Профессор бизнес практики что это

Практический опыт преподавателя всегда высоко ценился в обучении. Студенты усваивают информацию лучше, если в ней присутствуют реальные примеры из практики, а преподаватель в ходе занятия позволяет учащимся примерить на себя роль участников процесса.

Однако сегодня все чаще и чаще мы видим, как образовательные организации позиционируют свои продукты как сугубо практические программы, в которой преподавателями являются исключительно действующие сотрудники компаний, а образ условного «преподавателя-теоретика» демонизируется и жестко противопоставляется эффективному обучению. Почему так происходит?

В первую очередь это отражает желания потребителей. В 2019-2020 годах резко возрос спрос на программы, позволяющие не просто научиться новым навыкам, а именно получить профессию, которую в дальнейшем возможно будет монетизировать. Обучение для общего развития в эпоху тотальной неопределённости, кризиса и риска потери работы отодвинулось в сторону.

Люди хотят быть уверены в своей востребованности на рынке труда после обучения на курсе по data science или графическому дизайну, а крупнейшие игроки рынка EdTech, такие как Skillbox, Нетология, Geekbrains, SkillFactory и Skypro сделали основой своего позиционирования обучения на новую профессию. А для выполнения этой задачи, конечно, нужны практики, ролевые модели.

Гор Нахапетян | Как управлять людьми с помощью любви? Про партнёрство, образование и филантропию

Второй важный критерий — это конкуренция за ограниченный список специалистов.

Открытый рынок и необходимость привлекать потребителя с помощью яркого маркетинга вынуждает продюсеров образовательных программ думать не только о качестве образовательного продукта, но и о «фронтмене» — лице курса, известном и узнаваемом специалисте, который будет автоматически являться синонимом высокого качества и будет знаком аудитории по своей практической деятельности.

Как правило, таких людей в средней компании из РБК-500 около 8-10, а самих компаний, вызывающих неподдельный интерес у аудитории, в упомянутом рейтинге около 50-и. Рынок ограничен, практики имеют всю большую ценность и платформы и образовательные организации думают, как привлечь к себе нужных игроков.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Ну и, конечно, нельзя исключать сам рост рынка EdTech и популяризацию образования в целом. Мысли о VUCA-мире уже не являются элитарными, и рядовой человек задумывается о второй карьере и более антихрупкой деятельности, а значит, ищет себе новые места для обучения. Больше спрос — больше практиков необходимо учреждениям для освоения волны спроса.

С какими проблемами сталкиваются практики, оказавшись в учебном классе?

Многим из нас с детства знакома народная присказка: «Ученого учить — только портить». И правда, зачем учить чему-то людей, которые уже достигли успеха в профессии? Так уж вышло, что преподавание — особый вид деятельности, который включает в себя коммуникативную модель, которая не всегда понятна человеку не из образовательной сферы.

PRO профессионалы/ Павел Алфёров — эксперт проектного управления, профессор бизнес-практики Сколково

Рассмотрим типовые ошибки, которые совершают спикеры-практики при приходе в академическую среду.

Ошибка первая: «Что-нибудь расскажу про…»

Суть ошибки: эксперт не уделяет достаточное время подготовке и опирается исключительно на свой практический опыт и набор кейсов, которые могут быть рассказаны во время сессии. Ну а что, меня ведь для этого и позвали?

В чем проблема: студенты очень любят преподавателей, которые пользуются примерами и историями из реальной практики, однако зачастую такие сессии оказываются не структурированными, тезисы и истории не дополняют друг други или вовсе противоречат одна другой, а участники обучения выходят с ощущением приятно проведенного времени, но с отсутствием структурной картинки и реальных знаний о предмете

Причина ошибки: многим руководителям присуща жажда отдавать знания, делиться ими с окружающими, подчиненными. И хитрость в том, что им может показаться, что студенты — такие же подчиненные, которые смотрят на преподавателя влюбленными (реально или формально) глазами и готовы слушать все, что угодно.

