст. 445 ГК РФ).
Процедура продажи компании: этапы, цена и документы. Оформление сделки купли-продажи ООО в 2020 г.
Перед составлением договора о продаже необходимо определиться с существенными условиями: предметом сделки, ценой, условиями, прямо определенными законом, и теми, относительно которых стороны должны прийти к соглашению (ст. 432 ГК РФ).
Обратите внимание!
Для самостоятельной подготовки важно определить порядок перехода прав на ваш бизнес, сроки и порядок оплаты. Вариант рассрочки является выгодным для покупателя, 100% оплаты — для продавца, но на практике полная оплата применяется крайне редко.
Целесообразно воспользоваться типовым образцом подобных контрактов, вписав требуемые данные и дополнив его необходимыми положениями. Успех будущей сделки будет зависеть от целого комплекса мероприятий, как подготовительного характера, так и при составлении договора.
Юридическое сопровождение сделки купли-продажи бизнеса — ключевой элемент минимизации возможных рисков. Ассистирующий сделку юрист является профильным специалистом в данном вопросе, разбирающийся во всех нюансах подобного рода правоотношений. Не стоит недооценивать важность внешней помощи: штатные юристы в рамках своих обязанностей занимаются всеми вопросами, связанными с деятельностью фирмы, и не всегда могут быстро, своевременно и грамотно реагировать в сложных ситуациях.
Полное сопровождение сделки — внушительная статья расходов, к которой готов далеко не каждый руководитель. К сожалению, не всегда даже высокая стоимость услуг говорит об их качестве. При выборе сопровождающего юриста проанализируйте его опыт, квалификацию, отзывы предыдущих клиентов.
Как быстро и безопасно продать свой бизнес. Этапы, рекомендации и важные аспекты сделки
Помимо этого, подробно отобразить все финансовые вложения, опыт сотрудников, преимущества перед конкурентами. Тут можно подключить свои рекламные способности, ведь надо представить сой проект, так чтобы у покупателя не оставалось сомнений, что именно ваш бизнес будет для него выгодной покупкой. Без «голой правды» тут тоже не обойтись, надо быть готовым предоставить всю финансовую и управленческую отчетность, отобразить поток денежных средств отчеты по доходам и расходам.
Бизнес-брокер поможет вам собрать достойное портфолио, оформить все в формат презентации и заинтересовать покупателя. Если бюджет позволяет, то можно снять отдельный ролик с производства (если такое имеется), офиса, всех имеющихся помещений и ремонта.
Самое главное, в потоке всей информации, правильно её структурировать, в этом вам поможет не только бизнес-брокер, но и копирайтер (если в его услугах потребуется необходимость).
Вот, весь пакет документов собран, презентации подготовлены, объявления отредактированы, цены обозначены, самое время приступать к размещению информации и созданию, так называемого, трафика. Это этап привлечения покупателей, для того чтоб ускорить процесс продажи бизнеса, необходимо охватить максимальный круг покупателей. Этого можно добиться несколькими способами.
Реклама. Размещение и продвижение объявления о продаже бизнеса.
В первую очередь стоит обратиться к доскам объявлений таких как Юла, Авито, BizTorg, BeeBoss, Deloshop, BBS, Bussiness Platform и тд.
Не жалейте ресурсов для продвижения своего объявления, используйте рассылки по базе покупателей.
Используйте все известные площадки для обмена информацией, например, Telegram, (есть телеграм каналы о продаже бизнеса) . При работе с такими ресурсами как месенджеры, необходимо соблюдать регламент, чтоб не угодить в бан. Не превращайте свое объявление в спам.
Таргет Instagram, Facebook и Вконтакте отлично выполняет свою задачу. Данное мероприятие потребует небольших вложений, но они того стоят.
Для того, чтоб ваше портфолио быстрее находили можно упаковать его в виде лендинга и настроить посадочную страницу, например, в Яндекс или Google. Для того, чтоб ваше объявление «выскакивало» первым в поисковом списке.
Ну и никто не отменял сарафанное радио, бизнес-брокер, к которому вы обратитесь, может разместить информацию о вас в своих бизнес-чатах, организовать рассылку по своим каналам и тем самым расширить круг потенциальных покупателей.
Этап переговоров.
После размещения информации, явно, начнут поступать звонки и запросы той или иной дополнительной информации. Для того чтоб не потеряться в этом потоке, лучше завести себе табличку, где вы будете заполнять данные о потенциальном покупателе, дату встречи и комментарии или же использовать CRM-систему, где можно настроить систему напоминаний. В данном вопросе вы выступаете в качестве интервьюера, ведь вам не безразлично кому и как перейдет ваш бизнес.
Не бойтесь задавать вопросы покупателям об опыте в бизнесе, по каким критериям они выбирают готовый бизнес. Такое мини-интервью необходимо еще и для того, чтоб еще на уровне звонка отсечь мало заинтересованных покупателей или тех, кто еще сам не определится (обычно такие клиенты забирают много ресурсов, не совершив покупку).
Ну и со своей стороны будьте готовы четко, без замедлений отвечать на все вопросы о прибыли, об убытках и т.д. Покажите, что вы квалифицированы в вашем вопросе и с вами выгодно иметь дело.
К переговорам подготовьте банковские выписки, презентацию, отстройтесь от конкурентов, возьмите чеки, скриншоты из CRM, подготовьте все материалы, которые нужны для то, чтобы у покупателя была полная картинка вашего бизнеса в голове.
После консультаций по телефону, выбрав потенциальных клиентов, можно отправлять свое коммерческое предложение. И не забудьте потребовать обратную связь, иногда клиенты могут делать замечания, но это крайне важно, ведь такие комментарии помогают улучшить свой кейс.