В условиях экзаменов, контрольных срезов и высокой преподавательской конкуренции модель «преподавателя-сказочника» (назовем ее так) отмирает и замещается более профессиональными преподавателями, которые готовы работать на результат студента.

Как избежать: тщательно готовиться к занятиям вместе с методистом образовательного учреждения, планировать образовательные задачи и находить инструменты для их достижения. Кейсы и истории из практики — один из возможных способов, но далеко не единственный.

Что почитать на эту тему: Дж. Дирксен «Искусство обучать: Как сделать любое обучение нескучным и эффективным».

Ошибка вторая: «Лучше просто покажу презентацию»

Суть ошибки: образовательный процесс — это сотворчество преподавателя и группы, в ходе которого образуется новое знание или формируется навык у учащихся. Практикам, незнакомым с преподавательской ролью, может казаться, что лучший способ работы с группой — это рассказ по презентации и внимательное обсуждение опыта спикера.

В чем проблема: на деле же у группы всегда есть свое состояние. Концепция групповой динамики, пришедшая к нам из социальной психологии, говорит о том, что группа должна пройти минимум 4 этапа для успешной реализации образовательной задачи и получения в т.ч. и социального эффекта, такого как удовлетворенность от проделанной работы и ощущение эффективного командного взаимодействия.

Не учитывать динамику группы и не давать им упражнений и поэтапно усложняющихся вызовов — тупиковая дорогая для преподавателя.

Причина ошибки: причина кроется в непонимании не профессиональными преподавателями законов развития группы и стандартов в андрагогическом обучении.

Как избежать: учитывать групповую динамику участников и по совету методиста включать разнообразную практику в зависимости от этапа развития участников в рамках сессии/программы/курса.

Читайте также:  Что построить для бизнеса на участке

Что почитать на эту тему: С. Смыслова «Проектирование образовательного опыта».

Ошибка третья: «Приду во вторник, дайте мне два часа»

Суть ошибки: преподаватель не учитывает прогресс участников в программе, а также может противоречить контенту, который был введен предыдущими преподавателями, или заходить на территорию будущих спикеров.

В чем проблема: противоречие между преподавателями в первую очередь указывает на просчет команды проектировщиков (если в это не закладывается дополнительный смысл). Подобные ситуации могут деструктивно повлиять на групповую динамику и ощущение комфорта и доверия между участниками и командой курса в процессе его прохождения.

Причина ошибки: Образовательные программы проектируются с учетом образовательных задач, которые необходимо достигнуть и на основании принципов проектирования, которые закладываются в основу программы. Исходя из этого, появляется тематический план и предварительный план занятий.

Преподаватели-практики (особенно в начале сотрудничества с той или иной командой) часто могут быть приглашенными гостями, которые интегрируются в конкретный блок, а значит, не участвуют во всем, что происходило до них и будет происходить после них.

Как избежать: проводить детальный брифинг с продюсером и методистом программы и узнавать общую фабулу программы и то, кто будет до и после вас, кто касается смежных с вами тем и каким образом вам согласовать вокабуляры.

Что почитать на эту тему: Michael T. Mattews «Designing for narrative-Like Learning Experiences».

Ошибка четвертая: «Выступлю как смогу»

Суть ошибки: спикер выступает в корпоративном стиле и не включает эмпатию и «человечность». Как следствие, группа ощущает фальшь и выключается из процесса проводимой сессии.

В чем проблема: не каждый практик — выдающийся спикер. При этом базовый учет интересов аудитории в содержательной части и организационном регламенте (перерывы, форматы и т.п.) уже может значительно помочь даже не очень опытному спикеру добиться расположения группы. Когда этого не делается, группа учится хуже и с меньшим комфортом.

Причина ошибки: умение выступать публично — ахиллесова пята многих талантливых людей. Работа над коммуникативными навыками и умением публично презентовать информацию является просто неотъемлемой частью скилл-сета успешного педагога-практика. Поэтому спикеры, обладающие менее развитыми навыками публичных выступлений, добиваются меньшего признания среди аудитории студентов.

Как избежать: развивать soft skills и перед каждым новым выступлением пробовать новые механики для управления вниманием аудитории и вовлечением их в процесс.

Что почитать на эту тему: Н. Дуарте «Illuminate».

Это далеко не все ошибки, которые могут совершать практики в классе, но мы перечислили основные, на которые важно обратить внимание. При этом если какой-то профессионал из индустрии серьезно решает встать на путь преподавания в качестве второй основной деятельности, ему необходимо переквалифицироваться и изучать много нового, в том числе — как разговаривать на языке проектировщиков образовательного опыта.

Перевод с бизнес-языка на академический: как научить спикера пользоваться инструментами

Идеальная образовательная среда (в коммерческих учреждениях она ближе к этому состоянию) имеет много сходств с рыночной экономикой — исполнители удовлетворяют спрос, решая проблемы потребителей, и зарабатывают на этом деньги.

В академической сфере есть свой «рынок»: преподаватель решает образовательную задачу, которую спроектировал продюсер для участников, и обеспечивает высокий уровень групповой динамики, чтобы вовлечь людей в процесс обучения.

Все занятия, собранные практиком для конкретного курса, должны быть направлены на решение образовательной задачи, которую можно вольно трактовать как потребность группы в конкретном развитии.

Как знания, умения и навыки мы хотим развить у участников сессии и какие именно результаты получить после ее проведения и как мы это проверим? Умение оценивать не только общий фидбек, но и реальные образовательные результаты — важный аспект трансфера из позиции приглашенного спикера в позицию преподавателя.

Еще одна важная развилка, которую обязательно придется пройти — выбор преподавательской стратегии. Опишем три самые частые.

СтратегияЭкспертНавигаторФасилитатор
ОписаниеУченику требуется сказать как, что и когда делать. Сам же учитель будет утверждаться в процессе за счет экспертизы и авторитета, быстро получать обратную связь от слушателей и слабо менять контент сессии от группы к группе.Ученики проникаются учителем и материалом либо потому что им нравится преподаватель, либо потому что они понимают ценность материала для себя. При использовании такой стратегии чаще всего группа открыта к целеполаганию и принятию ответственности за свое обучение, люди начинают лучше слышать преподавателя и себя и осознают важность проводимого обучения.Участники обучения готовы сами формировать программу, не страшатся неизвестности и комфортно ориентируются в ней, если чувствуют поддержку со стороны преподавателя-фасилитатора. Задача же преподавателя — направить и задать систему координат в рамках темы обучения. Выбор роли фасилитатора связан с высоким уровнем неопределенности и требует гибкости как от самого преподавателя, так и от материала, который был собран в программу. Роль фасилитатора лучше дается опытным преподавателям, а начинающие практики-эксперты часто видят в ней меньше практической пользы для группы.
Уровень зависимости от преподавателяВысокийСреднийСамая демократичная стратегия, в которой группа является полноправным соучастником создания образовательного опыта.
Формат сессииМастерская имени конкретного преподавателяЗанятие приближается к формату семинара или воркшопа. Любые дисциплины, связанные с развитием soft skills, не могут обойтись без таких форматов.Занятие приближается к формату семинара или воркшопа. Любые дисциплины, связанные с развитием soft skills, не могут обойтись без таких форматов.
Сложность освоенияСамая доступная стратегия из предложенныхСредняя, рекомендуется вовлечение методиста в сборку первых сессий, проводимых из такой модели.Средняя, рекомендуется вовлечение методиста в сборку первых сессий, проводимых из такой модели.
РекомендацииСовместное проектирование обучения или критериев оценки вместе с группой, использование наводящих вопросов и поиск интереса через интерактив с группой.Важнейшим элементом процесса является групповая работа, например, упражнения или P2P-активности, а также проектная деятельность, которая может стать ядром программы.При проектировании сессии необходимо использовать проблемно-ориентированный подход и вовлекать группу в решение ключевой проблемы для достижение образовательной задачи.
ИнструментыКейсы, сторителлинг, интерактивы, эффектные слайды, индустриальные примеры, упражнения в формате «аквариум» (публичный разбор конкретных участников).Сбалансированная обратная связь, механики организации групповой работы, трехэтапная рефлексия (участник-пара-вся группа), церемонии и ритуалы (например, обязательное занесение полученного на занятии вывода на специальную доску при выходе из аудитории).Церемонии и ритуалы, коучинговый подход (наводящие вопросы и т.п.), скрайбинг (параллельная визуализация происходящего на сессии с помощью флипчарта и скетчинга).
Читайте также:  Куда пойти учиться если хочешь открыть бизнес