Переходим к процессу переговоров…
Тут надо применить все свои ораторские способности, иногда применить харизму и проявить профессионализм. Вы или ваш бизнес-брокер должны всеми силами заинтересовать покупателя. С вашей стороны также придется слушать и слышать покупателя, так вы поймете его потребности и в случае необходимости сможете «дожать» клиента.
Можно использовать различные техники переговоров, опираясь на особенности клиента, к каждому потребуется индивидуальный подход. И также, как и в телефонных переговорах, при личной встречи требуйте обратную связь, конструктивная критика еще никому не мешала, особенно если это поможет привнести что-то хорошее в проект.
Создайте искусственную очередь на ваш бизнес. Сообщайте, что вы не торопитесь с продажей и уже есть потенциальные клиенты, которые постоянно звонят и приезжают на просмотр.
Юридическая помощь
После удачных переговоров, необходимо еще немного усилий, но уже совместных с юристом. Каким бы ни был размер вашего бизнеса и сколько бы бизнес не стоил, в процессе продажи вам почти наверняка понадобятся услуги юриста. Почти все сделки, которые мы совершаем как в деловой, так и в частной жизни, предусматривают заключение договоров в соответствии с действующим законодательством.
Когда в договорные отношения вступают две организации, им обеспечивается значительно меньшая судебная защита. В этой ситуации закон исходит из того, что вы совместно заключаете соглашение, которое удовлетворяет интересам обеих сторон. При отсутствии особых обстоятельств (таких, как заведомое искажение фактов одной из сторон) договор обычно признается обязательным к исполнению в существующем виде. В соответствии с общим правилом вы при подписании договора соглашаетесь со всеми его положениями и, соответственно, указанными в них правами и обязанностями. И чтоб в дальнейшем не столкнуться с трудностями в законодательном аспекте, лучше доверить всё оформление сделки грамотному юристу.
Какие конкретно понадобятся документы:
- Договор купли продаже с задаток. Покупатель подписывает договор и оставляет задаток, обычно в размере 10%. В договоре прописываются проверочные условия (выручка, контракты с поставщиками, договора сотрудников, возможность переоформления аренды и т.д.). После происходит проверка бизнеса, обычно это занимает от 2 до 7 дней, может и больше если бизнес крупный. Если условия подтверждаются, то покупатель, по условиям договора обязан полностью оплатить бизнес.
- Акты. Первый акт – подтверждение проверочных условий. Если все заявленные условия подтверждены, то подписывается этот акт.
- Акт приемки – передачи оборудования. В договоре прописывается все оборудование и потом проверяется. Как проверка окончена, подписывается данный акт.
- Акт взаиморасчетов. После передачи денежных средств от покупателя – продавцу, подписывается акт и сделка считается совершённой
Источник: vc.ru
Продажа бизнеса: как снизить риски при сделке?
Продажа — это всегда возможность, так же как и покупка. Кто‑то завершает цикл, принимает решение о продаже, а кто‑то думает о том, как увеличить/запустить/заработать еще больше. Процесс продажи бизнеса един, но преследует разнонаправленные интересы: для продавца — продать и забыть, не беспокоиться о дальнейшей судьбе бизнеса, получить деньги/иное встречное предоставление и исключить вероятность исков от приобретателя; для покупателя — получить актив без неожиданных негативных факторов, которые обнаружатся позднее. В последнее время продажа бизнеса зачастую носит вынужденный характер, когда иностранные собственники выходят из бизнеса в силу санкционных рисков, возникающих в рамках вторичных санкций/токсичности бизнеса для акционеров/бенефициаров.
В рамках статьи мы рассмотрим следующие вопросы:
- Что необходимо знать, прежде чем заключить сделку?
- Сколько занимает процесс продажи?
- Buy-side, sell-side сделки — подход и разница: что нужно учесть покупателю, а что — продавцу?
- После продажи — выдыхаем или нет?
Размер материала не позволяет бравировать теоретическими концепциями, и направленность будет исключительно практической, поэтому всех любителей теории — просим простить. Данный материал также не включает налоговые аспекты при продаже бизнеса.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАКЛЮЧИТЬ СДЕЛКУ
Первое, что необходимо знать, независимо от того, кто вы (покупатель или продавец), — что за актив является предметом сделки. Если это не политическое решение, когда выбора нет, — обязательно проведите комплексную или точечную проверку актива, даже если вы продавец. По крайней мере, для вас не станут сюрпризом те или иные аспекты, которые могут быть выявлены не только в рамках переговорного процесса, но и позднее, после закрытия сделки.
Особенностью правового и политического режима ряда стран может являться непредсказуемость последствий, если актив:
- был получен в рамках приватизации и (или)
- отчуждался/приобретался окологосударственными структурами.
Консервативная оценка рисков в этом случае может говорить о том, что судьба актива/денежных средств от его продажи будет всегда под вопросом до тех пор, пока существуют риски возврата к этому активу государственных или окологосударственных структур.
Этапы и важные аспекты сделки. Если представлять схематично процесс продажи бизнеса, он может выглядеть как на схеме 1.
Сроки. Во многом длительность процесса продажи зависит от нескольких факторов:
Кто? Кто выступает на другой стороне и насколько совпадают ожидания продавца и покупателя? Если напротив вас крупная корпорация, скорее всего, стоит приготовиться к длительному процессу согласования, где каждое новое условие/изменение условий влекут необходимость созыва и проведения новых инвестиционных и прочих комитетов, одобряющих условия сделки.
Категория приобретаемого актива. В ряде случаев смена бенефициара компании — актива, независимо от размера активов, требует согласования с государственными органами. Например, это относится к кредитным организациям или компаниям, являющимся стратегическими (для последних согласование не�. ✂
Платный контент
Полная версия публикации доступна только подписчикам.
Источник: ao-journal.ru