Только пришедшему в преподавательскую сферу индустриальному практику необходимо погрузиться в академическую терминологию и увидеть всю широту моделей и взглядов, которая есть в нем.

Опираясь на образовательную задачу и умело чередуя преподавательские стратегии, довольно быстро топ-менеджер, который еще вчера мог общаться только с подчиненными и руководством, может стать любимым преподавателем на курсе и действительно выпустить свой «любимый класс».

Заключение

У академической педагогики долгое время были очень плохие пиарщики. В массовом сознании до сих пор еще бытует мысль «кто-то делает, а кто-то рассказывает». Однако, бурный рост EdTech в 2019-2021 годах значительно изменил отношения людей к образованию и популяризировал его, сняв некоторые стигмы, которые были в обществе.

Профессии методиста и преподавателя стали более востребованными, и все большее количество практиков из индустрий стремятся в университеты и коммерческие образовательные учреждения. Мысли, описанные в статье будут полезны начинающим преподавателям-практикам и продюсерам, организующим их интеграцию в программы.

Хочется верить, что в ближайшем будущем знание образовательных механик и погруженность в академический подход станут новым английским или программированием и общественная дискуссия из поля «нужно или нет привлекать методистов на проектирование программы?» перейдет на уровень «как максимально эффективно решить образовательную задачу конкретной аудитории?».

Источник: rb.ru

Т: Каково быть профессором практики?

В субботу был заключительный класс по Business Research Methods в Высшей Школе Экономики. И экзамен. Это означает, что у меня завершен первый раз в жизни полный цикл академического курса со стороны преподавания. С одной стороны, в дипломах есть 118 предметов, которые прошел как студент. С другой стороны есть один курс, который проведен как профессором.

Понятно, что разница есть. Это же разные стороны. Но преподавание академического курса для магистров существенно отличается от любых тренингов, разовых выступлений или даже работы в роли teaching assistant во времена обучения на МВА. Сегодня я подведу итоги, что такое быть профессором практики.

Сначала о challenges.

Раз. Это оказалось физически трудно. Оказывается, провести восемь раз по три часа на ногах, держа класс и проводя все на английском – это просто требуется выносливость. А, учитывая стиль преподавания в духе тренингов, без микрофона и с постоянным передвижением по классу, то сначала садился голос, зато набирались 10000 шагов прямо в аудитории.

Два. Это требует хорошего времени на подготовку. Чтобы в субботу отчитать три часа – надо взять и до этого еще три часа инвестировать в подготовку самого выступления и материала к классу. Еще на разработку заданий для промежуточного экзамена и итогового экзамена. И на проверку.

Считай, суббота становится полностью рабочим днем без остатка.

Три. Это мощная нагрузка на эмоциональный интеллект. Держать аудиторию в энергетике три часа подряд. Вовлекать в обсуждение. Стимулировать выработку гипотез, альтернатив и решений.

Это означает, что ты определяешь степень вовлеченности класса через то, что сам должен быть эмоционально мощным источником конструктива и позитива.

Но на выходе как профессор ты получаешь:

Во-первых. Структурирование своих знаний. Ты садишься и наводишь порядок в своей голове, соединяя опыт и теорию. И тогда класс про Business Research Methods превращается в цикл разбора с магистрами инструментов решения проблем в каждом из функционалов компании. От операционной деятельности до продаж и маркетинга.

От финансов до стратегии и инвестиций.

Во-вторых. Знание взгляда на мир у молодежи. Какими критериями мыслит современная молодежь. Как решают бизнес-проблемы. Что для них важно, а что не важно.

А через разбор заданий смотришь, как они принимают решение открывать или не открывать новый бизнес, покупать или не покупать долю в существующем.

В-третьих. Заряд мотивации и веры в людей. Потому что студенты со всех сторон света. От Латинской Америки и Южной Африки до Китая и любых уголков России. И они замечательные, мотивированные и энергичные люди, которым “что-то в жизни надо”.

Каждый раз, начиная, ведя и заканчивая класс, получаешь такой заряд положительных эмоций!

И обратная связь. Бесценно слышать и с факультета, и от студентов:

  • “Наконец-то класс, в котором показывают, как та теория, что мы учим, применяется на практике в бизнесе”.
  • “Здорово, что можно взять и решать кейсы из практики бизнеса, а не смотреть на очередную теорию”.
  • “Никто другой так не расскажет про то, как одновременно работает бизнес в реальной жизни, и как применять в нем свои знания”.
Читайте также:  Первый бизнес отель был открыт

Но, думаю, что фотография с улыбками класса в день сдачи экзамена говорит сама за себя. Giving back / возвращать обществу то, что оно тебе дало – прекрасно.

И отдельное спасибо ректору Кадочникову Сергею, что создал такую возможность.

На прошлой неделе опубликовали: T: Двадцать дискет и big data.

Все публикации копируются и выкладываются ботом в канал Телеграм.

Позиция в данной статье является частным мнением автора в частном блоге и не является официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя.

Источник: maxlapin.com

Профессор бизнес-практики: опыт, умноженный на качество экспертизы

Профессор бизнес-практики – элита делового образования, «знак качества» для любой бизнес-школы, наставник, который поможет переосмыслить идеи и планы даже опытным и состоявшимся предпринимателям и управленцам. В статье inTrend на примере Школы управления СКОЛКОВО рассматриваем, в чем уникальность и ценность подобной экспертизы.

В чем особенность статуса профессора бизнес-практики?

Профессор имеет степень PhD, DBA или эквивалентную ученую степень ведущего университета или бизнес-школы. Стоит заострить внимание на степени DBA: ее защищают уже успешные, состоявшиеся управленцы и владельцы бизнеса. Предметом их диссертации становится не столько сугубо научный, сколько практический аспект менеджмента.

Профессор подтверждает большой опыт в бизнесе и управлении – он всегда востребован в корпоративном секторе как специалист или консультант. Это эксперт, чьи знания и опыт способны приносить прибыль или иным образом влиять на рост компании.

Джек Вуд, профессор IMD и Школы управления СКОЛКОВО

Джек Вуд, профессор IMD и Школы управления СКОЛКОВО

Как происходит становление профессора бизнес-практики?

Путь к профессорской мантии не быстрый: ей предшествуют ступени преподавателя и старшего преподавателя бизнес-практики, а до этого многие будущие профессора сотрудничали со школой в качестве экспертов pro bono. Профессором бизнес-практики может стать эксперт с опытом преподавания и исследования не менее 10 лет.

Что делает профессора бизнес-практики уникальным специалистом?

Прежде всего это желание делиться опытом, переосмысливать его, а также иметь призвание наставника, которое также должно быть подтверждено – не только качеством авторских учебных материалов, но и обратной связью и оценкой коллег и студентов. Уровень преподавания профессора бизнес-практики постоянно оценивается на протяжении нескольких лет: эксперты школы анализируют актуальность контента, оригинальность и новизну программ, стиль преподавания, качество контакта со студентами. Сами студенты также оценивают работу профессора.

Экспертиза профессора бизнес-практики должна подтверждаться регулярными публикациями в авторитетных профильных медиа, разработкой и внедрением кейсов, ведением прикладных исследований.

В чем заключается значимость деятельности профессора бизнес-практики для бизнес-школы?

Сюда приходят учиться люди, которые уже имеют опыт создания и развития успешного бизнеса и сами обладают солидным багажом знаний. Им нужна экспертиза и поддержка такого наставника, который тоже прошел путь практика, добился успеха и всеобщего признания, а его опыт усилен фундаментальным академическим пониманием закономерностей процессов в экономике и управлении.

Наставник может не только научить, но и дать многое в плане личностного развития – вплоть до того, чтобы послужить примером и ориентиром.

Наличие такого эксперта в бизнес-школе позволяет обучающимся получить поддержку настоящего Учителя, того, кто поможет найти свою философию управления и бизнеса, приумножить опыт и состояние, а также расширить горизонты планов и обрести новые перспективы.

Слагаемые профессора бизнес-практики

Елена Витчак

Елена Витчак, профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО

Елена Витчак, профессор бизнес-практики Школы управления СКОЛКОВО

Наука и качественное бизнес-образование

Профессор бизнес-практики Елена Витчак с 2017 года преподает на образовательных программах Школы управления СКОЛКОВО, связанных с управлением людьми, командами в контексте организации, а также сопровождает направления Executive-coaching на лидерских программах для руководителей высшего звена бизнес-структур и госсектора.

Елена обладает степенью Executive MBA, сейчас преподает на программе SKOLKOVO Executive MBA, закончила в 2022 году магистратуру по психологии и психоанализу Московского института психологии. У Елены многолетний практический опыт работы в области менеджмента и управления человеческим капиталом, в том числе в составе советов директоров крупнейших компаний России и СНГ.

Кроме того, Елена является также сертифицированным коучем по работе с высшими руководителями и сертифицированным тренером по модели PCM (Process Communication Model).

Многоуровневый управленческий опыт

В сфере бизнес-образования Елена применяет весь колоссальный опыт, который приобрела за годы работы в крупных компаниях. В 2008–2017 годах Елена занимала разные должности в холдинге ОАО «АФК «Система» (более 18 активов во всех ведущих отраслях экономики). За 9 лет работы в структурах ОАО «АФК «Система» (компания-акционер ведущих российских компаний МТС, Детский мир, МТС-Банк, Сегежа-групп, Медси, Агрохолдинг «Степь» и т.д.) она участвовала в проектах трансформации холдинга – от изменения модели управления до изменения всех процедур менеджмента и управления персоналом.

Елена Витчак использует как академические знания в области организационного поведения, психологии, общего менеджмента, коммуникации, коучинга, так и богатый практический бизнес-опыт. Академический опыт Елены прекрасно сочетается с глубокой бизнес-экспертизой и знаниями всех инструментов управления людьми и командами. Профессор бизнес-практики Витчак является неоднократным победителем рейтинга «ТОП–1000 российских менеджеров» и автором публикаций в изданиях Forbes, HBR и специализированных изданиях в области HR.

В 2022 году Елена получила награду СКОЛКОВО Teaching Excellence Award 2022, которая вручается за педагогическое мастерство, высокую оценку слушателей и яркую философию преподавания.

Некоторыми наработками Елена делится в многочисленных статьях таких изданиях, как «Ведомости», Forbes Education, РБК Pro, а также в медиа Школы управления СКОЛКОВО inTrend.

Источник: www.skolkovo.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин